Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Запрос клиента в психологическом консультировании: Запрос клиента — Психологос

Запрос клиента — Психологос

01 января 2010 г., 14:55

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Запрос клиента — то, что клиент хочет получить в результате, его задача, которую он должен сформулировать как цель.

Первое, с чем сталкивается психолог-консультант — это отсутствие запросов. Люди приходят с жалобами, а не с запросами.

Конечно, исключения бывают. Деловые люди, приходящие на коучинг, часто приходят с запросами очень грамотными и продуманными. А вот домохозяйки и молодые девушки с личными вопросами чаще приходят с невнятными жалобами и неадекватными запросами. Им проще переживать, чем думать и точно формулировать свой запрос. «Мне плохо, помогите!» «У меня вот такие проблемы…» и «Что мне делать?» — это не запросы, а разводилово на жалость. Отвечать на вопрос «Что мне делать?», не уяснив, что клиент хочет на самом деле — не стоит. «Что у вас плохо, понятно. Что вы не хотите — услышали. А что вы хотите?» — Как правило, звучат общие слова, часто в негативных формулировках (избавиться, прекратить), но и это уже шаг вперед.

Например. «Что я поняла из твоего письма? Проблем у тебя много: ты бываешь одинок, ты сердишься на родителей, при этом ты разумен и бываешь энергичным. Твое письмо большое, но главного в нем я не поняла: что ты хочешь, какие задачи ставишь. Если ты хочешь работать — придумай, догадайся, определи: чего ты хочешь. Напиши мне, пожалуйста, одну, две, три свои цели. И я тебе скажу, с какими из них я буду работать».

На этом этапе главная задача консультанта — перевод жалоб клиента в его цели и задачи.

Не с каждым запросом вам нужно работать. Иногда необходимо убедиться, что клиент пришел к вам именно с тем, что он говорит, а не с какими-то другими, посторонними для психологической консультации целями. Может быть, он просто к вам клеится? Другой нередкий вариант «пустого» запроса — придумывание клиентом проблемы, которой на самом деле не существует.

Часто это разговор о страхах. Обязательно уточните, как часто возникает у нее страх, который ее беспокоит, в чем он конкретно выражается и какие реальные беспокойства он приносит. Если окажется, что это страх высоты, который возникает раз в несколько лет, когда девушка подходит на горе к пропасти, то, видимо, девушке дешевле не подходить к краю пропасти, нежели за деньги работать на эту тему с консультантом.

Кто должен формулировать запрос клиента? — Казалось бы, странный вопрос, поскольку вроде бы очевидно: свой запрос должен определить и сформулировать сам клиент. Это его жизнь, это ему плохо, он и знает, что ему нужно. Однако — не все так просто. Обычная ситуация начала консультации — это отсутствие внятного запроса. Клиент готов раз за разом описывать свою проблему (проблемы за проблемой) и смотреть на консультанта жалобными глазами в надежде, что тот все понял и сам ему скажет, в чем его запрос. Вариант — ожидает лечения… Тут ошибкой может быть как формулирование запроса за клиента, так и отсутствие помощи клиенту в выборе и формулировке его запроса.

Если клиент ленится думать и хочет, чтобы консультант трудился за него: делает несчастные глаза и разыгрывает позицию Жертвы, не стоит за него выполнять работу по формулированию его запроса, не стоит подкреплять его дурную привычку жалеть себя и эксплуатировать других. Тут хорошо настоять, чтобы клиент определил свой запрос сам. Он раз за разом рассказывает о своих проблемах, вы раз за разом спокойно выслушиваете и интересуетесь: «Понятно. А что вы хотите?» Отвечать на вопрос «Что мне делать?», не уяснив, что клиент хочет на самом деле — не стоит. На вопрос «Что мне делать» самый простой ответ — вопросом: «А что вы хотите?»

Иногда можно немного помочь, но формы и размеры помощи здесь разнообразны, от ироничного «Вы хотите об этом поговорить?» «Вы хотите поужасаться вместе со мной?» до более конструктивного: «Вы хотите, чтобы я сделал для вас — что?» или «Что будет для вас настоящим результатом нашей консультации?»

Имейте терпение, не надейтесь всегда получить на это разумные ответы. И пусть вас не вводят в заблуждение формулировки: «Хочу изменить ситуацию, не знаю как». «Есть несколько вариантов решения – не могу выбрать». «Знаю, что хочу сделать, но не могу решиться на первый шаг» — варианты психотерапевтического реагирования.

Не ведитесь: это продолжается разводилово на жалость. Вслушайтесь: это негативные формулировки, тут есть только жалоба на проблему, но нет постановки как либо конкретной цели. И клиент ждет, что вы за него сделаете его работу.

Если же клиент старается, честно ищет решение проблемы, но ему не хватает опыта и квалификации свою ситуацию правильно проанализировать, чтобы грамотно сформулировать проблему и поставить задачу — ему вполне можно помочь, когда-то предложив ему те или иные формулировки его возможных целей, а когда-то полностью решив за него, какая у него проблема, к чему теперь ему нужно стремиться, какие задачи ставить и что конкретно теперь следует делать. Такие вопросы опытный консультант решает самостоятельно.

Частая ситуация, когда клиент сам не знает, на что жаловаться, потому что жаловаться готов на все подряд. Еще тяжелее, если это семейное консультирование, и супруги вываливают на консультанта проблему одну за другой. В этой ситуации, если клиент дает, по сути, несколько проблем нам на выбор, право консультанта самому определить, чем следует заниматься. Ориентиры для выбора: с чем справится консультант (не беритесь за задачки, которые не знаете как решать), с чем справится клиент (берите самую простую для клиента задачу), где результат будет более очевидным (близким и наблюдаемым, который можно проконтролировать и на факт которого можно позже опираться).

Нужно учесть, что во многих случаях клиент формулирует своей запрос и цель, исходя из мифов популярной психологической литературы: в случае плохих отношений в коллективе он может быть убежден, что все дело в манипуляциях окружающих, соответственно ставит задачу научиться противостоять манипуляциям, не замечая, насколько конфликтно его собственное общение. Или, в другой ситуации за ситуацией неуверенности девушка сразу видит проблему нехватку родительской любви в своем детстве и просит научить ее любить себя, раз уж не ей не хватило в детстве родительской любви. В этих случаях идти по пути клиентского запроса — неконструктивно, в таких случаях задачу консультации формулирует консультант, как человек более компетентный в подобного рода ситуациях.

Так же, как врач решает, как вас лечить правильно. Если у вас болит живот, то или иное направление лечения после обследования должен определять специалист: он специалист, ему виднее.

Как правило, тупиковыми оказываются запросы типа: «Мне важно понять, чего я хочу», «Почему со мной это постоянно происходит?», «Я просто хочу разобраться в ситуации», или «Мне не понятно, почему он так поступает!» Более продуктивными оказываются формулировки не понимательные, не феноменологические, а действенные, поведенческие: «Помогите мне определиться, в какой институт поступать», «Хочу научиться строить долгосрочные отношения с достойными мужчинами», «Хочу сделать выводы, как на будущее мне себя вести в такой-то ситуации», «Какую позицию мне занять в отношении моего молодого человека, если у меня на него такие-то планы, а он занял позицию следующую…»

Как и при формулировки любой цели, самыми важными моментами в формулировке запроса обычно оказывается позитивность формулировки, конкретность и ответственность.

Чем быстрее консультант переведет клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, поможет так или иначе сформулировать конкретную задачу консультации, тем успешнее пойдет все дело дальше.

  • Запрос клиента
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (10):

Гость, 24 сентября 2012 г., 18:44

Большое спасибо! Замечательная статья и разъяснительная! Мне очень понравилась. Спасибо!

Гость, 28 декабря 2014 г., 08:28

Обычный человек всего этого не знает, приходит к психологу и начинает сыпать формулировками из графы «Как НЕ надо делать». И уже только после этого господа психологи объясняют в лучшем случае половину из написанного выше, в худшем — просто просят переформулировать. То есть если ты идёшь к психологу, то ты должен знать кто такие психологи в целом, какими вещами они занимаются и как правильно с ними обращаться. А заодно выучить половину науки психологии. Разве это правильно? Мне в такой ситуации с психологами не комфортно.

3

ответа

Гость, 19 июня 2015 г. , 14:01

Поддерживаю. Исходя из содержания статьи, клиенту перед посещением психолога необходимо вручить инструкцию по порядку обращения к психологу, чтобы облегчить ему прием.

1

ответ

Гость, 14 сентября 2021 г., 15:32

Спасибо, очень полезная статья, все, как по учебнику современной программы консультирования!

Боря, 07 февраля 2016 г., 21:38

От человека требуется одно — обращаться к психологу с конкретным вопросом, открыто говорить, ЧЕГО он хочет на консультации. Выучить полнауки психологии или целую науку — это не ваша задача.

Гость, 22 декабря 2018 г., 20:34

Приходить к психологу можно каким угодно. Я думаю, здесь имеется в виду, что клиенту, для самого себя необходимо сформировать конкретную цель, к которой он/она, при поддержке специалиста, будет стремиться. Это важно, поскольку, когда нет более менее ясного понимания, ради чего организуются встречи со специалистом — нет и результатов, удовлетворяющих как клиента, так и специалиста

1

ответ

Гость, 15 октября 2020 г. , 15:19

Меня в прошлом году так и не принял психолог. Каждый раз я приходила, и ему не нравился мой запрос. Пока я не передумала и вовсе к нему ходить. Пришла за помощью, а выбесил ещё больше. У меня не психологическое образование, и я понятия не имею, какой нужен запрос психологу. Прочитав данную статью хотя бы понятно стало, что к чему. Спасибо.

Гость, 06 сентября 2021 г., 12:17

Благодарю, очень хорошая статья!

Гость, 10 сентября 2021 г., 08:34

Запрос должен формулировать психолог и только психолог, а клиент и знать этого всего не может без 20 лет обучения. Что за сущность в его подсознании говорит в данный момент и чего хочет — это есть задача психолога выяснить, вычислить, проанализировать и смоделировать хорошую реальность.

1

ответ

Гость, 14 сентября 2021 г., 15:31

И судя по Вашей логике, если в конечном итоге психолог неверно сформулирует этот запрос за клиента, что будет тогда? Кто будет возмещать зря потраченное время, деньги и усилия клиента? Возможно, в клинической практике, когда клиент — это пациент оно и так, но в моем понимании, здесь речь идет о психологическом консультировании Консультант-Клиент.

В случае консультации Консультант-Клиент, запрос клиента формирует только клиент. Кроме того, для того, чтобы и психологу и клиенту понять, что запрос сформирован клиентом корректно и работа ведется в нужном направлении, в конце каждой консультации психологом применяются вопросы-маркеры, позволяющие оценить качество и продуктивность работы над этим самым запросом, ведь оценивает в конечном итоге свое состояние клиент.

В противном случае, можно сколько угодно сессий разглагольствовать о том, что работа ведется продуктивно, а в итоге реальных позитивных результатов практически не будет.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Как формулировать запрос

Как и при формулировки любой цели, самыми важными моментами в формулировке запроса обычно оказывается позитивность формулировки, конкретность и ответственность. Есть большое число типичных запросов негативного характера, с которыми уважающих себя (и клиента) консультант работать не будет, типа «Как преодолеть свою лень?» или «Как защищаться от манипулирования?» Эти вопросы нужно знать, чтобы на них не попадаться.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Методика и основные формы консультативной практики

Можно ли говорить о методике приготовления еды вообще? Едва ли. Суп готовится по одной технологии, салат — по другой, грибы маринуются по третьей технологии. Аналогично, разговор о методике психологического консультирования может быть серьезным только в том случае, если мы говорим, о чем конкретно идет речь, а какой форме работы.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Негативные запросы клиентов

Из 10 писем, приходящих с просьбой о консультации, 9 содержат запрос в негативной форме: «как избавиться, как перестать, как прекратить, как не обращать внимание…» Негативная постановка цели — типовая болезнь наших клиентов. А наша задача, задача консультантов — приучать клиентов вместо разговоров о том, что ему не нравится, от чего он хочет уйти, формулировать чего он хочет, к чему он хочет придти, приучать к грамотной постановке цели.

2Подробнее

31 дек. 2004 г.

Реагирование на озадачивание проблемой

Если к вам когда-то подходят люди (сотрудники, или близкие люди) и начинают с «Хочу посоветоваться…», будьте внимательны. Если после этого они излагают конструктивную программу и четко указывают, по каким пунктам они хотели бы услышать ваше мнение — ответьте на запрос по существу. Если же после этого начинается песня: «Ой, я не знаю…», отнеситесь к этому так, как будто они просто что-то важное — забыли.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Реагирование на жалобу о проблеме

Есть люди, которые жаловаться любят, и таких людей немало. Иногда это сваливается на нас без объявления, иногда красиво формулируется как «Хочу попросить совета (или помощи)», когда-то говорится открыто «Хочу пожаловаться на жизнь…». Четкого списка адекватных и неадекватных реакций на жалобы и жалующегося — нет и, наверные, быть не может.

0Подробнее

Типы запроса

Запросом называется явно выражаемая клиентом просьба или жалоба, содержащая словесную формулировку своих трудностей, разрешения которых он ждет от психолога.

  1. Неконструктивные запросы

  1. Нереалистичные запросы. Такие запросы содержат в себе пожелание, которое явно невозможно выполнить, обычно оно предусматривает в качестве цели какое-то идеальное состояние. Клиент использует слова типа «всегда» или «никогда». «Хочу всегда быть спокойным» или Хочу больше никогда не злиться на мужа/жену» или «Как сделать , чтобы ребенок всегда меня слушался?» и т.д. Люди с подобными запросами ориентированы на идеализированные требования (перфекционизм) к себе, к людям и миру. На самом деле их пожелания служат лишь средством защиты от реальных проблем, решения которых они избегают. Им следует оказать помощь в переформулировании своих запросов, для этого необходимо показать неосознаваемые ими проблемы. «Наверное вам почему-то трудно сохранять спокойствие». Следует предложить клиенту для начала избавиться от завышенных и нереалистичных требований к самому себе, а затем поставить другие задачи.

  2. Неопределенные запросы. Клиент не может конкретно определить, что же он хочет. Например, клиент рассказывает длинную историю (или много историй) не делаю выводов и не формулируя своих желаний. Или формулирует проблему совершенно абстрактным и заумным способом, или просто высказывает гнев и возмущение по поводу других людей, или рассказывает о чем-то для него эмоционально значимом, но не говорит,что бы он хотел получить от терапевта. Такие клиенты часто либо сами не понимают, что они хотят, либо надеются на инициативу терапевта, ждут совета как от друга, хотят, чтобы их пожалели, либо бояться терапевта и т.п. Следует задавть наводящие вопросы и максимально конкретизировать запрос. Можно спросить «Чем же я могу вам помочь?».

  3. Манипулятивные запросы. Такой запрос содержит в себе просьбу об изменении не самого обращающегося, а третьих лиц, т.е. об управлении другим человеком без его согласия.

    Потрясает вопиющая безграмотность подобных обращений. В случае манипулятивного запроса психолог должен разъяснить, что мы не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более если они этого не хотят. Такой запрос следует перевести в русло работы с самим обращающимся, с его проблемами, которые могут быть связаны с третьими лицами. Манипулятивный запрос проявляется в желании управлять отношениями другого, его мнением, его желаниями, поведением или эмоциями. Это неприемлемо. Особый случай – стремление клиента манипулировать самим психологом. Психолог может обнаружить его не сразу, но чем раньше, тем лучше. Некоторые клиенты приходят на консультацию только лишь для того, чтобы «победить» терапевта, или доказать что с ним все равно нельзя ничего сделать, или заставить терапевта проявлять к ним жалость, или для того, чтобы терапевт принял на себя ответственность за проблемы клиента и т.д.

  1. Конструктивные запросы

  1. Запрос об информации. Клиент хочет просто получить психологическую информацию по важным для него вопросам. Такие запросы достаточно часто встречаются ввиду вопиющей психологической безграмотности населения, нехватки популярных знаний по многим важнейшим темам, распространенности ряда заблуждений. Две формы такого запроса:

А) Запрос о границах нормы или причинах симптома. В данном случае клиенты интересуются тем, насколько серьезно то, что их дети, близкие или они сами проявляют какие-то неадекватные способы поведения или эмоциональные реакции;

Б) Запрос о возможностях психологического изменения и его прогноз. В этом случае клиентов волнует вопрос о возможности коррекции, прогноз событий, если заниматься или не заниматься коррекцией, какая нужна коррекция, какова ее длительность и т.д.

  1. Запрос о помощи в самопознании. Этот запрос имеет много общего с предыдущим, но требует более глубокого исследования. Три формы:

А) об определении способностей или выбора профессии; Здесь, прежде всего, необходима психодиагностика, порой лучше переадресовать запрос к специалисту в области профориентации. Однако может понадобиться простое собеседование, и иногда терапевтическая работа.

Б) о структурировании Я-концепции; Этот вариант предполагает исследование личности. Человек интересуется, какой он на самом деле, какой у него характер. Следует выяснить, а какие мотивы заставляют клиента искать ответ на вопрос, а что в его жизни не так.

В) о помощи в самопринятии и самопонимании. В Данном случае клиент хочет лучше понять самого себя, уладить какой-то внутренний конфликт, понравиться самому себе. В подоплеке таких запросов может быть чувство вины, родительские директивы типа «ты не такой» и др. глубинные причины. Поэтому здесь необходима серьезная терапевтическая работа.

  1. Запрос о помощи в саморазвитии. Несколько форм такого запроса:

А) о развитии когнитивных способностей(памяти, мышления, внимания и т.д.) В этом случае клиента лучше перенаправить в одну из многочисленных групп, занимающихся тренингами соответствующих способностей, или посоветовать соответствующую литературу для самостоятельных занятий. Однако следует выяснить почему возникла такая потребность, не скрывается ли за этим какая-то другая проблема, или комплекс неполноценности.

Б) о развитии коммуникативных навыков (общения)Данный вариант запроса решается также за счет специальных тренингов различного уровня и направленности. Существуют тренинги межличностного общения, тренинги уверенного поведения, тренинги делового общения и т.д. Также следует разобраться в подлинных мотивах клиента, может быть дело не в отсутствии навыков общения, а в наличии каких-то комплексов.

В) о развитии навыков саморегуляции (релаксации, управления эмоциями и т. д.)Этот вариант лучше всего решается на группах телесной терапии, йоги, релаксации, свободного дыхания и т.д. Иногда можно обойтись простыми советами по саморегуляции.

  1. Запрос о трансформации. В этом случае клиент хочет добиться серьезных изменений в своей личности или состоянии. Существуют четыре основные формы этого запроса:

А) О личностном росте. Это такое изменение личности, при котором достигается ее развитие, переход на новый эмоционально-интеллектуальный уровень. Это качественный переход, когда проблемы предыдущего этапа становятся простыми, легко решаемыми.Человек обретает большую широту взглядов, большую гибкость и способность понимать других людей, начинает воспринимать жизнь стратегически, а не реагировать на ситуацию, развивается его философия жизни. В случае такого запроса рекомендуются группы личностного роста. При этом важно выяснить какую цель преследует клиент, стремясь к личностному росту. Это поможет сориентировать его, либо поработать индивидуально.

Б) Экзистенциальный запрос.Предполагает вопросы типа: как найти смысл жизни? Как достичь самореализации? Как жить здесь и теперь? В. Франкл и экзистенциальная психология.

В) Об изменении жизненного сценария. «Хочу стать другим человеком», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь». Теория транзактного анализа Э. Берна и теория стиля жизни А.Адлера. Чаще всего причиной неудовлетворительного сценария являются детские решения, принимаемые ребенком на основе родительских предписаний.

Г) О достижении личной целостности. Выражается в первичном ощущении внутренней противоречивости, отсутствии подлинности бытия. «Хочу обрести внутренний мир», «Хочу стать самим собой» и т.д. За этим запросом может скрываться проблема личной идентичности, конфликт между желаниями личности и требованиями общества, последствия родительского предписания «не будь собой».

  1. Запрос о снятии симптома. Это наиболее распространенная форма запроса, когда клиент хочет избавиться от неприятных для него последствий своей психологической проблемы. Другой вопрос, хочет ли он решать эту проблему. Симптомов великое множество, но их можно объединить в следующие группы:

А) Жалобы на эмоциональные нарушения. Это и депрессии, и фобии, и тревоги, и постстрессовые состояния, и эмоциональные зависимости, и чувство вины и стыда, и душевная боль, и горе, и печаль, и разочарование, и неуправляемый гнев, и навязчивые мысли и действия.

Б)Психосоматические нарушения. Их чрезвычайно много: это головные боли, некоторые болезни органов дыхания (хронический ринит, астма), ряд сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма и др), ожирение, нервная анорексия, булимия, язва желудка и ДПК, запоры, диарея, определенные нарушения работы щитовидной железы, нейродермит, псориаз, ревматоидный артрит, некоторые гинекологические заболевания, предменструальный синдром, сексуальные расстройства.

В) Коммуникативные проблемы. Это не просто отсутствие навыков общения. Коммуникативные трудности могут быть следствием социофобии, речевой фобии, чувства стыда или вины, чувства неполноценности или отверженности. Они могут быть результатом тех или иных особенностей характера (вспыльчивость, дистимность), а иногда и следствием серьезного психологического заболевания. К этой категории можно отнести и застенчивость, и неспособность понимать и выражать чувства (алекситимия), и заикание и т.д.

Г) Когнитивные нарушения. Могут затрагивать любые психические процессы, ответственные за познание мира. Это нарушения памяти, внимания, мышления и восприятия, такие как ложные воспоминания, замедленное мышление, рассеянность внимания, те или иные виды амнезии, дезориентировка сознания и т.д.

Д) Нарушения характера. Искажения характера встречаются в той или иной форме повсеместно. Они предопределяют многочисленные психологические проблемы, с которыми сталкивается личность. Такие искажения в психологии называются акцентуациями характера, т.е. когда та или иная черта оказывается сильно выраженной и определяет неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции. При чрезмерном развитии той или иной патологической черты характера можно говорить не об акцентуации, а о психопатии (расстройстве личности). В ходе консультаций можно диагностировать ту или иную черту характера, дать клиенту соответствующие разъяснения, дать совет, как найти позитивное применение данной особенности характера или постепенно компенсировать ее. Консультант должен помнить, что за фасадом многих симптомов и проблем стоят устойчивые черты характера, без коррекции которых первичная задача решена быть не может.

АНАЛИЗ ЗАПРОСА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Задача психолога — привести запрос в максимально конкретную форму, доступную для решения, или отклонить его ввиду неразрешимости, но предложить в этом случае реалистичную задачу, решение которой могло бы способствовать личностному росту клиента и улучшения его жизни.

Анализ запроса должен привести к заключению терапевтического контракта между клиентом и консультантом. Контракт всегда сосредотачивает усилия на главной задаче. Без контракта процесс терапии рискует постоянно отклоняться в неизвестном направлении, поскольку каждый частный вопрос может вызывать множество новых вопросов и ассоциаций, в результате производиться много работы, но она остается бессистемной и не приводит ни к каким результатам. (есть виды терапии где контракт не заключается – гештальттерапия, психоанализ, гуманистическая терапия).

Обычно контракт заключается устно в форме выражаемого соглашения о том, какая основная цель должна быть достигнута.

Важнейший смысл контракта состоит именно в том, что клиент обязуется работать над самим собой, ведь без его активного и ответственного участия ничего не получиться.

Над заключением контракта клиент работает вместе с терапевтом, но заключает его, по сути дела, с собой. Контракт иногда необходимо перезаключать по ходу терапии, если выясняется, что какая-то другая задача оказалась более значимой.

Контракты могут быть простыми и неопределенными.

Простой контракт – клиент сразу предлагает конкретную задачу, при этом понятно для чего ему необходимо ее решение, и очевидна его готовность к сотрудничеству.

Неопределенный контракт – клиент затрудняется с формулировкой своей проблемы, может бояться выразить свои истинные цели, может говорить очень неконкретно, не понимая для чего ему все это нужно. И здесь терапевту нужно провести работу по уточнению и формулировке действительно важного для клиента контракта. С помощью следующих средств:

  • Логический анализ (уточняющие вопросы, выявление противоречий, конкретизация понятий и сведение их к определенным терминам и т.п.)

  • Упрощение выражений (терапевт просит клиента сказать тоже самое, но простым языком)

  • Иллюстрация примером (терапевт просит клиента объяснить проблемную ситуацию с помощью примера)

  • Моделирование (проиграть проблемную ситуацию в «здесь и теперь»)

  • Выявление целей (спросить клиента для чего ему необходимы те результаты, к достижении. Которых он стремиться, «Что вы будете делать, когда данная проблема уйдет из вашей жизни?», «Что вы получите хорошего, когда избавитесь от этой фобии – депрессии, заикания?» «А зачем ванн надо это менять?»)

НЕПРИЕМЛЕМЫЕ КОНТРАКТЫ

В ряде случаев терапевт может столкнуться вроде бы с адекватно сформулированным, мотивированным, но все-таки неприемлемым контрактом, предлагаемым клиентом. Если терапевт допустил ошибку и принял такой контракт, то работа будет неуспешной до тех пор , пока контракт не будет пересмотрен.

  1. Родительский контракт. Это контракт исходящий из родительского Эго-состояния клиента. Заключая контракт, он предъявляет к себе требования, которые должен выполнить. Если «должен», это значит, что «не хочет» ничего выполнять. Поэтому, приступая к выполнению контракта, он превращается в Ребенка, который с помощью различных хитростей или прямого саботажа сопротивляется его выполнению. При этом терапевт, который принял контракт, начинает играть роль Родителя клиента, и уговаривает, распекает, пытается добиться от последнего выполнения его собственных пожеланий. В такой ситуации у терапевта ничего не получается, а клиент начинает еще суровее критиковать себя и испытывать свою разросшуюся вину. К родительским контрактам относятся, как правило, все контракты типа перестать пить, курить, переедать, принимать наркотики и т.д. Сюда же могут относится контракты заставить себя учится, писать диссертацию, рано вставать, убирать квартиру и т.д. С позиции Родителя клиент понукает и обвиняет самого себя, а с позиции Ребенка – сопротивляется, испытывает отчаяние и вину. Чувство вины, с его точки зрения, является достаточной расплатой за то, что он ничего не делает для достижения успеха. При обнаружении родительского контракта, терапевт договаривается с клиентом добавить в него следующие слова: «Я все равно добьюсь успеха, даже если это понравиться моему терапевту, моей группе, моей матери(отцу)». Одним из важнейших моментов, позволяющих решить эту проблему, является отказ клиента испытывать вину и стремиться к победе над Родителем. Бывает, что клиент предлагает нормальный контракт, но в ходе работы над его выполнением он незаметно подменяет его родительским, ставя терапевта в позицию Родителя по отношению к себе. При этом отвечает терапевту в духе6 «Да, это все правильно, но…», за этим «но» следует длительное объяснении почему он не может это сделать. Если вы это заметили, то стоит похвалить клиента за силу, ум, изворотливость, проявленные при сопротивлении. Например, «Ты молодец, здорово ты меня провел!», «Ты просто герой сопротивления, я бы тебе медаль выдал!». Так или иначе терапевт работает над тем, чтобы Внутренний ребенок клиента вновь решил жить и быть здоровым, чтобы клиент хотел добиться результата для себя, а не потому что он должен кому-то.

  2. Контракты на изменение других. Клиент считает, что для решения его проблемы необходимо, чтобы изменился не он, а кто-то другой: жена/муж, родители, дети, все люди на свете… А они об этом даже и не знают. На самом деле такая постановка вопроса помогает ему избегать ответственности за свои проблемы, он уверенно связывает свои страдания с поведением других людей или обстоятельствами или отрицает свою автономию. Более того, он настаивает на своей зависимости, он представляет себя жертвой других людей, не имеющей своей воли и, похоже, не имеющей разума. Подобный контракт необходимо отклонять, но вместо него следует предлагать другой, основанный на тех целях, к которым стремится клиент, предлагая достичь их вне зависимости от поведения других людей. Человек сам выбирает свои чувства и поведенческие реакции, никто не может заставить его чувствовать себя плохо и вести себя неправильно, за исключением случаев прямого насилия, угрозы жизни ограбления и т.д. (это краеугольное положение психологии). Если индивид ощущает эмоциональную зависимость от других людей или обстоятельств, то необходимо работать против этой зависимости, помогая ему обрести самостоятельность и уверенность. Если он подвергается эмоциональному шантажу и давлению, то можно помочь ему научиться противостоять подобным воздействиям. Манипулятивный контракт может проявляться не сразу. Сначала предлагается нормальный контракт, скажем, чтобы избавиться от чувства зависти. Однако когда терапевт пытается помочь клиенту изменить свои мучительные чувства, он выдвигает тезис о том, что не может изменить свои чувства, пока не будет иметь то, что не хуже, чем у кого-то другого. Поскольку терапевт не может дать клиенту, то, что тот хочет, то он чувствует себя в ловушке. В таком случае клиенту следует объяснять, что наверное он обратился не к тому специалисту, что психолог является специалистом во внутреннем мире человека, там он и может добиться изменений, но только при содействии самого клиента и никак иначе.

  3. Игровые контракты. Это контракты, которые втягивают терапевта в игру (по Э.Берну). Клиент хочет, чтобы терапевт одобрил то, что причинит ему боль или сделает его несчастным. На внешнем плане он выдвигает вроде бы благовидную цель, но на самом деле стремиться к достижению другой, скрытой цели, приводящей не к решению, а к усугублению проблемы.

  4. Вечные контракты. Некоторые клиенты готовы очень усердно работать над достижением цели, которой почему-то никак не могут добиться, но уверены, что в будущем это обязательно свершиться. Когда терапевт предлагает им изменить что-то в себе прямо сейчас, они находят разные предлоги, чтобы этого не делать. Такие клиенты, решая проблему, не рассчитывают на результат, он их пугают, они полагают, что это само произойдет когда-то. Их секретный план — оставаться несчастными до полного исцеления. Деятельность по самоанализу и «косметическому ремонту» становиться самоцелью. Предлагается заключать с такими клиентами единственный контракт – перестать заставлять себя страдать по поводу прошлого. Им необходимо помочь принять самих себя и научиться получать удовольствие от жизни.

  5. Скрытые контракты. Терапевт может невольно заключить с клиентом скрытый контракт, который препятствует исполнению основного контракта. Скрытый контракт состоит в том, что тем или иным образом терапевт вместе с клиентом отрицают наличие у последнего силы и автономии, достаточных для решения его проблемы, — клиент превращается в жертву. Это скрытое соглашение о том, что клиент может избегать достижения объявленной цели, а терапевт не будет ему в этом препятствовать. Например, терапевт потакает клиенту, когда тот избегает тех чувств, которые следует пережить, когда он не хочет думать над своей проблемой, не хочет действовать. Терапевт соглашается с тем, что клиент не может этого делать. Даже построение тех или иных вопросов порой содержит в себе разрешение на то, чтобы клиент мог избегать ответственности и не справляться с простыми задачами.(Можетели рассказать мне..?, Когданачаласьваша депрессия?). Слова клиента, когда речь заходить о необходимости что-то сделать: — Я попытаюсь, Я попробую. На деле это означает, что клиент собирается заменить действия попыткой. Поэтому необходимо сказать «Пробовать – значит не делать», или иронически «Попробуйте, попробуйте..», или директивно «Не надо пробовать — просто сделайте это прямо сейчас». Еще одно утверждение клиента «Я не могу». Как правило это относиться к простым и очевидным действиям, которые он, конечно же может, но не хочет. Нужно попросить его сказать «Я не хочу» или «Я не буду». (Если терапевт признает, что обстоятельства заставляют человека чувствовать, то клиент тут же оказывается жертвой и проблема не имеет решения.) Человек может считать, что другие люди заставляют его чувствовать злость, вину, унижение, обиду, страх. Однако это справедливо для случаев прямого физического воздействия. Человек сам выбирает свои чувства, и обычно это те чувства, которые уже стали чертой его характера. Еще один прием клиента, заключается в том, чтобы говорить о задаче в неопределенной форме, но так чтобы терапевт принял это выражение за конкретные намерения. Для этого используются слова «может быть», «вероятно», «возможно», «наверное». К категории способов обмануть терапевта и самого себя также относиться «первое жульничество». Клиент обычно в самом начале встречи объявляет о каких-то своих особенностях, которые делают результат терапии маловероятным. Он говорит об этом как бы между делом, и терапевт может этого не услышать, но у клиента создается ощущение, что он честно предупредил и может теперь следовать тому, что сказал о себе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ

Дополнительные контракты необходимы для успешного выполнения основного контракта. Виды:

  1. Клиенту предлагается сказать или вписать в основной контракт определенные фразы. Например, «Я добьюсь успеха даже если это понравиться моему терапевту, моей группе и моей маме.»

  2. Антисуицидальные контракты. Они необходимы в работе с клиентами, совершавшими попытки самоубийства или имеющими такие склонности.

  3. Антитабачный, антиалкогольный, антинаркотический. Эти контракты заключаются если ведется работа по избавлению клиента от табачной, алкогольной и т.п. зависимости.

  4. Антипсихозный контракт, заключается при работе с психотической личностью.

КОНТРАКТЫ С КЛИЕНТАМИ ПОНЕВОЛЕ

Это могут быть алкоголики, которых жены заставили лечиться; наркоманы, которых принуждают лечиться родители; дети с асоциальным поведением; подростки не желающие учиться и т.д. Клиент, пришедший поневоле, считает, что ответственность за его изменения лежит на тех, кто его направил на терапию. Ему это не нужно, и он скорее будет сопротивляться, чем сотрудничать. Поэтому предлагается первым делом узнать у клиента, что от него хотят эти другие, чтобы ни в коем случае не занять их позицию. А потом поинтересоваться, чего он сам бы хотел изменить в себе, чтобы добиться каких-то своих целей. Как ни странно, но решая вопрос об изменениях, которые хотят клиенты поневоле, терапевт способствует и достижению тех целей, которые ставят перед собой те, кто направил к нему этих клиентов.

Внушаемость клиента: руководство для начинающих специалистов в области психического здоровья

В контексте лечения психических расстройств внушаемость относится к уязвимости клиента перед принятием информации, предоставленной третьей стороной, за истинную, независимо от ее достоверности. Это может привести к тому, что клиент предоставит неточные предположения или утверждения в вербальном, невербальном или повествовательном формате. Под влиянием ряда индивидуальных, психосоциальных и контекстуальных факторов клиент может быть убежден, что события развивались не так, как на самом деле, или что события, которых никогда не было, действительно произошли.

Такое поведение часто встречается, когда клиенты не уверены в том, что произошло или что является правдой, им не хватает уверенности в собственных воспоминаниях или способности понимать, или они не могут отличить, что реально, а что нет. Таким образом, внушаемость может серьезно ограничить способность клиента ориентироваться на различных этапах системы психического здоровья.

Внушаемость — сложное и многогранное явление, которое специалисты по лечению психических заболеваний редко принимают во внимание, в основном из-за отсутствия исследований по этому вопросу и ограниченных возможностей обучения по этой теме, специально предназначенной для этих специалистов. Проведенное исследование в значительной степени ограничивается областями уголовного правосудия, судебной экспертизы и права, где хорошо известно, что клиенты, которые более внушаемы, с большей вероятностью предоставят ненадежные показания очевидца, ложное алиби или даже ложные признания в преступлениях. .

В психиатрических учреждениях внушаемость может привести к неточным диагнозам и неэффективным или проблематичным целям и планам лечения. Учитывая важность этой темы, мы стремимся кратко описать феномен внушаемости в контексте клинического опроса, оценки и планирования лечения. Мы также предложим будущие направления, которые могут помочь специалистам в области психического здоровья в устранении этой угрозы для эффективного принятия клинических решений.

Минимизация риска внушаемости в клинических интервью

Определенные формы вопросов могут повысить вероятность внушаемости. Наводящий вопрос — это вопрос, который подразумевает определенный ответ, независимо от фактической точки зрения клиента. Такие вопросы намеренно или ненамеренно стремятся быть убедительными, часто используя формулировки, исключающие другие возможные ответы. Например, спрашивая: «Где твой отец ударил тебя?» вместо «Что случилось с твоим отцом, когда ты вернулся домой?» лидирует. Это способствует ответу, который подтвердит гипотезу интервьюера о том, что имело место физическое насилие, и в значительной степени исключает возможность того, что ссоры не было.

Вопросы, сформулированные в негативном ключе, также могут оказывать внушаемое воздействие и сбивать клиента с толку. Например, на вопрос «Ты не хотел убежать?» вместо «Ты хотел сбежать?» является предвзятым в том смысле, что это может вызвать у клиента чувство вины за то, что он не сказал, что хотел сбежать.

Чтобы избежать наводящих вопросов и снизить вероятность получения ложных ответов от клиентов, рассмотрите возможность использования следующих стратегий:

1) Используйте открытые вопросы, избегая или сводя к минимуму использование вопросов с принудительным выбором и вопросов «или-или».

2) Позвольте клиенту говорить своими словами и не перебивайте его.

3) Не думайте, что вы знаете, что пытается сказать клиент, когда он или она не может полностью передать свои мысли.

4) Примите ответы «Я не знаю» как потенциально действительные.

Чтобы дополнительно проиллюстрировать этот момент снижения внушаемости в контексте клинического опроса, специалисты в области психического здоровья должны стараться избегать следующих подходов при опросе клиентов:

  • Использование закрытых вопросов
  • Создается впечатление, что клиент дает неверный ответ
  • Подразумевает, что нужен или требуется определенный ответ
  • Наводящие вопросы
  • Вводящие в заблуждение вопросы
  • Заявления в отрицательной форме
  • Убеждение клиента изменить свой ответ
  • Нажатие клиента для ответа
  • Скорострельный допрос
  • Повторяющиеся строки допроса
  • Предвзятые заявления
  • Тонкие подсказки

То, как часто задаются вопросы, также может иметь значение. Клиенты могут воспринимать повторные вопросы как признак того, что их ответы не соответствуют тому, что консультант считает «правильным» или приемлемым. Действительно, повторяющиеся линии расспросов, в которых клиента спрашивают о деталях событий, которые либо не происходили, либо которые клиент плохо помнит, могут привести к непреднамеренному формированию ложных воспоминаний или конфабуляции (т. е. заполнению пробелов в памяти сфабрикованными воспоминаниями). или опыт).

Было обнаружено, что задавать более общие вопросы о происшествии (например, «Расскажите мне, что произошло в парке»), а затем задавать соответствующие вопросы (например, «Как часто вы ходите в парк?») быть полезным методом проверки или уточнения информации, которая может показаться непоследовательной или нелогичной. Однако, независимо от стиля опроса, рекомендуется предоставлять клиентам столько времени, сколько им необходимо для ответов на вопросы, и устно подкреплять, что они могут не торопиться, отвечая на вопросы.

В дополнение к стилю вопросов, невербальное поведение консультанта, включая мимику, жестикуляцию и интонацию, как до, так и во время интервью, может увеличить вероятность внушаемости и поставить под угрозу достоверность полученной информации. Примером лицевого аффекта может быть улыбка, когда клиент дает одни ответы, но не другие. Жестовый аффект может включать в себя наклон вперед, когда клиент дает одни ответы, но не другие. Интонация как средство невербального общения может обеспечивать обратную связь, используя восходящую интонацию, когда клиент дает определенные ответы, и нисходящую интонацию, когда он или она дает другие. Эти невербальные и часто непреднамеренные средства общения являются формами как положительной, так и отрицательной обратной связи, которые могут формировать реакцию человека и увеличивать риск внушаемости.

Контекст интервью также может повлиять на вероятность внушаемости. Например, ложные сообщения более вероятны, если интервью проводится в стрессовой ситуации (например, на приеме у терапевта сразу после семейного конфликта). Факторы окружающей среды (например, небольшая комната без окон или кондиционера в жаркий летний полдень) также могут оказывать влияние. По возможности рекомендуется делать клиентам частые перерывы и избегать очень длинных клинических бесед. Время между возникновением события и интервью, посвященным этому событию, также может влиять на внушаемость, поскольку со временем клиенты могут стать более уверенными в точности своих ложных сведений. Контекст клинического интервью может включать в себя любое из следующего как до, так и во время самого процесса интервью:

  • Язык тела консультанта
  • Продолжительность зрительного контакта с консультантом
  • Отвлекающие факторы окружающей среды (освещение, шум, температура и т. д.)
  • Продолжительность интервью
  • Темп интервью
  • Тон голоса вожатого

Специалисты в области психического здоровья также должны учитывать личностные и социальные характеристики, которые могут влиять на внушаемость. Они могут включать склонность к болтовне, уступчивость, недоверие к памяти, низкую уверенность в себе, желание угодить, крайнюю застенчивость и социальную тревожность, избегающие стратегии выживания, боязнь отрицательной оценки, отсутствие уверенности в себе, нарушение привязанности, склонность к фантазиям и психосоциальную незрелость. например, безответственность и темперамент). Специалисты также должны учитывать когнитивные факторы, в том числе проблемы, связанные с исполнительной функцией и памятью (например, кратковременной, долговременной и рабочей памятью), интеллектуальные ограничения, сниженные языковые способности и дефицит теории сознания (способность понимать психические состояния). в себе и в других).

Подготовка к интервью и подведение итогов

Понятно, что многие из этих характеристик первоначально представлены как невидимые, а это означает, что клиенты, которые очень внушаемы, могут открыто не казаться неполноценными или уязвимыми. Клиницистам было бы полезно провести скрининг на наличие таких черт на первом собеседовании с новыми клиентами, чтобы определить распространенность черт, которые могут способствовать внушению. Специальные инструменты скрининга на внушаемость, такие как шкала внушаемости Гуджонсона, могут помочь клиницистам в определении уровня внушаемости человека. Это также поможет клиницистам понять, как лучше действовать в отношении методов опроса и планирования лечения с учетом индивидуального уровня внушаемости.

Ложная или вводящая в заблуждение информация может отрицательно сказаться на точности диагностики и результатах лечения. Соответственно, важно, чтобы специалисты в области психического здоровья не только надлежащим образом проводили собеседования, но и надлежащим образом готовились к ним и проводили их разбор. Перед началом интервью консультантам рекомендуется просматривать записи клиентов (психологическое тестирование, записи о психическом здоровье, записи об уголовном правосудии и т. д.), которые могут выявить поведенческие модели внушаемости и предоставить ресурс для подтверждения заявлений клиента. При необходимости также рекомендуется сопоставлять эту информацию с информацией, полученной от сопутствующих информаторов. Важность осознания себя на протяжении всего интервью является важным фактором для снижения риска внушаемости. Это включает в себя мониторинг вербального и невербального общения, которое может предоставить клиенту обратную связь относительно потенциально желательных и нежелательных ответов.

Стоит отметить, что в некоторых особых ситуациях врачам может потребоваться больше внимания к своему стилю опроса, а также адаптация и гибкость со стороны врача, чтобы свести к минимуму внушаемость. Например, те, кто работает в исправительных учреждениях и тюрьмах, должны учитывать, как внушаемость проявляется среди заключенных, включая тех, у кого проблемы с психическим здоровьем и низкие умственные способности. Употребление психоактивных веществ — еще одна переменная, которая может отрицательно сказаться на точности информации, полученной во время клинического опроса. Кроме того, при опросе детей или взрослых с нейрокогнитивными нарушениями и нарушениями развития нервной системы могут потребоваться дополнительные меры предосторожности для снижения риска внушаемости. Наконец, важно отметить, что люди, подвергшиеся негативным жизненным событиям (например, смерть родителя или брата или сестры, воздействие физического насилия), могут быть более восприимчивы к внушению.

Заключение

Учитывая важность сбора точной информации, крайне важно, чтобы специалисты в области психического здоровья ознакомились с феноменом внушаемости. К сожалению, многим поставщикам услуг в области психического здоровья не хватает необходимой осведомленности и подготовки, связанной с выявлением и скринингом внушаемости среди клиентов.

Специалисты в области психического здоровья должны установить рутинные процедуры для более эффективного выявления клиентов, подверженных повышенному риску внушаемости, прежде чем приступать к процессу опроса. Такая процедура может включать проверенный инструмент проверки внушаемости и контрольный список переменных, которые, как показали исследования, повышают риск внушаемости среди определенных групп населения, получающих лечение психических заболеваний. Мы рекомендуем специалистам в области психического здоровья знать о различных личностных, социальных и когнитивных факторах, которые могут влиять на внушаемость некоторых клиентов.

Внушаемость может оказать негативное влияние на различные компоненты лечения психических заболеваний, включая прием, скрининг, оценку, психологическое тестирование, планирование лечения, соблюдение режима лечения, предполагаемое понимание концепций лечения и планирование выписки. По этой причине мы настоятельно призываем специалистов в области психического здоровья повысить осведомленность и понимание этого сложного и многогранного явления.

Одним из предлагаемых шагов для продвижения вперед в этой области является участие специалистов в области психического здоровья в самообучении и непрерывном обучении с помощью очных и онлайн-курсов обучения, которые сосредоточены на доказательной оценке и управлении внушаемостью. Также важно, чтобы специалисты в области психического здоровья, заинтересованные в понимании внушаемости и ее последствий, анализировали ключевые результаты исследований не реже одного раза в квартал и консультировались с признанными экспертами в данной области. Клинические интервью должны проводиться с использованием подходов, чувствительных к развитию и внушаемых, которые учитывают психиатрическую, нейрокогнитивную, социальную и травматическую историю клиента. Предпринимая такие шаги, можно свести к минимуму потенциальное негативное влияние внушаемости, тем самым прокладывая путь к положительным результатам.

 

****

 

Джеррод Браун — доцент, программный директор и ведущий разработчик для получения степени магистра социальных услуг с упором на судебно-медицинскую экспертизу поведения в Университете Конкордия в Сент-Поле, Миннесота. Он также работал в консультационном центре Pathways в течение последних 15 лет и является основателем и генеральным директором Американского института развития судебно-медицинских исследований. Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .

Аманда Фенрич получила степень магистра социальных услуг со специализацией в области судебно-психиатрической экспертизы в Университете Конкордия. В настоящее время она получает докторскую степень в области передовых исследований человеческого поведения в Университете Капелла и работает помощником психолога в Программе лечения и оценки лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, Департамента исправительных учреждений штата Вашингтон.

Джеффри Хаун работает судебным психологом в Министерстве социальных служб Миннесоты, где он проводит различные судебные экспертизы и предлагает консультации, надзор и обучение судебной психологии. Он является адъюнкт-профессором кафедры психиатрии Миннесотского университета и адъюнкт-преподавателем в Университете Конкордия. Имеет сертификат в области судебной психологии.

Меган Н. Картер сертифицирована в области судебной психологии и получила статус члена Ассоциации по лечению лиц, совершивших сексуальное насилие. С 2008 года она работала судебно-медицинским экспертом в Центре специальных обязательств, учреждении штата Вашингтон по борьбе с сексуальным насилием. Она также ведет небольшую частную практику, специализирующуюся на судебно-медицинских экспертизах и вопросах защиты детей.

 

Письма в редакцию : [email protected]

****

 

Не следует считать, что мнения и заявления, сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, отражают мнение редакторов или политику Американской ассоциации консультирования.

Как построить взаимопонимание с клиентами: 18 примеров и вопросов

Как известно каждому хорошему врачу, погружение в глубокие дискуссии без предварительного установления взаимопонимания — это верный способ сорвать терапевтический процесс.

Это также может увеличить отток клиентов.

Напротив, установление взаимопонимания в самом начале помогает успокоить клиентов и укрепляет доверие к врачу. Этот тип терапевтического взаимодействия включает «установление взаимодоверительных и уважительных отношений помощи» (Miller & Rollnick, 2013, стр. 47).

В этой статье будут освещены различные аспекты взаимопонимания, включая то, что оно означает, почему оно важно и как в нем участвовать. Также включены отличные инструменты, ресурсы и примеры. Итак, теперь, когда мы растопили лед, давайте более подробно рассмотрим раппорт и то, почему он является таким неотъемлемым аспектом отношений между терапевтом и клиентом.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое раппорт в психологии и коучинге?
  • 3 Примеры хороших взаимоотношений в консультировании
  • Важен ли раппорт в терапевтических отношениях?
  • Как наладить взаимопонимание с клиентами
  • 14 советов по развитию доверия и сочувствия
  • Укрепление взаимопонимания: 10 вопросов, которые следует задать пациентам
  • Полезные инструменты от PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое раппорт в психологии и коучинге?

Определяемый как «способность общаться с другими таким образом, чтобы создать атмосферу доверия и понимания» (Zakaria & Musta’amal, 2014, стр. 2), установление взаимопонимания с клиентом является первой задачей терапевта (Leach, 2005). .

Взаимопонимание — это отношения, в которых врач просто кликает с клиентом (Reiman, 2007), и это непрерывный процесс, который необходимо развивать во время каждого сеанса. В конечном счете, цель терапевта состоит в том, чтобы установить терапевтический альянс (Horvath & Greenberg, 1989), которому помогают различные аспекты поведения терапевта, такие как язык, выражение лица, язык тела, теплота и т. д.

Учитывая, что если клиент выставляет напоказ свою уязвимость, делясь своими сокровенными секретами, чувствами и страхами, вполне правильно, что консультант действует таким образом, чтобы поддерживать совместные и доверительные отношения с клиентом.

Доверие и взаимопонимание — это соединительная ткань для установления и поддержания здоровых отношений.

Susan C. Young, 2017

3 Примеры хорошего взаимопонимания в консультировании

Следующие три примера описывают сложные ситуации консультирования, в которых взаимопонимание чрезвычайно важно.

Они демонстрируют способность терапевта понимать проблемы и чувства клиента и реагировать таким образом, чтобы улучшить терапевтический процесс.

Эндрю

Эндрю — мужчина средних лет, испытывающий сильную тревогу. По настоянию жены он, наконец, решил пройти терапию. Он никогда не был на терапии и всегда считал «психологов» клиническими и бесчувственными.

Он также беспокоится, что они увидят его самые глубокие страхи и сожаления, из-за чего он невероятно нервничает. Эндрю всегда считал, что обращение за терапией делает человека слабым, и его особенно беспокоит то, что другие узнают о том, что он говорит терапевту .

Терапевт Эндрю тепло и дружелюбно приветствует его, предлагая напиток. Она поддерживает зрительный контакт и говорит успокаивающим голосом. Она ломает лед, болтая о прекрасной погоде на улице, кратко упоминая свой сад тюльпанов и отсутствие зеленого большого пальца.

Эти комментарии помогают ей очеловечиться, а Эндрю дают некоторое время, чтобы успокоиться. Терапевт обсуждает его право на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность, что успокаивает Эндрю.

Она также рассказывает ему о том, насколько распространены симптомы тревоги и что нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью. Подход терапевта и обсуждение проблем стигматизации и конфиденциальности помогают Эндрю почувствовать себя более расслабленным и доверчивым и, в конечном счете, открыто рассказать о своих чувствах.

Мэгги

Мэгги — 32-летняя женщина, у которой серьезные проблемы в отношениях. Она не ладит ни с коллегами, ни с бойфрендом. Она считает, что в ее проблемах виноваты другие, и занимает оборонительную позицию, если эти идеи оспариваются.

Она не хочет идти на терапию, так как она никогда раньше не помогала. К тому же, она очень не доверяет психологам. Но Мэгги решает пойти на консультацию из страха потерять работу. Она представлена ​​со скрещенными руками и явно недоверчивым и раздражительным поведением.

Терапевт Мэгги приветствует ее с доброй улыбкой и провожает в свой красочный, уютный кабинет. Он предлагает ей выпить и спрашивает, хорошо ли она провела выходные.

Раздражительные реакции Мэгги очевидны для терапевта, который старается говорить непредвзято и с пониманием. Объясняя всю «ерунду, с которой ей приходится иметь дело каждый день», терапевт использует много рефлексивного слушания, перефразирования и открытых запросов для получения информации (например, «Похоже, этот спор с вашим боссом действительно вас расстроил» и «Можете ли вы рассказать мне немного больше о том, как это было для вас?»).

Стиль ее терапевта отличается компетентностью в сочетании с интересным и поддерживающим подходом, что повышает уверенность Мэгги в своих навыках и сводит к минимуму недоверие.

Он также помогает ей почувствовать свою значимость, уважая ее мнение, а его позитивный настрой увеличивает собственный оптимизм Мэгги в отношении того, что она чувствует себя лучше. Наконец, он не использует психологический жаргон, который мог бы усугубить ее чувство защиты от терапии. Имея достаточно времени и терпения, Мэгги может извлечь пользу из своих терапевтических сеансов.

Джереми

Джереми — подросток, который становится все более замкнутым. В последнее время его оценки ухудшились, и он либо дуется по дому, либо спит в своей комнате. Родители Джереми беспокоятся о нем и отвели его к психологу, что очень его раздражает, поскольку у него проблемы с властью. Он плюхается в кресло, едва отвечая на вопросы, разве что пожимает плечами.

Терапевт Джереми знаком с подростковыми проблемами. Она тепло приветствует его и не разговаривает с ним, как с ребенком. Она тщательно объясняет законы о конфиденциальности, связанные с терапией несовершеннолетних, что убеждает Джереми в том, что (помимо опасений относительно рисков потенциального вреда себе или другим) его родители не будут проинформированы ни о чем, чем он делится во время терапии.

Она также описывает совместный характер терапии и то, как они вдвоем будут работать в команде, чтобы определить терапевтический процесс и цели. Хотя Джереми немногословен, его терапевт терпелив, никогда не заставляя его говорить и оставляя достаточно времени для пауз. Она не осуждает и использует положительные утверждения, когда Джереми делится трудными чувствами.

Это не происходит в одночасье, но Джереми восприимчив к подходу терапевта, чувствуя себя уважаемым, по-настоящему услышанным и уверенным в опыте терапевта. В конце концов, Джереми понимает, что визит к психотерапевту не доставит ему никаких проблем и что ему даже приятно поговорить с кем-то, кто его понимает.

Важен ли раппорт в терапевтических отношениях?

Хотя исследования, изучающие влияние взаимопонимания в области консультирования, отсутствуют (Leach, 2005), исследования подтверждают положительную связь между взаимопониманием и терапевтическими преимуществами.

Вот пять примеров:

  1. Установление «партнерства и взаимного сотрудничества между терапевтом и клиентом» (Horvath, Del Re, Flückiger, & Symonds, 2011, стр. 11) требует установления доверия и взаимопонимания. Результаты метаанализа показывают, что сильный терапевтический союз предсказывает желаемые результаты лечения (Horvath et al., 2011).
  2. Joe, Simpson, Dansereau, and Rowan-Szal (2001) исследовали связь между последствиями злоупотребления наркотиками и взаимопониманием между людьми, получавшими лечение в метадоновой клинике. Более низкая степень взаимопонимания была связана с большим употреблением кокаина и преступным поведением .
  3. Kasarabada, Hser, Boles, and Huang (2002) провели проспективное лонгитюдное исследование, в котором изучалась связь между восприятием клиентами своих консультантов и результатами лечения. Результаты показали, что положительное восприятие консультантов было связано со значительно более длительным пребыванием в лечении и лучшими психиатрическими результатами . Среди качеств консультанта, которые предсказывали продолжение лечения, были доверие, сопереживание, искренность, открытость, и забота .
  4. Харвуд и Эйберг (2004) исследовали вербальное поведение терапевтов во время терапии взаимодействия родителей и детей. Исследователи обнаружили, что 90 183 поддерживающих словесных высказываний терапевта предсказывают больший успех лечения.0184 .
  5. Согласно всестороннему обзору, проведенному Keijsers, Schaap и Hoogduin (2000), среди факторов, связанных с положительными результатами лечения среди когнитивно-поведенческих терапевтов, были эмпатия, искренность, теплота и позитивное отношение .

Как наладить взаимопонимание с клиентами

Очевидно, что установление взаимопонимания является важным компонентом качественных терапевтических отношений, но как врач достигает этого?

В ее книге, Искусство общения: 8 способов улучшить взаимопонимание и родство для положительного воздействия , Сьюзан Янг (2017) описывает следующие способы пролить позитивный свет на других:

  • Сохраняйте чувство спокойствия, а не занимайте оборонительную позицию.
  • Узнать мнение другого человека.
  • Будьте терпеливы.
  • Позвольте клиенту выглядеть умным и проницательным.
  • Избегайте поведения, унизительного для другого человека, например, указания на недостатки.
  • Отложите свое эго на второй план.
  • Практикуйте заботу и понимание чувств другого человека.
  • Найдите способы заставить другого человека чувствовать себя непринужденно.

Наряду с предложениями Young (2017) к дополнительным методам, помогающим клиницистам установить взаимопонимание, относятся:

  • Использование невербальных сигналов, передающих теплоту и понимание.
  • Растопить лед светской беседой.
  • Используйте юмор в разговоре по мере необходимости.
  • Проявите сочувствие и сочувствие, особенно когда клиент расстроен.
  • Избегайте осуждения.
  • Относитесь к клиенту как к партнеру/сотруднику в процессе лечения.
  • Воспитывайте у клиента чувство собственной эффективности.
  • Обращайте внимание на невербальные сигналы клиента.
  • Используйте рефлексивное слушание и перефразирование.
  • Активно слушайте, чтобы клиент чувствовал, что его действительно услышали.
  • Не допускайте помех или отвлекающих факторов во время сеансов.
  • Сохраняйте позитивный, восторженный и поддерживающий настрой.
  • Используйте позитивные утверждения.
  • Разъясните клиенту конфиденциальность и права на неприкосновенность частной жизни.
  • Обеспечьте спокойную, уединенную и комфортную обстановку в клинике.
  • Избегайте технического жаргона.
  • Будьте гибкими и открытыми.
  • Используйте открытые вопросы, чтобы получить дополнительную информацию.
  • Говорите успокаивающим тоном.
  • Никогда не двигайтесь слишком быстро, начните с ледохода и продолжайте в темпе клиента.

14 советов по развитию доверия и эмпатии

Карл Роджерс считал, что «настоящая эмпатия всегда лишена каких-либо оценочных или диагностических качеств. Получатель воспринимает это с некоторым удивлением. «Если меня не судят, возможно, я не такой злой или ненормальный, как я думал» (Винсент, 2018, стр. 167).

Роджерс понял, что, отождествляя себя с ситуацией другого человека, терапевт вызывает доверие клиента, что имеет решающее значение для мотивации клиентов к изменению. Эти идеи согласуются с предметной литературой. Фактически, навыки эмпатического слушания считаются важными компонентами обучения консультантов, основанного на фактических данных (Moyers & Miller, 2013).

Существует ряд способов усилить эмпатию и доверие в контексте консультирования. Например, в качественном исследовании, проведенном в Австралии, Филлип, Бил и Мачин (2020) изучили методы, которые консультанты используют для установления взаимопонимания во время телефонных разговоров с клиентами.

Основываясь на своих выводах, исследователи представили следующие рекомендации по установлению доверия и взаимопонимания во время телефонного консультирования:

  • Сочувствуйте эмоциональному и когнитивному мировоззрению клиента, опираясь на его истории и манеру выражения.
  • Обращайте внимание на параязыковые сигналы клиента (например, громкость, высоту тона, паузы и т. д.).
  • Используйте свой параязык, чтобы умерить эмоции клиента.
  • Используйте рефлексивные ответы и вопросы, чтобы прояснить эмоциональное и когнитивное состояние клиента.
  • Повторяйте язык, тон и темп клиента, чтобы успокоить эмоциональных клиентов.

В другом качественном исследовании Lynch (2012) изучал ключевые факторы, обеспечивающие успешные терапевтические результаты. Двенадцать интервью с лицензированными клиническими социальными работниками были проанализированы на темы.

На вопрос «Как вы проявляете сочувствие к своим клиентам?» участника сообщили следующее:

  • Использование соответствующего зрительного контакта и языка тела
  • Использование методов активного слушания и рефлексивного языка
  • Быть искренним, присутствующим и внимательным во время сеансов
  • Сосредоточение внимания больше на слушании, чем на разговоре
  • Использование самораскрытия по мере необходимости
  • Подтверждение чувств клиента

В третьем качественном исследовании были проведены открытые интервью с клиентами женского пола, чтобы изучить их восприятие эмпатического слушания (Myers, 2000). Участники отметили, что следующие виды поведения консультанта важны для установления эмпатической связи с терапевтом:

  • Выражение непредвзятого принятия
  • Внимательное слушание, включая запоминание деталей
  • Предоставление обратной связи посредством перефразирования, вопросов и обобщения

Установление взаимопонимания: 10 вопросов, которые следует задать пациентам

Правильные вопросы важны для того, чтобы успокоить клиента, а также для получения ключевой информации.

Вот 10 примеров вопросов, способствующих взаимопониманию:

  1. Как дела сегодня?
    Этот основной вопрос необходим для начала встречи терапевта и клиента. Помимо проявления интереса к клиенту, это может многое рассказать о его настроении.
  2. Вы нашли офис в порядке? Вы живете в этом районе? Где ты вырос?
    Хотя многие из нас не любят светские беседы, они очень полезны, когда речь идет об установлении взаимопонимания во время терапии. Клиенты, особенно новые, часто беспокоятся. Растопить лед простой светской беседой помогает им облегчить процесс консультирования. Это также заставляет консультанта казаться более дружелюбным и отзывчивым.
  3. Что привело вас сюда?
    Этот вопрос помогает выявить предполагаемые проблемы клиента. Хотя в ходе терапевтического процесса он будет раскрываться дальше, первоначальные мысли клиента о том, что происходит в его жизни, часто раскрывают важную информацию.
  4. Были ли вы раньше на терапии? Если да, то какое у вас было о нем впечатление?
    Этот вопрос помогает терапевту оценить аспекты истории терапии клиента, которые информируют его о том, как лучше действовать.
  5. Что вам не понравилось в вашем предыдущем опыте?
    Устойчивость к лечению является основным препятствием для эффективной терапии. Определение прежних барьеров позволит консультанту действовать таким образом, чтобы способствовать удержанию. Например, если клиенту не нравился клиентоцентрированный подход предыдущего терапевта, нынешний клиницист может выбрать более директивный стиль.
  6. Что могло бы улучшить ваш предыдущий опыт терапии?
    Опять же, этот вопрос помогает терапевту создать оптимальный опыт для клиента, включив в него качества, которые он больше всего ценит.
  7. Расскажите о себе.
    Эта открытая подсказка часто позволяет получить массу информации о том, как клиент видит себя, и о том, что побудило его посетить терапию. Это также помогает наладить взаимопонимание, прежде чем переходить к более подробным вопросам.
  8. Что вы считаете своими самыми сильными сторонами?
    Наряду с изучением степени самоэффективности и самооценки клиента этот вопрос полезен для определения подходов и целей лечения.
  9. На чем в первую очередь вы хотели бы сосредоточиться во время терапии?
    Терапия — это совместный процесс, и этот вопрос помогает клиенту почувствовать себя ценным партнером в процессе терапии.
  10. Каким вы надеетесь увидеть себя в будущем?
    Наряду с предоставлением терапевту важной информации о цели лечения, этот вопрос также позволяет клиенту представить себя в положительном свете, что является отличным способом повысить мотивацию.

Полезные инструменты с сайта PositivePsychology.com

В нашем блоге есть несколько полезных ресурсов для установления взаимопонимания с клиентами. Чтобы начать работу, ознакомьтесь со следующей дополнительной литературой и бесплатными рабочими листами.

  • Рабочий лист «Внимательное слушание»
    В этом раздаточном материале представлены пять простых шагов, которые помогут научиться правильно слушать, и его можно использовать для установления норм общения в начале коучинговых отношений.
  • 10 способов построить доверительные отношения в отношениях
    В этой статье содержится большой объем информации, направленной на укрепление доверия в отношениях, в том числе между клиентами и врачами. В частности, статья содержит советы по созданию доверия, такие как использование эффективных коммуникативных навыков, выражение сочувствия и поддержание спокойного поведения. Также предусмотрены мероприятия по укреплению доверия для групп.
  • 32+ коучинговых навыков и техник для лайф-коучей и лидеров
    В этой статье подробно рассматриваются различные стратегии установления взаимопонимания, используемые коучами. В частности, в статье рассматриваются методы мотивации, модели коучинга, групповой онлайн-коучинг и эффективное общение. Здесь вы также найдете рекомендации по различным книгам, которые помогут вам еще больше развить свои тренерские навыки.
  • Уровни проверки
    Эта краткая самооценка помогает коучам и другим помогающим специалистам оценить уровень, на котором они обычно оценивают чувства и переживания своих клиентов, начиная от внимательного слушания и заканчивая радикальной искренностью.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Послание на память

Если консультирование — это процесс открытия и выздоровления, то благодать необходима, чтобы помочь клиентам ощутить достаточную безопасность, чтобы исследовать скрытые уголки своей жизни.

Mark R. McMinn

Надежная связь между консультантом и клиентом необходима для поддержки клиентов в достижении целей лечения.

Это первый и абсолютно необходимый шаг для создания гармоничных и доверительных терапевтических отношений. В этом пространстве клиент может раскрыть свои уязвимости и двигаться к исцелению.

Установив доверительные отношения, будучи искренним и активно слушая, терапевт может открыть дверь для установления качественного взаимопонимания, которое помогает повысить мотивацию и согласие клиента и, в конечном счете, терапевтический успех.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Харвуд, М. , и Эйберг, С. (2004). Вербальное поведение терапевта в начале лечения: отношение к успешному завершению терапии взаимодействия родителей и детей. Журнал клинической детской и подростковой психологии , 33 , 601–612.
  • Хорват, А., и Гринберг, Л. (1989). Разработка и проверка Реестра рабочего альянса. Журнал консультативной психологии , 36 , 223–233.
  • Хорват, А., Дель Ре, А., Флюкигер, К., и Саймондс, Д. (2011). Альянс в индивидуальной психотерапии. Психотерапия , 48 , 9–16.
  • Джо, Г., Симпсон, Д. Д., Дансеро, Д., и Роуэн-Сзал, Г. А. (2001). Взаимосвязь между раппортом консультирования и результатами лечения наркомании. Психиатрические службы , 52 (9), 1223–1229.
  • Касарабада, Н., Хсер, Ю., Боулс, С., и Хуанг, Ю. (2002). Влияет ли восприятие пациентами своих консультантов на результаты лечения наркозависимости? Journal of Substance Abuse Treatment , 23 , 327–334.
  • Кейсерс, Г., Шаап, К., и Хугдуин, К. (2000). Влияние межличностного поведения пациента и терапевта на результат когнитивно-поведенческой терапии: обзор эмпирических исследований. Модификация поведения , 24 , 264–297.
  • Лич, М. (2005). Раппорт: ключ к успеху лечения. Дополнительные методы лечения в клинической практике , 11 , 262–265.
  • Линч, М. М. (2012). Факторы, влияющие на успешные результаты психотерапии (магистерская клиническая исследовательская работа, Университет Святой Екатерины, Миннесота). Получено с https://sophia.stkate.edu/msw_papers/57
  • McMinn, MR (nd). Получено 21 мая 2021 г. с https://www.goodreads.com/author/quotes/87398.Mark_R_McMinn
  • .
  • Миллер, В., и Роллник, С. (2013). Мотивационное интервью: помощь людям в изменении . Гилфорд Пресс.
  • Мойерс, Т., и Миллер, В. (2013). Является ли низкая эмпатия терапевта токсичной? Психология аддиктивного поведения , 27 , 878–884.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *