Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

3 фрейд: Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда

Содержание

Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда

3. Фрейд предположил, что основанием развития психики человека как в процессе филогенеза, так и онтогенеза является некоторая энергия. Эта энергия связана с жизнеобразованием и проявляет себя в инстинктах. Человек, по своей природе имеющий биологический организм, так, как и животное, свободно проявляет часть инстинктивных потребностей. Однако реализация таких инстинктивных потребностей, как либидо (сексуальный инстинкт, потребность в организмическом удовольствии, стремление к жизни) и мортидо (стремление к смерти, проявляющееся в агрессивном поведении), ограничивается моральными требованиями человеческого сообщества. Эти два ограничиваемых инстинкта 3. Фрейд объединил в одну витальную потребность — стремление к удовольствию, двумя сторонами которого являются либидо и мортидо. Стремление к удовольствию является основной энергией, мотивирующей поведение человека. Таким образом, психоанализ 3. Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной, социальной, психической) с точки зрения преобразования энергии стремления к удовольствию.

Базисные черты человека (либидо и мортидо) и его базисная потребность (стремление к удовольствию) при взаимодействии с внешним миром способствуют формированию определенной личностной структуры. 3. Фрейд описал две такие модели личности человека.

Согласно первой модели, существуют три уровня психической жизни: а) сознание, б) предсознание, в) бессознательное.

Сознание определяется как состояние, в котором человек себя осознает как противоположность состоянию сна, наркоза или комы. ‘)то структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, сформированная под влиянием социального окружения. ( о знание, в отличие от бессознательного, способно оперировать понятиями пространства и времени.

В предсознательном содержатся психические явления, которые в конкретный момент являются неосознаваемыми, но они не вытеснены и без особого напряжения могут быть извлечены из памяти и стать осознанными.

В бессознательном кроется основной энергетический потенциал человека — погребность в удовлетворении основных инстинктов — стремления к жизни (либидо) и стремления к смерти (мортидо). В связи с тем, что сознание человека формируется в соответствии с социальными правилами, психические явления индивида, формируемые его либидо и мортидо, могут быть вытеснены и стать бессознательными, т.е. скрытыми от человека. По мнению 3. Фрейда, эта скрытая бессознательная часть личности человека занимает основную и доминирующую часть психического мира человека.

Образно он представлял психический мир в виде айсберга. Та небольшая его часть, которая выступает над поверхностью воды и которую можно рассматривать, является аналогом сознания. Большая его составляющая, скрытая под водой и неразличимая глазами, составляет основную массу айсберга. Она является аналогом бессознательного, насыщенного либидо и мортидо.

Во второй модели личности содержатся следующие три элемента: а) супер-эго (сверх-Я), б) эго (Л), в) ид (оно).

Супер-эго — это та часть эго, в которой развивается самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. В этой части психического находятся родительские назидания и интериоризированные социальные установки. Супер-эго требует от эго, осуществляющего действия в реальности, чтобы оно подчинялось его правилам. Энергетический потенциал супер-эго находится в бессознательном в виде стремления к удовольствию, а его содержание определяется обществом.

Ид — понятие, аналогичное бессознательному. Это наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетически первичное, связанное с жизнью тела и подчиненное принципу удовлетворения биологических потребностей. Ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе, оно иррационально и аморально. Его контролирует, согласно интериоризированным социальным установкам, субстанция супер-эго. Ид требует от эго, связанного с реальностью, чтобы оно подчинялось его требованиям.

Эго выделилось в психическом пространстве человека под влиянием реальности. 3. Фрейд связал его с умом и здравым смыслом. Эго следует принципу реальности, вырабатывая механизмы, позволяющие адаптироваться к среде и справляться с ее требованиями. Чтобы выбрать те или иные действия в окружающем мире, эго оценивает среду, потребности организма и свое собственное состояние и поведение. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание устрашающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

Сознание и бессознательное, а также супер-эго и ид являются антагонистическими структурами личности и находятся в состоянии конфликта. Если эго примет решение или совершит действия в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Если эго будет подчиняться требованиям только супер-эго и блокировать реализацию потребностей, исходящих от ид, то их энергетическое давление вызовет личностное напряжение и тревогу.

Поскольку требования к эго со стороны ид, супер-эго и реальности не совместимы, то неизбежно пребывание эго в ситуации конфликта и напряжения, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов. Наиболее значимыми из и пяти описанных 3. Фрейдом защитных механизмов являются: а) вытеснение, б) регрессия и в) сублимация. Они определяют общие черты поведения и причины расстройств личности.

Вытеснение — это защитный процесс, посредством которого неприемлемые с точки зрения супер-эго импульсы становятся бессознательными. Перемещаясь в область бессознательного (ид), они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде тревоги, психических расстройств и соматических заболеваний.

При использовании защитного механизма регрессии сознание и поведение индивида возвращается к различным детским состояниям и стадиям психосексуального развития, и при этом он, соОтветственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. Под регрессией понимается также соскальзывание человека на более примитивный уровень поведения или мышления (опьянение, использование мата и порча вещей в состоянии агрессии, увлечение бульварными романами, вера в мистификаторов, распространение сплетен и др.).

Сублимация — механизм, посредством которого энергия запретных импульсов (либидо и мортидо), вытесняемых в ид, преобразуется в приемлемое для супер-эго индивида поведение.

Реальное поведение при этом становится десексуализированным и деаг-рессифицированным. Считается, что сублимация, хотя и является защитным механизмом, все же присуща нормальному поведению.

По мнению 3. Фрейда, если либидо, как сексуальная энергия, связано с первичным инстинктом стремления к жизни, то оно должно иметь свои проявления и у детей, несмотря на то, что они не имеют сексуальных переживаний. Он обнаружил на теле детей на разных этапах их развития зоны удовольствий, соответствующие эрогенным зонам взрослого человека. Стадии развития человека, на которых имеет место проявление этих зон удовольствия, он назвал стадиями психосексуального развития: а) оральная стадия, б) анальная стадия, в) фаллическая стадия, г) латентный период, д) генитальная стадия.

На фаллической стадии у ребенка обнаруживаются два комплекса: кастрационный и эдипалъный. На инфантильной фаллической стадии ребенок обнаруживает свою половую принадлежность по присутствию или отсутствию пениса. Наличие пениса в сознании мальчика связывается с чувством превосходства над девочками, которых природа «обделила» этой частью тела.

Это дает основание для формирования кастрационного комплекса мальчиков — страх потерять данное преимущество. По мнению 3. Фрейда, кастрационный комплекс мальчиков формирует в дальнейшем страх взрослых мужчин потерять как пенис, так и связанные с ним функции (сексуальную потенцию) и привилегии, связанные с мужским ролевым поведением (власть, сила, доминирование, автономность и др.).

Кастрационный комплекс девочек связан с осознанием своего подчиненного положения по отношению к мальчикам. У взрослых женщин он проявляется или в стремлении копировать мужчин, проявляя маскулинные формы поведения (авторитарность, властность, жесткость), или в стремлении завладеть мужским пенисом посредством секса или через овладение мужчиной через флирт и обольщение.

Эдипалъный комплекс (у девочек он называется комплексом Электры) проявляется в неосознанном желании овладеть родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Регрессия на эдипальную фазу проявляется в выборе сексуальных партнеров, которые явно напоминают по внешности и поведению родителей.

В связи с трехкомпонентной структурой личности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: а) тревожность, вызванная реальностью, б) тревожность, вызванная давлением ид; в) тревожность, вызванная давлением со стороны супер-эго.

Однако данные виды тревог являются естественными. Менее естественным и менее благоприятным для личностного развития человека 3. Фрейд считает использование защитных механизмов для снижения тревожности. Практически все виды защитных механизмов могут стать причиной неадекватной адаптации человека и кризиса личности. Однако в развитии невротических расстройств ведущее значение имеет механизм вытеснения.

3. Фрейд считал, что вытесненные из сознания в бессознательное неприемлемые мысли и импульсы не теряют своей активности. Для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которая могла бы быть использована личностью для своего развития и творческого поведения. Более того, вытесненные импульсы обладают энергетическим потенциалом, способным по механизму «закрытого парового котла» привести к невротическим расстройствам или функциональному и органическому поражению организма в виде психосоматических заболеваний.

В психоанализе, как и в других психодинамических подходах, целью диагностики является анализ содержания бессознательного. Вытесненные в бессознательное мысли и импульсы по определению не осознаются человеком. Однако они обладают энергетической активностью и способны направлять деятельность человека, его мысли, чувства, сновидения в требуемом для ид направлении. Таким образом, вытесненное может быть проявлено и обнаружено или посторонним наблюдателем, или самим индивидом, сознание которого направляется психоаналитиком в нужное русло. Интерпретация обнаруженных проявлений бессознательной деятельности осуществляется с позиций принадлежности их к либидо, мортидо или регрессии сознания на определенную стадию психосексуального развития.

Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

25 ноября 2020 Жизнь

Всё, что стоит знать о спорных, но очень влиятельных концепциях австрийского психолога.

О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психологическая теория и основанный на ней метод психиатрического лечения. Основные положения концепции и сам термин «психоанализ» были созданы австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX–XX веков.

Психоанализ основан на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан с психодинамической терапией.

Также под психоанализом можно понимать любую из ряда теорий о человеческой личности, которые на основе анализа бессознательного в разуме человека пытаются найти глубинные причины психических проблем. Наиболее просто можно описать этот метод как «глубинную психологию».

Общей психоаналитической теории лечения не существует.

Ещё психоанализ можно считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.

Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.

Во многом психоанализ был попыткой примирить разошедшиеся направления в психологии того времени: философскую и научную. В конце концов он превратился в сложный набор идей и представлений, ищущих альтернативный ответ на вопрос «Что такое человек?»

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Внимание Фрейда привлёк случай, описанный его коллегой — австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером. Пациентка Брейера по имени Берта Паппенхейм, известная в литературе как «Анна О.», страдала от физических недомоганий без видимых на то причин. Но она почувствовала себя лучше, когда Брейер помог ей вспомнить о пережитых травматических переживаниях. Этот случай потом не раз будет описан Фрейдом и другими авторами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Также Фрейд заметил, что многие пациенты ощущают эффект от такой терапии и без гипноза. Тогда он разработал технику свободных ассоциаций: пациент говорил психоаналитику всё, что первым приходит ему в голову, когда он слышит слова, такие как «мать», «детство».

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал, что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Целью психоаналитической терапии Фрейда было высвобождение этих подавленных эмоций и переживаний, то есть попытка сделать бессознательное сознательным. Такое излечение получило название «катарсис».

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.

Так, до Фрейда сны считались не заслуживающим внимания науки явлением. Однако его книга «Толкование сновидений» и изложенная в ней концепция вызвали бурный интерес к этой области человеческой жизни, сохраняющийся до сих пор.

В дальнейшем разработки Фрейда использовались, например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.

В несколько иной форме дело Фрейда продолжил его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.

Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.

Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.

Работы Юнга лежат в основе большинства современных психологических теорий и концепций. Например, он ввёл в оборот такие общеизвестные сегодня термины, как «архетипы личности» и «коллективное бессознательное».

В середине прошлого века психоанализ вошёл в тесное взаимодействие с искусством, гуманитарными науками и философией. Например, он оказал большое влияние на немецкий экспрессионизм, а тот, в свою очередь, во многом определил появление киножанра ужасов. Концепция Фрейда сильно повлияла на творчество таких режиссёров, как Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини. Также фрейдизм играет значительную роль в фильмах «Основной инстинкт», «Вечное сияние чистого разума», «Антихрист», «Остров проклятых».

Посмотрите 📽😱🔪

  • Почему нам нравится смотреть страшное кино и нормально ли это

Какие положения лежат в основе психоанализа

Сознание и бессознательное

Фрейд предложил модель человеческого разума, состоящую из трёх слоёв:

  1. Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
  2. Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
  3. Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.

Фрейд считал бессознательное особой областью психики, совершенно не похожей на реальность. Согласно ему, бессознательное оторвано от моральных установок и предубеждений, оно — хранилище тайных желаний и скрытых переживаний. Позднее Фрейд уточнил, дополнил и структурировал эту трёхчастную модель. Так появилась концепция «оно», «я» и «сверх‑я».

«Оно», «я» и «сверх‑я»

Изучение и интерпретация свободных ассоциаций привели Фрейда к новой концепции структуры личности из трёх составляющих: «оно», «я» и «сверх‑я».

  • «Оно» (ид) — это побуждения и импульсы, связанные с инстинктивными стремлениями к продолжению жизни и разрушению. Ид существует только на уровне бессознательного.
  • «Я» (эго) — это та часть личности, которая наиболее тесно связана с реальностью и помогает человеку воспринимать окружающий мир, узнавать новое и удовлетворять потребности. Она работает на сознательном и предсознательном уровнях и формируется в младенчестве.
  • «Сверх‑я» (суперэго) — это идеалы и ценности человека, которые он усвоил из семьи, окружающей среды и внешнего мира. Суперэго выступает цензором функций эго, указывая, как поступать морально приемлемо. По большей части действует на уровне сознания.

В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.

Защитные механизмы

Фрейд считал, что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:

  • Подавление — эго вытесняет тревожные или опасные мысли из сознания. Человек может просто «забыть» о реальной причине своего беспокойства — например, о травмирующем событии в детстве.
  • Отрицание — эго заставляет человека не верить в происходящее или отказаться его признавать. Так, родители, которые потеряли ребёнка, нередко не хотят верить в реальность случившегося.
  • Проекция — эго приписывает мысли и чувства человека кому‑то другому. Например, переносит скрытые фантазии и социально неприемлемые желания на других людей.
  • Смещение — человек перенаправляет свою реакцию и меняет объект, вызывающий напряжение, на другой — более безопасный. Наиболее простой пример — сотрудник, на которого накричал начальник, вымещает свою злость на более слабом — подчинённом, ребёнке или собаке.
  • Регрессия — человек откатывается назад в развитии в ответ на негативные эмоции. Например, шокированный взрослый ведёт себя как ребёнок.
  • Сублимация — подобно смещению подменяет бессознательные устремления человека работой или хобби. Самый известный пример — перенаправление сексуальной энергии на занятия творчеством.

Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.

Интерпретация

Психоанализ избегает оценивания, его суть — в пояснении, а не в осуждении или одобрении. Психоаналитик не наставник, он «пустой экран». Это нужно для того, чтобы клиент мог работать над своим бессознательным без чужого вмешательства.

Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты:

  • Тест Роршаха («чернильные пятна»). Сами по себе кляксы на изображениях абстрактны и ничего не значат. Важно, что в них увидит, спроецировав своё бессознательное, каждый конкретный человек.
  • «Фрейдистские оговорки» (парапраксы). В психоанализе считается, что в оговорках проступают наши скрытые бессознательные желания. Например, ошибка в имени сексуального партнёра выдаёт реальный объект фантазий оговорившегося.
  • Свободная ассоциация идей. Фрейд использовал этот метод для анализа первой (бессознательной) реакции человека на слова.
  • Анализ сновидений. Фрейд признавал этот метод очень важным, так как считал, что сознание менее бдительно во сне и пропускает «наружу» подавленные переживания. У снов, согласно фрейдизму, есть явное (то, что мы помним или думаем) и скрытое (о чём это говорит на самом деле) значения.

После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.

Психосексуальное развитие

Фрейд предположил, что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.

  1. Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
  2. Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
  3. Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
  4. Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
  5. Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).

Согласно Фрейду, чтобы стать психологически здоровым человеком с полностью сформированными эго и суперэго, нужно пройти все эти стадии. В противном же случае можно «застрять» на одной из них, а это приведёт к эмоциональным и поведенческим проблемам во взрослом возрасте.

Комплексы

Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.

Какие направления психоанализа существуют сегодня

Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия. Например, сегодня в психологии не делается такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.

Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.

Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.

Так как психоанализ оказал огромное влияние на массовую культуру, некоторые ведущие представители неофрейдизма (Жак Лакан, Славой Жижек) проводят психоаналитические изыскания на её произведениях. Например, одна из книг Жижека называется «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)».

В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.

Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ. Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.

Почему психоанализ критикуют

Изначально разработки Фрейда приняли в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.

Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют фрейдистскую концепцию псевдонаукой.

Острой темой критики стала концентрация психоанализа на сексуальных мотивах. Например, ряд исследователей считает, что «грубое копание в сексуальной жизни» пациентов может привести к неблагоприятным последствиям для психики.

Оспаривается и концепция эдипова комплекса Фрейда.

Также есть сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.

Отмечается также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.

Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.

Оппоненты критикуют и методы психоанализа. Например, психолог Беррес Фредерик Скиннер считал метод «чернильных пятен» субъективным и ненаучным.

Кроме того, самого Фрейда упрекают в подтасовке фактов. В 1972 году канадский психиатр и историк медицины Генри Элленбергер выяснил, что никакого улучшения состояния у «Анны О.» не произошло. То есть самый первый случай излечения с помощью психоанализа в действительности оказался фейком. Последующие исследования установили, что Брейер пичкал пациентку морфием и хлоралгидратом, сделав её в конечном итоге наркоманкой. Из‑за этого она ещё три года отходила от последствий «катарсиса».

Сегодня известно, что «Анна О.» страдала от заболевания зубов. Этот же недуг был и у пациентки самого Фрейда — «Цецилии М.» (Анны фон Либен), которой он упорно ставил диагноз истерического невроза. Здесь также стоит упомянуть о показательном случае «Доры» (Иды Бауэр). Фрейд считал, что её боли связаны с нервными переживаниями, хотя на самом деле Иду мучил рак прямой кишки.

Существуют и субъективные факторы, из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.

  • Она требует большого количества времени, денег и мотивации и не гарантирует быстрого «выздоровления».
  • Человек во время сеансов может вскрыть подавленные болезненные воспоминания, что причинит ему ещё большие страдания.
  • Психоанализ подходит не для всех людей и не для всех недугов.

Однако существует и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.

Какие есть альтернативы психоанализу

Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.

Фактически альтернативой психоанализу стала психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.

Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.


Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.

Читайте также 🧐

  • 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
  • 6 мифов о ментальных расстройствах, в которые многие до сих пор верят
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства

Объяснение защитных механизмов в психологии (+ примеры)

Зигмунд Фрейд (1894, 1896) отметил ряд защит эго, на которые он ссылается в своих письменных работах. Его дочь Анна Фрейд (1936) развила эти идеи и усовершенствовала их, добавив десять своих собственных. Многие психоаналитики также добавили дополнительные типы защиты эго.

Защитные механизмы — это психологические стратегии, которые бессознательно используются для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы включают искажение реальности таким образом, чтобы мы могли лучше справляться с ситуацией.

В этой статье

10 Защитные механизмы: что это такое и как они помогают нам справиться или суперэго становится слишком требовательным.

Защитные механизмы действуют на бессознательном уровне и помогают предотвратить неприятные чувства (т. е. тревогу) или сделать приятные вещи более приятными для человека.

Механизмы защиты эго естественны и нормальны. Когда они становятся непропорциональными (то есть используются с частотой), развиваются неврозы, такие как тревожные состояния, фобии, навязчивые идеи или истерия.

Вот несколько распространенных защитных механизмов: Существует большое количество защитных механизмов; основные из них приведены ниже.

Отрицание

Отрицание — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, который включает отказ принять реальность, тем самым блокируя внешние события от осознания.

Если ситуация слишком сложна, чтобы справиться с ней, человек может отреагировать отказом воспринимать ее или отрицанием ее существования.

Как вы понимаете, это примитивная и опасная защита – никто не игнорирует реальность и не уходит от нее надолго! Он может работать сам по себе или, чаще, в сочетании с другими, более тонкими поддерживающими его механизмами.

Что является примером отрицания?

Многие люди используют отрицание в своей повседневной жизни, чтобы избежать болезненных чувств или областей своей жизни, в которых они не хотят признаваться.

Например, муж может отказаться признавать явные признаки неверности жены. Студент может отказаться признавать свою явную неподготовленность к экзамену!

Подавление

Подавление — это бессознательный защитный механизм, используемый эго для предотвращения осознания беспокоящих или угрожающих мыслей.

Вытеснение, которое Анна Фрейд также называла «мотивированным забыванием», — это именно то, что не может вспомнить угрожающую ситуацию, человека или событие. Мысли, которые часто подавляются, — это мысли, которые могут привести к чувству вины со стороны Супер-Эго.

Это не очень эффективная защита в долгосрочной перспективе, поскольку она включает в себя вытеснение тревожных желаний, идей или воспоминаний в бессознательное, где они, хотя и скрытые, будут вызывать тревогу.

Подавленные воспоминания могут проявляться подсознательно и в измененных формах, таких как сны или оговорки («оговорки по Фрейду»).

Что является примером репрессий?

Например, при эдиповом комплексе агрессивные мысли об однополых родителях подавляются и вытесняются в бессознательное.

Проекция

Проекция — психологический защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, при котором человек приписывает нежелательные мысли, чувства и мотивы другому человеку.

Проекция, которую Анна Фрейд также называла смещением вовне, почти полная противоположность обращению против себя. Это связано с тенденцией видеть собственные неприемлемые желания в других людях.

Другими словами, желания остались, но они больше не ваши желания.

Что является примером проекции?

Мысли, которые чаще всего проецируются на других, вызывают чувство вины, такие как агрессивные и сексуальные фантазии или мысли.

Например, вы можете кого-то ненавидеть, но ваше суперэго говорит вам, что такая ненависть неприемлема. Вы можете «решить» проблему, поверив, что они вас ненавидят.

Рабочий объем

Смещение — это перенаправление импульса (обычно агрессии) на бессильную замещающую цель. Целью может быть человек или объект, который может служить символической заменой.

Смещение происходит, когда Ид хочет сделать что-то, чего Суперэго не разрешает. Таким образом, Эго находит другой способ высвобождения психической энергии Оно. Таким образом, происходит передача энергии от вытесненного объекта-катексиса к более приемлемому объекту.

Обращение против самого себя — это особая форма смещения, когда человек становится собственной замещающей целью. Обычно оно используется в отношении ненависти, гнева и агрессии, а не более позитивных импульсов, и это фрейдистское объяснение многих наших чувств неполноценности, вины и депрессии.

Идея о том, что депрессия часто является результатом гнева, который мы отказываемся признавать, принимается многими людьми, как фрейдистами, так и нефрейдистами.

Что является примером смещения?

Тот, кто чувствует себя некомфортно из-за своего сексуального влечения к реальному человеку, может заменить его фетишем.

Тот, кто разочарован своим начальством, может пойти домой и пнуть собаку, избить члена семьи или сжечь кресты.

Регрессия

Регрессия — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, посредством которого эго возвращается к более ранней стадии развития, обычно в ответ на стрессовые ситуации.

Регрессия функционирует как форма отступления, позволяя человеку психологически вернуться в прошлое, к периоду, когда он чувствовал себя в большей безопасности.

Что является примером регрессии?

Когда мы обеспокоены или напуганы, наше поведение часто становится более детским или примитивным.

Ребенок может снова начать сосать палец или мочиться в постель, когда ему нужно провести некоторое время в больнице. Подростки могут безудержно хихикать, когда их вводят в социальную ситуацию с участием противоположного пола.

Сублимация

Сублимация похожа на замещение, но происходит, когда нам удается заменить наши неприемлемые эмоции поведением, которое является конструктивным и социально приемлемым, а не деструктивной деятельностью. Сублимация — один из оригинальных защитных механизмов Анны Фрейд.

Сублимация для Фрейда была краеугольным камнем цивилизованной жизни, так как искусство и наука — это сублимированная сексуальность. (Примечание: это ценностная концепция, основанная на устремлениях европейского общества конца 1800-х годов).

Что является примером сублимации?

Многие великие артисты и музыканты прожили несчастливую жизнь и использовали искусство музыки для самовыражения. Спорт — еще один пример превращения наших эмоций (например, агрессии) во что-то конструктивное.

Например, фиксация на оральной стадии развития может позже привести к поиску орального удовольствия во взрослом возрасте посредством сосания большого пальца, ручки или сигареты. Кроме того, фиксация во время анальной стадии может привести к тому, что человек сублимирует свое желание обращаться с фекалиями с удовольствием от гончарного дела.

Рационализация

Рационализация — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, включающий когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы делаем это достаточно часто на достаточно сознательном уровне, когда находим себе оправдания.

Но многим людям с чувствительным эго придумывать оправдания дается так легко, что они даже не осознают этого. Другими словами, многие из нас вполне готовы поверить в свою ложь.

Что является примером рационализации?

Когда человеку трудно принять ситуацию, он придумает логическую причину, почему это произошло. Например, человек может объяснить стихийное бедствие как «божью волю».

Формирование реакции

Формирование реакции, которую Анна Фрейд назвала «верой в обратное», представляет собой психологический защитный механизм, при котором человек выходит за рамки отрицания и ведет себя противоположно тому, что он или она думает или чувствует.

Сознательное поведение используется для сверхкомпенсации беспокойства, которое человек испытывает по поводу своих социально неприемлемых бессознательных мыслей или эмоций.

Обычно реактивное образование характеризуется преувеличенным поведением, таким как эффектность и навязчивость.

Используя формирование реакции, Ид удовлетворяется, сохраняя эго в неведении об истинных мотивах.

Терапевты часто наблюдают формирование реакции у пациентов, которые утверждают, что твердо во что-то верят и злятся на всех, кто не согласен.

Что является примером формирования реакции?

Фрейд утверждал, что мужчины, имеющие предубеждения против гомосексуалистов, защищаются от собственных гомосексуальных чувств, занимая жесткую антигомосексуальную позицию, которая помогает им убедить себя в своей гетеросексуальности.

Другой пример формирования реакции включает послушную дочери, которая любит свою мать, реагируя на свою Эдипову ненависть к матери.

Интроекция

Интроекция, иногда называемая идентификацией, включает в себя принятие собственных личностных характеристик другого человека, потому что это решает некоторые эмоциональные трудности.

Интроекция очень важна для теории Фрейда как механизм, с помощью которого мы развиваем наши супер-эго.

Что является примером интроекции?

Ребенок, которого часто оставляют одного, может каким-то образом попытаться стать «мамой», чтобы уменьшить свои страхи. Иногда вы можете поймать их на том, что они говорят своим куклам или животным не бояться. И мы видим, что ребенок постарше или подросток подражает своей любимой звезде, музыканту или спортивному герою, пытаясь установить свою идентичность.

Идентификация с агрессором

Идентификация с агрессором — это защитный механизм, предложенный Шандором Ференци и позднее разработанный Анной Фрейд.

Жертва перенимает поведение более могущественного и враждебного по отношению к ней человека.

Интернализируя поведение агрессора, «жертва» надеется избежать жестокого обращения, поскольку агрессор может начать чувствовать эмоциональную связь с жертвой, что приводит к чувству сопереживания.

Что является примером идентификации с агрессором?

Идентификация с агрессором — это разновидность интроекции, которая фокусируется на усвоении не общих или положительных черт, а отрицательных или пугающих черт. Если вы кого-то боитесь, вы можете частично победить этот страх, став более похожим на него.

Ярким примером этого является стокгольмский синдром, когда заложники устанавливают эмоциональную связь со своим захватчиком (ами) и перенимают его поведение.

Пэтти Херст подверглась жестокому обращению со стороны похитителей, однако она присоединилась к их Симбионистской Освободительной Армии и даже приняла участие в одном из ограблений банка. На суде ее оправдали, поскольку она была жертвой стокгольмского синдрома.

Ссылки

Ferenczi, S. (1933). Смешение языков у взрослых и детей (стр. 156-67) .

Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты , Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.

Фрейд, С. (1894). Защитные нейропсихозы . СЭ, 3: 41-61.

Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.

Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа. Стр. xi + 240.

Paulhus, D.L., Fridhandler, B., & Hayes, S. (1997). Психологическая защита: современная теория и исследования. В Р. Хоган, Дж. А. Джонсон и С. Р. Бриггс (ред.), Справочник по психологии личности (стр. 543-579). http://dx.doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50023-8

Дополнительная литература

  • Название действия механизма защиты
  • Статья БПС о репрессиях
  • Изучение концепции идентификации Ференци с агрессором: ее роль в травмах, повседневной жизни и терапевтических отношениях
  • Крамер, П. (2015). Понимание защитных механизмов. Психодинамическая психиатрия, 43(4), 523-552.
  • Механизмы защиты Фрейда и эмпирические данные современной социальной психологии: формирование реакции, проекция, смещение, уничтожение, изоляция, сублимация и отрицание
  • Сводная таблица механизмов защиты

Обзор психоаналитической терапии Фрейда

Психоанализ определяется как набор психологических теорий и терапевтических методов, берущих свое начало в работах и ​​теориях Зигмунда Фрейда.

Основным допущением психоанализа является вера в то, что все люди обладают бессознательными мыслями, чувствами, желаниями и воспоминаниями.

Согласно Фрейду, невротические проблемы в более позднем возрасте являются продуктом конфликтов, возникающих на эдипальной фазе развития. Эти конфликты могут быть подавлены, потому что незрелое эго не в состоянии справиться с ними в данный момент.

Основные предположения

  • Психоаналитические психологи считают, что психологические проблемы коренятся в бессознательном.
  • Манифестные симптомы обусловлены латентными (скрытыми) нарушениями.
  • Типичные причины включают нерешенные проблемы во время развития или подавленную травму.
  • Фрейд считал, что людей можно вылечить, если они осознают свои бессознательные мысли и мотивы, достигая таким образом понимания.
  • Лечение направлено на осознание подавленного конфликта, чтобы клиент мог с ним справиться.

Целью психоаналитической терапии является создание правильных условий, чтобы пациент мог перенести эти конфликты в сознание, где их можно было бы рассмотреть и разрешить. Только катарсический (т. е. исцеляющий) опыт может помочь человеку и «исцелить его».

В этой статье

Как мы можем понять бессознательное?

Помните, что психоанализ — это не только теория, но и терапия. Психоанализ обычно используется для лечения депрессии и тревожных расстройств.

В психоанализе (терапии) Фрейд укладывал пациента лежать на кушетке, чтобы расслабиться, а сам сидел позади него и делал заметки, пока они рассказывали ему о своих снах и детских воспоминаниях. Психоанализ был бы длительным процессом, включающим множество сеансов с психоаналитиком.

Во время анализа аналитик предлагает интерпретации мыслей, действий и снов пациента и указывает на их защиты. Тщательно ожидая, пока сам пациент не придет к такому же пониманию, аналитик может максимизировать воздействие интерпретации.

С этими интерпретациями связана проблема отрицания пациентом. У аналитика вполне могут быть основания полагать, что отрицание пациентом интерпретации, предложенной аналитиком, является еще одним примером защитного процесса.

Анализу защит придают особое значение современные психоаналитики (известные как эго-аналитики), которые оспаривают относительно слабую роль, которую Фрейд отводил эго (Davison & Neale, 1994). Они утверждают, что защитные механизмы — это бессознательные инструменты эго для отражения конфронтации с тревогой.

Из-за природы защитных механизмов и недоступности детерминированных сил, действующих в бессознательном, психоанализ в его классической форме представляет собой длительный процесс, часто включающий от 2 до 5 сеансов в неделю в течение нескольких лет.

Особое значение во время психоанализа имеют попытки пациента сопротивляться. Они могут попытаться заблокировать обсуждение, быстро сменив тему, например, или даже пренебрегая явкой на терапию. Фрейд считал эти сопротивления ценным способом выявления чувствительных зон в бессознательном пациента.

Этот подход предполагает, что уменьшение симптомов само по себе относительно несущественно, поскольку, если основной конфликт не разрешен, просто замещаются более невротические симптомы.

Аналитик обычно представляет собой «пустой экран», раскрывая очень мало о себе, чтобы клиент мог использовать пространство в отношениях для работы над своим бессознательным без вмешательства извне.

Психоаналитик использует различные техники для поощрения клиента к пониманию своего поведения и значений симптомов, включая чернильные пятна, парапраксии, свободные ассоциации, интерпретацию (включая анализ сновидений), анализ сопротивления и анализ переноса.

1) Кляксы Роршаха

Из-за природы защитных механизмов и недоступности детерминированных сил, действующих в бессознательном,

Сама по себе клякса Роршаха ничего не значит, она двусмысленна (т.е. неясна). Важно то, что вы прочтете в нем. Разные люди будут видеть разные вещи в зависимости от того, какие бессознательные связи они устанавливают.

Чернильное пятно известно как проективный тест, поскольку пациент «проецирует» информацию из своего подсознания, чтобы интерпретировать чернильное пятно.

Однако поведенческие психологи, такие как Б. Ф. Скиннер, критиковали этот метод как субъективный и ненаучный.

Щелкните здесь, чтобы проанализировать свое бессознательное с помощью чернильных пятен.

2) Оговорка по Фрейду

Бессознательные мысли и чувства могут переходить в сознание в форме парапраксов, широко известных как оговорки по Фрейду или оговорки. Мы раскрываем то, что на самом деле у нас на уме, говоря то, что мы не хотели.

Фрейд считал, что это не случайность, а полностью результат работы бессознательного. Как таковые, они были ценным источником понимания этой части человеческого разума. Они более технически известны как парапраксы.

Например, диетолог, читавший лекцию, хотел сказать, что мы всегда должны требовать от хлеба самого лучшего, но вместо этого сказал «постель». Другой пример, когда человек может назвать нового партнера друга по имени предыдущего, который нам больше нравился.

Фрейд считал, что оговорки обеспечивают проникновение в бессознательное и что случайностей не бывает, каждое поведение (включая оговорки) значимо (т. е. все поведение детерминировано).

3) Свободные ассоциации

Свободные ассоциации — это психоаналитический термин, используемый для описания свободных ассоциаций идей, которые могут дать представление о бессознательном уме пациента.

При свободных ассоциациях пациенту предлагается свободно говорить и озвучивать все, что приходит на ум. Таким образом, пациент может вывести на поверхность содержание, ранее подвергавшееся цензуре со стороны эго.

В этой технике терапевт дает слово или идею, а пациент сразу же непринужденно отвечает первым словом, которое приходит на ум. Затем аналитик предлагает интерпретацию наблюдаемой взаимосвязи.

Есть надежда, что в ходе свободных ассоциаций всплывут фрагменты подавленных воспоминаний, что даст возможность заглянуть в бессознательное.

Свободные ассоциации могут оказаться бесполезными, если клиент сопротивляется и не хочет говорить, что он думает.

С другой стороны, наличие сопротивления (например, чрезмерно длинная пауза) часто дает убедительный признак того, что клиент приближается к какой-то важной вытесненной идее в своем мышлении, и что дальнейшее исследование со стороны терапевта называется для.

Фрейд сообщал, что его пациенты со свободными ассоциациями время от времени испытывали такие эмоционально интенсивные и яркие воспоминания, что они почти заново переживали этот опыт. Это как «воспоминание» о войне или пережитом изнасиловании.

Такое стрессовое воспоминание, настолько реальное, что кажется, что оно происходит снова, называется абреакцией. Если такое тревожное воспоминание произошло во время терапии или с поддерживающим другом, и человек почувствовал себя лучше — облегчением или очищением — позже, это можно было бы назвать катарсисом.

Часто эти сильные эмоциональные переживания давали Фрейду ценную информацию о проблемах пациента.

4) Анализ сновидений

Согласно Фрейду, анализ сновидений — это «королевская дорога в бессознательное». Он утверждал, что сознательный разум подобен цензору, но он менее бдителен, когда мы спим.

При анализе сновидений аналитик пытается разгадать и интерпретировать символическую природу сновидений пациента. Истинные заботы пациента часто маскируются в их снах и могут переживаться символически, т. е. они видят сны о чем-то, что представляет их заботы, а не непосредственно о самой тревоге. Истинные опасения пациента часто маскируются в этой символической форме, чтобы защитить сознание от развития полного осознания лежащего в их основе беспокойства.

В результате подавленные идеи выходят на поверхность, хотя то, что мы помним, вполне могло быть изменено во время сна.

В результате нам необходимо различать явное содержание и скрытое содержание сновидения. Первое — это то, что мы на самом деле помним.

На самом деле это означает последнее. Фрейд считал, что очень часто реальное значение сна имеет сексуальное значение, и в своей теории сексуального символизма он размышляет о скрытом значении общих тем сновидений.

5) Анализ переноса

Ключевое значение в психоаналитической терапии имеет перенос. Первоначально Фрейд заметил, что его пациенты иногда чувствовали и вели себя по отношению к нему так, как если бы он был важной персоной из прошлого пациента.

Иногда эти чувства были положительными, а иногда отрицательными и враждебными. Фрейд предположил, что это были пережитки отношения пациента к этим важным лицам в прошлом.

Фрейд чувствовал, что этот перенос был неизбежным аспектом психоанализа, и использовал его, чтобы объяснить пациентам детское происхождение многих беспокойств и страхов.

В психоанализе перенос считается необходимым для полного излечения. Аналитики используют тот факт, что перенос развивается, как признак того, что важный подавленный конфликт приближается к поверхности.

Клиническое применение

Психоанализ (наряду с роджерианским гуманистическим консультированием) является примером глобальной терапии (Comer, 1995, p. 143), целью которой является помощь клиентам в осуществлении серьезных изменений во всем их взгляде на жизнь.

Это основано на предположении, что текущая неадекватная точка зрения связана с глубоко укоренившимися личностными факторами. Глобальная терапия отличается от подходов, которые сосредоточены в основном на уменьшении симптомов, таких как когнитивный и поведенческий подходы, так называемая терапия, основанная на проблеме.

Психоаналитическая терапия считается подходящей в основном для лечения невротических расстройств (например, тревоги и расстройств пищевого поведения), а не психотических расстройств, таких как шизофрения. Он также используется при депрессии, хотя его эффективность в этой области более сомнительна из-за апатичной натуры депрессивных пациентов.

Связанная с этим проблема заключается в большей вероятности переноса у пациентов с депрессией, проходящих психоанализ. Они, вероятно, демонстрируют крайнюю зависимость от важных людей в своей жизни (включая своего терапевта) и, следовательно, более склонны к развитию переноса (Комер, 19 лет).95).

Тревожные расстройства, такие как фобии, панические атаки, обсессивно-компульсивные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство, являются очевидными областями, в которых можно предположить, что психоанализ работает.

Цель состоит в том, чтобы помочь клиенту смириться со своими собственными импульсами Ид или распознать источник своей текущей тревоги в детских отношениях, которые вновь переживаются во взрослой жизни. Свартберг и Стайлз (1991) и Прочаска и ДиКлементе (1984) отмечают, что доказательства его эффективности неоднозначны.

Salzman (1980) предполагает, что психодинамическая терапия обычно мало помогает клиентам с определенными тревожными расстройствами, такими как фобии или ОКР, но может быть более полезной при общих тревожных расстройствах.

Salzman (1980) на самом деле выражает обеспокоенность тем, что психоанализ может усилить симптомы ОКР из-за склонности таких клиентов чрезмерно беспокоиться о своих действиях и размышлять о своем тяжелом положении (Noonan, 1971).

Комер также предполагает, что психоанализ может не подходить для пациентов, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, поскольку он может непреднамеренно усилить их склонность к чрезмерной интерпретации событий в их жизни.

Депрессию можно лечить с помощью психоаналитического подхода. Психоаналитики связывают депрессию с потерей, которую испытывает каждый ребенок, осознавая свою отделенность от родителей в раннем детстве. Неспособность смириться с этим может сделать человека склонным к депрессии или депрессивным эпизодам в более позднем возрасте.

Затем лечение включает в себя поощрение клиента к тому, чтобы он вспомнил этот ранний опыт и распутал фиксацию, которая возникла вокруг него. Особое внимание уделяется переносу при работе с депрессивными клиентами из-за их непреодолимой потребности зависеть от других.

Цель состоит в том, чтобы клиенты стали менее зависимыми и выработали более функциональный способ понимания и принятия потери/отвержения/изменения в своей жизни.

Шапиро и Эмде (1991) сообщают, что психодинамическая терапия была успешной лишь изредка. Одной из причин может быть то, что люди в депрессии могут быть слишком неактивными или немотивированными для участия в сеансе. В таких случаях может быть полезен более директивный, сложный подход.

Другая причина может заключаться в том, что депрессивные люди могут рассчитывать на быстрое излечение, а поскольку психоанализ этого не предлагает, клиент может уйти или чрезмерно вовлечься в разработку стратегий для поддержания зависимых переносных отношений с аналитиком.

Критическая оценка

  • Терапия требует очень много времени и вряд ли даст быстрые ответы.
  • Люди должны быть готовы вкладывать много времени и денег в терапию; они должны быть мотивированы.
  • Они могут обнаружить некоторые болезненные и неприятные воспоминания, которые были подавлены, что причиняет им больше беспокойства.
  • Этот вид терапии подходит не для всех людей и не для всех типов расстройств.
  • Природа психоанализа создает дисбаланс сил между терапевтом и клиентом, что может привести к возникновению этических проблем.

В последние годы высказывалась критика, что если психоанализ приносит пользу людям, то только тем, кто обладает определенными качествами. Аббревиатура YAVIS использовалась для обозначения того, что пациенты, которые молоды, привлекательны, разговорчивы, умны и успешны, скорее всего, получат пользу от психоанализа.

Немногие исследования подтверждают первые три из этих предположений, хотя наряду с последними двумя предположениями есть свидетельства того, что психоанализ также лучше всего работает с теми клиентами, которые высоко мотивированы и позитивно относятся к терапии.

Айзенк (1952) выдвинул самое разрушительное обвинение в адрес психоанализа, когда сделал обзор исследований терапевтических результатов невротических пациентов. Он обнаружил, что примерно половина выздоровела в течение двух лет. Для психоанализа было так убийственно то, что для подобных пациентов, которые вообще не получали лечения (контрольный лист ожидания), эта цифра составляла около двух третей.

Критики открытий Айзенка обнаружили, что он сделал ряд произвольных суждений о «выздоровлениях», которые были неблагоприятны для групп, получавших психоаналитическое лечение.

Бергин (1971) обнаружил, что при выборе различных критериев результата улучшение в группе психоаналитического лечения возросло до 83%, в то время как процент пациентов контрольной группы, показавших значительное улучшение, снизился до 30%.

Фишер и Гринберг (1977) в обзоре литературы заключают, что психоаналитическая теория не может быть принята или отвергнута как пакет, «это законченная структура, состоящая из многих частей, некоторые из которых следует принять, другие отвергнуть и остальные, по крайней мере, частично изменены».

Утверждения Айзенка об эффективности психоанализа показали трудности оценки в этой области. Индивидуальные различия пациентов и терапевтов, а также отношения между ними могут запутать попытки измерить эффективность определенного типа лечения. Измерение результатов лечения также может вызвать проблемы при определении того, что подразумевается под «излечением».

Корсини и Веддинг (1995, 2013) утверждают, что, в зависимости от задействованных критериев, оценки «излечения» в результате психоанализа колеблются от 30% до 60%.

Хотя изменения в проявлении симптомов могут быть подходящим способом измерения эффективности бихевиористских техник, эффективность психоаналитической терапии, которая обычно длится несколько лет, является более субъективной и измеряется только степенью, в которой сами клиенты чувствуют, что их состояние улучшилось.

Fonagy (1981) задается вопросом, имеют ли сами по себе обоснованность попытки подтвердить подход Фрейда с помощью лабораторных тестов.

Теория Фрейда ставит под сомнение саму основу рационалистического, научного подхода и вполне может рассматриваться как критика науки, а не как наука, отвергающая психоанализ, потому что он не поддается опровержению.

Метод тематического исследования подвергается критике, так как сомнительно, что обобщения могут быть действительными, поскольку метод открыт для многих видов предубеждений (например, Маленький Ганс).

Тем не менее, психоанализ связан с предложением интерпретаций текущему клиенту, а не с разработкой абстрактных дегуманизированных принципов.

Энтони Сторр (1987), известный психоаналитик, выступавший в программе «Все в уме» на телевидении и радио 4, придерживается мнения, что, хотя многие психоаналитики имеют под рукой огромное количество «данных» по случаям, эти наблюдения должны быть загрязнены субъективным личным мнением и не должны считаться научными.

Проверка обучения: вы терапевт

Прочитайте примечания ниже. Определите методы, которые использует терапевт. Как вы думаете, в чем проблема Альберта?

Молодой человек, 18 лет, направлен к психоаналитику своим семейным врачом. Похоже, что в течение последнего года молодой человек (Альберт) испытывал различные симптомы, такие как головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение, нарушения сна — все это связано с крайней тревогой.

Симптомы сопровождаются постоянным, но периодически подавляющим страхом смерти. Он считает, что у него опухоль головного мозга и поэтому он умрет.

Однако, несмотря на исчерпывающие медицинские тесты, невозможно определить физическую причину симптомов. В конце концов врач приходит к выводу, что симптомы Альберта, вероятно, имеют психологическую основу.

Альберт приходит в кабинет аналитика в сопровождении родителей. Он описывает свои проблемы и описывает свои отношения с родителями как «радужные», хотя и признает, что его отец может быть «немного строгим».

Выясняется, что отец не разрешает Альберту выходить на улицу в будние дни, а в выходные он должен быть дома к 23:00.

Кроме того, он успешно разорвал отношения между Альбертом и девушкой, потому что считал, что они «слишком сблизились». Описывая это, Альберт не проявляет сознательного негодования, рассказывая о событиях в эмоциональной, фактической манере.

Во время одного сеанса, на котором Альберта поощряли к свободному общению, он продемонстрировал степень сопротивления в следующем примере:

«Я помню один день, когда я был маленьким, и мы с мамой ходить по магазинам вместе. Мой отец пришел домой рано, и вместо того, чтобы моя мать повела меня гулять, они ушли вдвоем, оставив меня с соседкой. Я чувствовал… по какой-то причине мой разум стал совершенно пустым».

Этот отрывок довольно типичен для воспоминаний Альберта.

Иногда Альберт опаздывает на прием к терапевту, реже пропускает прием, утверждая, что забыл.

СОН АЛЬБЕРА

Во время одного сеанса Альберт рассказывает о сне, в котором его отец уезжает в поезде, а Альберт остается на платформе, держась за руки с матерью и девушкой. Он чувствует себя и счастливым, и виноватым одновременно.

Через некоторое время, после того как сеансы терапии продолжались несколько месяцев, аналитик берет двухнедельный отпуск. Вскоре после этого во время сеанса Альберт сердито говорит терапевту.

«Какого черта ты решил взять отпуск со своей чертовой женой, как раз в тот момент, когда мы начали что-то делать с моим анализом».

Ссылки

Comer, R. J. (1995). Аномальная психология (2-е изд.) . Нью-Йорк: WH Freeman.

Дэвисон Г.К. и Нил Дж.М. (1994). Аномальная психология . Нью-Йорк: Джон Уилли и сыновья.

Айзенк, Х. Дж. (1952). Эффекты психотерапии: оценка. Journal of Consulting Psychology , 16 (5), 319.

Fisher, S., & Greenberg, R. P. (1977). Научная достоверность теорий и терапии Фрейда . Издательство Колумбийского университета.

Фонаги, П. (1981). Несколько статей в области психоанализа и клинической психологии .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *