Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.
Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.
Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.
Бихевиоризм стал ответом на кризис субъективной психологии, в пользу нового направления сыграла и промышленная революция. Однако, несмотря на огромную популярность бихевиоризма в американской психологии, многие исследователи отнеслись к нему с сомнением. В частности, оставался открытым вопрос целостности поведения людей и животных, который позднее пытались решить необихевиористы
.< Бессознательное
Булимия (нервная) >
Популярные термины
Бихевиоризм
Когнитивно-поведенческая терапия
Как избавиться от неосознанных разрушительных установок, которые мешают нам жить счастливо и реализовать себя? На решение этой задачи нацелен метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В память о ее основателе Аароне Беке публикуем статью о том, как работает КПТ.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Мама страдала алкоголизмом, а отец — неконтролируемым гневом. Теперь я боюсь отношений»
- «Так хорошо знаю свою подругу, что стала раздражаться из-за ее предсказуемости»
- Как мужчины и женщины воспринимают развод: 3 правила выгодных договоренностей
- Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома
- Коучинг и психотерапия: 5 основных различий
- «Мужчины постоянно меня используют — для секса, работы или разговора по душам»
- Искусство изящного ухода от неудобных вопросов: как его освоить
- Правильные движения глаз, влияние мозга на активность и лечение депрессии: 5 последних открытий спортивной психологии
Сегодня читают
- Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков
- «Спустя год после расставания мой бывший и его мать начали меня преследовать»
- «Не могу понять, кто я и зачем я здесь»
- «Мой мужчина уходит к бывшей. Ей нужны его деньги»
- «Жду ребенка от африканца. Он меня бросил, родители настаивают на аборте»
- «Узнала, что муж переписывается с молодой девушкой. Не знаю, как поступить в такой ситуации»
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно
Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне. Датой рождения концепции считается 1913 год, когда ее основоположник, Дж. Уолтер, опубликовал первую статью о психологии с точки зрения бихевиориста. Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.
Содержание
- Определение понятия
- Основатель бихевиористического подхода
- Исследования Павлова и Торндайка
- Суть подхода
- Основные положения бихевиористического подхода
- Мотивы возникновения
- Направления бихевиоризма
- Плюсы и минусы бихевиоризма
- Заключение
Определение понятия
Теория бихевиоризма – это, если говорить кратко и понятно, направление в психологии, представители которого в качестве предмета психологии рассматривали поведение человека. Главной мыслью его основателей было предположение о том, что человек с рождения представляет собой «чистый лист», а свои психические особенности приобретает в течение жизни в результате различных реакций на те или иные стимулы из внешней среды.
Основатель бихевиористического подхода
Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.
Исследования Павлова и Торндайка
И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.
Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.
Суть подхода
Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.
Основные положения бихевиористического подхода
К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:
- Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
- Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
- Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
- Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
- Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
- Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
- Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
- Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
- Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
- Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
- Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.
Мотивы возникновения
Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.
Направления бихевиоризма
Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии.
В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.Направление | Описание |
---|---|
Целевой бихевиоризм | Его представителем является Э. Толмен, который включил в схему недостающее звено, в результате чего получилось следующее выражение: стимул – мыслительная деятельность – реакция. Так, в лабиринтах мыши добирались до цели не тем путем, которым их учили, а просто бежали к ней произвольными путями. Значит, цель для них была более приоритетной, чем выученный путь, они бежали той дорогой, которая казалась им наиболее удобной для достижения цели, а значит – перед тем, как действовать, успевали на примитивном уровне обдумать свою траекторию. |
Социальный бихевиоризм | Наиболее известное лицо в этом направлении бихевиоризма – А. Бандура. Здесь в формуле «стимул-реакция» стали браться во внимание социальный опыт и индивидуально-психологические особенности, которые реакцию на стимул. А. Бандура проводил эксперименты с тремя группами детей, которым в разных условиях показывали видеозапись «издевательств» другого ребенка над тряпичной куклой. В результате те, кому показывали последующее наказание за агрессию, к кукле не прикасались. А те, кто видел, что такие действия не порицаются или поощряются, проявили к ней агрессию так же, как и ребенок на представленном им видео. |
Необихевиоризм (Радикальный бихевиоризм) | Основателями этого направления стали Б. Скиннер – автор концепции оперативного бихевиоризма, и К. Халл. Здесь схема «стимул-реакция» расширяется за счет включения разных промежуточных переменных, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения. Например, такими переменными можно считать поощрение, игнорирование и наказание за ту или иную реакцию. |
Плюсы и минусы бихевиоризма
Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.
При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.
Заключение
Бихевиоризм – это основное направление психологии в XIX веке, которое возникло, когда возникли сомнения в интроспекции. Его основоположником был Дж. Уолтер – американский психолог. Главной категорией бихевиоризма является поведение человека. Центральной идеей теории в психологии является утверждение о том, что поведение любого человека можно регулировать внешними стимулами. Основная формула бихевиоризма – «стимул-реакция», предполагает, что поведение представляет собой совокупность раздражителей и ответных реакций на них. Плюсы теории заключаются в том, что она дала начало другим течениям психологии, подтвердив многие идеи экспериментами. Главный минус – в том, что бихевиористы рассматривают только внешние проявления, не принимая во внимание внутренние аспекты и влияние социума на человека.
Бихевиористы и когнитивисты Педагогическая психология -01
15 марта 2017 г.
В нашем текущем модуле «Психология образования» мы обсуждаем различные теории обучения и их использование в классе. В этом сообщении в блоге я расскажу о различиях между бихевиоризмом и когнитивизмом, а также об их ограничениях и критических замечаниях, о том, как я лично могу использовать их в своей будущей преподавательской карьере и куда падают мои собственные убеждения.
Бихевиоризм:
Согласно Woolfolk (2014) «Бихевиоризм — это теория обучения, которая фокусируется на внешних событиях как на причине изменений в наблюдательном обучении» (G-12). Короче говоря, бихевиоризм зависит от «воспитания» дискуссии «Природа против воспитания». Бихевиористское движение началось с текста «Психология с точки зрения бихевиориста», написанного Джоном Ватсоном в 1913 году. Согласно бихевиоризму, обучение является пассивным, которое может быть построено с помощью положительного и отрицательного подкрепления. Двумя известными сторонниками бихевиористской теории являются Скиннер и Павлов, чьи эксперименты работают с обусловливанием для получения желаемого результата, хотя Скиннер считается крайним бихевиористом.
Критика этой теории заключается в том, что она может негативно повлиять на ребенка. Когда учащийся привыкает получать внешние вознаграждения или мотивацию, он может потерять интерес без этого. Другая критика этой теории касается этики; этично ли изменять и контролировать поведение. Кроме того, наказания, если они применяются неправильно, могут нанести вред ребенку или иметь продолжительный эффект.
Когнитивизм:
Согласно Woolfolk (2014), «когнитивизм — это общий подход, который рассматривает обучение как активный умственный процесс приобретения, запоминания и использования знаний» (G-2). Когнитивистская теория пришла на смену бихевиоризму. В отличие от бихевиоризма, когнитивизм считает, что обучение — это активный процесс, а не пассивный. Эта теория включает в себя идею сложных структур памяти, которые требуют внимания и повторения, а также постоянного использования для создания и поддержания памяти. «Изменения в поведении наблюдаются, но только как показатель того, что происходит в голове учащегося. Когнитивизм использует метафору разума как компьютера: информация поступает, обрабатывается и приводит к определенным результатам». (Мерилл, 2017)
Самая большая критика когнитивистской теории заключается в том, что она относится к процессам, которые мы не можем наблюдать напрямую, и игнорирует биологические факторы.
Почему необходимо применять эти подходы к обучению?
Понимание бихевиористской теории обязательно, если вы хотите понять определенные аспекты своих учеников. Поскольку доказано, что многие модели поведения научаются, некоторые модели поведения, демонстрируемые в классе, можно считать имитированными из-за внешнего влияния, например, их родителей, других членов семьи или сверстников. Если учащийся видит, что его родители проявляют положительную трудовую этику и уважение к авторитету, вероятно, учащийся также проявит эти черты. Наоборот, того же можно было ожидать. Если ребенок плохо реагирует в классе, его поведение может быть трудно исправить или изменить из-за усвоенного поведения. Кроме того, применяя когнитивизм в классе, учитель берет на себя ответственность помогать учащимся активно использовать информацию, которую они изучают. Учитель также моделирует поведение, которое ученики должны воспроизводить. Например, демонстрации во время лабораторных работ или художественных проектов и обсуждение с классом примеров как хороших, так и плохих текстов, того, что делает их такими, и как эти примеры могут направлять студентов в будущем.
Применение теорий:
Бихевиоризм можно использовать в классе посредством положительного или отрицательного подкрепления. Если (а) учащиеся демонстрируют желаемое поведение, можно дать вознаграждение для поощрения такого поведения в будущем. Например, учащиеся, которые правильно выполняют свою работу в классе, могут получить наклейку. Когда накопится достаточно наклеек, их можно будет обменять на вознаграждение, например книгу или позитивную записку, которую можно взять домой для своих родителей. Студенты будут иметь внешний мотиватор для положительной работы в классе.
Один из способов применения Когнитивизма в классе — создание углубленных карточек для повторения материала. Флэш-карты будут включать слово, определение, рисунок или картинку и сценарий. Визуальные подсказки, а также сцены, которые учащийся может визуализировать, могут создать более полное понимание концепции, которую необходимо изучить и запомнить. Хранение и просмотр карточек в течение семестра или учебного года способствует глубокому обучению и формированию долговременной памяти.
Где я подхожу? Какие взгляды относятся к вашим убеждениям в отношении роли учителей и учеников?
Что касается спектра, я считаю, что больше подпадаю под категорию когнитивизма. Я понимаю преимущества бихевиоризма и его применения в классе, но предпочитаю идею активного обучения, а не пассивного. Я определенно вижу, что вопрос этики вступает в игру, когда речь идет об изменении или модификации поведения в соответствии с потребностями класса, а не индивидуальном рассмотрении потребностей учащихся для поощрения позитивного поведения. Я также думаю, что предоставление учащимся возможности выполнять практическую работу, а не механическое запоминание, гораздо полезнее, когда они пытаются сохранить долговременные воспоминания изучаемой информации. Глядя на диаграмму, я не верю, что ни бихевиоризм, ни когнитивизм не дают той роли, которую играют сверстники, того признания, которого она заслуживает, когда дело доходит до обучения. Я лично думаю, что они играют гораздо большую роль, как об этом говорят конструктивисты и социальные когнитивисты. В целом, я думаю, что что-то среднее между социальным когнитивизмом и социальным конструктивизмом больше всего соответствует моим собственным убеждениям в отношении преподавания и роли родителя, учителя, ученика и сверстников.
Источники:
Маклеод, С. (1970, 01 января). Сол Маклеод. Получено в марте 2017 г. с http://www.simplypsychology.org/behaviorism.html
Дебаты о природе и воспитании. (2015, 12 августа). Получено в марте 2017 г. с http://www.goodtherapy.org/blog/psychpedia/nature-versus-nurture
Merill, MD, Reigeluth, C., Gagne, R.M., Brunner, J., & Schank, R. (2017, 04 февраля). Когнитивизм. Получено в марте 2017 г. с https://www.learning-theories.com/cognitivism.html 9.0005
Entry Filed under: Uncategorized
Поведенческий подход к депрессии
6 минут
Последнее обновление: 27 февраля 2017 г. внешних событий и поддерживается через определенные модели поведения, оставляющие для него место в жизни человека. Хотя когнитивная часть важна, в этой статье мы сосредоточимся на основных типах поведенческой терапии и логике их работы.
До определенного момента для человека в депрессии может быть логичным искать более «глубокое и философское» объяснение своего эмоционального расстройства. Объяснения, которые относятся к более интрапсихическим и сложным причинам, могут быть чрезвычайно заманчивыми, точно так же, как печаль , которая наполняет каждую секунду их существования.
Очень эмоциональные и литературные истории, кажется, придают более привлекательный и поэтический оттенок их страданиям, даже несмотря на то, что они вообще ничего не разрешают и не облегчают. Более простые и конкретные объяснения их боли кажутся слишком холодными и резкими.
«Удивительно, что те, кто наиболее яростно возражает против манипулирования поведением, тем не менее прилагают самые энергичные усилия для манипулирования сознанием».
-Б. Ф. Скиннер-
Вот почему психологи несут профессиональную и академическую обязанность знакомить людей с чисто поведенческими методами лечения, даже несмотря на то, что они априори не будут приглашаться на множество конференций или привлекать большую аудиторию.
Поскольку строгость в психологии означает терапевтическую надежду для миллионов людей, стоит знать, как можно объяснить депрессию бихевиоризмом и как выбрать психолог , который специализируется на этом подходе, чтобы помочь людям четко и лаконично операционализировать решение их проблем.
Печаль, вызванная жизненным опытом
Детальное объяснение поведенческого подхода бесполезно. Однако важно дать хотя бы общее представление, что-то вроде «бихевиоризма для чайников». Итак, без лишних слов, мы объясним, как понять депрессию с помощью бихевиоризма.
Самый характерный симптом депрессии? спросите вы. Без сомнения, грусть — это симптом, который быстрее всего ассоциируется с депрессией. Эта идея не совсем ошибочна, но важно объяснить ее более подробно. В широком смысле бихевиоризм говорит, что печаль — это продукт переживаний.
Бихевиоризм не исключает, что существуют индивидуальные различия в том, как справляться с трудностями, как на когнитивном, так и на биологическом уровне, но по большей части эти базовые различия также возникают из-за факторов окружающей среды. Если бы это было не так, ответственность за более глубокое изучение этих различий ложилась бы не на психолога, а на другого специалиста-медика, исследующего органические причины.
Даже если вы не знаете, как это распознать, все взаимосвязано
Иногда почти невозможно поверить, что самые тяжелые психологические расстройства могут быть вызваны нечеткой сетью стимулов и связанных с ними реакций, но это так. То, как кто-то интерпретирует стимулы, также определяется его реакцией на предыдущий подобный опыт.
Следовательно, сеть катастрофических событий с катастрофическими интерпретациями может полностью обусловить жизнь человека навсегда. Бихевиоризм пытается идентифицировать эту сеть катастрофических ассоциаций, чтобы найти альтернативное поведение, которое может смягчить страдание, которое возвращается в себя.
Давайте рассмотрим пример. Представьте, что ребенок хочет съесть весь шоколадный торт прямо у него на глазах. Они пытаются схватить его, но их поведение предотвращает отвечающий за них взрослый . На невозможность получения этого удовольствия ребенок может отреагировать огромной истерикой. Если взрослый отвечает на их плач, давая им то, что они хотят, идея истерики будет усиливаться.
Это то, что известно как ловушка отрицательного подкрепления, потому что неприятные моменты истерики удается избежать на короткое время, но они подкрепляются, поэтому вероятность того, что это повторится в будущем, гораздо выше. Подобные действия приведут к более сложному поведению в будущем, например, к неспособности терпеть фрустрацию или к немедленному поиску удовольствия при отсутствии контроля над импульсами.
Классические поведенческие теории, объясняющие депрессию
Имея в виду вышеизложенное, давайте рассмотрим несколько наиболее актуальных поведенческих теорий, которые даже не касаются чисто когнитивных факторов, полагая, что психология не должна рассматривать их в качестве приоритета.
Скиннер сказал, что расстройства настроения вызваны снижением частоты поведения. Вот три из наиболее репрезентативных поведенческих теорий, которые развивают эту идею:
Функциональный анализ депрессии Ферстера
Эта модель предполагает, что расстройства настроения можно объяснить снижением частоты позитивно подкрепляемого поведения , которое служит для контроля окружающей среды человека. . Причиной является не только отсутствие подкрепления, но и наличие избегающего поведения, которое поддерживает очень выраженный паттерн поведенческого торможения.
Теория КостеллоЭта модель объясняет, что вместо отсутствия подкрепления в окружающей среде подкрепление перестало быть эффективным, будь то из-за внутренних изменений в человеке или из-за потери подкрепления в цепи поведения.
Чтобы вернуться к предыдущему примеру, представьте себе ребенка, потерявшего чувство вкуса из-за какой-либо болезни, или ребенка, который отказывается от еды, потому что ее не дал ему его основной опекун. Это снижение эффективности подкрепления приведет к незаинтересованности в их окружении.
Теория ЛевинсонаЭта модель утверждает, что связь между положительным подкреплением и поведением отсутствует. Он указывает на различные причины, которые могут объяснить, почему положительные подкрепления не связаны с правильным поведением.
Например, может быть, что окружающая среда не предлагает достаточного подкрепления, человеку не хватает навыков для получения необходимого подкрепления, или у человека есть социальная тревога , которая мешает ему получать удовольствие. Эта теория также объясняет, как депрессия усиливается за счет социального внимания, с одной стороны, и социального избегания, с другой.
Новые поведенческие взгляды на депрессию: введение когнитивных переменных
Мы видели широкий взгляд на подходы, которые продвигают бихевиоризм как объяснение депрессии, но сегодня эти теории были обогащены многочисленными разработками и добавлением более когнитивных факторы. В их число входят теория самоконтроля Рема и теория самосознания Левинсона.
Теория самоконтроля Рема объединяет элементы теорий, предложенных Беком, Левинсоном и Селигманом. Считается диатез-стресс модели личности и понимает депрессию как потерю связи между внешними подкреплениями и контролем собственного поведения.