Таджикский Будда в нирване — самый большой в мире
На фоне преступных деяний вандалов из ИГИЛ, методично уничтожающих культуру доисламского периода, Таджикистан бережно хранит артефакты буддизма. В республике находится крупнейшая в мире глиняная статуя Будды в нирване.
«Китайцы, корейцы, японцы и буддисты со всего мира постоянно приезжают к нам, чтобы увидеть этого Будду в Нирване. Целое паломничество. Они молятся возлагают цветы. Мы им не мешаем», — рассказывает сотрудница музея Камилла Маджнонова.
Будда в Душанбе не зря привлекает тысячи туристов и паломников ежегодно. Это самая большая статуя Будды, находящегося в нирване, в мире. Ее длина около 14 метров, и она была создана аж 1600 лет назад. Музей древностей в Душанбе стал знаменит именно благодаря ней. Будда сегодня — одна из главных достопримечательностей страны.
«Мне действительно понравился тур по музею. Но самое потрясающий артефакт – Будда. Атмосфера статуи впечатляет», — говорит Патриша, туристка из Германии.
«Я вообще очень рада, что мне удалось его увидеть. О его существовании мне рассказали мои коллеги, которые меня пригласили в Душанбе. Это замечательные впечатления, очень сильные», — соглашается с ней Виктория Долгова, туристка из России.
Главному экспонату даже выделили почетное место, самый большой зал, целиком.
«Это потрясающая находка. Она говорит о том, что на нашей территории было немало исповедующих буддизм», — поясняет Камилла Маджнонова, сотрудница музея.
Меры безопасности вокруг Будды — очень серьезные. Запрещена фото и видео съемка, которая, по словам археологов, плохо влияет на экспонат. Съемочная группа «Настоящего времени» — первая за несколько лет, кому разрешили снимать здесь официально. С момента установки в этом зале в 2010 году статую ни разу не передвигали, чтобы не повредить.
Будда был найден на юге Таджикистана советскими археологами еще в 60-ые годы прошлого века в заброшенном храме. Отреставрирована статуя была в 1997-ом. Место находки, заброшенный храм, жители ближайших сел до сих пор называют «Аджина-теппа» — Холм Джиннов.
«Всего в Аджина-теппа было найдено 600 артефактов и различных обломков статуй Будды. Они сегодня распределены по разным музеям страны», — поясняет Камилла Маджнонова, сотрудница музея.
Несколько лет назад в Таджикистане был построен большой Национальный музей. Будду хотели перенести туда, но археологи и специалисты не разрешили этого делать. Дело в том, что статуя выполнена из глины, и она очень хрупкая. Поэтому для нового музея сделали точную копию.
Здесь видно, что части статуи отличаются друг от друга. Дело в том, что сохранилась только нижняя часть и часть головы. А вот середина, туловище, было сделано заново. Дело в том, что в 8 веке нашей эры, когда в Среднюю Азию пришел ислам, были разрушены все буддисткие храмы и монастыри. Была разрушена и эта часть. Но ее восстановили максимально близко к оригиналу.
Более 97% населения Таджикистана сегодня составляют мусульмане, и по словам руководства музея, бережное отношение к артефактам и древним предметам культа доисламской эпохи, говорит о терпимости и уважении к другой вере и демонстрирует истинное лицо мусульманина. Особенно это актуально сегодня, когда на Ближнем Востоке идет уничтожение артефактов, имеющих мировое значение.
Все новости и репортажи из Кыргызстана, Таджикистана и других стран Азии читайте на сайте «Настоящее Время — Азия»
Самая большая в мире глиняная статуя Будды находится в Душанбе
https://ria.ru/20110406/361359184.html
Самая большая в мире глиняная статуя Будды находится в Душанбе
Самая большая в мире глиняная статуя Будды находится в Душанбе — РИА Новости, 05.04.2011
Самая большая в мире глиняная статуя Будды находится в Душанбе
Один из легендарнейших экспонатов Национального музея древностей Таджикистана — вылепленная из глины 1600 лет назад 13-метровая статуя лежащего Будды (так называемый «Будда в нирване»). Это самая крупная в мире глиняная статуя божества. После долгих лет забвения она была отреставрирована и заняла место в музее.
2011-04-06T10:13
2011-04-06T10:13
2011-04-05T18:04
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/sharing/article/361359184.jpg?3617586881302012295
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2011
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
видео
Туризм, Видео
ДУШАНБЕ, 6 апр — РИА Новости, Лидия Исамова. Один из легендарнейших экспонатов Национального музея древностей Таджикистана — вылепленная из глины 1600 лет назад 13-метровая статуя лежащего Будды (так называемый «Будда в нирване»). Это самая крупная в мире глиняная статуя божества. После долгих лет забвения она была отреставрирована и заняла место в музее.
6-титонная глиняная статуя была найдена таджикским историком и археологом Борисом Литвинским во время раскопок буддийского храма на холме Аджина-Тепа (Холм джинов) в долине реки Вахш, вблизи города Курган-Тюбе в 1964-1968 годах.
Десять лет назад, в марте 2001 года, талибы приступили к уничтожению уникального культурного памятника — двух гигантских статуй Будды высотой 55 и 37 метров, высеченных на заре нашей эры в скалах Бамианской долины.
Указ лидера талибов муллы Омара 26 февраля 2001 года буквально потряс весь мир. Согласно этому казу, статуи, причисленные к культурному достоянию человечества, подлежали уничтожению как символы идолопоклонства. «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно, — говорится в декрете муллы Омара. — Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».
Пощадить уникальные памятники просили ООН, ЮНЕСКО, Индия и даже Иран — исламское государство. Талибы остались глухи ко всем призывам. Приказ уничтожить статуи был выполнен ближайшим помощником лидера «Талибана» муллой Додулло. Более недели его боевики стреляли по статуям прямой наводкой, под них закладывали динамит, с вершины скалы к ним спускались подрывники и оставляли заряды на плечах Будд. Только после этого изваяния рухнули.
На уничтожение памятников талибам понадобилось более 200 килограмм взрывчатки. После взрывов огромное облако из мельчайших частиц разрушенных Будд висело над Бамианом несколько суток.
Сразу же после уничтожения исполинских Будд в Бамиане мир узнал о факте, известном до этого только специалистам-историкам, что в 400 километрах от Бамиана, в соседнем государстве — Таджикистане — находится 13-ти метровая статуя «Будды в нирване», бережно восстановленная руками таджикских и российских реставраторов. Поза статуи символизирует переход души умирающего Будды в состояние нирваны и получила название «позы лежащего льва».
В V-VI веках нашей эры население Средней Азии, и Афганистана исповедовало несколько религий и культов, а в Южном Таджикистане в течение нескольких столетий исповедовали буддизм. Здесь же пролегал Великий Шелковый путь, соединявший Среднюю Азию с Индией. Вахшская долина была одним из путей паломников из Индии, и именно поэтому археологи находят там сотни развалин буддийских храмов.
Храм Ладжина-Тепп сильно пострадал во время арабского завоевания в VII веке, статуя Будды в нирване была сильно изуродована — было разбито лицо и часть груди. Бригада реставраторов из ленинградского Эрмитажа собрала и перевезла Душанбе 43 части и фрагмента глиняного гиганта.
Более 20 лет они хранились в ящиках реставрационной мастерской Института истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Академии наук Таджикистана. За это время удалось отреставрировать только голову и руку статуи, так как малые размеры лаборатории не позволяли собрать вместе даже часть гигантского Будды.
Возможность полного восстановления появилась у реставраторов только тогда, когда был построен Национальный музей древностей, где для «Будды в нирване» выделили самый большой зал. В начале 2001 года США выделили на реставрацию глиняного божества 30 тысяч долларов, чуть позднее правительство Японии выдало музею грант в 260 тысяч долларов.
Для окончательного восстановления Будды на помощь таджикским коллегам пришли реставраторы из Эрмитажа, под руководством Веры Фоминых, до этого выезжавшей в Таджикистан для съема в раскопе Пенджикентского городища на севере республики уникальной глиняной статуи Шивы Парвати (V век н.э.), которая также экспонируется в Музее древностей.
Восстановление гигантской статуи длилось два года (2000-2001). Самая крупная в мире глиняная статуя Будды предстала перед посетителями Музея древностей 9 сентября 2000 года, в день 10-летия независимости Таджикистана. Теперь осмотр «Будды в нирване» входит в программу визитов всех глав государств и правительств, глав авторитетных международных организаций, ученых и деятелей культуры, посещающих Таджикистан. Загадочная улыбка Будды манит к себе посетителей разных религий и разных возрастов.
Нирвана | религия | Британика
нирвана
Все медиа
- Похожие темы:
- брахман бодхи
См. весь связанный контент →
нирвана , (санскрит: «угасание» или «выдувание») Пали ниббана , в индийской религиозной мысли, высшая цель некоторых дисциплин медитации. Хотя он встречается в литературе ряда древних индийских традиций, санскритский термин нирвана чаще всего ассоциируется с буддизмом, в котором это древнейшее и наиболее распространенное обозначение цели буддийского пути. Он используется для обозначения угасания желания, ненависти и невежества и, в конечном счете, страдания и возрождения. Буквально это означает «задувание» или «гашение», как когда пламя задувается или огонь догорает.
В своей первой проповеди после просветления Будда (основатель буддизма) изложил Четыре благородные истины (одно из основных учений буддизма), третьей из которых было «прекращение» (
Еще из Британники
Индийская философия: концепции анатты и ниббаны
Будда учил, что человеческое существование характеризуется различными формами страдания (рождение, старение, болезнь и смерть), которые переживаются на протяжении многих жизней в цикле перерождений, называемом 9. 0019 самсара (буквально «блуждающий»). В поисках состояния за пределами страдания он решил, что его причина — негативные действия и негативные эмоции, которые их мотивируют, — должна быть уничтожена. Если бы эти причины можно было искоренить, они не оказали бы никакого действия, что привело бы к прекращению страданий. Это прекращение было нирваной. Поэтому нирвана рассматривалась не как место, а как состояние отсутствия, особенно отсутствия страдания. Именно то, что сохранялось в состоянии нирваны, было предметом серьезных дискуссий на протяжении всей истории традиции, хотя это и описывалось как блаженство — неизменное, безопасное и необусловленное.
Буддийские мыслители проводят различие между «нирваной с остатком», состоянием, достигнутым перед смертью, где «остаток» относится к уму и телу этого последнего существования, и «нирваной без остатка», которая достигается в момент смерти. когда причины всего будущего существования будут устранены и цепь причин как физической формы, так и сознания будет окончательно прервана.
С возникновением в I веке н.э. традиции Махаяны, формы буддизма, подчеркивающей идеал бодхисаттвы, нирвана без остатка стала пренебрежительно относиться в некоторых текстах как чрезмерно квиетистская, и учили, что Будда, чья продолжительность жизни безгранична, только притворился, что ушел в нирвану, чтобы побудить своих последователей стремиться к этой цели. Согласно этой традиции, Будда вечен, обитая в месте, называемом «безымянной нирваной» ().апратиштхитанирвана ), что не является ни сансарой, ни нирваной. Буддийский философ Нагарджуна (150– ок. –250) заявил, что между сансарой и нирваной нет ни малейшей разницы, и это утверждение интерпретируется как означающее, что обе они лишены какой-либо внутренней природы.
Дональд С. ЛопесПереход Будды Шакьямуни в Нирвану | по NortonMuseumofArt | Художественный музей Нортона
NortonMuseumofArt
·Подписаться
Опубликовано в·
Чтение: 6 мин.·
19 декабря 2020 г.Божественные существа: Китай в центре перекрестных течений в азиатском искусстве будет доступен до 31, 2 января 021.
По Лори Барнс, Элизабет Б. Макгроу Куратор китайского искусства, Художественный музей Нортона
Тоса Юкихиро 土佐行広, японский, расцвет 1406–1451 гг., ПаринирванаПериод Муромати, 1336–1573 гг.
Подвесной свиток, тушь и цвет на шелке , 62 5/16 x 42 7/16 дюйма
Предоставлено во временное пользование из коллекции Доры Вонг
Изображение предоставлено Sotheby’s
Переход Будды Шакьямуни в нирвану
Этот редкий и важный свиток работы японского художника ТОСА ЮКИХИРО* изображает переход исторического Будды Шакьямуни в нирвану.
Будда уходит в нирвану, лежа на платформе в медитации под священными деревьями у берегов реки Батсудайга, изображенный позади множества учеников. В окружающей толпе бодхисаттвы, буддийские монахи, индуистские божества, мужчины и женщины всех классов, множество животных и даже некоторые мифические звери.
Вглядываясь в толпу, нельзя не заметить тоску на лицах многих. Некоторые настолько охвачены горем, что катаются по земле, безудержно плача. Эти мучительные выражения должны отражать их привязанность к физическому телу Будды, раскрывая их несовершенную мудрость. Перед платформой Будды Ананда, бледный молодой ученик, одетый в красно-зеленую лоскутную одежду, потерял сознание от горя. Призывая Ананду проснуться, более мудрый и старший ученик Кашьяпа носит отороченное золотом платье цвета хаки и держит чашу для подаяний.
Бодхисаттва Кшитигарха, стоящий на коленях в одежде из белых цветов лицом к Историческому Будде, вместе с некоторыми другими, рассеянными по толпе, выражают грусть и самообладание, выполняя желание Будды, чтобы его смерть не оплакивалась, поскольку он переходил в состояние совершенное блаженство. Тоса Юкихиро 土佐行広, японский, расцвет 1406–1451, Паринирвана (фрагмент)В заднем ряду позади Будды просветленная бодхисаттва в украшенной драгоценностями короне склоняет голову с закрытыми глазами и выражает абсолютную безмятежность. Бодхисаттвы понимают, что все существа в конце концов умирают и что их цель — освобождение от сансары, горького царства существования. В правом верхнем углу, спускаясь на облаке над деревьями, Анарит-су-сонджа, одна из самых важных учениц Будды, сопровождает Майю, мать Будды Шакьямуни и двух служителей. Полная луна плавает в верхней части свитка. В буддийских писаниях говорится, что Будда Шакьямуни вошел в нирвану при полнолунии, положившем начало второму индийскому лунному месяцу Весакха, который пришелся на 21 апреля 2020 года9.
Художник, написавший этот свиток, ТОСА ЮКИХИРО, работал примерно с 1406 по 1451 год. Он был ведущим художником школы Тоса, официальным художником императорского двора, и ему покровительствовали представители военной элиты. Он стремился сохранить классический японский стиль живописи Ямато-э, который можно увидеть в этой работе, в то время, когда были популярны дзен-буддийские стили монохромной живописи тушью.
Стиль Ямато-э процветал в Японии в период Камакура (794–1185). В этот более ранний период изображения повествования о Паринирване японскими художниками находились под влиянием китайских картин. Японские художники переняли такие стилистические элементы, как реалистичное изображение животных, людей и людоедов в картинах Юкихиро. Еще одна китайская традиция, очевидная в этой работе, — богатое применение золота и ярких тонов темно-синего, сине-зеленого и ярко-красного. В живописи Ямато-э появились большие полосы облаков и воды, разделяющие пространство и вид «с высоты птичьего полета». Мастерство Юкихиро проявляется в точности и выразительности деталей, а также в его владении кистью. Он стремился сохранить классический японский стиль живописи Ямато-э, который можно увидеть в этой работе, в то время, когда дзен (китайский чан, корейский сеон) буддийские монохромные картины тушью, такие как подвесные свитки тигра и дракона, включены в
Ранее принадлежал храма Ходзю-ин, ныне являющегося важным культурным достоянием, Национальный музей Нара
Картины, изображающие Будду, входящего в нирвану, долгое время служили главным изображением в буддийских храмах в годовщину ухода Будды из этого мира в нирвану. Ученые прослеживают происхождение изображений Паринирваны от скульптур, датируемых 100-300 годами из Гандары (ныне часть Индии и Пакистана).
Сцена повторяется в пещерах Аджанты, еще одном известном буддийском месте, высеченном из базальтового камня в 462 году. Образы, переданные по Шелковому пути, достигли Китая, где их можно увидеть в пещерных храмах в Кизиле, созданных еще в 400-х годах. Эти образы уже достигли Японии в 700-х годах, где сцена Паринирваны, датированная 711 годом, существует в храме Хорю-дзи в Наре. Паринирвана, 711 год, Япония, период Нара, 710–784 годы, глина поверх дерева и металла, в пагоде, храм Хорю-дзи, изображение Нара предоставлено Chegg.comКартины Паринирваны являются центральными элементами Дней Весак и Паринирваны. Отмечается по различным лунным календарям, первый обычно отмечается в апреле или мае, а второй — в феврале. Буддисты слушают чтение Сутры Нирваны. Верующие на этих церемониях размышляют о своем долге и, как полагают, зачинают в себе будд, гарантируя, что они, в свою очередь, войдут в нирвану.
Мы благодарны Доре Вонг за то, что она поделилась этой прекрасной картиной с публикой в музее Нортона.
1, 2, 3- Бодхисаттва Майтрейя, около 483–503 гг.
Северная династия Вэй
Темно-серый известняк из пещеры Лунмэнь, Лоян, провинция Хэнань, 22 5/8 x 14 1/2 x 3 1/2 дюйма (57,5 x 36,8 x 8,9 см)
Приобретение, R. H. Norton Trust, 62,5 - Колоссальная голова Будды, около 673–705 гг. 16 дюймов (76,2 x 40,6 x 40,6 см)
Приобретение, R. H. Norton Trust, 61.14 - Сидящий бодхисаттва Гуаньинь, вероятно, 1800-е годы
Династия Цин
Фарфор с прозрачной глазурью цвета слоновой кости, изготовленный в печах Дэхуа, провинция Фуцзянь, 14 1/4 x 8 1/4 x 7 1 / 2 дюйма (36,2 x 21 x 19,1 см)
Поместье Леонарда и Софи Дэвис, 2002 г.180
4. Приписывается Син Сянь-чжи 邢獻之, действовал с начала до середины 1600-х годов
Укрощение драконов Луохан, около 1600–1620 гг.
Династия Мин, правление Ванли
Резной рог носорога, общие размеры: 3 1/2 x 5 1/2 дюйма (8,9x 14 см)
Дар Энн Р. Ричардс в память о Р. Нортоне Ричардсе, 2014 г.