Особенности личностного самоопределения в подростковом возрасте
В педагогической науке понятие самоопределения предстает как центральный механизм, оказывающий влияние на развитие личности. Самоопределение в данном контексте предполагает совершение индивидом осознанного выбора своего места в жизни и в социальном обществе. Индивид определенно испытывает потребность в самоопределении, что свидетельствует о достижении определенного уровня зрелости, в котором человек стремится к определенной позиции в профессии, социуме, отношениях с другими людьми.
С точки зрения психологии самоопределение определяется учеными как процесс и результата выбора человеком своих целей, жизненной позиции, норм поведения в определенных обстоятельствах его жизни. Например, И.С. Кон говорил о том, что факторы самоопределения и отношения с людьми, окружающими индивидами, непременно связаны [5, с. 89]. По мнению автора, самоопределение находится в прямой зависимости от внутренних факторов человека и от внешних жизненных периодов.
Исследователи выделяют следующие виды самоопределения, помимо личностного:
- социальное
- профессиональное
- семейное и другие [1].
Однако, именно личностное самоопределение играет важнейшую роль в становлении человека, его характера, отношениях к окружающему миру и взаимоотношениях с людьми.
Очевидно, что процесс личностного самоопределения наиболее ярко проявляется именно в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой время принятия самого себя, собственного «я» и ответственности за свою судьбу и судьбу близких, а также означает начало подлинно взрослой жизни. В этом возрасте происходит адаптация к жизни, ее трудностям, подростки начинают понимать социальные нормы, нормы поведения и роли поведения [2, c. 65]. Подростковый возраст является важнейшим этапом становления личности, в том числе, для осознания самого себя, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования самостоятельности и активности в достижении целей и развития чувства ответственности.
Безусловно центральным процессом старшего подросткового возраста представляется понимание и осознание подростков собственного «я». Подростки обретают самосознание, познают рефлексию, которые становятся важными видами психологической деятельности. Отсюда вытекает большой интерес подростков к познанию нового, узнаванию себя и открытия в себе каких-либо новых способностей и умений [6, с. 89].
Проанализировав подходы и понимание самоопределение в трудах зарубежных и отечественных авторов, в нашей работе, вслед за М.Р. Гинзбургом под личностным самоопределением мы будем понимать создание индивидом своего собственного жизненного поля, содержащего совокупность ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов.
Личностное самоопределение в подростковом возрасте появляется как психологический процесс. Подростки приходят к мыслям о том, кто они в этой жизни, как их жизнь будет строиться дальше, какие у них существуют ценности, каково их мировоззрение. Исследователи дают следующие характеристики личностному самоопределению в подростковом возрасте:
- личностное самоопределение подростков формируется в смысловой системе индивида, в которой объединяются представления человека об окружающем мире и о самом себе;
- личностное самоопределение подростка носит дальновидный продолжительный характер – оно ориентировано на то, что будет происходить в дальнейшей жизни;
- подростки в большинстве связывают личностное самоопределение с выбором будущей профессии, однако, оно не всегда напрямую связано с ней [7].
Подростки в силу своих психологических особенностей ставят перед собой определенные цели, к которым они будут стремиться. Часто эти цели имеют точную постановку и определенность продолжительности (то есть возраст, к которому цель необходимо достигнуть). В связи с этим, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение подростков неотделимо от личностного.
Исследователь Л.И. Божович выдвигает интересную мысль о том, что личностное самоопределение является «двуплановым». С одной стороны, личностное самоопределение проявляется в построении определенной структуры дальнейшей жизни, выборе профессии и постановке точных целей с временными ограничениями. С другой стороны, подростки испытывают трудности и ищут свое предназначение, пытаются ответить на вопросы о себе, о смысле своей жизни. Также по мнению автора, к концу подросткового возраста эта двуплановость исчезает [2, с. 248].
Здесь опять же нельзя не упомянуть важность связи профессионального и личностного самоопределения. С этой стороны вопроса очень важным является помощь подростку со стороны взрослых в выборе будущего занятия, поиска интереса, раскрытия возможных талантов, навыков и умений. Такую помощь могут оказывать подростку и родители, и педагоги.
Многие исследователи отмечают, что современные подростки остро нуждаются в том, чтобы найти и определить точные перспективы свой жизни. Подростки строят планы на будущее и это затрагивает и личностную сферу, и профессиональное самоопределение. Как известно, зачастую этот процесс не завершается в тот момент, когда подростков заканчивает школу и продолжается далее с поступлением в колледж или институт. Интересно мнение И.В. Дубровиной, которая предполагает, что, когда подростки заканчивают школу, у них сформирована только психологическая готовность к личностному самоопределению – это связано с тем, что у подростков уже сложились какие-то представления об обязанностях и их выполнении, о жизненных принципах, морали, ответственности. Подростки умеют анализировать свой жизненный опыт, однако, еще не обладают сформированной личностью.
Безусловно, готовность к личностному самоопределению как психологический процесс происходит в несколько этапов:
- на первом этапе подростков начинает понимать действительность и ее реалии и сопоставляет ее с собственными ценностями. Начинается осмысление себя в социуме;
- на втором этапе подросток сравнивает себя и требования объективной действительности, выделяет сходства и различия, анализирует происходящее и собственную точку зрения;
- на третьем этапе подростков оценивает самого себя, свои жизненные стремления, установки, мировоззрение;
- на четвертом этапе подростком понимает необходимость выбора социальной роли в обществе. Формируется жизненная позиция, которая уже является устойчивой;
- на заключительном этапе подросток проявляет свои стремления и установки во внешнем взаимодействии и деятельности, а также вводит в жизни свои социальные установки [7].
В связи с вышесказанным, можно сказать о том, что самой важной целью работы по личностному самоопределению в подростковом возрасте является подготовка индивида к осознанию себя, своей сущности в реальном мире.
Таким образом, процесс личностного самоопределения представляется очень важным в подростковом возрасте. Как родителям, так и педагогам необходимо обратить особое внимание на нормализацию субъективной картины времени подростков, гармонизацию ценностной сферы, нормализацию уровня самооценки подростков и их представлений о себе, своих способностях и перспективах.
Трудности профессионального самоопределения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание: Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 530-533. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/ (дата обращения: 25.11.2022).
В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.
Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.
Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие.
Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.
Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.
Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [1, c. 158].
Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:
зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;
целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;
вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;
реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.
Рассмотрим возможные ошибки, совершаемые человеком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.
1 этап.
Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении.
Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию.
Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.
2 этап.
Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
3 этап.
Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.
4 этап.
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.
Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:
личные профессиональные предпочтения — то, что является потребностью подростка;
позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;
позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;
позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;
способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;
уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней…
информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;
склонности — это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью.
Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [2, c.85].
В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения.
Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.
Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:
- Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО).
Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.
- «Карта интересов» Голомштока.
Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.
- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда).
Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.
-
Матрица выбора профессии.
Подростку предлагается ответить на 2 вопроса:
С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?
Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?
А затем анализируется таблица, где на пересечении предпочитаемых, объекта труда и вида деятельности, будут показаны наиболее соответствующие интересам подростка сферы профессиональной деятельности.
- Психодиагностическая методика «Профассоциации».
Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен.
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ).
Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Все они подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей.
Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии — это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников [3, c.123].
Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».
Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:
- Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
- Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;
-
Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.
Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.
Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:
- Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
- Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
- Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
- Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
- Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
- Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
- Наличие стереотипов;
- Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
-
Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
- Различные проблемы поведения и формирования подростков.
- Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом.
- Позиция родителей, сверстников, учителей.
В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.
Литература:
-
Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А.
В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. — 506с.
- Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203с.
- Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.,1999. — 320с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, подросток, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, подростковый возраст, позиция родителей, профессиональное образование.
Шкала самоопределения АРО — версия для подростков
Обзор
Шкала самоопределения The Arc (SDS; Wehmeyer & Kelchner, 1995) представляет собой самооценку учащегося, измеряющую его самоопределение. Это нормативный инструмент, предназначенный для (а) оценки сильных и слабых сторон самоопределения подростков с ограниченными возможностями, (б) облегчения участия учащихся в планировании образования и обучения для продвижения самоопределения как результата обучения, (в) развития цели и задачи самоопределения, и (d) оценить навыки самоопределения учащихся в исследовательских целях. ARC SDS дает общий балл самоопределения, а также четыре балла поддоменов в следующих областях: автономия, саморегуляция, психологические возможности и самореализация. Руководство пользователя и весы доступны бесплатно на веб-сайте Zarrow Center for Learning Enrichment при Университете Оклахомы под сводной таблицей.
Возраст: 12–18 лет
Время введения: 30–60 минут
Метод введения: Индивидуальный или групповой (15 участников) самоотчет для подростков с легкими когнитивными нарушениями или неспособность к обучению для измерения сильных и слабых сторон в самоопределении; 72 предмета в различных форматах; учащиеся могут читать тест самостоятельно или читать его вслух
Дает необработанные баллы, которые преобразуются в нормированные баллы в процентилях
Подшкалы: Общий балл: Общее самоопределение
Баллы поддоменов: Автономия, Саморегуляция, Психологическая сила, Самореализация
Исследование, связанное с аутизмом,
White, Flanagan, & Nadig (2018)
Возрастные диапазоны: 18-29 лет
Размер выборки: 30
. Поступили:
Сравнение SDS и воздух самостоятельно. Шкала определения качества жизни (КЖ) для лиц с РАС
Результат: White, Flanagan, & Nadig (2018)Корреляционный анализ показал, что показатели в значительной степени связаны с качеством жизни. Регрессионный анализ показал, что люди с более высокими показателями самоопределения сообщили о более высоком восприятии удовлетворенности жизнью. Таким образом, было обнаружено, что самоопределение, оцениваемое двумя взаимодополняющими показателями, положительно связано с качеством жизни.
Вывод: услуги и поддержка, ориентированные на самоопределение, могут быть эффективным методом повышения качества жизни путем поощрения приобретения большего самоопределения и расширения возможностей для молодых людей с РАС по мере их перехода во взрослую жизнь.
Чоу и др. (2017a)
Возрастной диапазон: 13-21 лет
Размер выборки: 95
Адресованные темы:
Надежность, валидность и факторная структура шкалы самоопределения AIR Шкала определения (SDS)
Результат: Chou et al.
Результаты этого исследования показывают, что (а) две меры в этом исследовании демонстрируют надежность и достоверность измерения глобального самоопределения у учащихся с РАС и (б) оценки параметров и статистика соответствия модели подтверждают предполагаемая факторная структура обоих инструментов (с небольшой вариацией для SDS).
Вывод: оба показателя потенциально могут способствовать измерению общего уровня самоопределения учащихся с РАС, хотя в будущем необходима работа с более крупными и репрезентативными группами населения, с особым вниманием к измерению самореализации и психологических возможностей.
Чоу и др. (2017b)
Возрастной диапазон: 13-22 года
Объем выборки: 222
Адресованные темы:
0005
Результат: Chou et al. (2017b) У учащихся с РАС уровень автономии был значительно ниже, чем у учащихся любой другой группы; учащиеся с ИД имели значительно более низкий уровень саморегуляции, чем учащиеся с РЛ, но существенно не отличались от учащихся с РАС; учащиеся с РАС и учащиеся с ИД имели значительно более низкие уровни психоэмоциональных возможностей, чем учащиеся с РЛ; а студенты с ИД имели более низкий уровень самореализации, чем студенты с РЛ, но существенно не отличались от студентов с РАС.
Вывод: профили самоопределения различаются у учащихся с РАС, ИД и ТР. Необходимы дополнительные исследования, но текущие результаты предоставляют информацию для разработки и проведения учебных занятий, способствующих развитию самоопределения среди учащихся с ограниченными возможностями.
Арабская версия Шкалы самоопределения Arc для девочек-подростков из Саудовской Аравии с умственными недостатками, трудностями в обучении и множественными нарушениями
Пропустить пункт назначения навигации
Исследовательская статья| 15 апреля 2021 г.
Асил С. Алсухайбани, доктор философии;
Евменова Аня Сергеевна, к.б.н.;
Хайди Дж. Графф, доктор философии;
Джоди М. Дьюк, EdD
Journal of International Special Needs Education (2021) 24 (1): 36–46.
https://doi.org/10.9782/JISNE-D-19-00007
- Просмотры
- Содержание артикула
- Рисунки и таблицы
- Видео
- Аудио
- Дополнительные данные
- Экспертная оценка
- Делиться
- Твиттер
- MailTo
- Инструменты
Получить разрешения
Иконка Цитировать Цитировать
- Поиск по сайту
Citation
Асил С. Алсухайбани, Аня С. Евменова, Хайди Дж. Графф, Джоди М. Дьюк; Арабская версия шкалы самоопределения Arc для девочек-подростков из Саудовской Аравии с умственными недостатками, ограниченными возможностями обучения и множественными нарушениями. Journal of International Special Needs Education 1 апреля 2021 г.; 24 (1): 36–46. doi: https://doi.org/10.9782/JISNE-D-19-00007
Скачать файл цитаты:
- Ris (Zotero)
- Менеджер ссылок
- EasyBib
- Подставки для книг
- Менделей
- Бумаги
- КонецПримечание
- RefWorks
- Бибтекс
Существует ограниченное признание концепции самоопределения в ближневосточных культурах. Следовательно, не существует адаптированных мер самоопределения для арабских подростков с умственной отсталостью, трудностями в обучении или множественными нарушениями (умственная отсталость и физические недостатки). Цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить надежность внутренней согласованности и конструктивную достоверность переведенной и адаптированной версии Шкалы самоопределения Дуги. В этом исследовании приняли участие 364 девочки-подростка из Саудовской Аравии в возрасте от 14 до 22 лет с ограниченными интеллектуальными возможностями, трудностями в обучении или множественными нарушениями, которые были зачислены в образовательные организации Саудовской Аравии. Арабская версия Шкалы самоопределения Арки была переведена и переведена исследователями, а затем уточнена и утверждена группой экспертов. Переведенная и адаптированная шкала самоопределения Arc была предоставлена участникам их учителями в их школах. Тридцать четыре пункта были удалены из шкалы, а семь пунктов были изменены исследователями, поскольку они были неприемлемы с культурной точки зрения. Факторный анализ показал доказательство конструктной валидности. Результаты этого исследования показали, что переведенная и адаптированная версия Шкалы самоопределения Арки является проверенной оценкой в саудовской культуре; однако необходимы дальнейшие проверочные исследования с более крупными выборками.