Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Знания мировоззрение ценности установки убеждения: Каталог заданий ЕГЭ. Задание #398

1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. По сути, мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент.

Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.
В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Духовный мир личности»

Тест: «Духовный мир личности». Вариант 1.

1.Запишитеслово пропущенное в таблице:

Форма мировоззрения

Характеристика

Мифология

Фантастическое от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в эмоционально-образной форме.

…………….

Особая форма пред­став­ле­ния о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, яв­ля­ю­щи­е­ся пред­ме­том поклонения.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

Знания, мировоззрение , ценности, установки, убеждения.

3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к типам мировоззрения.

 1) Мифологическое; 2) религиозное; 3) политическое; 4) философское;

5) историческое; 6) научное. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям. 2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение. 3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности. 4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного. 5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

5. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. 2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития. 3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер. 4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности. 5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «духовный мир человека».

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми ми­ро­воз­зре­ний, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Характеристика

Тип мировоззрения

А) опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл

1) обы­ден­ное

Б) ис­тин­ные при­чи­ны мно­гих яв­ле­ний объ­яс­ня­ют­ся при по­мо­щи фан­та­сти­че­ских пред­по­ло­же­ний, без учёта при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей

2) на­уч­ное

Тест: «Духовный мир личности». Вариант 2.

1.Запишитеслово пропущенное в таблице:

Форма мировоззрения

Характеристика

Мифология

Фантастическое от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в эмоционально-образной форме.

………………

Зафиксирован и личный практический опыт каждого человека, и коллективное общественное мнение, стереотипы поведения, правила отношений, принятые в данном обществе, суеверия, предрассудки и народная мудрость, здравый смысл.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Воспитательная деятельность, освоение знаний, со­циализация молодежи, формирование мировоззрения, пе­редача накопленного опыта.

3. Ниже приведён перечень элементов. Все они, за исключением двух, относятся к структуре мировоззрения.

1) знания 2) духовные ценности 3) идеалы 4) мироощущение 5) принципы

6) мировосприятие Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей. 2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности. 3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества. 4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.

5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

5. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уровень знаний и развития науки влияет на формирование мировоззрения человека 2) Мировоззрение не зависит от личного опыта индивида

3) Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека
4) Мировоззрение никогда не может дезориентировать индивида
5) Мировоззрение дает возможность определять человеку истинные ценности жизни культуры

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми ми­ро­воз­зре­ний, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Характеристика

Тип мировоззрения

А) Уподобление природного мира миру человеческому

1) мифологическое

Б) интуитивное понимание реальности

2) научное

В) рациональное осмысление мира

Г) опора на проверенные и подтверждённые истины

Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

7. Среди жителей села П распространены традиционные представления о мире, опирающиеся на здравый смысл.  Какие иные признаки свидетельствуют о том, что среди этих селян преобладает обыденное мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Передается из поколения в поколение 2) Оформляется в абстрактном понятийном аппарате 3) Порождается непосредственными условиями жизни
4) Стремится ко все более глубокой истине 5) Обосновывает необходимость преобразования существующей реальности 6) Соединяет противоположные взгляды, идеи, установки

8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

«Мировоззрение — система взглядов человека на …..(А) и его место в нём. В структуре мировоззрения выделяют знания, принципы, идеи, убеждения, …(Б). ………..(В) является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. ……(Г) связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. …….(Д) — теоретическое осмысление результатов познавательной деятельности людей, её обобщённых итогов. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, даёт возможность определить истинные ценности и …(Е).

Список терминов:

1) идеалы

2) обыденное мировоззрение

3) научное мировоззрение

4) чувственное познание

5) религиозное мировоззрение

6) материальные блага

7) окружающий мир

8) смысл жизни

9) рациональное познание

А

Б

В

Г

Д

Е

В) опи­ра­ет­ся пре­жде всего на ло­ги­ку и до­ка­за­тель­ность

3) ми­фо­ло­ги­че­ское

Г) оформ­ля­ет­ся сти­хий­но, в про­цес­се жи­тей­ско­го опыта

Д) ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми яв­ля­ют­ся си­стем­ность, вы­со­кая сте­пень обоб­ще­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

7. В стране Н среди населения распространено мировоззрение, основой которого являются священные книги буддистов. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране среди жителей преобладает религиозное мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Недостаточное внимание к достижениям науки 2) Опора на жизненный опыт
3) Признание сверхъестественного начала 4) Ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека 5) Теоретическое обобщение итогов достижений человеческого познания 6) Обоснование утверждений, апеллируя к разуму человека

8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

«Мировоззрение – это совокупность представлений, ………(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и .. (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение – это основной ……(В), мерило мыслей и поступков человека.

В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует …… (Г). Это эмоционально-психологическая основа мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека …..(Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется ……(Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

Список терминов:

1) миропонимание 6) критерий

2) врождённые инстинкты 7) оценка

3) понятийное мышление 8) суждение

4) чувственное постижение 9) деятельность

5) представление

А

Б

В

Г

Д

Е

Ключ к тесту «Духовный мир человека»

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

религия

обыденное

1

2

мировоззрение

социализация молодёжи

1

3

 35

4 6

1

4

235

123

2

5

124

135

2

6

13212

11221

2

7

134

136

2

8

796431

712538

2

Критерии оценок:

«5» — 12-13 баллов

«4» — 9-11 баллов

«3» — 6-8 баллов

«2» — 5 и менее баллов

Ценности, убеждения и взгляды

Что делать, если ваши ценности, убеждения и отношение расходятся с ценностями школы, развития ребенка или закона? Присоединяйтесь к обсуждению.

© University of Reading

Человеческие ценности, убеждения и взгляды формируются и закрепляются с течением времени под влиянием семьи, друзей, общества и жизненного опыта. Таким образом, к тому времени, когда вы станете взрослым, вы сможете иметь очень определенные взгляды практически на все с чувством «никто не изменит мое мнение».

Рисунок 1: Определения ценностей, убеждений и взглядов. ©University of Reading

Сочетание ваших личных ценностей, убеждений и взглядов — это ваши моральные принципы, которыми вы руководствуетесь в жизни и которые влияют на ваше поведение. Однако ваши взгляды могут сильно отличаться от других, и в таком учреждении, как школа, эти убеждения могут противоречить ценностям школы, развитию ребенка или даже закону. Вот несколько примеров:

Ценности, противоречащие развитию ребенка.

Вы считаете, что мальчики нуждаются в большей помощи и менее способны позаботиться о себе, чем девочки, из-за вашего опыта общения с детьми. Дома вы возитесь с сыном гораздо больше, чем с дочерью. В школе существует подход равенства возможностей, и ожидания от девочек и мальчиков состоят в том, что они одинаково хорошо себя ведут, прибираются и помогают друг другу. Однако вы не верите, что это может произойти. В классе вы уделяете больше внимания мальчикам, удостоверяясь, что у них есть все, что им нужно, даете им бумагу, карандаши и ресурсы, доверяя девочкам, которые уже организованы. Считаете ли вы справедливым такое предположение? Какие сообщения вы отправляете мальчикам и девочкам?

Ценности, противоречащие эффективному управлению детьми.

Некоторые ученики воспитываются в семьях, где ругань является нормой, и они привносят это мнение в школу. Вы, однако, яростно ненавидите ругаться, и когда ученик ругается, вы наказываете его самым ужасным образом. Думали ли вы, соответствует ли наказание «преступлению»? Или даже связано с проблемой? Наказание больше связано с руганью, чем с тем, что сделал ученик? Возможно, ученика так спровоцировали, что он выругался. Если вы не занимаетесь глубинными проблемами и просто наказываете сквернословие, то превалирует ваш моральный компас, а не моральный компас школы.

У каждого свое мнение об образовании и о том, что оно должно включать в себя, что может привести к здоровым дискуссиям и идеям. Однако необходимо признать, что личная точка зрения так и останется — если только она не подкреплена вескими доказательствами.

Работая в школе, вы должны быть готовы приспособить свою систему убеждений к системе образования и школы. Если вы обратитесь к предыдущему Шагу в качестве примера, даже если вы не согласны с образованием в области секса и отношений для всех возрастов — если это закон — вам придется преподавать и поддерживать этот предмет. Это немного похоже на выключатель света — вы должны выключить свои ценности в школе. Это может быть трудно, но несправедливо по отношению к ученикам, если от них ожидают, что их чему-то научат, а потом этому не учат или учат плохо. Следуя правилам и ценностям школы, вы не идете на компромисс со своими ценностями и убеждениями.

Можете ли вы представить себе ситуацию, когда ваши взгляды (личные или профессиональные) изменились по сравнению с ранее определенными взглядами? Что случилось, чтобы изменить ваше мнение?

Наш совет по курсу

Если можете, попробуйте принять участие в беседах, которые происходят во время занятий на текущей неделе, чтобы улучшить свой учебный опыт и получить от него максимальную отдачу.

© University of Reading

Ваше мировоззрение вредно или полезно?

Мировоззрение, по простому определению, представляет собой набор ценностей, взглядов, убеждений и ожиданий, которые формируют мысли и действия. На первый взгляд идея мировоззрения может показаться относительно нейтральной. Но это бывает редко.

Ваше мировоззрение является важным компонентом того, что формирует вашу реальность. Каждый из нас принимает решения, которые частично зависят от нашего мировоззрения. Эти решения продолжают создавать реальность, поддерживающую наше мировоззрение. А затем мы испытываем наши мировоззрения в действии, что подтверждает их истинность.

Если вас этому не учили, вполне вероятно, что ваше мировоззрение существует на автопилоте, а не в вашем сознании. На протяжении всей жизни мы развиваем наши ценности, взгляды, убеждения и ожидания на основе нашего жизненного опыта. Даже сам вопрос о том, является ли ваше мировоззрение вредным или полезным, может быть чем-то, о чем вам никогда раньше не задавали.

Оценка вашего мировоззрения может показаться сложной задачей

Если мировоззрение состоит из ваших ценностей, взглядов, убеждений и ожиданий, то выяснение для себя, является ли ваше мировоззрение полезным или вредным, начинается с честного понимания этих частей себя.

Если задуматься о своих ценностях, каковы они на самом деле? Важны не только те ценности, которые вы называете важными, но и те, которыми вы действительно живете? Размышляя об установках как о мыслях и чувствах, которые у вас есть о мире и о том, как он устроен, какие установки вы придерживаетесь? Каковы ваши убеждения о том, как устроен мир? И каковы ваши ожидания от жизни, живущие в этом мире в это время?

Это сложные вопросы. Сложно, потому что для ответа на них требуется много личных размышлений и честности. И сложно, потому что большинство людей обнаруживают в этих размышлениях что-то, что неудобно признавать.

Понимание своего мировоззрения помогает понять вашу позицию по важным вопросам 

Когда у вас есть понимание своего мировоззрения, вы начинаете видеть, как это мировоззрение формирует вашу позицию по важным вопросам, решениям и действиям. Отсюда также можно увидеть, как люди с разными позициями также исходят из своего мировоззрения.

Вопрос, который вы можете задать, рассматривая свое мировоззрение и его влияние на ваше положение: «Как это помогает мне достичь моей цели или цели? И какой ценой?»

Этот вопрос начинает указывать путь к тому, является ли ваше мировоззрение полезным или вредным в данный конкретный момент для достижения этой конкретной цели.

Пример: подход к климатическому кризису

Общее мнение состоит в том, что климатический кризис реален и что решение состоит в максимальном сокращении выбросов парниковых газов, таких как двуокись углерода и метан. Есть много разных идей о том, как приблизиться к нейтральности выбросов. Идеи, коренящиеся в разных мировоззрениях. В качестве упрощенного примера давайте рассмотрим 2 из этих мировоззрений:

Экологическое мировоззрение придает большое значение экологической ответственности. В нем говорится: «Во всем мире мы должны относиться к климатическому кризису так же, как мы относились ко Второй мировой войне. Международное сотрудничество, которое мобилизует все аспекты экономики и общества для достижения нулевого уровня выбросов углерода и обращения вспять последствий потепления, является единственным путем вперед. Мы должны действовать смело и немедленно, невзирая на цену, потому что у нас есть только 10 лет, чтобы спасти мир».

Экономическое мировоззрение, с другой стороны, придает большое значение получению дохода. В нем говорится: «Мы должны сотрудничать на международном уровне в бизнесе и правительстве, чтобы продолжать производить нефтепродукты как можно более эффективно, одновременно постепенно переходя к «зеленой» экономике и углеродно-нейтральному будущему. В противном случае прибыль будет потеряна, а люди потеряют работу. Мы должны действовать методично и осторожно в течение следующих 30-40 лет».

Сторонники обоих мировоззрений согласны с тем, что изменение климата является реальной проблемой и что решение состоит в том, чтобы покончить с зависимостью от ископаемого топлива, чтобы достичь состояния нейтрального выброса углерода. Цель — это то, с чем они соглашаются.

В чем разница и где возникает конфликт, так это в мировоззрении, которое формирует подход к достижению решения. Оба сказали бы, что их мировоззрение полезно, а другое вредно. Когда они рассматривают «и какой ценой», их мировоззрения различаются: одни готовы рисковать продолжительным ущербом для окружающей среды и людей, живущих в ней, а другие готовы рисковать финансовой неопределенностью и увеличением личного, корпоративного и государственного долга.

Как люди, мы воспринимаем факты или информацию через призму нашего индивидуального мировоззрения. Когда эти убеждения, ценности, отношения и ожидания различаются, шансы на конфликт возрастают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *