Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Биологические и социальные потребности человека: Запросы и их удовлетворение. Тема «Какова общая система потребностей человека?». 5-й класс – Учительская газета

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека

30

Содержание

Содержание 2

Содержание 2

Введение 3

Введение 3

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека 5

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека 5

1.1. Характеристика биологических потребностей 5

1.1. Характеристика биологических потребностей 5

1.2. Характеристика социальных потребностей 11

1.2. Характеристика социальных потребностей 11

Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека 17

Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека 17

2.1. Удовлетворение биологических потребностей 17

2.1. Удовлетворение биологических потребностей 17

2.2. Психология потребностей и образ жизни 21

2.2. Психология потребностей и образ жизни 21

Заключение 26

Заключение 26

Список литературы 29

Список литературы 29

Введение

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей.

Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно. Что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.

Классификация потребностей и описание законов их развития связывают с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не созданной ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью.

Цель работы: рассмотреть психологические процессы потребностей и их развитие на основании удовольствия (удовлетворения).

Предмет нашего рассмотрения — общество, взаимодействие людей друг с другом.

Объект работы: процессы потребностей.

Задачи исследования:

  • проанализировать научную и публицистическую литературу по данной теме;

  • определить психологические процессы потребностей;

  • дать характеристику удовлетворению потребностей.

Для написания работы были использованы методы научного исследования такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод опроса, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Потребности человека делятся на группы:

  • элементарные потребности: пища, одежда, вода;

  • вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;

  • псевдопотребности, т. е. потребности в предметах роскоши.

Кроме того, различают базовые биологические потребности и псевдопотребности.

К базовым биологическим потребностям можно отнести:

 безопасность;

 тепловой, акуастический, электромагнитный комфорт;

 состав воздуха;

 питьевая вода;

 сбалансированность питания;

 определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т.е. экологическая чистота;

 продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.

Все перечисленные потребности присущи не только человеку, но и другим живым существам1.

Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии, лидерстве. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведет не только к асоциальному поведению человека, но и к нарушению экологических законов, т. е. правил поведения человека в природе. Биологическое взаимодействие людей друг с другом и с остальной природой не полностью тождественно взаи­модействию животных друг с другом и с остальной природой, оно всегда так или иначе, в той или иной степени и в том или ином отношении очеловечено. Однако пока человек берется непосредственно и специально не характеризуется социальное, не объясняется, почему и как развивается, «производится» специфически человеческое в человеке, до тех пор не может быть специально отличено то, что присуще человеку именно как человеку, от того, что присуще ему только как живому существу

2.

И все-таки человек выступает на этой стадии рассмотрения по преимуществу (но не исключительно) со стороны своей биологической природы, биологических взаимоотношений со средой и друг с другом, а среда — главным образом со стороны своей природной определенности. Речь идет именно о людях, но в их биологической определенности, в их биологических взаимоотношениях.

С самого начала человек фиксируется в единстве биологического и социального.

Например, потребности в обуви, одежде, поскольку обувь, одежда необходимы для сохранения жизни, — физические потребности. Однако, даже не говоря о характере обуви, одежды, потребность в них для защиты от неблагоприятных внешних воздействий специфичны для человека. И все же первоначально социальное предстает непосредственно единым с биологическим и как бы моментом биологического, ибо поддержание и порождение жизни человека есть ближайшим и непосредственным образом животное, биологическое существование и порождение человека.

Таким образом, непосредственное единство биологического и социального, в непосредственно рассматриваемых людях, предстает, прежде всего, с биологической стороны этого единства. В свою очередь эта биологическая сторона двояка. Она представляет собой биологическое отношение людей друг к другу и к остальной природе

3.

После характеристики биологического в человеке и в отношениях людей друг к другу, биологического, взятого в относительной самостоятельности по отношению к социальному, будет специально рассмотрено социаль­ное, а затем специальному изучению подвергнется про­явление социального в биологическом, единство соци­ального и биологического, а также формы этого единства.

Единство биологического и социального присутствует в нашем изложении с самого начала. И хотя оно и не представлено специально, тем не менее, влияет на последовательность и характер рассмотрения биологического.

При отображении чисто биологического взаимодействия (взятого в историческом аспекте) организма и окружающей среды строго последовательное изложение должно начинаться с характеристики среды, из нее следует вывести возможности существования тех или иных организмов, отобразить их строение, функционирование и т. п., и лишь затем нарисовать картину обратного воздействия организмов на окружающую природу. Эта последовательность диктуется тем, что в образовании и изменении сугубо биологического взаимодействия организма с окружающей средой в конечном счете главным является воздействие окружающей среды на организм, а не наоборот. Во взаимодействии человека с окружающей природой, напротив, главным оказывается воздействие человека на окружающую природу, человек главным образом не приспосабливается к окружающей природе, а по преимуществу «приспосабливает» ее к себе, преобразует ее.

Поэтому при рассмотрении биологического взаимодействия человека с окружающей природой следует начать именно с отношения людей как биологических существ к остальной природе и друг к другу.

Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биологического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определение входит рассмотрение биологического отношения людей друг к другу.

Само биологическое взаимодействие людей с остальной природой есть процесс, и отображено оно может быть лишь процессом познания. С чего же целесообразно начать характеристику биологического взаимодействия людей с остальной природой?

Эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Но, как уже было сказано ранее, при отображении биологического взаимодействия человека со средой необходимо начать с человека, а не со среды. Рассмотрим сначала один компонент взаимодействия, или взаимодействие пока лишь со стороны одного компонента. Человек как компонент этого взаимодействия — живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Если есть налицо организм с определенным строением (а человек в качестве живого существа здесь берется просто как данный), то для поддержания его жизни необходима соответствующая окружающая среда.

Поскольку предполагается данность организма человека, постольку организм предстает не изменяющимся, а значит, предполагается и природная среда, не изменяющаяся настолько, чтобы вызвать изменение строения организма человека.

Если биологическое взаимодействие людей с природой фиксируется как данное, имеющееся в наличии, то при его рассмотрении в первую очередь выступает тот факт, что человек должен жить, поддерживать свое су­ществование, и лишь затем то, что он производит новую жизнь, поддерживает существование своего биологического вида.

Поддержание собственно существования каждым человеком есть реализация взаимоотношения человека и среды для сохранения человека.

Здесь имеются два компонента: человек в качестве живого существа опре­деленного строения и природная среда как условие физического существования индивидов. Конечно, при логическом способе рассмотрения абстрагирование этих компонентов происходит от того этапа развития человечества, когда уже имеются современный биологический вид человека и изменение человечеством природной среды. Выделяется же пока только то, что и после образования. Человека в качестве особого биологического вида и при наличии общественного производства человек всегда остается живым существом с определенным строением тела, а природная среда (пусть, так или иначе, в той или иной мере преобразованная) — необходимым условием его биологического существования.

Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности — человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для поддержа­ния жизни человека, а также, во-вторых, для порождения новой жизни. В наиболее простой форме и в наименее преобразованном социальном виде биологические потребности человека существуют в том случае, когда они удовлетворяются непосредственно и при помощи девственной природы (например, дыхание в условиях незагрязненной вследствие преобразующей деятельности человека воздушной среды)4.

Если же необходимые биологические потребности не могут быть удовлетворены лишь девственной природой самой по себе, если они могут быть удовлетворены посредством и на основе преобразования природы, то тем самым и постольку биологические потребности начинают включаться или включаются в социальное движение, становятся социально «окрашенными» биологическими потребностями. В той или иной степени и животные изменяют природу, но это изменение, в отличие от человека, не характерно для них, не есть та основа, на которой зиждется их специфика в качестве животных. Подробнее об этом, а также о стадиях превращения животного воздействия на среду в человеческое воздействие на среду будет сказано позднее.

Биологические отношения людей к природе и друг к другу приобретают специфически человеческую окраску, если их осуществление так или иначе, в той или иной степени опосредствуется процессом общественного преобразования природы или процессами, вырастающими на основе последнего. Такие биологические отноше­ния становятся вместе с тем и социальными.

Если человек, который берется при характеристике простейшего отношения как данное живое существо, предстает при предположенных обстоятельствах в качестве нуждающегося в определенной среде, в качестве имеющего потребности, то природная среда при этом, оказывается условием биологического существования людей, предметы природной среды выступают в виде предметов, способных удовлетворить потребности.

Характеристика указанного взаимодействия с выделением лишь необходимых биологических потребностей и предметов, способных их удовлетворить, есть характеристика этого отношения в его потенции. Реализация же его есть потребление, т. е. удовлетворение потребно­стей предметами, способными их удовлетворить. (В соответствии с темой главы мы имеем в виду необходимые биологические потребности, предметы, способные их удовлетворить, и сам процесс удовлетворения такого рода.)

Простейшее отношение человеческого общества, отношение, взятое в качестве реализующегося, есть потребление как удовлетворение биологических потребностей человека.

Биологические (естественные) потребности – это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой5.

Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности — это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.

Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. «Голод есть голод, — писал Маркс, — однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, — это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов»6.

В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель — кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.

Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями — желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы — это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности7.

Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека.

Поскольку организм человека с возникновением человека как нового биологического вида и до настоящего времени не изменился (по крайней мере ныне нет достоверных данных об изменениях, если даже предположить, что они произошли), постольку не изменились и необходимые для поддержания жизни биологические потребности человека. С точки зрения обусловленности строением организма биологические потребности имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде.

Биологические и социальные потребности — Студопедия

Поделись  

Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. К биологическим потреб­ностям относятся потребности в пище, одежде, жилье, продолжении рода, в соответствующей особенностям ор­ганизма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных. Но у человека даже эти потребности в огромной степени зависят от полученного воспитания, от влияния окружающей со­циальной среды.

Биологические потребности у человека являются об­щественно-личными потребностями. Их удовлетворение имеет обычно социальный характер. Даже такая биоло­гическая потребность, как влечение к представителю дру­гого пола, у человека протекает иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви и глубокого уважения друг к другу, предполагает организацию семьи как первичной ячейки общества, подчинена законам и обычаям, существующим в окружающей социальной среде.

Социальные потребности сложнее биологических, связаны с качественно более высоким способом сущест­вования. Любая социальная потребность имеет свою био­логическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической энергии.

Социальные потребности связаны с жизнедеятельнос­тью человека как члена общества, коллектива, социаль­ной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости су­ществования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей. Как писал Э. Фромм: «Физиологические потребности — это не единственная необходимо прису­щая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая; она не коренится в фи­зиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия — это потребность связи с окружаю­щим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти. .. Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы с социаль­ными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности» [19.С.151].

К особой социальной потребности относится потреб­ность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет челове­ку радость, счастье, и человек не может не трудиться.

Сервисная деятельность, направленная на удовлет­ворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, стрессоустойчивости.



За потребностью в самореализации стоит биологическая движущая сила? Новое исследование задает вопрос, что значит для людей полностью реализовать свой потенциал; часто это может быть связано с передачей генов следующему поколению — ScienceDaily

Как человеческие существа, что ведет нас к более высоким уровням существования? Как только мы удовлетворим самое необходимое — еду, кров, пару, детей — что тогда? Для многих это идея самореализации или реализации нашего полного потенциала.

Но как выглядит самореализация? Как мы узнаем, когда мы это делаем? Когда мы пытаемся реализовать свой наивысший потенциал? Самоактуализация — популярная идея в психологии, бизнесе, образовании и многомиллионной индустрии самопомощи. Каждый, кажется, хочет реализовать свой полный потенциал.

«Несмотря на весь этот интерес к самореализации, мы все еще не знали, что, по мнению людей, означает реализация своего полного потенциала», — говорит Джейми Арона Кремс, докторант по социальной психологии в Университете штата Аризона, и один из авторов новой серии исследований о том, что люди думают о самореализации. «Итак, мы спросили их».

Это исследование «Индивидуальные представления о самоактуализации: какие функциональные мотивы связаны с реализацией своего полного потенциала?» был опубликован в раннем онлайн-издании Бюллетень личности и социальной психологии . Кремс и ее соавторы, профессор психологии ASU Дуглас Кенрик и Ребекка Нил из Университета Айовы, бывшая докторантка ASU, опирались на идеи эволюционной биологии, чтобы бросить вызов некоторым традиционным предположениям о том, что значит быть самореализованным.

«Традиционный взгляд на самоактуализацию рассматривал ее как нечто «над» базовыми физиологическими и социальными желаниями — она находится на вершине знаменитой пирамиды потребностей Абрахама Маслоу», — сказал Кенрик. «На самом деле, любимыми примерами самоактуализирующегося поведения у Маслоу были уходы играть на гитаре или писать стихи для собственного удовольствия».

«Но если взглянуть на поведение человека с точки зрения эволюции, кажется маловероятным, что наши предки эволюционировали, чтобы решать все проблемы выживания, заводить друзей, приобретать статус и завоевывать себе пару, просто чтобы развлекаться», — он добавлен. С эволюционной точки зрения, раскрытие своего полного потенциала — становление опытным музыкантом, ученым или философом — может привести к социальным преимуществам, таким как завоевание уважения и привязанности со стороны других членов группы и даже привлечение внимания потенциальных партнеров.

реклама


Итак, исследовательская группа набрала студентов колледжей и других взрослых и спросила их, что бы они делали, если бы полностью реализовали свой потенциал прямо сейчас. Они опросили более 1200 человек и попросили их оценить, в какой степени их ответы отражают несколько фундаментальных и эволюционно значимых социальных мотивов (например, поиск друзей, поиск статуса, забота о родственниках). Одно из предсказаний, сделанных командой, заключалось в том, что большинство людей свяжут стремление к самореализации со стремлением к статусу (например, получение всех пятерок в школе, известность в своей сфере деятельности).

Действительно, люди действительно связывают самоактуализацию с достижением статуса и уважения, мотивацией, которая может и часто трансформируется в «фитнес» или в успешную передачу генов будущим поколениям. Важность статуса была уникальной для самореализации и не применялась к другим формам самореализации.

Когда люди думали о достижении смысла жизни (то, что психологи называют эвдемоническим благополучием) и глобального удовлетворения жизнью (субъективное благополучие), они подчеркивали необходимость проводить время с друзьями и семьей; когда они думали о стремлении к удовольствию и избегании боли (гедонистическое благополучие), они уделяли относительно больше внимания поиску новых романтических/сексуальных партнеров и защите от физического вреда.

«Хотя погоня за статусом и стремление к самореализации могут ощущаться по-разному, — сказал Кремс, — эти стремления могут корениться в общей мотивационной системе, которая подталкивает нас к получению тех биологических и социальных наград, которые в прошлом наших предков сделало бы более вероятным появление наших генов в последующих поколениях».

Команда также смогла дать научное объяснение тому, что давно упомянул Маслоу, — что разные виды деятельности ведут к самореализации для разных людей. В соответствии с современными идеями эволюционной биологии особенности жизненного цикла человека (например, пол, возраст, семейный статус, родительский статус) влияли на цели, которые он или она связывали с самоактуализацией, причем разумными, потенциально функциональными способами. Например, одинокие люди подчеркивали, что поиск новых романтических партнеров будет частью их самореализации, в то время как партнеры подчеркивали, что поддержание существующих романтических отношений будет частью их самореализации. А родители, особенно когда у них были очень маленькие дети, подчеркивали, что забота о таких детях будет важной частью их самореализации.

Находя партнеров, сохраняя партнеров и заботясь о детях, люди могут чувствовать себя самореализованными, а также могут способствовать именно тем биологически значимым результатам, которые ведут к передаче их генов следующим поколениям.

«Таким образом, стремление к самореализации не стоит «выше» биологических и социальных потребностей; стремление людей к достижению своего наивысшего потенциала связано с достижением критически важных социальных целей», — заключил Кенрик.

Или, как объяснил Кремс: «Для реальных людей стремление к самоактуализации может способствовать достижению биологически значимых целей».

Биология и обществоведение Социология Домашнее задание и помощь в выполнении заданий

Развитие человека: биология и общество
Что значит быть «человеком»? Быть человеком означает осознавать себя личностями с уникальной идентичностью. личности и отношения с другими людьми. Как люди, у нас есть идеи, эмоции. и ценности. У нас есть способность думать и принимать рациональные решения. Но каков источник «человечности»! Мы рождаемся с этими человеческими характеристиками. или мы развиваем их через наше взаимодействие с другими? Когда мы рождаемся. наше выживание полностью зависит от других.

Мы не можем сдаться. говорить. причина. план. или делать многое из того, что связано с тем, чтобы быть человеком. Хотя мы можем нянчиться, мочиться и плакать. большинство мелких млекопитающих также могут делать такие рывки. Как обсуждалось в главе 3, мы, люди, отличаемся от нечеловеческих животных, потому что у нас нет инстинктов и мы должны полагаться на обучение для нашего выживания. У человеческих младенцев есть потенциал для развития человеческих характеристик , если они подвергаются адекватному процессу социализации . Каждый человек является продуктом биологии. общество. а личный опыт-то есть. наследственности и окружающей среды или, говоря еще более простым языком, «природы» и «воспитания». Насколько наше развитие можно объяснить социализацией? Насколько нашим генетическим наследием? Социологи сосредотачиваются на том, как люди создают свою собственную культуру и передают ее из поколения в поколение посредством социализации. В отличие от. социологи утверждают, что природа. в форме нашего генетического состава, является основным фактором, влияющим на формирование человеческого поведения.

Социология — это систематическое исследование того, как биология влияет на социальное поведение (Wilson, 1975). По словам зоолога Эдварда О. Уилсона. основоположником социологии. генетический. наследование лежит в основе многих форм социального поведения, таких как война и мир. зависть и забота о других. конкуренция и сотрудничество. Большинство социологов не согласны с тем, что биологические принципы можно использовать для объяснения всего человеческого поведения. Очевидно. Однако. некоторые аспекты нашего физического облика, такие как цвет глаз, цвет волос. высота. и вес — во многом определяются нашей наследственностью.

Насколько важно социальное влияние («воспитание~») в человеческом развитии? Едва ли существует хоть одно поведение, на которое не оказывалось бы социальное влияние. За исключением простых рефлексов, большинство человеческих действий являются социальными. либо по своим причинам, либо по своим последствиям. Даже единичные такие действия, как плач и чистка зубов, в конечном счете социальны. Мы плачем, потому что кто-то причинил нам боль. Паутина срывает наши зубы, потому что наши родители (или дантист) сказали нам, что это важно. Социальная среда, вероятно, оказывает большее влияние, чем наследственность, на нас) «мы развиваемся и то, как мы действуем. Однако наследственность обеспечивает основной материал, из которого другие люди помогают формировать человеческие характеристики человека. Наши биологические потребности и эмоциональные потребности связаны сложным уравнением. Дети, потребности которых удовлетворяются в условиях, характеризующихся благодаря привязанности, теплоте и близости воспринимают мир как безопасное и комфортное место, а других людей считают заслуживающими доверия и полезными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *