Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Бихевиоризм определение: Что такое бихевиоризм и чему он может нас научить

Содержание

Что такое бихевиоризм и чему он может нас научить

3 февраля 2022 Ликбез Жизнь

Психологи подскажут, как мотивировать себя и не попасться на удочку рекламы.

Что такое бихевиоризм

Это направление психологии, которое изучает объективные наблюдаемые явления в поведении человека (в первую очередь реакции на стимулы), а не субъективные вроде чувств или сознания. Согласно бихевиоризму, отношения «стимул — реакция» обуславливают все наши поступки и действия.

Эта концепция возникла на основе работ российского биолога Ивана Павлова об условных рефлексах. Вдохновлённый его трудами психолог Джон Уотсон в 1913 году написал статью о принципах бихевиоризма. Американец предложил по‑новому взглянуть на человека через наблюдаемые явления: стимулы, рефлексы и инстинкты.

Так как чувства, мотивы, сознание и разум невозможно исследовать экспериментальным путём, их бихевиористы считают непознаваемыми. Они также выступают против рассмотрения любого внутреннего опыта, называя его субъективным. Важно только то, как человекреагирует на окружающий мир, а не то, что он думает о нём.

Так бихевиористы хотели придать психологии больший вес и перевести её в разряд естественных наук. И во многом это получилось. Например, сторонникам этого подхода удалось использовать математические и статистические методы, а также подтверждать результаты экспериментов при повторных опытах.

На волне подъёма доказательной науки в первой половине XX века бихевиоризм стал очень популярным, особенно в США.

Почему бихевиоризм подвергся критике

С самого начала подход был очень ограничен. Бихевиоризм полностью исключал фактор наследственности, игнорировал роль процессов мышления и принятия решений, не считал существенными открытия нейробиологии.

Представители последней, например, установили, что зоны мозга, закрепляющие определённое поведение, не совпадают с областями, отвечающими за наше удовольствие. Поэтому даже у животных кормление не всегда приводит к обучению новым навыкам, или, проще говоря, дрессировке.

Также бихевиористы считали, что различий в поведении людей и животных нет. Это сыграло с ними злую шутку, ведь большинство их опытов проводилось на крысах, а результаты распространялись на поведение людей. Конечно, такой подход не совсем научен.

Поэтому сегодня бихевиоризм в чистом виде практически не применяется.

Чему бихевиоризм может нас научить

Несмотря на критику, некоторые его положения не утратили актуальности.

1. Окружающая среда сильно воздействует на нас

Этот принцип и сегодня, когда бихевиоризму уже больше 100 лет, остаётся одним из основополагающих в психологии. Во внешних причинах психологи находят источники комплексов, страхов и переживаний.

Окружающая среда во многом определяет наши действия. Например, один из известнейших бихевиористов — Бернес Фредерик Скиннер считал, что человек запоминает реакцию окружения на своё поведение, и в дальнейшем поступает тем или иным образом в зависимости от возможных последствий. То есть мы усваиваем, какие условия приводят к положительному результату, а какие — к отрицательному, и действуем соответственно. Поэтому, если хотите оставаться собой, не забывайте анализировать свои действия: действительно ли вы поступили так, как хотели, и не было ли сторонних факторов.

2. На поведение людей можно влиять

Бихевиористы чересчур абсолютизировали идею внешнего воздействия на поведение человека и практически отрицали роль личности. Например, заявляли, что в полностью контролируемых условиях смогут вырастить из ребёнка кого угодно. При этом его врождённые способности, склонности и желания не должны были бы иметь особого значения.

Сегодня мы знаем, что это не так. Например, дети в детских домах воспитываются примерно в одних и тех же социальных условиях, но всё равно обладают разными характерами.

Тем не менее доля истины в воззрениях бихевиористов есть. Например, с помощью назойливой рекламы маркетологи могут формировать у нас желание приобрести продукт. По сути это чуть более сложное отношение «стимул — реакция»: герой рекламного ролика многократно призывает купить товар, и у нас появляться мысль о потребности в этом. Так что надо внимательнее относиться к таким мыслям — вполне возможно, подобные траты не так уж и необходимы.

3. Бороться нужно не с последствиями, а с причиной психологических проблем

Ориентацию на поиск источника проблем, а не на исправление последствий, переняли когнитивисты. На этом принципе основана когнитивно‑поведенческая терапия. Она помогает человеку изменить свои привычки, образ действий и мыслей так, чтобы не испытывать негативных психологических эффектов. Например, беспокойства из‑за поведения других людей.

4. Поощрение работает, а наказание — не очень

Награда закрепляет определённые поступки, а наказание отталкивает от них. Именно так работает система школьных отметок.

Однако бихевиористы предложили чуть более сложный взгляд. Скиннер писал, что пряник важнее кнута. Психолог считал, что награда лучше всего стимулирует человека, а наказание не отвращает от плохих поступков, но лишь заставляет искать иные способы их совершать. Например, учиться врать. Поэтому, если хотите развить в себе или в ком‑то другом хорошие привычки и минимизировать плохие, активнее используйте похвалу.

Читайте также 🧐👁️🧠

  • «Всё предопределено». Может ли детерминизм облегчить жизнь
  • Как когнитивная психология помогает нам лучше понять себя
  • Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
  • Какие проблемы поднимает социальная психология и как она предлагает их решать
  • Выбора нет? Существует ли свобода воли

это, определение слова, понятие.

Что такое Бихевиоризм, значение, словарь, энциклопедия

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант. Зарождение данного направления связано с экспериментами американских исследователей начала XX в. Э. -Торндайка и Д. -Уотсона, а также с учением И. -П. -Павлова о рефлексах. Окончательное оформление как самостоятельная концепция бихевиоризм получил в трудах Б. -Скиннера.

Согласно представлениям последнего, человек являет собой своего рода «-черный ящик»-, внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию. Это относится как к собственно психическим, так и к нейрофизиологическим процессам. Исходя из этого, по мнению бихевиористов, необходимо отказаться от попыток понять внутреннюю мотивацию поведения и сосредоточиться на внешних факторах. По Б. -Скиннеру, объяснить поведение (а следовательно, в какой-то мере опосредствованно понять устройство «-черного ящика»-) можно, проанализировав взаимосвязь между наблюдаемым извне действием и его последствием.

Б. -Скиннер считал, что в отличие от классических экспериментов И. -П. -Павлова с животными, где поведенческая реакция следовала за стимулом (такое поведение Б. -Скиннер обозначал как респондентное) человек обычно демонстрирует оперантное поведение, сутью которого является активное воздействие на окружающий мир с целью достижения желаемых изменений. То есть, по сути дела, поведенческий акт по времени предшествует физическому проявлению стимула, под влиянием которого он происходит. Если в результате предпринятого действия наступают желаемые последствия, то данная форма поведения получает положительное подкрепление, тем самым повышается вероятность повторения данной поведенческой реакции всякий раз, когда у субъекта возникает потребность в получении положительного подкрепления данного типа. Если же в результате поведенческого акта ожидание индивида не оправдываются или, более того, имеют место последствия противоположные, в терминах Б. -Скиннера аверсивные желаемым, можно говорить о негативном подкреплении, порождающем тенденцию к отказу от данного вида поведения.

Аверсивные стимулы в бихевиоральном подходе также называются наказанием. Систему использования обществом и его уполномоченными представителями наказания для пресечения социально табуированного поведения индивидов Б. -Скиннер обозначал как аверсивный контроль. Весьма критически относясь к управлению поведением, основанном на аверсивном контроле, Б. -Скиннер разработал собственную систему модификации поведения, основанную на переучивании индивида с проблемным поведением за счет использования положительных подкрепляющих стимулов.

Модель модификации поведения Б. -Скиннера включает в себя два основных этапа: функциональный анализ и вмешательство. Первый является определяющим и наиболее сложным, поскольку многие поведенческие паттерны в реальности не сводятся к простым оперантным реакциям, в основе которых лежит один конкретный стимул. На практике результат одного поведенческого акта может не просто подкреплять или подавлять предшествующую ему реакцию организма, но и порождать другие реакции. Таким образом возникают сложные последовательности взаимосвязанных поведенческих актов и опосредствующих их стимулов.

Кроме того, сами стимулы могут иметь характер как первичного (непосредственного), так и вторичного (опосредствованного) подкрепления. Причем один и тот же стимул может выступать одновременно в двух ипостасях. Скажем, автомобиль как положительное подкрепление усилий приложенных для его приобретения не только удовлетворяет потребность в средстве передвижения, но и может служить символом успеха, престижа и т. -п., тем самым подкрепляя самооценку владельца. Надо заметить, что деление стимулов на первичные и вторичные в бихевиоризме содержательно перекликается с первичными и вторичными потребностями в модели иерархии ценностей А. -Маслоу. С учетом перечисленных нюансов в рамках функционального анализа необходимо точно определить «-симптомы»- — поведенческие реакции или паттерны, от которых следует избавиться и детально идентифицировать систему стимулов, их подкрепляющих. Не менее важно точно сформулировать формы нового, замещающего поведения и разработать систему его положительного подкрепления.

Целью вмешательства является реорганизация внешней среды таким образом, чтобы исключить воздействие стимулов, подкрепляющих нежелательное поведение и максимизировать положительное подкрепление замещающего поведения. В идеале, с точки зрения Б. -Скиннера, вмешательство должно строиться именно таким образом, однако на практике, как правило, предусматриваются и используются меры аверсивного контроля над проблемным поведением.

Несмотря на то, что взгляды Б. -Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. -Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии. Тем не менее, последователи Б. -Скиннера предприняли попытки интеграции бихевиорального подхода и направлений в психологии, изучающих интрапсихические процессы. В частности, А. -Стаатс разработал теорию психологического бихевиоризма, в рамках которой учитывается влияние генетической заданности, личностного развития и социального научения на поведенческие реакции. Особое внимание А. -Стаатс уделял проблеме психологической адаптивности и поведению индивида в группе. Предложенная им жетонная система подкреплений, изначально использовавшаяся в психиатрических клиниках, впоследст-вии получила широкое применение в практической социальной психологии.

Суть этой системы заключается в том, что индивид за желаемый поведенческий акт получает жетон — стимул второго порядка, являющийся символическим выражением части желаемого стимула первого порядка. Если у индивида в течение определенного времени накапливается количество таких «-частей»- эквивалентное целому, он имеет право обменять свои жетоны на реальный материальный либо социальный бонус. Впоследствии данная система подкрепления была модифицирована для использования в групповом контексте. В этом случае суммируются жетоны, заработанные всеми членами группы, и бонус получает вся группа как социальное целое. В данной модификации жетонная система подкрепления широко используется при работе с детскими и подростковыми группами, в организационной психологии при создании кружков качества, разработке систем мотивации персонала, в командообразовании и т. -п.

Еще одним эффективным практическим нововведением А. -Стаатса стала процедура тайм-аута. В ее основе лежит идея о том, что для устранения нежелательного поведения часто бывает достаточным извлечение индивида на какое-то время из среды, в которой данное поведение проявляется. Это, по мнению А. -Стаатса, автоматически приведет к тайм-ауту в действии стимула, подкрепляющего проблемное поведение. В результате такое поведение не только ситуативно прекратится, но, возможно, и не возобновится при возвращении в изначальную среду. Использование тайм-аута позволяет отказаться от функционального анализа в модели модификации поведения Б. -Скиннера, что особенно актуально для условий школьного обучения, не позволяющих в большинстве случаев проводить эту достаточно сложную и требующую специальной подготовки процедуру. Идея тайм-аута также широко используется в современной конфликтологии, в ведении переговоров, в процессе командной работы и для решения иных прикладных социально-психологических задач.

В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.

Поделиться:


Что такое бихевиоризм? — Explore Psychology

(последнее обновление: 6 марта 2023 г.)

Бихевиоризм — это теория человеческой психологии, которая предполагает, что любое поведение приобретается в результате обусловливания. Согласно этому подходу к психологии, именно наше взаимодействие с окружающей средой определяет то, чему мы учимся, кто мы есть и как мы действуем.

Бихевиоризм приобрел известность в начале 20 века. В то время психологи стремились сделать психологию более научной и эмпирической наукой.

В этой статье рассказывается, что такое бихевиоризм, как он работает и как он используется до сих пор. В нем также обсуждается история бихевиоризма и его вклад в психологию.

Содержание

Что такое бихевиоризм?

Определение: В своей основе бихевиоризм можно определить как изучение наблюдаемого поведения. Центральная идея бихевиоризма состоит в том, что все действия приобретаются посредством процессов обусловливания.

  • Бихевиоризм предположил, что психология должна быть наукой о наблюдаемом поведении . Бихевиористы считали, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что происходит внутри разума, психология должна сосредоточиться на влиянии окружающей среды, вызывающем поведение.
  • Бихевиоризм предположил, что обучение и поведение являются результатом ассоциаций стимул-реакция . Поведение можно объяснить, глядя на эти заученные ассоциации, а не сосредотачиваясь на внутренних событиях внутри человеческого разума.

Влияние бихевиоризма было сильнее в середине 20 века, чем сегодня. Однако поведенческие концепции и теории остаются важными в таких областях, как образование и психотерапия.

История бихевиоризма

Более ранние школы мысли были сосредоточены либо на выявлении структур человеческого разума (структурализм), либо на понимании того, как функционирует разум (функционализм). Однако бихевиористы считали, что психология должна сосредоточиться только на том, что можно наблюдать, чтобы сделать психологию более научной дисциплиной.

Под влиянием работ русского физиолога Ивана Павлова психолог Джон Б. Уотсон начал использовать концепцию классической обусловленности для описания того, как и почему люди учатся. Уотсон считал, что этот процесс обусловливания может объяснить многое в человеческом поведении.

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — доктором. , адвокат, художник, купец-главнокомандующий и да, нищий и вор.

Джон Б. Уотсон

Хотя большинство экспертов не согласились бы с утверждением Уотсона, многие из первых стойких бихевиористов считали, что обусловленность может объяснить все реакции обучения и поведения.

Современные бихевиористы признают, что не все человеческие мысли, обучение и поведение можно объяснить процессами обусловливания, однако подход Уотсона оказал значительное влияние на область психологии.

Бихевиоризм помог сделать психологию более экспериментальной и научной дисциплиной.

Теории детского развития

Пожалуйста, включите JavaScript

Теории детского развития

Важные концепции

Двумя наиболее важными концепциями бихевиоризма были классическое обусловливание и оперантное обусловливание.

  • Классическое обусловливание — это процесс обучения, в котором формируется ассоциация между естественным стимулом и ранее нейтральным стимулом. Как только эта ассоциация установлена, нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию.
  • Оперантное обусловливание — это процесс обучения, который включает либо подкрепление, либо наказание за поведение. Подкрепление делает более вероятным повторение поведения в будущем, тогда как наказание снижает вероятность повторения поведения.

Другие ключевые концепции бихевиоризма включают:

  • Формирование: Формирование — это процесс, который включает в себя вознаграждение за все более близкое приближение к цели, пока не будет достигнуто целевое поведение.
  • Обобщение стимула: Обобщение стимула происходит, когда учащийся применяет то, чему он научился в отношении одного стимула, к аналогичному стимулу.
  • Приобретение: Приобретение является ранней частью процесса обучения, когда реакция впервые получена.

Важные мыслители бихевиоризма

Было несколько ключевых людей, которые сформировали историю и практику бихевиоризма. Некоторые из этих мыслителей включают:

  • Иван Павлов : Иван Павлов был русским физиологом, который первым обнаружил и описал условный рефлекс.
  • Джон Б. Уотсон : Джона Б. Уотсона часто называют «отцом бихевиоризма». Хотя его работа была влиятельной, она вызывала споры и ставила множество этических проблем. Он провел эксперимент с Маленьким Альбертом, классический психологический эксперимент.
  • Б. Ф. Скиннер : Б. Ф. Скиннер был влиятельным мыслителем, ответственным за введение оперантного обусловливания и графиков подкрепления.
  • Эдвард Торндайк : Эдвард Торндайк представил психологический принцип, известный как закон эффекта. В соответствии с этим принципом ответы, которые производят удовлетворительный эффект, с большей вероятностью повторятся в будущем. И наоборот, реакции, вызывающие нежелательные последствия, с меньшей вероятностью повторятся в будущем.
  • Кларк Халл : Кларк Халл был психологом, который использовал теорию побуждений для объяснения обучения и мотивации. Согласно этой теории, депривация создает потребности и влечения, которые затем приводят к поведению. Поскольку это поведение целенаправленно, оно само по себе важно для выживания.

Важные события бихевиоризма

  • 1863 – опубликована книга Ивана Сеченова « Рефлексы мозга ». Сеченов ввел понятие о тормозных реакциях в центральной нервной системе.
  • 19:00 – Иван Павлов начал изучать слюнную реакцию и другие рефлексы.
  • 1913 — опубликована книга Джона Ватсона « Психология с точки зрения бихевиориста ». В статье изложены многие основные положения бихевиоризма.
  • 1920 – Уотсон и ассистент Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент «Маленький Альберт».
  • 1943 — Опубликованы « Принципы поведения » Кларка Халла.
  • 1948 — опубликован Б. Ф. Скиннер Walden II , в котором он описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
  • 1959 — Ноам Хомский опубликовал свою критику бихевиоризма Скиннера «Обзор вербального поведения».
  • 1971 — Б. Ф. Скиннер опубликовал свою книгу « Beyond Freedom and Dignity », в которой утверждал, что свобода воли — это иллюзия.

Влияние бихевиоризма

Бихевиоризм был главной силой в психологии в первой половине 20 века и сыграл важную роль в становлении психологии как науки, а не как философского направления.

Однако важно отметить, что поведенческая школа мысли имеет некоторые недостатки.

  • Игнорирует внутренние состояния : Бихевиоризм может быть полезен для понимания определенных типов обучения, но он не учитывает такие важные элементы, как эмоции, настроения и мысли.
  • Это не объясняет все типы обучения : Это также не объясняет обучение, которое происходит без ассоциации, подкрепления или наказания.

Хотя бихевиоризм уже не является доминирующей силой, как когда-то, он по-прежнему играет важную роль в современной психологии.

Ряд важных терапевтических методов был получен из поведенческих принципов, включая:

  • Экономию символов
  • Терапию отвращением
  • Моделирование
  • Анализ поведения
  • Наибольший вклад в психологию поведения
  • 7 эти многочисленные практические приложения. Такие методы помогают людям научиться новому поведению и устранить нежелательное или нездоровое поведение.

    Резюме

    Бихевиоризм сегодня не так доминирует, как в середине 20-го века. Тем не менее, он по-прежнему остается влиятельной силой в психологии.

    Помимо психологии, дрессировщики животных, родители, учителя и многие другие используют основные поведенческие принципы, чтобы научить новых моделей поведения и предотвратить нежелательные.


    Вопросы для изучения бихевиоризма

    Кто был основателем бихевиоризма?

    Джон Б. Уотсон считается основателем бихевиоризма. Хотя он не претендовал на звание основателя этой школы мысли, а его академическая карьера была относительно недолгой, он внес важный вклад в бихевиоризм, который помог утвердить бихевиористские позиции и теории.

    «Уотсон заслуживает той славы, которую он получил, поскольку он впервые убедительно обосновал естественнонаучный (бихевиористский) подход и, что важно, заставил людей обратить на него внимание», — предположил Джон С. Мэлоун в статье, опубликованной в журнале The New York Times. журнал Поведенческий аналитик.

    Что такое радикальный бихевиоризм?

    Радикальный бихевиоризм считал, что поведение должно быть единственным предметом психологической науки. Б. Ф. Скиннер, самый известный бихевиорист наряду с Уотсоном, был сторонником радикального бихевиоризма. Он признавал существование внутренних психических событий, таких как мысли и чувства, но считал, что лучше изучать только то поведение, которое можно наблюдать.

    В чем заключался эксперимент Маленького Альберта?

    Так называемый эксперимент «Маленький Альберт» был исследованием, проведенным Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер. В эксперименте они использовали классическое обусловливание, чтобы научить младенца (его имя Альберт) бояться белой крысы, сочетая вид животного с громким, пугающим звуком. Ребенок не только научился бояться белой крысы; он также обобщал страх и боялся подобных белых предметов.


    Источники:

    Мэлоун Джей Си. Действительно ли Джон Б. Уотсон «нашел» бихевиоризм? Анальное поведение . 2014;37(1):1-12. Опубликовано 15 марта 2014 г. doi:10.1007/s40614-014-0004-3

    Павлов И.П. Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин; 1897.

    Скиннер Б.Ф. За гранью свободы и достоинства. Нью-Йорк: Кнопф; 1971,

    Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers; 1930.

    Уотсон Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор . 1913; 20:158-178.

    Бихевиоризм Определение и значение | Dictionary.com

    • Основные определения
    • Викторина
    • Связанный контент
    • Примеры
    • Культура

    Показывает уровень сложности слова.

    [ бих-хейв-йух-риз-ум ]

    / bɪˈheɪv yəˌrɪz əm /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы слова «бихевиоризм» на сайте Thesaurus.com

    Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


    сущ. Психология.

    Теория или учение о том, что психология человека или животных может быть точно изучена только путем изучения и анализа объективно наблюдаемых и поддающихся количественному измерению поведенческих событий, в отличие от субъективных психических состояний.

    ВИКТОРИНА

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Происхождение бихевиоризма

    Впервые записано в 1910–1915 гг.; поведение + -изм

    ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ бихевиоризма

    бихевиорист, существительное, прилагательноебехэвиористический, прилагательноебехавииористический, наречие

    Слова близлежащий бихевиоризм

    поведенческая генетика, поведенческое здоровье, поведенческая медицина, поведенческая психофизика, поведенческая наука, бихевиоризм, модификация поведения, модель поведения, поведенческая терапия, поведение, поведенческое заражение

    Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *