Ученые впервые теоретически обосновали, что за абстрактные понятия в мозге отвечают отдельные клетки
22 мая, 2020 13:00
Источник: Пресс-служба РНФ
Ученые впервые теоретически обосновали существование концептуальных клеток. Это отдельные нейроны, каждый из которых отвечает за свое абстрактное понятие, например музыкальную ноту «ля». Ученые показали их работу на примере девятой симфонии Бетховена. Доказательство существования таких клеток опровергает распространенную теорию, утверждающую, что возникновение абстрактных понятий в мозге происходит исключительно благодаря активации больших комплексов нейронов. Это также может сыграть очень важную роль в развитии искусственных нейронных сетей. Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Исследование поддержано Российским научным фондом (РНФ).
Источник: pixabay. com
Один из авторов статьи Карлос Калво Тапия. Источник: Валерий Макаров
Один из авторов статьи Валерий Макаров. Источник: Валерий Макаров
Один из авторов статьи Иван Тюкин. Источник: Валерий Макаров
Схема работы нейронной сети. Источник: Валерий Макаров
Схема работы нейронной сети. Источник: Валерий Макаров
Схема работы нейронной сети. Источник: Валерий Макаров
Мозг любого живого существа очень сложен. Ключевую роль в его работе играют нейроны — клетки нервной системы, которые отвечают за прием, обработку, хранение и передачу сигналов. Сейчас в науке распространено мнение, что появление абстрактных понятий в человеческом мозге требует сложного и идеально организованного взаимодействия многих нейронов. Однако существует гипотеза, что за подобные задачи могут отвечать так называемые концептуальные клетки.
Это отдельные нейроны, в одиночку формирующие абстрактные понятия, на которых они специализируются, например, имя человека. Так, ранее был установлен «нейрон Дженнифер Энистон», который активировался всякий раз, когда на экране возникал портрет актрисы. Такие нейроны, которые реагируют на предъявление какого-либо образа, называют «бабушкины клетки».Ученые предполагают, что концептуальные клетки могут играть важную роль и в эпизодической памяти. Их существование ставит под сомнение распространенную гипотезу, что сложные когнитивные процессы требуют идеально организованного взаимодействия множества нейронов.
Российские ученые из Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского совместно с зарубежными коллегами впервые теоретически обосновали существование концептуальных клеток. Они составили модель, имитирующую работу нейронов в гиппокампе. Это часть мозга, которая отвечает, в частности, за память и ориентацию в пространстве. С помощью математических расчетов авторы исследования определили три фундаментальных принципа, которые обеспечивают высокие когнитивные способности отдельных клеток. Во-первых, это строгая иерархия нейронных слоев. Ученые исследовали связи между селективным и концептуальным слоями нейронов. Первый выделял сигналы, а второй их обрабатывал и связывал с абстрактными понятиями. Во-вторых, исследователи обратили внимание на связи одного нейрона концептуального уровня с множеством принимающих нейронов. В-третьих, важную роль играет синаптическая пластичность, то есть изменение силы передачи информации между нейронами. Эти теоретические принципы позволяют клеткам концептуального слоя обучаться и значительно увеличивать свои когнитивные способности, в результате чего они становятся концептуальными клетками.
Авторы исследования использовали музыкальные ноты, чтобы проиллюстрировать возможность такого развития. Они составили нейронную сеть из 3200 клеток на селективном уровне и 1600 на концептуальном. Клетки фиксировали восемь разных звуковых волн, в каждой из которых было по восемь фазовых сдвигов, то есть колебаний. Нейроны воспринимали эти колебания как отдельные сигналы, поэтому на один сигнал приходилось около 50 нейронов принимающего уровня. Изначально они могли воспринимать широкий круг случайных сигналов, но после обучения их область действия сужалась и специализировалась. Как показал эксперимент с девятой симфонией Бетховена, принимающие нейроны улавливали отдельные звуковые волны, а на концептуальном уровне клетки обрабатывали полученную информацию и определяли, какая именно нота прозвучала, действуя как концептуальные клетки.
«Современные нейронные сети копируют структуру биологических систем. В результате этого они уже превосходят людей в распознавании образов, но пока отстают в когнитивных способностях. Поэтому для дальнейшего развития этой области необходимо лучше понимать, как мозг осознает информацию. Обнаружение концептуальных клеток, существование которых мы смогли теоретически обосновать с помощью трех фундаментальных принципов, может иметь огромное значение для нейробиологии и теории нейронных сетей», — прокомментировал Валерий Макаров, руководитель проекта по гранту РНФ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных исследований Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.
Исследование проводилось совместно с учеными из университета Лестера (Англия) и Мадридского университета Комплутенсе (Испания).
Теги
Пресс-релизы
понятие, примеры, формы, как развить?
Мышление – это особая форма познания, которая свойственна только людям. Психологи выделяют большое количество разных видов мышления, каждый из которых играет свою роль в познавательных процессах. Сегодня мы поговорим об абстрактном (или абстрактно-логическом) мышлении. Оно формируется у человека примерно к 7-летнему возрасту и подразумевает манипулирование общими понятиями, а не конкретными объектами или явлениями.
Что такое абстрактное мышление?
Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).
В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. К примеру, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще – это уже абстракция. Можно говорить о том, что сегодня на улице плохая погода – дождь и гроза, а можно говорить о погоде как о явлении вообще.
Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта. К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции. Абстрагирование – это сам процесс обобщения и упрощения, отбрасывания конкретных деталей, несущественных в текущем контексте.
Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств. Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях. Являясь самым быстрым из доступных нам способов мышления, именно оно позволяет нам быстро находить неординарные способы решения возникающих перед нами проблем.
Отличия от «конкретного» мышления
Абстрактное и конкретное мышление можно считать противоположностями друг друга. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, тогда как второе конкретизирует объект или явление, придаёт принципиальную важность ему или его свойствам.
Конкретное или конкретно-предметное мышление возникает в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Используя его, ребёнок может решать задачи, используя конкретные предметы и их образы. При этом он не способен отвлекаться от реальных предметов, ему недоступны абстрактные понятия и категории.
Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребёнка примерно к 7-летнему возрасту, после чего развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он получает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных объектов или явлений.
Примеры абстрактного мышления
Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Можно использовать математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя конкретные предметы и явления. Но при этом мы можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные значения.
К примеру, каждый прекрасно понимает, что означает число 10, даже если речь не идёт о 10 конкретных предметах. Кроме того, абстрактными являются математические действия. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не подразумевая при этом каких-либо конкретных объектов.
Менее очевидный, но гораздо более обширный пример – язык нашего общения. Он состоит из огромного количества абстрактных лексических единиц, большинство из которых так или иначе сопоставляются с реальными объектами и явлениями, но в разговоре далеко не всегда привязаны к чему-то конкретному. Предложения, которые мы используем в речи, представляют собой абстрактно-логические цепочки лексем, которые наш собеседник может понять и интерпретировать достаточно однозначно.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление может принимать три формы: понятие, суждение и умозаключение. Обычно, мысля абстрактно, человек последовательно использует все три формы. Рассмотрим каждую из них подробнее.
- Понятие. Это обобщенная абстракция, описывающая определённый предмет или явление, но не указывающая на конкретный объект или событие. Примеры понятий: человек (абстрактный человек, а не конкретный индивид), дом, собака
- Суждение.
Это некое утверждение, содержащее информацию о свойстве определённого предмета. Суждения подразделяются на правдивые и ложные, а также на простые и сложные. Простое суждение указывает на один факт, тогда как сложное может описывать закономерность или причинно-следственную связь. К примеру, суждение «Трава зелёная» простое и правдивое, тогда как суждение «Мы не соскальзываем с Земли, потому что она плоская» сложное и ложное. - Умозаключение. Умозаключение представляет собой новое суждение, сформулированное на основе нескольких других. Оно представляет собой результат рационального познания (то есть, получено не эмпирическим путём). Пример умозаключения на основе двух суждений: «Утром в этой вазе были конфеты» + «Сейчас ваза пуста» → «Кто-то съел все конфеты».
Какие преимущества даёт абстрактное мышление?
Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые. Креативный подход полезен во всех сферах жизни, а опирается он в первую очередь на способность мыслить абстрактно.
Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:
- умение решать сложные проблемы;
- высокий уровень интеллекта;
- высокий уровень креативности;
- склонность к различным искусствам;
- умение выходить за рамки стереотипов;
- умение генерировать новые идеи;
- умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
- способность замечать потенциальные подводные камни.
Как развить абстрактное мышление?
Как мы уже выяснили, способность мыслить абстрактно очень важна, поэтому любому человеку стоит работать над тем, чтобы развивать её. Как и другие когнитивные способности, абстрактное мышление развивается при активном использовании. Для этого можно выполнять 5 простых, но эффективных упражнений:
- Осмысление абстрактного объекта или явления.Каждый из нас постоянно оперирует различными абстрактными понятиями, например, такими как «любовь», «дружба», «уважение» и прочее. Очень хорошее упражнение на развитие способности мыслить абстрактно состоит в том, чтобы попытаться понять, что представляет собой каждое из этих абстрактных понятий. Нужно осмысливать их и давать им определения в простых и доступных для понимания словах.
- Игра в ассоциации. В эту игру очень любят играть дети, точнее, у них это получается непроизвольно. Глядя на облака, они узнают в них знакомые образы. Они могут сказать вам, на что похожа стоящая у обочины машина, какую форму имеет дерево, на что похож звук пылесоса или стиральной машины. Дети делают это непроизвольно, потому что изучают мир и всё, что их окружает, вызывает у них интерес. Но и взрослым стоит чаще играть в эту игру, пытаясь узнавать знакомые образы в очертаниях предметов, искать ассоциации к определённым звукам, пытаться понимать, на что похож вкус того или иного блюда.
- Развитие образного мышления. Абстрактно-логическое мышление во многом зависит от образного. Поэтому для его развития полезно активно использовать способность мыслить образами. Для этого можно вспоминать события, произошедшие за день, стараясь восстановить в воображении визуальные образы, голоса и иные звуки, испытанные эмоции, запахи и вкусы. При этом важна детализация. К примеру, вспоминая чьё-то лицо, желательно отчетливо представить форму носа, глаз и прочие детали.
- Использование метафор. Для того, чтобы придумать хорошую метафору, необходимо развитое абстрактное мышление.
- Нахождение сути. Очень полезно докапываться до сути различных событий, явлений и даже собственных действий. Для этого можно задавать себе вопросы обо всём, что нас окружает. Примеры таких вопросов: «Почему эта вещь имеет именно такую форму?», «Почему я делаю эту работу именно так? Не должен ли я делать её иначе?», «Каким будет результат моих действий? Это именно то, что мне нужно?», «Могу ли я упростить свою работу, чтобы добиться того же результата меньшими усилиями?». Поиск ответов на подобные вопросы не только поможет развить абстрактное мышление, но и может заметно упростить жизнь.
Заключение
Абстрактное мышление – это одна из важнейших форм познания. Оно позволяет нам мыслить быстро, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и находить решения различных проблем. Кроме того, оно обеспечивает нам способность мыслить креативно, создавать что-то новое, генерировать нестандартные идеи и более полно раскрывать свой потенциал в любом виде деятельности. Не у всех оно развито одинаково хорошо, к счастью, развить абстрактное мышление можно, воспользовавшись упражнениями, которые мы сегодня рассмотрели.
Имеют ли абстрактные понятия абстрактные значения? – Het Talige Brein
В языковых науках такие слова, как «свобода», «справедливость» и «мир», классифицируются как абстрактные понятия, потому что, в отличие от конкретных слов, таких как «автомобиль» и «слон», они не относятся к к объектам физического мира. Недавние исследования показывают, что на самом деле абстрактные понятия уходят корнями в наш опыт эмоций и социального взаимодействия и, возможно, менее абстрактны, чем можно подумать!
Традиционный видТрадиционно философы и лингвисты различают два типа слов: абстрактные слова, относящиеся к таким понятиям, как мысли, эмоции и социальные ценности (например, «идея», «любовь», «братство»), и конкретные слова, относящиеся к таким объектам, как животных, растений, продуктов питания и инструментов. Древнегреческий философ Платон (4 век до н.э.) уже теоретизировал разделение между телом в физическом мире и неосязаемым миром идей. Вдохновленный его мыслями, классический взгляд подчеркивает, что абстрактные понятия не имеют связи с прямыми физическими референтными объектами и не могут быть испытаны посредством взаимодействия с физической средой. Поэтому пользователи языка изучают абстрактные значения, участвуя в разговоре и читая тексты, и полагаются на символическое знание, а не на физический опыт. Это объясняет, почему дети учат слова, относящиеся к абстрактным понятиям, на относительно более поздних стадиях овладения языком, возможно, когда они начинают лучше читать.
Недостающая часть: Роль эмоцийКонечно, если бы мы упорно пытались охарактеризовать слово «свобода» исходя из свойств физических объектов в мире, у нас явно не получилось бы. Однако идея «свободы» может вызывать образы льва, выпущенного из клетки, человека, высвобожденного из наручников и тюрьмы (или просто свободного от тревог и боли), сообщества, освобождающегося от угнетателя, выражения своего собственные идеи своими словами. В этих контекстах слово «свобода» используется для обозначения телесных ощущений (быть физически свободным от чего-то или кого-то), действий (акт освобождения), а также психических и эмоциональных состояний (чувство духовной и интеллектуальной свободы). бесплатно). Другое абстрактное понятие, такое как «мир», означает гармоничные отношения с внутренним «я» и/или другими, а также между социальными группами и странами. Следовательно, его значение снова тесно связано с ментальными, межличностными и эмоциональными измерениями (например, ощущение покоя, расслабленности, безмятежности и т. д.). Эмоциональный опыт и социальное взаимодействие становятся решающими для изучения и понимания абстрактных слов.
Недавние психолингвистические исследования показывают, что это действительно может быть так. Например, абстрактные слова усваиваются раньше, распознаются быстрее и лучше запоминаются, если их значения передают аффективные значения, такие как «счастье», «любовь», «гнев», «страх» и «радость», чем слова с более нейтральными значениями. (например: отношение, достоверность). Когда людей просят оценить значение абстрактных слов, таких как «справедливость», «красота», «мысль» и «честь», они принимают решения быстрее, если можно установить четкую связь между абстрактным значением понятия и чувствами. умственной деятельности, эмоций и социальных отношений. В свою очередь, конкретные понятия будут в большей степени опираться на визуальные, обонятельные, тактильные и слуховые атрибуты (например, автомобиль определяется визуальной формой, цветом и шумом двигателя).
Различия в обработке, выявленные существующими исследованиями, показывают, что существуют различные основные способы представления понятий в мозгу.
Как мозг представляет абстрактные понятия?Традиционное мнение (что для доступа к абстрактным понятиям требуется знакомство с языком) предполагает, что абстрактные понятия активируют области мозга, поддерживающие лингвистическую обработку и значение символов. Действительно, активность в языковых областях мозга возрастает при обработке абстрактных слов по сравнению с конкретными. Однако недавняя визуализация мозга также показала, что абстрактные слова с эмоциональными атрибутами, такими как «счастье», задействуют области мозга, участвующие в обработке эмоций. Кроме того, абстрактные слова с межличностным значением, такие как «честь», вызывают повышенную активацию мозга в областях, которые участвуют в социальной деятельности. Пациенты с повреждением головного мозга в этих соответствующих областях могут испытывать трудности с пониманием значений эмоциональных и социальных слов. Короче говоря, слова, когда-то считавшиеся абстрактными, на самом деле могут быть глубоко укоренены во взаимодействии нашего тела с эмоциями, действиями и социальным опытом. Все больше данных указывает на то, что наряду с символическим лингвистическим знанием наш опыт как внутренних состояний, таких как эмоции, так и внешнего физического и социального мира может играть роль в приобретении и понимании абстрактных значений. Даже сложные математические знания, кульминацией которых являются абстрактные алгебраические понятия, такие как «дробь» или «логарифм», могут до некоторой степени включать в себя опыт работы с понятиями количества, который мы приобретаем в детстве, считая пальцами собственных рук. Таким образом, в некотором смысле абстрактные понятия на самом деле более конкретны, чем можно подумать. Означает ли это, что классическая теория Платона 9?0027 окончательно вышел из моды, спустя 2500 лет? Возможно нет. Некоторые понятия, такие как простые числа, просто слишком абстрактны для этого. Таким образом, символическая система необходима для того, чтобы абстрактные понятия имели абстрактное значение.
Ссылки
Bi, Y. (2021). Двойное кодирование знаний в мозгу человека. Тенденции в когнитивных науках, 25 (10), 883–895. https://doi.org/10.1016/j.tics.2021.07.006
Карота, Ф., Нили, Х., Пулвермюллер, Ф., Кригескорте, Н. (2020) Отличительные лобно-височные субстраты распределения и таксономии сходство между словами: данные RSA о сигналах BOLD. Нейроизображение. 2021 1 января; 224:117408. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2020.117408
Этот пост в блоге был написан Francesca Carota и первоначально опубликован на MPI Talkling
Vind ik leuk:
Vind-ik-leuk Laden. ..
Изучение абстрактных понятий с помощью XR
Абстрактное мышление — это важнейший навык, которым должны овладеть учащиеся, и тем не менее традиционные методы обучения часто с трудом передают концепции, которые нельзя испытать непосредственно. Но что, если вместо того, чтобы изучать абстрактные понятия с помощью формул или моделей, студенты могли бы на самом деле испытать их на себе? Интегрируя технологии расширенной реальности в классную комнату, учащиеся могут взаимодействовать с абстрактными понятиями по-новому и осмысленно.
Функции тела можно изучить посредством виртуального исследования человеческого тела и его клеток, электромагнетизм можно изучить, непосредственно манипулируя электрическими зарядами, и даже философские мысленные эксперименты и этические дилеммы можно исследовать посредством виртуальных симуляций.
Что такое абстрактное мышление?
Абстрактное мышление охватывает понимание нефизических понятий, которые не могут быть восприняты перцептивно (например, изучение языка). Это включает в себя логическое мышление, но также и творческое мышление, решение проблем, понимание метафор и теорий или рассмотрение вещей в перспективе [1]. Именно отсутствие конкретного опыта затрудняет полное понимание и применение абстрактных понятий учащимися, а также затрудняет преподавателям оценку учащихся.
Для успешной передачи абстрактных понятий необходимы методы обучения, которые делают абстрактные проблемы более реальными. Во многих случаях абстрактный аспект обучения возникает из-за отсутствия непосредственного опыта познания. Это может произойти, например, когда учащиеся изучают вещи, которые слишком малы (например, состав клетки или структура ДНК) или слишком велики (например, солнечная система), чтобы с ними можно было столкнуться или взаимодействовать. В других случаях абстрактные понятия вообще не могут быть испытаны (например, электромагнетизм).
XR и конструктивистское обучение
Используя подход прикладных знаний, XR дает учащимся возможность сформировать собственное понимание концепций. Виртуальные среды могут, например, попросить студентов создать свою собственную модель солнечной системы и тем самым закрепить свои теоретические знания [2]. Учащиеся переходят от пассивного способа получения знаний к активному способу построения собственного понимания посредством взаимодействия. Такой подход к обучению также известен как конструктивистское обучение, теория, которая утверждает, что мы создаем собственное понимание мира посредством собственного опыта [3]. Он также утверждает, что обучение — это процесс, связанный с нашими предыдущими знаниями, и что новую информацию необходимо осмысленно обрабатывать.
Использование абстрактных понятий с помощью XR
Традиционные подходы к обучению абстрактным понятиям, такие как использование визуализаций, видео или схем, часто могут успешно донести информацию до учащихся. Тем не менее, многие студенты все еще пытаются понять эти концепции, и поэтому необходимы более конкретные методы. Решающий шаг, который расширенная реальность позволяет сделать учащимся, заключается не только в трехмерной визуализации, но и в непосредственном манипулировании и взаимодействии с тем, что они изучают. Это революция в изучении абстрактных понятий в XR. В то время как трехмерное пространство может помочь в более глубоком пространственном понимании, интерактивные аспекты XR создают возможности для конкретного опыта концепций, которые иначе нельзя было бы испытать.
Один из таких примеров можно найти на Электростатической игровой площадке, где учащиеся могут узнать об электромагнетизме, манипулируя электрическими зарядами, и получать немедленную обратную связь о своих действиях [4].
Электростатическая игровая площадка позволяет учащимся учиться посредством исследований и экспериментов
Сотрудничество в виртуальной среде
Абстрактные концепции можно сделать конкретными и практичными в XR. Однако учащимся также необходимо уметь обобщать конкретные примеры, которые они изучают, в абстракции, чтобы применять свои знания в других сценариях [5]. Для этого учащимся необходимо ознакомиться с несколькими представлениями концепции и испытать как можно больше интерактивных случаев обучения.
Cellverse — это проект, разработанный Массачусетским технологическим институтом и предназначенный для обучения клеточной биологии посредством совместной игры [6]. Цель игры состоит в том, чтобы диагностировать и лечить больную клетку. В то время как один игрок исследует внутреннюю часть клетки через виртуальную реальность, другой студент использует планшет, чтобы получить изображение под микроскопом, и имеет доступ к информации о клетке и возможных заболеваниях. Этот учебный опыт позволяет студентам не только получить конкретный опыт клеточных функций. через виртуальную реальность, но также создать общее более абстрактное понимание через представление планшета. Это отличный пример изучения абстрактных концепций с помощью XR.
Студенты, сотрудничающие в Cellverse (https://education.mit.edu/project/clevr/)
Навигатор Cellverse, вид микроскопа, выделяющий митохондрии (слева), возможные заболевания 8
(справа)
Решение этических дилемм
Виртуальная и дополненная реальность также может быть использована для того, чтобы дать учащимся конкретное представление о философских мысленных экспериментах, которые требуют от учащихся способности воображать сложные, сложные и зачастую маловероятные сценарии. Такие мысленные эксперименты можно, по сути, понимать как симуляции внутри нашего разума, и поэтому их можно перевести в виртуальные симуляции.
Принятие этических решений в виртуальной реальности
Создавая сценарии, такие как проблема тележки, внутри виртуальной среды, становится возможным дать учащимся более сенсорную обратную связь и сделать опыт более реалистичным. Этические дилеммы уже были изучены в виртуальной реальности, и исследователи обнаружили, что чем больше участников были активно вовлечены в определенные действия (например, толкая человека перед тележкой, чтобы спасти других) и чем больше сенсорных стимулов они получали, тем меньше вероятность того, что они фактически вмешиваться [7]. Такие исследования могут раскрыть важную информацию о принятии решений человеком и помочь сделать этический выбор [8].
Вынос
Приведенные выше примеры демонстрируют уникальную образовательную ценность XR. Виртуальные учебные среды — это не просто средство для создания более живых и увлекательных визуализаций и опыта, они добавляют богатый интерактивный слой к обучению, особенно когда речь идет о темах и методах, которые менее конкретны и требуют абстрактного мышления. Изучение абстрактных понятий с помощью XR — отличный способ решить проблему, с которой в настоящее время сталкиваются учителя.
Ссылки
[1] https://www.