таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?
Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.
Парные звонкие, глухие согласные звуки
Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
Классификация согласных звуков
По правилам грамматики, согласные бывают:
- Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
- Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] – звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
Парные звонкие, глухие согласные:
Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
Виды согласных
Таблица парных согласных – звонких, глухих:
б | ж | з | г | в | д |
п | ш | с | к | ф | т |
Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).
Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.
Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных
Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:
- Код(т) – проверить можно так: коды
- Стог(х) – проверочное слово: стогами
- Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
- Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.
Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.
§1. Звук
Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:
- слова: [дом] – [том], [том] – [там], [м’эл] – [м’эл’]
- формы слова: [дом] – [дама´] – [до´ма].
Обратите внимание:
слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.
К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.
Какие гласные дают твердость согласному звуку?
Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.
Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.
Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло]. Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.
Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.
Гласные, которые смягчают согласный звук
Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.
Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].
Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.
Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква
Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.
Таблица
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки | Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками |
[б] | [б’] | быт – бит, быть – бить |
[п] | [п’] | пыль – пил, пан – пьян |
[в] | [в’] | выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь |
[ф] | [ф’] | фонарь – филин, эффект – факт |
[д] | [д’] | вода – води, дыра – динар |
[с] | [с’] | весы – весь, сыр – сера |
[з] | [з’] | воз – вези, заря – зеро |
[н] | [н’] | ноша – няша, кон – конь |
[г] | [г’] | горб – герб, нога – ноги |
[к] | [к’] | сорок – сороки, кот – кит |
[м] | [м’] | мол – мел, мал – мил, мат – мята |
[т] | [т’] | бит – бить, туман – темень |
[л] | [л’] | мол – моль, лось – лес |
[х] | [х’] | ухо – ухи, хороший – хитрый |
[р] | [р’] | роса – рис, рысь – ряска. |
Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш
], [
ц
], а к мягким непарным – согласные [
щ’], [ч’], [й’]
Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними
§4. Способ образования согласных
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] — шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.
Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.
Парные согласные звуки: правило
Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:
- В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
- Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.
Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.
ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.
§2. Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
[ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
[ ´] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.
[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.
[j] и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
Итоговый тест
От чего зависит качество гласного звука?
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
Что называется редукцией ?
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?
- У гласных
- У согласных
Можно ли глухие согласные произнести громко?
- Да
- Нет
Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?
- Да
- Нет
Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?
Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?
Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?
Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?
Как передаётся мягкость согласных на письме?
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?
- Сильная позиция
- Слабая позиция
У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных
§8.
Место образования согласныхСогласные различаются не только по уже известным вам признакам:
- глухость-звонкость,
- твердость-мягкость,
- способ образования: смычка-щель.
Важен последний, четвертый признак: место образования Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других — языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].
✅ Записать парные звуки звонкие глухие твердые мягкие, согласные таблица
Рейтинг статьиЗагрузка…
Содержание
- 1 Записать парные звуки звонкие глухие твердые мягкие, согласные таблица
- 1.1 Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- 1. 2 Мягкие и твердые согласные звуки
- 1.3 Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
- 1.4 Таблица для запоминания согласных звуков
- 1.5 Согласные звуки
- 1.6 Твердые и мягкие согласные звуки
- 1.7 Глухие и звонкие согласные звуки
- 1.7.1 Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
- 1.8 Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
- 1.8.1 Сонорные согласные
- 1.8.2 Шумные согласные звуки
- 1.8.3 Шипящие согласные звуки
- 1.8.4 Свистящие согласные звуки
- 1.9 Навигация по записям
- 1.10 3 комментария
- 1.11 Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
- 1.12 Как научиться различать твердые и мягкие звуки
- 1.13 Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
- 1.14 Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
- 1.15 Понятие о звонких и глухих звуках
- 1.16 Таблица твердых и мягких звуков
- 1.17 Развивающие игры для закрепления материала
- 1. 18 Вместо заключения
Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г’эн], лён – [л’он], диск – [д’ыск], люк – [л’ук], вяз – [в’яз], трель – [тр’эл’].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р’], [п] — [п’], [м] — [м’], [в] — [в’], [д] — [д’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [з] — [з’], [б] — [б’], [г] — [г’], [н] — [н’], [с] — [с’], [л] — [л’], [т] — [т’], [х] — [х’]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Согласные звуки
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
- звонкие и глухие,
- твёрдые и мягкие,
- парные и непарные.
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Твердые и мягкие согласные
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Шипящие согласные
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
Навигация по записям
3 комментария
Исправьте ошибки в разделе «Твердые и мягкие согласные звуки»:
«согласны(е)й звук является твердым, если после него стоят (со)гласные: а, о, у, ы, э;»
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.
Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
- Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
- Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
- Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
- Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
- Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Узнать о том, как научить ребенка читать быстро, вы можете здесь: Как научить ребенка читать быстро и правильно
Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Источники:
http://www.syl.ru/article/239587/new_parnyie-i-neparnyie-zvonkie-i-gluhie-myagkie-i-tverdyie-soglasnyie-zvuki-v-russkom-yazyike
http://shkolnaiapora.ru/russkij-yazyk/soglasnye-zvuki.html
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
Оценка статьи:
Загрузка…
Статьи c упоминанием слов:Брак Дети Дом Игры Лайфхак Мозг Ошибки Почему Сон Стресс Творчество Человек Язык
Adblock
detector
At the Table with Hands & Voices в Apple Podcasts
5 выпусков
«At the Table with Hands & Voices» — подкаст, созданный Hands & Voices Inc. H&V — это организация, управляемая родителями, которая поддерживает семьи с детьми, которые Глухие или слабослышащие без предубеждений в отношении способов или методологии общения. Эта серия интерактивных бесед охватывает темы лидерства, расизма, родительского пути и многого другого — с точки зрения родителей глухих/слабослышащих детей и специалистов, которые их обслуживают.
S1:E1 Введение в «За столом руками и голосами»
S1:E1 Введение в «За столом с руками и голосами»
Подкаст «За столом с руками и голосами» направлен на обучение и развлечение родителей, у которых есть глухие дети, и специалистов в области глухоты. Подкаст охватывает темы, связанные с вовлечением семьи (лидерством), семейным путешествием и другими темами, которые влияют на системы, обслуживающие семьи. это краткое введение объясняет цель и задачи серии подкастов.
S1:E4 Сезоны лидерства
S1:E4 Сезоны лидерства
Ведущая Джанет ДеДжорджес с Карен Хопкинс
В этом эпизоде мы исследуем периоды лидерства, которые человек испытывает в процессе своего роста как лидера. Карен имеет более чем 30-летний опыт работы в качестве специалиста D/HH и профессионала в области глухоты. Она является наставником многих семейных лидеров в сообществе поддержки семьи и демонстрирует, что такое настоящее партнерство, в своем взаимодействии с другими.
S1:E5 Профессионалы как беспристрастные сторонники
S1:E5 Профессионалы как беспристрастные сторонники
Ведущая Джанет ДеДжорж с доктором Лайлах Саперштейн В этом выпуске исследуется концепция беспристрастной поддержки с профессиональной точки зрения, описанная доктором Саперштейном, аудиологом и тренером для родителей, с многолетним опытом поддержки семей когда они путешествуют по жизни с глухим/слабослышащим ребенком. Мы исследуем концепцию беспристрастной поддержки, отвечая на главный вопрос: «Могут ли профессионалы быть беспристрастными?»
S1:E3 Лидерство: избавление от эго
S1:E3 Лидерство: избавление от эго
В этом эпизоде Джанет ДеДжорджес и Хелен Лейзер обсуждают контекст эго как лидеров. Лейзер делится своими историями об уроках, извлеченных как из положительных, так и из сложных аспектов «эго», и предлагает слушателям самостоятельно изучить влияние, которое эта тема может иметь, когда вы занимаете руководящую должность.
S1:E2 The Raw Talk: Можем ли мы поговорить о расизме?
S1:E2 The Raw Talk: Можем ли мы поговорить о расизме?
Ведущая Джанет ДеДжорджес и гостья Дженне-Амаль Моррис обсуждают свои разговоры за последний год, отвечая на главный вопрос: «Что такое «необработанный» разговор?» в контексте расизма, оценивая организационный прогресс в разнообразии, справедливости и инклюзивности, и какое отношение ко всему этому имеет доверие в отношениях!
Отзывы клиентов
2 оценки
Лучшие подкасты в бизнесе
Уход за голосом: отделяем правду от вымысла | ENT
В Юго-западном голосовом центре UT мы с удовольствием готовимся к Всемирному дню голоса, который отмечается 16 апреля, отвечая на ваши вопросы о том, как работает голос и как за ним ухаживать. Мы также можем помочь развеять некоторые распространенные мифы о ваших голосовых связках и предложить несколько простых методов лечения и упражнений, чтобы поддерживать ваш голос в отличной форме.
В: Кто должен думать о здоровье голоса?
О: Любой, кто использует свой голос! Не только певцы и актеры должны уделять особое внимание своим голосовым связкам. У нас есть только один набор голосовых связок, поэтому очень важно заботиться о них.
В: Являются ли голосовые связки мышцами?
A: Сами голосовые связки состоят из слизистой оболочки и мышечного тела. Эти структуры вибрируют, что и производит наш звук.
В: Сохраняет ли ваш голос шепот?
A: В принципе, шептать нормально, но большинство людей шепчут не так, как это полезно для голоса. Когда большинство людей шепчут, они хотят, чтобы их услышали, поэтому они напрягаются, чтобы произвести звук. Это может быть так же плохо для вашего голоса, как и крик. Существует тип шепота, называемый «шепотом с открытым горлом», и это нормально, но проблема в том, что вас никто не услышит! Если вы пытаетесь успокоить свой голос, мы рекомендуем вам не говорить, даже шепотом.
В: Какие продукты и напитки могут помочь вылечить ваш голос? Что может повредить вашему голосу?
О: Самое важное, что мы можем потреблять для улучшения здоровья голоса, — это вода. Поддержание водного баланса помогает организму вырабатывать жидкую водянистую слизь. Ваши голосовые связки вибрируют более 100 раз в секунду, когда вы говорите, и им нужна эта слизь, чтобы оставаться смазанными.
Мы рекомендуем выпивать 64 унции воды каждый день. Если вы любите напитки с кофеином или алкогольные напитки, вам нужно добавить больше воды в свой ежедневный рацион. Итак, если вы выпиваете 64 унции воды, а затем выпиваете 16 унций кофе, вам нужно выпить еще 16 унций воды.
Это миф, что то, что вы едите или пьете, напрямую контактирует с вашими голосовыми связками. Употребление меда или чая, полоскание горла соленой водой или яблочным уксусом определенно успокаивают горло, но не очищают голосовые связки. Если вы используете леденцы от кашля, мы рекомендуем использовать продукты на основе глицерина и избегать ментола.
Некоторые добавки в избытке могут вызвать раздражение голосовых связок. Например, слишком много витамина С может сильно сушить кожу. Другие, в том числе большое количество имбиря, гинкго и чеснока, могут разжижать кровь, подвергая вас риску голосового кровотечения.
Если острая пища вызывает у вас кислотный рефлюкс, вы можете заказать что-нибудь еще из меню, чтобы избежать повреждения голосовых связок при возникновении рефлюкса.
В: Как предотвратить повреждение голоса?
A: Пять основных советов, которые мы даем, чтобы не повредить свой голос:
- Разогрейте голос перед интенсивным использованием, точно так же, как вы разогреваете мышцы перед тренировкой.
- Не используйте свой голос, если вы охрипло или страдаете ларингитом.
- Дайте вашему голосу отдых, когда он чувствует напряжение или усталость.
- Пейте 64 унции воды в день.
- Обратитесь к ларингологу (разновидность отоларинголога (ЛОР), который специализируется на голосовых связках и уходе за голосом), если вы страдаете охриплостью в течение двух недель или дольше.
В: Стареют ли ваши голосовые связки?
О: Да, ткани голосовых связок с возрастом меняются так же, как и все остальное тело. Мышцы голосовых связок также могут со временем атрофироваться, что приводит к изменению высоты тона или громкости голоса, а также к тому, что он звучит тонким, хриплым или слабым. Тем не менее, вам не обязательно мириться с тем, что ваш голос меняется с возрастом. По мере старения населения мы видим все больше пациентов, которые хотят знать, что они могут сделать, чтобы их голоса звучали более уверенно. В зависимости от вашей ситуации, мы можем порекомендовать голосовую терапию для улучшения вашего голоса, инъекции наполнителей или установку имплантатов для увеличения или наполнения ваших голосовых связок.
В: Голос моей мамы не хриплый, а дрожащий. Почему это?
О: Это может быть признаком вокального тремора. Несмотря на то, что от вокального тремора нет лекарства, в случае диагноза ларинголог может предложить варианты лечения, помогающие уменьшить тяжесть тремора, такие как инъекции Ботокса (ботулинического токсина) в мышцы голосовых связок.
В: Какие домашние средства помогут вылечить потерянный или хриплый голос?
A: Лучшие домашние средства очень просты: пейте воду и дайте своему голосу отдохнуть. Вдыхание пара также отлично подходит для голоса. Когда вы пьете воду, она на самом деле не касается голосовых связок, а увлажняет все тело. Однако вдыхание пара приводит к более прямому контакту воды с голосовыми связками.
В: Можете ли вы помочь трансгендерным пациентам изменить свой голос?
О: Да. Гендерное восприятие голоса можно изменить с помощью голосовой терапии или, в некоторых случаях, хирургического вмешательства.
В: Как мне убедиться, что мой голос звучит чисто и громко, когда я пою и выступаю перед публикой?
A: Помогает использование хорошей поддержки дыхания и прямого резонанса. Прямой резонанс означает, что звук резонирует перед лицом, что приводит к более сфокусированному звуку.
В: Как сон или недосыпание могут улучшить или ухудшить наш голос?
A: Недостаток сна и усталость снижают нашу поддержку дыхания и негативно влияют на механику воспроизведения голоса, что заставляет наши мышцы работать больше, чем им нужно, при вокализации.
В: У меня от природы хриплый голос, и я беспокоюсь о том, чтобы он не стал ниже. Какие-нибудь советы?
О: Вас должен осмотреть ЛОР-врач, чтобы определить причину скрипа и определить план действий.
В: Почему у меня болит голова, когда я пою или слышу громкие звуки?
О: Это ненормально чувствовать боль, когда вы используете свой голос. Причин головной боли от громких звуков может быть много. Мы рекомендуем обратиться к специалисту по уху, носу и горлу по обоим вопросам.
В: Иногда, когда я просыпаюсь, мне трудно глотать, и я потерял голос. Каков самый быстрый способ вернуться к нормальной жизни?
A: Пейте много воды и вдыхайте пар.
В: Есть ли сезонные или экологические проблемы, связанные с голосом?
О: Сезон аллергии может вызвать раздражение голосовых связок из-за кашля и откашливания. Зимой мы видим, как пациенты борются с густой слизью, потому что системы отопления в их домах пересыхают. Использование увлажнителя может помочь в это время. Дым может раздражать голосовые связки и дыхательные пути, поэтому старайтесь избегать пассивного курения.
В: Что такое узелки и полипы голосовых связок? Как их лечить?
A: Узелки и полипы голосовых связок являются примерами износа. Узелки представляют собой утолщение слизистой оболочки голосовых связок и обычно возникают на обеих голосовых связках. Полипы — это наросты, которые обычно развиваются на одной голосовой связке. Сначала мы лечим узелки и полипы с помощью терапии, хотя иногда для удаления полипа требуется хирургическое вмешательство.
В: Может ли кислотный рефлюкс повредить мои голосовые связки?
О: Да, кислотный рефлюкс может повлиять на голосовые связки, если он полностью проникает в гортань. Ларинголог может увидеть некоторые явные признаки кислотной эрозии во время осмотра. Чтобы предотвратить повреждение, мы часто рекомендуем снижение веса, изменение диеты (например, отказ от острой пищи) и другие поведенческие изменения, такие как отказ от еды и питья в течение двух часов после отхода ко сну. Если эти вмешательства не работают, могут быть назначены лекарства.
В: Я много лет боролся с ларингитом. Посещение логопеда помогло, но что еще я могу сделать?
О: Существует множество терапевтических подходов, поэтому вы можете спросить своего терапевта о различных упражнениях. Если проблема не устранена, вы можете пройти повторное обследование голосовых связок.
В: ЛОР моего ребенка, который вставлял ему ушные трубки, сказал, что он не работает с проблемами голоса? Кого я должен увидеть вместо этого?
A: Ищите ларинголога, прошедшего стажировку и прошедшего специальную подготовку в области ухода за голосом. Ларинголог — это ЛОР-врач, прошедший дополнительную подготовку по уходу за людьми с нарушениями голоса, дыхательных путей и глотания. Ларинголог также может порекомендовать логопеда. Знаете ли вы, что менее 5 процентов логопедов в стране специализируются именно на голосовой терапии?
В: Мой ребенок часто теряет голос. Это более характерно для некоторых людей?
О: Некоторые люди теряют голос чаще, чем другие.