Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Барьеры в общении: Барьеры общения: Виды, Формы, Как Преодолеть

Содержание

Как преодолеть психологический барьер в общении?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — это внутреннее препятствие психологической природы человека, мешающее ему успешно выполнять определённые действия. Психологические барьеры общения часто возникают в деловых и межличностных отношениях людей. Такие психологические барьеры препятствуют установлению между людьми открытых и доверительных отношений.

Подробнее про доверие в отношениях

Психологические барьеры общения выступают причиной возникновения различных конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, взгляды, стремления, установки, характеры, манера общения или самочувствие.

 

Почему возникают психологические барьеры в общении?

Психологические барьеры в общении возникают в следствие индивидуально — психологических особенностей людей, которые вступают в процессе общения, такие как скрытность, скромность, стеснительность, различия в типах темперамента, а также в результате особенностей отношений между собеседниками, например, недоверие к человеку, антипатия и другие причины.

Конкретными психологическими причинами возникновения психологических барьеров  в общении могут быть:

— нереальные цели;

— неадекватная оценка собеседника, его способностей и интересов;

— неверное представление о своих собственных возможностях;

— непонимание характера оценки и отношения партнера;

— использование неправильных способов общения с конкретным партнером.

Личностные психологические барьеры в общении

Определяющим для возникновения психологических барьеров и непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира достаточно субъективно и оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять собеседника, у которого может быть абсолютно противоположная точка зрения на фоне индивидуальных особенностей восприятия.

Какие бывают психологические барьеры в процессе общения?

Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника.

Интеллектуальные барьеры в общении – заключаются в отличиях особенностей мышления (например, общение оптимиста и пессимиста), скорости выполнения и решения мысленных операций, а также в различиях уровня интеллектуального развития между людьми.

 

Мотивационные психологические барьеры в общении – проявляются, когда у собеседников разные цели. Такого рода психологические барьеры общения приводят к взаимному непониманию, искаженному восприятию информации.

Моральные или этические барьеры в общении – это несовместимость нравственных ценностей и принципов. В чём заключается порядочность?

Психологические барьеры установки возникают тогда, когда у человека есть определённая негативная установка по отношению к своему партнеру по общению, в результате предыдущего опыта общения или на основе оценки других людей.

Барьеры отрицательных эмоций или плохого самочувствия. Такого рода барьеры относятся к ситуативным психологическим барьерам.

Как преодолеть психологический барьер в общении?

Для начала необходимо понять с каким психологическим барьером в процессе общения вы столкнулись, определиться со своими установками и убедиться, что они не влияют на сам процесс общения. Также преодолеть возникающие психологические барьеры в любом общении помогают позитивные навыки общения, которые развиваются у человека в течение всей жизни и благодаря позитивному коммуникативному опыту. Навыки позитивного общения

Чтобы преодолеть психологический барьер в общении необходимо использовать разнообразные средства психологической саморегуляции — это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Например, элементарные способы успокоить себя в ситуации возникновения конфликта или недоразумения. 

Простой способ сохранить нервы

Знание основ психологии общения и развитие навыков коммуникации. Понимание себя и другого человека также помогают преодолеть психологические барьеры в отношениях.

 

Что ещё поможет преодолеть психологический барьер в общении?

Интонирование речи, возможности невербальных проявлений. Спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов и этапов беседы. Доброжелательное и внимательное выражение лица, периодический и как можно более продолжительный контакт глаз, сдержанные не интенсивные жесты, открытая поза — все эти способы вербальной и невербальной коммуникации способствуют тому, чтобы преодолеть психологические барьеры в общении.

Возникающие психологические барьеры в интимных отношениях помогает преодолеть не только доверие к партнёру, но и чувство юмора. 

Другие способы невербального общения

В преодолении психологических барьеров в системе «начальник — подчинённый» способствует создание оптимального социально-психологического климата в коллективе.

Также руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное деловое общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей для преодоления психологических барьеров общения.

Психологические барьеры в системе «начальник- подчинённый»

Как преодолеть такие психологические барьеры?
Несомненный интерес представляют девять способов преодоления психологических барьеров в процессе делового общения, сформулированные Д. Карнеги в 1990

 

Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали похвалу в адрес ваших положительных сторон». Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?».

Обращая внимание подчинённого на его ошибки, не делайте это «в лоб». Замечание можно сделать косвенно. Пример такого замечания приводит Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов»   Как стать лидером в коллективе?

Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях.

Тот, на кого направлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не идеален.  Овладение искусством критики

Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. Такое отношение к подчинённым поможет преодолеть любые психологические барьеры в системе «начальник — подчинённый»

Уважайте гордость собеседника и не критикуйте в присутствии других людей.

Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.

Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соответствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной.

«Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему… Подарите человеку хорошую репутацию» ©Дейл Карнеги

Покажите человеку, что его ошибки и промахи легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить.

Основные причины конфликтов в организации

«Одобрите человека… дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, — и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили»
«Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому» ©Дейл Карнеги

Таким образом, чтобы преодолеть психологические барьеры общения не только в системе «начальник — подчинённый» надо научиться прощать и правильно вести в конфликтной ситуации, Следуя такому поведению и преодолению психологических барьеров общения можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для оппонента.

Как преодолевать психологические барьеры в межличностном общении

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Как вы уже знаете из статьи о коммуникационных навыках, человек – существо социальное, и общение играет существенную роль в его развитии, успехах, достижениях и вообще, жизни. Но иногда что-то происходит, и становится сложно налаживать контакт с окружающими, достигать взаимопонимания и вообще строить отношения. Готовность есть, а возможности нет. И сегодня предлагаю вам рассмотреть варианты этих сложностей, так называемые барьеры в общении поподробнее, а также пути их преодоления.

Какие бывают виды барьеров

Сам по себе барьер в общении часто называют «невидимой стеной», которая возникает между партнёрами и мешает им понимать друг друга, «видеть» другого таким, какой он есть, а порой и себя. Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные.

1.Коммуникативные

Любой разговор имеет такие составляющие: тот, кто передаёт информацию, кто получает и непосредственно, сам канал связи, с помощью которого этот процесс становится возможным. Знаете игру «испорченный телефон»? В этой игре участники по очереди пересказывают друг другу какую-то, к примеру, историю. В процессе передачи информации эта история может исказиться до неузнаваемости, когда теряется весь смысл сказанного первым участником. Обычно последний в цепи игрок выдаёт совсем нелогичный и запутанный вариант.

Поиграться весело, но если вдуматься, сколько ценного мы теряем? Когда самое главное искажается, то становится грустно и даже страшно. Итак, сложности, которые возникают во время коммуникации:

Логический барьер

Это неумение формулировать свои мысли, выражать их более ясно и понятно. Порой, человек просто не способен подобрать слов, путает понятия. В его речи просто отсутствует причинно-логическая связь, когда собеседнику становится совсем непонятно, что и для чего он говорит. Монолог может быть длинным и сложным, к которому теряется интерес. В таком случае энергия идёт на спад и в дальнейшем приводит к тому, что он не предпринимает попытки внимательно слушать и переосмысливать сказанное.

Семантический

Когда каждый вкладывает свой смысл в понятия, порой совсем противоположный мнению партнёра. Так случается в силу жизненного опыта, внутренних качеств, уровня развития и образа жизни каждого человека. И если изначально не прояснять, что именно значит такое то понятие для другого, то вполне могут возникнуть сложности в процессе взаимодействия.

К примеру, самое банальное, что такое любовь? Для одной женщины её проявлением станет постоянные признания, нежности и романтические подарки, в то время как для другой женщины это, как ни странно, ревность с проявлением насилия. И тогда, общаясь на тему любви, возникнут неточности в диалоге, вплоть до конфликта, если обе стороны не попробуют прояснить различия во внутренней картине мира и смысл, вкладываемый в обычные и вроде всем ясные понятия. Особенно сложно из-за микрокультур, которые используют в речи жаргоны и сленг, ясные только для их носителей.

Фонетический

Возникает из-за нарушений в технике речи, когда она слишком быстрая, скороговоркой, либо с особенностями, вследствие чего становится сложным её распознавание. Иногда мешает большое количество звуков-паразитов.

Эмоциональный

Когда, получив какую-либо информацию, человек больше придаёт значение своим чувствам. Из-за этого упускает реальные факты и вообще смысл сказанного, из-за чего процесс взаимодействия усложняется.

2.Перцептивные

Они связаны с восприятием друг друга и формированием оценки к другому или ситуации, вследствие чего и устанавливается взаимопонимание.

  • Эстетический – если не нравится, как выглядит собеседник, просто его внешность или неряшливость, то это будет очень сильно влиять на наше понимание его и того, что он говорит.
  • Существует эффект оценки, когда на наше мнение о собеседнике влияет ранее полученная негативная информация, которая перечёркивает сложившееся мнение о нём, даже если она неправдива. Очень сложно потом разглядеть истину, и реальный характер человека. Всё сказанное им порой обесценивается и считается ложью.
  • Отрицательные эмоции. Случалось ведь, что «плохое настроение» мы считывали как отношение к нам, хотя на самом деле причины могли быть совсем не связанны с нашей личностью и поведением? К примеру, нового начальника коллектив воспринял как агрессивного или «сухого». Хотя на самом деле у него возникли сложности в семье, из-за чего в первые рабочие дни он был в подавленном состоянии. Или подруга резко стала не такой близкой и внимательной к вам, по причине возникновения внутреннего кризиса. Но вы расценили как непонимание и нежелание продолжать отношения. Потому что отрицательные эмоции многие воспринимают на свой счёт. Даже грубость незнакомого продавца порой глубоко ранит, если соотнести непосредственно как восприятие вашей личности, игнорируя тот факт, что вас он не знает, и просто не в духе из-за предыдущего клиента, который нахамил.
  • Социальный. Существенным препятствием для верного восприятия также является социальный статус собеседников. Когда кто-то предвзято относится к мнению низшего по званию, или наоборот, не поддаёт оценке и сомнению слова руководителя, считая по определению его мнение более верным из-за страха ослушаться, низкой самооценки и прочее.

3.Психологические

Это особенности личности, которые влияют на процесс коммуникации. Чаще всего они незаметны, но негативно воспринимаются окружающими. А если человек замечает своё отличие и сложности в поддержании разговора, то это часто приводит к развитию комплексов.

Модальность

Мы получаем информацию извне с помощью пяти органов чувств, и у каждого человека преобладает один вид. Существуют аудиалы, они лучше воспринимают на слух, кинестеты – с помощью ощущений, а визуалам проще запомнить увиденное. Поэтому при разговоре представителей разных модальностей могут возникнуть сложности.

Боязнь контакта

Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.

Ожидание непонимания

Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.

Обращали внимание, как порой люди активно спорят и настолько увлечены своей идеей, что не замечают, что говорят об одном и том же?

Неготовность слушать и слышать

То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.

Проэкция или перенос

Это виды барьеров и психологической защиты. Когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам. Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя. А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».

Иногда кто-то может напомнить внешне или типом поведения какого-то знакомого или родственника. Тогда на него будут переноситься чувства, совсем не связанные с ним настоящим. К примеру, начальник внешне напоминает сотруднице деспотичного отца, хотя на самом деле очень лояльный и поддерживающий. Но она каждый раз будет испытывать страх в его присутствии и ожидать, что сейчас он будет ругаться и критиковать её работу.

Возрастной

Встречается очень часто в обыденной жизни между людьми разных поколений. Я писал в статье о теории поколений. Он является причиной непонимания и конфликтов в системе детско-родительских отношений, предвзятого восприятия молодых сотрудников, которые могут быть более развитыми, но обесцениваются из-за недостаточности опыта.

Эффект первичности

Вы ведь слышали о том, что первое мнение самое верное? И порой из-за этого убеждения человек будет готов опровергать происходящее далее, придерживаясь суждений о первом впечатлении. Это очень мешает налаживать контакт, ведь собеседнику постоянно придётся наталкиваться на уже созданный образ, где не будет места ему настоящему и на его преодоление придётся затратить максимум усилий.

Стремление сделать преждевременное заключение о личности другого

Происходит по разным причинам, чаще всего из-за страха разочароваться или «порадовать свою нарциссическую часть». То есть когда человек считает, что много чего знает и хорошо разбирается в людях. Например, женщина, которая очень хочет семью и встречает понравившегося мужчину, то при первой же встрече понимает, что именно с ним согласна прожить жизнь. Всего лишь потому, что по каким-то параметрам он ей напомнил человека, который способен любить и заботиться о семье.

Не зная о нём толком ничего, и потом впоследствии будет испытывать разочарование, или всё-таки игнорировать ситуации, в которых он не соответствует преждевременно созданному образу.

Каким образом определить?

Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую прочитать эту статью.

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Как преодолеть?

Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал в статье о развитии коммуникативных навыков. Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.

  1. Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
  2. При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
  3. Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
  4. Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
  5. Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
  6. Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
  7. По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как видите, пути преодоления препятствий порой сложны, но уж точно стоят того, чтобы вложить в них энергию и силы, ведь комфортный, приятный разговор, понимание, и отношения без конфликтов – залог успешности и качественной жизни.

Подписывайтесь на мой блог, чтобы не упустить новые статьи о саморазвитии. Успехов вам и вдохновения!

Барьеры в общении — GeeksforGeeks

Общение является неотъемлемым элементом человеческих отношений. Люди взаимодействуют друг с другом посредством общения. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communis», что означает общий. Таким образом, общение определяется как обмен фактами, идеями, мнениями или эмоциями для достижения взаимопонимания. Это сумма всего, что делает один человек, чтобы создать понимание в умах других.

«Общение — это общение посредством слов, букв, символов или сообщений, и это способ, которым один член организации делится смыслом и пониманием с другим». Кунц и О’Доннелл

«Общение – это процесс, посредством которого люди создают и обмениваются информацией друг с другом для достижения общего понимания». – Rogers

«Коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю, причем получатель понимает эту информацию». – Koontz and Weihrich

Особенности/природа общения

Особенности общения следующие:

  • Общение представляет собой социальный процесс , поскольку в него вовлечены два или более человека, и они обмениваются идеями, информацией и знания.
  • Коммуникация — это всеобъемлющая функция. Коммуникация необходима для всех функций управления. Это требуется при планировании передачи информации. Организация требует общения для передачи информации о задачах, полномочиях и ответственности. Отбор, обучение, оценка и т. д. требуют обмена фактами и идеями с работниками. Таким образом, общение является универсальным элементом в процессе управления.
  • Коммуникация — это непрерывный процесс. Организации не могут существовать без связи. Это похоже на циркуляцию крови в организациях, так как им необходимо обмениваться идеями, фактами, информацией и т. д.
  • Основная цель общения — создать взаимопонимание между отправителем и получателем.
  • Коммуникация представляет собой двусторонний процесс , когда отправитель отправляет информацию, а получатель ее получает. Получатель понимает информацию и дает обратную связь.

Факторы, препятствующие эффективности общения, известны как коммуникативные барьеры. Эти барьеры вызывают несоответствие между пониманием сообщения отправителем и получателем. Эти барьеры могут возникать на любом этапе коммуникативного процесса. Барьеры для общения можно в целом классифицировать следующим образом:

  1. Семантические барьеры
  2. Психологические барьеры
  3. Организационные барьеры
  4. Личные барьеры

Семантические барьеры

Раздел науки, изучающий значение слов и предложений, известен как семантика. Проблемы и препятствия в процессе кодирования и декодирования сообщения в слова или впечатления известны как семантических барьеров. Этот барьер возникает из-за того, что разные слова означают разные вещи для разных людей. Разрыв в общении может произойти, когда два человека придают разное значение слову. Например, для организаций «прибыль» может означать рост и эффективность, но для сотрудников это может означать избыточные средства, полученные за счет выплаты неадекватной заработной платы и пособий.

Вот некоторые из распространенных форм семантических барьеров:

  • Плохо выраженное сообщение: Когда сообщению не хватает ясности и точности, говорят, что оно плохо выражено. Коммуникация становится неэффективной, когда язык сообщения расплывчатый, неточный, используются неправильные слова или опускаются нужные слова.
  • Символы с разными значениями: Одни и те же слова могут иметь разное значение для разных людей и могут иметь разное значение в разных ситуациях. Например, такие слова, как эффект и аффект, идеальный и праздный, совет и совет, медведь и голый и т. д., звучат одинаково, но имеют разное значение.
  • Faulty Translations: Иногда люди не понимают язык, на котором сообщение передается отправителем. В таких случаях возникает необходимость перевести сообщение на язык, понятный получателю. Переводчик должен быть достаточно опытным, чтобы переводить язык, в противном случае это также может стать препятствием для общения.
  • Неуточненные предположения: У получателя могут быть другие предположения, если отправитель не разъяснит предположения о сообщении. Например, начальник может сказать: «Завершите работу». Здесь начальник не назвал день и дату, когда работа должна быть завершена. Он может иметь в виду завершить работу к завтрашнему дню, но подчиненные могут понимать это как план на неделю.
  • Технический жаргон: Технический жаргон или терминология используются многими экспертами и специалистами для передачи сообщений. Такой жаргон не понятен простым людям, что приводит к плохой коммуникации.
  • Расшифровка языка тела и жестов: Невербальная или жестовая коммуникация также является эффективным средством коммуникации. Мимика, жесты, язык тела и т. д. должны соответствовать языку. Получатель может запутаться и неправильно понять сообщение, если вербальный язык не соответствует языку тела.

Психологические барьеры

Барьеры, возникающие из-за эмоционального и психологического состояния отправителя и получателя сообщения, известны как Психологические барьеры. Например, человек, находящийся в состоянии стресса, не может нормально общаться.

Вот некоторые из распространенных форм психологических барьеров:

  • Преждевременная оценка: Тенденция формировать суждение до того, как прослушано сообщение целиком, известна как преждевременная оценка. Это искажает понимание и действует как барьер для эффективного общения. Это также может привести к предубеждениям против общения.
  • Недостаток внимания: Коммуникация может быть менее эффективной, и сообщение может быть неправильно понято, если ему не будет уделено должного внимания. Это невнимание может возникнуть из-за озабоченности ума получателя. Например, начальник дал указания по работе с новым программным обеспечением, однако подчиненный был занят другими личными вопросами. Такое невнимание делает процесс общения односторонним и малоэффективным.
  • Потери при передаче и плохом удержании: Происходит потеря или передача неточной информации, когда связь проходит через различные уровни или каналы в организации. Это чаще встречается в случае устного общения. Плохое запоминание также действует как барьер, когда люди не могут удерживать информацию в течение длительного времени.
  • Недоверие: Отсутствие взаимного доверия между отправителем и получателем также является барьером для общения. Стороны, участвующие в общении, не могут понять сообщение в первоначальном смысле, если они не верят друг другу.

Организационные барьеры

В организации сообщение должно проходить через различные уровни и каналы, поэтому оно может не достигать того же места, куда его отправил отправитель. Организационная структура, правила и положения, властные отношения и т. д. препятствуют эффективному общению.

Вот некоторые из организационных барьеров:

  • Организационная политика:   На эффективность коммуникации влияет организационная политика. Коммуникационный процесс затруднен, если политика не поддерживает свободный поток коммуникации. Например, в централизованной организации свободное общение не поощряется, и общение должно осуществляться только по соответствующему каналу.
  • Правила и положения: На процесс общения влияют жесткие и громоздкие правила и положения. Уже прописаны каналы и тематика, по которым должны передаваться сообщения. Эти предписанные правила, положения и каналы являются жесткими и могут выступать в качестве барьеров.
  • Статус: Между начальником и подчиненным создается психологическая дистанция из-за статуса. Такие статусы мешают правдивому и точному общению. Подчиненным также не разрешается свободно выражать свои чувства, если руководитель осознает свой статус.
  • Сложность организационной структуры: Организационная структура также может служить препятствием для общения. Если в организационной структуре много управленческих уровней, то коммуникация задерживается и искажается.
  • Организационные возможности: Если в организации отсутствуют такие удобства, как частые встречи, конференции, ящики для предложений, ящики для жалоб и т. д., эффективное общение затруднено.

Личные барьеры

На эффективность коммуникации влияют личные факторы как отправителя, так и получателя.

Вот некоторые из личных барьеров:

  • Страх перед вызовом авторитету: Если начальник боится, что какое-то конкретное общение может помешать его авторитету, то он может воздерживаться от такого общения, так как всегда хочет поддерживать более высокий положение и престиж в организации.
  • Недоверие начальника к своим подчиненным: Когда начальники не верят или не уверены в компетентности своих подчиненных, говорят, что общение затруднено. Когда к подчиненным не хватает доверия и уверенности, начальник может не принимать советов или предложений от подчиненных.
  • Нежелание общаться: Нежелание общаться может быть еще одной причиной неэффективного общения. Часто подчиненные не общаются со своим начальством, потому что считают, что если информация неверна или неуместна, это негативно повлияет на них.
  • Отсутствие должных стимулов: Подчиненные также не проявляют инициативы в общении, когда нет мотивации или стимулов для общения. Например, если за предложение подчиненных не будет вознаграждения, то они не проявят инициативу.

Барьеры в общении на рабочем месте и способы оказания помощи

Барьеры в общении влияют на вашу способность выполнять свои рабочие обязанности, могут осложнить отношения на рабочем месте и повлиять на общую производительность команды. Выявление коммуникативных препятствий — первый шаг к их разрешению. Вот двенадцать барьеров для общения, которые обычно встречаются на рабочем месте.

1. Информационная перегрузка

Когда вы делитесь информацией на встрече с коллегами, обучаете нового сотрудника политике и процедурам компании или информируете клиента о статусе его кампании, важно предоставить центральное сообщение. Вы можете поделиться слишком большим объемом информации, потому что хотите помочь и теряете акцент на своих ключевых моментах.

2. Специализированный отраслевой жаргон

В каждой отрасли есть своя техническая терминология или жаргон, на который профессионалы полагаются при быстром общении. Хотя использование жаргона полезно при общении с представителями той же отрасли, это может вызвать путаницу у посторонних. Жаргон специфичен для торговли, может быть уникальным от компании к компании и варьируется от офиса к офису в зависимости от культуры. Использование аббревиатур и аббревиатур усложняет сообщение и приводит к недоразумениям, потому что существует так много вариантов и возможных значений. Чрезмерное использование отраслевых фраз часто становится клише, снижает ваш авторитет и умаляет важность передаваемой информации.

Подробнее:  10 слов и выражений, которые делают вас любителем

 

3. Языковые барьеры

Если чей-то основной язык отличается от вашего, у вас могут возникнуть проблемы с пониманием друг друга. Идиоматические фразы или выражения, действительное значение которых отличается от буквального, плохо переводятся с одного языка на другой и вызывают недопонимание. Мультикультурная и многоязычная рабочая культура чрезвычайно полезна, но необходимо помнить о трудностях общения.

4. Различные стили общения

Профессионалы общаются по-разному в зависимости от индивидуальных потребностей, сильных сторон и опыта. Один человек может быть очень прямым и кратким в своих формулировках, в то время как другому нужно время, чтобы донести свое сообщение, и он предпочитает предоставлять много деталей. Некоторые люди полагаются на визуальные стимулы и жесты, в то время как другие увлекаются использованием тона и мимики. Эти вариации могут создавать препятствия для общения, когда люди с разными стилями общения не знают и не признают потребности другой стороны.

5. Культурные различия

Культуры составляют основу нашего взгляда на мир и во многом определяют наше поведение и манеры. Поскольку руководящие принципы культур различаются, они создают культурные барьеры, которые могут мешать людям понимать друг друга. В некоторых культурах неуважительно прикасаться к руке незнакомца, в то время как в других принято и вежливо пожимать руку при встрече. В одной культуре сильный зрительный контакт может рассматриваться как признак агрессии и неуважения, в то время как в другой постоянный зрительный контакт считается признаком интереса и участия в разговоре. Различные коннотации этого поведения могут вызвать конфликты между коллегами, если их не распознать.

6. Физическая инвалидность

Нарушения слуха, нарушения речи, нарушения зрения или другие физические или психические отклонения могут выступать в качестве барьеров для общения и вызывать трудности при выполнении повседневных задач и затруднять работу в команде. Важно иметь поддержку, встроенную в рабочую среду, и обучать всех сотрудников модификациям и стратегиям общения, доступным для инклюзивной и продуктивной атмосферы.

7. Нетерпеливое или неактивное слушание

Одним из ключевых компонентов эффективного общения является умение слушать. Разговор — это обмен информацией, но когда одно лицо демонстрирует отстраненность или незаинтересованность, сосредотачиваясь на электронных устройствах или отводя взгляд, обмен теряет смысл.

8. Расплывчатое или косвенное сообщение

То, что вы говорите, и то, как вы это говорите, одинаково важны для эффективной передачи сообщения. Неуверенность в своей речи и использование пассивного залога влияет на то, как ваша аудитория воспримет предоставленную информацию.

9. Незаинтересованность (отстранение или отстраненность)

Ваша способность анализировать информацию зависит от того, насколько активно вы ее получаете. Отвлечение на текстовое сообщение, участие в побочном разговоре во время презентации или ответ на звонок во время встречи отвлекает ваше внимание и препятствует вашей способности улавливать невербальные сигналы, что может привести к тому, что вы упустите ценную информацию. Уделение другим безраздельного внимания является признаком уважения, способствует укреплению доверия на рабочем месте и подтверждает ваш высокий уровень профессионализма.

10. Несоответствие вербальных и невербальных сигналов

Язык тела важен при выступлении и презентации. Если вы взволнованы содержанием своей презентации, ваш настороженный язык тела, прямая осанка и расслабленные руки, свободно лежащие по бокам, приглашают и передают соответствующий оптимистичный настрой. Однако, если ваш оптимистичный голос и позитивные слова выражают волнение, а ваше сгорбленное тело, сидящее на стуле, и скрещенные руки показывают гнев, аудитория может неверно истолковать ваше сообщение и запутаться.

Воспользуйтесь следующими советами, чтобы устранить барьеры общения на работе и улучшить общение на работе.

  • Будьте полностью присутствующими. Чтобы непредвзято сосредотачиваться на идеях других, требуется концентрация и практика. Воздержитесь от любых предположений об информации, которой с вами поделились, пока вы слушаете. Слушайте внимательно и подождите немного позже, чтобы дать обратную связь.
  • Будьте точны в своей информации. Кратко делитесь важными сведениями, чтобы их было легко понять и запомнить. Будьте лаконичны и дайте другим возможность задать уточняющие вопросы, чтобы сделать обмен информацией динамичным.
  • Используйте слова и тон, которые выражают уверенность. Работайте над устранением таких слов, как «гм, вроде» и «а», а также таких фраз, как «я думаю, что», которые не добавляют информации и могут отвлекать вашу аудиторию. Вместо этого рассмотрите возможность использования правильно рассчитанных пауз во время разговора, чтобы дать себе возможность собраться с мыслями, а другим — возможность обдумать то, что вы сказали, и при необходимости ответить. Ваш голос должен быть оптимистичным, а скорость речи должна варьироваться, чтобы отражать энтузиазм.
  • Поощряйте вопросы. Будьте приглашающими и побуждайте других, с которыми вы постоянно общаетесь, задавать вопросы. Это поможет вам увидеть разные точки зрения и может привести к пониманию и открытию способов избежать коммуникативных ловушек в будущем. Благодаря открытому диалогу вы также можете узнать о различных стилях общения на своем рабочем месте и скорректировать свои методы, чтобы удовлетворить все потребности.

Подробнее:  Тест: какой у вас стиль общения?

  • Зеркало другие. Активные слушатели дают невербальные сигналы при общении с другими людьми как визуальные индикаторы внимательного слушания. Поддерживайте зрительный контакт, держите свои электронные устройства подальше от рук, улыбайтесь, кивайте, чтобы показать понимание, и встаньте лицом к другому человеку, если это возможно, чтобы показать интерес. Повторение языка тела другого человека, например, смех, когда он смеется, улыбка в ответ на ухмылку или использование подобных жестов руками, демонстрирует сочувствие, навык, имеющий решающее значение для установления взаимопонимания между коллегами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *