Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Звук к твердый или мягкий: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь — Справочник по русскому языку — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

признаки, схемы различия, правила письма

Что такое твёрдые и мягкие согласные

Согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими, а также твёрдыми и мягкими.

Разница между твердыми и мягкими согласными в положении языка при их произнесении.

Когда человек произносит мягкий согласный, середина (спинка) языка приподнимается, щель, через которую проходит воздух, сужается. Передняя часть языка при этом придвигается к зубам. При произнесении твёрдого звука такого не происходит.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Как сказано выше, мягкие и твердые согласные отличаются положением языка при их произнесении. Есть и другие признаки, по которым можно провести их дифференциацию.

  • Мягкость предыдущего согласного показывают гласные е, ё, и, ю, я: лес [л’эс], лён [л’он], Миша [М’иша], люстра [л’устра], мяч [м’ач’].
  • Твердость предыдущего согласного показывают гласные а, о, у, ы, э: Маша [Маша], рост [рост], путь [пут’], сыр [сыр], мэр [мэр].
  • Если в слове есть два согласных подряд, первый из них всегда будет твёрдым: рост [рост].
  • Исключение: если второй из двух согласных это [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’] или [щ’], первый звук смягчается: хвостик [хвос’т’ик], банщик [бан’щ’ик].
  • Если буква согласного звука стоит в конце слова, а после неё идёт мягкий знак, согласный звук будет мягким: соль [сол’].
  • Некоторые буквы обозначают только мягкие или только твёрдые звуки. Об этом расскажем далее.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Почти все согласные звуки образуют пары по мягкости. Если звуки парные, они различаются только подъёмом середины языка и большим выдвижением вперёд кончика. Все остальные органы речи имеют одинаковое положение в момент произнесения звуков.

Таблица парных по твёрдости — мягкости согласных:

[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
[б’][в’][г’][д’][з’][к’][л’][м’][н’][п’][р’][с’][т’][ф’][х’]

На письме пара звуков обозначается одной буквой.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Шесть согласных в русском языке не имеют пар по твёрдости:

  • всегда твёрдые согласные это [ж], [ш], [ц];
  • всегда мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Положение буквы в слове не влияет на произношение этих звуков.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Для определения твёрдости или мягкости согласных в первую очередь нужно учиться различению их на слух. Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу. Непарные согласные можно запомнить.

Если этого не достаточно, нужно обратить внимание на положение в слове. Об этом подробно было сказано выше, здесь перечислим основное.

Твёрдые согласные:

  • [ж], [ш], [ц];
  • стоят перед гласными а, о, у, ы, э;
  • стоят перед согласным (кроме [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], [щ’]).

Мягкие согласные:

  • [й’], [ч’], [щ’];
  • стоят перед гласными е, ё, и, ю, я;
  • стоят перед согласными [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], [щ’];
  • стоят перед мягким знаком в конце слова.

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

Как вы уже знаете, при произнесении мягкого согласного середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Этот признак также может помочь отличить мягкий звук от твёрдого.

Мягкие и твердые звуки перед звуком и. Твёрдые и мягкие согласные звуки

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.


Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие.

Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука: » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (» й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость.

А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.

Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!

И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.

Гласные и согласные звуки и буквы

Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.

Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.

Ударные и безударные

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.

Сколько согласных букв и звуков в русском языке?

Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.

Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.

Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

Таблицы

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?

Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости : [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «

СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ж , З , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч , Ш , Щ .

Всего в русском языке есть 21 согласная буква .

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж][ш][ц]
Мягкие [ч❜][щ❜][й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос [нос] — нёс [н❜ос], угол [у́гол] — уголь [у́гал❜].

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными , что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово

НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] — непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка — 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок на русском языке дается непросто даже носителям языка. Такое умение словно подтверждает знания и образованность человека, и приобретается оно в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с волнением ждут начала учебного года и переживают о готовности их малыша к новой школьной жизни.

Их впереди ждет столько новых знаний и заданий! И каким бы прекрасным и опытным ни был учитель, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, подойдет первоклассник к маме с просьбой назвать слова в которых все согласные звуки твердые, и придется вспоминать всё, что об этом помнишь из школы. Не всегда так сразу и вспомнишь, что же ты учил когда-то в начальной школе.

Именно в помощь родителям первоклассников эта статья, где мы вспомним и упорядочим то, что первокласснику предстоит узнать и твёрдо выучить о согласных и гласных в словах. Тема эта очень важна для последующего освоения детьми грамматики, фонетики русского языка, без этого грамотного письма в последующем не добиться.

  • Одним из важных базовых навыков, определяющим впоследствии грамотность ребенка, его успехи в освоении русского языка, является умение слышать и разбираться в его звуках. Здесь родителям стоит четко довести до детей разницу понятий «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Не секрет, что иногда и сами взрослые считают возможным в разговоре с ребенком заменить одно слово другим, что взрослым не мешает, а вот малыша с толку сбивает. Он должен твердо помнить, что звук это то, что слышится, а буква – то, что пишется и они не всегда совпадают.
  • Следующее, что маленькому школьнику предстоит усвоить, это то, из каких звуков-кирпичиков складываются слова и как они передаются при письме.
    Именно этому учит детей 1 класс. Школьник узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

Узнать гласные ребенок может просто: их можно пропеть или прокричать. А вот согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначают одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.

По своему звучанию согласные могут быть твердые или мягкие, звонкие или глухие. Глухие согласные это те, которые создаются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где к этому присоединяется голос.

Эта таблица ниже знакомит с согласными звуками этих двух групп .

Различать глухие и звонкие согласные дети учатся довольно быстро. А вот как определить, твердые или мягкие согласные в слове, усвоить бывает сложнее.
Между тем, нужно, чтобы ребенок в слове чувствовал все согласные, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, чтобы также как звонкие/глухие он четко различал твердый или мягкий звук ему встретился.

О твердых и мягких согласных

Чтобы первоклассник научился различать, какие по твердости и мягкости согласные звуки обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных звуков определяют гласные, стоящие за ними.

  • Когда видим или слышим вслед за согласными звуками гласные а, у, э, о, ы, значит это слова с твердыми согласными;
  • Когда вслед за согласными звуками стоят е, ё, ю, и, я, то они мягкие.

Закрепить понимание этого правила лучше всего на примерах. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными звуками стоят в одной и той же позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:

В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним второй мягкий. Например, в каМЧатке звук М твердый, а Ч мягкий.Но бывает такое, что за согласным нет гласной, а приходится произносить сочетание двух (или даже трех) согласных.

Тогда надо знать следующее правило :

  1. Большая часть звуков имеет 2 варианта произношения – твердое или мягкое в зависимости от гласных, следующих за ними. Они так и называются – парные согласные. Но в русском языке есть согласные, которые не имеют пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. К всегда твёрдым относятся Ц и шипящие Ж, Ш. Эти все согласные твердые;
  3. К числу только мягких согласных относятся звук й и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют гласные твердые (а, о, у и т.д.), они всё равно остаются мягкими.

Как твердость/мягкость обозначаются на письме

Каких-то специальных значков для передачи на письме того, как звучит данная буква твёрдо или мягко, нет. Мягкость согласных звуков передается только при транскрипции специальным апострофом. Твердость не обозначают никак. Вместе с тем, научиться узнавать какие именно согласные обозначают буквы в слогах не сложно, достаточно запомнить эти правила.

Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначается двумя методами :

  • При помощи гласных, которые идут за согласным. Мягкость обозначают следующие за согласным буквы е, ё, ю, и, я, а твёрдость все остальные;
  • Во втором случае функцию обозначения твёрдости/мягкости играют мягкий и твердый знак.

Подведем итог

Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обоих из этих групп есть звуки, которые имеют созвучную пару и те, кто неизменен. Поэтому в каждой из этих больших групп выделяются ещё парные и непарные согласные.

Парные

Перед А, О, У, Ы, Э

Твердые Мягкие
букбб’бег
валвв’висок
годгг’гид
домдд’день
залзз’земля
коракк’кит
ломлл’лиса
макмм’мера
носнн’нес
паркпп’пир
рубльрр’рис
сомсс’сено
тонтт’тень
фонфф’фен
халвахх’халва

Непарные

Л, М, Н, Р, Й

Сонорные

Х, Ц, Ч, Щ

Закрепляем играя

Чтобы дети лучше запомнили и слышали разницу звуков в языке нужно закреплять пройденное в школе играми.

  1. Напиши три слова . Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно дописать ещё два, где есть парные к заданному согласные. Например, кора – гора – гиря;
  2. Или ведущий дает задание : напиши три слова, где все согласные одного типа;
  3. Лови! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом заранее оговаривает, при каких условиях ловить, а каких нет. Например, звонкие ловим, глухие нет. Твердые ловим, мягкие – нет.
  4. Запевай! Ведущий поет мягкие слоги, а дети отвечают противоположными. Например: ла-ла-ла в ответ ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т.д.;
  5. Составь список . Здесь ребенку дается задание составить список блюд для праздника, или вещей для похода, где в словах все согласные мягкие или наоборот;
  6. Звуковая зарядка . Каждому звуку соответствует свое движение. Слово с глухим звуком – поднимаем руки, звонкие – подпрыгиваем и т.п.

По такому принципу можно придумать новые игры или приспособить уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание пройденного.

Звуки 2 G: жесткий и мягкий G

Делиться заботой!

26 акции

  • Поделиться
  • Твит

Хотя легко услышать разницу между твердым звуком G и мягким звуком G, многие читатели не знают, почему G может издавать два разных звука.

Научить учащихся различать звуки G может быть непросто. В этой записи блога я поделюсь некоторыми советами о том, как научить ваших учеников различать твердую и мягкую соль. Продолжайте читать, чтобы узнать больше!

Hard G

Hard g — это звук g, который мы слышим в слове игра . Он представлен так: /g/.

Твёрдое г — более распространенный звук г.

Hard G Words

Некоторые жесткие слова G включают game, gate, gall, gap, gobble, свечение, серый, зеленый, призрак, угадай, снова и назад.

Мягкая G

Мягкая g — это еще один звук, который может издавать g. Когда за g следует e, i или y, обычно получается звук /j/, как в клетка . Мягкая буква g может стоять в начале, середине или конце слова.

Это правило может случиться , но не всегда. Есть некоторые исключения, которые включают получение, подарок, гнев и гинеколог.

Мягкие слова G

Некоторые мягкие слова G включают спортзал, возраст, нежный, гигант, микроб, гений, мост, огромный, ангел и опасность.

G Words

Нужен список g слов? Вы можете скачать этот список, присоединившись к моему списку адресов электронной почты выше или ниже. Этот список слов g включает в себя список для обоих звуков g.

Когда учить твердо и мягко G

Вы можете преподавать мягкую g ближе к концу первого класса, после того как учащиеся выучат все согласные, диграфы, сочетания, группы гласных, молчание e, комбинации гласных-r, правило флосса и склеенные звуки.

Как преподавать твердое и мягкое G

Познакомьте учащихся с правилом:

«Когда за g следует e, i или y, обычно получается звук /j/, как в клетка ».

Это может помочь использовать якорную диаграмму и рассказать о некоторых примерах.

Попросите учащихся посмотреть, что следует за буквой g. Это поможет учащимся определить, какой звук он издает.

Можно также указать, что если слово оканчивается на г, оно дает твердый звук: сумка, ковер, нога.

Обязательно расскажите об исключениях. У этого правила больше исключений, чем обычно, но его все же стоит научить.

Вы можете научить учащихся следовать правилу, но если слово не имеет смысла, попробуйте твердый звук g. Гибкость в чтении всегда важна.

Сортировка слов является хорошим вводным упражнением для обучения этому правилу.

После сортировки слов с твердой и мягкой буквой g выделите букву, которая идет после g в каждом слове, чтобы учащиеся могли четко видеть закономерность.

Также используйте графему -dge при обучении мягкому g. Это еще один способ произнести мягкий звук g. Карта, изображенная выше, взята из моей звуковой стены.

Читателям, испытывающим затруднения, может быть полезно работать над одним образцом правописания за раз. Например, можно начать со слов, оканчивающихся на -ге: клетка, страница, огромный. Затем поработайте над словами, оканчивающимися на -dge. После этого вы можете поработать над словами, начинающимися с ge. Затем переходите к другим по очереди.

Упражнения для обучения твердому и мягкому G

Ниже приведены несколько упражнений, которые вы можете использовать для закрепления правила мягкого g.

Чтение декодируемых текстов

Найдите несколько декодируемых текстов, предназначенных для твердых и мягких звуков g.

Предложите учащимся найти все слова с твердой буквой g и выделить их одним цветом, а затем найти слова с мягкой буквой g и выделить их другим цветом.

Затем прочитайте слова вместе.

После этого учащиеся могут прочитать отрывок/книгу.

Сортировка по картинкам и словам

Я уже говорил о сортировке по словам, и сортировка по картинкам тоже хороша.

Учащиеся могут сортировать картинки или слова, затем записывать их в список и выделять звук «г» определенным цветом: один цвет для твердого «г», а другой — для мягкого «г».

Сопоставление слов

Сопоставление фонем и графем — это всегда упражнение, которое необходимо выполнять при обучении любым новым графемам и фонемам.

Используя список g слов, попросите учащихся составить карту нескольких слов.

Обратите внимание, что иногда для мягкого g буква g и следующая за ней гласная попадают в тот же звуковой блок, что и на картинке выше. Это тот случай, когда гласная после нее не звучит.

Написание слов с помощью мягкого и твердого G

Учащиеся могут попрактиковаться в написании некоторых слов, используя мультисенсорные методы. К ним относятся использование магнитных букв, плиток с буквами или письмо на текстурированной поверхности.

Диктовка

Диктовка — отличный способ для учащихся попрактиковаться и продемонстрировать то, что они узнали. И это занимает всего несколько минут.

Попросите учащихся произнести звук /g/ по буквам. Затем попросите их произнести звук /j/ по буквам.

Затем попросите учащихся написать 3-5 слов, которые они выучили. Выберите сочетание слов с твердым и мягким g.

В конце скажите 1-3 предложения, в которых используются слова с твердым и мягким g. Произнесите каждое предложение один раз и дайте учащимся время написать его. Будьте проще и используйте только слова, которым вы научили, вместе со словами, которые они уже знают.

Вы можете сделать это на чистом листе бумаги или использовать мой шаблон диктовки, который доступен для скачивания в моей библиотеке бесплатных материалов.

Заключение

Ученикам может быть сложно выучить различные звуки g, но после небольшой практики и эффективных инструкций они смогут освоить эти фонемы.

С нашим списком печатных слов на g и заданий, таких как декодируемые тексты, сортировка слов и сопоставление фонем-графем, вы можете предоставить своим ученикам практику, необходимую им для того, чтобы научиться уверенно читать.


Делиться заботой!

26 акции

  • Поделиться
  • Твит

Word Study List — Hard and Soft C Words

Google Slide, PDF | 1 страница | Оценки: 1 — 2

Знакомьтесь и изучайте слова, содержащие твердый и мягкий c, с помощью этого обширного списка слов.

40 жестких и мягких слов C готовы к изучению!

В английском языке есть множество букв, которые могут издавать более одного звука. Одним из таких примеров является буква C. Буква C может издавать звук /k/, как в слове «кошка». Он также может издавать звук /с/, как в слове «сельдерей». Эти звуки часто называют «твердым и мягким звуком с».

Этот список из 40 слов с твердой и мягкой буквой C был составлен, чтобы помочь вам реализовать программу фонетики в классе. Он включает в себя ряд односложных и двусложных слов. Вот некоторые из слов, включенных в список:

  • Hard c: спокойный, верблюд, замок, кривая, конус.
  • Софт c: сотовый, город, рис, карандаш, специи.

Многократное применение этого списка сложных и мягких слов C

Этот список твердых и мягких слов C можно использовать различными способами для удовлетворения разнообразных потребностей ваших учащихся во время занятий по обучению грамоте. Вот некоторые из наших предложений:

Научите правило

Знаете ли вы, что существует правило, помогающее учащимся определить, когда буква C говорит /k/ и когда она говорит /s/? Правило «C говорит /s/ перед e, i и y» можно использовать в качестве руководства, чтобы помочь учащимся запомнить, какой звук произносит буква C в конкретном слове. Спроецируйте список слов на интерактивную доску, а затем попросите учеников определить слова, соответствующие этому правилу. Есть ли среди слов списка нарушители правил?

Индивидуальная практика

Отправьте списки домой, чтобы ваши учащиеся могли повторить расшифровку (чтение) и кодирование (орфографию) слов с твердым и мягким c в списке. Не забудьте включить только слова, содержащие буквенно-звуковые соответствия, которые вы уже обсуждали в классе.

Игры на прослушивание для фонематического восприятия

Прочитайте слова из списка и попросите учащихся прослушать твердый или мягкий звук c. Попросите их указать, какой звук они слышат в слове, например, положить руки на голову, если они слышат твердый звук «с», или на живот, если они слышат мягкий звук «с». Это позволяет учителю определить учащихся, которым может понадобиться дополнительная поддержка с концепцией.

Простая загрузка этого ресурса для учащихся

Используйте кнопку «Загрузить», чтобы получить доступ к версии этого ресурса в формате PDF или в редактируемой версии Google Slides.

  • учебное пособие

    Карманная диаграмма Egg Hunt — Алфавитная игра

    Попрактикуйтесь в распознавании букв в этой игре «Охота за алфавитом в пасхальном яйце».

    1 страница ПК — К
  • учебное пособие

    Защита местных растений и животных – Рабочие листы на понимание

    Развивайте навыки понимания и узнайте о влиянии человека на экосистемы с помощью отрывка для чтения и рабочих листов.

    10 страниц 2 — 5
  • учебное пособие

    Советы по написанию пасхальных текстов — начало рассказа

    Создавайте истории на пасхальную тематику, используя эти пасхальные карточки-подсказки.

    9 страниц К — 3
  • учебное пособие

    Словарь Mystery Scoot Game

    Практикуйте словарный запас со своими учениками в этой активной игре.

    9 страниц 3 — 6
  • учебное пособие

    Словарь Карточки с активностью раскопок

    Практикуйте словарные навыки с помощью этого набора из 24 карточек с заданиями.

    8 страниц 2 — 6
  • учебное пособие

    Рабочие листы по возобновляемым и невозобновляемым источникам энергии

    Узнайте разницу между возобновляемыми и невозобновляемыми источниками энергии с помощью отрывка для понимания и рабочего листа.

    5 страниц 3 — 5
  • учебный ресурс

    Направляющие слова Учебная слайд-колода

    Узнайте, как использовать опорные слова для поиска слов в словаре с помощью этого набора обучающих слайдов.

    1 страница 2 — 3
  • учебное пособие

    Gumball Guide Words Worksheet

    Потренируйтесь находить слова в опорных словах из словаря с помощью этого забавного рабочего листа на тему жевательной резинки.

    2 страницы 2 — 3
  • учебное пособие

    Игра «Сортировка словарей»

    Приучите учащихся проводить исследования с помощью нашего словаря, который помогает учащимся сопоставлять слово с его определением и частью речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *