Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Активность темперамента: Активность темперамента

Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ НАСТОЙЧИВОСТИ СО СВОЙСТВАМИ АКТИВНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

В.М. ДРОНОВ, А.И. КРУПНОВ

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности. Анализируется специфика связей свойств активности темперамента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динами-ческими составляющими настойчивости.

Изучение связей между характеристиками темперамента и чертами личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку исследования в данном направлении помогут более четко разграничить признаки, относящиеся к свойствам темперамента от системы характерологических черт, а так же найти между ними функциональные соотношения, не смешивая черты характера со свойствами темперамента.

Анализ литературных данных свидетельствует о достаточно противоречивых результатах, полученных при сопоставлении черт характера и свойств темперамента. Здесь можно говорить о трех основных подходах в решении данной проблемы.

Первый подход исходит из однозначной связи свойств темперамента и черт личности. В нем утверждается тесная зависимость между указанными переменными, и постулируется своеобразная предрасположенность, а часто и предопределенность черт характера от тех или иных свойств темперамента [Гарбузов, 1990; Кречмер, 1950 и др.].

Второй подход исходит из многозначных зависимостей свойств темперамента и черт личности. Он базируется на утверждениях о том, что от одного и того же свойства темперамента зависит несколько различных свойств и качеств личности, а одна и та же черта личности может зависеть от нескольких свойств темперамента [Мерлин, 1996; Люкин, 1977 и др.].

Однако эти подходы не могут служить основанием для сколько-нибудь окончательных заключений о связях свойств темперамента и черт личности. Поскольку в большинстве проведенных исследований, для сопоставления брались только формально-динамические, поведенческие признаки черт

личности, в то время как мотивационно-смысловая, содержательная их часть просто игнорировалась и вовсе не подлежала сколько-нибудь внимательному обсуждению.

Третий подход исходит из системной организации черт личности, именно она и подлежит сопоставлению со свойствами темперамента в целом, а не с отдельными поведенческими их признаками, которые не могут раскрыть всю полноту связей между свойствами темперамента и чертами личности [Крупное, 2001; Шляхта, 2002; Дронов, 2005 и др.].

В работе Н.Ф. Шляхта, выполненной по нашей методике, изучалось соотношение свойств темперамента с инструментальными и смысловыми переменными общительности. Были выявлены статистические значимые связи регуляторно-динамических признаков общительности с такими свойствами темперамента как: психический темп, эргичность, пластичность и эмоциональность. Психологический смысл выявленных соотношений свидетельствует о том, что лицам с высокими показателями динамической стороны общительности (легкости, широты круга общения, эмоциональной выразительности общительности) соответствуют повышенные значения эргично-сти, пластичности и психологического темпа. Что же касается мотивацион-но-смысловых характеристик общительности, то они обнаруживают значимые связи только с показателями эргичности в коммуникативной сфере.

Полученные данные позволяют сформулировать гипотезу о том, что различные составляющие черт личности по-разному соотносятся со свойствами темперамента. Наиболее тесные связи с ними имеют инструментальные признаки черт характера. В то время как, мотивационно-смысловые их переменные не всегда коррелируют со свойствами темперамента. Стало быть, нельзя говорить о тесноте связей черт личности со свойствами темперамента вообще, ориентируясь только на поведенческие, динамические их признаки. Необходимо проводить анализ тех или иных соотношений дифференцированно как со стороны формально-динамических признаков черт личности (на что часто ориентируются авторы) так и со стороны мотиваци-онно-смыслового их аспекта. В противном случае мы вряд ли сможем найти истинные, функциональные соотношения между темпераментом и характером в целом.

В статье ставилась задача выявить специфику связей свойств активности темперамента с различными составляющими настойчивости, а так же раскрыть особенности соотношения свойств темперамента как с инструментально-динамическими так и мотивационно-смысловыми переменными данной черты личности.

При оценке настойчивости мы исходили из системного ее строения. Мотивационно-смысловую ее сторону составляют: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты. Установочно-целевой компонент содержит социально значимые и личностно-значимые цели реализации настойчивости. Когнитивный компонент раскрывает глубину и точность понимание настойчивости, а так же средовых или природных ее предпосылок (шкала-осмысленность-осведомленность). Мотиваци-

онный компонент указывает на доминирование побуждений, которые могут быть направлены на других людей или на себя (шкала-социоцентричность-эгоцентричность). Продуктивный компонент фиксирует приоритетную зону приложения настойчивости: в предметно-деятельностной или субъективной сферах (шкала-предметность-субъектность).

Интсрументально-динамический аспект настойчивости включает динамические признаки, которые определяют приемы, способы, а также меру интенсивности и вариативности в ее реализации (шкала-энергичность-аэнер-гичность). Стеническую или астеническую окраску переживаний в ходе осуществления настойчивости определяет эмоциональный компонент (шка-ла-стеничность-астеничность). Регуляторный компонент фиксирует внешний или внутренний локус регуляции настойчивости (шкала-интерналь-ность-экстернальность). И, наконец, рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы реализации настойчивости.

Бланковый тест для измерения свойств темперамента был составлен нами исходя из функционально-компонентной модели темперамента, предложенной В.Д. Небылицыным (2000) и дополненной А.И. Крупновым (1992-2001). Согласно этой концепции, темперамент включает в себя три базовых компонента и соответствующие свойства, относящиеся к активности, эмоциональности и саморегуляции. Активационно-эргический компонент проявляется в таких свойствах темперамента, как эргичность-аэргичность, пластичность-ригидность. Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности-астеничности), а так же в эмоциональной чувствительности (сензитивности) и реактивности. Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интроверсия-экстравер-сия), а так же степень произвольности-непроизвольности в регуляции поведения (рефлексивность-импульсивность).

Рассмотрим первоначально особенности соотношений регуляторно-ди-намических переменных настойчивости с характеристиками активности темперамента (см. табл. 1).

Как видно из табл. 1, наибольшее число корреляций получено между свойствами активности темперамента (эргичность, пластичность) в различных сферах жизнедеятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и переменными стеничности, астеничности, операциональными и личностными трудностями в реализации настойчивого поведения. Кроме того, имеются связи между психомоторной эргичностью, аэргичностью и энергичностью, аэнергичностью в проявлениях настойчивости.

Положительные связи стеничности в проявлениях настойчивости с психомоторной коммуникативной и интеллектуальной эргичностью, а так же с психомоторной и интеллектуальной пластичностью свидетельствуют о том, что, чем выше показатели эргичности и пластичности, тем больше положительных переживаний испытывает субъект в ходе реализации настойчивости. Иными словами указанные свойства темперамента способствуют появ-

лению чувства радости, когда удается преодолевать трудные препятствия на пути к достижению цели; чувства гордости и собственного достоинства в случае достижения конечных целей; радостного состояния от возможности получения положительной оценки за проделанную работу.

Таблица 1

Коэффициенты корреляций свойств активности темперамента и регуляторно-динамических переменных настойчивости

\Настойчивость Темперамент Энергичность Аэнергичность Стеничность астеничность Интернальность Экстернальность Операциональные трудности Личностные трудности

Психомоторная эр-гичность 43ххх -25х» 47ххх -09 13 01 -38ххх 52ххх

Психомоторная аэр-гичность _34ххх 47ххх -24х 18 02 27хх 50ххх -30хх

Интеллектуальная эргичность 06 07 24х 00 06 16 -03 17

Интеллектуальная аэргичность -01 19 х -16 41ххх 03 -01 38ххх -09

Коммуникативная эргичность 19х 03 32ххх -07 -01 19х -20х 23х

Коммуникативная аэргичность -09 23х -13 18 01 -06 28хх -14

Психомоторная пластичность 17 -11 30хх -20х 09 00 -33хкк 26хх

Психомоторная ригидность -07 20х -30хх 32ххх -13 14 38ххх -24х

Интеллектуальная пластичность 15 -05 20х -25хх 14 -09 -27хх 25хх

Интеллектуальная ригидность 17 -07 -14 26хх 07 -11 26хх 04

Коммуникативная пластичность 10 06 19х -07 01 16 -08 15

Коммуникативная ригидность -12 16 -22х 27хх -01 -02 38ххх -20х

Отрицательные связи стеничности в проявлениях настойчивости с психомоторной аэргичностью, психомоторной и коммуникативной ригидностью свидетельствуют о том, что чем ниже указанные показатели, тем больше стеничности обнаруживаются в проявлениях настойчивости.

Что касается астенических признаков в ходе реализации настойчивости, то они положительно коррелируют с интеллектуальной аэргичностью, психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной ригидностью. Психологический смысл этих связей сводится к тому, что чем больше выражены отрицательные эмоции в процессе исполнения настойчивых действий, т. е. чувство гнева, когда не удается осуществить какое-либо дело; чувство тревоги при невыполнении обещанного; чувство вины из-за невыполнения намеченной программы и т. д., тем сильнее выражена аэргичность и ригидность в проявлениях свойств темперамента. Отрицательные связи психомоторной, интеллектуальной пластичности с астеничностью в проявлениях настойчивости показывают, что чем больше выражена пластичность темперамента, тем больше отрицательных переживаний имеет субъект в ходе реализации настойчивости.

Рефлексивно-оценочный компонент настойчивости, который измерялся на основании рефлексии операциональных и личностных трудностей в ходе реализации настойчивого поведения, обнаружил как положительные, так и отрицательные связи со свойствами активности темперамента (эргичностью и пластичностью). Отрицательные связи здесь получены между показателями трудностей и психомоторной эргичностью, интеллектуальной, психомоторной пластичностью. Положительно коррелируют указанные трудности с аэргичностью в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах жизнедеятельности, а так же с показателями ригидности в этих же сферах. Стало быть, высокие показатели аэргичности и ригидности создают целый ряд трудностей в проявлениях настойчивости, а именно, не способствуют завершению начатых дел; систематическому выполнению ряда намеченных заданий; затрудняют проявления настойчивости в ситуациях с дефицитом времени; не способствуют выработке навыков настойчивого поведения; повышают тревожность и неуверенность в себе и т. д. Наоборот психомоторная эргичность, психомоторная и интеллектуальная пластичность способствуют снижению операциональных и личностных трудностей в реализации настойчивого поведения.

Перейдем теперь к анализу корреляций между мотивационно-смысло-выми переменными настойчивости и свойствами активности темперамента (см. табл. 2).

Как видно из табл. 2, значимых корреляций здесь не так уж и много. Положительные связи выявлены между показателями психомоторной интеллектуальной, коммуникативной эргичностью, пластичностью и общест-венно-значимыми целями и общественно-значимыми целями настойчивого поведения. Наибольшее число корреляций получено между результативными переменными настойчивости и психомоторной, интеллектуальной эргичностью, а так же психомоторной, интеллектуальной пластичностью. Эгоцен-

тричность мотивации настойчивости коррелирует с психомоторной, интеллектуальной эргичностью, а так же психомоторной, интеллектуальной пластичностью.

Таблица 2

Коэффициенты корреляций свойств активности темперамента и мотивационно-смысловых переменных настойчивости

Настойчивость Темперамент Общественные цели Личностные цели 1 ! Альтруистичность 1- Эгоцентричность осмысленность осведомленность 1 1- Предметность Субъектность

Психомоторная эргич-ность 20х 17 18 27хх 00 07 33хх 28хх

Психомоторная аэр-гичность 02 00 -01 02 13 -05 -05 05

Интеллектуальная эр-гичность 2?хх 21х 13 25хх 16 -06 22х 29хх

Интеллектуальная аэр-гичность -06 05 -01 00 00 23х -20х -13

Коммуникативная эр-гичность 30хх 05 19 16 07 -08 12 13

Коммуникативная аэр-гичность -03 16 -01 07 26хх 07 00 09

Психомоторная пластичность 17 12 17 24х 05 -08 17 29хх

Психомоторная ригидность -11 02 -03 -09 00 21х -21х -15

Интеллектуальная пластичность 17 02 16 22х 13 -22х 24х 31хх

Интеллектуальная ригидность 02 05 -01 05 02 13 -12 -16

Коммуникативная пластичность 22х 08 15 12 06 -09 09 10

Коммуникативная ригидность -14 00 -04 -11 03 16 -10 -06

Психологический смысл выявленных связей свидетельствует о том, что свойства эргичности и пластичности в психомоторной и интеллектуальной сферах могут способствовать выработке общественно-значимых целей, таких как стремление быть уважаемых человеком, тяге к знаниям и получению другого опыта, а так же эгоцентрическим побуждением, связанными с желанием отстоять себя и свое правое дело; стремлением проявить свои способности и быть самостоятельным человеком. Кроме того, указанные свойства эргичности и пластичности могут влиять на результаты деятельности и способствовать успешному освоению предметной деятельности; приобретению широкого круга знаний и опыта; скорейшему завершению начатых дел; быстрому продвижению к намеченной цели; эффективному преодолению возникающих трудностей и т. д.

Итак, анализ соотношений свойств активности темперамента (эргичности и пластичности) в различных сферах с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными настойчивости выявил следующее.

Среди регуляторно-динамических переменных настойчивости большее количество корреляций со свойствами активности темперамента обнаружил рефлексивно-оценочный компонент настойчивости, фиксирующий основные трудности в реализации настойчивого поведения.

Переменные энергичности-аэнергичности, стеничности и астеничности в проявлениях настойчивости оказались связанным со свойствами темперамента. Интернальность-экстернальность в регуляции настойчивости не коррелирует со свойствами эргичности и пластичности темперамента.

Среди мотивационно-смысловых переменных настойчивости большее количество корреляции со свойствами эргичности и пластичности, в различных сферах жизнедеятельности, обнаружили показатели результативности настойчивого поведения.

Переменные установочно-целевого и мотивационного компонентов настойчивости, оказались, лишь частично связанными со свойствами эргично-сти-аэргичности, пластичности-ригидности.

В целом наиболее тесные связи зафиксированны между эргичностью и пластичности с регуляторно-динамическими переменными настойчивости, по сравнению с мотивационно-смысловыми их характеристиками.

Таким образом полученные данные свидетельствуют о том, что различные переменные настойчивости по разному соотносятся со свойствами активности темперамента. Наиболее тесные связи с темпераментальными характеристиками активности имеют инструментально-динамические признаки настойчивости. В то время как, мотивационно-смысловые их переменные лишь частично коррелируют со свойствами темперамента. Указанные факты подтверждают тезис о том, что при анализе связей свойств темперамента с чертами личности нельзя ограничиваться только их поведенческими (формально-динамическими) признаками, необходимо учитывать и содержательно-смысловыми переменные этих свойств.

ЛИТЕРАТУРА

I .Дронов В.М. Соотношение свойств темперамента и мотивационно-смысловых пере-

менных настойчивости студентов // Непрерывное образование: психологические, физиологические и социологические аспекты. — М.: СГА, 2005, с. 34-36.

2. Дронов В.М. Различные подходы к изучению темперамента // Личность в межкультурном пространстве. — М.: Изд-во РУДН, 2005, с. 89-91.

3. Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. — Бийск: НИУ БиГПИ, 1999, с. 38-40.

4. Крупное А.И. Психологические проблему изучения соотношений свойств темперамента и черт характера // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М.: МГСА, РУДН, 2001, с. 60-65.

5. Крупное А.И. Соотношение свойств темперамента и черт характера // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003, с. 170-172.

6. Крупное А.И. Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств темперамента // Практикум по психодиагностике / Сост. Зинъкоеская С.М. — Екатеринбург: Изд-во Ур ГПУ, 2001, с. 18-27.

7. Крупное А.И. Базовые компоненты и структура темперамента // Практическая психология. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2002, с. 36-38.

8. Крупное А.И., Шляхта Н.Ф. Факторный анализ переменных настойчивости и свойств темперамента // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. — М.: Инсайт, 2002, с. 138-139.

9. КрупноеА.И, Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». — 2003. — № 1, с. 66-72.

10.Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996, с. 325-339.

II .Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М. — Воронеж: НПО

«МОДЕК», 2000, с. 13-21.

CORRELATION OF DIFFERENT VARIABLES OF PERSISTENCE WITH PROPERTIES OF TEMPERAMENT ACTIVITY

V.M. DRONOV, A.I. KRUPNOV

The Chair of Social and Differential Psychology

Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to studying the correlation of the properties of the activity of the temperament with different variables of persistence of the personality. The specific character of the relations of the properties of the activity of the temperament with motivational-semantic and regulatory-dynamic components of persistence is analyzed.

Связь черт личности со свойствами темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

СВЯЗЬ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

А.И. КРУПНОВ, Н.Ф. ШЛЯХТА

Кафедра педагогики и психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена анализу соотношений черт личности и свойств темперамента. Рассматриваются связи общительности, инициативности и настойчивости как системных личностных образований с различными компонентами темперамента. Обосновывается новый подход к изучению связей свойств темперамента и черт личности.

Проблема соотношения свойств темперамента и черт личности имеет прежде всего теоретическое значение. С научной точки зрения необходимо, во-первых, четко разграничить систему свойств, относящихся к темпераменту, от системы признаков раскрывающих черты личности. Во-вторых, выявить психологическую специфику и природу признаков и характеристик, относящихся к этим двум сложнейшим образованиям индивидуальности. В-третьих, найти между ними функциональные связи, не отождествляя черты личности и свойства темперамента. Решение указанного круга вопросов может способствовать продвижению в рассмотрении фундаментальной, общепсихологической проблемы о соотношении индивидных и личностных особенностей субъекта, а также широкого спектра вопросов, связанных с изучением целостной индивидуальности.

В практическом отношении решение теоретических проблем может способствовать разработке рекомендаций по учету свойств темперамента и черт личности и привести к необходимому соответствию выбираемых приемов и методов воспитательного воздействия, психологической природе этих важных образований. Так, по отношению к свойствам темперамента, как психофизиологическим составляющим индивида, необходима стратегия учета и выработки на этой основе индивидуального стиля поведения и деятельности. Применительно же к чертам личности нужна активная, развивающая стратегия, направленная на формирование целостной системы отношений субъекта к миру и самому себе. Подмена этих двух стратегий ведет к непродуктивности воспитательной работы, а порой к стрессовым ситуациям, когда пытаются изменить или формировать свойства темперамента.

Анализ литературных данных свидетельствует о достаточно неоднозначных результатах, полученных при сопоставлении черт личности и свойств темперамента. К настоящему времени можно говорить о двух основных точках зрения на данную проблему.

Первая точка зрения исходит из однозначной связи свойств темперамента и черт личности. В ней по существу утверждается тесная зависимость между указанными переменными. Более того, подчеркивается своеобразная предрасположенность, а часто и предопределенность черт личности от тех или иных свойств темперамента и его типа в целом.

Данная точка зрения, в наиболее яркой форме, была представлена еще Э. Кречмером (1930). В приведенных им характеристиках типов темперамента он напрямую связывает их с определенными чертами личности. Так, циклотимический темперамент наделяется такими свойствами, как общительность, добросердечность, оптимистичность, отзывчивость, суетливость, практичность, предприимчивость и др. Шизотимический же темперамент обладает такими чертами как застенчивость, боязливость, сентиментальность, миролюбивость, добродушность, честность, послушность и др.

Аналогичные однозначные связи утверждаются и Г. Айзенком, где холерическому темпераменту приписываются такие черты личности как обидчивость, агрессивность, импульсивность, оптимистичность, активность, бес-покойность и др. Сангвиническому темпераменту соответствуют общительность, открытость, разговорчивость, доступность, беззаботность, инициативность и др. Флегматическому темпераменту присущи такие черты (личности, как пассивность, старательность, вдумчивость, миролюбивость, целенаправленность, надежность, размеренность, невозмутимость и др. И, наконец, меланхолическому темпераменту соответствуют такие черты, как пессимистичность, замкнутость, сдержанность, тревожность, раздражительность и др.

В отечественной литературе эта тенденция также иногда просматривается при составлении психологических характеристик различных типов темперамента, где наряду с психодинамическими характеристиками употребляются различные черты личности. Конкретным примером может служить описание типов темпераментов, данное В.И. Гарбузовым (1990). По его мнению, холерическому темпераменту соответствуют такие черты, как настойчивость, упорство, упрямство, мужественность, неуступчивость, прямолинейность, решительность и др.; флегматическому — молчаливость, сдержанность, замкнутость, обстоятельность, осмотрительность, осторожность, покладистость, миролюбивость и др. ; сангвиническому — активность, расторопность, общительность, говорливость, азартность, гибкость, тактичность, оптимистичность и др.

Вторая точка зрения исходит из многозначных зависимостей свойств темперамента и черт личности. Она базируется на следующих постулатах: во-первых, от одного и того же свойства темперамента зависит несколько различных отношений и качеств личности; во-вторых, одна и та же черта личности зависит от нескольких различных свойств темперамента (B.C. Мерлин).

Достаточно информативными в этом отношении являются данные, полученные в исследовании В.В. Люкина (1977). В результате сопоставления свойств темперамента и отдельных черт личности им обнаружено, что организаторские черты личности (практичность, критичность, общественная «Бездейственность») сопряжены с эмоциональной стабильностью, эмоциональной возбудимостью и экстраверсией-интроверсией; коммуникативные черты (тактичность, отзывчивость) — с экстраверсией — интроверсией, эмоциональной стабильностью и эмоциональной возбудимостью; волевые черты (настойчивость, требовательность, сдержанность, самостоятельность) — с экстраверсией-интроверсией и ригидностью. Более полная и обобщенная информация о связях свойств темперамента и качеств личности проанализирована B.C. Мерлиным (1986). Им показано, что тревожность коррелирует с такими свойствами, как любезность, твердость, лояльность, уклончивость, уверенность, чувствительность и воспитанность; эмоциональная стабильность, эмоциональная возбудимость и ригидность достаточно тесно связаны с воспитанностью и тремя другими группами черт личности: организаторскими, коммуникативными и эмоционально-волевыми. Из представленного материала следует то, что любезность, твердость зависят от четырех свойств темперамента; воспитанность — от шести; уверенность — от трех; организаторские, коммуникативные и эмоционально-волевые черты — от четырех. Точно так же каждое свойство темперамента связано с рядом других черт личности.

Вместе с тем указанные точки зрения еще не могут служить основанием для окончательных заключений о связях свойств темперамента и черт личности. Поскольку в большинстве исследований для сопоставления берутся только формально динамические, поведенческие признаки черт личности, в то время как мотивационно-смысловая, содержательная их часть просто игнорировалась или вовсе не подлежала сколько-нибудь внимательному обсуждению.

Наши многолетние исследования различных черт личности, исходя из концепции целостно функциональной их организации [Крупнов, 1993-2003], единства и взаимосвязи когнитивных, мотивационно-целевых, эмоциональных, динамических, регуляторных, продуктивных и рефлексивных переменных, позволяют заключить, что любую черту личности можно рассматривать как единую систему. Иными словами, каждая черта личности выступает как инструментально-смысловая система психологических признаков, обеспечивающих готовность и стремление субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом.

Общий смысл и новизна нашего подхода состоит в доказательстве многомерной, системной организации черт личности, которая и подлежит сопоставлению со свойствами темперамента в целом, а не с отдельными поведенческими их признаками, которые не могут раскрыть всю полноту связей и отношений между свойствами темперамента и чертами личности.

Данный подход был реализован нами в сопоставительных исследованиях свойств темперамента с инструментальными и мотивационно-смыс-

ловыми переменными различных черт личности: общительности, инициативности и настойчивости [Крупнов, 2001; Шляхта, 1999 и др. ].

Каждая из черт личности рассматривалась как с инструментальной стороны (динамические, эмоциональные, регулятивные и рефлексивные признаки), так и с содержательной стороны (установочно-целевые, мотива-ционные, когнитивно-смысловые, продуктивные характеристики).

Темперамент оценивался исходя из его трехмерной структуры: активности (эргичности — аэргичности, пластичности-ригидности), эмоциональности (стеничности — астеничности и эмоциональной чувствительности), саморегуляции (эстраверсия — ин гроверсия, импульсивности — рефлексивности).

В работе Н.Ф. Шляхта (1999) изучались соотношения свойств темперамента с инструментальными и смысловыми переменными общительности. Были выявлены статистически значимые связи регуляторно-динамических признаков общительности с такими свойствами темперамента, как психический темп, эргичность, пластичность и эмоциональность. Психологический смысл выявленных отношений свидетельствует о том, что лицам с высокими показателями с динамической стороны общительности (легкости, широты круга общения, эмоциональной выразительности общительности) соответствуют повышенные значения эргичности, пластичности и психологического темпа. Что же касается мотивацонно-смысловых характеристик общительности, то они обнаруживают значимые связи только с показателями эргичности в темпераменте в коммуникативной сфере.

Инициативность и темперамент изучались у старших школьников (п=50) с помощью методик, разработанных А.И. Крупновым. Полученные данные о соотношении свойств темперамента и инициативности [Шляхта, Крупнов, 2002] свидетельствуют о том, что психомоторная эргичность коррелирует положительно с энергичностью, стеничностью, интернальностью и отрицательно с аэнергичностью, астеничностью и экстернальной регуляцией инициативности. Эргичность в коммуникативной сфере отрицательно связана с аэнергичностью и астеничностью в проявлениях инициативности и положительно с энергичностью, стеничностью. Эмоциональность в психомоторной сфере обнаруживает положительные корреляции с аэнергичностью, астеничностью, экстернальностью и отрицательные — с энергичностью. Эмоциональность же в коммуникативной сфере положительно соотносится с аэнергичностью, астеничностью и экстернальностью и отрицательно коррелирует с энергичностью и интернальнальной регуляцией инициативности. Пластичность обнаруживает отрицательную связь с энергичностью, стеничностью, интернальностью и отрицательную связь — с аэнергичностью, астеничностью и экстернальностью в регуляции инициативности.

Таким образом, свойства темперамента (эргичность, пластичность и эмоциональность в психомоторной и коммуникативной сферах) оказываются достаточно тесно связанными с регуляторно-динамическим аспектом инициативности. Что касается мотивационно-смысловых составляющих инициативности, то они не обнаружили сколько-нибудь значимых корреляций со свойствами темперамента.

В дальнейшем нами изучались связи между свойствами темперамента: активностью, эмоциональностью и саморегуляцией в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сферах, с одной стороны, с другой — ре-гуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными настойчивости [Крупнов, Шляхта, 2002].

В результате обработки матрицы интеркорреляций показателей настойчивости и свойств темперамента (п=103 чел.), после вращения выделилось 9 факторов: 4 из них представлены свойствами темперамента; 3- переменными настойчивости. Остальные два фактора вобрали в себя как показатели настойчивости, так и свойств темперамента. Остановимся на последних факторах, поскольку они в большей мере раскрывают специфику связей между переменными настойчивости и свойствами темперамента.

В одном из этих факторов значимый вес, со стороны темперамента, набрали показатели астенической эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения субъекта, а также показатели интроверсии и эмоциональной чувствительности. Со стороны настойчивости, в этот же фактор вошли показатели отрицательных переживаний и личностные трудности в процессе реализации настойчивости. Другой фактор можно назвать «аэнергическим», поскольку в него вошли показатели экстенсивности как свойства темперамента, переменные аэнергичности и трудности в реализации настойчивости, а также энергичность в проявлениях настойчивости с обратным знаком.

Что касается мотивационно-смысловых переменных настойчивости, то они не обнаружили сколько-нибудь значимых соответствий со свойствами темперамента, напротив, они выделились в три самостоятельных фактора (мотивационно-целевой, продуктивно-смысловой и регулятивный).

Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что в анализе связей свойств темперамента с чертами личности нельзя ограничиваться только их поведенческими (формально-динамическими) признаками. Необходимо учитывать и содержательно-смысловые переменные этих черт.

В противном случае, мы не сможем выявить истинных соотношений между темпераментом и личностными свойствами и избежать одностороннего, упрощенного толкования этих связей.

Новизна полученных фактов состоит в том, что в имеющихся зарубежных и отечественных исследованиях фиксируются связи только формально-динамических, поведенческих признаков черт личности со свойствами темперамента. При таком парциальном подходе вряд ли можно получить системное знание о соотношении черт личности и свойств темперамента. Более того, он не приемлем и потому, что приводит к односторонним суждениям, а также к отождествлению свойств темперамента и черт личности.

Следовательно, нельзя говорить о соотношении черт личности со свойствами темперамента вообще, ориентируясь только на поведенческие, динамические признаки черт личности. Необходимо проводить анализ тех или иных соотношений дифференцированно как со стороны формально-динамических признаков черт личности (на что часто ориентируются авторы),

так и со стороны мотивационно-смыслового их аспекта (что, как правило, игнорируется). В противном случае мы вряд ли сможем найти истинные, функциональные соотношения между темпераментом и характером в целом.

Более конструктивным является дифференцированный подход к анализу связей содержательных и поведенческих переменных черт личности со свойствами темперамента. Полученные данные свидетельствуют о том, что, различные составляющие черт личности по-разному соотносятся со свойствами темперамента. Наиболее тесные связи с ними имеют инструментальные признаки черт личности, в то время как мотивационно-смысловые их переменные не всегда коррелируют со свойствами темперамента. Они, по всей видимости, в большей мере детерминируются социально-средовыми факторами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л. , 1990.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. — M-J1., 1950.

3. Крупное А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения деятельности человека. — Свердловск, 1989, с. 3-14.

4. Крупное А.И. Психологические проявления и структура темперамента. — М.: Изд-во РУДН, 1992.

5. Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера//Социально-психологические проблемы молодежи. -М., 1995, с. 5-12.

6. Крупное А.И. Психологические проблемы системного изучения черт характера// Материалы научной сессии. Москва, 1996.

7. Крупное А.И. Психологическая природа различных составляющих черт характера // Вестник РГНФ. — М. — 1997. — № 2.

8. Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999, с.38-40.

9. Крупное А.И. Психологические проблемы изучения соотношений свойств темперамента и черт характера // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М.: МГСА., РУДН, 2001, с. 60-65.

10. Крупное А.И. Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств темперамента И Практикум по психодиагностике / Сост. С.М. Зинъковская. — Екатеринбург: Изд-во Уральского педагогического университета, 2001, с. 18-27.

11 .Крупное А.И., Шляхта Н.Ф. Факторный анализ переменных настойчивости и свойств темперамента // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. — М. Инсайт, 2002, с. 138-139.

У1.Люкин В.В. Взаимоотношение особенностей деятельности руководителя, свойств его индивидуальности и социально-психологической характеристики коллектива // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1977, с. 71-88.

13. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.

14. Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности // Избранные труды. — М.: Педагогика, 1990, с. 360-367.

15. Шляхта Н.Ф. Связь общительности со свойствами темперамента // Психология образования. — Бийск: НИЦБиГПИ, 1999, с. 31-32.

16. Шляхта Д.А., Крутое Ф.А. Различные переменные инициативности и их соотношение со свойствами темперамента // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. -М.: Инсайт, 2002, с. 167-168.

THE CONNECTION OF THE TRAITS OF PERSONALITY WITH THE PROPERTIES OF TEMPERAMENT

A.I. KRUPNOV, N.F. SHLYAKHTA

The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples’ Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article is dedicated to the analyses of the correlation of the traits of personality and properties of temperament. It considers the connections between sociability, initiativeness and persistence as systematic individual formations with different components of temperament. It substantiates a new approach to studying the connections between the properties of temperament and traits of personality.

Уровень активностиThe Center for Parenting Education

Есть ли у вас дети, которые никогда не сидят на месте и постоянно в движении, даже когда делают уроки, обедают и смотрят телевизор? Или ваши дети предпочитают более спокойный образ жизни, например, чтение вместо езды на велосипеде и прогулка по парку вместо бега по полям?

Каждый человек рождается в этом мире со своим уникальным темпераментом. Уровень активности или энергии, который обычно проявляет человек, является одной из десяти черт темперамента, которыми мы все обладаем и является фактором, помогающим сделать каждого человека уникальным.

Ваш темперамент является врожденным и определяет, как вы реагируете на окружающий мир. Хотя эти черты остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, существуют определенные навыки и методы, которые вы можете использовать, чтобы помочь себе и своим детям справиться с этими чертами, которые могут быть более сложными.

 

Уровень активности относится к количеству физических движений ваших детей во время занятий.

Некоторые дети рождаются с большой энергией.

  • На самом деле, часто внутриутробно они демонстрируют высокую активность, много пинаются и двигаются.

  • В кроватке они извиваются и передвигаются так, что никогда не оказываются на том же месте, куда их положили родители.

  • Когда они начинают ползать, они повсюду.

  • Подрастая, эти дети много бегают, прыгают и лазают.

  • Даже сидеть за обеденным столом может быть проблемой для очень активных детей. Кажется, им нужно ерзать и извиваться, чтобы выплеснуть свою энергию.

И наоборот, других детей, кажется, входят в мир в гораздо более спокойном состоянии.

Их выход энергии намного ниже, и когда им предоставляется выбор занятий, они часто предпочитают менее активные и более спокойные.

 

Определить активность ваших детей несложно. Скорее всего, если у вас есть дети, которые очень активны, вы уже хорошо это знаете. Если вы не уверены, попробуйте отслеживать их энергию по шкале от одного до пяти, в отношении следующих вопросов:

  • Ваши дети все время двигаются?

  • Им трудно сидеть за обеденным столом или терпеливо ждать чего-то?

  • Ваши дети с трудом сидят во время длительных автомобильных поездок?

  • Во сне ваши дети двигаются по всей кровати, запутываясь в одеялах?

  • Ваши дети увлекаются видами спорта, требующими много движения, такими как футбол и езда на велосипеде?

  • Во время повседневной жизни, такой как чистка зубов и одевание, ваши дети двигаются повсюду, а не стоят на одном месте?

 

Нет                                                                                                                                                                   2                   3                      4                    5

Тихий                                                                                        в правой части шкалы, то у вас есть дети, которых можно классифицировать как «очень активных» по темпераменту.

Это означает, что вашим детям нужно двигаться, ерзать и покачиваться. Они также имеют тенденцию становиться очень возбудимыми, когда делают что-то.

Высокая активность не всегда плоха или хороша. В зависимости от детского окружения и вашего темперамента активные дети могут либо хорошо вписаться, либо столкнуться с некоторыми проблемами.

Часто дети с высоким уровнем активности преуспевают в легкой атлетике. Став взрослыми, они часто преуспевают в конкурентной карьере и на работах, которые требуют движения, а не тех, которые связаны с сидячей деятельностью.

Активным детям нужен выход для их энергии. Для того, чтобы настроить их на успех, вы можете:

  • Оставьте время и пространство для движения в повседневной жизни ваших детей. Например, при выборе работы по дому помогите детям выбрать те, которые связаны с крупной моторикой, например уборка пылесосом, выгуливание собаки или уборка двора.

  • во время прогулки, если есть возможность подняться по лестнице вместо лифта, сделайте это.

  • идти до места назначения, когда это возможно, а не на машине.

  • Если вам приходится водить машину, припаркуйте машину подальше от входа, чтобы перед входом в магазин можно было много двигаться.

  • Помогите своим детям определить, когда излишняя энергичность неуместна, и научите их приемам успокоения.

Дети с низкой активностью

Напротив, если большинство ваших ответов «нет» и находятся в левой части шкалы, ваши дети по темпераменту менее активны.

Эти дети двигаются медленнее, предпочитают больше сидеть и часто выбирают занятия, не требующие больших физических усилий.

Менее активным детям также требуется больше времени для выполнения заданий. Эту информацию полезно знать при распределении обязанностей или задач по дому или при планировании прогулок. Однако вам может потребоваться вмешаться, чтобы установить ограничения или дать рекомендации о том, когда что-то должно быть завершено.

 

  • Поймите, что уровень активности является частью врожденного темперамента ваших детей.

  • Используйте положительные слова, чтобы описать поведение вашего ребенка.
    Избегайте негативных оценок уровней активности ваших детей как «гипер», «диких» или «ленивых». Более позитивным рефреймингом было бы думать о них как об энергичных или спокойных.

  • Признавайте темперамент своих детей.
    Помогите им понять свой темперамент.

  • Обучение детей навыкам самопомощи.
    Например, вы можете научить их, как успокоиться, когда их уровень активности высок, или как начать действовать, если их энергия слишком низка.

  • Обучение успокаивающим приемам.
    Некоторые очень активные дети могут успокоиться, сделав глубокий вдох или сосчитав до 10. Другим может потребоваться отдушина, например, прыжки в воду, чтобы израсходовать свою энергию.

  • Использовать раннее вмешательство.
    У детей с высокой активностью, склонных к чрезмерному буйству, прекратите такое поведение, как только увидите, что оно начинается. Обратите внимание на поведение, успокойтесь сами, дайте ребенку сигнал, что ему нужно успокоиться, а затем вмешайтесь, если это необходимо.

  • Признайте, что часть этой высокой активности находится вне контроля вашего ребенка.
    Это может быть связано с плохими импульсами, не заслуживающими наказания. Вместо этого научите ребенка навыкам, которые помогут ему успокоиться. У вас может быть период охлаждения, когда вы настаиваете на более спокойной деятельности.

  • Дети с низким уровнем энергии нуждаются в поощрении, чтобы заставить себя двигаться.


    Это может включать прыжки с места или другую физическую активность. Может помочь, если вы сделаете из этого игру и сделаете это вместе с ними.

  • Перенаправьте ребенка на другие занятия.
    Активному ребенку потребуются занятия, которые его успокоят, а малоэнергичному ребенку потребуются занятия, которые наполнят его энергией и, таким образом, повысят уровень активности.

  • При необходимости установить ограничения на поведение детей.

  • Хвалите своих детей.
    Всем нравится, когда их узнают, поэтому не забывайте отмечать их, когда они завершают работу и успешно справляются с задачами.

  • Учитесь работать вместе.
    Поймите, насколько ваш темперамент соответствует или не соответствует темпераменту ваших детей, и разработайте стратегии, чтобы помогать друг другу.

  • Отправляйте сообщения, которые помогут вашим детям оценить свою уникальность и помогут им чувствовать себя хорошо в том, кто они есть.

  • «Тебе нравится учиться, используя свое тело».

    «Можно найти места, подходящие для такой энергичности».

    «Вы можете успокоиться, когда вам нужно».

    «Я ценю ваш спокойный/активный характер».

    «Вы можете научиться управлять своей энергией».

____________________________________________________________

Дополнительную информацию о темпераменте можно найти в следующих книгах. Покупки на Amazon.com через наш веб-сайт поддерживают работу, которую мы делаем, чтобы помочь родителям сделать все возможное, чтобы вырастить своих детей.


<Рекомендуемые книги О DEMPARATE

<Все наши рекомендуемые книги по воспитанию детей


________________________________________________________________

<Возврат на вершину страницы

<Дополнительные арт.0005 Развитие ребенка

<Библиотека статей, тематическая страница
 

Девять черт темперамента: уровень активности

Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —

Понимание уровня активности вашего ребенка может помочь вам понять и поддержать своего ребенка.

Ваш ребенок очень активен или более спокоен?

Темперамент

Темперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента, и в этой статье мы рассмотрим черту уровня активности.

Уровень активности

Уровень активности показывает, насколько человек физически активен. Некоторые люди чувствуют необходимость быть на ногах, двигаться и быть в движении все время, в то время как другие люди, скорее всего, будут двигаться медленнее и заниматься более тихой и спокойной деятельностью.

Высокий уровень активности

Дети с высоким уровнем активности могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Вы можете думать об их поведении как о хулиганстве, а можете считать их разрушительными или шумными. Во время медленных или тихих занятий у высокоактивных детей могут возникнуть проблемы с неподвижным сидением, и они, вероятно, будут беспокойными.

Низкий уровень активности

Дети с низким уровнем активности, естественно, выберут более тихие и спокойные занятия. Они с большей вероятностью смогут сидеть спокойно во время спокойных занятий, и у них не будет столько энергии для сжигания во время повседневных дел.

Уровень воспитания и активности

Убедитесь, что у вашего очень активного ребенка есть много возможностей двигаться и бегать. У них много энергии, которую нужно сжечь, поэтому попробуйте сделать перерыв от спокойных или медленных занятий, например, от поездки на автомобиле, и дайте им возможность получить всплеск высокой активности, например, быструю игру в пятнашки.

на остановке отдыха. Если у вашего ребенка более низкий уровень активности, убедитесь, что у него есть много возможностей для спокойных или медленных занятий, таких как кубики, чтение или настольные игры.

Изменение вашего ежедневного графика и ваших ожиданий в соответствии с уровнем активности вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс и позволить вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.

Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:

  • Девять черт темперамента
  • Девять черт темперамента: биологические ритмы
  • Девять черт темперамента: Чувствительность
  • Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
  • Девять черт темперамента: приспособляемость
  • Девять черт темперамента: приближение/уход
  • Девять черт темперамента: Настойчивость
  • Девять черт темперамента: отвлекаемость
  • Девять черт темперамента: настроение

Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте Michigan State University Extension .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *