Аграфия — Психологос
Аграфия — полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга.
Одним из наиболее сложных процессов психики специалисты считают письмо. Оно одновременно имеет отношение и к непосредственно психике, к восприятию, системному и произвольному, задействована и двигательная сфера. Аграфия подразумевает расстройство письма, имеющее связь непосредственно с нарушенной речью. Известно, что при этом полностью сохранены движения кисти. Заболевание появляется, если имеются повреждения определенного полушария мозга.
Так, для правшей это левое, а для левшей правое полушарие. Аграфию можно выделить «чистую», то есть амнестическую, а так же имеется апраксическая форма, афатическая и конструктивная. При амнестической аграфии в основном затруднения возникают, когда требуется писать под диктовку, или имеет место спонтанное письмо. Если же производится обычное списывание, то сохранность письма все-таки остается. Иногда дети путают в словах порядок букв, или вставляют вместо них другие, что называется литературной параграфией. Ярким проявлением амнестической аграфии можно назвать затрудненность преобразования в графемы фонем. Дети бывают неспособны отыскать графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы. При этом возникают грубые аграмматизмы, в словах пропускаются буквы, образуются литеральные параграфии. В некоторых случаях могут присутствовать элементы зеркального письма.
Особенности типов аграфий
Особенности письмаНередко амнестическая аграфия дополнена неврологическим расстройством, указывающим на то, что имеется поражение головного мозга. Синдром Герстмана является компонентом такого поражения. Что касается апраксической аграфии, то она возникает как проявление идеаторной апраксии. В таком случае ребенок не может понять, в каком положении рука должна находиться при письме, не умеет правильно взять ручку. Кроме того, далее он не способен в нужно последовательности проводить двигательные акты. В связи с этим возникает неправильное соотношение в пространстве буквенных элементов, и некоторые из них могут иметь зеркальное отражение. Если форма особенно тяжелая, буквенный рисунок может распадаться полностью, поэтому ребенок изображает отдельные фрагменты, пересекающиеся друг с другом. Апраксическая аграфия наблюдается в письме всех видов, как под диктовку, так и в самостоятельном письме, или при списывании. Нарушение осуществления движения и организации создают проблемы при написании букв. Апраксическая аграфия представляет следствие поражения угловой и надкраевой извилины левого полушария. В то же время имеются ситуации, когда подобная форма патологии возникает при поражении заднего отдела лобной левой доли второй извилины. При афазии развивается афатическая аграфия, при этом поражена височная левая кора. Данное состояние вызывает дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Конструктивная аграфия диагностируется при наличии конструктивной афазии.
Симптомы аграфии
Трудности в письмеНаиболее выраженным проявлением аграфии врачи называют абсолютную потерю умения писать. Или же, нередко наблюдается сильно нарушенная структура слова, пропущены целые слога, буквы. Кроме того, у ребенка может не получаться соединять в слова отдельные слоги. При этом не имеется нарушений интеллекта, а навыки письма нормально выработаны, тем не менее, подобные проявления дают о себе знать. Детская аграфия считается проявлением алалии. Она может появиться, как следствие недоразвитой речи, и это так же обусловлено поражением мозга. Специалисты называют различные причины, ведущие к данному заболеванию, и наиболее распространенными из них принято считать нарушенную графическую символизацию и фонетическое восприятие. Чаще аграфия выявляются у детей, имеющих недоразвитую устную речь, то есть, недостаточно выраженную. Языковое сознание у таких детей не достигло целостного осознания всего звукового аспекта, ребенок способен в таком случае воспринимать слово лишь со смысловой стороны. С речевой действительностью фонема не связана, и поэтому, усложняется становление звукобуквенной ассоциации.
Диагностика и лечение
При выявлении аграфии не возникает сложностей, врач проводит детальный неврологический осмотр, и может поставить диагноз сразу же. В первую очередь устанавливают причину, что является более сложным. Для этого необходима беседа врача с родителями пациента. Рекомендуется применение различных неврологических исследований. В частности, МРТ, рентген черепа, реовазография, энцефалография, и прочее. В виде профилактики следует проводить с детьми речевые упражнения, и к тому же они должны быть максимально частыми. Более внимательно следите, насколько ребенок способен выражать собственную мысль, обращайте внимание, как он связывает слова. Для детей младшего возраста важно, как будет развиваться речь. Старайтесь не упускать из виду даже малейшего отклонения и речевого отставания. Чтобы в ходе лечения любого расстройства речи обеспечить положительные результаты, в том числе, и при наличии у ребенка аграфии, необходимо применить всестороннюю и комплексную терапию. В частности, требуется назначение лечения медикаментозного характера, в которое включаются препараты, питающие головной мозг, улучшающие его процессы. Подобная лекарственная терапия сочетается с такими мерами, как физкультура, логоритмика, музыкальные занятия, индивидуальные или занятия в группе с логопедом. Важно, чтобы такая терапия была проведена грамотно, и длительный период времени. Само по себе лечение тоже должно быть своевременным, потому что далее из-за аграфии с обучением в школе у ребенка возникнут трудности. Если вы подозреваете, что у малыша имеются признаки аграфии, обращайтесь к специалисту немедленно. Проведя глубокую диагностику, врач назначит адекватный лечебный курс, и состояние будет улучшено и стабилизировано, ребенок сможет усваивать школьную программу и не отставать от сверстников.
причины, виды, диагностика, лечение аграфии
Аграфия – это ограничение способности писать, зарождающееся при дисфункции речевых процессов. Аграфия может обнаруживаться в абсолютной утрате навыка или в грубом коверкании слов, пропусках букв, нарушении в слиянии слогов или букв в слове. Зачастую нарушение написания возникает при отсутствии координационной дисфункции верхних конечностей, на фоне сохранности мыслительной деятельности. Аграфия зарождается вследствие повреждения задних сегментов лобной извилины. У малышей аграфия является проявлением алалии (несформированность функции речи), возникающей вследствие поражения мозга. Помимо того, рассматриваемое отклонение также отмечается у детей, имеющих речевые расстройства, обусловленные проблемами с овладением звуковым рядом слова, отклонением в звуковом разборе слов. У взрослых лиц аграфия является проявлением афазии (речевая дисфункция).
Причины аграфии
Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и восприятию, а помимо этого, задействует двигательную сферу.
Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии. Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла. Фонема слова с речевым смыслом у них не соотносится, поэтому, установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.
Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.
Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, алалии сопутствует отклонение в письме.
Аграфия у взрослых лиц сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать собственные мысли посредством устной речевой функции. При этом более часто описываемый недуг является симптомом иной патологии, а не протекает как отдельное заболевание.
Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.
Виды аграфий
Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.
Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.
Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.
При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое написание и самостоятельное написание, меньше отклонений наблюдается при списывании. Больной либо списывает побуквенно, либо копирует написанное.
Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции. По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису. Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.
Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.
Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог. Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов. Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.
Оптическая форма недуга возникает вследствие повреждения нижних сегментов теменных и затылочных зон коры, которые интегрируют зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Проявляется рассматриваемая форма недуга, прежде всего, буквенно-пространственными параграфиями.
Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:
— афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой памяти и аномалиями в фонематическом слухе;
— чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;
— конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;
— апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.
Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.
Диагностика и лечение аграфии
Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто. Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага. После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.
Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного. Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.
Лечение аграфии характеризуется длительностью. Основой коррекционного воздействия считается этиологическая терапия, обусловленная генезом недуга. Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия. Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.
Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.
Профилактика аграфии на этапе дошкольного возраста включает разнообразные речевые упражнения, используемые с максимальной частотой.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии аграфии обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Аграфия: необычное проявление инсульта
Приобретенные трудности с письмом обычно наблюдаются в связи с нарушениями речи, но в отличие от селективных трудностей с чтением, их возникновение как изолированный признак повреждения головного мозга было допрошенный. Акт письма включает в себя «символы символов», и, ввиду его сложности, можно было бы ожидать, что он будет более уязвим для оскорблений, чем говорение или чтение. Большинство людей с изолированной аграфией пережили инсульт или серьезную травму головы, но иногда это может быть первым признаком прогрессирующего заболевания, такого как опухоль головного мозга или слабоумие.
Сообщалось о ряде случаев чистой аграфии из-за очаговых поражений центральной нервной системы, и на основе анализа спонтанного и скопированного сценария было описано несколько различных типов. Например, после инсульта в перисильвиевой области левой височной доли парадии (написание буквы или слова, отличного от того, что предполагалось), пропуск гласных и согласных, перестановка букв и слогов, неподходящее слово повторение может произойти. При афазической аграфии этого типа копирование сценария относительно консервативно. Повреждение левого полушария у основания второй лобной извилины (зона Экснера) также может приводить к изолированным затруднениям при копировании простых слов и символов, которые являются как фонологическими, так и лексическими.
Неспособность копировать слова или соблюдать поля и строки страницы также наблюдается после небольших штрихов левой теменной долей вместе с плохо сформированными, часто неразборчивыми графемами (отдельные буквы или группы букв, которые представляют отдельные звуки речи и которые составить слово). Эти каллиграфические проблемы могут возникать без затруднений при захвате пера и при отсутствии диспраксии конечностей.
Синдром Герстмана — необычная тетрада аграфии, неспособность назвать и отличить один палец от другого, трудности с арифметикой и дезориентация рук вправо-влево, обычно наблюдаемая с небольшим поражением, ограниченным левой угловой извилиной слева нижняя теменная доля, близкая ко второй затылочной извилине. В некоторых случаях также возникают дополнительные трудности с рисованием и копированием объектов, но при этом отсутствуют связанные с этим нарушения речи. Трудность письма характеризуется неспособностью копировать буквы под диктовку. Письмо часто идет медленно, и может быть путаница между буквами b и p и буквами d и q, замены из-за перестановки букв сверху вниз и пропуск некоторых букв в длинных словах. В качестве причины предполагается нарушение трансформации зрительно-пространственных мысленных образов.
Повреждение правой теменной доли также может влиять на зрительно-пространственный компонент письма. Может быть аномально широкое левое поле, а изучение почерка может выявить дополнительные штрихи или петли, так что буква n может быть записана как m или к слову добавлена лишняя гласная. Письмо также может характеризоваться восходящим наклоном подлинника по мере его продвижения вправо от страницы. Могут быть затронуты спонтанное письмо, письмо под диктовку и копирование. Стимулы на левой стороне тела игнорируются, и наблюдается сенсорная невнимательность влево-вправо.
Эти зарегистрированные различия между аграфией лобной, височной и теменной долей могут иметь определенное клиническое значение для локализации очага поражения, но есть много перекрывающихся и отдаленных случаев, и чистая аграфия также была связана с повреждением базальных ганглиев и мозолистого тела.
Общие результаты неврологических отчетов согласуются с мнением о том, что письмо опирается на распределенную нейроанатомическую сеть, которая связывает составные лингвистические элементы с некоторыми аспектами зрительно-моторной активности.
Многие авторы в качестве основного средства общения предпочитают писать, а не говорить, поэтому потеря способности писать и читать после инсульта может стать особенно жестоким ударом, даже если сила и координация письменной руки и устной речи не затронуты . Первоначальное руководство со стороны языковых и трудотерапевтов, включая использование упражнений на копирование и анаграмму, полезно, но настойчивая самостоятельная практика является секретом восстановительного успеха, при этом улучшение часто продолжается в течение нескольких лет.
Что такое аграфия в психологии?
Аграфию можно определить как потерю или нарушение способности производить письменную речь, вызванную дисфункцией головного мозга . Почти все без исключения люди с афазией обнаруживают по крайней мере некоторую степень аграфии, и тесты на способность писать можно использовать в качестве скринингового устройства для выявления наличия афазии.
Запрос на удаление| Посмотреть полный ответ на sciencedirect.
Что такое аграфия?
Аграфия — нарушение или потеря прежней способности писать. Аграфия может возникать изолированно, хотя часто она возникает одновременно с другими неврологическими нарушениями, такими как алексия, апраксия или игнорирование полупространства.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov
Что может вызвать аграфию?
Автор этого ответа запросил удаление этого контента.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте healthline.com
Что такое агнозия аграфии?
Синдром Герстмана — нейропсихологическое расстройство, характеризующееся тетрадой аграфии (неспособность писать), акалькулии (неспособность выполнять математические вычисления), пальцевой агнозии (неспособность называть, различать или идентифицировать пальцы) и дезориентации влево-вправо (неспособность различать пальцы).
слева направо). Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте eyewiki.aao.org
Могут ли люди с аграфией читать?
Расстройство речи и языка
Иналексия с аграфией, больной не может ни читать, ни писать, но говорение и понимание речи сохранены.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на sciencedirect.com
Алексия без аграфии
Какая часть мозга отвечает за почерк?
Мозжечок и левая дорсальная премоторная кора имеют фундаментальное значение в моторном обучении и могут лежать в основе овладения почерком.
Запрос на удаление| Полный ответ см.
Какая часть мозга вызывает аграфию?
Апраксическая аграфия без идеомоторной апраксии может быть вызвана повреждением любой из теменных долей, доминантной лобной доли или доминантного таламуса. Зрительно-пространственная аграфия обычно имеет патологию правого полушария.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org
Какие существуют 3 типа афазии?
Три наиболее распространенных типа афазии:
- Афазия Брока.
- Афазия Вернике.
- Глобальная афазия1.
|
Посмотреть полный ответ на сайте verywellhealth.com
В чем разница между алексией и аграфией?
Алексия (или дислексия) определяется как приобретенное нарушение, влияющее на способность к чтению. Алексию традиционно классифицируют в зависимости от места анатомического повреждения и наличия или отсутствия нарушений письма (аграфия) и устной речи (афазия).
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov
Что вызывает потерю способности писать?
По ее словам, двумя наиболее распространенными причинами изменения почерка являются эссенциальный тремор и болезнь Паркинсона. Эссенциальный тремор — это неврологическое состояние, которое вызывает ритмичное непроизвольное дрожание рук, головы, голоса, ног или тела.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на uhhospitals.org
Какие существуют 4 типа афазии?
Типы афазии
- Глобальная афазия. Глобальная афазия является наиболее тяжелым типом афазии. …
- Афазия Брока. Афазию Брока также называют не беглой или экспрессивной афазией. …
Смешанная несвободная афазия. …- Афазия Вернике. …
- Аномическая афазия.
|
Посмотреть полный ответ на Regionalneurological. com
Что это за расстройство, при котором вы не можете писать?
Дисграфия — неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением письма. В частности, расстройство приводит к искажению или неправильности письма человека. У детей расстройство обычно проявляется, когда они впервые знакомятся с письмом.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на ninds.nih.gov
Как я могу улучшить свою аграфию?
Практика захвата и отпускания
Практикуя захват и отпускание, вы можете улучшить свою способность держать карандаш. Ключ в том, чтобы практиковать большое количество повторений каждого упражнения, чтобы помочь перенастроить мозг. Большое количество повторений, особенно после инсульта, является ключом к восстановлению подвижности.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на flintrehab.com
Что называют дисграфией?
Дисграфия — это неврологическое состояние и разница в обучении, при которой человек испытывает трудности с письмом для своего возраста. Это может варьироваться от проблем с физическим актом письма до проблем с переводом мыслей в письменные слова.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте my.clevelandclinic.org
Что такое поверхностная аграфия?
Поверхностная аграфия (также называемая лексической аграфией) характеризуется относительно сохранной способностью произносить не слова и правильно написанные слова на фоне заметного нарушения правописания слов с неправильным звукобуквенным соответствием, таких как хор.
|
Посмотреть полный ответ на link.springer.com
Какой недостаток вызывает афазию?
Сообщалось об отдельных случаях номинальной афазии у пациентов с височно-теменной опухолью и инсультом [6,8]. Номинальная дисфазия обычно сочетается с другими симптомами, либо неврологическими, либо гематологическими у пациентов с дефицитом витамина B12.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov
Какая сторона мозга вызывает афазию?
Афазия вызывается повреждением речевой части мозга, обычно левой, и может быть вызвана: Инсультом. Повреждение головы.
Запрос на удаление | См. полный ответ на сайте hopkinsmedicine.orgКакова основная причина афазии?
Наиболее частой причиной афазии является повреждение головного мозга в результате инсульта — закупорка или разрыв кровеносного сосуда в головном мозге. Потеря крови в мозге приводит к гибели клеток мозга или повреждению областей, контролирующих речь.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте mayoclinic.org
Какая сторона мозга влияет на письмо?
в процессе написания, как только вы осознаете, что он делает. Он расположен в левом полушарии лобной доли головного мозга и отвечает за производство речи. Это то, что дает вам возможность превратить воспоминания о зеленых следах в коридоре в письменное описание.
Запрос на удалениеКаковы 4 причины афазии?
К частым причинам относятся:
- инсульт – наиболее частая причина афазии.
- тяжелая травма головы.
- опухоль головного мозга.
- прогрессирующие неврологические состояния – состояния, при которых мозг и нервная система со временем повреждаются, например деменция.
|
Посмотреть полный ответ на nhs.uk
Почему я не могу думать о словах, когда говорю?
PPA вызван дегенерацией в частях мозга, которые отвечают за речь и язык. ППА начинается очень постепенно и вначале проявляется как трудности с обдумыванием общих слов во время разговора или письма. PPA постепенно ухудшается до такой степени, что вербальное общение любыми средствами становится очень трудным.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на brain.northwestern.edu
Какие 5 типов дисграфии существуют?
Здесь перечислены пять различных типов; дислексическая дисграфия, моторная дисграфия, пространственная дисграфия, фонологическая дисграфия и лексическая дисграфия.
Запрос на удаление |
Просмотреть полный ответ на сайте эрготерапии.com
Как лечится аграфия?
Фонологическая обработка используется для улучшения соответствия букв и букв для улучшения аграфии (трудности письма) из-за афазии. Он нацелен на письменное выражение на уровне слов, улучшая навыки фонологической обработки.
Запрос на удаление| Посмотреть полный ответ на tactustherapy.