Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пирамида по маслоу потребностей: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Содержание

Пирамида потребностей Маслоу: главные принципы и структура

  • ForbesLife
Фото Getty Images

О пирамиде Маслоу слышал практически каждый человек, но что она представляет из себя и какова ее структура, знает гораздо меньше людей. Почему в оригинальной теории Абрахама Маслоу никаких треугольников не было и в помине, специально для Forbes Life рассказывает психолог Алия Сабирзянова

В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал статью «Теория человеческой мотивации», в которой предположил, что в основе человеческого поведения находится иерархия потребностей.

Теория стала популярной и сегодня известна практически каждому как пирамида Маслоу. При этом сам Маслоу никогда не представлял свою иерархию потребностей как пирамиду, она появилась позже, когда теорию адаптировали для бизнеса. 

Например, в книге Кейта Дэвиса «Человеческие отношения в бизнесе» иерархия была представлена в виде лестницы, по которой перемещается работник, поднимаясь с рядовых до руководящих позиций. Дэвис внес значительное изменение в классическую теорию Маслоу: связал потребности в самоактуализации исключительно с самореализацией, которая, по его мнению, возможна в результате трудовой деятельности. А главное, он предположил, что если человек продвигается по карьерной лестнице, то у него преобладают потребности в признании, уважении и самореализации, а если же он длительное время просто работает на одном месте, то у него преобладают только базовые физиологические потребности. Все это категорически расходилось с теорией Абрахама Маслоу.

 

Материал по теме

Пирамиду в 1960 году придумал психолог Чарльз МакДермид, который пытался найти ответ на вопрос, как достичь максимальной мотивации сотрудников при минимальных затратах. Он предположил, что одни сотрудники вкладывают в дело креативность и стремятся самореализоваться, в то время как другие озабочены базовыми потребностями — тем, как заработать на простую жизнь. И, следовательно, мотивировать их нужно совершенно по-разному. Его предположение позволяло компаниям выстроить систему мотивации сотрудников, значительно экономя при этом. 

Интерпретации Дэвиса и МакДермида во многом исказили классическую теорию иерархии потребностей, которая стала восприниматься как пирамида потребностей. Это, несомненно, сделало ее очень популярной, но лишило импульса для дальнейшего научного развития.

В работах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность» Маслоу сформулировал основные принципы своей теории: потребности, а именно состояние их частичного и полного неудовлетворения, оказываются движущей силой мотивации. Сами потребности никогда не могут быть удовлетворены абсолютно, поэтому человек всегда оказывается мотивирован. При этом все они находятся в жесткой иерархии, и удовлетворение потребностей с каждого нового уровня возможно только после того, как удовлетворены, пусть и не в полной мере, предыдущие. 

Материал по теме

Изначально Маслоу выделил пять потребностей, в число которых вошли физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и признании, самоактуализации. Через несколько лет психолог дополнил свою теорию, изменив потребность в любви на потребность в принадлежности, и добавил потребность в познании и потребность в эстетике. На сегодня классическая пирамида Маслоу выглядит следующим образом: 

  • Физиологические потребности. Здоровый организм в первую очередь стремится к самосохранению и обеспечению потребностей, которые будут обеспечивать выживание, а именно в еде, воде, сне, сексе. Согласно Маслоу если они не удовлетворены, то мотивация человека направлена только на то, как их реализовать. Все остальное отходит на второй план. В то же время регулярное удовлетворение физиологических потребностей будет способствовать тому, что человек сможет сконцентрироваться на улучшении своей жизни.
  • Потребность в безопасности. Упорядоченная жизнь, стабильное существование, спокойная работа, отсутствие тревог и проблем — все это относится к потребности в безопасности. По мнению Маслоу, если человек все время живет в ожидании опасности даже при полностью удовлетворенных физиологических потребностях, его не заботит ничего, кроме необходимости избавиться от ощущения тревоги.
  • Потребность в принадлежности. По теории Маслоу, эту потребность стимулирует чувство одиночества и желание делиться с близкими людьми своими надеждами, переживаниями, успехами.
    Важным здесь становится то, что человека понимают, слышат, принимают как партнера, друга, коллегу.
  • Потребность в уважении и признании. Высокая оценка достоинств, признание заслуг — естественная потребность каждого человека. Маслоу в своей теории разделял потребности в уважении окружающих и самого себя на две группы. Первая группа — желания и стремления, которые связаны с личными заслугами, успехами и достижениями. Признание тут приносит чувство независимости, уверенности в себе и ощущение свободы. Вторая группа — потребности признания престижа и репутации, выражаемые в уважении со стороны окружающих. При этом Маслоу отмечал, что важно в первую очередь опираться именно на личное признание, основанное на объективных заслугах, а не на общественное признание (которое может быть льстивым).  
  • Потребность в познании. Маслоу считал, человека закономерно влечет все таинственное, неизведанное, необъяснимое. То, что известно и не вызывает вопросов, не представляет интереса, навевает только скуку. Стремление к получению новых знаний, умений, навыков. Поиск ответов на философские вопросы о смысле жизни, рождается именно из этой потребности. 
  • Эстетические потребности. Способность видеть прекрасное, искать гармонию через соприкосновение с музыкой, театром, картинами, красотой природы. По мнению Маслоу, именно удовлетворение эстетических потребностей способно вызывать у человека интенсивные эмоциональные переживания.  
  • Потребность в самоактуализации. Самоактуализация становится стремлением к реализации потенциальных возможностей, что служит самым сильным мотивом для личностного роста. Согласно теории Маслоу, это не эгоистичная потребность, а гуманистическое желание принести пользу обществу, создав для него нужный «продукт» — песню, картину, поэму, машину, программу. Вместе с тем самоактуализация будет обязательством перед самим собой стать тем, кем человек способен быть.
     

Значительно позже, в работах «К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год), Маслоу разделил потребности на низшие (физиологические и потребность в безопасности) и высшие (все остальные). Низшие потребности одинаковы почти для всех людей, в то время как высшие могут быть реализованы достаточно индивидуально, и именно они во многом способствуют формированию ценностных ориентаций личности.

Самой высшей потребностью психолог считал самореализацию, которая, к сожалению, не имеет достаточно четкого определения. При этом, по подсчетам Маслоу, потребности в самореализации достигает около 1-2% всех людей. Именно эти изменения, в которых сам автор теории отошел от четкой иерархичности, сегодня стали одной из причин критики, которой современные ученые подвергают пирамиду Маслоу.

Материал по теме

Основной причиной критики теории оказывается ее жесткая иерархичность. Многие современные исследования приходят к выводу, что, конечно, потребности влияют на нашу мотивацию, но при этом они не находятся в иерархической структуре — например: потребность в эстетическом созерцании может превосходить потребность в безопасности.

Другой причиной критики пирамиды Маслоу выступает актуальность потребностей, приведенных в классической теории. Так, в 2010 году группа исследователей эволюционной психологии предложила видоизменить верхушку пирамиды и считать наивысшими потребностями поиск партнера, удержание партнера и воспитание детей. Еще одной важной причиной критики становится то, что классическая теория не учитывает культурные различия, которые во многом могут влиять на важность и значимость потребностей.

Несмотря на критику, теория Маслоу остается популярной: ей ищут подтверждения, опровергают ее, опираются на нее. Причина довольна проста — иерархическая модель потребностей была сформулирована достаточно ясно и понятно, она легко воспринимается и отражает главные мотивы и стремления людей.

Важным стоит считать и абсолютно новаторский для своего времени подход. Именно Абрахам Маслоу помог формированию гуманистического направления в психологии, ведь в его теории на первый план выходило все позитивное и уникальное в природе человека. 

Пирамиду Маслоу используют в маркетинге и рекламе — определяя потребности целевой аудитории, на ее основе разрабатывают программы поддержки для персонала. Но речь идет скорее об отсылках к теории Маслоу, а не ее классическом прочтении. 

Материал по теме

Иерархическую пирамиду можно использовать и для самоанализа, чтобы заметить и понять свои потребности. В современной психологии продолжают говорить о важности потребностей и их реализации. Так, у каждой школы психотерапии сформирован определенный пул потребностей, с которыми она работает. Например в схема-терапии фокус направлен на эмоциональные потребности (привязанность и безопасность; независимость, компетентность и идентичность; свобода выражать чувства; спонтанность и веселье; самодисциплина и самоконтроль). Логотерапия ориентируется на мотивацию к физическому выживанию, получению радости, персональной аутентичности, справедливости, к созданию смыслов. Гуманистические психологи (по Карлу Роджерсу) уделяют особое внимание вере в свое я, открытости к другим и свободе быть собой. 

Поиск стандартизированного и единого для всех списка потребностей продолжается. А теория Маслоу остается примером того, что происходит даже с самой интересной и новаторской теорией, которая не получает должного научного развития. 

ПИРАМИДА МАСЛОУ: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, УРОВНИ, ВЕРШИНА

Косвинцев Михаил

Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.

Пирамида Маслоу — это последовательные потребности людей, которые складываются от самых простых до более глубоких. Пирамида Маслоу — распространённая мотивационная концепция, представляющая иерархию потребностей, которую разработал психолог Абрахам Маслоу. В интернете есть много графических вариаций гипотезы, поиск которых не займет много времени.

Содержание

  1. Теория иерархии потребностей кратко
  2. Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей
  3. Принципы и суть пирамиды Маслоу
  4. Структура пирамиды Маслоу
  5. Уровень №1. Физиологические потребности
  6. Уровень №2. Безопасность
  7. Уровень №3. Социальные связи
  8. Уровень №4. Престиж
  9. Уровень №5. Духовность (самоактуализация)
  10. Уровень №6. Познавательные потребности
  11. Уровень №7. Эстетические потребности
  12. Плюсы и минусы пирамиды Маслоу
  13. Применение в жизни
  14. Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге
  15. Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
  16. Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу
  17. Спорные моменты в теории Маслоу
  18. Критика
  19. Любопытные факты
  20. Заключение

Теория иерархии потребностей кратко

В знаменитой пирамиде Маслоу, отображающей иерархию человеческих потребностей, есть пять основных ступеней и две дополнительные. Ступень получения знаний и эстетического удовлетворения находятся перед разделом с реализацией духовных ценностей. 

При этом важно отметить, что один тип желаний не может заменить другой (например, нельзя удовлетворить духовные потребности и не удовлетворять при этом потребностей физиологических). Все ступени важны, нельзя какую-то убрать из графика — возможность достичь полной гармонии появляется только при наличии и достижении желаний всех разделов.

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей

Маслоу Абрахам был рождён в 1908 году Киевскими эмигрантами Нью-Йорке. Еще в юном возрасте на мальчика возлагают большие надежды, он показывал свои способности в школьный период. 

Он учился менее года на юриста в колледже, однако это направление не заинтересовало его. Психологию Абрахам познал в институте Корнелла. Юноша в 28 году прошлого столетия стал обучаться в Висконсинском университете психологии под предводительством Гарри Харлоу, изучавшим поведения обезьян.

После получения классического бихевиористского образования юноша защитил научную работу, посвященную изучению взаимосвязей социальных качеств и сексуальности у обезьян.

Учёный был какое-то время бихевиористом (изучал поведение людей и животных), но со временем он начал углубляться в эту сферу и общаться с другими учёными из этой сферы. Более всего учёного впечатлил Джон Б. Уотсон. О нем автор отзывался, как о человеке, который привёл его в сферу психологии. 

Однако по словам Абрахама, такая теория хороша только в лабораторных условиях, её нельзя использовать в реальной человеческой жизни. Она не помогает найти полезные и главные ценностные ориентиры, однако она мотивирует человека, обеспечивает стимул действовать.

В 1937 году прошлого века Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже и встретил там Альфреда Адлера, Макса Вертгеймера, Эриха Фромма, Рута Бенедикта и других знаменитых психологов. Под их влиянием мужчина начал выполнять уникальные исследования здорового класса общества — это послужило основой теории о самоактуализирующемся человеке.

Если сначала психологов интересовали только люди, у которых есть психические отклонения разного рода, то благодаря Абрахаму исследования проводились со здоровыми и психически уравновешенным личностями, благодаря чему сформировалось позитивное, гуманистическое восприятие человеческой природы.

Такой подход позволил психологу посмотреть на человеческие потребности с новой стороны.

Однако группа бихевиористов такой подход воспринимать не хотела. Люди из такого сообщества не обращали внимание на проявление любви, самореализации и других социальных проявлений, но Маслоу удалось не только провести исследование на их основе, но и предоставить обществу более точное описание человеческой реализации. Из-за этого долгое время социум не хотел принимать психолога всерьёз.

Но в период с 1950-1960 годов в новом гуманистическом направлении исследования психолога стали популярными. В 1967 году Абрахама избрали на пост президента в Американскую психологическую ассоциацию.

Обратите внимание! При создании своей теории Маслоу не строил графиков. Знаменитая пирамида была создана У. Стоппом в 1975 году.

Абрахам Маслоу

Принципы и суть пирамиды Маслоу

Теория Маслоу гласит, что у человеческих потребностей есть далеко не один уровень, все они делятся на несколько секторов — сначала удовлетворяются базовые желания, а затем уже возвышенные стремления. 

По мнению автора, человек может испытывать и удовлетворять высшие потребности только после удовлетворения низшими. Если индивид голодный и ему негде спать, он обращает внимание только на эти проблемы. 

Когда вопросы физического (базового, основного) состояния решены, индивид уже может задумываться о создании семьи, рождении потомства, социальном статусе, карьере и реализации себя как личности.

Следует назвать сразу все ступени, которые входят в пирамиду потребностей Маслоу. Автор считает, что желания человека находятся и должны исполняться именно по такому принципу:

  1. Физиологическая нужда (вода, сон, отдых и еда), которую закладывает природа в каждого человека.
  2. Стремление обезопасить себя от внешних угроз.
  3. Получать и отдавать любовь (общаться с друзьями, семьёй, коллективом, людьми из круга интересов) — все действия, связанные с социумом.
  4. Введение себя и приобретение престижного социального статуса. Если человек получает еду, безопасность и любовь, он начинает задумываться о собственном престиже.
  5. Развитие духовных качеств (развитие талантов, занятия хобби, обретение любимого дела).

После создания пяти ступеней автор добавил ещё две — желание приобрести знания и эстетическое удовольствие.

Структура пирамиды Маслоу

Как уже было сказано выше, знаменитый график содержит несколько ступеней. На первый взгляд, все просто и понятно, однако следует глубже изучить каждую из них.

Уровень №1. Физиологические потребности

Базовый уровень — это нужда физиологических состояний. К ним относится пища, жилье, питье и сон. Когда элементарные средства для жизни отсутствуют, а плотские удовольствия не получены, индивид не может думать о более высоких желаниях.  

Когда голод, холод, жажда и сексуальное желание преобладают над человеком, он может даже не обращать внимания на внешнюю угрозу. Конечно, социальный статус и эмоциональный голод уходят на второй план, впереди остаются только действия, диктуемые природными процессами.

Эту ступень невозможно убрать ни из одного варианта интерпретации пирамиды, она является жизненной необходимостью, а не прихотью, подобный опыт проживал каждый человек. 

Без удовлетворения базовых потребностей невозможно уделить внимание более высоким желаниям. Здоровый организм самостоятельно регулирует температуру, кровяной состав, количество питательных веществ, метаболизм и другие физиологические процессы, нужные для стабильного функционирования организма.

Если в организме дефицит каких-либо веществ, человек становится «счастливым» обладателем парциального голода, из-за чего возникает специфический аппетит. В этом случае организму требуются силы на избавление от недостатка физических ресурсов. При этом индивид не может думать о научных проблемах или вопросах искусства, его волнуют только природные инстинкты.

Однако автор теории в этом случае говорит об удовлетворении высших нужд через базовые желания. Когда индивид испытывает чувство голода, он принимает пищу и чувствует безопасность. Когда возникает потребность в сексе и личность удовлетворяет её, она становится ближе с партнёром, получает и отдаёт любовь. Таким образом, высшие желания автоматически исполняются.

Индивид, который долгое время остается голодным, думает только о еде. Его мироощущение и философия меняются на более примитивные. Ему не нужен социальный статус, уважение и любовь для выживания, основная цель — добыть еды поесть. Поэтому сейчас предлагают купить различные курсы и блоги, в которые входит познание меры голода. 

Уровень №2. Безопасность

Проблемы второй ступени — структурированная жизнь, наличие постоянного дохода, тревожное состояние. Если у индивида удовлетворены желания второго типа, он чувствует себя уверенно и безопасно. Когда чувство голода и жажды проходит, можно создавать безопасность, работать над своей комфортной зоной.

Когда у индивида постоянно включён режим ожидания и тревоги, он не способен думать о других вещах. Если на улицах государства преобладают беззаконие и хаос, есть постоянный риск потерять финансовые накопления и доход, индивид не может сосредоточиться на получении престижного социального статуса, у него меняется мировоззрение и ценностная философия. 

Приоритет нужды в безопасности может становиться в один ряд с физиологическими желаниями. Уверенность в завтрашнем дне должна быть такой же твёрдой, как и уверенность в получении еды, воды и крова. Во многом это зависит от политики и соблюдения государством конфиденциальности граждан.

Уровень №3. Социальные связи

Когда низшие (базовые, основные) потребности удовлетворены, у индивида появляется потребность испытывать любовь и получать её от других членов общества, обрести признание социума, получить привязанность и самому привязаться к другим людям, познакомиться с людьми со схожими интересами.  

Теперь возникает желание создать семью, завести детей, обрести любимого человека, получить поддержку друзей и так далее. У индивида возникает желание найти группы по интересам, со схожим мировоззрением и философией личности. 

Когда физиологическая нужда удовлетворена, личность защищена от внешних угроз и материальной нестабильности, можно работать над чувством одиночества, обсуждать с близкими переживания, успехи и надежды. 

Теперь нужно, чтобы человека кто-то понимал и нуждался в нем. Даже простое письмо в чате или на сайте, пусть, например, даже от бота, станет хорошей базой даже для закрытия основных потребностей.

Ещё когда люди жили в племенах, они собирались группами, чтобы справляться с невзгодами жизни. Сейчас же люди живут цивилизованной жизнью, социальные нормы и материальное состояние сильно изменились. Сейчас люди меньше общаются друг с другом с глазу на глаз, однако потребность в общении не пропала.

Большинство людей только общаются с коллегами на работе, но при этом хотят любви и заботы. Такая ситуация становится глобальной проблемой, ведь каждый человек словно живёт в своей ракушке, не думая о своих и чужих ощущениях. 

Если такие желания не выполняются, человек не адаптируется к социальной среде, что в итоге приведёт к серьёзным психологическим отклонениям и патологиям.

Из-за того, что в социуме надо правильно проявлять чувства и эмоции (не быть, к примеру, слишком нежным по отношению к собеседнику, чтобы последний понял все действия правильно), люди часто ограничиваются базовыми эмоциональными проявлениями. Это влияет на неудовлетворённость.

Уровень №4. Престиж

Каждый психически здоровый индивид рано или поздно нуждается в высокой оценке талантов, признании заслуг перед социумом. Это влияет на состояние эго. Автор графика выделяет два типа уважения:

Желание и стремление, которое основано на личных заслугах, достижениях и успехе (интеллектуальная способность, профессиональный рост). Из-за признания человек становится независимым, уверенным и свободным.

Престиж и репутация, которую другие члены общества выражают конкретной личности. От славы, внимания, статуса и признания окружающими зависит внутреннее эмоциональное состояние личности. Если эти желания достигнуты, человек чувствует, что он нужен и важен для мира.

Когда подобные не удовлетворены, у индивида может возникнуть депрессия, неуверенность в своей нужности, различные психические отклонения. Самооценка, в основу которой ложится заслуженное признание и уважение, самая здоровая и адекватная. При этом она не должна основываться на намеренной похвале, единичном успехе и лести.

Уровень №5. Духовность (самоактуализация)

Эта ступень является последней в любой интерпретации пирамиды. В последней версии добавились ещё два типа, о которых будет рассказано ниже.

Когда все основные потребности удовлетворены, человек может переходить к работе со своим духовным состоянием. Стоять на этой ступени довольно престижно, однако прийти к ней довольно сложно.  

К примеру, человек работает строителем, воспитывает прекрасных детей, имеет хорошие отношения с супругой и постоянный стабильный доход, живёт в демократичном обществе, получает нужную информацию и эстетическое удовольствие. 

Однако строитель также любит сочинять музыку, но не делает этого. Потребность в написании композиций является нереализованным потенциалом, который в итоге все равно не дает человеку жить полноценной жизнью.

При этом потребности пятого уровня не являются эгоистическими, они должны быть гуманными и приносить пользу обществу (картина, музыка, стихи, проза и так далее).

В некоторых случаях потребность в духовном развитии выходит на первый план, заслоняя собой физиологические нужды. Такое случается у творческих людей, есть много примеров из истории, когда голодные и уставшие писатели создавали произведения чуть ли не на улице под дождём, не принимая еду при этом несколько дней или оставаясь полуголодным в течение месяца.

Уровень №6.

Познавательные потребности

В первой версии пирамиды этого уровня не было, однако позже Маслоу решил его добавить. Она идет до самоактуализации. Здоровые люди, по мнению автора, хотят изучить неизведанные, таинственные сферы. Если у индивида не возникают вопросы, он начинает скучать. При этом когда личность тянется к знакомым и привычным явлениям, у него появляется компульсивно-обсессивное расстройство и другие психические отклонения.

У людей возникает психологическая патология, когда работа осуществляется по одному принципу, жизнь течет без изменений. Такие люди могут потерять ценность жизни, перестают интересоваться событиями окружающего мира, деградируют в моральном плане. 

В этом случае обрести радость жизни поможет простая смена работы. Маслоу считает, что удовлетворение подобных потребностей особенно важно в детском возрасте. Именно тогда люди больше всего интересуются событиями окружающего мира и его законами. Взрослым же это не всегда интересно, так как базовые знания у них уже имеются.

Уровень №7. Эстетические потребности

Некоторые люди стремятся создать эстетическое пространство вокруг себя, при этом каждый имеет разную тягу к эстетике. Когда вокруг человека некрасивые, уродливые и отвратительные вещи, он может даже заболеть на физическом уровне. 

Эффективное средство избавления от неудовольствия — обратить внимание на внутренне близкие ценности. Психолог считает, что здоровые дети всегда следят за эстетикой окружающей среды.

С внешней стороны эстетические нужды индивид удовлетворяет при помощи создания структуры, системы, порядка, симметрии и так далее. Однако излишнее проявление структурированности (перфекционизм) является психологически отклонением от нормы.

Классическая пирамида Маслоу выглядит так

Плюсы и минусы пирамиды Маслоу

У этой гипотезы есть свои преимущества и недостатки, которые важно знать для более точного понимания системы. Типичная классификационная модель имеет отличия по сравнению с теорией Маслоу.  

Психолог считает, что последнего уровня пирамиды достигают только 2 процента людей. Однако не все люди могут достигать верхних ступеней, удовлетворяя постепенно нижние. В жизни нередко исполнение желаний происходит не последовательно. Часто, к примеру, творческие личности сосредотачиваться на высших ступенях, игнорируя первые.

Применение в жизни

Теория психолога помогает провести анализ программы деятельности окружения индивида, а также сформировать личные потребности. Она помогает задуматься над своими предпочтениями и желаниями, а также быстрее их реализовать. 

Люди могут задуматься о полной свободе, опираясь на семь ступеней, что позволяет избавиться от страхов, переживаний, тревожного состояния и перейти на сторону удовлетворенности и наслаждения моментом.

Немного разбавленная строгая иерархия эмодзи для легкого запоминания ключевых моментов

Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге

Грамотная маркетинговая компания может получиться, если ее директора и администрация при создании сложного товара будут опираться на потребности целевой аудитории.  

К примеру, покупателями бизнеса являются ученики и рабочие люди, которые едят в перерыв в сетях быстрого питания, значит, им не нужно разнообразное меню, однако скорость обслуживания и привлекательный внешний вид заведения (не ресторанный, а уютный и простой) точно привлекут их внимание.

Или автосервис занимается продажей автомобилей. В этом случае новый продукт должен быть для клиентов не просто средством передвижения, но и статусом престижа и респектабельности. Важно учитывать форму пирамиды Маслоу в маркетинге, когда маркетолог ищет решение шаблона для обеспечения услуг.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Если в работе и бизнесе обращать внимание на знаменитые ступени, карьерный путь будет успешным и быстрым, а фирма достигнет высокого уровня в скором времени.

Благодаря данной теории, можно:

  1. Понять, какую нишу для себя выбрать.
  2. Понять, какое место карьера занимает в жизни конкретной личности.
  3. Провести анализ дохода и инструментов, которые предоставляет компания или рынок.
  4. Автоматизировать процесс производства товаров.
  5. Увеличить количество покупок.
  6. Изучить поведение и нужды сотрудников для продуктивной работы.

Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу

Благодаря этому графику, можно составить план продаж на длительное время. Теория мотивации помогает понять, какие нужды имеет аудитория, а какие ее желания уже исполнены. Пирамида помогает сделать доход со своего бизнеса стабильным. Маркетологи используют график, чтобы определить уровень удовлетворённости клиента и предложить ему нужный продукт.

Теория мотивации Маслоу

Спорные моменты в теории Маслоу

Многие считают, что сам график создал психолог Абрахам Маслоу. Однако как уже было сказано выше, он лишь высказал теорию. В геометрическую фигуру ступени собрал У. Стопп. 

Актуальность этой теории на данный момент несколько снизилась. Учёные провели исследование, которое показало, что не все люди стремятся создать семью, воспитать детей, а затем стремиться получить уважение социума.  

Многие просто меняют местами ступени пирамиды в процессе жизни и этот процесс является нормальным. Это связано с тем, что единого мнения об иерархии потребностей нет. Как утверждает автор, удовлетворение физиологических нужд является самым необходимым условием.

Часто обобщение происходит неверно. Существует даже теория, что сам Маслоу отказался от своей гипотезы и доработали концепцию мотивации со временем. Об этом говорят его последние труды.

Критика

Как уже было сказано выше, автора долгое время не принимал социум из-за его специфической модели нужд. Сейчас многие учёные опровергают гипотезу психолога, так как они считают, что Маслоу принимает людей за животных, которым всегда что-то нужно. 

Другие же считают, что невозможно полностью удовлетворить потребности одной ступени. Третьи утверждают, что практическое применение графика нереально в современном мире.

Такое мнение распространено в обществе из-за отказа учёного от своей теории. Как уже было неоднократно сказано, психолог решил изменить (дополнить) ступени новыми разделами. Сейчас можно бесконечно менять иерархию, добавлять и убирать сектора.

Автор выдвинул простую гипотезу, надеясь её доказать на практике. Однако сделать этого не получилось, поэтому теория больше относится к философии, чем к практике в маркетинге или карьере.

Любопытные факты

  1. Сам Маслоу не создавал знаменитую пирамиду.
  2. Психолог утверждает, что достичь вершины могут только 2 процента населения планеты.
  3. Существует много альтернативных теорий, которые легче применить на практике в повседневной жизни.

Заключение

Теперь можно сделать выводы. В статье были подробно рассмотрены все ступени теории, которые помогают узнать принадлежность конкретного человека к определённому социальному классу, а также разобраться в собственном психологическом состоянии. 

Концепция не является готовым инструментом для ведения бизнеса или внедрения в маркетинговые проекты. Каждый пункт гипотезы нужно рассматривать, опираясь на современное общество и целевую аудиторию, нельзя интегрировать несколько пунктов. Важно пользоваться комплексным приемом к каждой сфере жизни, чтобы точнее понять законы Мироздания и достичь последней ступени.

Объяснение пирамиды потребностей Маслоу для детей и взрослых: Видео

Пирамида Маслоу Сегодня

Перейти к основному содержанию

Y(J)S 2020 Пирамида Маслоу сегодня Яаков Штейн

Яаков Штейн

Технический директор Allot, преподаватель Тель-Авивского университета, кандидат теоретической физики

Опубликовано 24 января 2020 г.

+ Подписаться

Абрахам Маслоу в своей статье 1943 года «Теория мотивации человека», а затем в своей книге 1954 года «Мотивация и личность» представил свою теперь уже заслуженно известную иерархию потребностей (также называемую мотивационной пирамидой ). Маслоу рассматривает поведение человека как направленное на удовлетворение пяти основных потребностей. Иерархия означает, что как только потребность более низкого уровня удовлетворена, следующий уровень иерархии становится мотиватором. Самая низкая потребность – физиологическая (включая пищу, воду, кров, отопление и энергию). Как только физиологические потребности удовлетворены, следующим приоритетом становится безопасность (личная безопасность, здоровье, имущество). Удовлетворение таких потребностей людьми движет потребность в любви и социальной принадлежности (семья, друзья, чувство связи), а затем в самооценке (уверенность в себе, уважение сверстников) и, наконец, в том, что Маслоу называл самоактуализацией (желание реализовать свой потенциал).

Озарение Маслоу было результатом его собственных поисков смысла жизни в его возрасте. Он заметил, что погоня за деньгами и славой заменила прежние цели, продиктованные религией и обычаями. Однако Маслоу беспокоило то, что в его время слишком много экономической деятельности было направлено на самые низкие уровни иерархии и слишком мало на более высокие уровни. В частности, крупный бизнес сосредоточивался на основных физиологических потребностях (промышленное сельское хозяйство, производство продуктов питания, сети супермаркетов, строительные подрядчики) и на потребностях в безопасности (фармацевтическая промышленность, медицинская профессия, домашняя безопасность, производство огнестрельного оружия), но третий уровень социальной принадлежности был только к ним обращаются телефонные компании, позволяющие общаться с семьей и друзьями. Более высокие уровни пирамиды, такие как самооценка и удовлетворение, полностью игнорировались. Маслоу твердо верил, что корпорация может получить прибыль от удовлетворения более высоких потребностей, хотя он не дал конкретных предложений относительно того, как этого можно достичь.

Перенесемся на 75 лет вперед, и ни одна из самых богатых корпораций мира (Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Berkshire Hathaway, Facebook, Alibaba, Tencent, Visa и JPMorgan Chase) не получает большую часть своей экономической деятельности от нижних уровней пирамиды Маслоу. Фактически, единственная деятельность, связанная с едой, — это предприятие Amazon по продаже продуктов питания, при этом доходы составляют лишь небольшую часть пирога Amazon. Конечно, Microsoft, Amazon и Alphabet поддерживают современную рабочую среду и, следовательно, косвенно поддерживают жилье и собственность; Berkshire Hathaway, WeBank Tencent, Visa и JPMorgan Chase — все они поддерживают финансовые потребности, которые можно отнести к нижним слоям Маслоу; и механизмы продаж Amazon и Alibaba предоставляют собственность (хотя обычно собственность не требуется на самых низких уровнях). Однако все эти компании являются посредниками или посредниками, а не поставщиками. «Продукты», которые продают эти компании, — это простота приобретения, мгновенное удовлетворение и выявление потребностей, о существовании которых потребитель не подозревал и которые не соотносятся с более низкими уровнями Маслоу.

Какие потребности обслуживают эти компании? Facebook, QQ Tencent и другие социальные сети, такие как LinkedIn от Microsoft, обнаружили, как монетизировать реализацию социальной принадлежности и чувство связи. IPhone от Apple якобы обеспечивает связь с семьей и друзьями, но на самом деле, будучи предметом роскоши, поддерживает чувство собственного достоинства. Игровая платформа Tencent также черпает свою привлекательность из чувства собственного достоинства и даже самореализации. А за пределами первой десятки есть мириады веб-сайтов, посвященных поиску любви (или, по крайней мере, потенциальных любовных партнеров), сообществу и потерянным ветвям генеалогического древа, а также нескончаемый поток книг и видео-руководств по самосовершенствованию, обретению здоровья, богатство и счастье, и быть более творческим.

Если бы Маслоу зашел в гости, он, несомненно, был бы поражен и, вероятно, почувствовал бы себя оправданным, но был бы он удовлетворен? Основываясь на том, что мы видели до сих пор, я думаю, что нет, потому что пирамида с тяжелой вершиной обязательно неустойчива. Базовые потребности на нижних уровнях иерархии никуда не делись — кто о них позаботится?

Но я представил искаженную историю! Вышеупомянутый список корпораций на самом деле был десятью крупнейшими корпорациями по рыночной капитализации (т. е. в соответствии с верой инвесторов в потенциал роста). Ни одна из этих компаний не фигурирует в списке десяти крупнейших корпораций по выручке (т. е. в рейтинге по реальной экономической деятельности), хотя Apple и Amazon входят в первую двадцатку, а Apple, JPMorgan Chase и Alphabet также входят в первую 10 по прибыли (т. е. по завышенной цене за свои услуги).

Крупнейшей корпорацией по доходам является Walmart, который продает в розницу продукты питания и предметы домашнего обихода, определенно ориентируясь на самый низкий уровень Маслоу. Следующие семь корпораций в этом списке относятся к энергетическому сектору (Sinopec (Китай), Royal Dutch Shell и China National Petroleum, все в нефтегазовой отрасли, China State Grid в электроэнергетике, Saudi Aramco, BP и ExxonMobil в нефтегазовой отрасли). также сопоставление с нижним уровнем. За ними следуют Volkswagen и Toyota в автомобильном секторе, который во времена Маслоу мог считаться сектором роскоши (в отличие от общественного транспорта), но сегодня, возможно, находится на самом низком уровне.

Текущая пирамидальная ситуация, соответственно (по крайней мере, с точки зрения крупнейших корпораций), такова, что реальная экономика по-прежнему имеет тяжелое дно, в то время как фондовый рынок находится на вершине. Что, вероятно, является здоровым признаком. Большая часть реальной экономики идет на пропитание, тепло и транспорт, в то время как наша вера в будущее инвестируется в дружбу, чувство собственного достоинства и полноценную жизнь.

Думаю, Маслоу наконец-то обрадуется.

  • ChatTuring против ChatGPT

    7 марта 2023 г.

  • Реальная опасность ИИ

    5 нояб.
    2020 г.

  • Воздействие на здоровье миллиметровых волн 5G

    15 июля 2020 г.

  • Дезагрегированный смартфон

    21 февраля 2020 г.

  • 5G — гипотетическая реклама и реальная реальность

    11 июня 2019 г.

  • Плоскости контроля и управления — новая интерпретация

    31 августа 2018 г.

  • Физическая стоимость виртуальной валюты

    15 апр. 2018 г.

  • И снова: «QoS не имеет смысла для Rich Communications Services» @ IETF-101.

    11 апр. 2018 г.

  • Патенты на MiCLK от RAD признаны действительными

    5 апр. 2018 г.

  • Кто мы ? Рассрочка №1

    4 июля 2016 г.

Применение иерархии потребностей Маслоу к современному рабочему месту

1 июня 2022 г.

Как найти мотивацию?

Мотивация — это мощная энергия, которая определяет то, как мы работаем, энергию, с которой мы подходим к работе, и большую целеустремленность, почерпнутую из того, что мы делаем. Короче говоря, мотивация — это стимул, который нам нужен, чтобы проснуться утром, одеться и отправиться на работу.

Абрахам Маслоу был психологом, чьи исследования в начале и середине 20-го века сыграли ключевую роль в нашем понимании человеческой мотивации. Его часто называют одним из основоположников современной психологии, который подчеркивал важность понимания присущих человеку положительных качеств, а не набора симптомов. Он также классно представил концепцию самореализации, проливая свет на нашу врожденную потребность в удовлетворении жизни.

Иерархия потребностей Маслоу, пожалуй, самая известная его работа и центральная теория мотивации. Теории мотивации горячо оспариваются с разнообразием на выбор. Если вы вспомните свой «Бизнес 101 день», такие имена, как Герцберг (теория двух факторов), Тейлор (мотивация Фордизма) или МакГрегор (теория X & Y), скорее всего, покажутся вам звоночком. Хотя каждая теория дает ценную информацию о поведении человека на рабочем месте, теория Маслоу, пожалуй, является самой известной и по-прежнему применима к рабочим местам в бурные 2020-е годы.

Действительно, ландшафт работы и офиса перевернулся с ног на голову благодаря изменениям парадигмы, вызванным пандемией. Важно освежить в памяти теорию мотивации Маслоу, поскольку мы продолжаем адаптировать и настраивать рабочие места в соответствии с постоянно меняющимися потребностями, вызванными Covid-19.

Интересное примечание: пирамида, которую мы знаем и любим сегодня и обычно ассоциируемая с теорией Маслоу, на самом деле не была частью его оригинальной работы. Иерархическая структура каждой потребности менее жесткая; Сам Маслоу подчеркивал, что выявленные им потребности изменчивы, и человек может переходить от одного этапа к другому.

Что ясно в отношении иерархии Маслоу, так это то, что если основные потребности более низкого уровня не удовлетворены, человеку будет трудно перейти на более высокие уровни — и он может вернуться назад, когда основные потребности находятся под угрозой.

Например, согласно пирамиде, во время рецессии работник по умолчанию возвращается к своим потребностям в стабильности, когда его безопасность работы находится под угрозой. Это звучит правдоподобно: если вы обеспокоены финансами или безопасностью работы, более высокие элементы, такие как чувство цели от вашей роли, труднее мотивировать вас. Мы инстинктивно сосредотачиваемся на каждой потребности в соседнем, восходящем порядке.

Основная концепция иерархии Маслоу состоит в том, что существует пять важнейших потребностей, которые необходимо удовлетворить, чтобы испытать чувство цели и мотивации.

 

  1. 1. Физиологические потребности

Первый набор потребностей является самым основным. Нам всем нужна еда, вода и кров, чтобы выжить. На современном рабочем месте это выглядит как базовая заработная плата (отражающая роль), специально отведенная зона для приема пищи, чистые туалеты и водонапорные станции, расположенные в офисе.

Живя в странах первого мира, нам повезло, что наши физиологические потребности относительно легко удовлетворить на современном рабочем месте. В Новой Зеландии у нас есть доступ к чистой воде, а в рабочем мире у большинства есть доступ к еде.

 

  1. 2. Требования безопасности

Второй уровень потребностей фокусируется на нашей потребности чувствовать себя в психологической и физической безопасности, чтобы чувствовать мотивацию. На современном рабочем месте эти потребности выглядят как гарантия занятости, стабильность работы и физическая безопасность.

Работник, глубоко обеспокоенный или беспокоящийся о своей безопасности, с гораздо меньшей вероятностью будет мотивирован и вовлечен в свою работу. В сфере здравоохранения и безопасности это ценное напоминание о том, как производительность снижается, когда не удовлетворяются самые основные потребности.

Например, рабочие на нефтяных вышках сообщают о высоком уровне стресса и неудовлетворенности работой, в основном из-за опасных условий труда. С такими внутренними эмоциями им труднее почувствовать чувство цели и удовлетворения.

 

  1. 3. Социальные нужды

У всех нас есть глубокая внутренняя потребность принадлежать. В любой социальной ситуации ощущение того, что вы принадлежите, вас поддерживают и ценят в обществе, и что вам комфортно быть тем, кто вы есть, имеет решающее значение для психического благополучия.

Наши социальные потребности часто упускают из виду или считают менее важными для мотивации и благополучия, но эти потребности подвергаются наибольшему риску в западном мире. Чувства одиночества и изоляции усилились во время пандемии, что побудило исследователей ввести термин «пандемия одиночества».

Тревожные цифры показали, насколько одиночество влияет на людей. Физическая изоляция от других заставляет нас чувствовать себя более изолированными. Когда вы работаете из дома в сочетании с частыми прокрутками в социальных сетях, ощутимое чувство общности рассеивается. Ни для кого не секрет, что одиночество невероятно опасно для здоровья — оно повышает риск ухудшения когнитивных функций, преждевременного старения и серьезных проблем со здоровьем.

На рабочем месте продвижение культуры, в которой может расцвести дружба, имеет важное значение для психического благополучия и мотивации ваших сотрудников. Важно, чтобы ваша организационная культура приветствовала инклюзивность и приветствовала всех новичков с распростертыми объятиями.

 

  1. 4. Потребность в уважении

Потребности четвертого уровня вращаются вокруг развития здоровой самооценки посредством развития самоуважения и чувства веры в себя.

Все мы нуждаемся в искренней признательности и уважении со стороны сверстников. На рабочем месте это очевидно: обратная связь ценна, а похвала за хорошо выполненную работу творит чудеса с мотивацией. Кроме того, чувство уважения и ценности по своей сути как личности имеет решающее значение для развития здоровой самооценки.

Такие проблемы, как синдром самозванца, часто возникают на рабочем месте из-за низкой самооценки и врожденного убеждения, что вы недостаточно хороши. Предоставление адекватной обратной связи с похвалой, чтобы укрепить веру человека в то, что он заслуживает того, чтобы быть в том положении, в котором он находится, является первым шагом в борьбе с этими проблемами.

  1. 5. Самореализация

Последняя и потенциально наиболее преобразующая потребность, находящаяся на вершине иерархии Маслоу, — это наша потребность в самореализации.

Самоактуализация, или более глубокое удовлетворение, выходит за рамки предшествующих потребностей. Цитируя самого Маслоу, самоактуализация — это «становление всем, чем человек способен стать».

Это наша потребность в большей цели в том, что мы делаем, в чувстве достижения и достижения в нашей работе, а также в связи, которую мы имеем с большим смыслом, выходящим за пределы нас самих. Это также стремление понять, кто вы есть на самом деле, и жить настоящим собой — потребность, на реализацию которой часто уходят годы.

Полезный способ связать сотрудников с чувством самореализации — убедить их в ценности работы, которую они выполняют. Понимание себя как личности — это первый шаг к самореализации. Что лично мотивирует вас? Как вы справляетесь со стрессом?

Другой аспект самоактуализации Маслоу называет «пиковым опытом». Это редкие моменты наивысшего счастья и удовлетворения, связанные с чувством удивления и благоговения, которое мы испытываем в своей жизни. Достигнув чувства самореализации, мы будем чаще сталкиваться с пиковыми переживаниями — и, по сути, жизнь станет более осмысленной.

Если вы изо всех сил пытаетесь самореализоваться, попробуйте заняться самоанализом. Часто сделать шаг назад, чтобы посмотреть на картину в целом, очень полезно для понимания того, что мы хотим получить от жизни.

 

Заключительные слова:

Пересмотр классической теории мотивации — отличное напоминание о человеческом поведении и о том, как люди сохраняют мотивацию. Хотя теория Маслоу не является окончательным исследованием мотивации, она является полезным объяснением того, как неудовлетворение наших основных потребностей может снизить производительность в дальнейшем.

Приоритизация наших потребностей является ключом к мотивации рабочей силы: бесполезно пытаться продвигать футбол на рабочем месте, если основные повседневные потребности в безопасности еще не удовлетворены. Стоит подумать о более основных потребностях на рабочем месте и проверить, не упущены ли какие-то из них.

Идеальный результат? Каждый достигает чувства самореализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *