Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Зависть человеческая: Как зависть влияет на тех, кому завидуют? И как от нее защититься?

Как зависть влияет на тех, кому завидуют? И как от нее защититься?

Как зависть влияет на тех, кому завидуют? И как от нее защититься?

Фото: Scanpix/Panthermedia

Многие люди не умеют радоваться успехам других людей. В такие моменты в их душе возникает недоброе чувство — черная зависть. Энергетика недоброжелателя отрицательно влияет на ваш успех, но, к счастью, ее можно заблокировать. Узнайте, как защитить себя от завистников!

Для многих людей зависть стала привычным чувством. Завистники не умеют радоваться успехам и победам окружающих. Ни один человек не застрахован от появления такого завистника и от его негативной энергии, вплоть до сглаза. По мнению психологов и специалистов по биоэнергетике, чувство зависти может быть по-настоящему опасным. Иногда мы не замечаем, что даже в нашем близком окружении может скрываться немало завистников. Именно поэтому необходимо узнать, как черная зависит влияет на тех, кому завидуют.

Белая и черная зависть

У каждого из нас хотя бы раз в жизни возникало чувство зависти. Психологи разделяют это эмоциональное чувство на конструктивное и деструктивное.

Конструктивная или «белая» зависть, не заставляет человека злиться или обижаться на того, кому повезло больше, чем ему. В этом случае само чувство зависти подталкивает нас к улучшению своей жизни. В такие моменты у каждого из нас возникает желание достичь больших успехов, обрести желаемое, или хотя бы оказаться на одной ступени с успешными людьми.

Черная зависть относится к числу негативных чувств. Она возникает, когда человек не способен радоваться чужим успехам, и даже желает навредить другим. С энергетической точки зрение, его влияние подобно сглазу или неосознанной порче. Оно порождает негативные чувства и эмоции, влияние которых разрушает наше энергетическое поле.

В чем причины зависти

Главная причина появления черной зависти — заниженная самооценка. Когда человек замечает, что другие достигают высот, у него возникает чувство, что его таланты, внешность или умственные способности далеки от идеальных. Нежелание развиваться и стремиться к достижению своих целей заставляет человека разочароваться в собственной жизни. В этом случае завистнику необходимо перестать анализировать чужую жизнь, и как можно скорее заняться своей.

Иногда причины зависти кроются в детстве.

Если родители часто ругают ребенка из-за плохих оценок и ставят ему в пример отличников, со временем у него возникает мнение, что одноклассники намного умнее, чем он.

В связи с этим у него возникают комплексы, которые дают о себе знать уже в более сознательном возрасте. Вспоминая картины детства, человек постоянно будет думать, что его друзья или коллеги достигают большего благодаря более высоким умственным способностям. Так возникает черная зависть.

Когда человек завидует, он на подсознательном уровне сравнивает себя с тем, кому повезло больше, критерием сравнения являются понятия «хуже» и «лучше». Если кому-то повезло больше, чем завистнику, к нему приходит осознание, что он, в чем-то хуже другого. Однако этот критерий не имеет никакого значения, он всего лишь присутствует в вашей голове.

Влияние зависти на человека

Согласно психологии, зависть — это проявление слабости и неуверенности в себе. Во всех религиях мира это чувство относили к числу смертных грехов.

Специалисты по биоэнергетике утверждают, что оно разрушает энергетическое поле и перекрывает поток здоровья человека, которому завидуют.

Рассказывая о своих успехах окружающим, многие люди не догадываются о том, на что способна человеческая зависть. Влияние черной зависти вы сможете заметит очень быстро. В первую очередь, она блокирует финансовые потоки, отпугивает удачу и притягивает неприятности. Это значит, что уже скоро вас будут преследовать неудачи в делах, на работе, ухудшиться финансовое положение и, возможно, появятся серьезные проблемы. Именно поэтому

не стоит хвастаться своими успехами перед окружающими. Особенно это касается представительниц женского пола,

которые не упустят момента, чтобы рассказать своим подругам о знакомстве с мужчиной, романтическом свидании или предстоящей свадьбе. Возможно вы увидите натянутую улыбку подруг и их фальшивую радость, но это может обернуться для вас крахом женского счастья.

Проявление зависти может отразиться и на состоянии вашего здоровья. Вы можете заметить упадок сил, хандру, резкое снижение трудоспособности. Когда черная зависть исходит не от одного, а сразу от нескольких людей, возможно возникновении более серьезных заболеваний.

Как защититься от зависти?

Как реагировать, если в своем окружении вы уловили искры зависти? Во-первых, не пытайтесь оправдаться, приводить какие-либо доводы в свою защиту; если вы захотите дать отпор завистнику, то просто потеряете силы и жизненную энергию.

С любителями интриговать и распространять слухи лучше держать дистанцию, при этом и совсем игнорировать их не стоит, иначе вы получите еще большую волну негативных эмоций.

С завистниками лучше общаться на отвлеченные темы, которые не затрагивают вашу личную жизнь и материальную сферу.

Не выносите на всеобщее обозрение «предметы зависти», окружающим и френдам в соцсетях не обязательно быть в курсе всех ваших достижений, вашего благополучия, семейных радостей. Счастливые моменты разделяйте только с самыми близкими людьми!

Не торопитесь делиться своими радостями с подругой, которая переживает серьезные проблемы и нуждается в помощи. Лучше повременить и подождать пока подруга не решит свои проблемы.

Заблокировать волну негатива можно также, если завидующего вам человека просто пожалеть и попытаться принять таким, какой он есть.

Старайтесь и сами избавляться от зависти, от искушения в очередной раз перемыть косточки своей успешной коллеге, или приятельнице. Только тогда вы сможете оградить себя от этого антисоциального, вредного чувства.

Ключевые слова

Зависть

5 ступеней веры


  • Зависть энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Зависть – тяжкий грех свт. Петр (Могила), митр. Киев­ский
  • О зави­сти свящ. Даниил Сысоев
  • Книга о рев­но­сти и зави­сти свмч. Киприан Кар­фа­ген­ский
  • Беседа о зави­сти свт. Васи­лий Вели­кий
  • О зави­сти прп. Амвро­сий Оптин­ский
  • О зави­сти игумен Ила­рион (Алфеев)
  • Ложь во спа­се­ние, пра­вед­ный гнев и белая зависть
  • О пре­одо­ле­нии зави­сти Г.И. Шиман­ский
  • Зависть и борьба с ней иером. Афа­на­сий (Дерю­гин)
  • Молитва при зави­сти к ближ­нему

За́висть – скорбь о благе ближ­него. Край­ней сте­пе­нью зави­сти явля­ется жела­ние зла тем, кому зави­ду­ешь. От этого греха предо­сте­ре­гает 10‑я запо­ведь Божия. После смерти души умер­ших про­хо­дят мытар­ства, 10‑е из них – мытар­ство зави­сти.

В Библии ска­зано: «Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть, и испы­ты­вают ее при­над­ле­жа­щие к уделу его» (Прем.2:24). Зависть к богат­ству, иму­ще­ству, талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсо­лютно нена­сыт­ное чув­ство. Это один из немно­гих грехов, не дающий ни малей­шего удо­воль­ствия. Библия пока­зы­вает нам губи­тель­ность этого порока на при­мере зави­сти: Каина к Авелю, бра­тьев к Иосифу, Саула к Давиду, фари­сеев и книж­ни­ков ко Христу.

Для хри­стиан нет «белой зави­сти» (она опи­сана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сора­до­ва­ние.

«Мы можем избе­жать зави­сти, если не будем почи­тать вели­ким ни то, что люди назы­вают богат­ством, неувя­да­ю­щей славой, ни телес­ного здо­ро­вья. Будем стре­миться к при­об­ре­те­нию благ вечных и истин­ных», – свт. Васи­лий Вели­кий.

Не зави­дуй славе греш­ника, ибо не знаешь, какой будет конец его (Сир.9:14).

Откуда берется зависть?

Источ­ни­ком зави­сти может явиться себя­лю­бие и его порож­де­ния – гор­дость, тще­сла­вие, коры­сто­лю­бие и среб­ро­лю­бие, пло­то­уго­дие. Свт. Тихон Задон­ский пола­гал, что источ­ни­ком и нача­лом зави­сти явля­ется гор­дость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих воз­не­стися, не может тер­петь, кто бы ему равен, а паче высший в бла­го­по­лу­чии был, потому и него­дует о воз­вы­ше­нии его… Страсть убо сия есть тех, кото­рые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, про­чиих ничтоже быти судят».  

Каковы плоды зави­сти? Чем опасна зависть?

Про­яв­ля­ясь в чело­веке, зависть может иметь сле­ду­ю­щие горь­кие плоды и порож­де­ния: сопер­ни­че­ство, гнев, зло­же­ла­тель­ство, зло­рад­ство, вражду и нена­висть, ссоры, раз­доры, зло­сло­вие, ложь и кле­вету, ябед­ни­че­ство, тайное науш­ни­че­ство, низкое про­ныр­ство, зло­рад­ство в несча­стье ближ­них, лукав­ство и лице­ме­рие и многое другое. Бла­го­дать Божия как бы остав­ляет сердце завист­ли­вого чело­века. Венцом всех доб­ро­де­те­лей явля­ется любовь: она – путь ко спа­се­нию. Зависть же раз­ру­шает любовь между людьми, иссу­шает, опу­сто­шает чело­ве­че­ские души, насаж­дая в них нена­висть и злобу. Во многих местах Свя­щен­ного Писа­ния зависть ста­вится наряду с убий­ством (Рим.1:29; Гал.5:20-21), ибо всякий, нена­ви­дя­щий брата (ближ­него) своего есть чело­ве­ко­убийца (1Ин.3:15). Завист­ли­вый, если до конца жизни пре­бу­дет в зави­сти и не пока­ется, лишает себя Цар­ствия Божия (Гал.5:21). Зависть – это вражда против всего доб­рого, потеря любви и страха Божия, ослеп­ле­ние ума, помра­че­ние души, смер­то­нос­ный яд души, начало вечных скор­бей. Такова пагуб­ность этого страш­ного порока!

Когда впер­вые появи­лась зависть?

Зависть появи­лась тогда, когда ден­ница, бывший до того вели­ким и слав­ным и утвер­жден­ным в некоем началь­стве ангель­ской славы захо­тел стать Богом, вос­став против боже­ствен­ной славы. Т. о. в начале греха как тако­вого стояла зависть. Первым «зара­зился и погиб винов­ник всех ядов и началь­ник», ибо он сам себя погу­бил, прежде чем излил свой смер­то­нос­ный яд на чело­века, пишет прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Из зави­сти сатана ввел в грех пра­ро­ди­те­лей чело­ве­че­ства Адама и Еву. «…Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть…» (Прем.2:24).

Бывает ли зависть у детей?

Зависть бывает и у детей, а потому роди­те­лям, прежде всего, надо ста­раться иско­ре­нять ее в дет­ских серд­цах при самом пер­во­на­чаль­ном ее про­яв­ле­нии. Заме­тив в детях про­яв­ле­ние зави­сти, надо обра­тить вни­ма­ние на источ­ники ее зарож­де­ния. Если какой из этих поро­ков заме­чен в ребенке, тогда, иско­ре­няя его, мы этим осла­бим и его про­яв­ле­ние – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непо­сред­ствен­ными про­яв­ле­ни­ями зави­сти. Зависть у детей может обна­ру­жи­ваться в раз­лич­ных формах. Напри­мер, если один с печаль­ным выра­же­нием лица смот­рит на тарелки своих бра­тьев и сестер, думая, что эти послед­ние полу­чили больше его, если они срав­ни­вают данные им порции одна с другою, если они, нако­нец, срав­ни­вают между собой куп­лен­ные для них игрушки, одежды или школь­ные при­над­леж­но­сти, чтобы видеть, не полу­чил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и кра­си­вое, – то это верные при­знаки завист­ли­вого сердца у детей. Такого недоб­ро­же­ла­тель­ства не должны тер­петь хри­сти­ан­ские роди­тели, необ­хо­димо подав­лять его всюду, где оно обна­ру­жи­ва­ется. А для этого детей тща­тельно нужно при­учать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недо­воль­ством оттал­ки­вает от себя пред­ла­га­е­мые ему вещи только потому, что и другие полу­чают то же самое, то это есть при­знак того, что зависть пустила уже глу­бо­кие корни в его сердце, и такой посту­пок тре­бует всегда стро­гого и чув­стви­тель­ного нака­за­ния. Чув­ство зави­сти могут вызы­вать и успехи, спо­соб­но­сти сверст­ни­ков, кра­си­вые и бога­тые платья и вещи и т.п.

Что такое соци­аль­ная зависть?

Соци­аль­ная зависть – это зависть, выхо­дя­щая за пре­делы одного чело­века и охва­ты­ва­ю­щая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что глав­ный источ­ник миро­вых собы­тий в XX в. – чело­ве­че­ская зависть. Раз­ли­чие между бога­тыми и бед­ными было и будет всегда. Но про­из­вод­ствен­ная бес­по­мощ­ность бедной массы насе­ле­ния явля­ется источ­ни­ком обострен­ной зави­сти; «не просто бед­ность (с нею люди всегда справ­ля­лись), а полная хозяй­ствен­ная бес­по­мощ­ность, без­ра­бо­тица, абсо­лют­ная зави­си­мость неиму­щего от иму­щего». Это при­во­дит к мас­со­вой, соци­аль­ной зави­сти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утвер­ждал Ильин, – и воз­никло учение о про­ти­во­по­лож­но­сти и непри­ми­ри­мо­сти соци­аль­ных клас­сов, жела­ние пере­рас­пре­де­ле­ния иму­ще­ства, док­трина рево­лю­ци­он­ной мести и клас­со­вого ограб­ле­ния.

Эта док­трина с самого начала отри­цала духов­ный, рели­ги­оз­ный и нрав­ствен­ный фактор исто­рии, а при­зна­вала только хозяй­ственно-иму­ще­ствен­ный, «мате­ри­аль­ный» фактор». Именно на таком фоне идея спра­вед­ли­во­сти была под­ме­нена «урав­не­нием». Воз­ник­шая док­трина была направ­лена и против Бога, и против при­роды, и против спра­вед­ли­во­сти. Кто печется об абсо­лют­ном равен­стве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля дру­гого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой при­вер­жен­но­стью пол­ному равен­ству скры­вают истин­ную моти­ва­цию своего пове­де­ния – зависть. Те, кто тре­бует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защи­щают себя от зави­сти, кото­рую они стали бы испы­ты­вать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.

  • 13 тыс. 0