список и фото. Описание зверств
Люди способны на чудовищные вещи. Убийства, изнасилования, рабство – человечество проявляет удивительную изобретательность, когда надо причинить вред себе подобному. Нам кажется, что животные во многом лучше нас – они не воюют, а если и убивают, то только ради еды. Но и в жестком мире животных «ничто человеческое не чуждо», и они тоже способны на жуткое поведение.
Теги:
Нетленка
Здоровье
Животные
Еда
Природа
Getty Images
Говорят, что самое опасное и жестокое животное — человек, и действительно страшно представить, как изменил природу технический прогресс. Но без него мы значительно уступаем по свирепости нескольким зверям, столкнувшись с которыми в жизни можно её же и лишиться. Многие из них считаются безобидными, и даже вызывают симпатию. Однако, если представить, что вы оказались в их родной среде с ними на равных, умиление сменится первобытным страхом.
Многие люди считают дельфинов чудесными созданиями замечательного ума и доброты. Отчасти это правда, но ум играет злую шутку с нашими морскими друзьями, и в диком жестоком животном мире среди них тоже встречаются настоящие подонки. Афалины, например, иногда убивают и мучают морских свиней (похожих на дельфинов китообразных) просто ради развлечения. Они не едят их и не пытаются прогнать, а просто избивают и не дают дышать, пока те не умрут. Также некоторые дельфины-самцы насилуют как самок, так и коллег-самцов, не говоря уже о других видах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
МуравьиНекоторые виды муравьёв используют тлей в качестве своеобразных «дойных коров», поедая их сладкие выделения и охраняя тех от хищников. Кажется, будто это вполне гармоничные симбиотические отношения, но тля при этом находится в полноценном рабстве. Если она пытается сбежать, в жестоком мире животных муравьи используют специальные феромоны, чтобы одурманить тлю и продолжить свою рабовладельческую практику.
ШимпанзеДжейн Гудолл, знаменитая учёный-приматолог, однажды заметила, что некоторые особи шимпанзе регулярно убивают и поедают новорождённых детёнышей безо всякой на то причины. Более подробные исследования показали, что эти жестокие звери также способны на асоциальное и откровенно безумное поведение, схожее с подобным у людей.
КаланыМорские выдры — обаятельнейшие создания, которые плавают на спине, потешно складывая лапы на животе. Впрочем, это впечатление несколько развеивается, когда дело доходит до спаривания. В жестоком мире животных самцы каланов во время секса ведут себя крайне агрессивно, болезненно кусая самок. Если же самок рядом нет, они пытаются найти кого-то, кто мог бы их заменить — например, других самцов каланов или иных морских существ. Известны случаи, когда каланы насиловали и убивали детёнышей морских котиков, которым не повезло оказаться рядом.
ПингвиныВ начале XX века британский исследователь Джордж Мюррей Левик и его команда во время экспедиции наткнулись на пингвинов Адели — и ужаснулись. Письменный рассказ о поведении в жестоком мире животных «милых птичек» настолько поразил цензоров, что те запретили его издавать. Согласно Левику, самцы пингвинов пытались совокупляться с чем угодно — землёй, другими самцами, замороженными трупами самок и детёнышами пингвинов. Также они насиловали самок большими группами, в процессе давя яйца. Левик описал пингвинов как злых и бесчувственных существ.
ГориллыВ мае 2016 года в зоопарке Цинциннати произошёл известный трагический случай. Трёхлетний мальчик упал в вольер и оказался в руках крупного самца гориллы по имени Харамбе. Работникам зоопарка пришлось пристрелить гориллу, чтобы спасти ребёнка, что после вызвало волну осуждения. Но люди, защищавшие гориллу, не особо понимали, о чём говорили. На самом деле, в диком жестоком мире животных самцы горилл зачастую ведут себя крайне агрессивно и жестоко, особенно защищая свою территорию. Иногда они избивают молодняк до смерти. И ребёнок для них — такой же враг как взрослый.
Губачи и львыМногие владельцы зоопарков с отвращением наблюдали, как самки медведей-губачей раз за разом поедают своё новорожденное потомство. Но когда в одном таком случае люди вмешались и спасли детёныша, тот оказался чрезвычайно слабым и больным. Возможно, съеденные детёныши были такими же, и самка пыталась сохранить свои ресурсы для более здоровых детей. За подобным поведением замечали и львиц — они иногда оставляют львят голодать до смерти, затем поедая трупы. Также в диком жестоком животном мире львят может убить самец, захвативший новый прайд.
АкулыВ жестоком животном мире ещё не рождённые детёныши тигровой акулы сражаются до смерти, не покидая материнское лоно. Сформироваться может до двенадцати мальков, но лишь тот, кто победит и съест остальных, выйдет на свет. Возможно, это связано с тем, что самка акулы совокупляется с разными самцами, и жестокий поединок детёнышей определяет потомство с лучшими генами.
ГиеныВ «Короле-льве» гиены в основном служили объектом для шуток, но в жестоком мире диких зверей с ними шутить не стоит. Для начала, гиена рожает через клитор, больше напоминающий пенис, при этом зачастую умирая в муках. Иногда при таком рождении умирают и детёныши — задохнувшись. Но даже выжив, они оказываются по уши накачаны тестостероном. Это выливается в беспричинную агрессию и схватки между молодняком до смерти.
КошкиВы наверняка слышали поговорку «играет, как кошка с мышкой». Так вот, она основана на вполне реальном явлении. В жестоком мире животных кошки, поймав беззащитное существо вроде мыши или птички, часто долго мучают его перед тем как убить. Есть мнение, что таким образом кошка оттачивает навыки охоты, но многие специалисты по поведению животных уверяют — это именно что игра, простое развлечение.
Кстати, у нас есть канал в Telegram, где можно почитать о самых свежих и интересных новостях из мира науки и техники. Подписаться
Наука: Наука и техника: Lenta.ru
Кадр из фильма «Спуск»
Голые землекопы — удивительные существа. Они практически слепы, их образ жизни похож на муравьиный и они не чувствуют боли от ожогов. Немецкие ученые опубликовали в журнале Cell Reports статью о причинах такой невосприимчивости. «Лента.ру» разобралась в исследовании и рассказывает, как подземные грызуны помогли биологам проникнуть в тайны боли.
Иногда даже самые легкие прикосновения и тепло могут быть нестерпимо болезненными. Повышенная чувствительность к боли — частое следствие воспаления и повреждения тканей. Это называется гипералгезией. Она возникает из-за особого белка — фактора роста нервов (nerve growth factor, NGF), поддерживающего жизнеспособность, развитие и активность нейронов. Без него нервные клетки, отвечающие за сенсорное восприятие, подвергаются апоптозу — «санкционированной» гибели.
Материалы по теме:
Исследования, проводившиеся на грызунах и людях, показали, что и у тех, и у других небольшое количество введенного в организм NGF вызывает сильную и длительную гипералгезию в ответ на механическое и тепловое раздражение. Кроме того, оказалось, что мутации, возникающие в гене, который кодирует фактор роста нервов, приводят к формированию синдрома врожденной нечувствительности к боли с ангидрозом (нарушением потоотделения). Такой же эффект дают дефекты в гене NTRK1, содержащем информацию о строении белка TrkA (тропомиозин-рецепторная киназа A). Этот белок играет роль рецептора NGF, то есть он связывается с ним, а образованный в результате комплекс обеспечивает защиту нейронов от апоптоза.
Нечувствительность к боли считается достаточно редким генетическим заболеванием. Несмотря на кажущуюся выгоду от способности не воспринимать неприятные ощущения, это нарушение представляет собой серьезную угрозу для нормальной жизнедеятельности. Больные не чувствуют не только боль, но также холод, тепло и даже наполненность мочевого пузыря. Нервная система не способна распознать высокую температуру. Хотя давление и прикосновения пациенты чувствуют.
Неспособность потеть в жаркую погоду приводит к постоянному перегреванию (гипертермии). Среди других неприятных последствий — инфекции языка, губ и десен, хронические инфекции костей и суставов, переломы костей, множественные рубцы, остеомиелит (некроз костных и окружающих тканей) и деформация суставов, что угрожает ампутацией. Также возможно повреждение глаз — из-за того, что больные слишком часто и сильно их трут и даже царапают во сне.
Голый землекоп
Изображение: Roman Klementschitz / Wikipedia
Однако существует животное, которого подобная нечувствительность не слишком беспокоит. Речь о голых землекопах (Heterocephalus glaber) — небольших роющих грызунах. Их характерные черты — полное отсутствие шерсти, холоднокровность (исключительный случай для млекопитающих, которые, вообще-то, теплокровные), а также склонность создавать подземные колонии, подобно общественным насекомым. Они также отличаются выносливостью к высоким концентрациям углекислого газа, крайне низкой заболеваемостью раком и относительно длительной продолжительностью жизни (28-31 год).
Эти существа интересует ученых еще и потому, что они нечувствительны к некоторым типам боли. Исследования показали, что в их клетках кожи отсутствует вещество, называемое субстанцией Р. Этот белок отвечает за передачу болевых импульсов в центральную нервную систему. Голые землекопы не чувствуют порезов и ожогов. Однако после введения нейромедиатора болевые ощущения появляются.
Белок NGF
Изображение: Wikipedia
Немецкие ученые установили, что если вводить в землекопа NGF, то гипералгезия все равно не возникнет. Кроме того, выяснилось, что у животных есть сенсорные нейроны, в которых производится белок TRPV1. Это соединение представляет собой рецептор капсаицина (активного компонента перца чили), практически ничем не отличается от TRPV1 человека и способствует термической гипералгезии. Однако землекопы нечувствительны к теплу. В чем причины такой невосприимчивости?
Изучив активность TRPV1 в изолированных сенсорных нервных клетках, ученые установили, что у голых землекопов отсутствует зависимая от NGF сенсибилизация, опосредованная TRPV1. Это обусловлено мутациями в гене TrkA, заменяющими в белке 1-3 аминокислоты. В результате рецептор не способен эффективно передать сигнал дальше по цепочке молекул-посредников.
белок TRPV1
Изображение: Boghog2 / Wikipedia
Таким образом показано, что эволюция нечувствительности голых землекопов произошла в результате изменения одной единственной молекулы. Подобная мутация, нарушающая последовательность аминокислот в TrkA, очень вредна для человека. А для голых землекопов она не просто не оказалась фатальной, но и дала преимущества в выживании. Эти животные не нуждаются в восприимчивости к высоким температурам, поскольку условиях их обитания практически неизменны на протяжении миллионов лет. Это позволяет экономить энергию, сохраняя чувствительность к механическим повреждениям кожи.
Поклонение Христу (Tertia Pars, Q. 25)
- Следует ли поклоняться Божеству Христа и человечеству с одним и тем же поклонением?
- Следует ли поклоняться Его плоти с обожанием «латрии»?
- Поклонение «латрии» следует отдавать образу Христа?
- «Латрию» Кресту Христову отдать?
- Отдать ли «латрию» Его Матери?
- Поклонение мощам святых
Статья 1. Следует ли с одинаковым поклонением почитать человечество и Божество Христа?
Возражение 1. Казалось бы, человечеству и Божеству Христа нельзя поклоняться с одинаковым поклонением. Ибо Божеству Христа следует поклоняться, как общему Отцу и Сыну; поэтому написано (Ин. 5:23): «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Но человечность Христа не является общей Ему и Отцу. Поэтому человечеству и Божеству Христа нельзя поклоняться с одинаковым поклонением.
Возражение 2. Далее, честь есть собственно «награда за добродетель», как говорит Философ (Ethic. IV, 3). Но добродетель заслуживает награды действием. Таким образом, поскольку во Христе действие Божественной природы отличается от действия человеческой природы, как сказано выше (III:19:1), кажется, что человечеству Христа следует поклоняться с иным поклонением, чем то, которое воздается Его Божеству.
Возражение 3. Далее, если бы душа Христова не была соединена со Словом, то она была бы достойна почитания за превосходство своей мудрости и благодати. Но, соединившись со Словом, оно ничего не потеряло в своем достоинстве. Поэтому Его человеческая природа должна получить определенное почитание, присущее ей, кроме почитания, которое воздается Его Божеству.
Наоборот, Читаем в главах Пятого Собора [сб. viii, можно. 9]: «Если кто говорит, что Христу поклоняются в двух природах, чтобы ввести два различных поклонения, а не поклоняется Богу Слову, ставшему плотью, одним и тем же поклонением, как Его плоти, как передала Церковь от начало; да будет такой анафема».
Я отвечаю, что, В человеке, которому оказана честь, мы можем рассмотреть две вещи: самого человека и причину его почитания. Собственно говоря, почитается сущее в целом, ибо мы говорим о почитании не руки человека, а самого человека. И если когда-либо случится, что мы говорим о почитании руки или ноги человека, то это не потому, что эти члены почитаются сами по себе, но по причине того, что в них почитается все. Таким образом, человек может быть прославлен даже в чем-то внешнем; например, в его одеянии, его образе или его посланнике.
Дело чести – это то, благодаря чему почитаемый человек имеет определенное превосходство. ибо честь есть почтение, оказываемое чему-то из-за его превосходства, как сказано во II-II:103:1. Итак, если в одном человеке несколько причин чести, например положение, знание и добродетель, то честь, воздаваемая ему, будет одна в отношении почитаемого лица, а несколько в отношении причин чести: ибо человек, которого почитают как за знание, так и за его добродетель.
Итак, так как во Христе есть только одно Лицо Божественного и человеческого естества, одна ипостась и один суппозитум, Ему дается одно поклонение и одна честь со стороны Лица, которому поклоняются, а со стороны По той причине, за которую Его почитают, мы можем сказать, что существует несколько поклонений, например, что Он получает одну честь из-за Своего нетварного знания, а другую из-за Его сотворенного знания.
Но если сказать, что во Христе есть несколько лиц или ипостасей, то отсюда следует, что будет, безусловно, несколько поклонений. И это то, что осуждается на Соборах. Ибо написано в главах Кирилла [Ефесский собор, часть I, гл. 26]: «Если кто осмелится сказать, что предполагаемый человек должен почитаться помимо Божественного Слова, как если бы это были разные личности, и не чтит Эммануила одним единственным поклонением, поскольку Слово стало плотью, то пусть быть анафеме».
Ответ на возражение 1. В Троице трое почитаемых, но только одно дело почетное. В тайне Воплощения все наоборот: и поэтому одна честь воздается Троице и только одна Христу, но иным образом.
Ответ на возражение 2. Операция не цель, а мотив чести. И поэтому наличие двух действий во Христе доказывает не два поклонения, но две причины поклонения.
Ответ на возражение 3. Если бы душа Христа не была соединена со Словом Божиим, то она была бы главным в этом Человеке. А потому честь должна была бы принадлежать ему в первую очередь, так как человек есть то, что в нем главное [ср. этика. IX, 8]. Но так как душа Христова соединяется с Лицем более достойным, то честь принадлежит прежде всего тому Лицу, с Кем соединяется душа Христова. Достоинство души Христовой от этого не уменьшается, а, наоборот, возрастает, как сказано выше (III:2:2 и 2).
Статья 2. Следует ли поклоняться человечеству Христа с поклонением «латрии»?
Возражение 1. Казалось бы, душе Христа не следует поклоняться с поклонением «латрии». Ибо на словах Псалма 97:5: «Поклоняйтесь подножью Его, ибо она свята», в толковании говорится: «Плоть, принятая Словом Божиим, по праву почитаема нами: ибо никто не причащается духовно плоти Его, если не он сначала поклоняется ему, но на самом деле не с поклонением, называемым «латрия», которое принадлежит только Творцу». Теперь плоть является частью человечества. Поэтому человечеству Христа нельзя поклоняться с поклонением «латрии».
Возражение 2. Далее, поклонение «латрии» не должно воздаваться никакой твари: так как по этой причине язычники порицались, что они «поклонялись и служили твари», как написано (Римлянам 1 :25). Но человечество Христа есть творение. Поэтому не следует поклоняться ему с обожанием «латрии».
Возражение 3. Далее, поклонение «латрии» связано с Богом в знак признания Его верховного владычества, согласно Второзаконию 6:13: «Поклоняйся [Вульгата: «страшись»; ср. Матфея 4:10 ] Господа, Бога твоего, и Ему одному служи». Но Христос как человек меньше Отца. Поэтому Его человечеству нельзя поклоняться с поклонением «латрии».
Напротив, Дамаскин говорит (De Fide Orth. IV, 3): «По причине воплощения Божественного Слова мы поклоняемся плоти Христовой не ради нее самой, но потому, что Слово Божие есть присоединился к нему лично». А в Псалме 98:5 «Поклонись Его подножию» в толковании говорится: «Тот, кто поклоняется телу Христову, смотрит не на землю, а на Того, Чья это подножие, в Чью честь он поклоняется подножию. -табурет». Но воплощенному Слову поклоняются с поклонением «латрии». Поэтому также Его тело или Его человечество.
Отвечаю, что, Как сказано выше (статья 1), поклонение происходит из-за сущей ипостаси: однако поводом для почитания может быть что-то несуществующее, из-за чего почитается лицо, в котором оно есть. Таким образом, поклонение человечеству Христа можно понимать двояко. Во-первых, так что поклоняются человечеству: и таким образом поклонение плоти Христа есть не что иное, как поклонение воплощенному Слову Божьему, точно так же, как поклонение царской ризе есть не что иное, как поклонение Царю в облачении. И в этом смысле поклонение человечеству Христа есть поклонение «латрии». Во-вторых, поклонение человечеству Христа можно считать данным, поскольку оно совершенствовалось всяким даром благодати. Итак, в этом смысле поклонение человечеству Христа есть поклонение не «латрии», а «дулии». Так что одной и той же Личности Христа поклоняются «латрией» за Его Божество и «дулией» за Его совершенную человечность.
И это не неуместно. Ибо честь «латрии» принадлежит Самому Богу Отцу из-за Его Божества; и честь «дулия» из-за владычества, посредством которого Он правит творениями. Поэтому в Псалме 7:1 «О, Господи, Боже мой, на Тебя я уповаю», в глоссе говорится: «Господь всего силой, Которому принадлежит «дулия»: Бог всего творения, Кому «латрия». должно».
Ответ на возражение 1. Этот лоск не следует понимать так, как если бы плоти Христовой поклонялись отдельно от ее Божества: ибо это могло бы произойти только в том случае, если бы была одна ипостась Бога, а другая — человека. Но так как, как говорит Дамаскин (De Fide Orth. IV, 3): «Если тонким различием отделить видимое от понятного, то нельзя поклоняться ему, потому что оно есть творение», — то есть с обожанием «… латрия». И тогда, таким образом, понимаемый как отличный от Слова Божия, ему следует поклоняться с поклонением «дулиа»; не какой-либо «дулии», какой дается другим существам, а с неким высшим обожанием, которое называется «гипердулией».
Отсюда появляются ответы на второе и третье возражения. Потому что поклонение «латрии» дано человечеству Христа не в отношении самого себя; но в отношении Божества, с которым оно соединяется, по причине чего Христос не меньше Отца.
Статья 3. Следует ли поклоняться образу Христа с поклонением «латрии»?
Возражение 1. Казалось бы, образу Христа не следует поклоняться с поклонением «латрии». Ибо написано (Исход 20:4): «Не делай себе кумира и подобия чего-либо». Но никакое поклонение не должно воздаваться против заповеди Божией. Поэтому не следует поклоняться образу Христа с поклонением «латрии».
Возражение 2. Далее, мы не должны иметь ничего общего с делами язычников, как говорит Апостол (Ефесянам 5:11). Но язычников упрекают главным образом в том, что они «превратили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека», как написано (Римлянам 1:23). Поэтому образу Христа не следует поклоняться с поклонением «латрии».
Возражение 3. Далее, Христу поклонение «латрии» принадлежит по причине Его Божества, а не Его человечности. Но поклонение «латрии» происходит не из-за образа Его Божества, запечатленного в разумной душе. Следовательно, в гораздо меньшей степени это связано с материальным образом, представляющим человечество Самого Христа.
Возражение 4. Далее, кажется, что в богослужении не следует делать ничего, что не было бы установлено Богом; поэтому Апостол (1 Коринфянам 11:23), собираясь изложить учение о жертве Церкви, говорит: «Я принял от Господа то, что и вам передал». Но Писание ничего не говорит о поклонении изображениям. Поэтому образу Христа не следует поклоняться с поклонением «латрии».
Напротив, Damascene (De Fide Orth. IV, 16) цитирует слова Василия: «Честь, воздаваемая образу, достигает прототипа», то есть образца. Но самому образцу, а именно Христу, следует поклоняться с поклонением «латрии»; следовательно, и Его образ.
Я отвечаю, что, Как говорит Философ (De Memor. et Remin. I), есть двоякое движение ума к образу: одно действительно к самому образу как определенной вещи; другой — к образу, поскольку он есть образ чего-то другого. И между этими движениями есть эта разница; что первое, которым движутся к образу как к определенной вещи, отличается от движения к вещи, тогда как последнее движение, которое идет к образу как к образу, есть то же самое, что и движение к вещь. Таким образом, мы должны сказать, что не оказывается никакого почтения к образу Христа, как к вещи, например, к резному или раскрашенному дереву, потому что благоговение должно быть только у разумного существа. Отсюда следует, что ему следует оказывать благоговение лишь постольку, поскольку оно является образом. Следовательно, к образу Христа следует относиться с таким же благоговением, как и к Самому Христу. Таким образом, поскольку Христу поклоняются с поклонением «латрии», отсюда следует, что Его образу следует поклоняться с поклонением «латрии».
Ответ на возражение 1. Эта заповедь не запрещает делать какие-либо кумиры или изображения, но делать их с целью поклонения, поэтому добавлено: «Не поклоняйся им и не служи им». А так как, как было сказано выше, движение к образу есть то же самое, что и движение к вещи, то поклонение ему запрещается точно так же, как и поклонение вещи, образом которой она является. Поэтому в процитированном отрывке мы должны понимать запрет поклоняться тем изображениям, которые язычники делали для поклонения своим собственным богам, т. е. демонам, и поэтому положено: «Да не будет у тебя чужих богов пред лицем Моим». Но никакое телесное изображение не может быть воздвигнуто до самого истинного Бога, так как Он бестелесен; потому что, как замечает Дамаскин (De Fide Orth. IV, 16): «В высшей степени абсурдно и нечестиво создавать образ божественного». Но поскольку в Новом Завете Бог стал человеком, Ему можно поклоняться в Его телесном образе.
Ответ на возражение 2. Апостол запрещает нам иметь что-либо общее с «бесплодными делами» язычников, но не с их полезными делами. Поклонение изображениям должно быть причислено к бесплодным делам в двух отношениях. Во-первых, потому, что некоторые из язычников поклонялись самим изображениям как вещам, веря, что в них есть что-то Божественное, из-за ответов, которые демоны обычно давали в них, и из-за других подобных чудесных действий. Во-вторых, из-за вещей, образами которых они были; ибо они поставили изображения некоторым существам, которым в этих изображениях они придали почитание «латрии». Тогда как поклонение «латрии» мы воздаем образу Христа, Который есть истинный Бог, не ради образа, а ради того, чьим образом он является, как сказано выше.
Ответ на возражение 3. Почтение должно относиться к разумному существу ради него самого. Следовательно, если бы поклонение «латрии» оказывалось разумному существу, в котором находится этот образ, то это могло бы привести к ошибке, а именно, чтобы движение поклонения не остановилось бы на человеке, как на вещи, а не на отнесены к Богу, Чьим образом он является. Этого не может быть в случае высеченного или нарисованного изображения в неосязаемом материале.
Ответ на возражение 4. Апостолы, ведомые внутренним чутьем Святого Духа, передали церквям определенные наставления, которые они не изложили письменно, но которые были установлены в соответствии с соблюдением Церкви, как это практикуется верными как время. продолжал. Поэтому Апостол говорит (2 Фессалоникийцам 2:14): «Стойте и держите предания, которым вы научились, или словом», то есть устно, или чрез наше послание, то есть словом, изложенным в письмо. Среди этих традиций — поклонение образу Христа. Поэтому и сказано, что блаженный Лука написал образ Христа, находящегося в Риме.
Статья 4.
Следует ли кресту Христову поклоняться с поклонением «латрии»?Возражение 1. Казалось бы, кресту Христову не следует поклоняться с поклонением «латрии». Ибо ни один послушный сын не чтит то, что бесчестит его отца, как бич, которым его бичевали, или виселицу, на которой он был повешен; скорее он ненавидит его. Теперь Христос претерпел самую позорную смерть на кресте; согласно Премудрости 2:20: «Осудим Его на позорнейшую смерть». Поэтому мы не должны поклоняться кресту, а должны ненавидеть его.
Возражение 2. Далее, человечеству Христа поклоняются с поклонением «латрии», поскольку оно соединяется с Сыном Божьим в Личности. Но этого нельзя сказать о кресте. Поэтому кресту Христову не следует поклоняться с поклонением «латрии».
Возражение 3. Далее, как крест Христа был орудием Его страданий и смерти, так и многое другое, например, гвозди, венец, копье; однако им мы не показываем поклонения «латрии». Представляется поэтому, что кресту Христову не следует поклоняться с поклонением «латрии».
Наоборот, Поклонение «латрии» мы показываем тому, в чем возлагаем нашу надежду на спасение. Но возлагаем надежду на крест Христов, ибо Церковь поет:
«Дорогой Крест, лучшая надежда из всех рядом,
Который веселит торжественные страсти:
Дай справедливому умножению благодати,
Дай каждому кающийся грешник мир».
[Hymn Vexilla Regis: перевод отца Эйлуорда, OP]
Поэтому кресту Христа следует поклоняться с поклонением «латрии».
Я отвечаю, что, Как сказано выше (Статья 3), почет или почтение принадлежат только разумному существу; в то время как бесчувственному существу не подобает ни чести, ни почтения, кроме как по причине разумной природы. И это двумя способами. Во-первых, поскольку она представляет собой разумную природу; во-вторых, поскольку она каким-либо образом соединена с ней. В первом случае люди имеют обыкновение почитать образ царя; во-вторых, его одежда. И оба почитаются людьми с таким же благоговением, какое они выказывают королю. Поэтому, если мы говорим о самом кресте, на котором был распят Христос, то он должен почитаться нами в обоих отношениях, а именно, в одном отношении, поскольку он представляет нам вытянутую на нем фигуру Христа; с другой стороны, от соприкосновения с членами Христа и от насыщения Его кровью. Поэтому во всех отношениях ему поклоняются с таким же благоговением, как и Христу, а именно. поклонение «латрии». По этой причине и мы говорим кресту и молимся ему, как Самому Распятому. Но если мы говорим об изображении креста Христова в каком-либо другом материале, например в камне или дереве, серебре или золоте, то мы почитаем крест только как образ Христа, которому поклоняемся с поклонением «латрии», как указано выше (статья 3).
Ответ на возражение 1. Если в кресте Христовом мы рассмотрим точку зрения и намерение тех, кто не уверовал в Него, это покажется Его позором: но если мы рассмотрим его действие, которое есть наше спасение, оно предстанет наделенным Божественной силой, которой оно восторжествовало над врагом, согласно Колоссянам 2:14-15: «Он взял его от дороги, привязав ко кресту и лишив начальств и сил, разоблачил их уверенно, напоказ, восторжествовав над ними в Себе».
Ответ на возражение 2. Хотя крест Христов не был соединен со Словом Божьим в Личности, но он был соединен с Ним каким-то иным образом, т.е. по представлению и контакту. И только поэтому ему оказывается почтение.
Ответ на возражение 3. По причине соприкосновения членов Христа мы поклоняемся не только кресту, но и всему, что принадлежит Христу. Поэтому Дамаскин говорит (De Fide Orth. iv, 11): «Драгоценному дереву, как освященному прикосновением Его святого тела и крови, следует достойно поклоняться, как и Его ногтям, Его копью и Его священному жилищу — места, такие как ясли, пещера и так далее». Однако эти самые вещи не представляют образ Христа, как крест, который называется «знамением Сына Человеческого», который «явится на небе», как написано (Матфея 24:30). Поэтому ангел сказал женщинам (Марка 16:6): «Иисуса Назорея ищете распятого»: он сказал не «пронзенного», а «распятого».
По этой причине мы поклоняемся образу креста Христова в любом материале, но не образу гвоздей или чего-либо подобного.Статья 5. Следует ли поклоняться Богородице с поклонением «латрии»?
Возражение 1. Казалось бы, Богородице следует поклоняться с поклонением «латрии». Ибо кажется, что матери царя подобает та же честь, что и царю: откуда написано (3 Цар. 2:19), что «поставлен престол для матери царя, и она села одесную Его». Более того, Августин [Проповедь на Успение, сочинение анонимного автора] говорит: «Правильно, чтобы престол Божий, место упокоения Господа Неба, жилище Христа было там, где Он Сам. » Но Христу поклоняются с поклонением «латрии». Поэтому Его Мать также должна быть.
Возражение 2. Далее Дамаскин говорит (De Fide Orth. IV, 16): «Честь Матери отражается на Сыне». Но Сыну поклоняются с поклонением «латрии». Следовательно, Мать также.
Возражение 3. Далее, Матерь Христова родственнее Ему, чем крест. Но кресту поклоняются с поклонением «латрии». Поэтому и Его Матери следует поклоняться с таким же благоговением.
Наоборот, Матерь Божия — простое творение. Следовательно, поклонение «латрии» не связано с ней.
Я отвечаю, что, Поскольку «латрия» принадлежит только Богу, она не принадлежит творению, поскольку мы почитаем творение ради него самого. Ибо хотя бесчувственные существа не могут почитаться ради самих себя, но разумное существо может почитаться ради себя. Следовательно, поклонение «латрии» не является обязанностью какого-либо простого разумного существа ради самого себя. Так как, таким образом, Пресвятая Дева есть просто разумное существо, поклонение «латрии» принадлежит не ей, а только поклонению «дулии»: но в большей степени, чем другим существам, поскольку она есть Матерь Бог. По этой причине мы говорим, что ей присуща не какая-нибудь «дулия», а «гипердулия».
Ответ на возражение 1. Честь, причитающаяся матери короля, не равна чести, причитающейся королю, но чем-то похожа на нее по причине определенного превосходства с ее стороны. Именно это имеют в виду цитируемые авторитеты.
Ответ на возражение 2. Честь, воздаваемая Матери, отражается на Ее Сыне, потому что Мать следует почитать ради Сына. Но не так, как честь, оказываемая образу, отражается на его образце: потому что сам образ, рассматриваемый как вещь, вообще не должен почитаться.
Ответ на возражение 3. Крест, рассматриваемый сам по себе, не является предметом почитания, как указано выше (статьи 4 и 5). Но Пресвятая Богородица сама по себе является объектом почитания. Отсюда и нет сравнения.
Статья 6. Осуществляется ли какое-либо поклонение мощам святых?
Возражение 1. Казалось бы, мощам святых вообще не следует поклоняться. Ибо мы должны избегать делать то, что может быть причиной ошибки. Но поклонение мощам мертвых, по-видимому, несет в себе привкус заблуждения язычников, воздававших почести мертвым. Поэтому мощи святых не должны почитаться.
Возражение 2. Далее, кажется абсурдным почитать то, что нечувственно. Но мощи святых бесчувственны. Поэтому абсурдно почитать их.
Возражение 3. Далее, мертвое тело не принадлежит к тому же виду, что и живое тело: следовательно, оно не кажется тождественным с ним. Поэтому после смерти святого кажется, что его телу не следует поклоняться.
Наоборот, Написано (De Eccles. Dogm. xl): «Мы верим, что телам святых, прежде всего мощам блаженных мучеников, как членам Христовым, должно поклоняться в вся искренность» и далее: «Кто придерживается противоположного мнения, тот не считается христианином, а последователем Евномия и Вигилантия».
Я отвечаю, что, Как говорит Августин (De Civ. Dei I, 13): «Если отцовское пальто или кольцо или что-либо в этом роде ценится детьми гораздо больше, чем любовь к родителям больше, ни в коем случае нельзя пренебрегать самими телами, которые гораздо теснее и теснее связаны с нами, чем всякая одежда, ибо они принадлежат самой природе человека». Из этого ясно, что тот, кто испытывает к кому-либо известную привязанность, чтит все, что от него остается после его смерти, не только свое тело и части его, но и внешние вещи, как, например, одежду и тому подобное. Теперь очевидно, что мы должны оказывать честь святым Божьим, как членам Христовым, чадам и друзьям Божиим и нашим ходатаям. Посему в память о них мы должны подобающим образом чтить всякие их реликвии: главным образом их тела, бывшие храмами, и органы Святого Духа, обитавшие и действующие в них, которым суждено уподобиться телу Христову через слава Воскресения. Следовательно, Сам Бог подобающим образом чтит такие реликвии, совершая чудеса в их присутствии.
Ответ на возражение 1. Таков был аргумент Вигилантия, слова которого цитируются Иеронимом в написанной им против него книге (гл. II) следующим образом: «Мы видим нечто вроде языческого обряда, введенного под предлогом религии ; они поклоняются поцелуями, не знаю какой крошечной пылинке в убогой вазе, окруженной драгоценным полотном». Ему отвечает Иероним (Ep. ad Ripar. cix): «Мы не поклоняемся, не скажу, мощам мучеников, но ни солнцу, ни луне, ни даже ангелам», — то есть с поклонением из «латрии». «Но мы чтим мощи мучеников, чтобы тем воздать честь Тому, Чьи мученики [Первоначальное значение слова мученик, т.е. греческое martys есть «свидетель»] они: мы чтим рабов, чтобы оказанная им честь отразилась на их Господине».
Ответ на возражение 2. Мы поклоняемся этому бесчувственному телу не ради него самого, а ради души, которая когда-то соединилась с ним и теперь наслаждается Богом и ради Бога, чьими служителями были святые.0021
Ответ на возражение 3. Мертвое тело святого не тождественно тому, которое святой имел при жизни, из-за различия формы, т.е. душа: но это то же самое по тождеству материи, которой суждено воссоединиться со своей формой.
Цитаты Франкенштейна: Европа | SparkNotes
Глава 4
В уединенной комнате, или, вернее, в келье, наверху дома и отделенной от всех прочих комнат галереей и лестницей, я держал свою мастерскую грязного творчества; мои глазные яблоки вылезали из орбит, вникая в детали моей работы.
Прозекторская и бойня снабдили меня многими материалами; и часто моя человеческая природа с отвращением отворачивалась от моего занятия, в то время как я, все еще побуждаемый постоянно возраставшим рвением, приближал свою работу к завершению. Прошли летние месяцы, пока я, сердцем и душой, был занят одним делом. Это было самое прекрасное время года; никогда поля не давали более обильного урожая, а виноградники не давали более пышного урожая, но мои глаза были нечувствительны к прелестям природы.
В этой цитате Виктор Франкенштейн описывает свою лабораторию в своем колледже в Ингольштадте, где он создает монстра. Подобно кораблю Уолтона, который был закрыт и изолирован льдом, единственная комната расположена далеко от всех других комнат в доме, изолируя Виктора и его работу. Виктор изолирован не только с точки зрения места, но и ментально. Его исключительная сосредоточенность на завершении своего эксперимента заставляет Виктора оставаться дома, глядя на части тела, даже когда на открытом воздухе расцветает «самое прекрасное время года».
Глава 9
Огромные ледники подошли к дороге; Я слышал раскатистый гром падающей лавины и отмечал дым от ее прохождения. Монблан, высший и великолепный Монблан, возвышался над окружающими альпинистами, а его огромный купол возвышался над долиной.
В этом путешествии меня часто охватывало покалывание давно утраченного чувства удовольствия. Какой-то поворот на дороге, какой-то новый предмет, внезапно воспринятый и узнанный, напомнил мне о давно минувших днях и ассоциировался с беззаботной мальчишеской веселостью. Сам ветер шептал с успокаивающими акцентами, и мать-природа велела мне больше не плакать.
В этом отрывке Виктор очень подавлен смертью Жюстин, поэтому исследует естественные окрестности долины Шамуни. В романтической литературе персонажи часто пытаются излечить свою печаль, проводя время на природе, и эта сцена — хороший тому пример. Виктор смотрит на Монблан, самую высокую гору в Альпах, в поисках вдохновения. Каждый новый шаг в его путешествии открывает для Виктора что-то, что вызывает счастливые воспоминания. Ветер «успокаивает», и природа хочет, чтобы он «больше не плакал».
Глава 11
Всю деревню подняли; одни бежали, другие нападали на меня, пока, тяжело израненный камнями и многими другими видами метательного оружия, я не вырвался на открытую местность и в страхе укрылся в низенькой лачуге, совершенно голой и производившей жалкий вид после увиденных мною дворцов. в деревне. Эта лачуга, однако, примыкала к коттеджу опрятного и приятного вида, но после моего запоздалого дорого купленного опыта я не осмелился войти в него. Мое убежище было построено из дерева, но так низко, что я с трудом мог сидеть в нем прямо. Однако на землю, образующую пол, не положили дерева, но оно было сухим; и хотя ветер проникал в него через бесчисленные щели, я нашел там приятное убежище от снега и дождя.
Здесь же я удалился и лег счастливый, что нашел убежище, хотя и жалкое, от непогоды и еще более от варварства человека.
В этом отрывке монстр рассказывает Виктору о том, как его прогнали из деревни напуганные жители. Для монстра все является новым открытием, поэтому он чувствует себя очарованным «дворцами», которые он видит в деревне. Однако бурная реакция жителей деревни на монстра заставляет его в страхе бежать в «открытую местность». Чудовище изолируется в маленькой темной лачуге вдали от других, как это делал Виктор в своей лаборатории в Ингольштадте.
Глава 13
Тем временем и черная земля покрылась травою, и зеленые берега усеяны бесчисленными цветами, приятными для обоняния и глаз, звездами бледного сияния среди лунных лесов; солнце стало теплее, ночи ясные и ароматные; и мои ночные прогулки доставляли мне чрезвычайное удовольствие, хотя они значительно сокращались из-за позднего захода и раннего восхода солнца, потому что я никогда не отваживался выходить за границу днем, опасаясь встретить то же обращение, которое я прежде терпел в первой деревне.