Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Абстрактное мышление это в психологии: Абстрактное мышление человека — формы, развитие, примеры

Абстрактное мышление человека — формы, развитие, примеры

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, другими словами способствующий абстрагированию от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом. Данный вид мыслительной деятельности субъектов способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несущественных деталях.

Абстрактное мышление человека предоставляет возможность шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.

Развитие абстрактного мышления у индивидов с малых лет должно занимать главное место в детском формировании, поскольку подобный подход позволяет легче отыскивать неожиданные решения, отгадки и находить необычные выходы из возникших ситуаций.

Абстрактное мышление, таким образом является вариацией человеческого познания, представляющей собой выделение существенных качеств и взаимодействий предметов, отвлечение от остальных их качеств и связей, которые считаются частными и несущественными. Такое теоретическое обобщение способствует отражению ключевых закономерностей изучаемых объектов или феноменов, а также прогнозированию новых, ранее неизвестных закономерностей. Абстрактными объектами выступают неделимые образования, которые составляют содержание мыслительной деятельности человека, а именно умозаключения, математические элементы, конструкции, суждения, законы, понятия и т.п.

Абстрактно-логическое мышление

Людское мышление загадочный феномен, вследствие чего психологи постоянно стремятся его систематизировать, стандартизировать и классифицировать, акцентируя при этом абстрактно-логическую познавательную функцию. Такое внимание спровоцировано тем, что собственно данный тип мышления способствует нахождению нестандартных стратегий решений, повышая адаптационные навыки людей к неизменно меняющимся условиям.

Абстрагированием называют совершение мысленных акцентов, вычленение некоторых конструкций, элементов определенного множества и отстранение их от иных деталей такого множества. Абстрагирование является одним из основополагающих процессов умственного функционирования субъекта, позволяющим трансформировать в объект анализа различные качества предметов и опирающимся на знаково-символьное опосредствование. Данное теоретическое обобщение способствует отражению основных закономерностей изучаемых предметов или событий, анализировать их и прогнозировать качественно новые закономерности.

Потребность в абстрактном мышлении обусловлена обстоятельствами, при которых становятся очевидными отличия, возникающие между направленностью интеллектуальной проблемы и существованием явления в его определенности.

Абстракции могут быть примитивно-чувственными, обобщающими, идеализирующими, изолирующими, а также бывают абстракции актуальной бесконечности и конструктивизации.

Примитивно-чувственная абстракция состоит в отвлечении от некоторых свойств предметов и событий, выделении других их признаков (например, выделение конфигурации предмета, абстрагировавшись от его структуры и наоборот). Примитивно-чувственная абстракция неизбежно связана со всяким процессом восприятия.

Обобщающая абстракция направлена на создание обобщенного представления о явлении, отвлеченного от индивидуальных отклонений. Следствием такой абстракции является выделение общего свойства исследуемых предметов. Этот вид абстрактного мышления считается основополагающим в математической логике.

Идеализирующая абстракция или идеализация представляет собой замещение действительного эмпирического объекта идеализированной схемой, абстрагированной от реально существующих недостатков. Вследствие чего формируются понятия идеальных объектов, например, «прямая» или «абсолютно черное тело».

Изолирующая абстракция неразрывно взаимосвязана с функцией непроизвольного внимания, так как при этом можно выделить ту суть, на которой сконцентрировано внимание.

В отвлечении от невозможности фиксации каждого элемента беспредельного множества, другими словами бесконечные множества представляются в качестве конечных, заключается абстракция актуальной бесконечности.

Конструктивизация является отвлечением от расплывчатости пределов действительных объектов, то есть их «огрубление».

Кроме этого, абстракции можно разделить по целям на формальную и содержательную.

Выделение определенных свойств объекта, несуществующих сами по себе (например, форма или цвет) является формальной абстракцией.

Содержательная абстракция заключается в вычленении свойств предмета, обладающих относительной автономностью (например, клетка организма).

Способ выделения не воспринимаемых чувственно свойств объектов посредством задания некоторого отношения по типу равенства на предметной области (например, тождества или эквивалентности).

На развитие абстрактного мышления у людей существенно повлияло возникновение и создание языковой системы для коммуникативного взаимодействия. Слова стали закрепляться за различными явлениями, абстракциями, что позволяло воспроизводить их содержательный смысл, который не зависел бы от ситуаций, касающихся соответствующих предметов, а также и их свойств. Речь предоставляет возможность вызывать произвольно и свободно представления в сознании и закреплять репродукционные навыки. Именно благодаря возникновению языковых систем облегчилось воспроизводство представлений и функционирование воображения. Первоначальной и превалирующей формой абстрактно-мысленного отображения предметов и событий является понятие. В процессе познавательной деятельности индивида одной из ключевых функций понятия является выделение, посредством представления в обобщенной конфигурации, предметов некоторой группы по некоторым конкретным (существенным) их признакам.

Понятие в качестве формы мысли, или в качестве мысленного образования является результатом обобщения объектов некоторой группы и мысленного определения этой группы по конкретной совокупности общих для объектов этой группы признаков и отличительных для них свойств.

Одинаковый предмет может быть одновременно вариацией чувственно-сенситивного суждения и формой понятия.

Непосредственно в понятиях могут заключаться существенные и неважные признаки предметов, необходимые, случайные, количественные и качественные. Кроме этого, понятия разнятся и по степени общности. Они могут быть менее общими или более общими, а также предельно общими. Понятия тоже подлежат обобщению.

Абстрактное мышление примеры ярчайшего его применения можно проследить в науке, ведь основой всякой научной деятельности является вначале сбор, а затем систематизация информации и знаний в различных областях.

Формы абстрактного мышления

Абстрактная мыслительная деятельность характеризуется несколькими особенностями. В первый черед абстрактное мышление человека носит целенаправленный характер и является активным, посредством него индивиды могут идеально преобразовывать предметы. Мыслительная деятельность позволяет выделять и фиксировать в объектах нечто общее, значимое и повторяющееся, то есть происходит отражение реальности через обобщенные образы.

Функция мышления опосредована чувственной информацией и прошлым опытом. Другими словами благодаря мышлению происходит опосредованное отображение действительности. Кроме этого, мыслительная функция нераздельно связана с языком. Он является средством формулирования, закрепления и трансляции мысли.

Абстрактное мышление человека – это деятельный процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Понятиями называют мысли, отображающие общие и важные признаки предметов, событий и процессов реального мира. Они являют собой отображение единой мысли значимых свойств предметов. Понятие может распространяться на несколько либо на один класс однородных объектов и явлений, характеризующихся одинаковыми признаками.

Понятия делятся по объему и своему содержанию. В соответствии с объемом они могут быть пустыми и непустыми. Пустыми именуются понятия, объем которых составляет нуль. Непустые понятия характеризуются объемом, содержащим, как минимум, один реально существующий предмет. В свой черед непустые понятия классифицируются на общие и единичные. Единичными именуются понятия, относящиеся к совокупности объектов, если такая совокупность подразумевает единое целое. Общие понятия содержат в собственном объеме класс объектов, причем они применимы ко всякому элементу этого класса (например, звезда, государство).

Понятия общего плана подразделяются на регистрирующие и нерегистрирующие. Понятия, в которых масса содержащихся в них элементов может поддаваться учету, и фиксируются, называются регистрирующими. Регистрирующие понятия характеризуются конечным объемом.

Общие понятия, имеющие отношения к неконкретному количеству элементов, именуются нерегистрирующими. Нерегистрирующие понятия характеризуются бесконечным объемом.

В соответствии с содержанием понятия подразделяются на положительного характера и отрицательного, собирательной направленности и несобирательной, на безотносительные и соотносительные, конкретные и абстрактные.

Положительными именуются понятия, суть которых составляют качества, свойственные предмету, например, грамотный, верующий. Понятия, содержание которых показывает отсутствие определенных признаков у объекта, называются отрицательными, например, беспорядок.

Собирательными именуют понятия, в которых имеются ввиду признаки отдельной совокупности элементов, являющих целостность, например, коллектив. Содержание собирательного понятия невозможно отнести к отдельному его элементу. Несобирательными именуются понятия, в которых имеются ввиду свойства, характеризующие каждый его элемент, например, район или звезда.

Понятие, в котором подразумевается объект либо совокупность объектов, как нечто существующее самостоятельно, именуется конкретным, например, книга.

Абстрактным именуется понятие, в котором скрыто свойство предмета либо отношение между ними, например, смелость, дружба.

Безотносительными именуются понятия, отображающие объекты, существующие отдельно и вне их отношений с иными предметами, например, студент, закон.

Соотносительными являются понятия, хранящие в себе свойства, указывающие на связь одного понятия с другим, их отношения, например, истец – ответчик.

Суждением называется конструкция мыслительной деятельности, через которую раскрывается присутствие или отсутствие каких-нибудь взаимоотношений и связей между объектами. Отличительным признаком суждения является утверждение или отвержение какой-либо информации о всяком объекте. Оно бывает истинным и ложным. Соответствием действительности определяется истинность суждения, поскольку оно не имеет зависимости от отношения субъектов к нему, а поэтому носит объективный характер. Ложные суждения заключается в искажение объективных признаков и отношений объектов мысли.

Конструкция мыслительной деятельности, которая позволяет из одного либо пары суждений выводить качественно новое суждение, называется умозаключением.

Все умозаключения содержат в себе посылки, заключения и выводы. Отправные суждения, из которых выходит новое суждение, называются посылками умозаключения. Заключением именуется новое суждение, получаемое посредством произведения логических операций с посылками. Выводом же называется логический процесс, состоящий в переходе от посылок непосредственно к заключению.

Абстрактно-логическое мышление примеры прослеживаются практически в каждом мыслительном процессе – «судья Иванов не может в рассмотрении дела принимать участие, если он потерпевший». Из данного высказывания можно вывести суждение, являющееся посылкой, а именно «судья Иванов является потерпевшим». Отсюда следует заключение: «следовательно, судья Иванов участие в рассмотрении дела не может принимать».

Отношения логической последовательности, просматриваемой между заключением и посылками, предполагает присутствие содержательной взаимосвязи между посылками. Другими словами, если нет содержательной связи между суждениями, то заключение вывода будет невозможно.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно? | Психология

Почему это так? Всё дело в том, что в процессе познания мира наши знания о реальности никогда не являются абсолютно точными, абсолютно полными и, как следствие, абсолютно конкретными. Фактически, мы всегда что-то знаем лишь приблизительно, или, другими словами, абстрактно.

Например. Понятия «жизнь» и «смерть» являются абстрактными, но мы при этом точно знаем, что мы живы, а не мертвы. Даже если мы не можем дать точные и конкретные определения этим понятиям, живое от мертвого мы отличить можем почти всегда. Камень мертв, а я жив. Я это знаю, хотя объяснить конкретно и не могу.

Короче говоря, абстрактное мышление нужно для того, чтобы все-таки хоть как-то ориентироваться в нашем мире неполного знания. Потому что наши знания никогда не являются полными, а жить как-то надо. Если мы не можем рассуждать о чем-то точно, надо рассуждать об этом приблизительно. Иначе рассуждать не получится вообще.

Еще один пример. Ребенок не может точно знать, кем он будет работать, когда вырастет. Но он знает, что работать ему все равно придется, потому что деньги будут нужны. Это достаточно абстрактное рассуждение, но если так не рассуждать, то не будет смысла готовить себя к работе, получать знания, ходить в школу, институт, на курсы и так далее. Поэтому, когда приходит время работать, выросший ребенок будет уже приблизительно готов к этому. А в деталях он разберется уже потом, по ходу дела.


Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, следует знать хотя бы направление
Фото: pixabay.com

Нам постоянно приходится рассуждать абстрактно, приблизительно. Мы слишком многого не знаем. Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, нам следует знать хотя бы направление. Если точная цель пока не определена, должна быть хотя бы смутная мечта. Абстрактная мотивация к действию лучше, чем полное отсутствие мотивации.

Причем, что самое интересное, абстрактное порождает конкретное. После того как мы на абстрактном уровне пришли к какому-то выводу — нам будет намного проще его конкретизировать. Если вы абстрактно поняли, что вы «технарь» или «гуманитарий», вам будет проще выбрать конкретную профессию, а также конкретный институт, в котором вас этой профессии обучат. Собственно, именно поэтому во всех учебных заведениях дают абстрактные знания — потому что сделать конкретные выводы из них человек потом и сам сможет. Если вы не знаете, кем хотите стать, но знаете, что склонны к математике, направление уже сужается

Фото: pixabay.com

Абстрактное мышление еще хорошо тем, что позволяет думать в условиях, казалось бы, полного интеллектуального тупика. Если вы находитесь в ситуации, в которой мало что понимаете — вы можете все-таки начать рассуждать о ней, просто абстрактно. Собственно, само утверждение «я ничего не понимаю» может стать хорошим началом подобного абстрактного рассуждения. А дальше вам уже станет понятно, что можно подумать более конкретно.

Поэтому, если вы чувствуете, что вы в тупике, вы не знаете что делать или не знаете что думать — начните рассуждать абстрактно. Абстрактное мышление поможет вам выбраться из тупика. А во всем остальном — разберетесь по ходу дела.

Теги: мышление, абстрактное мышление, познание мира

Исследователи обнаружили, что абстрактное мышление помогает понять мир с некоторыми неудачами

Чтобы разобраться в кажущихся необъяснимыми событиях, абстрактное мышление ищет лежащий в их основе смысл или всеобъемлющие темы.

После массовой стрельбы люди пытаются найти ответы, опираясь на общие черты предыдущих трагедий, чтобы разобраться во всем. По словам исследователей психологии, хотя это может помочь упростить сложные вопросы и снять психологическое напряжение, это может создать ложное чувство понимания и еще больше поляризовать точки зрения людей.

Потребность понять, почему что-то происходит — снижение «причинно-следственной неопределенности» — является мощным психологическим мотиватором, стимулирующим когнитивные процессы, которые помогают сделать мир более контролируемым или предсказуемым. Некоторые из этих процессов представляют собой преднамеренные систематические усилия, направленные на достижение более точного причинно-следственного понимания. Но другие действуют спонтанно и автоматически, порождая абстрактные мысли, помогающие упростить сложные проблемы.

Новое исследование ученых из Университета Невады в Рино и Техасского университета в Остине, опубликованное в журнале Current Directions in Psychological Science, посвящено последнему.

«Было доказано, что абстрактное мышление имеет как положительные, так и отрицательные последствия, — говорит Марлон Хендерсон, доцент психологии UT Austin и соавтор исследования. «С одной стороны, было показано, что абстракция помогает людям справляться с проблемами настроения и облегчает совместное решение проблем. С другой стороны, это способствует предвзятости».

Чтобы разобраться в кажущихся необъяснимыми событиях, абстрактное мышление ищет лежащий в их основе смысл или всеобъемлющие темы. «Это может принимать форму сосредоточения внимания на сходстве между событиями или объяснения поведения чертами или целями более высокого уровня», — сказал Джэ-Ын Намкунг, доцент кафедры маркетинга в Университете Невады и соавтор исследования.

Предыдущие исследования показывают, что абстрактное мышление возникает спонтанно и вне сознания, как естественная мотивационная реакция на причинно-следственную неопределенность, которая помогает достичь чувства понимания.

«Возможно, что абстрактное мышление делает причинно-следственное понимание менее подавляющим, что может сделать людей более психологически подготовленными к систематическому разбору проблемы», — сказал Хендерсон.

Это может быть хорошо, учитывая негативное поведение, с которым связана неопределенность причинно-следственной связи, например, невротизм, беспокойство и депрессия, а также употребление алкоголя. Исследователи предположили, что в будущих исследованиях можно будет изучить абстрактное мышление как «механизм защиты или преодоления», поскольку оно может обеспечить психологическую дистанцию ​​от травматического события и снизить интенсивность эмоциональных реакций.

В предыдущем исследовании Намкунг и Хендерсон обнаружили, что во времена широко распространенной причинно-следственной неопределенности люди реагировали более позитивно, когда в сообщениях лидеров использовался более абстрактный язык, а не те, которые были сосредоточены на конкретных деталях. Они предупреждают, что, хотя этот автоматический абстрактный ответ может помочь людям лучше разобраться в сложных вопросах, он может чрезмерно упростить проблему или «дразнить» людей, заставив их думать, что они лучше знают, почему что-то произошло, не получая при этом никакой дополнительной информации, хотя исследователи говорят, что необходимы дополнительные исследования. в этом районе.

«Упрощенное причинно-следственное объяснение означало бы большую убежденность в меньшем количестве потенциальных причин», — сказал Намкунг. «Это может привести к тому, что люди станут более целеустремленными и, возможно, даже более экстремальными в своих убеждениях, игнорируя информацию, которая отвергает их собственные причинно-следственные убеждения, или игнорируя нюансы и сложности, связанные с причинами, лежащими в основе событий».

Что такое абстрактное мышление

5 минут

Что такое абстрактное мышление? В этой статье мы поговорим о его характеристиках, функциях и отличиях от конкретного мышления. Не пропустите!

Последнее обновление: 20 ноября 2020 г.

Вы, наверное, раз или два слышали об абстрактном мышлении. Но знаете ли вы, что это такое? По сути, это относится к типу мышления, которое позволяет вам размышлять о вещах, которые отсутствуют в текущем пространстве и в данный момент. Кроме того, это позволяет вам размышлять об общих концепциях и принципах как в повседневной жизни, так и в более академической или профессиональной среде.

Есть ли преимущества у абстрактного мышления? Что ж, исследование, проведенное Амстердамским университетом в 2006 году, показало, что люди чувствуют себя более сильными, когда им позволяют мыслить абстрактно. Это показывает, что абстрактное мышление иногда оказывается более благоприятным, чем конкретное мышление, которое является более ограничивающим.

Хотите узнать больше об этом типе мышления, чем оно отличается от конкретного мышления, для чего оно нужно и в чем его преимущества? Продолжайте читать!

Абстрактное мышление: что это такое и для чего оно нужно

Согласно Психологическому словарю , абстрактное мышление — это способность схватывать существенные и общие свойства. Он служит для того, чтобы помнить о различных аспектах ситуации, предвидеть и планировать будущее, мыслить символически и делать выводы. это напротив конкретного мышления , которое в данном случае относится к буквальному мышлению, основанному на настоящем времени и пространстве.

Для чего нужен такой тип мышления? Как видите, абстрактное мышление позволяет увидеть связь между разными идеями, убеждениями или элементами как внешней, так и внутренней среды. Кроме того, это помогает вводить новшества, создавать, воображать, развивать новые идеи, учиться на прошлом опыте и размышлять о будущем.

Кроме того, этот тип мышления также представляет собой когнитивную способность. Точнее, это одна из последних когнитивных способностей, которые люди приобретают на эволюционном уровне. Без дальнейших церемоний, мы собираемся научить вас немного больше об этом типе мышления.

Давайте посмотрим на некоторые его характеристики.

Характеристики

Эти характеристики касаются формы, содержания и функций данного типа мышления. Вкратце, абстрактное мышление:

  • Фокусируется на элементах, которых нет (оно выходит за пределы текущего окружения).
  • Позволяет воображать, создавать и внедрять инновации.
  • Стимулирует рефлексивное и глубокое мышление.
  • Помогает найти разные значения для каждой ситуации.
  • Позволяет создавать интересные и абстрактные идеи.
  • Гипотетико-дедуктивное мышление. Другими словами, это позволяет людям строить гипотезы без необходимости их эмпирической проверки.
  • Является гибким, , что означает, что он стимулирует обсуждение.

Примеры

Чтобы лучше понять этот тип мышления, давайте подумаем о конкретных примерах: человек, который думает не только о том, что прямо перед ним. Скажем так. Представьте себе человека, который думает о конкретной книге. Ну, это не абстрактное мышление. Они будут использовать этот тип мышления, когда представляют несколько книг, которые не обязательно должны находиться в одной комнате или перед ними.

Вы также можете думать о книгах, которые, по вашему мнению, представляют вас, о книгах, которые вы читали, о книгах, которые много для вас значат, и т. д. Как видите, воображение играет большую роль в абстрактном мышлении. Когда художник думает о лучших красках для своей картины, когда музыкант думает о лучшей ноте для завершения своей симфонии, это тоже абстрактное мышление.

Посмотрим другие примеры. Композитор, который использует свои идеи, чтобы написать текст песни, или математик, который анализирует числа, чтобы сделать вывод (так же, как физик извлекает значимые отношения из своих данных). Не поверишь, вы используете его изо дня в день когда анализируете определенные ситуации, требующие мышления за пределами настоящего.

Когда появляется? Гипотеза Пиаже

Швейцарский эпистемолог и биолог Жан Пиаже (1896-1980) в свое время говорил об абстрактном мышлении. В частности, он разработал гипотезу, согласно которой абстрактное мышление, как и рассуждение, возникло на последней стадии развития (стадии формальных операций). На самом деле Пиаже называл абстрактное мышление «формальным мышлением», потому что оно принадлежало этой эволюционной стадии.

Стадия формальных операций начинается в возрасте от 11 до 15 лет и продолжается до совершеннолетия. На данном этапе необходимы следующие элементы:

  • Гипотетическое обоснование.
  • Абстрактное рассуждение.
  • Систематическое решение проблем.
  • Абстрактное мышление.

По мнению Пиаже, этот тип мышления тесно связан с логикой и способностью решать задачи. Это одна из отличительных характеристик человека, которая отличает его от других видов животных.

Как это применять

Можете ли вы применить этот тип мышления в повседневной жизни? В каких областях? Что ж, это может быть невероятно полезно для вашего личного развития в таких абстрактных областях, как духовность.

С другой стороны, это может быть полезно в таких областях, как математика или наука, поскольку аналитическое рассуждение требует использования абстрактного мышления. Не забывайте, что для того, чтобы понять определенную тему или знание, вы должны уметь связать его с реальной жизнью, чтобы оно стало более практичным.

Различия между абстрактным и конкретным мышлением

В начале статьи мы отметили, что конкретное мышление противоположно абстрактному мышлению. Но чем отличаются эти два типа мышления? Абстрактное мышление позволяет обрабатывать, описывать и манипулировать умственной информацией. Конкретное мышление делает то же самое, но с объектами физического мира.

С другой стороны, мы уже упоминали, что абстрактное мышление было гипотетико-дедуктивным. Это означает, что он позволяет делать гипотезы без необходимости проверять их эмпирически. С другой стороны, через конкретное мышление знание может быть сформулировано только через непосредственный опыт с рассматриваемым явлением (это был бы тип индуктивного мышления).

Абстрактное мышление идет от общего к частному, что позволяет, например, формулировать законы и теории. Вместо этого конкретное мышление идет от частного к общему. Наконец, абстрактное мышление допускает размышления и дебаты, поскольку оно гибкое, тогда как конкретное мышление не допускает вариаций, поскольку оно основано на осязаемом и очевидном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *