Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Значение слова ментально: МЕНТАЛЬНЫЙ | это… Что такое МЕНТАЛЬНЫЙ?

Ментальная карта — определение, значение, создание и примеры ментальных карт — Глоссарий

  1. Глоссарий
  2. Ментальная карта

Каталог курсов

Онлайн-обучение

Перейти в каталог курсов

  • Что такое ментальная карта
  • Как выглядит ментальная карта
  • Метод ментальных карт
  • Основные задачи ментальных карт
  • Виды ментальных карт
  • Ментальные карты в образовании и педагогике
  • Как сделать ментальную карту
  • Идеи для ментальной карты
  • Инструменты для создания ментальных карт
  • Примеры ментальных карт

  • Что такое ментальная карта
  • Как выглядит ментальная карта
  • Метод ментальных карт
  • Основные задачи ментальных карт
  • Виды ментальных карт
  • Ментальные карты в образовании и педагогике
  • Как сделать ментальную карту
  • Идеи для ментальной карты
  • Инструменты для создания ментальных карт
  • Примеры ментальных карт

Что такое ментальная карта

Ментальная карта — это инструмент для визуализации мышления, используемый для сбора информации, ее анализа, запоминания и генерирования новых идей. Данный способ систематизации мыслей активно используется как в бизнесе, так и в творчестве и в других областях человеческой жизни. Другие названия mind map — диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта или интеллект-карта. Главная ее цель — зафиксировать ход мыслей в понятной для человека форме для дальнейшего использования этих мыслей в жизни.

Как выглядит ментальная карта

В классической версии майндмэп располагается основная мысль или идея, которая и становится ее центром. Все дополнительные идеи располагаются вокруг нее, связанные с центральной идеей общей концепцией, предметом или логической последовательностью. Таким образом, mind map на практике представляет собой нелинейный графический макет с интуитивно понятной структурой, которую можно адаптировать под себя и менять, исходя из собственного видения. Ментальная карта проекта может структурироваться совершенно любым образом, хоть слева направо, хоть сверху вниз — главное, чтобы это было наглядно и просто в понимании.

Метод ментальных карт

Определение майндмэппинга как метода анализа сложных ситуаций и творческого решения проблем было дано Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов. Однако прообразы интеллектуальных карт существуют уже давно, их можно встретить даже в работах древних философов. Так, например, одно из самых ранних представлений сложной информации графически принадлежит финикийскому философу Порфирию, жившему в III веке н.э. Посредством майндмэпа он упорядочил философию Аристотеля и его категории. А в конце 50-х годов прошлого века появились семантические сети, близко похожие на современные ментальные карты, которые позволили эффективно описывать процесс обучения. Таким образом, метод ментальных карт используется испокон веков, являясь наиболее естественным и удобным отражением человеческого течения мыслей.

Основные задачи ментальных карт

Ментальные карты выполняют целое множество задач. Если говорить простыми словами, конкретно они позволяют:

  • находить вдохновение и генерировать новые идеи;
  • структурировать информацию и эффективно анализировать ее, тратя на это минимум времени и внутренних ресурсов;
  • лучше запоминать и усваивать материал;
  • оптимизировать менеджмент и проанализировать стратегии продвижения;
  • презентовать идеи и мысли партнерам, преподавателям, команде и т. д.;
  • управлять задачами, делегировать их и расставлять приоритеты;
  • детализировать проект и изображать прототипы;
  • планировать и определять хобби или увлечения (ведь ментальные карты можно использовать и в повседневной жизни).

Виды ментальных карт

Ментальная карта может иметь абсолютно любую структуру и внешний вид, но выделяют следующие их основные типы:

  • Схема-иерархия. Это классическая майндмэп с главной идеей (проблемой) в центре листа и с древовидным разветвлением от нее вторичных и третичных проблем. Как правило, первый уровень проблем или идей, спускающихся от главной идеи, — ее главные направления и категории, а последующие — прописанные задачи для достижения целей. Это самый популярный тип майндмэп для работы над проектом.
  • Таблица. Составление ментальной карты этого типа основывается на традиционных таблицах. С помощью такой карты проще всего сравнивать преимущества и недостатки идей, проектов, продуктов и т. д.
  • Блок-структура. Используется для визуализации большого количества задач, например при составлении бизнес-плана. Главная идея или проблема фиксируется наверху листа, а затем от нее отходят важные пункты с краткими описаниями и подпунктами. Так образуется своеобразная «лестница». 
  • «Рыбья кость». Самый креативный вид карты, который действительно напоминает рыбу: слева (как рыбья голова) пишется основная мысль, а второстепенные данные расходятся от нее в сторону хвоста по уровню важности или в хронологическом порядке.
  • График. Используется для отслеживания выполнения задач и фиксирования хронологической последовательности событий. С помощью графика проще всего выработать возможные варианты действий и решений, исходя из отображенной ситуации.
  • Сеть. Самый популярный тип интеллектуальной карты, который представляет собой диаграмму взаимосвязей. Элементы располагаются хаотично, без четкой структуры, но с отражением связи с теми или другими элементами (при помощи стрелок, цветов, стикеров и т.
    д.). Основная мысль также помещается в центр.

Ментальные карты в образовании и педагогике

Ментальные карты являются альтернативой привычным линейным конспектам, которые используются в сфере образования. Так как цель ментальных карт — наглядно отобразить сложную информацию и сложные взаимосвязи внутри нее, они тем самым способствуют ее лучшему запоминанию.

Конкретно в школах данный подход имеет особое значение. Например, ментальные карты по истории позволяют зафиксировать некое историческое событие, расположив вокруг него причины, последствия, основные направления развития действий и результаты, что особенно удобно для запоминания. Аналогичным образом работают ментальные карты по литературе — в данном случае с их помощью можно отражать информацию о произведении или образах героев. Ментальные карты по математике же позволяют подробно разобрать решения задач или примеров. Ментальная карта города или ментальная карта страны также может применяться в практике для изучения географии местности, а ментальная карта человека — для изучения анатомии.

Причем правила создания ментальных карт для всех сфер и уроков абсолютно одинаковы, что и делает данный образовательный метод не только эффективным, но и универсальным.

Также при помощи ментальных карт в образовании и педагогике можно:

  • Собирать и систематизировать образовательную и полезную информацию, что особенно актуально при подготовке докладов, дипломных и научных работ. Подобные ментальные карты даже можно использовать в самой работе как иллюстрацию для выделения важных тезисов.
  • Быстро записывать и запоминать лекции. Интеллект-карты пишутся даже проще и быстрее, чем обычный текст, благодаря чему составлять их можно прямо в ходе занятий.
  • Интеллект-карты помогут рассчитать учебные часы и составить продуктивный учебный план. Также с их помощью можно структурировать образовательные цели и темы, которые необходимо выучить или освоить.
  • Ментальные карты активно применяются в изучении иностранного языка, а именно для расширения словарного запаса. В центр помещается тема (пример: «Одежда»), а вокруг на ветвях выстраиваются слова, относящиеся к ней («платье», «туфли», «рубашка» и т.д.).
  • При командной работе (например, во время тренинга или мозгового штурма) при помощи майндмэп проще всего конспектировать идеи и мысли участников вокруг конкретной проблемы. С ее же помощью можно отобразить роли этих участников, сроки выполнения заданий и т.д.

Как сделать ментальную карту

Сделать ментальную карту по классической модели можно всего в несколько этапов:

  1. Проводится мозговой штурм, в процессе которого ищется основополагающая тема в зависимости от цели карты. Эту тему, которая может быть как мыслью, идеей или названием, так и проблемой, требующей решения, необходимо расположить в центре карты и выделить соответствующим образом. Например, обвести ее в круг.
  2. Затем необходимо выделить ключевые слова первого уровня — важные категории или главы, которые непосредственно относятся к центральной идее. Они изображаются вокруг нее и выделяются другим цветом. Лучше всего использовать ключи, состоящие из 1–2 слов (так как чем короче зафиксированы идеи, тем легче они воспринимаются). На этом этапе также можно добавить изображения к категориям для вызова ассоциаций.
  3. Далее пишутся ключевые слова второго уровня, третьего уровня и так далее, по градации. Градация эта может основываться на степени важности или каких-либо общих характеристиках — отталкивайтесь от собственного восприятия и удобства.

Идеи для ментальной карты

Разнообразить свою ментальную карту и сделать ее более легкой для понимания можно при помощи следующих идей:

  1. Яркие цвета. Согласно человеческой психологии, мы легче воспринимаем информацию, разделенную не только линиями и графиками, но и цветами. Можно также использовать разные шрифты, маркеры, карандаши и символы, чтобы расставить акценты в майндмэп. Наиболее яркие цвета и яркие (крупные) символы стоит использовать в наиболее важных идеях и мыслях, так как в первую очередь именно на них будет падать ваше внимание при просмотре карты.
  2. Своя система обозначений. Стоит разработать ее еще до того, как начинать создание ментальных карт. Главное, не забудьте, что какой символ означает! Своя система обозначений позволит вам максимально заполнить карту и не оставить пробелов, которые спустя время могут ввести вас в ступор.
  3. Несколько центральных понятий.
    Вы можете использовать для каждой идеи свою майнд-карту, а можете объединить их, составляя несколько карт параллельно на одном пространстве. Напишите в ряд в центре листа 2–3 идеи и выстраивайте из них «дерево». Вы можете обнаружить, что их ветви перекликаются между собой, что породит новые идеи.
  4. Дополнительные заметки. При составлении ментальной карты можно использовать дополнительный текст и оставлять комментарии к каждой подтеме, если она требует расшифровки или объяснений. Главное, не переборщить с текстом: майндмэп — визуальный инструмент, поэтому текста должно быть минимум.
  5. Экспериментируйте с дизайном. Вы можете помещать подтемы и идеи в разные фигуры, комбинировать разные типы майндмэп между собой или позаимствовать структуру из других инструментов, если вам так удобнее.

Инструменты для создания ментальных карт

Можно составить ментальную карту вручную при помощи большого листа бумаги (желательно холста) и цветных ручек или карандашей. Однако гораздо проще и удобнее использовать для этого онлайн-сервисы, тем более что некоторые из них созданы специально для работы с ментальными картами. К приложениям для создания ментальных карт относятся:

  1. XMind. Одна из самых популярных программ для майндмэппинга, которую можно использовать практически на всех операционных системах. Версия для десктопных устройств доступна бесплатно. Для остальных устройств действуют различные тарифы стоимостью от $79 до $99.
  2. MindMeister. Данная бесплатная программа имеет встроенную облачную технологию, благодаря чему можно работать с майндмэп целой командой и на любом расстоянии. Ментальные карты также можно экспортировать на другие устройства в виде слайдовых презентаций.
  3. iMindMap. Программа, разработанная самим Тони Бьюзеном, основоположником современной концепции ментальных карт. Данный сервис предлагает не только все необходимые инструменты для создания своей карты, но и лекции с видеоуроками для обучения.
  4. MindManager. Сервис предлагает большое количество шаблонов для создания своей ментальной карты, от минималистичных до неформальных и креативных видов. Также можно связать несколько карт при помощи ссылок, выстроив таким образом взаимосвязь между проектами.
  5. Coggle. Еще один сервис для коллективной работы над картой, имеющий функцию комментирования тем и оповещения об изменениях в карте по почте. Сервис бесплатный, но имеет расширенную версию стоимостью $5. Лучше всего подойдет для начинающих, которые не знают на практике, как делать ментальную карту.

Обучение по теме

Примеры ментальных карт

Ментальные карты — это чаще всего результат творчества, креативных идей и индивидуального удобства для каждого человека. Поэтому ментальные карты имеют самые разные структуры, формы и обозначения, которые легко ищутся в поиске Google. Вы также можете взять за шаблон или образец следующие примеры ментальных карт:

 

Поделиться:

Модель обучения 70-20-10

Нетворкинг


  • Что такое ментальная карта
  • Как выглядит ментальная карта
  • Метод ментальных карт
  • Основные задачи ментальных карт
  • Виды ментальных карт
  • Ментальные карты в образовании и педагогике
  • Как сделать ментальную карту
  • Идеи для ментальной карты
  • Инструменты для создания ментальных карт
  • Примеры ментальных карт

  • Что такое ментальная карта
  • Как выглядит ментальная карта
  • Метод ментальных карт
  • Основные задачи ментальных карт
  • Виды ментальных карт
  • Ментальные карты в образовании и педагогике
  • Как сделать ментальную карту
  • Идеи для ментальной карты
  • Инструменты для создания ментальных карт
  • Примеры ментальных карт

Онлайн-обучение

Каталог курсов

Культура общения с людьми с инвалидностью.

Язык и этикет
  • Несколько слов о корректной терминологии
  • Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
  • Почему так говорить нельзя?
  • 10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью
  • Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие

Несколько слов о корректной терминологии

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. В нашем обществе часто звучат такие выражения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п. Важно понимать: эти фразы некорректны, потому что оскорбительны для людей с инвалидностью!

Современному российскому обществу следует менять ситуацию и свое отношение к людям с инвалидностью: должна быть выработана культура инклюзии, привита этически выдержанная и грамотная терминология. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры взаимоотношений в обществе в целом. Один из важнейших и показательных аспектов – это язык и слова, которые мы употребляем в той или иной ситуации. Корректные выражения помогают формировать позитивный образ человека, показывать свое уважение к нему и налаживать контакт. Ниже излагаются не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а рекомендации, которые помогут избежать в общении с людьми с инвалидностью неловкости.

В качестве предисловия к рекомендациям – краткая справка по вопросу:

  • что стоит за словом «инвалид»?

Инвалидность – это не медицинский диагноз!

К сожалению, до сих пор в Статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ во всех последних редакциях сохраняется такое определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, человек с инвалидностью рассматривается как «больной», т.е. несамостоятельный и нуждающийся в опеке.

Но в Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006 год), подписанной Российской Федерацией 24.09.2008 и ратифицированной 15.05.2012[1], указано, что «инвалидность  — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Другими словами, инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. То есть инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. И это одна из форм социального неравенства.

Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия,
НЕ создающие стереотипы:
ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий,
которые создают стереотипы,
звучат оскорбительно и неуважительно:
Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный; человек с дефектом / недостатком здоровья

Человек без инвалидностиНормальный / здоровый / полноценный (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности)

Человек с инвалидностью с детства / с врожденной инвалидностью; человек с приобретенной инвалидностью

Врожденный дефект / увечье / несчастье
Человек с особенностями развития / нарушением развития и интеллекта / с ментальной инвалидностью / ментальными особенностямиУмственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой / отставанием в развитии / с интеллектуальной недостаточностью

Человек с психическими расстройствами / нарушениями

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством

Дети с инвалидностьюДети-инвалиды
Дети с особыми образовательными потребностямиШкольники-инвалиды; нежелателен и официальный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Человек, использующий коляску; человек, передвигающийся на коляске / который передвигается с помощью коляски; человек на коляскеПрикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке

Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детским церебральным параличом), у него ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит; человек, который имеет инвалидность в результате…

Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате…

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

«Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна
Человек с аутизмом, ребенок (дети) с аутизмом (официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)»), в редких случаях – аутичный ребенок, взрослый
 

Больной аутизмом, аутист

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилепсией / эпилептическими припадками

Незрячий, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения, слабовидящий человек (если человек слабо/плохо видит, но не незрячий)

Слепой (как крот), совершенно слепой, невидящий
Собака-проводникСобака-поводырь

Неслышащий, слабослышащий человек (если он слабо слышит, это не то же, что «неслышащий»), человек с инвалидностью по слуху, человек, пользующийся жестовым языком (это не все люди, которые слабо слышат), человек с нарушением слуха

Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов
Русский жестовый язык (такой же язык, как русский, английский или любой другой)Язык жестов – это невербальное общение при помощи языка тела
Переводчик жестового языкаСурдопереводчик

ВНИМАНИЕ:
«Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны и приемлемы для многих людей с инвалидностью, но в остальной части общества они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью как на человека с медицинскими проблемами.

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «ИЗБЕГАЙТЕ», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «психическим» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Однажды, еще в 2000 году, группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся вместе из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Если о ком-то говорят «больной», то невольно предполагают, что он – «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость, иногда – страх. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах! Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи длинное словосочетание «человек с особенностями интеллектуального развития». На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных, формирующих образ «героя»). «Жертва» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. С другой стороны, человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе» и т.п., «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – это, увы, очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ другого, Вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон и опять приходите к противопоставлению «здоровые – больные». Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.

Надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений и предположений.

Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного.

ВНИМАНИЕ: не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.

Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Вы можете поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будете знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Ниже мы приводим рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании своего собственного опыта. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте с людьми с инвалидностью.

10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:
  1. В разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре. (Прим.: рекомендуем использовать понятие «переводчик жестового языка» вместо официального термина «сурдопереводчик» – по аналогии с переводчиком английского/французского/др. языка). Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.
  2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  3. При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
  4. Не кидайтесь на помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили помочь. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
    Например: если необходимо сопроводить незрячего человека, то не хватайте и не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать (кто-то просит разрешения положить свою руку на плечо сопровождающего, кто-то предпочитает взять сопровождающего под локоть, кто-то попросит взять под локоть его самого, кому-то достаточно устных подсказок, и т.д., и т.п.)
  5. При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку(при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
  6. Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
  7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  8. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупайте это», говорите так, как обычно сказали бы — «Посмотрите на это». А человеку на инвалидной коляске не говорите «Подъезжайте, проезжайте». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь» (человек ездит на машине или поезде, а на коляске – ходит).
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, НЕ кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
  10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).

—————————————-

ЭТО ВАЖНО: если вы что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить – не стесняйтесь, спросите об этом вашего собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.

Справка: инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью из разных стран активно пропагандируют определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не провоцируют жалость или снисходительность. В России этот процесс только набирает силу. Печальный пример начала 2010-х гг.: в статьях газеты «Московский комсомолец» журналисты призывают к новому взгляду на жизнь людей с инвалидностью в городе и при этом прямо в заголовках употребляют слова и словосочетания вроде «калеки», «слепые» и т.п.

В английском языке на смену уничижительному термину «handicapped» (буквальный смысл слова «handicap» – «физический недостаток или увечье») пришел более нейтральный аналог «disabled», который ввели в обращение сами люди с инвалидностью, считающие, что это более верное слово. Почему они на этом настояли? Термин «handicapped» в значении «инвалид» произошел от словосочетания «cap in hand» – «кепка/шапка в руке» (протянутой за помощью), – таким образом, термин «handicapped» ассоциируется с беспомощностью и остается в рамках сугубо благотворительной медицинской модели инвалидности, не позволяющей изменить что-либо в роли и судьбе человека с инвалидностью. К сожалению, на русский язык мы переводим термин «disabled» буквальным образом (как «вышедший из строянетрудоспособныйпришедший в негодность») и поэтому приходим к термину «ограниченные возможности». За рамками нашего знания и понимания остается тот факт, что в современной англоязычной культуре термин «disabled» говорит о неспособности вести активную повседневную жизнь «обычным образом» в силу ограничений, накладываемых на человека с инвалидностью со стороны общества, – и социальная модель инвалидности предлагает изменить эту ситуацию.   

В России пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русскоязычная «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на корректность употребления тех или иных терминов. Например, многие незрячие люди требуют, чтобы их называли по-прежнему – «слепыми». Некоторых неслышащих оскорбляют термины «неслышащий», «слабослышащий», «инвалидность по слуху», и они требуют называть их «глухими» и не считать их инвалидами.

Важный пример, который у всех на слуху, – в последние годы вместо термина «инвалид» в СМИ часто употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются только извне, условиями жизни и обществом. Многие по умолчанию воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом) и что-то «не может», к чему-то «неспособен», постоянно нуждается в посторонней помощи. К тому же возможности абсолютного каждого человека чем-то ограничены, поэтому употреблять это выражение только по отношению к людям с инвалидностью некорректно. Компромиссным вариантом может служить «человек с ограниченными физическими возможностями», но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким.

При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово «инвалид». Этот термин остается юридически корректным в современной законодательной практике Российской Федерации, но, поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то и в повседневной речи, и в литературе лучше всего говорить и писать «человек с инвалидностью».


[1] Ст.15 п.4 Конституции РФ: «…международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. мысленно в уме

  2. менталитет привычное или характерное состояние ума

  3. Менделевский или относящийся к Грегору Менделю или в соответствии с законами Менделя

  4. психический, связанный с разумом или интеллектуальным процессом

  5. мысленное примечание особого внимания с намерением запомнить

  6. мандолина струнный инструмент, родственный лютне

  7. 84″>

    умственный возраст уровень интеллектуального развития, определяемый тестом интеллекта

  8. упоминание процесса использования вашего разума для тщательного обдумывания чего-либо

  9. мантилья женский шелковый или кружевной шарф

  10. психически больной, страдающий тяжелым психическим заболеванием

  11. Монтана уроженец или житель Монтаны

  12. дом для душевнобольных больница для психически неполноценных или неуравновешенных лиц

  13. ментализм (философия) учение о том, что разум есть истинная реальность и что объекты существуют только как аспекты осознания разума

  14. 38″>

    психическая гигиена раздел психиатрии, занимающийся психологическими методами

  15. брюки-панталоны, которые носили в прежние времена

  16. Менделеев Русский химик, разработавший периодическую таблицу химических элементов и предсказавший открытие ряда новых элементов (1834-1907)

  17. Панталон шут в современных пантомимах; анекдот

  18. Менделеев Русский химик, разработавший периодическую таблицу химических элементов и предсказавший открытие ряда новых элементов (1834-1907)

  19. Монтень Французский писатель, считающийся создателем современного эссе

  20. 25″>

    ментол Кристаллическое соединение, имеющее прохладный мятный вкус и запах, присущие мятному маслу; используется в качестве ароматизатора и в медицине для облегчения зуда, боли и заложенности носа

умственный | Значение mental в словаре Longman Dictionary of Contemporary English

Семейство слов (существительное) склад ума (прилагательное) психический (наречие) ментально

Из Longman Dictionary of Contemporary EnglishСвязанные темы: Психология, психиатрияmentalmen‧tal /ˈmentl/ ●●● S2 W2 AWL прилагательное 1 [только перед существительным] MIMP, относящийся к здоровью или душевному состоянию кого-либо → психиатрический Центр оказывает помощь людям, страдающим психическими заболеваниями. Стресс влияет как на ваше физическое, так и на психическое здоровье. 2 [только перед существительным]MPMIND относится к разуму и мышлению или происходит только в уме. умственное развитие ребенка Вам необходимо выработать позитивное ментальное отношение. Ментальная картина/образ (= картинка, которую вы формируете в уме) Я попытался составить его мысленный образ по ее описанию. 3 → сделать мысленную пометку4 → умственный блок5 → сходить с ума6 [не перед существительным] британский английский неформальный СУМАСШЕДШЕЕ мышление или поведение, которые кажутся сумасшедшими или странными Он, должно быть, не в своем уме!7 Британский английский неформальный, очень запутанный, занятой или волнующий У меня было ментальное время на фестивале – там творились всякие сумасшедшие вещи! — мысленно наречие Я был истощен, как физически, так и морально. Примеры из Корпусментального • Сила выходит за рамки того, что можно определить как физическое или ментальное. • Этот парень ментальный! • У людей, которые эзотерически не развиты, ментальное и эмоциональное тела находятся в состоянии рудиментарном или зарождающемся состоянии. • После нескольких месяцев переутомления Бриггс страдал от умственного и физического истощения. • Популярное движение за здоровье также рассматривает здоровье целостно — физический, умственный и духовный аспекты. • У Рика случился полный психический срыв после его семья погибла в автокатастрофе. • Суини предположил, что расовое превосходство женщин проявляется как в их физических и умственных способностях, так и в их внутреннем клеточном составе. • Требуется много умственных усилий, чтобы понять эти идеи. • Он жаждал усилий, особенно умственных усилий. • психическое здоровье• Была, как неожиданно добавили в передаче, история психической нестабильности.• Недавно сбежал из государственного психиатрического учреждения.• психиатрическое учреждение• Буйные психические больные содержались в отдельной палате.• больничная палата для ненасильственных психических больных • Я никогда не встречался с парнем Джейн, но у меня было четкое мысленное представление о том, как он выглядел. • Мы знали, что у нее были психические проблемы.87 было создано пять стационарных отделений в больницах общего профиля и тринадцать центров психического здоровья. • Опрошенные сообщили, что несколько пользователей услуг отказались разрешить внесение их имен в базу данных по психическому здоровью. • Г-жа Картер настаивала на принятии законодательства в области психического здоровья и регулярно посещала заседания кабинета. Во-первых, сейчас необходимо предоставлять услуги по охране психического здоровья специально для проживающих в общежитиях или тех, кто живет на улицах.• Однако United Behavioral Health подала заявку только на компонент услуг по охране психического здоровья.• Предложения по планированию новой системы услуг по охране психического здоровья для районов Были разработаны Лиссабон и Порту. • Система психического здоровья была еще хуже. Ментальная картина/образ • Медленно процесс сходится к произведению искусства, которое является выражением собственного мысленного образа пользователя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *