Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Абстрактное и конкретное мышление: «Чем отличаются конкретное и абстрактное мышление? » — Яндекс Кью

Какое мышление лучше — абстрактное или конкретное? | Психология

Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую абстракцию — «растение». И еще большую — «живое существо». И еще большую — «материальный объект». И даже еще большую — просто «объект».

То есть абстракция — это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути, бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.

Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.

В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…

Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова — и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это?

Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно.

Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может — мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, все в точности наоборот.

Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция.

Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё.

Конкретное — это трава на лужайке. Абстрактное — «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.

(Кстати, понятие «я» — тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте.)

Причем, что самое смешное — абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия — это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях — абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.

Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же заканчиваться.

Потому что только конкретное — реально. А все абстрактное — нереально.

Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, абстрактное мышление, мысли

Конкретное и абстрактное мышление

Правило, предписываемое учителям «переходить от конкретного к абстрактному», может считаться более привычным, чем вполне понятным. Не многие из тех, кто его читает и слышит, получают ясное понятие об исходном пункте, о конкретном, о природе цели абстрактного и о точной природе пути, который должен быть пройден от одного к другому. Иногда предписание понимается прямо ложно: считается, что воспитание должно переходить от вещей к мыслям, как будто бы какое бы то ни было отношение к вещам, при котором не захватывается мышление, может иметь воспитательное значение. Понятое таким образом правило поддерживает механическую рутину и возбуждение чувств на одном конце воспитательной лестницы — на низшем, а академическое и неприменимое обучение — на верхнем конце.

В действительности всякое обращение с предметами даже у ребенка полно выводов, вещи покрываются вызываемыми ими представлениями и получают знание как поводы к толкованию или как доказательства для утверждения мнения. Не может быть ничего более противоестественного, чем преподавание вещей без мысли, чувственных восприятий без основанных на них суждений. И если абстрактное, к которому мы должны стремиться, означает мысль отдельно от вещей, то рекомендуемая цель формальна и пуста, так как действительная мысль всегда более или менее прямо относится к вещам.

Но правило имеет значение, которое, будучи понято и дополнено, устанавливает путь развития логической способности. Какое это значение? Конкретное обозначает понятие определенно выделенное от других понятий так, что оно прямо воспринимается само собой.

Когда мы слышим слов стол, стул, печь, платье, мы не должны думать, чтобы понять, что они означают. Термины настолько непосредственно вызывают понятие, что не надо усилия для перехода. Но понятия некоторых терминов и вещей схватываются только после того, как сначала вызываются в уме более привычные вещи, а потом приводятся связи между ними и тем, чего мы не понимаем. Выражаясь короче, понятия первого рода — конкретные, последние — абстрактные.

Для человека, чувствующего себя совершенно в своей области в физике и химии, понятия атома и молекулы, очевидно, конкретны. Ими постоянно пользуются, что не требует работы мысли для понимания того, что они означают. Но человек не посвященный и новичок в науке должен сначала вспомнить о вещах, хорошо ему знакомых, и идти путем процесса медленного перехода; кроме того, термины атом и молекула теряют слишком легко свое с трудом добытое значение, если привычные вещи и путь перехода от них к неизвестному вылетели из ума. Та же разница может быть иллюстрирована любым специальным термином: коэффициент и показатель в алгебре, треугольник и квадрат в геометрии, как отличные от общепринятых понятий; капитал и ценность, как они употребляются в политической экономии и т.

д.

Указанное различие чисто относительное в связи с интеллектуальным развитием индивидуума; что является абстрактным в одном периоде роста, то является конкретным в другом, или, наоборот, человек открывает, что вещи, считавшиеся вполне известными, заключают в себе странные факторы или неразрешимые проблемы. Существует, однако, общий путь для подразделения, который, решая вообще, какие вещи находятся в границах привычного знания и какие вне их, отмечает конкретное и абстрактное более постоянным образом. Эти границы устанавливаются единственно требованиями практической жизни. Такие вещи, как палка и камни, мясо и картофель, дома и деревья, являются настолько постоянными чертами окружающего, с которым мы должны считаться, чтобы жить, что эти существенные понятия скоро усвоятся и неразрывно ассоциируются с предметами.

Наоборот, абстрактное явление оказывается теоретическим или тем, что не связано тесно с практическими требованиями. Абстрактный мыслитель (человек чистой науки, как его иногда называют) свободно отвлекает от применений в жизни, т. е. он не считается с практической пользой. Однако это только отрицательное определение. Что же останется, если исключить связь с пользой и применением? Очевидно, только то, что относится к познанию, рассматриваемому, как самоцель. Многие понятия в науке абстрактны не только потому, что не могут быть поняты без долгого ученичества в науке (что так же справедливо относительно технических приемов в искусствах), но также потому, что все их содержание было построено с единственной целью облегчения дальнейшего познания, исследования и умозрения. Когда мышлением пользуются для какой-нибудь цели, хорошей или низкой по значению, оно конкретно; когда им пользуются просто как средством для дальнейшего мышления, оно абстрактно. Для теоретика идея адекватна и завершена в себе именно потому, что возбуждает и вознаграждает мысль, для практика-медика, инженера, артиста, купца, политика она совершенна только в том случае, если употребляется для развития какого-нибудь жизненного интереса, здоровья, благосостояния, красоты, пользы, успеха или чего-либо другого.

Для большинства людей при обычных условиях практические требования жизни по большей части, если не вполне, принудительны. Их главной заботой является должное ведение своих дел. То, что имеет значение только как доставляющее запас материала для мышления, является бледным, чуждым, почти искусственным. Отсюда пренебрежение практика и успешного дельца к «пустому теоретику», отсюда его убеждение, что известные вещи могут быть очень хороши в теории, но не годятся на практике; вообще пренебрежительный тон, с которым он относится к терминам абстрактный, теоретический и интеллектуальный, далек от разумного.

Это отношение оправдывается, конечно, при известных условиях. Но пренебрежение к теории не содержит полной истины, как признает здравый практический смысл. Даже с точки зрения здравого смысла можно быть «слишком практичным», т.е. обращать такое внимание на непосредственное практическое следствие, чтобы не видеть дальше кончика носа или подрубить сучок, на котором сидишь. Вопрос идет о границах, о степенях, о соразмеривании, скорее, чем о полном разделении. Истинно практичный человек дает свободу уму при рассмотрении предмета, не требуя слишком настойчиво в каждый момент приобретения выгоды; исключительная забота о делах полезных и прикладных настолько суживает горизонт, что в дальнейшем приводит к разрушению. Не окупается, если привязывать свои мысли слишком короткой веревкой к столбу полезности. Способность деятельности требует известной широты взгляда и воображения. Люди должны, по крайней мере, достаточно интересоваться мышлением ради мышления, чтобы выйти за границы рутины и привычки. Интерес к знанию ради знания, к мышлению ради свободной игры мысли необходим для эмансипации практической жизни, чтобы сделать ее богатой и прогрессивной.

Теперь мы можем обратиться к педагогическому правилу перехода от конкретного к абстрактному.

1. Если конкретное означает мышление, прилагаемое к поступкам для того, чтобы действовать успешнее по отношению к затруднениям, возникающим на практике, то «начинать с конкретного» значит, что мы сначала должны дорожить деятельностью, особенно занятиями не рутинного и механического характера и поэтому требующими разумного выбора и применения приемов и материалов. Мы не «следуем порядку природы», когда умножаем простые ощущения или собираем физические объекты. Преподавание арифметики не является конкретным только потому, что пользуются щепками, бобами или точками; между тем, если ясно восприняты употребление и свойства числовых отношений, идея числа конкретна, даже если пользовались одними цифрами. Каким именно сортом символов лучше воспользоваться в данный момент, — чурбанчиками, линиями или цифрами, — всецело зависит от применения к данному случаю. Если физические предметы, употребляемые при преподавании арифметики или географии, или чего-либо другого, не освещают ум знакомством со скрывающимся за ними значением, то преподавание, которое ими пользуется, так же абстрактно, как то, которое наделяет готовыми определениями и правилами, так как отвлекает внимание от идей к простым физическим раздражениям.

Представление, что достаточно поместить перед чувствами отдельные физические объекты, чтобы запечатлеть в уме известные идеи, доходит почти до суеверия. Введение предметных уроков и воспитания чувств отметило значительное движение вперед сравнительно с прежним методом словесных символов и это движение ослепило воспитателей относительно того факта, что пройдено только полпути. Вещи и ощущения действительно развивают ребенка, но только потому, что он пользуется ими, чтобы владеть своим телом и намечать свои поступки. Подходящие продолжительные занятия или деятельность заключают в себе пользование естественными материалами, орудиями, видами энергии таким образом, что вызывают размышление о том, что они значат, как относятся друг к другу и к достижению цели, в то время как простое показывание вещей остается бесплодным и мертвым. Несколько поколений тому назад величайшим препятствием на пути реформы первоначального образования была вера в почти магическое действие символов речи (включая числа) для воспитания ума; в настоящее время путь преграждает вера в действенность объектов именно как объектов. Как часто случается, лучшее является врагом наилучшего.

2. Интерес к результатам, к удачному проведению деятельности постепенно переходит в изучение объектов, их свойств, последовательности, строений, причин и следствий. Взрослый, работая по призванию, редко бывает свободен от траты времени и энергии вне необходимости непосредственной деятельности на изучение того, чем он занимается. Воспитательная деятельность в детстве должна быть так организована, чтобы прямой интерес к деятельности и ее результату создавал потребность во внимании к вещам, имеющим все более и более косвенное и отдаленное отношение к первоначальной деятельности. Прямой интерес к плотничному ремеслу или торговле органически и постепенно вызовет интерес к геометрическим и механическим проблемам. Интерес к стряпне разовьется в интерес к химическим опытам и к физиологии и гигиене телесного роста. Рисование картин превратится в интерес к технике воспроизведения и к эстетике и т.д. Это развитие и является тем, что обозначается термином переходить в правиле «переходить от конкретного к абстрактному», оно представляет динамику и истинно воспитательный фактор процесса.

3. Результатом является то, что абстрактное, к которому должно привести воспитание, представляет собой интерес к интеллектуальному содержанию ради него самого, наслаждение мышлением ради мышления. Давно известно, что поступки и процессы, которые в начале зависят от чего-либо другого, развивают и поддерживают поглощающее собственное значение. Так это обстоит с мышлением и знанием. Сначала являясь побочными по отношению к результатам и проверке вне их, они все более и более привлекают к себе внимание, пока становятся целями, а не средствами. Дети постоянно погружены без всякого принуждения в рефлективное исследование и проверку ради того, что в их интересе сделать хорошо. Привычки мышления, развиваясь таким образом, могут увеличиваться в объеме и распространяться, пока получат самостоятельное значение.

Три примера, приведенные в шестой главе, представляли восходящий цикл от практического к теоретическому. Мысль сдержать данное обещание — очевидно конкретного рода. Стремление выяснить значение известной части лодки является примером промежуточного рода. Основание для существования и положение шеста — основание практическое, так что для архитектора проблема была чисто конкретной именно поддержание определенной системы действия. Но для пассажира лодки проблема была теоретическая, более или менее умозрительная. Для его переезда не представляло разницы, выяснит ли он значение шеста. Третий случай, появление и движение пузырьков, является примером чисто теоретического, абстрактного случая. Нет преодоления физических препятствий, приспособления внешних средств к целям. Любопытство, интеллектуальное любопытство вызвано, по-видимому, исключительным явлением и мышление просто старается выяснить кажущееся исключение в терминах признанных принципов.

Следует указать, что абстрактное мышление является одной из целей, а не конечной целью. Способность поддерживать мышление на вопросах, отдаленных от прямой пользы, выросла из практического и непосредственного способа мышления, но не заменяет их. Целью воспитания не является разрушение способности мыслить так,чтобы преодолевать затруднения и согласовать средства и цели, воспитание не имеет в виду заменить эту способность абстрактной рефлексией. Не является также теоретическое мышление более высоким типом мышления, чем практическое. Лицо, владеющее по желанию обоими типами мышления, выше, чем то, которое владеет только одним. Методы, которые, развивая абстрактные интеллектуальные способности, ослабляют привычку практического или конкретного мышления, так же далеки от воспитательного идеала, как те методы, которые, развивая способность проектировать, приобретать, устраивать, предусматривать, не доставляют наслаждения от мышления независимо от его практических последствий.

Воспитатели должны также отмечать существующие громадные индивидуальные различия, они не должны стараться подводить всех под один лад и один образец. У многих (вероятно, у большинства) склонность к выполнению, привычка ума мыслить для целей поведения и деятельности, а не ради знания, остается преобладающей до конца. Инженеры, юристы, доктора, купцы гораздо многочисленнее среди взрослых, чем исследователи, ученые и философы. Пока воспитание будет стремиться создавать людей, которые как бы ни были специальны их профессиональные интересы и цели, не исключают духа ученых, философов и исследователей, воспитанию нет основания считать один умственный навык по существу выше другого и умышленно стараться превращать тип из практического в теоретический. Разве наши школы не были односторонне посвящены более абстрактному типу мышления, будучи, таким образом, несправедливы к большинству учеников? Разве не приводила на практике идея «либерального» и «гуманитарного» воспитания очень часто к созданию технических (как слишком специализировавшихся) мыслителей?

Целью воспитания должно быть достижение уравновешенного взаимодействия обоих умственных типов, когда обращается достаточно внимания на склонности индивидуума, а не стесняются и не калечатся способности, которые у него от природы сильны. Узость индивидуумов строго конкретного направления должна быть освобождена от предрассудков. Следует ловить всякий удобный случай, встречающийся в их практической деятельности, для развития любопытства и склонности к интеллектуальным проблемам. Естественная склонность не насилуется, но расширяется. Что касается до меньшего числа тех, кто имеет склонность к абстрактным, чисто интеллектуальным вопросам, то должно быть приложено старание умножить благоприятные случаи и увеличить потребность применения идей, превращения символических истин в условия социальной жизни и ее цели. Каждое человеческое существо обладает обеими способностями, и каждый индивидуум будет деятельнее и счастливее, если обе способности разовьются в свободном и тесном взаимодействии.

Развитие конкретных и абстрактных моделей мышления

Время чтения: 6 минут

Абстрактное мышление и конкретное мышление принципиально различны и даже могут считаться противоположностями. Конкретному мышлению обычно не хватает глубины, и оно включает в себя поверхностные понятия. С другой стороны, абстрактное мышление включает в себя более глубокие понятия. Читайте дальше, чтобы узнать о разнице между конкретным и абстрактным мышлением.
Ключевые точки:

  • Мышление обычно подпадает под категории абстрактного и конкретного мышления.
  • В детстве мы начинаем с конкретного мышления, но переходим к абстрактному мышлению.
  • Конкретное мышление может ограничить ваши социальные навыки.
  • С помощью психотерапевта вы можете развить различные мыслительные способности.

Конкретное мышление

Это простейшая форма мышления, которая развивается у детей. В детстве вы могли идентифицировать объекты в своем окружении и не могли мыслить глубже поверхности. Вот почему дети склонны воспринимать вещи буквально и не могут понять фигур речи. В раннем детстве дети, как правило, учатся, используя органы зрения, осязания, обоняния, обоняния и слуха.
Когда они вырастут, дети смогут понять, что их действия могут иметь конкретные результаты. Например, они знают, что если толкнуть дверь, она откроется. Пока они не закончат свой второй год, дети обычно не в состоянии понять постоянство объектов, и поэтому они думают, что объекты перестают существовать, когда они исчезают из поля зрения. По той же причине вы можете обмануть детей, зажав их нос в руке.
Когда детям исполняется два года, они начинают понимать сигналы руками и невербальное общение. Кроме того, они начинают узнавать об идеях и эмоциях, а не просто полагаются на поверхностные понятия.
На седьмом году жизни дети начинают понимать, почему люди делают то, что делают, и могут распознавать эмоции других людей. Эта способность улучшается после 12 лет у большинства людей, и на этом уровне большинство людей могут анализировать ситуации и обобщать идеи. Переход от конкретного к абстрактному мышлению усиливается приобретением опыта и изучением новых понятий в школе. Со временем люди могут формировать представления о том, что чувствуют другие люди и как они могут действовать в определенных ситуациях.

Подпишитесь

на наш дайджест о психическом здоровье

Позвольте нам поддержать вас на пути к улучшению психического здоровья. Ежемесячно получайте экспертные советы и информацию о психическом здоровье на свой почтовый ящик.

Возможно ли сохранить конкретное мышление во взрослом возрасте?

Большинство взрослых мыслят абстрактно, поскольку конкретное мышление может сильно ограничивать их. Например, если вы не можете понять мотивы других людей, вам будет трудно взаимодействовать в социальных ситуациях. Люди, которые мыслят конкретными терминами, также могут иметь проблемы с пониманием общих социальных правил и не могут определить, когда утверждение сделано в шутку. Однако определенные психические состояния могут затруднить отход от конкретных моделей мышления. Распространенным расстройством, влияющим на модели мышления, является аутизм, и даже самые легкие проявления могут сильно повлиять на способность человека рассуждать в абстрактных терминах.
Важно отметить, что люди могут развить абстрактное мышление до определенного уровня, но при этом потерпеть неудачу в других аспектах этой формы мышления. Например, многие люди не могут понять другие фигуры речи и все равно придают буквальное значение таким фразам.
Кроме того, вы должны помнить, что отсутствие абстрактного мышления не означает, что человек умственно отсталый. Однако вы не сможете формировать творческие мысли и решать сложные проблемы. Это потому, что вам может быть трудно представить себе вещи, которые находятся вне поля зрения. Конкретные мыслители также склонны быть чрезвычайно жесткими в своем поведении и не часто меняют свое мнение. Это может привести к некоторым трениям в социальных ситуациях.
Также важно отметить, что люди с улучшенными навыками абстрактного мышления могут набирать более высокие баллы в тестах IQ и могут более эффективно использовать язык. Перейдя к абстрактному мышлению, вы станете более инновационными и сможете жить более полноценной жизнью.

Абстрактное мышление

В отличие от животных, люди могут обрабатывать идеи. Эта способность может существовать у высших приматов, но у этих млекопитающих она в значительной степени развита слабо. Как абстрактный мыслитель, вы можете размышлять о философии, а также об объектах или людях, которых вы встречали давным-давно. Абстрактное мышление также позволяет людям понимать человеческие мотивы и интерпретировать невербальные сигналы. Таким образом, развитие абстрактного мышления может значительно улучшить вашу способность взаимодействовать с людьми и формировать прочные отношения.
Абстрактное мышление обычно развивается непосредственно перед тем, как люди достигают подросткового возраста, но у некоторых детей эта способность может развиться гораздо раньше. Кроме того, у некоторых людей это может быть отложено до середины или позднего подросткового возраста. Следует отметить, что абстрактное мышление развивается не только с возрастом.
Взаимодействие с окружающей средой и получение различного опыта также помогают научиться созерцать идеи. Некоторые виды деятельности, которые могут улучшить ваши когнитивные способности, включают чтение, просмотр фильмов и размышления о чертах персонажей в рассказах. Например, инструкторы могут помочь детям изучить определенные черты характера, представляя истории, в которых главные герои совершают неправильные поступки, а плохие парни проявляют позитивное поведение. Например, такая история, как Робин Гуд, может помочь детям усвоить сложные концепции, поскольку главный герой работает вором, но распределяет добычу среди бедных.
Следовательно, развитие абстрактного мышления зависит как от возраста, так и от взаимодействия с разными идеями.

Общение с конкретным мыслителем

Общение с конкретным мыслителем может быть сложным. Одна вещь, которую вам следует избегать в разговоре с конкретными мыслителями, — это использование идиом и фигур речи. Например, они могут быть не в состоянии понять, что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то — цыпленок. Они будут интерпретировать идиомы буквально, и это полностью нарушит ваше общение. Точно так же вам следует избегать использования сарказма и шуток, потому что они обычно требуют воображения и игры слов.
Еще один важный совет, о котором следует помнить, заключается в том, что люди, мыслящие конкретно, не так легко понимают обобщения. Таким образом, вам следует избегать использования таких слов, как «скоро», и вместо этого можно указать конкретные периоды времени.

Предлагает ли конкретное мышление какие-либо преимущества?

Хотя конкретное мышление может повлиять на вашу способность нормально функционировать в обществе, оно может дать несколько замечательных преимуществ. Один из самых больших плюсов этой формы мышления заключается в том, что она может уменьшить травму, поскольку вы лучше способны приходить к реалистичным выводам. Фактически, терапевты учат людей развивать конкретные мысли при воздействии травмирующих событий, поскольку это помогает им понять результаты конкретных действий. Мышление в общих чертах может облегчить получение нереалистичных выводов.
Кроме того, некоторые исследования показали, что конкретное мышление может уменьшить чувство депрессии, поскольку вы не будете обобщать события. Думая конкретно, вы сможете избежать беспокойства и не будете страдать от повторяющихся негативных воспоминаний.
Можно научиться мыслить более конкретно, и для достижения наилучших результатов вам понадобится работа с терапевтом. Они составят план, который поможет вам определить конкретные действия и детали, связанные с травмирующим событием. С помощью этого упражнения вы сможете определить действия, которые вы можете предпринять, чтобы избежать подобных результатов, если такие же проблемы возникнут в будущем.

Все ли люди попадают в категории конкретных и абстрактных мыслителей?

Хотя существует множество форм мышления, большинство из них считаются подкатегориями абстрактного мышления. Давайте рассмотрим некоторые из этих типов мышления.

Креативное мышление

Значительная часть населения в той или иной степени может мыслить творчески. Люди с продвинутыми навыками творческого мышления могут придумывать новые решения проблем и обычно реализуют свои мысли. Творчество полезно не только тем, кто занимается творчеством, например писательством, но и может улучшить жизнь всех типов людей. Например, вам нужно будет придумать творческие решения, когда вы столкнетесь с проблемами в отношениях, поскольку это может предложить новые решения и облегчить вам поиск компромиссов. В некоторых случаях работа с семейным терапевтом может помочь вам прийти к таким идеям.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление также может быть необходимо для решения проблем, поскольку оно позволяет разбивать сложные вопросы на более мелкие проблемы. Таким образом, вы сможете лучше справиться с проблемой, так как она будет менее сложной. Аналитические мыслители могут собрать всю необходимую информацию в конкретном случае и определить возможные модели причин и следствий. Эта форма мышления обычно интегрируется с визуальным мышлением, поскольку оба они предполагают понимание конкретных ситуаций.

Критическое мышление

Критическое мышление было предметом споров со времен греческих философов. Развивая навыки критического мышления, вы сможете размышлять о событиях и делать собственные выводы. Это особенно важно сегодня, поскольку нас засыпают новостями из всех источников, и обычно мы вынуждены занять определенную позицию или сделать вывод. Благодаря критическому мышлению вы сможете понять, почему так много негативных новостей в определенное время, а также сможете понять, как связаны разные идеи. Например, вы сможете определить, когда кто-то использует ложную апелляцию к авторитету, чтобы повлиять на вашу позицию. В этом случае высокопоставленный врач не сможет дать авторитетное заключение по вопросам, касающимся истории или религии.

Конвергентное и дивергентное мышление

Эти два вида тесно связаны с творческим мышлением. Благодаря дивергентному мышлению вы сможете рассмотреть различные идеи и мнения и выбрать то, которое будет работать лучше всего. С другой стороны, конвергентное мышление включает в себя объединение различных идей для получения совершенно нового решения.

Можно ли улучшить свои навыки абстрактного мышления?

Как упоминалось ранее, абстрактное мышление может значительно улучшить вашу жизнь. Большинство людей в какой-то степени мыслят абстрактно, даже люди с психическими расстройствами. Но мы все можем улучшить свои навыки абстрактного мышления, выполнив некоторые упражнения. Одним из способов улучшить свои навыки абстрактного мышления является взаимодействие с разнообразной группой людей. Таким образом, вы сможете понять разные точки зрения и повысить уровень эмпатии. Другие способы улучшения навыков абстрактного мышления включают:

  • Поиск закономерностей в повседневных задачах;
  • Задавать вопросы «почему?»;
  • Участие в импровизационном театре;
  • Решение головоломок;
  • Игра с образным языком.

Вы также можете получить план у консультанта.

Поговорите с нашими терапевтами

Как вы убедились, развитие навыков мышления может значительно улучшить ваше самочувствие. Так почему бы не поговорить с нашими терапевтами сегодня и не развить свои навыки? Профессионалы доступны 24/7 и могут быть доступны даже без расписания. Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы начать свою программу.

Попробуйте терапию Calmerry

  • Текстовый терапевт
  • Терапия депрессии
  • Онлайн-консультация по вопросам горя
  • Терапия тревоги
  • Терапия ОКР
  • Терапия самооценки
  • Терапия эмоционального насилия
  • ЛГБТ-дружественная терапия
  • Консультации по семейным отношениям

Что это такое, ограничения и преимущества

Представьте себе: шумный класс средней школы, в котором учитель только что дал указание: «Все вставайте и меняйтесь местами со своим соседом».

Большинство учеников встают, переходят на другое место и снова садятся. Но один ребенок действительно прыгает. Он на самом деле собирается занять стул своего соседа. Этот ребенок может быть классным клоуном, но он также может быть конкретным мыслителем. Он воспринимает указания учителя буквально.

Конкретное мышление — это рассуждение, основанное на том, что вы можете увидеть, услышать, почувствовать и испытать здесь и сейчас. Его иногда называют буквальным мышлением, потому что это рассуждение, сосредоточенное на физических объектах, непосредственном опыте и точных интерпретациях.

Конкретное мышление иногда описывается как его противоположность: абстрактное мышление. Это способность рассматривать понятия, делать обобщения, мыслить философски.

Конкретное мышление является необходимым первым шагом в понимании абстрактных идей. Сначала мы наблюдаем и обдумываем то, что говорит нам наш опыт, а затем мы можем обобщать.

Раннее детство

Все люди обладают конкретным мышлением. По словам известного психолога Жана Пиаже, младенцы и маленькие дети проходят предсказуемые стадии когнитивного развития, в ходе которых они постепенно переходят от конкретного мышления к абстрактному.

С самого раннего детства младенцы постоянно наблюдают за окружающей их обстановкой, обучаясь в основном с помощью своих пяти органов чувств.

По мере взросления они узнают, что могут взаимодействовать с предметами и людьми, получая предсказуемые результаты: встряхните погремушку, и раздастся шум. Бросьте ложку на пол, и кто-нибудь поднимет ее.

На этой ранней стадии развития — от рождения до примерно двухлетнего возраста — младенцы и дети младшего возраста думают с точки зрения того, что они могут наблюдать.

Младенцам не хватает постоянства объекта — представления о том, что объект продолжает существовать, даже если мы не можем его видеть или слышать. Если мячик упал за диван младенцу или малышу, это ушел .

По мере взросления дети начинают мыслить символически. Сигнал рукой представляет идею «еще» или «молока». Они учатся выражать свои желания словами, которые являются слышимыми символами мысли.

Постепенно, в возрасте от 2 до 7 лет, у них начинают развиваться способности рассуждать и предсказывать.

Начальная школа

Примерно в возрасте от 7 до 11 лет дети по-прежнему в значительной степени полагаются на конкретное мышление, но их способность понимать, почему другие действуют так, как они, расширяется. Детские психологи считают этот этап началом абстрактного мышления.

С 12 лет и до подросткового возраста дети постепенно развивают способность анализировать, экстраполировать, обобщать и сопереживать.

Подростковый возраст и взрослость

По мере взросления мы приобретаем опыт. Мы все больше способны обобщать то, что видели и слышали. Мы используем наш конкретный личный опыт и наблюдения, чтобы формировать гипотезы, предсказывать, рассматривать альтернативы и планировать.

Именно на этом этапе большинство людей приобретают навыки делать выводы о том, что другие люди будут думать и чувствовать в той или иной ситуации.

Некоторые состояния могут вызвать задержку развития абстрактного мышления. Люди с этими состояниями могут в значительной степени полагаться на конкретное мышление, что ограничивает их способность мыслить абстрактно и, возможно, влияет на то, как они общаются. Некоторые из этих состояний включают:

  • расстройство аутистического спектра
  • шизофрению
  • деменцию
  • черепно-мозговую травму, травматические или медицинские
  • умственную отсталость

метафоры и другие виды образного языка — могут быть более сложными для учащихся с синдромом Клайнфельтера, некоторыми умственными недостатками и расстройствами аутистического спектра.

Эти исследования не обнаружили и не подразумевали, что интеллект был ниже, просто эти конкретные навыки абстрактного мышления были проблемой.

Людям с очень конкретным мышлением некоторые ситуации или задачи в результате могут показаться более сложными. Это могут быть:

  • Эмпатия. Способность понимать, что другие люди чувствуют и в чем нуждаются, требует, чтобы вы могли смотреть и интерпретировать выражения лица, язык тела, слова, тона и поведение в социальном контексте. Некоторые люди, которые мыслят конкретно, могут неточно понимать эти социальные сигналы.
  • Творчество. У людей с конкретным мышлением могут возникнуть трудности с решением проблем или созданием вещей, поскольку может потребоваться абстрактное мышление и воображение.
  • Гибкость. Люди с конкретным мышлением иногда придерживаются буквального толкования и жесткого поведения, и эта негибкость может вызвать конфликт с другими людьми.
Как общаться с конкретным мыслителем

Если у кого-то в вашей жизни есть заболевание, которое делает его склонным к конкретному мышлению, вы можете более эффективно общаться с помощью этих советов:

  • Избегайте идиом, метафор и аналогий. Человек, мыслящий конкретно, например, может не понять таких выражений, как «мяч на твоей стороне» или «не клади все яйца в одну корзину».
  • Будьте как можно более конкретными. Лучше сказать: «Это нужно закончить к 17:00. в среду», чем сказать: «Мне нужно это как можно скорее».
  • Используйте фотографии или иллюстрации. Эти буквальные объекты могут помочь вам объяснить.
  • Ограничьте шутки и сарказм. Эти формы общения трудно объяснить, потому что они часто основаны на абстрактных идеях и игре слов.
  • Предвидеть различия в способности сравнивать, классифицировать и сопоставлять. Конкретный мыслитель может сгруппировать вещи конкретным образом: глядя на фотографии тачки, граблей и мотыги, конкретный мыслитель может указать на общую характеристику вместо описания общей функции: «У них у всех деревянные ручки». а не «Вы можете использовать их все в саду».

Исследователи обнаружили, что обучение людей мыслить конкретно может помочь в некоторых ситуациях.

Например, одно исследование показало, что лица, оказывающие первую помощь, и другие лица, чья работа связана с повторным воздействием травм, имеют меньше навязчивых воспоминаний, когда они обучены использовать конкретное мышление во время травмирующих событий.

Во время травмы ваша способность справляться с ситуацией может быть повышена, если вы научились обдумывать то, что на самом деле происходит, исследовать конкретные причины и повторять шаги, которые необходимо предпринять, чтобы решить проблему или избежать опасности .

Было показано, что после травмы конкретные размышления об этих же вещах помогают людям повысить устойчивость и уменьшить количество навязчивых воспоминаний.

В ходе исследования, проведенного в 2011 году, людей с депрессией попросили подумать о недавнем неприятном событии. Исследователи поручили участникам исследования разбить событие на конкретные детали и рассмотреть, как эти детали повлияли на результат.

Участники, которые использовали эту конкретную стратегию мышления, впоследствии уменьшили симптомы депрессии. Исследователи пришли к выводу, что тренировка конкретного мышления помогла противодействовать депрессивной склонности к размышлениям, беспокойству и приходу к нездоровым, неверным выводам.

Если вы считаете, что более конкретное мышление может помочь вам размышлять и меньше беспокоиться, поговорите с терапевтом об упражнениях, которые вы могли бы выполнять для укрепления своих способностей к конкретному мышлению.

Ваш терапевт может вместе с вами разработать пошаговый процесс наблюдения за предупреждающими знаками, сенсорными подробностями, решениями и конкретными действиями, имевшими место во время негативного события.

Анализируя конкретные детали, вы можете обнаружить возможности изменить исход будущих событий. Столкнувшись с подобными обстоятельствами, вы можете активировать процесс конкретного мышления, чтобы лучше справиться с событием.

Конкретное мышление может:

  • помочь вам обработать и извлечь уроки из травматического опыта
  • уменьшить симптомы депрессии, не позволяя вам чрезмерно обобщать как юмор, ирония, идиомы и образный язык
  • ограничивают вашу способность сопереживать другим

Конкретное мышление — это вид рассуждений, который в значительной степени опирается на то, что мы наблюдаем в физическом мире вокруг нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *