Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Закон психического развития согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период: Ответы на тесты по предмету «Возрастная психология. Тест 41»

Онлайн-тесты на oltest.ru: Психология развития и возрастная психология

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсихология развития и возрастная психологиявопросы46-60

1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   346-350  



46. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, — это:
самопознание

47. Желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества — это:
генеративность

48. Жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей, — это ситуация …
депривационная

49. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
эстроген

50. За пробуждение сексуальных потребностей и половое влечение подростков отвечает гормон
андроген

51. Зависимость развития психики от предметных действий — это детерминизм …

деятельностный

52. Закон научения, согласно которому если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию, — это закон …
смежности во времени

53. Закон научения, согласно которому любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта, — это закон …
подкрепления

54. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе, — это закон …
упражнения

55. Закон психического развития, согласно которому возрастное развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни, — это закон .

..
сложной организации развития во времени

56. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития, — это закон …
неравномерности возрастного развития

57. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, — это закон …
метаморфозы

58. Закон развития, согласно которому история развития индивидуального организма сжато повторяет основные стадии всего ряда предшествующих форм, — это:
биогенетический закон

59. Закон развития, согласно которому психические функции, возникающие первоначально как формы коллективного поведения, становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека, — это закон …
развития высших психических функций

60. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов — это:
детерминизм


1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   . ..   346-350  


Законы психического развития.

  1. детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом реального времени и который различается в разные периоды жизни.

  2. закон неравномерности – каждая сторона психической жизни ребенка имеет свой оптимальный период развития

  3. закон метаморфозы – развитие ребенка есть цепь качественных изменений, т.е. ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше умеет, меньше знает, меньше может и т.д., а существо, обладающее совершенно иной, качественно отличной психикой.

  4. Закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии становятся функциями самого ребенка.

По Л.С. Выготскому движущая сила психического развития – обучение – это внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Развитие не отождествлено полностью обучением, оно лишь создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает те функции, те внутренние процессы, которые по началу могут быть активизированы только при взаимодействии со взрослым человеком, а затем становится достоянием самого ребенка.

Развивая идеи Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый возрастной этап с точки зрения следующих параметров:

1) Социальная ситуация развития– отношения между личностью и ее социальной средой как движущие силы развития. Среда – это не «обстановка развития», которая в силу заключенных в ней качеств уже тем самым определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие раннее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются.

Под социальной ситуацией развитияпонимается тоособое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Божовч Л. И.).

Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из основного источника развития, тот путь по которому социальное становится индивидуальным.

Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельностиребенка, как внешней, так и внутренней. Соответственно признаком перехода от одной стадии развития к другой будет являтьсясмена ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

2) Ведущая деятельность– это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность которой ребенок отдает больше всего времени.

Признаки ведущей деятельности:

  • В форме данной деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности (игра-учение)

  • Деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы (игра – активное воображение, учение – отвлеченное мышление)

  • Деятельность от которой зависят психологические изменения личности ребенка (игра – освоение общественных форм поведения)

Ведущая деятельность– деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А. Н.).

Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка.

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые

впервыевозникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основномопределяют сознаниеребенка, егоотношениек среде, еговнутреннюю и внешнююжизнь, весьход его развития в данный период. (Л.С. Выготский)

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста (Л.С. Выготский). Новая структура сознания означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических процессов.

3) Центральные новообразования– являются ведущими для всего процесса развития на данном возрастном этапе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе. Вокруг центрального новообразования располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов (Л.С. Выготский).

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения. Изменяется в первую очередь, то реальное место, которое занимает ребенок в системе общественных отношений. прежнее место начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится изменить его.

Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни.

Физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие

Области развития подростков переплетены и находятся под сильным влиянием опыта и окружающей среды.

© Griffith University

Области развития подростков тесно переплетены и находятся под сильным влиянием опыта и окружающей среды.

Изменения в развитии, которые обычно происходят в подростковом возрасте, подробно описаны в общедоступной литературе. Важно отметить, что каждая область развития переплетается с другой — физическим, социальным, эмоциональным и когнитивным развитием — наряду с социокультурными и экологическими влияниями и опытом.

Ниже приводится краткое изложение некоторых ключевых аспектов развития подросткового возраста и природы этих изменений.

Физическое развитие

В раннем подростковом возрасте тело претерпевает больше изменений, чем в любое другое время, за исключением периода от рождения до двухлетнего возраста. Темпы роста быстрые и неравномерные, с разными темпами и темпами изменений для каждого человека. Физические изменения включают увеличение роста, веса и размера внутренних органов, а также изменения в скелетной и мышечной системах.

Половая зрелость наступает в раннем подростковом возрасте, вызванная высвобождением гормонов, которые приводят к развитию первичных половых признаков (гениталий) и вторичных половых признаков (например, развитие молочных желез у девочек; растительность на лице у мальчиков). Повышенная выработка гормонов влияет на рост скелета, рост волос и изменения кожи.

Физические изменения видны всем и подчеркивают диапазон и скорость изменений. Это иногда приводит к тому, что подростки чувствуют себя более или менее зрелыми, чем другие. Всплески физического развития у девочек происходят примерно на два года раньше, чем у мальчиков.

Социальное развитие подростков часто описывается как процесс формирования чувства идентичности и определения роли и цели. Это внешнее ощущение себя. Образ тела является ключевым фактором в развитии чувства собственного достоинства и идентичности, особенно для девочек, а семья и все чаще сверстники играют важную роль, помогая и поддерживая подростка в достижении им взрослых ролей. Риск — естественная часть пути подростка. Социальное развитие и эмоциональное развитие тесно переплетаются, поскольку молодые люди ищут ощущение себя и своей личности.

Эмоциональное развитие

То, как человек думает и чувствует о себе и других, его внутренние мысли, является ключом к его эмоциональному развитию. Развитие и демонстрация индивидуальных эмоциональных качеств, таких как устойчивость, самооценка и навыки преодоления трудностей, усиливается в подростковом возрасте из-за происходящих быстрых изменений. Школы являются важными местами для социального и эмоционального обучения и разработали политику и программы, направленные на оздоровление учащихся, часто с упором на подход, основанный на сильных сторонах.

Когнитивное развитие

Познание – это процесс, включающий мышление, обоснование и восприятие. Физические изменения мозга, происходящие в подростковом возрасте, следуют типичным моделям когнитивного развития. Для них характерно развитие когнитивных функций более высокого уровня, которое соответствует изменениям в структуре и функциях мозга, особенно в области префронтальной коры.

Структурные и функциональные изменения мозга влияют на возможность увеличения памяти и обработки. Они также могут способствовать уязвимости, например склонность к риску и повышенная восприимчивость к психическим заболеваниям.

В последние годы данные нейровизуализации развития позволили лучше понять изменения, которые происходят в человеческом мозге в подростковом возрасте. Эти данные указывают на второе окно возможностей в развитии мозга. Подростковый возраст — это период чувствительности мозга, то есть время, когда пластичность мозга повышается. В это время есть возможность для обучения и когнитивного роста, поскольку мозг адаптируется по структуре и функциям в ответ на опыт.

На следующем этапе мы объединим ключевые аспекты развития подросткового возраста с обсуждением вашего собственного опыта.

Ваша задача

Прочитайте статью Кэски и Анфары «Характеристики развития подростков». 1

  • Что из прочитанного в этой статье может изменить ваше отношение к подросткам в вашей сфере?
  • Как вы будете действовать по-другому, учитывая последствия для практики?

Делитесь своими ответами в комментариях.

Каталожные номера

  1. Каски М., Анфара В.А. Особенности развития молодых подростков: Резюме исследований [Интернет]. Вестервиль, Огайо: Ассоциация образования среднего уровня; 2014. Доступно по адресу: https://www.amle.org/BrowsebyTopic/WhatsNew/WNDet/TabId/270/ArtMID/888/ArticleID/455/Developmental-Characteristics-of-Young-Adolescents.aspx ↩

© Университет Гриффита

Каковы этапы игры? Теория игры Жана Пиаже!

Этот пост может содержать партнерские ссылки, и я могу получать комиссию, если вы совершите покупку по этим ссылкам.

Как теория, опубликованная в 1936 году, все еще может помочь вам понять ваших детей и как поощрять их когнитивное развитие?

Хотя Теория игры Жана Пиаже приближается к своему столетию, она по-прежнему используется в образовании и психологии для понимания этапов развития детей.

И я могу помочь вам понять развитие вашего ребенка, чтобы вы могли поддерживать его игру таким образом, чтобы он рос.

Что такое игра?

Когда вы думаете об игре, вы, вероятно, представляете мальчика, толкающего машины, или девочку, копающуюся в песке, но что такое игра на самом деле?

Игра – это любая деятельность, которая не является обязательной и выполняется только для собственного удовольствия. Наградой за игру является сама игра. Так что все, что вы делаете для удовольствия.

Почему важна игра?

«Игра — дело детства».

Это известная цитата, но кто ее сказал? Правильно, Жан Пиаже.

Я знаю, вы могли подумать, что это мистер Роджерс. Г-н Роджерс сказал: «Об игре часто говорят так, как если бы она облегчала серьезное обучение. Но для детей игра — это серьезное обучение».

Подождите, разве Мария Монтессори не говорила что-то подобное?

Да, конечно. Она сказала: «Игра — это работа ребенка».

Я мог бы привести еще много примеров, когда известные детские психологи и специалисты в области образования говорили, что работа ребенка — это игра.

Потому что игра очень важна. К сожалению, в современном обществе и образе жизни детям не хватает времени на игры.

Игра важна для здорового развития ребенка. Очень важно, что Организация Объединенных Наций признала, что игра является основным правом каждого ребенка.

Игра помогает детям развивать когнитивные, социальные, физические и эмоциональные области мозга.

Игра позволяет детям использовать свои творческие способности и воображение для укрепления своего физического тела и мозга.

Во время игры дети берут на себя роли взрослых, например, играют в семью или в ресторан. Они также могут победить свои страхи и справиться с любыми трудностями, с которыми они сталкиваются в своей жизни.

Это также помогает им развивать навыки решения проблем и развивать устойчивость, которые помогут им во взрослой жизни.

Сколько должны играть дети?

В современном мире часто кажется, что ни у кого, включая детей, нет времени на отдых.

 Между работой родителей, внеклассными занятиями и домашними заданиями найти время для отдыха детей может показаться невозможным жонглированием.

Некоторые исследования показывают, что дети должны 3 часа в день играть на свежем воздухе. Но дети должны регулярно играть в течение дня, а не только в течение одного длительного занятия.

Этапы игры Пиаже: как Пиаже разработал теорию

В начале своей карьеры Жан Пиаже разрабатывал вопросы для французской версии английского теста интеллекта. Он был очарован тем, почему дети давали неправильные ответы на вопросы и какая их логика стояла за этим.

Он начал думать, что эти ответы демонстрируют разницу между мышлением взрослого и ребенка. В его время дети больше рассматривались как маленькие взрослые, поэтому идея о том, что дети и взрослые думают по-разному, была революционной.

 После того, как у него появились дети, он начал наблюдать за тем, как они растут и как играют.

Пиаже разработал свою теорию, используя наблюдения за своими детьми, и разработал теорию когнитивного развития, сосредоточенную на этапах игры, через которые проходят дети.

Стадии когнитивного развития можно найти в исследованиях Жана Пиаже.

Исследования Пиаже привели его к построению своей теории на четырех стадиях когнитивного развития на основе того, как дети играют, включая сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретно-операционную стадию и формальную операционную стадию.

Стадии разбиты по возрасту от рождения до 2 лет, от 2 до 7 лет и от 7 до 11 лет, от 11 до взрослого.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Сенсомоторная стадия теории Жана Пиаже охватывает период от рождения до 2 лет. на этом этапе дети учатся с помощью своих пяти чувств, движений и изучения окружающей среды.

Хорошим способом поощрения развития в это время является предоставление детям сенсорных игр с сенсорными контейнерами с различными текстурами и игр с различными действиями, которые издают разные звуки.

Важно предоставить детям богатую среду, полную объектов, с которыми они могут взаимодействовать и задействовать все свои чувства.

Вещи, которые можно подарить ребенку:

  •  Разные текстуры и ткани: вельвет, бархат, джинсовая ткань, бумага, наждачная бумага и пузырчатая пленка
  • Вещи, издающие разные звуки: свистки, колокольчики. игрушки, которые щелкают
  • Вещи разных форм и размеров: пенопластовые блоки различной формы
  • Пространство, побуждающее к движению: треугольник Пиклера, детские тренажеры и коврики для занятий на животике

2.

Предоперационный этап (от 2 до 7 лет) )

Предоперационная стадия теории Жана Пиаже длится от 2 до 7 лет.

Этот этап начинается, когда ваш ребенок начинает больше говорить и общаться, но еще не может логически складывать мысли. В это время дети начинают играть параллельно, что означает, что они играют рядом с детьми, но не с ними.

Кроме того, на этом этапе дети с трудом видят вещи с точки зрения других людей. Дети начинают больше играть в притворные игры и ролевые игры.

На этом этапе важно, чтобы ваш ребенок продолжал учиться на реальном опыте, но также ему была предоставлена ​​возможность для ролевой игры.

Вещи, которые помогут вашему ребенку на дооперационном этапе:

  • Куклы, в том числе куклы Лотти, куклы-прищепки и детские куклы
  •  Фигурки
  •  одежда для переодевания
  •  Игрушки «Маленький мир» (предметы для создания своих маленьких миров, включая фигурки животных, куклы, кукольные домики и мебель)
  • Строительные блоки и наборы для конструирования
  • Мелки, фломастеры, ручки, карандаши и бумага для рисования
  • Книги с картинками и некоторые настольные книги, пока они еще маленькие

  3. Стадия конкретной операции (от 7 до 11 лет)

Стадия конкретной операции длится в возрасте от 7 до 11 лет согласно теории Жана Пиаже.

Ваш ребенок начнет формировать логическое мышление и сможет понять законы сохранения, согласно которым один и тот же предмет может быть разной формы и иметь одинаковую величину. Например, они смогут понять, что чашка воды — это то же самое, если она находится в высоком тонком стакане или в низком толстом стакане.

В этом возрасте дети становятся экспертами в решении проблем и хотят понять, как устроен мир вокруг них.

Вещи, которые вы можете дать своему ребенку, чтобы помочь ему развиваться на этапе конкретной деятельности:

  • Логические игры, такие как манкала и шахматы
  • Игрушки STEM (механические строительные наборы)
  • Научные наборы
  • Хобби, которые создают что-то вроде резьбы по дереву или шитья или вязание крючком
  • Игры с числами
  • Модели для сборки (модели самолетов, кукольных домиков и моделей автомобилей)
  • «Лего» и наборы «Лего»

4.

Формальный этап эксплуатации (от 11 до взрослых)

Формальный этап эксплуатации Теория Жана Пиаже от 11–12 лет до совершеннолетия.

На этапе формальной эксплуатации дети и подростки начинают понимать абстрактное мышление и могут манипулировать идеями в своей голове.

Они также смогут выполнять более сложные математические операции и творчески мыслить, а также понимать более сложные научные идеи. Они также могут понимать гипотетические сценарии и вопросы.

Вещи, которые помогут вашему ребенку развиваться на формальном этапе работы: 

  • Кубик Рубика 
  • Шахматы
  • Игры, требующие стратегии и мышления
  • Судоку
  • Множество книг по различным предметам
  • 2 хобби и глубокое погружение в хобби

Каковы ключевые элементы теории Пиаже?

Теория Пиаже состоит из четырех стадий когнитивного развития, которые всегда происходят в одном и том же порядке, никогда не пропускаются и медленно переходят в следующую стадию.

Стадии:

  • Сенсомоторная стадия (0-2 года)
  • Предоперационная стадия (2-7 лет)
  • Конкретная операционная стадия (7-11 лет)
  • Формальная операционная стадия (11 лет) 

Что такое схема по Пиаже?

Фредерик Бартлетт был первым, кто использовал идею схем в своей теории обучения, но именно Пиаже первым использовал термин схема.

Для Пиаже схема — это процесс изучения новых знаний и категория, к которой относится знание. Он считал, что схемы постоянно развиваются по мере того, как люди получают новые знания.

Согласно Пиаже, типичным примером схемы может быть понимание ребенком собаки. Для маленького ребенка у собаки есть шерсть, четыре ноги, зубы и хвост; когда она видит кошку, она также может назвать ее собакой, потому что она ставит все те же галочки.

Маленькие дети нередко называют всех животных, которых они встречают, щенками. По мере того, как они исправляются и узнают больше о разных животных, их представление о том, что такое щенок, меняется на более конкретное определение.

Четыре типа игр Пиаже и их значение для развития ребенка

Согласно Пиаже, дети играют четырьмя способами: функциональными, конструктивными, фантазийными и играми с правилами. Эти виды игры возникают на разных стадиях развития.

Пиаже считал, что то, как дети играют, показывает уровень их когнитивного развития.

Функциональная игра

Функциональная игра более физическая, например бег, скольжение, прыжки, выбрасывание коробки с игрушками и экспериментирование с миром с помощью своих органов чувств.

Этот тип игры преобладает на сенсомоторной стадии между 0-2 годами. Этот этап игры заканчивается в возрасте от 2 до 4 лет. 

С этого момента дети перейдут от простого перемещения блоков и их подбрасывания к складыванию блоков и началу конструктивной игры.

Конструктивная игра

На этом этапе игры дети хотят играть с игрушками и другими предметами для достижения цели. Например, используя блоки, чтобы построить башню.

Так обычно играют дети в возрасте от 3 до 7 лет. В конце концов, они начнут смешивать фантазийную игру со своей конструктивной игрой.

Вместо того, чтобы строить башню, они могут использовать блоки, чтобы построить маленький городок и ездить на машинах вокруг своих блочных зданий по воображаемым дорогам.

Символическая/фантастическая игра

Во время фантазии или символической стадии игры. Дети играют в придуманные игры и ролевые игры.

Это могут быть фэнтезийные игры, такие как принцессы и рыцари, или ролевые игры, такие как учитель, полицейский или мама и папа.

Лучший способ поддержать и поощрить вашего ребенка на этом игровом этапе — дать ему нарядную одежду и поиграть с ним в притворство. Часто они хотят сказать вам, что делать во время игры.

Эта стадия может начаться в возрасте 3-4 лет и продолжаться до 11-12 лет.

Игры с правилами 

Последний этап игры – это игры с правилами. Во время этого типа игры дети играют с друзьями в игры с предустановленными правилами, такими как теги или прятки.

Это может также включать настольные игры и видеоигры.

На этом этапе дети понимают, как следовать правилам, и если кто-то нарушает правила, в игре есть последствия. Они понимают такие идеи, как сотрудничество и любят соревноваться.

Эти игры обычно начинаются в возрасте 7 лет и продолжаются во взрослом возрасте.

Выбирая игрушки для своего ребенка, следует учитывать, на каком этапе развития он находится, и какую игру он выполняет на этом этапе.

Например, вы бы не стали покупать настольную игру для 18-месячного ребенка, но играть в нее с 7-летним ребенком может быть весело для вас обоих.

Вы хотите выбрать игрушки, которые лучше всего помогут вашему ребенку развиваться на его этапе.

Вы можете узнать больше о моих рекомендациях по игрушкам здесь, в моих руководствах по подаркам, которые основаны на когнитивном развитии и теории игры.

Ссылки:

https://pediatrics.aappublications.org/content/119/1/182#:~:text=Play%20allows%20children%20to%20use,important%20to%20healthy%20brain%20development. &text =Это%20является%20через%20играть%20в%20%20мире%20вокруг%20их.

https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007%2F978-0-387-79061-9_2578#:~:text=Определение,взаимодействия%20с%20%20физической%20средой.

Этот пост может содержать партнерские ссылки, и я могу получать комиссию, если вы совершите покупку по этим ссылкам. Сегодняшние дети растут с технологиями как с развлечениями, что НЕ очень хорошо. Toniebox позволяет детям получить увлекательную, расслабляющую, вдохновляющую альтернативу без экрана. Почему игрушки без экрана так важны?…

Этот пост может содержать партнерские ссылки, и я могу получать комиссию, если вы совершите покупку по этим ссылкам. Коробки подписки могут быть забавными и познавательными, поощряя обучение в игровой форме, которое многие из нас являются большими поклонниками. Когда мы заказываем коробки с подпиской, мы обычно делаем это ежеквартально, чтобы каждый месяц менять их. Например,…

Этот пост может содержать партнерские ссылки, и я могу получать комиссию, если вы совершите покупку по этим ссылкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *