Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Антидогматизм это: Словарь синонимов sinonim.org

Arterritory — След в конце тоннеля

Сергей Хачатуров

12/02/2014

Когда произносишь «Живые картины», в памяти роятся образы начала XX века, сделанные на заре фото- и киноискусства. Какие-то боярышни в сарафанах, царевичи. И все эти ряженые картинно позируют в декорациях, напоминающих боярские палаты. Такое было развлечение аристократии Серебряного века, оставшееся на бромсеребряных отпечатках вековой давности… По иронии судьбы в 2014 году именно в новом театральном пространстве Москвы – средневековых Боярских палатах, что спрятались за СТД на Сретенском бульваре, – разыграли свои живые картины студенты Школы-студии МХТ (курс профессора Дмитрия Брусникина). Действо определено в жанре перформанса, называется «Второе видение», а авторы его Юрий Квиатковский, Максим Диденко, Галя Солодовникова.

Есть такое расхожее выражение «войти в картину». На самом деле смысл его не то чтобы очень сложен. Идея – в доверии, в доверии зрителю как соавтору художественного события. Это доверие обусловлено антидогматизмом языка интерпретации. Ведь искусство – это всё-таки постановка вопросов, а не диктатура ответов. На пересечении творческих воль, воли Артиста (в широком смысле artist) и воли Зрителя, и рождается Событие. Это будто бы очень легко, но на деле очень трудно. Ведь общение требует немалой работы. Куда легче быть потребителем угодливой салонной красоты и высокомерно вопрошать: «Что хотел сказать художник?»

Антидогматизм и уважение к зрителю размыкают видовые и жанровые границы Искусства и, как показал новый спектакль-перформанс, приглашают войти в картину вполне реально. Героями выбраны полотна великих новаторов Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Слава богу, весь нарратив по поводу их творчества (в том числе сюжеты личной биографии каждого) остался за скобками и был отдан на растерзание филигранно и очень смешно играющему роль искусствоведа-чичероне Василию Михайлову (в некотором смысле это пародия на автора этих строк, читавшего курсу предварительные занудные лекции про искусство авангарда). Самое главное: зритель напрямую общался с образами великих мастеров.

Само присутствие посетителей спектакля внутри действа радикально нарушает привычный модус поведения в привычном театре. Вслед за чичероне-искусствоведом и девушками с табличками «продолжение осмотра» толпа перемещалась по лабиринтам Боярских палат, то там, то здесь обретая визуальные, звуковые, обонятельные и осязательные впечатления. Студенты выстроили сложную партитуру движения по разным циклам работ великой четы: крестьянские сюжеты, мистические образы войны, ларионовские сценки из жизни провинциального городка (у цирюльника, полотёры…). Цветные всполохи и развоплощение телесности в некоторых сценах ассоциировались с абстракцией, с лучизмом. Конечно, действо получилось совсем не иллюстративным. Оно заряжено той энергией, которую излучает именно театральная культура модернизма, от театра жестокости и абсурда до таких ставших востребованными во второй половине XX века жанров, как акционизм и стрит-арт. И это вышло потрясающе здорово. Будто бы стёрли вековую пыль, прочистили оптику зрения на тот оксюморон, что именуется «классический авангард». Проекция многих языков современного творчества освободила силу взаимодействия с этим искусством, вернула ощущение сопричастности самому процессу. Не случайно миниатюры на тему рождения в муках новой пластики, новой формы и муки, корчи рождения речи стали кульминацией перформанса. Разомкнутость, свобода общения с великим миром искусства стала возможной при жесточайшей пластической дисциплине жизни актёров внутри действа, при точной звуковой, световой режиссуре. Созданный Школой-студией МХТ синтетический образ для российского театра – экспериментальный. Потому авангардных безумств начала XX века он законный наследник.

Катя Ганюшина — большое интервью: «Группа продленного дня»

— Я обращусь к эмоции возмущения. Нет, не к возмущению, а к непониманию, такому наивному непониманию. Если мы делаем дело, то мы все хотим его сделать, правильно? Обе сюжетные линии в спектакле показывают, что это не так. Ты как художник можешь сколько угодно хотеть что-то сделать, но люди, которые связаны с организацией, даже если они сами инициировали вашу работу, будут проявлять безразличие. Безразличие — это глобальная проблема. Безразличие к проекту, который ты ведешь, к людям, с которыми ты работаешь. Я не имею в виду, что между участниками должны быть «вась-вась»-отношения. Но если ты выбираешь художника, то либо уже доверяешь ему, либо знакомишься подробно: кто он, о чем думает, какая у него вселенная? Говоря в экономических терминах, это необходимые первоначальные инвестиции. Это первая проблема. Существует еще уровень этой проблемы: не проявил ли мой персонаж безразличие к тому, что за люди организовывали проекты? Но это уже другой ракурс.

Вторая проблема в том, что почти для всех художников художественный процесс заканчивается там, где заканчивается произведение: перформанс, спектакль, картина, скульптура. Возможно, проблема в лексике и правильно говорить о «художественной практике». Если определять себя не как «художника», а как «пользователя художественной компетенции», что и предлагает Райт, то можно быть «пользователем» где угодно и в чем угодно. Как организовать процесс создания или выставления работы — тоже часть практики. Я неоднократно попадала в ситуации, когда художник или куратор в ответ на мой вопрос о гонораре говорит: «Гонорар — это не со мной!». Не «я не решаю финансовые вопросы, вот ответственный за деньги человек, давайте вместе все решим», а именно «ааа, нет, это не я, я и деньги это разные миры». Это лицемерная позиция, двойные стандарты. Все мы ходим в магазин, держим в руках деньги, болезненно переживаем ситуации, когда денег нет или их не хватает.

Третья проблема — вопрос о том, сколько стоит труд художника и можно ли художественную деятельность определять как труд. У меня нет однозначной позиции на этот счет. Художник — это тот, кто окупает себя своим искусством? Нет, это все-таки ремесленник. Когда я уходила в искусство из бизнеса — из жизни, где было много денег и было понятно, как их зарабатывать, меня привлекал именно другой взгляд на мир, другой способ его проживания. В искусстве, не в арт-мире или на арт-рынке. Грустно, что менеджерский состав в искусстве не понимает этого мировоззрения. Возвращаясь к идее про пользователей художественной компетенции, я думаю, что художников необходимо привлекать к решению бизнес-вопросов в искусстве. Благодаря нестандартному мировоззрению они смогут предлагать новаторские решения. Пока я вижу в театрах и в музеях бизнес-механизмы примерно 50-летней давности. По ним работают корпорации, которым уже просто пофиг на все.

В общем, художники не относятся к менеджерским процессам со вниманием, а менеджеры смотрят на художников как на помеху — вот две стороны одной проблемы. Мы попадаем в замкнутый круг между художниками и институцией. Художники не читают договоры, не проясняют заранее все условия своего участия в проекте, так же ведут себя с деньгами — что-то дали, и уже слава богу. Это воспитывает институцию в таком ключе, что можно делать какие угодно договоры, платить какие угодно деньги. В сюжетной линии с «Гаражом» показана реакция на выход из этого замкнутого круга: все ломается, все просто ломается.

Из-за того, что художники соглашаются на все и институции творят, что хотят, возникает четвертая проблема. Мы месяц переписывали договор с «Гаражом» и понесли затраты. Если бы договор был хорошо составлен сразу, мы могли бы потратить это время на то, чтобы заниматься искусством. В бизнесе существуют компенсации за срыв сделки. Почему в итоге затраты понесли мы, а не «Гараж», у которого есть юридическая служба и пять менеджеров на проекте, который не случился? Затраты, которые несут художники, просто не существуют в поле внимания. Пока идут переговоры и проект переносится, мы думаем об этом проекте, отказываемся от других. «Будь благодарен, что тебе вообще что-то предлагают, будь благодарен, что мы обратили на тебя внимание, и сиди молчи в тряпочку», — это отношение не только демонстрирует отсутствие человеческого уважения и профессионализма, но и мешает развиваться искусству.

И последняя проблема — бюрократизация. Стороны не стремятся разрешить конфликт, найти точку соприкосновения или заявить свою позицию и сказать: «Смотри, моя позиция диаметрально противоположна, нам надо цивилизованно решить, как мы разойдемся». Гораздо легче подать в суд. Что такое суд? Я не хочу разбираться, пусть другие разбираются за меня. Бюрократизация и неспособность к коммуникации проявлены и в линии с «Гаражом». Почему «тонкие места», то есть вопросы к проекту, появляются спустя полгода переговоров, когда к работе подключены уже пять менеджеров? Потому что следование формальным процедурам важнее рефлексии о том, зачем мы здесь и что мы здесь делаем.

АНТИДОГМАТИЧЕСКОЕ определение | Кембриджский словарь английского языка

Как произносится , антидогматическое ?