Уроки лидерства. Авторитарный стиль руководства. Основы автократического подхода.
Безусловно, автократический стиль управления характеризуется целым рядом слабых сторон и ограничений.
Прежде всего, данный стиль управления не гарантирует масштабного эффекта в долгосрочной перспективе. Дело в том, что в этой модели руководитель принимает оперативные решения, не давая при этом подчиненным воспользоваться своим потенциалом и накопить достаточно опыта для собственного лидерского становления.
Авторитарный лидер, как правило, не дает возможности учиться на своих ошибках, что в конечном итоге приводит к снижению производительности. Привыкнув получать приказы и четко реагировать на них, работники теряют инициативность и уверенность в возможности принятия собственных решений. У сотрудников нет времени на развитие в себе навыков думать независимо. В результате целые коллективы становятся неспособны управлять рабочим процессом при малейшей потере контакта со своим руководителем.
Еще одним аспектом, играющим негативную роль, является враждебность. Враждебность, растущая среди работников, воздействует на атмосферу в коллективе гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Известное выражение гласит, что взаимоотношения в коллективе являются связующими звеньями успеха. Несмотря на то, что рабочим коллективам с автократическим управлением удается легко добиться результатов в краткосрочной перспективе, они склонны к проявлениям большей агрессивности и разобщенности в связи с низким уровнем вовлеченности в процессы управления. Согласно статистическим исследованиям в коллективах с авторитарной моделью лидерства уровень враждебности 30 раз больше, чем в командах с демократическим стилем управления.
Еще один недостаток этой модели тесно связан с личностью руководителя. Слабый руководитель, обладающий низкой управленческой квалификацией, только ухудшит бизнес ситуацию. И в такой ситуации расцветает пышным цветом, то что сотрудники называют простым словом — самодурство. С другой стороны, руководитель, обладающий высокой квалификацией, будет, скорее всего, стремиться переключить на себя основное бремя ответственности и активно вмешиваться во все процессе. Подобное стремление в долгосрочной перспективе может привести к перенапряжению сил и созданию синдрома микро-менеджмента.
Не следует забывать и о мотивационном аспекте. Не секрет, что людям больше нравится, когда их мотивируют, чем когда им приказывают, поскольку первое означает больший уровень доверия и вовлеченности. В результате многие из подчиненных, получающих приказы, испытывают недостаток мотивации и личного участия, что в особенности касается творческих и высококвалифицированных работников. При директивном стиле управления сотрудники лишком зависят от руководителя, они лишены возможности проявить свои способности, что, вероятно, является самым серьезным недостатком данного стиля лидерства. Кроме этого, у членов коллектива вместо веры в собственные возможности и инициативу может выработаться зависимость от руководителя.
3 типа лидерства по Левину: определите, как руководите вы
Это нормально, если ваша личность и опыт влияют на то, как вы руководите. Так как нет единственно верного типа лидерства, полезно определить ваш подход — это поможет расширить набор навыков и улучшить работу команды. Мы перевели статью Asana, в которой подробно описаны 3 распространенных типа лидерства, их плюсы и минусы для разных ситуаций.
Что объединяет Шерил Сэндберг, главного операционного директора Facebook, с Марвином Эллисоном, исполнительным директором Loewe? Они оба — исключительные лидеры. Пока один совершает прорывы в сфере технологий, другой сражается за рынок ритейла. Они оба дальновидны, каждый обладает своим взглядом на работу, оба достаточно убедительны, чтобы влиять на аудиторию.
Нет единого рецепта, как быть хорошим лидером. У каждого управленца свой стиль руководства, который основан на личности и прошлом опыте. При этом, стиль управления может измениться с течением времени — то, как вы руководите сейчас, может не сработать в будущем.
Стиль лидерства — это то, как вы применяете свои лидерские качества в действии.
Авторитарное (деспотичное) лидерство
Авторитарный лидер раздает сотрудникам четкие команды и всегда их контролирует. Принятие решений централизованно — последнее слово в критических вопросах всегда за одним человеком. Деспотичный лидер отлично строит прогнозы наперед, но команду подключает только для решения конкретных задач и по мере необходимости.
Теория лидерства по Левину
Авторитарное (деспотичное) Лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
Народное (демократичное) Лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
Делегативное (либеральное) Лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
Авторитарный лидер субъективен, когда хвалит или критикует сотрудников, при этом сам четко отделяет себя от группы. Может показаться, что авторитарные лидеры — неприятные люди, но обычно это не так.
Изредка они открыто проявляют враждебность. В остальное время они дружелюбны, а если и делают акцент на негативе, то не хотят обидеть сотрудников.Авторитарный лидер ассоциируется с утверждениями:
- Я ставлю в приоритет собственные знания над знаниями команды.
- При разногласиях в компании мое мнение обычно — самое правильное.
- Если слушать мнения всех сотрудников, то к результату не продвинешься.
- Я игнорирую мнения, которые идут вразрез с моим, потому что я ответственный за проект.
Плюсы авторитарного лидерства:
- Авторитарные лидеры умеют завершать проекты в сжатые сроки.
- Помогает, когда нужно действовать решительно.
- Успешно, если лидер — самый умный и опытный член команды.
Минусы авторитарного лидерства:
- Не способствует креативу.
- Команде кажется, что лидер слишком властный и контролирующий.
- Таким лидерам сложно менять тактику, они менее гибкие.
Участливое (демократичное) лидерство
Участливые или демократичные лидеры рады услышать мнение команды и поощряют сотрудничество. Последнее слово часто остается за ними, но они легко делегируют команде право принятия решений.
Демократичные лидеры — часть команды. Они инвестируют время и энергию в развитие коллег, потому что знают, что в итоге это поможет достичь целей. Если вам комфортно работать в группе, то такой стиль управления вам подходит.
Участливый лидер ассоциируется с утверждениями:
- Если я поставлю развитие группы на первое место, то это пойдет мне на пользу.
- При разногласиях в компании, нужно прислушаться к мнению каждого и только тогда принять решение.
- Чем больше людей задействованы в проекте, тем лучше результат.
- Я поощряю, когда высказывают противоположное мнение, потому что в итоге это улучшает продукт.
Плюсы демократичного лидерства:
- Наиболее эффективный стиль лидерства, согласно исследования Левина.
- При таком лидерстве сотрудники качественнее вкладываются в работу.
- Создает более креативную атмосферу, а команда вовлечена в процесс.
- Каждый понимает, к чему стремится компания, и более мотивирован на результат.
Минусы демократичного лидерства:
- Команда менее продуктивна, чем при авторитарном лидерстве.
- Взаимодействия в команде не получится, если хотя бы один член команды в этом не заинтересован.
Делегативное (либеральное) лидерство
Такие лидеры почти не управляют группой — они дают членам команды полную свободу действий и не ограничивают в принятии решений.
Либеральные лидеры отделяют себя от группы и стараются не вмешиваться в текущие дела команды, редко комментируют процесс. Члены команды могут вообще забыть, как выглядит лидер и увидеть его только по окончании проекта.
Либеральный лидер ассоциируется с утверждениями:
- Команда сама примет наилучшее решение, но я жду фееричного результата.
- В случае разногласий решение может принять кто-то кроме меня.
- Я отдаю все ресурсы своей команде. Поэтому я хочу работать с инициативными сотрудниками, которые самостоятельно решают, как поступить.
- Сотрудники с противоположным мнением могут свободно тестировать свои решения.
Преимущества либерального лидерства:
- Такое лидерство приносит выгоду, если каждый член команды — эксперт в своем деле.
- Сотрудникам, которые ценят автономию, получат большое удовольствие от работы.
- Если цель команды совпадают с целью лидера, то ее можно достичь.
Минусы либерального лидерства:
- Согласно исследования Левина, при таком лидерстве команды наименее продуктивны.
- При таком лидере роли и обязанности не ясны.
- С таким лидером члены команды могут начать друг друга обвинять, потому что никто не хочет брать на себя ответственность.
Поделиться
Авторитарное лидерство: определение и объяснение
Что такое авторитарное лидерство?
youtube.com/embed/sw542FFHZ0k?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Авторитарное лидерство относится к любой ситуации, когда лидер сохраняет за собой как можно больше власти и авторитета. Также известное как принудительное или диктаторское лидерство, авторитарные лидеры, как правило, сохраняют за собой все полномочия по принятию решений и сами принимают решения о политике, процедурах, задачах, структурах, вознаграждениях и наказаниях. Намерение большинства авторитарных лидеров состоит в том, чтобы сохранить контроль, и они обычно требуют беспрекословного подчинения и уступчивости.
Любой, кто не подчиняется или становится непослушным, может подвергнуться угрозам или даже наказанию в той или иной форме.
Кроме того, было обнаружено, что авторитарные лидеры значительно чаще прибегают к целому ряду как явных, так и скрытых (скрытых) манипулятивных действий, тактик и даже запугиваний, чтобы попытаться обеспечить выполнение своих желаний.
Последствия авторитарного руководства
Было показано, что одним из последствий авторитарного руководства является повышенный уровень стресса у сотрудников, особенно когда они работают в режиме, который нетерпим к ошибкам, ожидает слепого повиновения и уступчивости и стимулирует производительность за счет ожидания, что сотрудники должны работать усерднее и быстрее.
Кроме того, было показано, что авторитарное руководство приводит к злоупотреблению властью. Ряд исследований показал, что авторитарные лидеры, как правило, эмоционально отстранены и часто неспособны сопереживать другим. По сути, они являются лидерами, ориентированными на задачи, а не на людей.
Вернуться к энциклопедии терминов Oxford Review
Ссылки
Киазад, К., Рестубог, С.Л.Д., Загенчик, Т.Дж., Киевиц, К., и Танг, Р.Л. (2010). В погоне за властью: роль авторитарного лидерства в отношениях между макиавеллизмом руководителей и восприятием подчиненными оскорбительного надзорного поведения. Journal of Research in Personality , 44 (4), 512-519.
Шу, С. К., Чжан, К. А., и Тиан, П. (2013). Во благо или во зло? Интерактивные эффекты трансформационного лидерства с моральным и авторитарным поведением лидера. Journal of Business Ethics , 116 (3), 629-640. https://link.springer.com/article/10.1007/s10551-012-1486-0
Шауброк, Дж. М., Шен, Ю., и Чонг, С. (2017). Двухэтапная модерируемая модель посредничества, связывающая авторитарное лидерство с результатами последователей. Журнал прикладной психологии , 102 (2), 203.
Чжан Ю. и Се Ю. Х. (2017). Авторитарное лидерство и внеролевое поведение: взгляд на ролевое восприятие. Обзор управления и организации , 13 (1), 147–166.
Будьте впечатляюще хорошо информированы
Получайте самые последние аналитические брифинги, видеообзоры исследований, инфографику и многое другое, которые отправляются вам напрямую по мере их публикации
Будьте самым впечатляюще хорошо информированным и современным человеком в округе. ..
Имя
Адрес электронной почты
Мы используем это поле для обнаружения спам-ботов. Если вы заполните это, вы будете отмечены как спамер.
Работает на ConvertKitКак то, что вы видите? Помогите нам распространить информацию
Значение, характеристики, плюсы и минусы
Реклама
Авторитарные лидеры захватывают абсолютную власть. Они берут на себя полную ответственность за цели, решения и стратегический путь к успеху. Они навязывают подчиненным абсолютное повиновение, чтобы они выполняли то, к чему стремятся.
Этот стиль руководства часто считают негативным, поскольку он приносит в жертву личную свободу. Тем не менее, в некоторых ситуациях он также может быть эффективным. Например, организация переживает кризис и нуждается в твердом руководстве со стороны лидера. В таких условиях необходимо авторитарное руководство. Лидеры могут быстро принимать решения. Кроме того, они могут направлять людей к тому, что они планируют сделать, чтобы преодолеть кризис, сводя к минимуму отклонения.
Примерами авторитарных лидеров являются Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Ким Чен Ын и Ричард Никсон. В Индонезии его критики также считают режим Сухарто авторитарным.
Каковы характеристики авторитарного руководства?
Несколько аспектов характеризуют авторитарное лидерство. Первый , лидеры считают, что их видение лучшее. Лучшей альтернативы нет. Таким образом они навязывают свое видение подчиненным для достижения.
Второй руководитель подробно описывает видение, цели и задачи. Они дают четкие инструкции о том, что должно быть сделано, когда должно быть сделано и как быть сделано. А подчиненные должны беспрекословно выполнять поставленные перед ними задачи.
Третий , лидеры ориентированы на результат и задачу. Они заставляют подчиненных выполнять абсолютно любую поставленную задачу. Таким образом, несмотря на то, что организация хорошо структурирована, ее реализация имеет тенденцию быть жесткой.
В-четвертых, , лидер контролирует все решения и действия без значимого участия подчиненных. А подчиненные выступают лишь исполнителями каждого решения. Поэтому они должны запустить его без колебаний.
Реклама
Пятый , авторитарное руководство оставляет низкую автономию. Таким образом, подчиненным сложно самореализоваться и развиваться.
Шестое , лидеры делают выбор, основываясь на своих суждениях. Они считают свою идею лучшей и должны быть реализованы каждым подчиненным. Точно так же, когда они не ладят с подчиненным, они могут делать все, что хотят, в том числе уволить его без видимой причины.
Седьмая , лидер практически не получает предложений или инициатив от последователей.
В результате они игнорируют творчество и нестандартное мышление своих подчиненных. Это снижает уровень инноваций и творчества в организации.Кроме того, из-за того, что подчиненные чувствуют себя незаинтересованными, они менее мотивированы. Они выполняют свои обязанности в условиях «страха» и «угрозы».
Восьмой , руководитель внимательно следит за подчиненными. Они полагаются на политику и процедуры внутри организации и диктуют их. Кроме того, они предусматривают суровые наказания за любое непослушание. Они часто используют свою власть, чтобы угрожать санкциями, такими как увольнение. Надзор часто бывает более строгим для подчиненных, которых считают непослушными.
Чем авторитарное лидерство отличается от авторитарного?
Авторитетные лидеры действуют как наставники. Они используют власть, чтобы направлять и мотивировать подчиненных, вместо того, чтобы принуждать их к повиновению. Они предлагают направление и обратную связь, чтобы поддерживать энтузиазм подчиненных.
Авторитарные лидеры, напротив, более внушительны. Они отдают приоритет абсолютному подчинению подчиненных. Другими словами, подчиненные должны беспрекословно выполнять то, что им говорят.
Кроме того, в авторитетной среде подчиненные имеют возможность предлагать идеи и инициативы. Но, с другой стороны, эти возможности практически невозможно получить при авторитарном руководстве.
Реклама
Несмотря на то, что оба стиля ориентированы на лидера, авторитарный стиль лидерства считает, что успех исходит от них самих. Между тем авторитарный стиль руководства рассматривает успех как сочетание сильного видения и высокой приверженности подчиненных.
Где авторитарное руководство эффективно?
Хотя авторитарный стиль руководства считается негативным, в некоторых ситуациях он может быть эффективным. Когда и где эффективен авторитарный стиль, зависит от таких факторов, как сложившаяся ситуация, характеристики подчиненных и типы задач, которые они выполняют.
Первый , авторитарные лидеры работают лучше всего, когда организация переживает значительные изменения или кризис. Во времена неопределенности твердость лидера в руководстве подчиненными становится решающей. Таким образом, все объединяются для достижения поставленных целей. Это также снижает корыстный мотив подчиненных.
Второй , авторитарные лидеры также эффективны, когда организация требует пунктуальности для завершения работы. Строительные компании часто полагаются на этот стиль руководства. В то время как важно выполнять работу вовремя, авторитарные лидеры важны для обеспечения того, чтобы спецификации соответствовали требованиям.
В-третьих, авторитарное руководство работает хорошо, когда организация не терпит ошибок. Немногие производственные рабочие места соответствуют этому стилю руководства, особенно когда качество является критическим моментом для поддержки конкурентного преимущества. Лидер сосредотачивается на принятии решений и предоставлении подробной информации о задачах, о том, как их выполнять и когда их выполнять. Таким образом, подчиненные концентрируются на выполнении задачи без лишних вопросов. Это также сводит к минимуму отклонения во время выполняемой работы.
Мы видим, как некоторые производители заменяют свою рабочую силу машинами. Они применяют высокие технологии для уменьшения отклонения. Таким образом, помимо увеличения производительности, эта технология также обеспечивает качество продукции в соответствии со стандартами. И технологии заменяют авторитарные стили, которые трудно развивать из-за более квалифицированной и образованной рабочей силы.
Больница — еще один пример, где любая ошибка может привести к смерти. Некоторые рабочие места в больницах зачастую более авторитарны, чем демократичны.
В-четвертых, , авторитарные лидеры также могут быть эффективны в условиях высокого давления или чрезвычайных ситуаций. Примером может служить конфликт или война. Начальник имеет высшую команду, и каждый подчиненный должен ей подчиняться. Без единой команды солдаты могут запутаться, потому что несколько человек на верхнем уровне могут отдавать разные команды.
Реклама
Каковы преимущества авторитарного руководства?
Авторитарный стиль руководства имеет несколько положительных сторон. Первый позволяет быстро принимать решения. Быстрые решения жизненно важны, особенно в стрессовых и ограниченных по времени ситуациях.
Второй , цепочка подчинения становится ясной. Лидер обладает высшей и абсолютной властью. Итак, подчиненные знают, перед кем они должны нести ответственность.
Третий , принятие решений сосредоточено на лидере. Иногда необходимо свести к минимуму несогласованность решений при делегировании их подчиненным. Более того, это сводит к минимуму неправильные решения подчиненных, потому что они плохо принимают решения.
В-четвертых, авторитарная среда повышает концентрацию внимания и вовлеченность в работу. Подчиненные могут сосредоточиться на задачах, не участвуя в сложных процессах принятия решений.
Пятое , авторитарное руководство выгодно, если подчиненные менее квалифицированы или осведомлены. Лидер диктует работу и детализирует все аспекты с помощью политик, процедур и рабочих инструкций.
В-шестых, , авторитарная среда делает организацию более структурированной. У подчиненных есть четкие задачи, цели и сроки. И цепочка подчинения четко определена. Общение и обучение также являются односторонними, от лидера к последователю.
Седьмой , результаты более последовательные и измеримые. Каждый подчиненный должен выполнять задачи в соответствии с инструкциями, целями и сроками, оставляя меньше места для ошибок.
Каковы недостатки авторитарного руководства?
Хотя авторитарное лидерство позволяет быстро принимать решения и имеет ряд других преимуществ, его часто воспринимают негативно, особенно в отношении психологических последствий, которые оно вызывает. Первый , этот стиль руководства вызывает сопротивление среди подчиненных. Обида или возмездие могут возникнуть из-за неудовлетворенности лидером. Наконец, это создает нестабильность внутри организации.
Реклама
Второй , успех организации зависит от того, насколько квалифицирован лидер. Если лидер обладает квалифицированными способностями, это не будет проблемой. Но если у вас его нет, это приведет только к организационному провалу. Кроме того, авторитарная среда также причиняет страдания подчиненным.
Третий , авторитарные лидеры пытаются сохранить власть. Они не только придерживаются строгой иерархии и используют стиль общения сверху вниз. Однако они могут не захотеть делиться информацией с подчиненными, если это им во вред. Наконец, это порождает недоверие и дистанцию между подчиненными и руководителями.
Четвертый , низкий уровень инноваций. Подчиненные затрудняются или не могут поделиться своим мнением или инициативой с организацией. В результате инновации в рабочей среде низки, а организации не хватает навыков творческого решения проблем.