Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда
Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа — это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.
Первая теория о бессознательном
Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.
З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.
Определение 1Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.
Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т. к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».
Определение 2Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.
Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.
З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.
Замечание 1Бессознательное носит сексуальный характер.
Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.
Бессознательное по З. Фрейду
З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:
«Оно» или «Id» — уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.
«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.
«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.
«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».
«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».
Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.
Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.
Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».
Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.
Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».
Замечание 3С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение.
Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.
Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына.
З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.
Определение 3Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.
Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца.
Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.
Замечание 4З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.
В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».
Определение 4Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.
Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.
Теория бессознательного | ПИНПО Психология
Теория бессознательного
Зигмунд Фрейд, один из отцов-основателей психоанализа, внес большой вклад в его популяризацию.
В 1900-1905 он разработал топическую (или пространственную) модель разума, описав особенности и структуру его функционирования – используя аналогию айсберга. Всю область психического Фрейд разделил на три сферы: сознательное, предсознательное и бессознательное.
В своих работах, датированных 1915 годом, он описал сознательный ум, который включает в себя все умственные процессы, которые мы осознаем – это рассматривается как верхушка айсберга.
Предсознание содержит мысли и чувства, которые человек в настоящее время не осознает, но они легко могут стать сознательными (осознаваемыми) при выполнении определенных условий (воспоминания, слабые раздражители – при усилении внимания к происходящему). Предсознание расположено чуть ниже уровня сознания, перед бессознательным. По словам Фрейда: «предсознание подобно ментальной комнате ожидания, в которой мысли остаются, пока им не удастся привлечь внимание сознательного».
В предсознании находятся информация, которую мы часто извлекаем без малейшего усилия – стоит нам об этом подумать – адрес дома, возраст, номер телефона, воспоминания об отпуске. Однако случается, что травмирующие и сильные отрицательные эмоции репрессируются, и, следовательно, недоступны в предсознании.
Наконец, бессознательное – включает в себя психические процессы, недоступные осознаванию, но оказывающие влияние на мысли, чувства и поведение. Согласно Фрейду, именно бессознательное оказывает наиболее сильное влияние на поведение человека (все поведенческие автоматизмы, сценарии, усвоенные роли «хранятся» именно там). Бессознательное – как подводная часть айсберга – его никто не видит, но именно оно содержит больше всего информации о личности человека.
Фрейд применил эти три системы к своей структуре личности – Ид, Эго и СуперЭго. Ид – полностью бессознательное, Эго и СуперЭго имеют в своей структуре сознательный, предсознательный и бессознательный компоненты.
Мы можем контролировать сознание, но нам неведомо, какая информация хранится в нашем бессознательном. Именно в нем находятся все блокированные воспоминания, угрожающие нашей психической безопасности – механизм подавления Фрейд назвал репрессией.
Наше бессознательное — это склад, хранилище примитивных желаний и импульсов, вытесненных страхов и глубинных убеждений – болезненное, пугающее, порицаемое обществом надежно заперто в глубинах бессознательного. Также бессознательное является вместилищем инстинктов – эрос (влечение к жизни – побуждения к сексу) и танатос (влечение к смерти – агрессия). Фрейд утверждал, что наши примитивные побуждения часто не достигают сознания, потому что они неприемлемы для нашего рационального, сознательного Я. Не допустить их в сознание помогают психологические защиты, не позволяющие осознавать истинные мотивы и чувства.
Фрейд (1915) подчеркивал важность бессознательного, и первичное предположение фрейдовской теории состоит в том, что бессознательный разум управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. По его мнению, основная цель психоанализа — выявить использование таких защитных механизмов и, тем самым, осознать неосознаваемое.
Фрейд считал, что бессознательное проявляется самыми разными способами – через сны, оговорки (кто не слышал про «оговорки по Фрейду»?).
Поначалу психологи скептически отнеслись к идее бессознательного и его влияния на сознание. Особенно отвергали идеи Фрейда сторонники научного подхода (бихевористы), поскольку бессознательное нельзя измерить, оно не поддается объективному описанию.
Сейчас понятие бессознательного является одним из основных понятий в психологии. Бессознательные процессы признаны когнитивной психологией (например, процедурная память, автоматическая обработка), а социальная психология ввела понятие неявной (латентной) обработки.
Однако эмпирические исследования выявили ограничения фрейдистской теории бессознательного, а современное понятие «адаптивного бессознательного» не совпадает с психоаналитическим. Действительно, Фрейд (1915) недооценил важность бессознательного, и по аналогии с айсбергом, в воде гораздо большая часть нашего разума. Ум работает наиболее эффективно, исключая значительную степень информации из осознавания, в то же время производя сложную обработку бессознательного.
В то время как Фрейд (1915) рассматривал бессознательное как единое целое, психология теперь понимает разум как совокупность модулей, которые со временем эволюционировали и действуют вне сознания. Например, универсальная грамматика — это бессознательный языковой процессор, который позволяет нам решить, правильно ли составлено предложение, не обращаясь к правилам. Отдельным для этого модуля является способность распознавать лица быстро и эффективно, что иллюстрирует, как бессознательные модули работают независимо.
Наконец, хотя Фрейд считал, что глубиные убеждения остаются бессознательными, чтобы защитить людей от тревоги, современный же взгляд на адаптивное бессознательное заключается в том, что большая часть обработки информации находится вне сознания по соображениям эффективности, а не репрессии.
[Бессознательное] Проблема бессознательного в психологии состоит, по метким словам Липпса (1897), не столько психологическая проблема, сколько проблема психологии. […]Необходимо отказаться от переоценки свойства быть сознательным, прежде чем станет возможным составить какой-либо правильный взгляд на происхождение ментального. По словам Липпса, бессознательное следует считать быть общей основой психической жизни. Бессознательное — это большая сфера, включающая в себя меньшую сферу сознательного. Все сознательное имеет бессознательную предварительную стадию; тогда как то, что бессознательное может оставаться на этой стадии и, тем не менее, претендовать на то, чтобы рассматриваться как имеющее полное значение психического процесса. Бессознательное — это истинная психическая реальность; в своей сокровенной природе он так же неизвестен нас как реальность внешнего мира, и он столь же неполно представлен данными сознания, как внешний мир — сообщениями наших органов чувств. (Зигмунд Фрейд:
Самое старое и лучшее значение слова «бессознательное» — описательное; мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы обязаны предположить — по какой-то причине, например, что мы выводим его из его последствий, — но о которой мы ничего не знаем. В этом случае мы имеем к нему такое же отношение, как к психическому процессу в другом человеке, за исключением того, что он находится в факт один из наших. Если мы хотим быть еще более корректными, мы изменим наше утверждение, сказав, что мы называем процесс бессознательным, если мы вынуждены предполагать, что он активизируется в данный момент, хотя и в момент мы ничего не знаем об этом. Эта оговорка заставляет задуматься о том, что большинство сознательных процессов осознаются лишь на короткое время; очень скоро они становятся латентными, но легко могут снова стать сознательными. Мы можно было бы также сказать, что они стали бессознательными, если бы можно было быть уверенным, что в латентном состоянии они все еще являются чем-то психическим. (Зигмунд Фрейд: Новые вводные лекции по психоанализу, 1933.)
Да, но, к несчастью, работа психоанализа оказалась вынужденной использовать слово «бессознательное» еще в другом, третьем смысле, и это может быть конечно, привели в замешательство. Под новым и сильным впечатлением существования обширной и важной области психической жизни, которая обычно изымается из-под познания эго, так что процессы, происходящие в его следует рассматривать как бессознательное в истинно динамическом смысле, мы пришли к пониманию термина «бессознательное» также и в топографическом или систематическом смысле; мы пришли к тому, чтобы говорить о «системе» предсознательного и «система» бессознательного, конфликт между эго и системой Ucs. , и все больше и больше использовали это слово для обозначения ментальной области, а не качества того, что является ментальным. Открытие, на самом деле неудобное, что части Эго и Супер-Эго также бессознательны в динамическом смысле, действует в этот момент как облегчение — позволяет устранить осложнение. Мы понимаем, что у нас нет Право называть чуждую Эго ментальную область «системой Ucs», поскольку характеристика бессознательного не ограничивается ею. Очень хорошо; мы больше не будем использовать термин «бессознательное» в систематический смысл, и мы дадим тому, что мы до сих пор так описывали, лучшее название, которое больше не будет вызывать недоразумений. Следуя словесному использованию Ницше и воспользовавшись предложением Георга Гроддека, мы в будущем будет называть это «id». Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения главной характеристики этой области ума — факта ее чуждости эго. Супер-эго, т. эго и оно — таковы три сферы, области, области, на которые мы разделяем ментальный аппарат индивидуума и взаимными отношениями которых мы будем заниматься в дальнейшем. (Зигмунд Фрейд: Новые вводные лекции по психоанализу , 1933.) Таким образом, мы можем говорить о бессознательной мысли, стремящейся передать себя в предсознательное, чтобы затем пробиться в сознание. Мы имеем здесь в виду не образование второй мысли, расположенной в новом месте, как транскрипцию, продолжающую существовать рядом с оригиналом; и идея прорваться в сознание должно быть тщательно освобождено от любой мысли о перемене местности. Опять же, мы можем говорить о вытеснении или вытеснении предсознательной мысли, а затем ее захвате бессознательным. Эти изображения, полученные из набора идей, относящихся к борьбе за участок земли, может соблазнить нас предположить, что буквально верно, что мысленная группировка в одной местности была подорвана и заменена новой в другой. другой населенный пункт. Давайте заменим эти метафоры чем-то, что, по-видимому, лучше соответствует реальному положению дел, и скажем вместо этого, что какая-то конкретная ментальная группировка имела катексис энергии. присоединена к нему или изъята из него, так что рассматриваемая структура попала под влияние определенного агентства или была изъята из него. Что мы здесь делаем, так это снова заменяем топографический способ представление вещей динамическим. Подвижной мы считаем не саму психическую структуру, а ее иннервацию. (Зигмунд Фрейд: Толкование снов , 1900.)
. Итак, теперь мы должны обратить немного внимания на связь между этими двумя техническими терминами, которые действительно кажутся совпадающими по своему значению. Это не трудно сделать дело понятным. «Бессознательное» — более широкое понятие; «подавленный» является более узким. Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать, что все бессознательное вытеснено. […] «Бессознательное» — чисто описательный термин, в некоторых отношениях неопределенный и, можно сказать, статичный. «Подавленное» — это динамическое выражение, учитывающее взаимодействие психических сил; это подразумевает, что присутствует сила, которая стремится вызвать все виды психических эффектов, в том числе и осознание, но что есть также и противодействующая сила, способная воспрепятствовать некоторым из них. эти психические эффекты, в том числе и осознание. Признак чего-то вытесненного как раз и состоит в том, что, несмотря на свою интенсивность, оно не может войти в сознание. (Зигмунд Фрейд: Заблуждения и сны в Gradiva Дженсена, 1907). <= Вернуться к теории психоанализа
| |
Что такое бессознательное во фрейдистском психоанализе? – Интересная литература
ЛитератураДоктор Оливер Тирл (Университет Лафборо)
Вот вам вопрос викторины в пабе. Кто придумал идею «бессознательного»? Возможно, чтобы никто не боялся ловушки, мы должны сделать ее немного проще. Какой немец предложил идею бессознательного? Не Зигмунд Фрейд, конечно, который был скорее австрийцем, чем немцем.
Вместо этого следует отдать должное немецкому философу-романтику Фридриху Шеллингу (1775–1854), который различал сознательный и бессознательный разум в своих ранних работах Система Трансцендентального Идеализма (1800), обозначая последнюю Unbewusste (т. е. «бессознательное»).
Термин «бессознательное» был затем введен в английский язык поэтом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем. В 1869 году немецкий философ Эдуард фон Гартманн (1842–1906) написал книгу под названием « Философия бессознательного ». А затем, в 1890 году, в своем монументальном труде «Принципы психологии» Уильям Джеймс (брат романиста Генри Джеймса) подробно обсуждал идею «бессознательного» или «подсознания».
Но именно Зигмунд Фрейд создал самую влиятельную «карту» сознания и структуры (по крайней мере, как ее видел Фрейд) бессознательного. Так что же такое бессознательное и как его теоретизировал Фрейд?
Фрейд утверждал, что бессознательное включает в себя ид, эго и суперэго. Эти три части психики, большинство из которых бессознательны , хотя части эго также сознательны, развиваются в таком порядке. Когда мы рождаемся, наш разум целиком состоит из Ид, и Ид можно описать как импульсивную часть психики. Им движет не разум или мораль, а желание любой ценой удовлетворить наши основные потребности, желания и страсти. Не думает о последствиях. Ид вообще не может «думать».
Самое главное для новорожденного ребенка, чтобы все его насущные потребности – в еде, защите, внимании – были удовлетворены, и поэтому Ид жадно и эгоистично добивается того, чтобы это произошло. Ребенок плачет, пока не получит то, что хочет. Фрейд называл это «принципом удовольствия»: главная — а на самом деле единственная — цель Оно состоит в том, чтобы гарантировать, что ему будет предоставлено искомое удовольствие. Если ему нужно переодеться или ему нужна еда, он будет плакать, чтобы привлечь внимание любой ценой.
Конечно, id быстро приведет к тому, что вас арестуют, или убьют, или вы попадете в неприятности с вашими друзьями, если вы все время будете действовать из своих самых низменных и примитивных импульсов. Таким образом, по мере того, как у младенцев развивается осознание своего места во внешнем мире, начинает развиваться эго, а эго должно сдерживать самые дикие импульсы Ид и обеспечивать, чтобы мы действовали таким образом, который лучше всего подходит для нашего постоянного благополучия. и выживание.
Таким образом, эго является своего рода посредником между эгоистичным и импульсивным Ид с одной стороны и внешним миром с другой. Хотя Ид никогда полностью не подавляется, у нормально функционирующего человека его самые дикие инстинкты сдерживаются.
Собственная аналогия Фрейда для отношений между Ид и Эго была аналогией лошади и ее всадника. Эго — это человек, едущий на лошади, который представляет Оно. Он должен держать лошадь в узде, чтобы она вдруг не решила ринуться в опасность, причинив вред им обоим.
Но иногда эго не может договориться с Ид. И важно, чтобы id во многих случаях не имел свободы действий, чтобы получить то, что он хочет. Когда вы злитесь, ваш идентификатор может жаждать крови и хотеть, чтобы вы кого-то убили. Эго пытается урезонить его и убедить, что такой долгосрочный план действий не будет хорошей идеей. Но Ид импульсивен и ему все равно.
Именно здесь может вмешаться Суперэго и помочь обуздать более экстремальные импульсы Ид. Суперэго развивается после эдипова конфликта, когда ребенок осознает, что он (или она — вопреки тому, что думают многие, Фрейд считал, что Эдипов комплекс применим и к девочкам) не может избавиться от родительского соперника и должен подавить желание ( s) он сочувствует (другому) родителю.
Если эго похоже на старшего брата или старшего брата, если хотите, присматривающего за ид — своего «младшего (к) ид брата», можно сказать, — тогда суперэго — это строгая мать или отец, оберегающие их обоих в чеке. Для суперэго недостаточно, чтобы эго было практичным или реалистичным: оно должно быть моральным . Суперэго — наш внутренний полицейский: голос нашей совести. И вот, вкратце, то, как Фрейд теоретизировал бессознательное.
Зигмунд Фрейд был любопытным человеком. Каждое утро, приходя в свой кабинет, он гладил мраморного бабуина и приветствовал фигуру китайского мудреца. На своем столе он держал дикобраза — постоянное напоминание о «колючести» человеческих отношений.