Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Аскетический образ жизни это: Аскетизм: что это и нужен ли он в современном мире

Содержание

Аскетизм: что это и нужен ли он в современном мире

Во времена перепотребления и доступности многих благ цивилизации всё больше людей выбирают аскезу как образ жизни. Рассказываем, что такое аскетизм сегодня и вспоминаем примеры известных предпринимателей-минималистов

Аскетизм в обиходном понимании означает образ жизни, связанный с отказом от каких-либо удовольствий, развлеченией, излишеств. Это противоположность гедонизму. С точки зрения философии, аскетизм — это метод нравственного совершенствования через регуляцию телесных и душевных желаний. В буддизме, христианстве и других религиях под аскетизмом, как правило, понимается комплекс самоограничений, который человек предпринимает для укрощения «мирского» в себе и духовного очищения. В этой статье разбираемся, какие виды современного аскетизма бывают и какие привычки аскетов может попробовать каждый из нас.

Аскетизм как образ жизни

В последнее время принцип аскезы — добровольного ограничения — проникает в жизнь все большего числа людей наравне с другими практиками осознанности. Современные аскеты отказываются от того, что для большинства является повседневной нормой: социальных сетей, мяса и сахара, спонтанного шопинга. Причем мотивация у одной и той же аскезы может быть разной. Для кого-то первоочередную роль играют этические принципы, для кого-то — забота о здоровье, а кто-то ограничивает себя, чтобы испытать силу характера, закалить волю или «расчистить эфир» для духовных поисков.

Чистое питание

Чистое питание (от англ. clean eating) подразумевает в первую очередь отказ от рафинированного сахара и обработанных продуктов. Адепты этой набирающей популярность диеты предпочитают есть цельные продукты, желательно фермерские и экологически чистые, отказываются от фастфуда и джанк-фуда, полуфабрикатов, консервов, промышленных сладостей и выпечки, сладкой газировки и соков из пакета. Они стараются готовить дома, чтобы точно знать состав блюд, и есть только свежеприготовленную пищу.

Мясо и рыбу не обязательно исключать, однако, например, животные должны содержаться на свободном выпасе, питаться натуральным кормом без гормонов и других добавок. Вместе с тем, нередко последователи чистого питания являются вегетарианцами или веганами, убирают из рациона продукты, содержащие глютен.

Еще одно ответвление чистого питания — сыроедение. В этом случае все продукты употребляются без термической обработки, основу рациона составляют овощи, фрукты, зелень, орехи.

Однако врачи советуют осторожно подходить к подобным переменам в рационе, вдумчиво планировать меню, чтобы покрывать все потребности организма в питательных веществах, витаминах и минералах, регулярно сдавать анализы на дефициты.

Медиааскетизм и цифровой детокс

Благодаря смартфонам и мобильному интернету практически любая информация стала доступна в любое время дня и ночи. Социальные сети создают иллюзию участия в жизни друзей и близких (и даже известных людей, с которыми вы не знакомы лично), а новости можно прочитать в любой момент. Удаленная работа в период пандемии добавила нам поводов не выпускать из рук смартфон или ноутбук. Границы рабочего дня становятся размытыми, ведь мессенджеры и электронная почта делают нас доступными круглосуточно.

Все это может негативно сказываться на самочувствии и ментальном здоровье, вызывать тревогу, обсессивное желание постоянно проверять соцсети. Кроме того, прокрастинация в соцсетях мешает вовремя и качественно выполнять рабочие задачи или не дает сосредоточиться на личных делах, уделять время хобби. Социальные сети быстро обеспечивают нас дозой «дешевого» дофамина — нейромедиатора, служащего элементом системы вознаграждения мозга. Дофамин по идее должен давать нам энергию, стимулирующую к действию. Однако в случае с соцсетями мы расходуем эту энергию впустую.

Медиааскетизм (цифровое воздержание) является попыткой контролировать потоки информации, которую мы получаем через цифровые каналы. Это может быть и полный отказ от соцсетей, и ограничение проводимого в них времени. Сюда же можно отнести и фильтрацию новостных пабликов, выработку личных правил потребления новостей. Например, можно читать их только с утра в начале рабочего дня, слушать по радио в машине или узнавать их из вечерних рассылок любимого СМИ.

Есть также практика digital-детокса, когда на определенное время вы отказываетесь от гаджетов и не выходите в сеть. Такой «цифровой пост» можно устраивать время от времени, когда случился эмоциональный перегруз, или совмещать с отпуском, чтобы не тратить в путешествии время на соцсети и общение в комментариях. А можно практиковать отказ от интернета на регулярной основе. Например, откладывать телефон и не читать сообщения за пару часов до сна, не открывать соцсети в выходные. Или наоборот, не отвлекаться на них всю рабочую неделю, а в выходные выкладывать фотографии и рассказывать подписчикам о своей жизни.

Социальный аскетизм

Социальный аскетизм в чем-то связан с медиааскетизмом, так как наше общение часто происходит в интернете. Смысл в том, чтобы отфильтровать свои социальные связи и пересмотреть круг общения, убрав из него лишних людей — например, тех, кто высасывает из вас энергию или не разделяет ваших ценностей, кто отнимает ваше время пустыми разговорами и так далее. Исходя из логики социального аскетизма, не стоит соглашаться на все приглашения, если не хочется, встречаться с токсичными родственниками или ежедневно ходить на обед с коллегами, когда хочется побыть в одиночестве. Важно качество общения, а не количество.

Отсюда проистекает и отказ от социальных сетей. Автор книги «Аскетизм» Патрик Дж. Холл пишет: «Чтобы нас не забывали, чтобы о нас всегда помнили, нам приходится день и ночь напоминать о себе. Буквально навязывать свое общество всему миру. Вести сотню аккаунтов в социальных сетях, общаться с сотнями бестолковых людей, обмениваться сотнями бессмысленных фраз». Он рекомендует подойти к вопросу радикально и полностью удалить все свои аккаунты в соцсетях.

Минимализм в интерьере

Минимализм в архитектуре и искусстве начал развиваться в послевоенные годы. Один из самых известных архитекторов XX века Людвиг Мис ван дер Роэ сформулировал девиз этого направления так: «Меньше значит больше» (Less is more). В XXI веке минимализм прочно перекочевал в интерьер. В моду вошли скандинавский стиль и обстановка в духе японского аскетизма.

Минималистичный интерьер предполагает однотонные светлые стены (никаких обоев в цветочек), лаконичные шторы и другой домашний текстиль, натуральные материалы и простые формы, отсутствие «пылесборников» в виде ковров на стенах или коллекции вазочек и статуэток на полке. Во главу угла ставится не количество вещей, а их качество и функциональность.

Фото: Unsplash

Поклонники минималистичного интерьера руководствуются разными мотивами. Для кого-то это просто красиво, эстетика для них на первом месте. Кто-то стремится экономить или следует принципам «лучше меньше, да лучше» и «скупой платит дважды». А некоторые обставляют жилье аскетично исходя из соображений осознанного потребления и заботы об экологии.

Моде на минимализм в обустройстве дома во многом мы обязаны книге Мари Кондо «Магическая уборка», вышедшей в 2011 году. В ней автор учит избавляться от ненужных вещей и организовывать пространство так, чтобы не накапливать лишнее. Кондо призывает с благодарностью расставаться с некогда любимыми, но уже не используемыми вещами, и оставлять только то, что дарит вам чувство радости.

Книги о том, как организовать жилое пространство минималистично, практично, но уютно, выходят регулярно. Например, в 2020 году появилась книга «Дом минималиста» Джошуа Беккера. Беккер — своеобразный амбассадор современного аскетизма, ранее он написал книгу «Меньше значит больше».

Тренд на минимализм даже породил новую профессию — организатор пространства. Это человек, который приходит к вам домой и помогает обустроить удобную систему хранения вещей: одежды, обуви, детских игрушек, исходя из возможностей квартиры и свободных площадей. Некоторые блогеры проводят «марафоны расхламления» для своих подписчиков.

Осознанное потребление

Минимализм в доме — часть глобального тренда на осознанное потребление. Оно по сути распространяет идеи аскетизма на все сферы жизни: гардероб, технику, еду, воспитание детей. Вещей в нашей жизни часто становится больше, чем это по-настоящему нужно. Во-первых, они заполняют свободное пространство, их надо убирать и хранить. Во-вторых, их производство и утилизация вредят природе.

Главная идея осознанного потребления — не покупать лишнего, использовать вещи долго, чинить их и давать вторую жизнь, передавая их другим. Для первых шагов на пути осознанного потребления можно сверяться с чек-листом:

  • Прежде чем купить вещь, стоит спросить себя, действительно ли она необходима?
  • Если да, то можно ли взять ее в аренду или одолжить у друзей?
  • Можно ли будет потом продать ее или отдать кому-то другому?
  • Как утилизировать эту вещь, когда она придет в негодность? Можно ли сдать ее на переработку?

Еще один из аспектов осознанного потребления — отказ от одноразовых вещей, которые не перерабатываются, и замена их многоразовыми альтернативами. Например, многие уже отказались от покупки воды в пластиковых бутылках и берут с собой многоразовую тару из дома. Также можно покупать кофе на вынос в свою кружку-термос, завести многоразовые бахилы, ватные диски, средства женской гигиены и детские подгузники.

Fashion-аскетизм

Масс-маркет сделал моду доступной. Каждые пару месяцев бренды выпускают свежие коллекции, побуждая нас покупать новые вещи. Демократичные цены и физическая доступность (магазинов много, они есть во всех крупных городах) позволяют обновлять гардероб часто. Но «быстрая мода» (fast fashion), как правило, обеспечивает нас вещами невысокого качества. Такая одежда быстро приходит в негодность, ее приходится выбрасывать и отправляться в магазин за новой.

Ежегодно магазины продают порядка 80 млрд предметов одежды, при этом в среднем каждая из этих вещей надевается всего семь раз. В Китае этот показатель еще ниже, там одну вещь надевают в среднем три раза, а потом выбрасывают. При этом одежда плохо подлежит переработке, в основном ее отправляют на свалки или на мусоросжигательные заводы.

Фото: Unsplash

Выходом из замкнутого круга «покупка вещи — мусор — покупка новой» может стать минималистичный подход к гардеробу. Вот что можно сделать:

  • Сформировать капсульный гардероб, в котором все вещи сочетаются между собой. Эта одежда должна быть базой именно для вас, соответствовать вашему образу жизни. Не стоит руководствоваться универсальными списками из серии «30 вещей, которые должны быть у каждой женщины». Для кого-то базу составляют платья-футляры и юбки-карандаши, а для кого-то джинсы и пуловеры oversize.
  • Собрать «капсулу» может помочь профессиональный стилист. Сейчас разбор гардероба со специалистом стал доступнее, многие из них ведут блоги и продают свои услуги в Instagram. Есть также опция «шопинг со стилистом». Профессионал подберет подходящие вещи и поможет не накупить лишнего.
  • Покупать качественные вещи, которые сможете носить годами. Одна дорогая, но добротная вещь может прослужить дольше, чем несколько дешевых из масс-маркета.
  • Вести wish-list и записывать все, что хотите купить. Идти в магазин именно за этими вещами, избегая бесцельного шопинга просто для настроения.
  • Бережно относиться к одежде, чинить ее, стирать в соответствии с рекомендациями на этикетке, пользоваться услугами химчистки. Если вещь надоела или у вас изменился размер одежды, можно сдать ее в комиссионку, отдать на благотворительность, продать, обменять на свопе.
  • Брать одежду напрокат. Это актуально для вечерних нарядов или одежды для фотосессий.

Плюсы и минусы аскетизма в XXI веке

Поклонники минималистичного образа жизни могут назвать множество преимуществ, которые дает аскетизм в современном мире. Вот лишь некоторые из них:

  • Быть аскетом — бережно по отношению к природе. На производство вещей (одежды, мебели, косметики, упаковки) расходуется огромное количество ресурсов. Доставка товаров по всему миру вносит вклад в климатические изменения за счет выбросов углерода. Кроме того, чем больше мы выбрасываем, тем быстрее растут свалки. Отказ от мяса, молока или рыбы также помогает бороться с глобальным потеплением. Порядка четверти всех мировых выбросов парниковых газов образуется при производстве продуктов питания, а 31% из них связан с животноводством и промышленным разведением рыбы.
  • Минимализм дарит больше свободного времени. Если не тратить время на соцсети и общение с неприятными людьми, его можно посвятить хобби, отдыху или качественному общению с близкими. Дом, в котором нет ничего лишнего и каждая вещь занимает свое место, быстрее убирать и проще содержать в порядке. А лаконичный гардероб, состоящий из универсальных комплектов, освобождает вас от ежедневных зависаний у шкафа в размышлениях, что надеть.
  • Высвобождается энергия, которую можно применить в работе и творчестве. Если мысли не заняты бытовыми заботами, а внимание не переключается постоянно на гаджеты, проще сконцентрироваться на по-настоящему важных задачах.
  • Улучшается ментальное состояние. Фокус внимания смещается с других людей на вас самих. Уходят FOMO (страх упустить что-то, от англ. fear of missing out) и постоянное сравнение себя с другими, картинки чьей жизни вы наблюдаете в соцсетях, снижается тревога.

Однако и минусы у такой жизни тоже бывают:

  • Неофитам свойственно желание действовать радикально, они хотят изменить жизнь раз и навсегда в соответствии с новыми принципами. Загоревшись идеями аскетизма, можно сгоряча избавиться даже от нужных вещей и испортить отношения с близкими, чьи потребительские привычки перестали вас устраивать.
  • Стремясь ограничить — пусть и добровольно — себя во многом, можно лишить себя всех удовольствий и источников радости. Или ругать себя за редкую спонтанную покупку. Минимализм не должен невротизировать, он призван избавить вас от лишнего стресса, а не становиться его источником.

«Потребление создает иллюзию наполненности и удовлетворенности — это упрощенный способ заполнения жизни, потому что качественная наполненность требует больших усилий, времени и воображения», — говорит Йоахим Клекнер, пенсионер из Германии. У него только 50 вещей, включая одежду, гаджеты и надувной матрас, он ведет семинары по минимализму. Он утверждает, что, избавившись от лишнего, приобрел время на жизнь и людей.

Пресыщение мешает наслаждаться, поэтому аскетизм может помочь обострить вкус к жизни. Когда удовольствия становятся привычными, они перестают радовать. В последнее время на Западе популярность набирает так называемое дофаминовое голодание. Его устраивают себе инвесторы и сотрудники IT-компаний из Кремниевой долины. Суть практики в том, чтобы на время (несколько часов, день или несколько дней) исключить все стимулы, доставляющие сиюминутное удовольствие. Например, под запрет могут попасть: фастфуд, сладости, соцсети и гаджеты в целом, просмотр фильмов и сериалов, музыка, спорт, хобби. Можно гулять, медитировать, заниматься бытовыми делами, есть максимально простую еду. Идея в том, чтобы освежить взгляд, стать более сконцентрированным, подойти осознанно к своим привычкам и после ярче чувствовать радость от привычных вещей.

Известные аскеты современности

Один из самых известных последователей аскетичного стиля — сооснователь Apple Стив Джобс. Его образ, в котором нет ничего лишнего, вошел в историю: черная водолазка, придуманная дизайнером Иссея Мияке, синие джинсы Levi’s и кроссовки New Balance. Это была по сути его униформа, уместная в любой день и в любых обстоятельствах. Одинаковых водолазок, сшитых на заказ, у него было много. Готовый набор позволял не отвлекаться на ежедневный выбор одежды и со временем даже стал фирменным стилем Джобса. Коллеги также отмечали минималистичный интерьер его дома и бережные потребительские привычки. Например, оказавшись в Нью-Йорке в холодный день без верхней одежды, Джобс не стал покупать дорогое пальто, поскольку в Калифорнии, где он жил, оно ему не нужно.

Соучредитель Meta (ранее — Facebook) Марк Цукерберг тоже сделал своей визитной карточкой минимализм в одежде. Его стандартный «костюм» — серая футболка, джинсы, кроссовки. Он утверждает, что это позволяет ему сохранять энергию для по-настоящему важных дел и избегать стресса: «Существует ряд психологических теорий, согласно которым даже маленькие решения вроде «что надеть», «что съесть на завтрак» утомляют и приводят к стрессу. А я не трачу энергию на такие глупые и несерьезные вещи».

Марк Цукерберг (Фото: David Ramos / Getty Images)

Основатель IKEA Ингвар Кампрад называл растрачивание ресурсов смертным грехом. Он стремился к рациональности и экономии не только в бизнесе (например, плоская упаковка для мебели позволяла беречь место на складе), но и в личной жизни. Кампрад говорил, что покупает вещи на барахолках и не упускает возможности постричься во время поездок в развивающиеся страны, где услуги дешевле. Он летал в эконом-классе и порядка 20 лет водил одну и ту же машину.

Аскетизм | Понятия и категории

АСКЕТИЗМ (греч. askeo — упражняюсь) — принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Первоначально, в Древней Греции, аскетизмом называли упражнение в добродетели. Теоретическое обоснование аскетизма получил в религиозных учениях Древнего Востока, особенно в Индии, затем у Пифагора. В раннем христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах.

Раннехристианский и средневековый идеал аскетизма изменился в период Реформации. Протестантизм выдвинул требование «мирского аскетизма». К аскетизму призывали ранние крестьянские и пролетарские движения. Это было формой протеста против роскоши и праздности господствующих классов. Марксистская этика рассматривает аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, как следствие неверных представлений о моральном идеале и пути к нему. Однако марксизм осуждает и другая крайность — невоздержанность в удовлетворении потребностей, сведение жизни к погоне за наслаждениями…

 

РИТУАЛЫ МОНАХОВ И АСКЕТОВ В ДЖАЙНИЗМЕ. Их можно разделить на ежедневные и специальные. Ежедневные ритуалы исполняются всеми монахами и аскетами. В четыре часа утра монах читает парамештхи-мантру, после исполнения процедур очищения медитирует, читает тексты или переписывает их. Монах или аскет, в отличие от мирянина, может совершать внутреннюю духовную пуджу. Обыкновенно в десять часов утра он выходит из монастыря для сбора подаяния. Собрав милостыню, он возвращается в монастырь.

Tags: 

Религия

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis-упражнение) — термин стоиков и других древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы-бесстрастие (апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть-гордость (гордыня)-остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.

Tags: 

АСКЕТИЗМ (от греч. askntns — приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения некоторых потребностей человека — в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Древней Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физической выносливости организма. В дальнейшем аскетические требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров.

Tags: 

Религия

АСКЕТИЗМ (аскеза, от греч. ackesis — упражнение, подвижничество) — принцип поведения, основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система взглядов, духовно-телесных упражнений. В Киевской и Московской Руси аскетизм определил развитие отечественного любомудрия, что дало повод Бердяеву признать «аскетически-монашеское православие» одним из кардинальных начал «формирования русской души».

Tags: 

Религия

АСКЕТИЗМ (от греч. ἀσκητής – упражняющийся, подвижник) – метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т. е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово «аскетизм» восходит к греческому ἀσκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него ἀσκησις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно «аскетами» называли атлетов.

Tags: 

Религия

Этика

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis — упражнение, подвиг) — отказ, отречение от жизненных благ, удовольствий, искусственное подавление в себе естественных желаний и побуждений. Проповедь аскетизма характерна для большинства религий. По утверждению православных авторов, аскетизм — „основной закон жизни христианина», без чего немыслимо „нравственное христианское совершенство». Именно поэтому „подвиг» отшельничества, монашества, бегства „от мира», подавления „плотских вожделений» всегда рассматривался в христианстве как „высочайший из подвигов».

Tags: 

Религия

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ — нравственный идеал, специфичный для протестантизма и вытекающий из учения о мирском призвании верующего. Аскетический идеал средневекового католицизма прославлял как высшие добродетели уход от мира в монастырь, истязание плоти и т. д. Напротив, согласно учению М. Лютера, Ж. Кальвина и др. реформаторов, для того чтобы спастись, нужно жить в мире, доказывая своей практической деятельностью свое избрание, и одновременно чувствовать себя внутренне отчужденным от мира.

Tags: 

Религия

АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ (ASCETIQUE, IDEAL -). По Ницше, порождаемый злобой и недобросовестностью идеал реакционных сил, способных существовать только против кого-то или чего-то. Аскетический идеал преображает страдание в кару, существование в виновность, смерть в спасение, наконец, волю к власти в «волю к уничтожению». Это триумф нигилизма — стремление спасти жизнь путем ее отрицания. По мнению Ницше, именно этот идеал торжествует в христианстве, а также во всех бледных атеистах и духовных рахитах, которые «все еще верят в истину» («К генеалогии морали», III).

Tags: 

Религия

АСКЕТИЗМ (ASCETISME). Аскеза, возведенная в разряд жизненного правила или доктрины. В качестве правила аскеза — явный перегиб, в качестве доктрины — явное заблуждение. Удовольствие способно научить нас гораздо большему.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 51.

Tags: 

Религия

АСКЕТИЗМ (греч. askeo — упражняюсь) — принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Первоначально, в Древней Греции, аскетизмом называли упражнение в добродетели. Теоретическое обоснование аскетизма получил в религиозных учениях Древнего Востока, особенно в Индии, затем у Пифагора. В раннем христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах.

Tags: 

Религия

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Аскетизм | Britannica

Ключевые люди:
Миларепа Святой Симеон Столпник Шарль Эжен, виконт де Фуко Святой Алоизий Гонзага Шарипутра
Похожие темы:
безбрачие бичевание стилет воздержание духовная философия

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

аскетизм (от греческого askeō: «упражняться» или «тренироваться»), практика отказа от физических или психологических желаний для достижения духовного идеала или цели. Вряд ли какая-либо религия не обходилась без хотя бы следов или некоторых черт аскетизма.

Истоки аскетизма.

Истоки аскетизма лежат в попытках человека достичь различных конечных целей или идеалов: развития «целостной» личности, человеческого творчества, идей, «я» или навыков, требующих технического мастерства. Атлетик askēsis («тренировка») , , включающая в себя идеал физической подготовки и совершенства, была разработана для обеспечения максимально возможной степени физической подготовки спортсмена. У древних греков спортсмены, готовившиеся к физическим состязаниям (например, , к Олимпийским играм), дисциплинировали свое тело, воздерживаясь от различных обычных удовольствий и вынося тяжелые физические испытания. Чтобы достичь высокого мастерства в боевых искусствах, воины также применяли различные аскетические практики. Древние израильтяне, например, воздерживались от полового акта перед битвой.

Еще из Британники

Христианство: склонность к аскетизму

По мере развития ценностей, отличных от связанных с физическими способностями, концепция, выраженная аскезисом и родственными ей понятиями, была применена к другим идеалам — например, умственным способностям, моральной жизнеспособности и духовным способностям. Идеал тренировки для достижения физической цели был преобразован в достижение мудрости или умственного мастерства путем развития и тренировки интеллектуальных способностей. У греков такая тренировка интеллекта привела к педагогической системе софистов — странствующих учителей, писателей и лекторов 5—4 вв. до н. э., которые обучали за вознаграждение. Еще одно изменение концепции askēsis возник в Древней Греции, когда понятие такого обучения было применено к сфере этики в идеале мудреца, способного действовать свободно, чтобы выбрать или отказаться от желаемого объекта или акта физического удовольствия. Примером такого рода аскезы , , включающей тренировку воли против жизни, полной чувственных удовольствий, были стоики (древнегреческие философы, выступавшие за контроль над эмоциями с помощью разума).

Центральным принципом этической мысли стал взгляд на то, что следует отвергать свои низшие желания — понимаемые как чувственные, или телесные — в отличие от своих духовных желаний и добродетельных устремлений. Платон считал, что необходимо подавлять телесные желания, чтобы душа могла свободно искать знания. Эту точку зрения также отстаивал Плотин, греческий философ III в. н. э. и один из основателей неоплатонизма — философии, занимающейся иерархическими уровнями реальности. Стоики, среди которых аскетизм был в первую очередь дисциплиной для достижения контроля над побуждениями эмоций, отстаивали достоинство человеческой природы и необходимую для мудреца невозмутимость, которая, по их мнению, станет возможной благодаря подавлению аффективной или аппетитной части. человека.

Подобным образом значение аскетизма в укреплении воли человека и его более глубоких духовных сил было частью многих религий и философий на протяжении всей истории. Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр, например, выступал за такой тип аскетизма, который уничтожает волю к жизни; его соотечественник и более ранний современник, философ Иммануил Кант, придерживался морального аскетизма для взращивания добродетели в соответствии с принципами стоиков. В возникновении и культивировании религиозного аскетизма действовали многие факторы: страх перед враждебным влиянием демонов; мнение о том, что нужно находиться в состоянии ритуальной чистоты как необходимом условии для вступления в общение со сверхъестественным; желание привлечь внимание божественных или священных существ к самоотречению, практикуемому их просителями; идея заработать жалость, сострадание и спасение по заслугам из-за самодеятельных актов аскетической практики; чувство вины и греха, вызывающее потребность в искуплении; мнение, что аскетизм — это средство получить доступ к сверхъестественным силам; и сила дуалистических концепций, которые были источником усилий по освобождению духовной части человека от осквернения тела и физически ориентированной жизни.

Среди высших религий ( например, индуизм, буддизм и христианство) в возникновении и культивировании аскетизма стали играть роль и другие факторы. К ним относятся осознание преходящей природы земной жизни, вызывающее желание укрепить свою надежду на потустороннем, и реакция на секуляризацию, которая часто сочетается с верой в то, что духовность лучше всего может быть сохранена путем упрощения образа жизни.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Формы религиозного аскетизма.

Во всех строго аскетических движениях безбрачие ( q.v. ) считалось первой заповедью. Девственницы и целибаты появились среди первых христианских общин и заняли видный статус. Среди самых ранних месопотамских христианских общин только безбрачные были признаны полноправными членами церкви, а в некоторых религиях только безбрачным разрешалось быть священниками (например, , религия ацтеков и католицизм). Отречение от мирских благ — еще один фундаментальный принцип. В монашеских общинах наблюдается сильная тенденция к этому идеалу. В христианском монашестве этот идеал в наиболее радикальной форме был воплощен Александром Акойметосом, основателем монастырей в Месопотамии (умер в 9 г.0023 с. 430). За столетия до деятельности средневекового западно-христианского монаха св. Франциска Ассизского Александр обручился с бедностью и через своих учеников расширил свое влияние в восточно-христианских монастырях. Эти монахи жили за счет милостыни, которую они просили, но не позволяли дарам накапливаться и создавать проблемы с хозяйством, как это произошло в некоторых западных монашеских орденах, таких как францисканцы. На Востоке странствующие индуистские аскеты и буддийские монахи тоже живут по правилам, предписывающим отказ от мирских благ.

Воздержание и пост являются наиболее распространенными из всех аскетических практик. У первобытных народов оно возникло отчасти из-за веры в то, что принимать пищу опасно, ибо во время еды в тело могут проникнуть демонические силы. Кроме того, следует избегать некоторых продуктов, считающихся особенно опасными. Пост, связанный с религиозными праздниками, имеет очень древние корни. В древнегреческой религии отказ от мяса появился, в частности, у орфиков, мистического вегетарианского культа; в культе Диониса, оргиастического бога вина; а у пифагорейцев — мистический, нумерологический культ. У ряда церквей важнейшим периодом поста в литургическом году являются 40 дней до Пасхи (Пост), а у мусульман важнейшим периодом поста является месяц Рамадан. Однако обычные циклы поста не удовлетворяли потребности аскетов, которые поэтому создали свои собственные традиции. Среди иудейско-христианских кругов и гностических движений были установлены различные правила относительно употребления вегетарианской пищи, и монахи-манихеи снискали всеобщее восхищение интенсивностью своих достижений в посте. Христианские авторы пишут об их безжалостном и неумолимом посте, и из их собственных монахов и манихеев только сирийские аскеты-виртуозы могли составить конкуренцию в практике аскезы. Сирийские подвижники испробовали все, что могло сократить сон и сделать как можно более хлопотным короткий период отдыха. В своих монастырях сирийские монахи обвязывали живот веревками и затем подвешивались в неудобном положении, а некоторых привязывали к стоячим столбам.

Личная гигиена также подпадала под осуждение у аскетов. В пыли пустынь, где обосновались многие аскеты, и в сиянии восточного солнца отказ от омовения приравнивался к мучительной для тела форме аскезы. Что касается запрета на омовение, то персидский пророк Мани, по-видимому, находился под влиянием тех аскетических фигур, которых с древних времен видели в Индии, расхаживающих с распущенными длинными волосами и одетых в грязные лохмотья. ногти и позволяя грязи и пыли скапливаться на их телах. Другой аскетический обряд — ограничение движения — был особенно популярен среди сирийских монахов, любивших полное уединение в келье. Практика ограничения контактов с людьми завершилась одиночным заключением в глуши, на скалах, в пограничных районах пустыни и в горах. В общем, любое оседлое жилище было неприемлемо для аскетического менталитета, что отмечается в аскетических движениях во многих религиях.

Разработаны и психологические формы аскезы. Техника вызывающего боль самоанализа использовалась буддийскими аскетами в связи с их практиками медитации. Сирийский христианский богослов святой Ефрем Сир советовал монахам, что размышление о вине, грехе, смерти и наказании — т. становится горящей лавой, производящей потрясение души и терзание сердца. Сирийские монахи, стремящиеся к более высоким целям, создали психологическую атмосферу, в которой постоянный страх и ужас, методично культивируемые, должны были вызвать постоянные слезы. Не что иное, как крайнее самоуничижение, удовлетворяло аскетических виртуозов.

Причиняющий боль аскетизм проявлялся во многих формах. Популярным обычаем было выполнение определенных физически изнурительных или болезненных упражнений. Явления холода и жары предоставили возможности для таких переживаний. Индуистские факиры (аскеты) Индии являются наиболее замечательными примерами тех, кто ищет болезненные формы аскетизма. В самых ранних примерах таких радикальных форм самоуничижения, появившихся в Индии, аскет смотрел на солнце, пока не ослепнет, или воздевал руки над головой, пока они не засохли. Сирийское христианское монашество также было изобретательным в отношении форм самоистязания. Высоко ценился обычай, связанный с использованием железных приспособлений, таких как пояса или цепи, которые надевали на поясницу, шею, руки и ноги и часто прятали под одеждой. Причиняющие боль формы аскетизма включают самоистязание, особенно кастрацию, и бичевание (избиение плетью), которое возникло как массовое движение в Италии и Германии в средние века и до сих пор практикуется в некоторых частях Мексики и на юго-западе Соединенных Штатов.

Варианты аскезы в мировых религиях. В первобытных религиях аскетизм в форме уединения, физической дисциплины, качества и количества предписанной пищи играл важную роль в связи с обрядами полового созревания и ритуалами вступления в родовое сообщество. Изоляция на более короткие или более длительные периоды времени и другие акты аскетизма были предписаны знахарям, поскольку строгая самодисциплина считается главным путем, ведущим к контролю над оккультными силами. Изоляция практиковалась и практикуется молодыми людьми, собирающимися достичь статуса зрелого возраста в племенах черноногих и других индейских племен северо-запада Соединенных Штатов. В связи с важными событиями, такими как похороны и война, налагались табу (негативные ограничительные предписания), предполагающие воздержание от определенной пищи и сожительство. Для жрецов и вождей они были гораздо строже. В эллинистической культуре ( с. 300 г. до н.э. – г. н.э. ад 300), аскетизм в виде поста и воздержания от половых сношений практиковали общины религиозно-мистического характера, в том числе орфики и пифагорейцы. Новый импульс и свежий подход к аскетической практике (включая кастрацию) пришли с распространением восточных мистических религий (таких как культ Великой Матери) в районе Средиземноморья.

В Индии, в поздневедический период ( ок. 1500 до н.э. – с. 200 г. до н.э.), аскетическое использование тапас («жар», или аскеза) стало ассоциироваться с медитацией и йогой, вдохновлено идеей, что тапас убивает грех. Эти практики были включены в брахманическую (ритуальную индуистскую) религию в Упанишадах (философских трактатах), и этот взгляд на тапаса приобрел значение среди йогов и джайнов, приверженцев религии аскезы, порвавшей с брахманической. Индуизм. Согласно джайнизму, освобождение становится возможным только тогда, когда истреблены все страсти. Под влиянием таких аскетических взглядов и практик в Индии Сиддхартха Гаутама сам претерпел опыт телесного самоуничижения, чтобы получить духовные блага; но так как его ожидания не оправдались, он отказался от них. Но его основной принцип, согласно которому страдание находится в причинно-следственной связи с желаниями, способствовал аскетизму в буддизме. Портрет буддийского монаха, изображенный на IX в.0023 Виная (сборник монашеских правил) относится к тем, кто избегает крайнего аскетизма в своей самодисциплине. Монашество, развившееся в индуизме в средневековый период, также было умеренным. Аскетизм обычно не занимает значительного места в коренных религиях Китая (конфуцианство и даосизм). Только священники в конфуцианстве практиковали дисциплину и воздержание от определенных продуктов в определенные периоды, и некоторые движения в даосизме соблюдали аналогичные маргинальные аскетические практики.

Иудаизм, из-за своего взгляда на то, что Бог сотворил мир и что мир (включая человека) хорош, неаскетичен по своему характеру и включает в себя только некоторые аскетические черты, такие как пост для усиления действенности молитвы и для обретения заслуг. Хотя некоторые видели доказательство святости жизни в некоторых аскетических практиках, вполне развитая аскетическая система жизни оставалась чуждой еврейской мысли, и поэтому аскетические течения могли появиться только на периферии иудаизма. Такие подводные течения всплыли на поверхность среди ессеев, монашеской секты, связанной со свитками Мертвого моря, которые представляли собой своего рода религиозный орден, практикующий безбрачие, бедность и послушание. Археологическое открытие (1940-х годов) их общины в Кумране (около Мертвого моря в районе, который был частью Иордании) пролили новый свет на такие движения в иудаизме.

В зороастризме (основанном персидским пророком Зороастром, VII в. до н. э.) официально нет места аскетизму. В Авесте, священных писаниях зороастризма, посты и умерщвления запрещены, но и в Персии аскеты не совсем отсутствовали.

В христианстве нашли осуществление все виды подвижничества. В Евангелиях аскетизм никогда не упоминается, но тема следования историческому Христу дала аскетизму отправную точку. Аскетический взгляд на христианскую жизнь обнаруживается в Первом Послании Павла к Коринфянам в использовании им образа духовного атлета, который должен постоянно дисциплинировать и тренироваться, чтобы победить в состязании. Воздержание, посты и бдения в целом характеризовали жизнь первых христиан, но некоторые ответвления развития христианства стали радикально аскетичными. Некоторые из этих движений, такие как энкратиты (ранняя аскетическая секта), примитивная форма сирийского христианства и последователи Маркиона, сыграли важную роль в истории раннего христианства. В первые века аскеты оставались в своих общинах, принимали на себя их роль в жизни церкви и основывали свои взгляды на аскетизме на мученичестве и безбрачии. К концу III века монашество зародилось в Месопотамии и Египте и закрепило свою постоянную форму в общежительном (общинном монашестве). После утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи (после 313 г. по Р.Х.) монашество получило новый импульс и распространилось по всему западному миру. В римском католицизме в больших масштабах основывались новые ордена. Хотя лидеры протестантской Реформации отвергали аскетизм, определенные формы аскетизма все же проявились в кальвинизме, пуританстве, пиетизме, раннем методизме и Оксфордском движении (англиканском движении XIX в.).века, придерживаясь прежних церковных идеалов). С аскетизмом связана протестантская трудовая этика, состоящая из радикального требования достижения, символизируемого достижениями в своей профессии, и в то же время требующего строгого отказа от наслаждения законно полученными материальными благами.

Приверженцы ислама с самого начала знали только пост, обязательный в месяц Рамадан. Монашество отвергается Кораном (исламским священным писанием). Тем не менее аскетические силы среди христиан Сирии и Месопотамии, сильные и видные, смогли проявить свое влияние и были ассимилированы исламом в аскетическом движении, известном как zuhd (самоотречение), а затем в суфизме, мистическом движении, возникшем в 8 веке и вобравшем в себя аскетические идеалы и методы.

Аскетическое определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[э-э-сет-ик]

/ əˈsɛt ɪk /

Сохрани это слово!

См. синонимы для: ascetic / ascetics на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

человек, который посвящает свою жизнь преследованию созерцательных идеалов и практикует крайнее самоотречение или самоуничижение по религиозным причинам.

человек, ведущий строгий простой образ жизни, особенно тот, кто воздерживается от обычных радостей жизни или отказывает себе в материальном удовлетворении.

(в раннехристианской церкви) монах; отшельник.

прилагательное Также аскетичный.

, относящийся к аскетизму, учению о том, что можно достичь высокого духовного состояния посредством практики крайнего самоотречения или самоуничижения.

строго воздержание; аскетический: аскетическое существование.

Чрезвычайно строгий или суровый в религиозных упражнениях или самоуничижении.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ аскета

3 отшельник, отшельник; ценобит.

5 строгий, скромный, простой.

6 фанатик.

См. синонимы аскета на Thesaurus.com

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ СЛОВУ аскет

5 потакающий своим желаниям.

См. антонимы к слову аскет на Thesaurus.com АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА

Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!

Вопрос 1 из 7

Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.

Происхождение аскета

Впервые записано в 1640–1650 гг.; от греческого askētikós «приверженный строгим упражнениям, трудолюбивый», эквивалентный askē- (см. ascesis) + суффикс прилагательного -tikos; см. -tic

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ аскетический

аскетичный

аскетический ·лы, наречие

пред·аскетический·ик, прилагательноепсев·до·ас·цетик·ический, прилагательноепсев·до·ас·цетик·ический, прилагательноепсев·до·ас·цет·и·кал·лы, наречие·как· cet·ic, прилагательноеun·as·cet·i·cal·ly, наречие

СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С аскетический

acetic, эстетический, аскетический аскет, аскетизм, Аш, Ашаффенбург, Ашам, ашельминт

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

Слова, относящиеся к аскетическому

аскетический, дисциплинированный, воздержанный, спартанский, воздерживающийся, воздержанный, пуританский, строгий

Как использовать слово аскет в предложении предпочитает глубокие моральные исследования и часто пишет персонажей, одержимых рутиной и ритуалами, аскетов, к лучшему или к худшему.

Оскар Айзек Смолдерс в задумчивом романтическом триллере Счетчик карт|Стефани Захарек|2 сентября 2021 г.|Время

  • В этом искаженном состоянии было приятно лишить себя, как если бы это была какая-то аскетическая форма самообладания.

    Как природа помогла мне вылечиться от расстройства пищевого поведения|Кейт Сайбер|25 марта 2021 г.|Outside Online

  • Я думала, что окажусь среди «просвещенных», цифровых аскетов, которые ставят внимательность превыше всего.

    Я бросил текстовые сообщения и взял трубку|Эбигейл Бэррониан|22 февраля 2021 г. |Вне сети

  • Тщательно расположив обстоятельства своего повествования в пределах интуитивно реалистичного места и времени, он позволяет всему этому разворачиваться с почти аскетической скудостью диалогов.

    Уинслет и Ронан встречаются на берегу моря в «Аммоните»|Джон Пол Кинг|11 декабря 2020 г.|Вашингтон Блейд

    • Неудивительно, что это не понравилось ранним христианам-аскетам.

      Познакомьтесь с Крампусом, Серьезно Плохим Сантой|Джей Майклсон|5 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

    • Сойинка любит еду и вино, но он также легко впадает в своего рода аскетический образ жизни и регулярно постится.

      Нобелевский лауреат из Нигерии рассказывает об увлекательной жизни|Чимаманда Адичи|9 августа 2014 г.|DAILY BEAST

    • Арабская легенда гласит, что опьяняющий эффект гашиша был открыт монахом-аскетом в 1155 году.

      Хроники: история марихуаны|Роджер Роффман|6 июля 2014 г.|DAILY BEAST

    • Может быть, это лучше, чем самоотверженный аскетический подростковый субкультурный анархизм.

      Как развалился судебный процесс над Pussy Riot Girls|Алиса Образцова|8 мая 2013 г.|DAILY BEAST

    • Он работает вокруг невероятно длинного и стройного идеала, но никогда не позволяет своей работе стать аскетической и холодной.

      Balenciaga и дизайнер Николя Гескьер Сплит|Робин Живан|5 ноября 2012 г.|DAILY BEAST

    • Его капюшон был откинут назад, обнажая бледное аскетичное лицо и бритую голову.

      Лето Св. Мартина|Рафаэль Сабатини

    • Прими его в покое, и он выглядел тощим аскетом, который мечтал о счастливой земле, где бичевание было радостью, а боль панацеей.

      Никогда не угадаешь свою удачу, полная|Гилберт Паркер

    • Внешне Терри представлял собой неудачный компромисс между аскетом и молодым горожанином.

      Грибной городок|Оливер-Онионс

    • Назаряне архологи и аскеты; Дюссельдорфская школа по-современному пресна, слаба, бесцветна и сентиментальна.

      История современной живописи, том 1 (из 4)|Ричард Мютер

    • Его философия не сделала его ни аскетом, ни отшельником.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *