Сильченкова Л.С. | ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПИСЬМЕННЫМ ВИДАМ РЕЧИ
Рейтинг
[Всего голосов: 6 Средний: 3.3]
профессор департамента методики начального образования Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: lui—sil@yandex.ru
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»
Статья посвящена важной проблеме современного начального языкового образования – применению схем-моделей в учебном процессе. На основе анализа учебников и пособий для учащихся первого класса автор пытается выявит функции звуковых схем-моделей на уроках обучения грамоте – на уроках чтения и письма. В статье приведены примеры применения схем-моделей в процессе формирования навыков письменной речи учащихся первых классов школ г. Москвы в 2017/18 учебном году.
В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» ФГОС для начальной школы указывается, что в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младший школьник научиться использовать знаково-символические средства для решения разнообразных задач в своей учебно-познавательной деятельности (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, С.47).
Проблема знака имеет важное значение для всех наук, связанных с исследованием человеческой деятельности, — логики, психологии, языкознания, антропологии и других. Педагогические науки также постоянно проявляют интерес к знаку, отыскивая семиотические основания образования и психического развития ребенка, что является важной задачей современного образования. По праву считается, что основным моментом при формировании рациональных приемов мышления является включение в деятельность учащихся определенных знаковых средств, а также овладение ребенком способов деятельности с различными типами знаков.
Знак является посредником между человеком и реальностью: непосредственный чувственный опыт человека, общественные культурные практики организованы знаковым способом. В 20 веке в науке сложилось несколько направлений изучения знаков и знаковых систем. Сейчас приоритетным направлением в педагогике является изучение роли знаков и символов в развитии мышления людей, в том числе и мышления подрастающего поколения, что отмечается, в частности, в документах ФГОС, которые нацеливают педагогов формировать у учащихся умение оперировать знаково-символическими средствами познания.
Практика современного отечественного образования во многом опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, в которой знак рассматривался как средство (или «орудие»), включающееся в поведение индивида и перестраивающее его. В своей работе «Орудие и знак в развитии ребенка». Л.С. Выготский указывал, что в деятельности человека (в разных ее проявлениях, например, в процессах познания, отражения, запоминания), знак появляется как нейтральный объект в функции опосредования того или иного процесса: «Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» (Выготский, 1928. С. 61).
Последователи Л.С.Выготского доказали, что знак является не просто психологическим орудием; знак влияет на характер процессов мышления и обобщения, знак изменяет процессы мышления не одним лишь своим присутствием, а и своей сущностью.
Проблема применения знака в учебной деятельности младших школьников отнюдь не нова. Приведем пример применения специальных условных обозначений в процессе обучения грамоте – при формировании навыков чтения и письма. Родоначальником этого является Д.Б. Эльконин, который предложил использовать сначала фишки, а потом и схемы-модели слов при осуществлении звукового анализа. Согласно современному методу обучения грамоте – звуковому аналитико–синтетическому – весь ход освоения первоклассниками первоначальных навыков чтения и письма строится в логике «от звука к букве». Предъявлению буквы предшествует большой объем звуковой аналитической работы: из предложения выделяется слово, затем слово подвергается анализу, в результате которого выделяют еще более мелкие единицы, и только на последнем этапе анализа появляется звук, который можно обозначить знаком – буквой русского алфавита. В процессе аналитической работы на уроке чтения порой возникает потребность вернуться в звучащую речь, например, сравнить звуки по артикуляции, найти оппозицию по тому или иному признаку: по глухости–звонкости, по твердости–мягкости. Однако звук летуч, мгновенен, между тем в ходе учебного процесса нужно было его как-то фиксировать, для этого и были введены схемы – модели слов, которые позволяли запечатлевать в памяти учащихся результаты звукового анализа в виде разноцветных фишек, различных графических схем – моделей. Можно сказать, что это был удачный методический ход, найденный отечественной методикой обучения грамоте в середине прошлого века.
Звуковые схемы – модели слов сегодня широко применяются в стабильных учебно-методических комплектах (УМК) по обучению грамоте. Рассмотрим самый популярный в современной начальной школе учебник по обучению грамоте – Азбуку В.Г. Горецкого и других [1]. В данный УМК включается не только собственно учебник по обучению грамоте (Азбука), но и комплект прописей, где также используются звуковые схемы – модели.
Рассмотрим роль звуковых схем – моделей в Азбуке В.Г. Горецкого. Звуковая схема–модель слова является непременным элементом на этапе введения звука, чтобы потом этот звук обозначить соответствующей буквой. Схема-модель сопровождает на букварной странице предметную картинку, с помощью которой первоклассники проговаривают слово, осуществляют его анализ. Выработанные на подготовительном этапе приемы обозначения звуков с помощью цвета, прямоугольников, квадратов становятся для первоклассников вполне привычными на основном этапе обучения грамоте. Нужный звук на схеме обозначается маленьким треугольником-указателем под соответствующим условным обозначением звука, как это дано на данной странице Азбуки, где вводится буква Л [1, с.59]. Функция звуковой схемы-модели состоит в контроле результатов звукового анализа, проводимого на уроке чтения преимущественно в коллективной форме. Однако единый порядок введения нового звука и соответствующей буквы позволяет со временем осуществлять его и самостоятельно. Это хорошая помощь учащимся, так воспитывается привычка анализировать единицы устной речи по определенному алгоритму. В этом смысле можно утверждать, что схема – модель имеет также и образовательную функцию, т.е. помогает формированию навыков звукового анализа.
Контролирующую функцию выполняет звуковая схема-модель в следующем тренировочном упражнении на странице 61 этого же учебника [1, с. 61]. Задание сопровождается заданием, напечатанным над этим упражнением: «Соотнеси схемы и рисунки. Найди ошибки». Само упражнение занимает более половины страницы учебника
Можно сказать, что звуковые схемы-модели слов применяются в основном все-таки в контролирующей функции. Они помогают фиксировать выделяемые звуки, соотносить выделенные характеристики со схемой, которая в этом случае служит неким эталоном характеристики выделяемого звука: гласный звук – согласный звук, твердый согласный звук – мягкий согласный звук, которые отражены в звуковой схеме с помощью цвета. Заметим, что в данной схеме – модели отражены отнюдь не все артикуляционные признаки согласных звуков, так характеристика согласных звуков по глухости-звонкости в звуковой схеме не обозначена в ней ни цветом, ни другим средством. Получается, что звуковая модель слов используется исключительно для звукового анализа, причем ограниченного потребностями формирования механизмов чтения, который строится на освоении способов обозначения буквами оппозиции согласных фонем по твердости-мягкости.
Небольшой набор функций схем-моделей и определила не слишком широкое использование их в учебнике для обучения детей первоначальному чтению. Стоит также помнить о том, что психология рекомендует применять те модели, которые были изобретены и составлены самими обучающимися, т.е. получились как продукт собственной мыслительной деятельности ребенка. В этом случае применение моделей оказывается более эффективным. В букваре, предназначенном для формирования механизма чтения, такое по определению невозможно: в нем нельзя рисовать схемы. В приведенном выше упражнении со страницы 61 Азбуки эффективнее было предложить упражнение без соединяющих линий, а предложить первоклассникам самим соединить схемы и предметные картинки, предварительно подвергнув слова-названия звуковому анализу. Несколько изменилась бы формулировка задания, но время его выполнения значительно сократилось, т.е. эффективность упражнения бы повысилась.
Нельзя забывать также о том, что при обучении первоначальному чтению мы наблюдаем соперничество графической схемы слова (его буквенной записи) и звуковой схемы: и ту, и другую необходимо расшифровывать. В этом соревновании звуковые схемы, безусловно, уступают, буквенной записи, что вполне закономерно: по букварю, или азбуке нужно прежде всего научить читать. Здесь работа проводится с целью формирования алгоритма чтения в соответствии с правилами чтения букв русского алфавита [4]. Это приоритетная задача уроков чтения в период обучения грамоте.
Звуковые схемы – модели более необходимы на уроках письма во время обучения грамоте при работе в прописях – специальных тетрадях, сопровождающих процесс формирования еще одного вида письменной речи. Кроме собственно каллиграфических задач, которые являются ведущими на уроках письма, в прописях решаются также задачи формирования навыков фонетического (звукового) анализа, который более всего и востребован при письме: любой пишущий человек диктует себе слова при их записи, т. е. совершает звуковой анализ. Проанализирует эффективность использования звуковых схем-моделей в прописях к анализируемому нами учебнику для обучения грамоте – Азбуке В.Г.Горецкого и других [2]. На странице 19, которая сопровождает введение буквы Д в Азбуке мы наблюдаем, очевидно, попытку введения понятия «орфограмма» на примере предъявления позиции нейтрализации фонем <т> и <д> в слабой позиции – на конце слова в следующей записи:
Напомним, что дифференциальный признак согласных фонем по глухости-звонкости, наиболее востребованный, кстати, при формировании навыка письма, в схемах – моделях в данном УМК никак не отражен. Именно поэтому, на наш взгляд, схемы – модели слов «плод» и «плот», приведенные рядом с этими словами в форме множественного числа «плоды» и «плоты», лишь затрудняют первоклассников. «Что же рядом со схемами нужно записать: то, что слышится (а ведь звуковая схема помогает зафиксировать звучание) или то, что должно записать?». Задача оказалась не решаемой для большинства первоклассников. Следующий фрагмент из прописи из прописи московской первоклассницы Маши Д. отражает результаты напряженной умственной работы, которая была затруднена разнонаправленными задачами:
Маша Д. хотя бы честно пыталась выполнить задание, но запуталась, а многие учащиеся отказались выполнять задание, ничего не написав на соответствующих местах строчек. В целом 72% первоклассников (17 из 25) не справились с этим заданием в прописи.
Приведем еще один пример возможной работы с возможным использованием звуковых схем – моделей. На стр. 23 третьей части Прописей В.Г. Горецкого и Н.А.Федосовой размещено задание:
Оставим без комментария некорректность формулировки задания: употребляется не частотное в речи детей слово «имеется» вместо более привычного «слышится», а также форма единственного числа вместо формы множественного числа: «В каких словах…». Последнее, кстати, откровенно провоцирует ребенка на неправильное выполнение задание или создает противоречивую ситуацию. Человек с минимальным филологическим образованием и некоторым опытом филологической практики, например, учитель начальной школы или родитель с современным образованием, без труда заметит, что во всех слова этой группы имеется звук [а]: [утка], [дʼатʼиэл], [стайа], [воран], [змʼиэйа]. Не указывается, в какой форме ребенок должен дать ответ, видимо, он должен в письменной форме написать эти слова: прописи и предназначены для того, чтобы ребенок в них писал слова, формируя у себя навык письма. Слева от напечатанных шести слов для записи ответа есть место, которого явно не хватит для записи правильного ответа в полном объеме –записи шести слов. Но этого места явно мало, там может разместиться максимум четыре слова, отнюдь не все шесть. Получается, что задание не может быть выполнено из-за некорректности формулировки, структуры страницы. Именно такую картину мы имеем в живой педагогической практике: проанализировав школьные прописи учащихся первого класса одной из московских школ за 2017/18 учебный год, мы увидели, что ни один ученик не выполнил задание правильно.
Каков может быть выход в данной ситуации на практике? Если учитель имеет достаточную лингвистическую и методическую подготовку, к данному дидактическому материалу можно предложить другие, более корректные задания, исходя из материальных возможностей страницы в прописи. Лучше всего было бы предложить учащимся составить схему слов, в которых звук [а] обозначен буквой «а», получилось бы три схемы, которые вполне уместились бы. Можно было бы дифференцировать задания, например, одна группа учащихся выполняет описанное выше задание, а вторая группа – составляет схемы слов, в которых звук [а] обозначен буквой «я». Это позволило бы организовать работу первоклассников в парах: каждая группа учащихся прочитывала соответствующие слова, используя разные варианты выборочного чтения [5, с. 4-7], доказывала бы выбор своего варианта схем-моделей слов. Это было бы настоящее исследовательское задание: в свободной дискуссии, опираясь на составленные схемы-модели слов, а также на напечатанный в буквенной записи формы слов первоклассники смогли бы аргументировано доказывать свою позицию.
Литература
1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Вигоградская, М.В. Бойкина]. – М.:ОАО «Московские учебники» по лицензии ОА «Издательство «Просвещение». 2011. –127 с. : ил.
2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В четырех частях. Часть 3. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 18–е издание. М.: «Просвещение», 2016. 32 с
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Собрание сочинений: В 6–ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского – М.: Педагогика, 1984.— 400 с.
4. Сильченкова Л.С. Правила чтения букв русского алфавита // Начальная школа. 2009. № 6.С 107–112
5. Сильченкова Л.С. Технология обучения русской грамоте. Пособие для учителей начальных классов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. М.: Баласс, 2004. 80 с.
6. Сильченкова Л.С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: МПГУ, 2007. 465 с.
http://izvestia-ippo.ru/silchenkova-l-s-primenenie-skhem-model/
Январь | 2017 | МБДОУ ДС «Калинка» г.Волгодонска
Группа 7Редактор
Закончилось первое полугодие учебного года. Большая работа проводилась по проектной деятельности — «Юные защитники нашей природы». За этот период ребята нашей группы многое узнали о жизни птиц, зверей, выучили правила поведения в природе, а самое главное они знают, как можно помочь птицам в зимнее время года. Ребята активно принимали участие в посадке саженцев деревьев, возле изгороди посадили саженцы дикого винограда. Осенью дети с удовольствием помогали убирать листву с участка группы. Дети рисовали рисунки о природе, выполняли аппликации, лепили поделки о природе. Родители детей так же не оставались в стороне. С удовольствием принимали участие в посадке саженцев, в изготовлении кормушек для птиц. Огромное спасибо им за это. Сейчас родители детей принимают участие в изготовлении лэпбука по проекту нашей группы.
Воспитатель С.Н. Щелкунова
Группа 10Редактор
Прозрачный квадрат.
Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы.
-Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной.
-Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку – дошкольнику соотношение целого и части.
— Игра «Прозрачный квадрат» предоставляет огромные возможности детям для реализации собственных творческих идей.
О.А. Скворцова — воспитатель
Группа 10Редактор
Непосредственно-образовательная деятельность
Задачи:
— знакомить детей со звуками и буквами родного языка.
— учить различать гласные и согласные звуки.
— учить называть слова с изученными буквами и звуками, определять место звука и буквы в слове.
— совершенствовать умения детей составлять букву из частей.
— развивать внимание, логическое мышление.
— воспитывать усидчивость.
О.А. Скворцова -0 воспитатель
Группа 10Редактор
Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Библиотека».
Задачи:
— познакомить детей о назначении «библиотеки – доме, где живут книги», познакомить с содержанием работы библиотекаря, его роли в обществе и жизни каждого человека.
— формировать положительное отношение к труду.
-оформить игровое пространство, изготовить атрибуты: карточки для посетителей библиотеки, познакомить с новыми книгами.
— учить применять в игре свои знания и опыт.
Группа 14Редактор
Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обучение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных качественных характеристик звука. Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, мы используем картину-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которое получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове). Конечно, не все дети одинаково понимают суть задания. Это касается, например, тех детей, которые пришли в группу в этом году. Сказывается отсутствие знаний и навыков, приобретенных в средней группе. Индивидуальные занятия помогают быстрее понять суть задания. В старшей группе на занятиях мы проводим словесные игры. Такие, например, как «Назови братца», «Построить дом», «Перекличка», «Игра с заданиями», «Назови слова», «Поймай конец и продолжай».
С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова. Закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Мы проводим игры в развлекательной и эмоциональной форме. Важно, чтобы занятия по обучению грамоте проводились систематически. Перенос, а тем более пропуск занятий ухудшает усвоение детьми программного материала. Если ребенок долго болел, мы проводим с ним индивидуальные занятия, привлекаем родителей, объясняем суть изучаемого на консультациях.Воспитатель Т.Ю. Павлова
Группа 14Редактор
С течением времени мы все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Интегрированные занятия помогут устранить неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.
Воспитатель Т.Ю. Павлова
Группа 12Редактор
Слады подготовленной презентации
Читать далее 12 группа. Январь 2017 года →
Группа 1Редактор
Количество и счет
Группа 2Редактор
Игрушки для детей должны быть не только красивыми, но развивающими и безопасными. Именно к таким игрушкам относятся книжки из ткани. Они помогают детками приобрести полезные навыки, так как на страничках такой книжки находиться много отдельных развивающих элементов.
Развивающие книги из ткани создаются для того, чтобы научить ребенка важным и нужным навыкам, поэтому выбираем для оформления чистые и простые цвета. Пусть это будет красный, синий, зеленый, желтый, розовый, оранжевый, фиолетовый. Мы будем на основе этих цветов учить ребенка их распознавать, поэтому лучше сделать так, чтобы малыш не путался.
Одну страничку в книжечке можно пришить или наклеить на липучках разноцветные геометрические фигуры, тогда мы сможем обучить малыша одновременно и распознаванию фигур и выучить с ним цвета.
Какие идеи использовать для оформления книжки из ткани
Мы приведем мастер-класс по созданию страниц для книги из фетра. Конечно же, для малышей будет интересно, если вы используете пуговички, кнопочки, змейки, ленточки и другие штучки, которые развивают мелкую моторику рук.
Воспитатель Л.Р. Петрова Читать далее Развивающие книжки для детей своими руками из ткани →
Советы специалистовРедактор
Консультация для родителей
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…»
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Учитель-логопед О.С. Шикаленко Читать далее «Подготовка детей к обучению грамоте» →
Как использовать звуковую стену в классе — миссис Винтер Блаженство
В этом посте я расскажу о том, как начать использовать звуковую стену, ориентированную на чтение, в вашем классе. Вы получите подробную информацию о моем собственном ресурсе звуковой стены, ориентированном на SoR, с фотографиями артикуляции рта, которые идеально подходят для детских садов, классов первого и второго класса.
Стены слов существуют столько, сколько большинство из нас себя помнит! Хотя я думаю, что у всех нас есть благие намерения, слишком часто это больше похоже на обои, чем на эффективный инструмент для преподавания и обучения. Теперь мы знаем, что есть более разумный способ помочь учащимся в их чтении и правописании. Это называется звуковой стеной.
В моем последнем посте я поделился общей информацией о звуковых стенах, рассказал об их преимуществах, а также о том, чем они отличаются от традиционных стен слов от А до Я и более эффективны. Но даже вооружившись этим знанием, переход от стены слов к звуковой стене может показаться ошеломляющим. Информация, которой я делюсь сегодня, поможет снять этот стресс!
Сегодня я рад поделиться пошаговым руководством о том, как представить и использовать звуковую стену в вашем классе, а также моим ресурсом «Звуковая стена фонем с фотографиями артикуляции рта», в котором есть все материалы, которые вам нужно легко получить. звуковая стена в вашем классе!
Знакомство со звуковой стеной
Нет единого способа познакомить учащихся со звуковой стеной. Чтобы помочь вам представить, как это может выглядеть в вашем классе, я организовал несколько шагов, чтобы представить и использовать звуковую стену в своем классе.
1. Начните медленно!В начале года фонемы могут быть открыты, но графемы на звуковой стене должны быть закрыты. Вы откроете для себя графемы, когда будете учить их.
Когда вы вводите новую фонему, спросите своих учеников, что делают их губы, зубы, язык и голос и как воздух проходит через их рот. Поговорите о вибрации, которую мы чувствуем, когда произносим звуки, подобные /л/, и объясните своим ученикам, что это называется звонкостью. Одни звуки озвучены, другие нет.
Я рекомендую дать каждому учащемуся *маленькое зеркальце, чтобы они могли видеть, что делают их губы, зубы и язык, когда они произносят фонемы. Это особенно полезно, когда вы работаете с гласными звуками.
Это видео отлично показывает различия в положении зубов, языка и губ для каждой звуковой категории. Я думаю, что это полезно как для учителей, так и для студентов!
Добавляйте или открывайте графемы и изображения рта по мере их появления. Только будьте осторожны, не вводите одинаковые звуки последовательно. Это просто становится слишком запутанным для студентов! Вот полезное руководство для выбора порядка обучения фонем.
Если вам интересно узнать больше о фонемах, прочтите этот пост в блоге. В нем я делюсь информацией о том, как преподавать 44 фонемы в английском языке, и предлагаю бесплатный словарь фонем и графем.
2. Как только фонема будет введена, назовите наиболее распространенную букву или графему, обозначающую звук.
Добавьте графемы и фотографии артикуляции рта к каждой введенной вами фонеме. Например, после введения фонемы /f/ вы должны сказать своим ученикам, что f — это наиболее распространенное написание этого звука. Вы также можете прикрепить ключевое слово и изображение, чтобы помочь учащимся запомнить звук.
3.
Ежедневно повторяйте артикуляцию каждой фонемы.Я уже говорил это раньше, но это определенно стоит повторить… Овладение фонетикой требует от учащихся множества возможностей для повторения и повторения. Слишком часто мы недооцениваем количество времени, которое требуется нашим ученикам для овладения акустическими навыками. Вам потребуется всего несколько минут, чтобы просмотреть звуки, которым научили на звуковой стене, но это действительно так ценно для ваших учеников.
4.
Подробно научите учащихся пользоваться звуковой стеной .Наконец, вам придется потратить время на обучение и моделирование того, как использовать звуковую стену, чтобы помочь писать и расшифровывать слова. Мне нравится идея предоставить учащимся собственную мини-портативную звуковую стену, которую они могут прикрепить к своему столу или ноутбуку для быстрого и удобного использования. Он также обеспечивает большую дифференцированную поддержку!
Надеюсь, теперь вы можете представить себе, как звуковая стена может работать в вашем классе — это здорово! Но о мысли о всех материалах, которые должны быть созданы! Это много! Я понимаю! Поэтому, чтобы помочь вам, я создал свой ресурс «Звуковая стена фонемы с фотографиями артикуляции рта»! В нем есть абсолютно все, что нужно для создания звуковой стены от начала до конца!
Чтобы начать работу над звуковой стеной, вы получите карточек фонем и ярлыков групп фонем для систематизации звуков на стене.
Фотографии артикуляции рта являются прекрасной поддержкой, когда вы сосредотачиваетесь на том, что делают губы, зубы и язык, когда вы произносите звук.
Вы также получите карточек со звуковым правописанием (как больших, так и маленьких) и карточек со звуковым правописанием , которые можно разместить под каждой фонемой.
Ресурс также содержит материалы для ваших учеников! Эти материалы позволяют вам различать и оказывать поддержку студентам, которые должны быть независимыми читателями и писателями!
Материалы для учащихся включают:
- Таблица долины гласных (2 версии)
- Таблица согласных (2 версии)
- Таблица правописания от A до Z для папок учащихся
- Алфавитная таблица (цветная и ч/б)
- Мой словарь ABC
Мне нравится этот ресурс, потому что в нем есть все (и даже больше!) для установки и работы звуковой стены в классе. Вам остается только распечатать материалы, вырезать и заламинировать, если хотите!
Внести учебную смену (например, установить звуковую стену в классе!) не всегда легко. Очень полезно иметь все материалы готовыми к работе. Вместо того, чтобы тратить часы на создание материалов самостоятельно, вы можете сосредоточить свое время на планировании и предоставлении своим ученикам более разумного обучения фонетике. А разве так и должно быть??
Использование звуковой стены может изменить ваше обучение акустике и письму, а также помочь вашим учащимся расти как читатели и писатели. Я надеюсь, что информация, которой я поделился сегодня, помогла вам лучше понять ценность звуковой стены и побудила вас попробовать ее в своем собственном классе!
* Этот пост содержит партнерскую ссылку. Это означает, что бесплатно для вас я получаю небольшую комиссию, если вы решите совершить покупку по ссылке.
Использование словосочетания для обучения фонетике — Mrs. Winter’s Bliss
Словообразование является критически важным занятием по фонетике. Учащиеся будут развивать навыки понимания слов, изучая и играя со звуками букв, чтобы составлять слова. Обязательно загрузите карточки для построения букв и задания по построению слов в этом посте.
Что мне нравится в преподавании, так это то, что всегда есть возможность учиться, расти и становиться лучше. В прошлом году я провел много времени, читая работы Уайли Блевинса. Я так много узнал об обучении фонетике и пришел к выводу, что некоторые аспекты того, как я преподавал фонетику, теперь я хотел бы изменить и улучшить.
Один из моих главных выводов из книги Блевинса «Свежий взгляд на фонетику» заключается в важности предоставления учащимся множества возможностей для повторения и повторения, чтобы убедиться, что они действительно овладевают навыками, которым мы учим!
Я понял, что в своем собственном обучении (и я признаюсь!) я был виновен в том, что знакомил своих учеников с фоническим навыком, проводил их через еженедельную программу изучения слов, а затем переходил к следующему навыку на следующей неделе. Боюсь, я не давал им достаточно практики, чтобы гарантировать мастерство.
Даже если вы знаете, что вам нужно предоставить эту дополнительную практику, может быть непросто придумать занятия, которые эффективно удовлетворят ваши потребности. В своей книге «Фоника от А до Я» Уайли Блевинс предлагает использовать сортировку слов и упражнения по построению слов, чтобы позволить учащимся исследовать и играть со звуками букв.
В моем последнем сообщении в блоге я рассказал все о типах слов, поэтому сегодня я рад предоставить вам информацию о занятиях по построению слов и поделиться некоторыми ресурсами, которые помогут вам начать работу с этими важными процедурами.
Что такое словесная деятельность?При составлении слов учащимся дается набор карточек с буквами, и их просят составить ряд слов в заданной последовательности. Обычно каждое новое слово отличается только на одно звукописание от предыдущего слова. Например, учащиеся могут последовательно построить следующие слова: сб, шапка, хоп, швабра . Каждое новое слово отличается от предыдущего только на одно звукописание.
Существует два типа занятий по словообразованию, каждое из которых имеет свою учебную цель.
- Составление слов: смешивание Фокус В этом типе построения слов учащихся просят составить слово, например кот . Затем их попросят заменить букву c на s и прочитать образовавшееся новое слово. Цель здесь состоит в том, чтобы они смешали или произнесли новое слово. Вы можете включить много слов в новый целевой фонический навык, а также включить ранее изученные навыки.
- Составление слов: Фокус на знание слов Здесь учащихся просят составить такое слово, как кот, , а затем изменить его на шляпа. Это требует гораздо больше размышлений, чем работа, ориентированная на смешивание. Студенты должны подумать о том, чем отличаются два слова и какой звук нужно изменить, чтобы образовать новый.
Оба этих словарных задания можно выполнять с одним и тем же набором слов, поэтому включение обоих в вашу неделю дает вашим ученикам хорошую практику и экономит ваше время на планирование!
Процедуры построения слов
Процедура построения слов проста! Во-первых, представляет задачу, назвав ее и объяснив цель.
Далее, МОДЕЛЬ! Поместите карточки с буквами в карманную тележку, чтобы сформировать первое слово, которое вы строите. Модель озвучивает слово. Когда вы создаете новые слова, не забудьте включить новое целевое произношение, а также слова с повторным произношением. Используйте минимальные контрасты, чтобы учащиеся полностью проанализировали слова и заметили их уникальные различия. Например, сб/шляпа, швабра/карта, безумный/сделано, раскладушка/пальто.
Загрузите набор этих карточек с большими буквами для карманной карты здесь!
Наконец, предоставьте возможности для управляемой и независимой практики. Продолжайте менять одну или несколько букв в слове и попросите учащихся хором смешать образовавшееся новое слово.
Перед уроком обязательно подготовьте список слов, чтобы не отставать от ранее изученных навыков концентрации и повторения.
Если вы работаете над пониманием слов (вместо смешивания), скажите учащимся, какое слово будет следующим в последовательности, и попросите их составить его самостоятельно. Дав им время, составьте новое слово на карманной таблице и смоделируйте свои мысли вслух.
Если у вас достаточно хорошо развита система словообразования и сортировки слов, то увлекательным упражнением для дальнейшего развития восприятия слов является «Лестница слов».
Словесные лестницы — это веселое и сложное словесное задание для учащихся, которое можно использовать ближе к концу недели, когда они познакомятся со словосочетанием. Поскольку словесные лестницы обеспечивают самопроверку, они идеально подходят для использования в независимом центре обучения грамоте.
Сегодня я очень рада поделиться с вами моими собственными занятиями по акустическому словообразованию! Эти задания DIFFERENTIATED доступны как для печати, так и в цифровом виде, поэтому вы можете использовать их в классе или для дистанционного обучения с помощью Google Classroom & Seesaw!
Учащиеся будут слушать указания АУДИО (искренне ваш!) и затем составлять слова в заданной последовательности. Каждое новое слово отличается только на один звук от предыдущего слова. Учащиеся нажимают кнопку аудио, чтобы услышать, как я произношу слово для построения, смешиваю фонемы слова, повторяю слово и использую его в предложении для расширения словарного запаса.
Этот ресурс включает в себя:
- 31 уроков цифрового словообразования под руководством учителя
- 31 уроков словообразования для печати 90 075 основной список слов
Каждый из 31 урока посвящен одному фонетическому образец:
- Короткие гласные (CVC) Слова
- Диграфы
- Смеси
- Долгие гласные
- Дифтонги
- R-управляемые гласные
- Сложные гласные
Начните прямо сейчас, загрузив БЕСПЛАТНЫЕ задания по построению слов по фонетике здесь:
Этот ресурс включает в себя как печатных , так и цифровых словесных лестниц , которые требуют от учащихся критического мышления, чтобы понять, какое слово нужно построить, используя буквенные или графические подсказки для поддержки! Студенты заменят только одну букву, чтобы построить новое слово.
В этот ресурс включены 42 словесных задания — этого вам хватит на весь год!
Включенные фонические паттерны:
- Слова CVC
- Диграфы
- Смеси
- Долгие гласные
- Дифтонги
- Гласные, контролируемые буквой R
- Сложные гласные
Оба занятия по фоническому построению слов и словесные лестницы предоставить студентам явную и систематическую практику. Все действия в обоих ресурсах основаны на рекомендованном Уайли Блевинсом объеме и последовательности для учащихся K-2. Вы можете быть уверены, что они подходят для развития и обеспечивают учащимся строительные леса, необходимые для мастерства.
ЛЕГКО ПОДГОТОВИТЬ И УПРАВЛЯТЬ!Одна из основных ловушек с некоторыми типами слов заключается в том, что для них часто требуется много маленьких кусочков бумаги, букв или карточек со словами.