Понятие и функции семьи
Семья – институт общества, исторически сложившийся алгоритм социализации от рождения и на протяжении всей жизни. Стиль семейной жизни связан непосредственным образом с национальной культурой. Эти обстоятельства определяют характер воспитания детей, передачу ценностей от поколения к поколению.
Этос семьи – это стиль жизни семьи, общая ориентация культуры, свойственной для определенной семьи, с принятой в ней иерархией ценностей, которая может быть выведена из поведения людей. Поэтому необходимо рассмотреть традиции семьи с самих истоков возникновения данного понятия, так как этос и традиции тесно связаны друг с другом, первое выходит, исходя из второго.
Современную основу семейных отношений составляет брак. «Брак — это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности». Однако, семья есть более сложная система отношений, чем брак, так как она представляет собой целую структуру, состоящую как из супругов, детей, так и родственников.
Для того, чтобы раскрыть сущность семьи, необходимо рассмотреть такие понятия как структура семьи, ее функции и определить роли каждого из членов семьи.
“Нормальная семья” является подсистемой социума, которая обеспечивает требуемой социальной защитой, минимум благосостояния и продвижения ее членами, и создает условия для душевного комфорта.
Рассматривая семью как институированное образование, можно сказать, что она представляет собой комплекс, состоящий из охраняемых обществом социальных функций и ролей.
Функциональную структуру семьи составляют:
• направления ее деятельности, которые выражают сущность семьи;
• социальный статус семьи;
• социальная роль.
Общепризнанной классификации семейных функций недостает, но между ними есть взаимосвязь и расхождения.
Основными функциями семьи являются :
1. Репродуктивная— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
2. Воспитательная— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи-тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
3. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
4. Экономическо-материальная— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
5. Функция организации досуга — поддержание семьи как цело-стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
6. Функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори-ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно выполняет и соблюдает возложенные на нее функции, удовлетворяя тем самым социально значимые нужды. Чем больше нормально функционирующих семей, тем более нравственным становится общество, так как семья является ячейкой общества и показателем стабильно развивающегося государства.
Функцией семьи называется жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Если человек удовлетворен в своих потребностях, в том числе и семейных, то он активно работает, совершает хорошие поступки, то есть является “полезной” частью сиcтемы государство.
Ниже приведена классификация функций семьи для того, чтобы понять, когда ее считать вообще как таковой.
Воспитательная функция семьи выражается в стремлении реализации потребностей в материнстве и отцовстве. Социализация поколений осуществляется в процессе исполнения данной функции.
Материальные потребности членов семьи (еда, дом и так далее) осуществляются через хозяйственно-бытовую функцию семьи. Следствием ее выполнения являются сохранение их здоровья и восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи, а именно в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция играет важную роль в обеспечении эмоциональной стабилизации членов общества, содействии сохранения их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения перекликается с эмоциональной функцией, так как так же является нравственной потребностью и состоит в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
За обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств, включая возраст, заболевание и тому подобное, отвечает функция первичного социального контроля. Также играет важную роль в определении степени способности самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция есть обеспечение биологического воспроизводства общества, удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов.
Все вышеперечисленные функции имеют свойство исчезать с течением времени, но взамен данного процесса происходит появление новых функций в соответствии с существующими на определенный момент времени социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и тому подобное). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Благополучные семьи также сталкиваются с трудностями. Источниками данных проблем являются внутренние противоречия и конфликты, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:
1. Потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека», чрезмерное стремление защитить друг друга, помочь другим членам семьи;
2. неадекватность соотнесения собственных представлений о семье. Социальные требования, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.
Большой урон нравственной среде общества приносят неблагополучные семьи (кризисные, проблемные, конфликтные). Вышедшие из нормы внутрисемейные и общесоциальные жизненные факторы приводят к появлению психологических проблем, так как нет соответствующего нормальному жизненному циклу удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи.
Положение ребенка в семье и отношение к нему родителей является главной проблемой. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и так далее.Неблагополучные семьи подразделяют на :
1. Конфликтные семьи. У супругов и детей есть области, в которых интересы, какие-либо потребности и желания членов семьи имеют разные точки зрения, тем самым вызывая продолжительные отрицательные состояния. Данный тип семьи может существовать как целое длительное время, благодаря компромиссам и взаимным поступкам членов семьи.
2. Кризисные семьи. Потребности и интересы членов семьи находятся во враждебном состоянии и не стремятся к компромиссам и примирению. Такие семьи долго не сохраняются, распадаются.
3. Проблемные семьи. Данная категория семей типична для современной России, так как связана с такими ситуациями, как отсутствие средств на содержание семьи, отсутствие жилья, тяжелая болезнь одного из супругов и множество других плачевных и чрезвычайных ситуаций. То есть проблемные семьи характеризуются появлением трудных жизненных ситуаций, приводящих к распаду брака либо даже появлением психических расстройств у членов семьи.
Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, то есть сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми. Для полного понимания цикла становления семьи, а также выявления проблем, притормаживающих и исключающих его, необходимо проследить эволюцию данного процесса.
«Понятие и функции семьи»
Митрофанова Инесса Викторовна,
воспитатель ГБДОУ д/с №58 г. Санкт-Петербурга
На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались священными синкретическими нормами поведения, базировались на религиозно-нравственных представлениях. Все взаимосвязи строились исходя из племенно — родовых обычаев. С начала зарождения государства, появились нормативно-правовые документы условий существования семьи. То есть официально семья начала являться таковой с момента заключения брака, при этом ответственность за последующее функционирование семьи несет как сами супруги, так и государство. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, то есть состоящие из родителей и детей. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети) — кровнородственная семья.
Неблагополучные семьи оказывают дефункциональное воздействие на нормальное и нормативное функционирование семьи, притормаживая при этом полнофункциональный жизненный цикл всего общества.
Все вышеперечисленные типы и категории семей имеют свой долевой процент в обществе. Для предотвращения преобладания неблагоприятных семей, необходимо принимать усилия и меры не только членам семьи, но и государства, от которого зависит благосостояние каждого человека.
Психология семьи
Итоговый тест по курсу «Психология семьи»
1. «Коммунальный брак», включающий группу мужчин и женщин, называется: А) одиночным браком Б) диадным браком В) триадным браком Г) групповым браком Д) нет правильного ответа.
2. Семьи, в которых присутствует лишь один родитель, заботящийся о детях, называются: А) благополучными Б) неблагополучными В) полными
Г) неполными Д) смешанными.
3. Отличительной особенностью семьи, из числа других малых групп, является такая психологическая особенность, как: А) общесемейные цели Б) супружеская пара В) гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами Г) многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь Д) все ответы верны.
4. Принятие определенного общесемейного стандарта, мнения, мера «подчинения» внутрисемейному давлению нового члена семьи называется: А) конформизмом Б) групповой сплоченностью В) семейной соподчиненностью Г) психологической совместимостью Д) нет правильного ответа
5. Функция семьи, обусловливающая биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода, называется: А) репродуктивной
Б) хозяйственно-бытовой В) воспитательной Г) экономическо-материальной Д) нет правильного ответа.
6. Брак, в котором каждый из супругов занимает ту же позицию, какую он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье, называется: А) комплементарным браком Б) частично комплементарным браком В) некомплементарным браком Г) метакомплементарным браком Д) нет правильного ответа.
7. Проблемные семьи, оказывающие взаимные уступки и компромиссы, называются: А) проблемными Б) конфликтными В) кризисными Г) дисфункциональными Д) нет правильного ответа.
8.Крайним вариантом нарушенного родительского воспитания (поведения) является:
А) материнская забота
Б) материнская депривация
В) аффилиация
Г) эмпатия
Д) отчужденность
9. Форма брачно-семейных отношений, не являющаяся альтернативным браком, получила название: А) интимная дружба Б) гомосексуальный брак В) групповой брак Г) жилые сообщества Д) законный брак.
10. Профессиональный и образовательный рост женщины, высокая смертность мужского населения являются предпосылкам возникновения: А) открытого брака Б) сознательно бездетного брака В) одиночества Г) незарегистрированного сожительства Д) внебрачного секса.
11. Принципом открытого брака не является: А) тенденция уважения к личной жизни партнера Б) открытость общения В) тенденция подвижности и гибкости ролевого общения Г) закрытое партнерство: иметь общие интересы, круг общих друзей Д) доверие: сочетание «статистического» доверия с «динамическим» доверием.
12. Наличие родителей позволяет классифицировать семьи на: А) моногамные и полигамные Б) неполные и полные В) зарегистрированные браки и фактические браки Г) эндогамные и экзогамные Д) патриархальные и матриархальные.
13. В зависимости от количества детей семьи делятся на: А) моногамные и полигамные Б) неполные и полные В) малодетные, среднедетные, многодетные Г) эндогамные, экзогамные Д) патриархальные и матриархальные.
14. Система действий и отношений, опосредующие удовлетворение полового влечения, сексуальной потребности, называется: А) сексуальным поведением Б) предбрачным поведением В) брачным поведением Г) репродуктивным поведением Д) нет правильного ответа.
15. Стиль воспитания, при котором характерно потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное обожание и покровительство, результирующие высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы называется:
А) эмоциональное отвержение
Б) гипоопека
В) «кумир семьи»
Г) гиперопека
Д) нет правильного ответа
16. Ловушка любви, в которую попадает неуверенный человек при проявлении к нему внимания и заботы, называется: А) ловушкой неполноценности Б) ловушкой жалости В) ловушкой сексуального комфорта Г) ловушкой общности интересов Д) нет правильного ответа.
17. Совместимость ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей партнеров, называется: А) психологической Б) социальной В) биологической Г) экономической Д) юридической.
18. Адаптация личности в сфере брачно-семейных отношений подразумевает адаптацию: А) к темпераменту, характеру партнера Б) к новым обязанностям, правам В) к потребностям, привычкам партнера Г) к ценностям партнера Д) все ответы верны.
19. Причиной супружеских конфликтов служит неудовлетворенность: А) сексуальных потребностей Б) гипертрофированных потребностей В) физиологических потребностей Г) во взаимопомощи, взаимной поддержке Д) все ответы верны.
20. Система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним, называется:
А) стиль воспитания
Б) метод контроля
В) взаимоотношения в семье
Г) стратегия поведения
Д) нет правильного ответа
21.Выбор брачного партнера, бессознательный перенос любви к родителям противоположного пола на своих потенциальных супругов, предполагает: А) психоаналитическая теория З.Фрейда Б) теория комплементарных потребностей Р. Уинча В) инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса Г) теория «стимул—ценность—роль» Б.Мурстейна Д) теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса
22. Потребность, возникающая при испытании затруднения в своей личностной самореализации без наличия детей и подобающего их числа, называется: А) репродуктивным поведением Б) репродуктивной установкой В) репродуктивной нормой Г) потребностью в детях Д) нет правильного ответа.
23. Компонент родительской установки, включающий систему знаний и идей для построения стратегии и тактики воспитания, называется: А) оценочным Б) когнитивным В) поведенческим Г) эмоциональным Д) нет правильного ответа.
24. Роль ребенка в семье, отражающая взаимное недовольство супругов-родителей, получила название: А) «козел отпущения», Б) «любимчик» В) «примиритель» Г) «беби» Д) «тиран».
25. Роль ребенка в семье (по В.Н.Дружинину), определяющая чувство одиночества, ненужности, бесполезности, называется: А) «ребенок-обуза» Б) «ребенок-раб» В) «ребенок-любовник» Г) «ребенок-оружие» Д) «ребенок-заместитель».
26. Стадия процесса семейного консультирования, отслеживающая динамику развития семьи, накапливающая информация о ней, называется: А) подготовительной Б) настроечной В) диагностической Г) рекомендательной Д) контрольной.
27. Назовите стадию семейного консультирования, на которой психолог использует такие процедуры, как встреча с клиентом, общий, эмоционально-положительный настрой клиента, снятие психологических барьеров общения: А) подготовительной Б) настроечной В) диагностической Г) рекомендательной Д) контрольной
28. Словесная поддержка высказываний и действий клиента в момент консультирования, называется: А) «зеркализация» Б) вербальная поддержка В) «перифраза» Г) «обобщение» Д) нет верного ответа.
29. Для изучения семейных взаимоотношений используют:
А) методику «Рисунок человека»
Б) методику «Рисунок несуществующего животного»
В) методику «Рисунок семьи»
Г) методику «Нарисуй дерево»
Д) методику «Геометрические фигуры»
30. Диагностика супружеских пар предполагает: А) диагностику их взаимоотношений Б) диагностику индивидуальности супругов В) диагностику семейных ценностей Г) диагностику семейного досуга Д) все ответы верны.
31. Негативным фактором семейного воспитания, является: А) отсутствие стремления духовного развития детей Б) отсутствие нормального психологического климата в семье В) противоречивость в применении методов воспитания Г) причинение детям тяжелых нравственных страданий Д) все ответы верны.
32. Родительская любовь (по А.С.Спиваковской) по формуле: «Смотри, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним», называется: А) действенной любовью Б) отстраненной любовью В) преследованием Г) презрением Д) отказом.
33. Тип родительского воспитания детей (по Г.Крайгу), определяющий теплые отношения, высокий уровень контроля, называется: А) авторитетный Б) авторитарный В) демократический Г) либеральный Д) индифферентный.
34. Тип мамы, эталона материнства, заботливости, благожелательности и добра, называется (по А.Я.Варга): А) спокойный уравновешенный Б) тревожный В) тоскливый Г) уверенный властный Д) нет правильного ответа.
35. Для гармоничного развития ребенка в семье необходимо: А) сохранение и укрепление его физического здоровья Б) сохранение и укрепление его психического здоровья В) сохранение и укрепление его социального здоровья Г) гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка Д) все ответы верны.
Рост, развитие и размножение | manoa.hawaii.edu/ExploringOurFluidEarth
Сообщение об ошибке
Устаревшая функция : синтаксис доступа к смещению массива и строки с фигурными скобками устарел в include_once() (строка 1439 из /webinfo/vhosts/manoa.hawaii.edu/docroot/exploringourfluidearth/includes/bootstrap.inc 9006 ).Версия для печати
NGSS Ожидаемые результаты:
Содержимое и задания по этой теме помогут понять, как растут, развиваются и размножаются водные растения и водоросли.
Все живые организмы способны расти и производить потомство. Все эукариотические организмы, включая водные растения и водоросли, растут в процессе митоза. Митоз — это процесс, при котором одна клетка делится на две клетки (рис. 2.46). Хромосомы в исходной клетке дублируются, чтобы две новые клетки имели полные копии необходимой генетической информации.
В процессе митоза образуются новые клетки, генетически идентичные друг другу. Митоз помогает организмам увеличиваться в размерах и восстанавливать поврежденные ткани. Некоторые виды водорослей способны очень быстро расти. Гигантские водоросли Macrocystis pyrifera может вырасти на 30 сантиметров в длину за один день.
Некоторые организмы могут использовать митоз для бесполого размножения . Потомки бесполого размножения генетически идентичны друг другу и своему родителю. Большинство одноклеточных микроорганизмов размножаются бесполым путем путем дублирования своего генетического материала и деления пополам. Например, фитопланктон размножается преимущественно бесполым путем. Некоторые одноклеточные эукариоты, в том числе некоторые растения и животные, размножаются бесполым путем в процессах, называемых фрагментацией или почкованием.
Половое размножение — это производство потомства путем объединения половых клеток или гамет. Мейоз — это процесс образования гамет, каждая из которых содержит половину генетического материала, необходимого для создания нового организма (рис. 2.47).
- Хромосомы удвоены . Мейоз начинается аналогично митозу с репликации хромосом.
- Совпадающие наборы хромосом соединяются вместе .
- Гены переставлены между совпадающими хромосомами . В процессе кроссинговера или рекомбинации происходит обмен генетической информацией между хромосомами в клетке. Полученные хромосомы представляют собой совершенно новые, уникальные комбинации генетической информации.
- Первое деление отделяет одну из каждой пары хромосом . Родительская клетка делится пополам, как и при митозе, образуя две клетки с полным количеством ДНК (хотя они не идентичны из-за кроссинговера).
- Второе деление отделяет каждую хромосому, оставляя по одной копии каждой хромосомы на клетку . Две новые клетки делятся во второй раз, образуя четыре новые гаметы. Эти гаметы содержат половину генетической информации, необходимой для формирования новой особи.
- Каждый родитель предоставляет одну гамету для процесса оплодотворения, в результате чего образуется клетка, называемая зиготой, с полным набором хромосом.
- Потомство, полученное в результате полового размножения, генетически отличается от обоих родителей, поскольку каждая из их гамет имеет уникальную комбинацию хромосом.
Таким образом, в результате митоза образуются две идентичные клетки, каждая из которых содержит полное количество ДНК. Мейоз дает четыре генетически уникальных клетки, в каждой из которых вдвое меньше ДНК. См. Таблицу 2.10 для сравнения митоза и мейоза.
Митоз | Мейоз | |
---|---|---|
Количество новых ячеек | 2 одинаковых элемента | 4 уникальные ячейки |
ДНК в новых клетках | Каждая новая клетка имеет то же количество ДНК, что и исходная клетка | Каждая клетка содержит вдвое меньше ДНК, чем исходная клетка |
Генетическая организация в новой клетке | Идентичная копия ДНК в исходной клетке | Уникальная новая комбинация ДНК (путем кроссинговера и независимого набора хромосом) |
Роль в живых организмах | Производит новые клетки для роста, восстановления тканей и бесполого размножения | Образует генетически разнообразные гаметы для полового размножения |
Многие виды водорослей имеют сложную историю жизни и могут размножаться как половым, так и бесполым путем. Для водорослей характерно чередование поколений, когда одно поколение образуется в результате митотического деления клеток, а другое — из клеток, созданных в результате мейотического деления клеток.
Набор вопросов
Содержание:
Особенности:
- Странная наука: инвазивные водоросли
- Голос моря: атака макроводорослей!
- Голос моря: риф Сэмми
- Набор вопросов: рост, развитие и размножение
- Дальнейшие исследования: развитие роста и размножение
Изучение нашей жидкой Земли, продукт Группы исследований и разработок учебных программ (CRDG) Педагогического колледжа. Гавайский университет, 2011 г. Этот документ можно свободно воспроизводить и распространять в некоммерческих образовательных целях.
Рождение детей — смысл вашей жизни?
Что можно — и что нельзя — узнать из эволюции
С точки зрения эволюционного гена, гены бессмертны, и наша роль, смысл жизни, состоит в том, чтобы увековечить гены. Через несколько столетий все следы нашего существования как человеческих личностей — воспоминания о нас, все наши достижения — скорее всего, исчезнут и забудутся, за исключением генов, сохранившихся от тех из нас, кто успешно размножался в поколениях.
Но, конечно же, мы не познаем мир с точки зрения эволюции глаз гена. Человек воспринимает мир как отдельный человек, а не как распределитель генов (как бы это ни было забавно). Радость, которую мы получаем от воспитания детей, исходит не от какой-то абстрактной общей идеи о размножении генов, а от особой любви и взаимодействия с нашими собственными детьми — заставляя собственного маленького сына неудержимо хихикать, когда вы издаете нелепые звуки животных, от горько-сладкого эмоционального прилива, который вы чувствуете, когда вы смотрите, как ваша дочь идет по проходу. Мы заботимся о себе и других как о личностях, а не как о генном зверинце. Люди создают свои собственные смыслы.
Но — репродукцию как ответ на вопрос о смысле жизни нельзя так просто сбрасывать со счетов. Генетическая эволюция — это смысл биологической жизни в том смысле, что она определяет, почему и как, а также запас будущего биологического существования. Гены, которые выживают, и, в свою очередь, организмы, которые они создают, становятся победителями в игре существования. Можем ли мы просто отбросить это, рассматривая смысл наших индивидуальных человеческих жизней? Конечно, сама эволюция не имеет определенного направления или телеологии, а сами гены не обладают сознанием, так что в этом смысле смысла нет. Но эволюцию нельзя просто сбрасывать со счетов как нечто отдельное от нас, принимать ее или оставить. Это биологическое объяснение того, кто мы есть, как мы сюда попали и разнообразия жизни. За миллиарды лет жизнь покинула океаны, протянула конечности, чтобы покрыть землю, расправила крылья, чтобы летать. В основе всего этого лежат реплицирующиеся молекулы, которые продолжают копировать себя даже сейчас. Мы обязаны своим существованием этому процессу, и от него зависит наше будущее. Возможно, смысл вашей жизни как биологического существа состоит в том, чтобы делать детей и помогать обеспечивать выживание жизни. Обсуждая детей, которые у нее были с Карлом Саганом, Энн Друян выразилась так: «Когда мы сближаемся друг с другом, мы можем создавать новые формы жизни, которые продолжают ту преемственность, которая тянется назад на все эти миллиарды лет, и в них заключены поколения людей, которые боролись. Это великолепно».
Делая детей, мы продолжаем веселье жизни. В детях мы обманываем смерть.
Тем не менее, что-то кажется очень неправильным или неполным в этой идее, что рождение детей является смыслом жизни. Я бы не прыгал от ликования, если бы мой сын-подросток объявил сегодня, что станет отцом. Восхваляем ли мы родителей очень больших мормонских, хасидских, католических и мусульманских семей как публичных образцов осмысленной жизни? Чествуем ли мы самого популярного донора спермы как величайшего филантропа человечества?
Даже если наши гены сохранятся, наши гены — это не мы. После нескольких поколений генетического смешения и перетасовки маловероятно, что в нашем потомстве останется что-то уникальное или идентифицирующее нас. Если у вашего праправнука такие же карие глаза и ваша группа крови, но нет других черт личности или физических черт, однозначно идентифицируемых вами, сколько «вас» на самом деле осталось в живых? Кроме того, если идея состоит в том, чтобы увековечить нашу генетическую родословную, что, если у нас будут дети, но не будет внуков?
По сути, для людей проблема определения смысла жизни с рождением детей заключается в следующем: связывать значимость только с рождением детей кажется оскорблением человеческого достоинства, индивидуальных различий и личного выбора. Миллионы гомосексуалистов во всем мире биологически не имеют детей. Миллионы взрослых гетеросексуалов биологически неспособны иметь детей. Для многих взрослых отказ от детей — правильный выбор для них самих, мира, экономики или будущих детей. Сократ, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Джордж Вашингтон, Джейн Остин, Флоренс Найтингейл, Джон Китс, Винсент Ван Гог, Владимир Ленин и Стивен Пинкер, насколько нам известно, не имели биологических детей. Будем ли мы отрицать осмысленность их влияния или существования? Смысл жизни для бездетных взрослых — примерно 20% населения США и Великобритании — не имеет ничего общего со славой, но имеет отношение к тому, что делает жизнь значимой для всех: получение удовольствия, личные отношения и участие в жизни. позитивные действия и достижения.
С моральной точки зрения, если вы отдаете свою жизнь приемному ребенку, родителю, творчеству, обучению, волонтерской работе или всему, что помогает другим, приносит счастье и делает мир лучше, то эволюционно-генетическая перспектива кажется неуместной. Именно из таких основ рождается смысл человека. Человеческие смыслы ценны независимо от долгосрочных, универсальных, конечных последствий, потому что они значимы сейчас.
Кроме того, не только семена дают обильный урожай, но и весь сад, и все, что нужно для его выращивания. Окружающая среда является важной частью уравнения. Эволюция путем естественного отбора происходит путем дифференцированного выживания и воспроизведения генов в популяции вследствие взаимодействия с окружающей средой. Существует также опасность перенаселения, что может привести к голоду, болезням и экологическим катастрофам, что, возможно, поставит под угрозу будущий эволюционный успех всего вида. Так что, по иронии судьбы, возможно, отсутствие детей — лучший способ обеспечить долговечность человеческого генома. В отличие от других животных, мы можем быть сознательными распорядителями будущего.
Значит, рождение детей — и сохранение генов в поколениях — является смыслом жизни? Ответ положительный — с точки зрения эволюционного гена. Создание детей, а также другие действия и социальные структуры, которые приводят к выживанию и воспроизводству гена, например, защита своих родственников. Дифференциальное воспроизводство — это процесс, который в сочетании с взаимодействием с окружающей средой привел ко всей жизни, какой мы ее знаем, со всем ее разнообразием и величием, включая сам сознательный опыт. Это современное знание, к которому нельзя относиться легкомысленно, и оно влияет на то, как мы воспринимаем собственное значение.