Гласные звуки | Развивайка
Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у
|тя|та.
Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовóй».
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
Обратите внимание! Слова тигр и тигры, берёза и берёзы — это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, берёза и берёзовый — это однокоренные слова.
Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.
[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.
Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрелá, письмó.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кóврик, стрéлы, стрéлка, пи́сьма.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или заменить форму слова (моря́ — мóре, у мóря);
б) или подобрать однокоренное слово (травá — трáвка, зелёный — зéлень) — так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы — слезá, пчёлка — пчелá, сёстры — сестрá.
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.
Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, — это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.
Обратите внимание! Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма: вода, трава, грибник, река.
Если орфограмму надо запомнить, это непроверяемая орфограмма: ноябрь, ветер, заяц.
Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Тема: «Безударные гласные звуки.
Их обозначение на письме.» 2 класс | План-конспект урока по русскому языку (2 класс):Опубликовано 30.03.2020 — 17:36 — Лена Лапшина
Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»
Образовательная система (УМК): «Перспектива»
Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки и находить к ним проверочные слова с помощью подбора слов-родственников.
Задачи:
Образовательные:
— совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
— выработать навык проверки слов с одной безударной гласной;
— закрепить навык списывания слов.
Развивающие:
— способствовать развитию грамотной речи, внимания;
— уметь сравнивать, обобщать и делать выводы;
— развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
— воспитывать позитивное отношению к учебе;
— воспитывать самостоятельность в получении знаний;
— воспитывать стремление к совместному творчеству, дружбе.
Планируемые результаты:
Предметные:
— усовершенствуют навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
— выработают навык проверки слов с одной безударной гласной;
— закрепят навык списывания слов.
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
— доказательство своей точки зрения;
— умение выделять главное.
Регулятивные:
— самооценка выполнения задания;
— способность правильно разделять время;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные:
— адекватная мотивация учебной деятельности;
— продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
Коммуникативные:
— умение работать в паре;
— умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— учет позиции партнёра по общению.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте лежит таблица, подпишите ее. Эта таблица поможет нам сказать, как вы выполняли задания на уроке. «+» — отлично справился, не было затруднений. «!» — все сделал правильно, но немного затруднялся. «-» — было очень трудно и ничего не понятно. Сами выставляйте себе эти значки, после каждого задания. | Приветствуют учителя. |
Таблица в приложении 1. |
2. Актуализация знаний/словарная работа. | Раздаю 5 ученикам индивидуальные карточки (тех, кого выберет основной учитель) — Как закончите сдавайте работы мне на стол. Примерное время работы 5-7 минут.
С остальными: — Посмотрите на слова, записанные на доске. Т.традь, гор.д, н.род, ул.ца, зв.зды, р.ды.
— Вызываю ученика к доске, для записи слов. — Спишите слова с доски, вставляя пропущенную букву и проставляя ударение.
— Все ли слова словарные? — Почему другие слова называются словарными? — Орфограмма – это опасное место в слове, где можно допустить ошибку. | Самостоятельная работа.
— Тетрадь, вставляю букву «е», потому что это словарное слово. Город – словарное слово. Народ – словарное слово. Улица – словарное слово. Звёзды – ударение не ставим, пишем «ё», потому что она под ударением, и мы ее хорошо слышим. Месяц – словарное слово. — Нет. Слово звёзды не словарное. — Словарные слова — в которых есть орфограммы, которые не проверяются. | Индивидуальные карточки в приложении 2.
Слайд № 2. |
3. Постановка темы и цели урока. | — Выпишите отдельно все буквы, которые мы вставили. (е, о, а, и, ё, я.) — Какие это буквы? — Какую букву можем назвать «лишней»? Почему? — Подчеркните букву «ё». — Что про остальные буквы можно сказать, всегда ли их звуки ударные?
— Как думаете, как будет звучать тема урока?
— Какие задачи на урок мы себе поставим?
— Для чего нам нужно это знать? |
— гласные. — Буква «ё» — она всегда под ударением. е, о, а, и, ё, я. — остальные гласные находятся в безударном положении, требуют проверки — «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» — находить безударную гласную в слове, проверять ее… — Что бы правильно писать слова. |
Слайд на доске с темой и задачами урока. |
4. Изучение нового материала. | В не односложных словах (слова имеют несколько слогов и несколько гласных соответственно) бывают безударные слоги. — Как вы это понимаете? Приведите пример.
Гласные в безударных слогах звучат не ясно, часто не различаются. Вот послушайте и сравните первые гласные звуки в словах «дома» и «далёкий». — Какой первый гласный звук вы услышали в слове «дома»? — А разве слово «дома» мы пишем, через букву «а», в первом слоге? — Как это можно доказать? Нам нужно сделать первый слог ударным, дооом. Запишите это слово в тетради и поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
— А какой первый гласный звук вы услышали в слове «далекий»? — Какую гласную пишем после буквы «д»? Нам нужно сделать первый слог ударным, Даааль Запишите слово далекий и подчеркните безударную гласную «а».
Первые гласные звуки в этих словах звучат одинаково [а]. А на письме как мы выяснили обозначаются по-разному. Безударные гласные в словах обозначаются той же буквой, что и под ударением.
Работа с алгоритмом. Для проверки безударной гласной нужно поставить ее под ударением, подобрать такое слово, что бы эта гласная стала ударной. Какую гласную мы слышим под ударением ту и записываем.
— Сделайте так, чтобы безударные слоги стали ударными, проставьте ударение.
— Как мы проверяем безударную гласную? Ученики пишут и один все проговаривает. Проверка по слайду. |
— слово состоит из нескольких слогов. Например, первых слог ударный, а второй нет (лупа).
— [а].
— Нет, через «о».
— Выдвигают свои предположения. — Поставить безударную гласную под ударение. Дом.
Тоже [а].
— «а»
У учеников на парте 1 алгоритм проверки безударной гласной.
Дома – дом Далёкий – даль
— ставим ее под ударение, что слышим то и пишем. Дарить – дар Зима – зимний Лесник – лес Тянул – тянет. |
Алгоритм на доске: 1. Поставить в слове ударение. 2. Найти букву безударного гласного звука. 3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук будет под ударением. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. |
5. Работа по учебнику. Первичное закрепление.
| Откройте страницу 93 и прочитайте, то что рассказывает профессор Самоваров.
Выполняем упр. 139. Как мы выполняем проверку безударной гласной?
Прочитайте, что нам рассказывает мудрая Сова. | Читает ученик слова профессора.
Выполняет один ученик у доски. Все свои действия проговаривает. Отвечает на вопрос учителя, проговаривая алгоритм.
Читает ученик. | 139 упр.: Гора, врачи, лиса, леса, пятно.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
6. Физкультминутка. | Видеофрагмент на смарт доске и после разминка для пальцев рук. | Повторяют движения с видео |
|
7. Работа в паре. | Сейчас мы будем работать в паре. — Какие правила работы в паре вы знаете?
Задание на карточках: вставьте безударную гласную в слове с пропуском, подчеркните безударную гласную и поставьте ударение.
Время на работу 10 минут. |
— проговаривают правила работы в паре.
Выполняют работу в паре. Самопроверка по эталону. |
Приложение 3.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
8. Работа со смарт-доски. | На слайде текст с пропуском безударных гласных. Задание: списать текст и после слова с безударной гласной, в скобках написать слово с помощью которого проверяли безударную гласную. (Первое слово разобрано уже как надо выполнить весь номер) | К доске выходит ученик и пишет на доске. | Приложение 4, то что будет на слайде.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
9. Фронтальная работа. | На доске Игра с диска к учебнику. — Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Вам нужно помочь пчелке собрать мед, для этого вам нужно правильно вставить пропуски в словах. Проговаривая так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. | 2 слово 1 ученик. Поля – поле Доска – доски Дрозды – дрозд Шаги – шаг Сова – совы Часы – час Река – реки Стрижи – стриж Слеза – слёзы Свеча – свечи Игра – игры Хлеба – хлеб Земля – земли | НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
10. Самостоятельная работа. | Задание: найти в каждой группе лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить кратко, почему оно лишнее. | Выполняют работу. | Приложение 5.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
11. Подведение итогов. | Если много времени: Посмотрите на доску. Это девочка Аня, она очень хочет занять первое место. Поможем ей? Нам нужно правильно ответить на вопросы используя знания, полученные сегодня на уроке. Если мало времени: — Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, в словах надо проверять?
— Как надо проверять безударные гласные? Найдите ответ в словах профессора Самоварова на стр. 93 или в нашем алгоритме.. |
— Потому что один и тот же безударный гласный звук может передаваться на письме разными буквами. |
|
12. Рефлексия | Вы после каждого задания ставили себе знаки в табличку. У кого одни плюсы? У кого есть 1-2 восклицательных знака? | Сдают таблички учителю. |
|
13. Д/з | Учебник стр. 93 № 141. И еще раз прочитайте сообщения от мудрой совы на стр. 92 и от профессора Самоварова на стр. 93. | Записывают д/з в тетрадь. |
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»
Образовательная система (УМК): «Перспектива»
Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки и находить к ним проверочные слова с помощью подбора слов-родственников.
Задачи:
Образовательные:
— совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
— выработать навык проверки слов с одной безударной гласной;
— закрепить навык списывания слов.
Развивающие:
— способствовать развитию грамотной речи, внимания;
— уметь сравнивать, обобщать и делать выводы;
— развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
— воспитывать позитивное отношению к учебе;
— воспитывать самостоятельность в получении знаний;
— воспитывать стремление к совместному творчеству, дружбе.
Планируемые результаты:
Предметные:
— усовершенствуют навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
— выработают навык проверки слов с одной безударной гласной;
— закрепят навык списывания слов.
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
— доказательство своей точки зрения;
— умение выделять главное.
Регулятивные:
— самооценка выполнения задания;
— способность правильно разделять время;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные:
— адекватная мотивация учебной деятельности;
— продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
Коммуникативные:
— умение работать в паре;
— умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— учет позиции партнёра по общению.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте лежит таблица, подпишите ее. Эта таблица поможет нам сказать, как вы выполняли задания на уроке. «+» — отлично справился, не было затруднений. «!» — все сделал правильно, но немного затруднялся. «-» — было очень трудно и ничего не понятно. Сами выставляйте себе эти значки, после каждого задания. | Приветствуют учителя. | Таблица в приложении 1. |
2. Актуализация знаний/словарная работа. | Раздаю 5 ученикам индивидуальные карточки (тех, кого выберет основной учитель) — Как закончите сдавайте работы мне на стол. Примерное время работы 5-7 минут. С остальными: — Посмотрите на слова, записанные на доске. Т.традь, гор.д, н.род, ул.ца, зв.зды, р.ды. — Вызываю ученика к доске, для записи слов. — Спишите слова с доски, вставляя пропущенную букву и проставляя ударение. — Все ли слова словарные? — Почему другие слова называются словарными? — Орфограмма – это опасное место в слове, где можно допустить ошибку. | Самостоятельная работа. — Тетрадь, вставляю букву «е», потому что это словарное слово. Город – словарное слово. Народ – словарное слово. Улица – словарное слово. Звёзды – ударение не ставим, пишем «ё», потому что она под ударением, и мы ее хорошо слышим. Месяц – словарное слово. — Нет. Слово звёзды не словарное. — Словарные слова — в которых есть орфограммы, которые не проверяются. | Индивидуальные карточки в приложении 2. Слайд № 2. |
3. Постановка темы и цели урока. | — Выпишите отдельно все буквы, которые мы вставили. (е, о, а, и, ё, я.) — Какие это буквы? — Какую букву можем назвать «лишней»? Почему? — Подчеркните букву «ё». — Что про остальные буквы можно сказать, всегда ли их звуки ударные? — Как думаете, как будет звучать тема урока? — Какие задачи на урок мы себе поставим? — Для чего нам нужно это знать? | — гласные. — Буква «ё» — она всегда под ударением. е, о, а, и, ё, я. — остальные гласные находятся в безударном положении, требуют проверки — «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» — находить безударную гласную в слове, проверять ее… — Что бы правильно писать слова. | Слайд на доске с темой и задачами урока. |
4. Изучение нового материала. | В не односложных словах (слова имеют несколько слогов и несколько гласных соответственно) бывают безударные слоги. — Как вы это понимаете? Приведите пример. Гласные в безударных слогах звучат не ясно, часто не различаются. Вот послушайте и сравните первые гласные звуки в словах «дома» и «далёкий». — Какой первый гласный звук вы услышали в слове «дома»? — А разве слово «дома» мы пишем, через букву «а», в первом слоге? — Как это можно доказать? Нам нужно сделать первый слог ударным, дооом. Запишите это слово в тетради и поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о». — А какой первый гласный звук вы услышали в слове «далекий»? — Какую гласную пишем после буквы «д»? Нам нужно сделать первый слог ударным, Даааль Запишите слово далекий и подчеркните безударную гласную «а». Первые гласные звуки в этих словах звучат одинаково [а]. А на письме как мы выяснили обозначаются по-разному. Безударные гласные в словах обозначаются той же буквой, что и под ударением. Работа с алгоритмом. Для проверки безударной гласной нужно поставить ее под ударением, подобрать такое слово, что бы эта гласная стала ударной. Какую гласную мы слышим под ударением ту и записываем. — Сделайте так, чтобы безударные слоги стали ударными, проставьте ударение. — Как мы проверяем безударную гласную? Ученики пишут и один все проговаривает. Проверка по слайду. | — слово состоит из нескольких слогов. Например, первых слог ударный, а второй нет (лупа). — [а]. — Нет, через «о». — Выдвигают свои предположения. — Поставить безударную гласную под ударение. Дом. Тоже [а]. — «а» У учеников на парте 1 алгоритм проверки безударной гласной. Дома – дом Далёкий – даль — ставим ее под ударение, что слышим то и пишем. Дарить – дар Зима – зимний Лесник – лес Тянул – тянет. | Алгоритм на доске: 1. Поставить в слове ударение. 2. Найти букву безударного гласного звука. 3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук будет под ударением. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. |
5. Работа по учебнику. Первичное закрепление. | Откройте страницу 93 и прочитайте, то что рассказывает профессор Самоваров. Выполняем упр. 139. Как мы выполняем проверку безударной гласной? Прочитайте, что нам рассказывает мудрая Сова. | Читает ученик слова профессора. Выполняет один ученик у доски. Все свои действия проговаривает. Отвечает на вопрос учителя, проговаривая алгоритм. Читает ученик. | 139 упр.: Гора, врачи, лиса, леса, пятно. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
6. Физкультминутка. | Видеофрагмент на смарт доске и после разминка для пальцев рук. | Повторяют движения с видео | |
7. Работа в паре. | Сейчас мы будем работать в паре. — Какие правила работы в паре вы знаете? Задание на карточках: вставьте безударную гласную в слове с пропуском, подчеркните безударную гласную и поставьте ударение. Время на работу 10 минут. | — проговаривают правила работы в паре. Выполняют работу в паре. Самопроверка по эталону. | Приложение 3. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
8. Работа со смарт-доски. | На слайде текст с пропуском безударных гласных. Задание: списать текст и после слова с безударной гласной, в скобках написать слово с помощью которого проверяли безударную гласную. (Первое слово разобрано уже как надо выполнить весь номер) | К доске выходит ученик и пишет на доске. | Приложение 4, то что будет на слайде. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
9. Фронтальная работа. | На доске Игра с диска к учебнику. — Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Вам нужно помочь пчелке собрать мед, для этого вам нужно правильно вставить пропуски в словах. Проговаривая так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. | 2 слово 1 ученик. Поля – поле Доска – доски Дрозды – дрозд Шаги – шаг Сова – совы Часы – час Река – реки Стрижи – стриж Слеза – слёзы Свеча – свечи Игра – игры Хлеба – хлеб Земля – земли | НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
10. Самостоятельная работа. | Задание: найти в каждой группе лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить кратко, почему оно лишнее. | Выполняют работу. | Приложение 5. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
11. Подведение итогов. | Если много времени: Посмотрите на доску. Это девочка Аня, она очень хочет занять первое место. Поможем ей? Нам нужно правильно ответить на вопросы используя знания, полученные сегодня на уроке. Если мало времени: — Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, в словах надо проверять? — Как надо проверять безударные гласные? Найдите ответ в словах профессора Самоварова на стр. 93 или в нашем алгоритме.. | — Потому что один и тот же безударный гласный звук может передаваться на письме разными буквами. | |
12. Рефлексия | Вы после каждого задания ставили себе знаки в табличку. У кого одни плюсы? У кого есть 1-2 восклицательных знака? | Сдают таблички учителю. | |
13. Д/з | Учебник стр. 93 № 141. И еще раз прочитайте сообщения от мудрой совы на стр. 92 и от профессора Самоварова на стр. 93. | Записывают д/з в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Русского языка во 2 классе по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме»
Конспект урока Русского языка во 2 классе по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме» с учётом требований ФГОС….
Безударные гласные звуки, их обозначение на письме
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием сингапурской методики….
Самостоятельная работа по теме» Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»
Проверка знаний учащихся по усвоению темы » Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»…
Контрольный тест по русскому языку на тему «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме»
Тест по повторению на конец 2 четверти…
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.
Методическая разработка урока предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по УМК «Перспектива». Урок построен в технологии системно – деятельностного метода обучения с учетом возрастны…
Урок русского языка на тему «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме». 2 класс
Урок русского языка с использованием сингапурских технологий во 2 классе УМК «Перспектива». Тема «Безударные гласные в слове»….
Разработка урока по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме»
Урок разработан в соответствии с технологиями: Проблемное обучение – организация поисково-исследовательской деятельности. Технология социо-игрового обучения.Образовательная прогр…
Поделиться:
Букв, обозначающих безударные гласные, являются примерами. Как обозначить безударный гласный буквой
Гласные звуки — звуки речи, для которых характерны следующие важнейшие акустические и артикуляционные признаки: во-первых, они состоят только из тона (голоса), во-вторых, при их формируется, на пути воздушного потока нет препятствий.
С акустической точки зрения гласные состоят только из одного тона, а согласные характеризуют разные соотношения тона и шума. Так, при произнесении гласных звуков в результате вибрации напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Результирующий звук трансформируется, обогащается дополнительными тонами, образующимися в надгортанных полостях (глотке, носовой и ротовой полости). Эти резонаторные тона придают звуку специфический тембр, особое качество, отличающее одну гласную от другой. Так как от объема и формы резонатора зависит тембр любого звука, или его качество (ср. различный объем и форма резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолончели-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, что может изменять размеры и форму полости рта.
Язык – самый подвижный орган артикуляции, он может перемещаться в полости рта горизонтально и вертикально, образуя различные гласные.
Степень возвышения языка к небу обеспечивает различие гласных по подъему: самое высокое положение языка образует гласные верхнего подъема ([у], [с], [у]), среднее положение образует гласные среднего подъема ([э], [о]) и нижнего — низкие гласные ([а]).
Верхние гласные называются закрытыми (узкими), а нижние – открытыми (широкими), потому что при нижнем положении языка рот открывается шире, а нижняя челюсть опускается ниже. Если мы произносим последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем почувствовать вертикальное движение языка.Тело языка также может двигаться горизонтально: приближаться к зубам или двигаться назад, к корню языка, образуя гласные переднего ряда ([i], [e]), среднего ([a]) и заднего ([ Эй ]). Если последовательно произносить гласные [и], [ы], [у], то можно заметить горизонтальное движение языка.
При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется вертикально: [е] и [о] — средние гласные, [а] — низшие; однако движение языка все равно происходит вперед (при произнесении гласной переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласной заднего ряда — [о]), либо язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ).
Губы также могут участвовать в образовании гласных. При произнесении округлых гласных ([у], [о]) губы несколько округлены и вытянуты вперед.
При артикуляции гласных воздушная струя не встречает препятствий в полости рта, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее мы произносим гласный звук, тем шире открываем рот. Гласные звуки открывающие рот.
Функциональная разница между гласными и согласными заключается в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласная образует начало слога (нет слога без гласной), а согласная в слоге обычно сопровождает гласную.
гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударном положении), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без сокращения. Это означает, что ударная гласная длиннее и интенсивнее, произносится с большей силой, то есть громче и интенсивнее, чем гласная в безударной позиции. Напряжение и длина артикуляции способствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной и ясной. Благодаря этому позиция под ударением является сильной позицией для гласных, то есть позицию, в которой гласные больше всего отличаются друг от друга, нельзя спутать.
Например, сом-сам, лес-лисы.материал с сайтаБезударный гласный (редуцированный) звук — гласный звук, произносимый с большим или меньшим ослаблением артикуляции. В безударной позиции гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией и обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция безударной гласной слабая, так как в этой позиции гласные, произносимые менее интенсивно, обычно теряют свои индивидуальные различия (в ряду и на подъеме). При таком произношении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: я сам [сам] сома поймал [сам] или видел в лесу лису [лиса] [лиса].
Повторение
Чтобы вспомнить темы, уже пройденные в русском языке, разгадаем кроссворд. Для этого будем записывать слова вертикально в пустые клетки, угадывая их по смыслу.
Рис. 1. Кроссворд
- Я слышу звуки, но буду ли я слышать буквы?
- Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
- Звуки, образующие слог.
- Иконки для записи звуков.
- Буквы пишем и читаем, а произносим и слышим…?
- Наименьшая единица произношения.
- Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, ссылками, толкованиями, переводом на другие языки.
Давайте проверим себя.
Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом
В выделенных ячейках по горизонтали мы получили слово ПРАВИЛО.
Опять же, речь состоит из звуков. Звуки – это гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные соединяют согласные в слоги. Слова строятся из слогов, как кирпичи. В каждом слове один кирпичик самый важный. Это ударный слог. Если ударение поставлено неправильно, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Давайте выполним задание: посмотрите на фото и назовите, что на них изображено.
Рис. 3 ()
Цветы, сосна, шары. Поставим ударение в слова и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, сделав на них ударение.
Ударные гласные — Ударные гласные — занимают сильную позицию. Гласные без ударения, их называют безударными, — в слабой позиции . Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, называются орфограммами. написание — (от греч. orthos — правильный и gramma — буква) — написание слов по некоторым правилам правописания.
Правописание — (от греческого слова: «ортос» — правильно, и «графо» — «писать») — правила письменной речи (т. е. правописания слов). По-русски говорят «орфография».
Произношение безударных гласных
Давайте посмотрим на слова:
грибы, цветы — слышу А что писать? А или Е?
вода, трава — слышу А, что писать? А или О?
шары, ряды — слышу непонятный звук И что писать? Я? Э? И?
Вывод — в безударной позиции мы не слышим четкого звука и можем ошибиться при письме.
В современном русском языке действует закон — в безударных слогах звук О не произносится. Звук А работает вместо него. И вернется на место только тогда, когда станет ударным. Так работают звуки. Сравнить :море-море ,стол -столы,слоны — слоны . Точно так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-либо другим.
В безударных слогах нет гласного звука Е. Произнесите слово этажей. Произносится не так, как пишется. Нетрудно заметить, что звук У в словах не опасен, он хорошо и отчетливо произносится даже в безударном положении.
Для грамотного письма очень важно научиться безошибочно определять на слух безударные гласные, чтобы предугадывать место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят — найти ошибочно опасное место в слове. Запишем предложения.
Белка была на суке. Мы ясно слышим безударные звуки и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно, чем играют дети: мячом или мечом.
Проверка безударной гласной
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке есть закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитайте предложения и найдите в них подсказки.
Есть кот — к? тята . Кошка — О, так котята тоже О.
У тигра грята . Тигр — А, значит, тигрята тоже I.
Вот слон. У него есть сл? ньята . Слон — О, значит, слонята тоже О.
Помните правило: для проверки правописания слабой позиции нужно изменить слово. Как это сделать?
Шаг 1: Произнесите тестируемое слово.
В безударных слогах есть гласные?
Если есть, то какие?
Шаг 2: Выберите тестовое слово, измените слово так, чтобы тестируемый звук был под ударением.
Шаг 3: Напишите гласную в соответствии со звуком, который вы слышите при ударении.
Шаг 4: Проверьте написанное, прочитайте слово по слогам.
Сейчас мы идем в зоопарк. Все животные перечислены здесь, чтобы посетители знали, кого они рассматривают. Здесь разные птицы. Подпишем их имена.
это сова. звук удара А. Как писать без ошибок — сова или сава ? Как мы будем действовать? Давайте подберем проверочное слово, заменим слово сова на С о вам , Теперь подчеркнуто О, так давайте напишем сова . Продолжаем таким же образом.
Рис. 11. Журавль ()
Клесты? Дрозды? Краны? Грачи?
Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографический словарь , который можно использовать для проверки орфографии.
Рис. 17. Орфографический словарь ()
Нужно просто знать секреты словаря и хорошо запоминать алфавит. Очень часто краткие орфографические словари можно найти в конце учебников русского языка. Если у вас нет под рукой словаря, попросите орфографию у взрослых, у учителя. Помните, главное не написать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, пометив ее точкой, и вводить букву, когда уже совсем не осталось сомнений.
Подведем итоги. Положение безударной гласной в слове — опасность, требующая доказательства. Безударным гласным нельзя доверять. Сегодня на уроке мы научились проверять их разными способами: по сильной позиции, т.е. путем подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомни это:
безударный гласный звук
Вызывает сильную боль.
Чтобы не было сомнений
Мы поставили звук под ударение. Или проверьте по орфографическому словарю. ).
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 26, исх. 2; стр. 28, упр. 3.
- Упорядочить слово. Какую букву ты вставишь? Меховая шапка — что за шапка? (м. ховая — Е). Вот огород, какая там клубника растет? ( сад — А). Вот лес, какая там земляника? ( лес — в.д.) .
- Прочитай слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: слово, звезда, спина, ш.ры, б.лы, центральная почка. (сл.ва — слово — Ой, звёзды звёзды — Э, ш.ры — шар — Ах, б.лы — боль — О, ц.почки — цепи — Д.)
- * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните правописание.
Как различать гласные звуки?
Какими буквами обозначаются гласные звуки?
Различия между гласной и согласной:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог:
| ча | что .
Внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова voice (голос).
Поэтому можно сказать, что гласный звук означает «голос».Правописание слов с безударной гласной в корне.
Помните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
Внимание! Слова тигр и тигры, береза и береза — формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, береза и березка — однокоренные слова.
Внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может обозначаться разными буквами.
[а] [а] [а] [а]
Валы, ладьи, столы, рос.
Внимание! Безударная гласная в корне однокоренных слов и форм одного слова обозначается той же буквой, что и ударная гласная в том же корне: снег — снежок — снеговик — снегурочка.
Проверяемое слово это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударную гласную: до о вер , стр. и , P и см. .
Контрольное слово слово, в котором испытуемая буква обозначает ударный гласный звук: до о врик , стрелки , стрелка , буквы .
К подобрать контрольное слово для письма безударная гласная звук в корне, нужно:
а) или заменить словоформу (м о ря — море, у моря) ;
б) или подобрать однокоренное слово (tr и vá — трава, green — зеленая лень) — чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным .
В проверочных и проверочных словах гласные в ударных и безударных слогах корня пишется так же, как .
Внимание! Если буква е пишется под ударением в корне слова, то буква е пишется без ударения в формах одного и того же слова и в однокоренных словах: слезы — слеза, пчела — пчела, сестры — сестра.
Когда следует запоминать написание букв, обозначающих безударные гласные в корне слов?
Помните! В русском языке есть слова, в которых правописание буквы, обозначающей безударную гласную в корне, не может быть проверен :l около пата, до ртина, р лто, около одежды. Правописание таких слов надо либо запомнить , либо проверить по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарный запас . Но это не научное название. На каждом уроке вы будете знакомиться с новыми словарными словами.
Внимание! Мы уже говорили о словах, в которых буквы выделены или опущены. Это орфографические буквы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Написание будем называть письмо , написание которого необходимо проверить или запомнить .
Буква, обозначающая безударную гласную в корне слова, является орфограммой. Ее правописание следует проверить или запомнить.
Всего шесть «а», «о», «у», «и», «е», «с». Они произносятся только с участием голоса, без участия шума. Они могут образовывать слоги. Они бывают ударными и безударными. Гласные звуки ударные и безударные — имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, многие нормы обозначения гласных букв зависят от наличия или отсутствия ударения.
Гласные «э», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они обозначают два звука. Например: я — я, ю — ю и т. д. Они также наделены дополнительными функциями — обозначают мягкость в письме.
Ударные гласные звуки
Ударением называют голос, выделяемый при произношении. То есть тот, на который падает акцент. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным оно находится в более сильной позиции и играет смысловую роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает затруднений.
Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) написание ударных слогов не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышно, так и пишется», и звуки слышны отчетливо.
Ударные гласные предназначены для выполнения функции смыслового различения. Для сравнения: мол, маленький, мыльный, мул — слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные.
Безударные гласные звуки — что это такое?
Безударными считаются гласные, не различаемые по голосу. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергичны, как ударные. Они находятся в слабом положении, и писать письма, которые их передают, часто бывает трудно. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не сработает, так как слышимое может быть не тем, что есть на самом деле.
Безударная гласная часто находится в измененном состоянии (состояние редукции). Причем степень трансформации может зависеть от удаленности ударной гласной. Чем дальше, тем сильнее сокращение. Например, в слове «колобок» ударный последний звук «о» — в третьем слоге. Ближайшее к нему «о» (во втором слоге) слышно еще более или менее отчетливо, а дальнее (из первого слога) практически теряется при произношении. Его продолжительность в этом случае минимальна.
Относительно устойчивыми в этом отношении являются безударные гласные «и», «ы», «у». На степень их трансформации почти не влияет расстояние от удара (мумиё, буратино, мир). Исключением может быть только «и» в начале слова после твердого согласного, которым заканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Эта ситуация хорошо видна, например, во фразе «дым над избой».
Безударные гласные в корнях. Правописание
Как отмечалось выше, передача безударных гласных на письме часто вызывает затруднения. Особенно проблематично понять, какой буквой следует обозначать безударный гласный звук в корне слова.
Написание таких корней выделено в особый раздел грамматики и подробно изучается в филологии. Выбор правильной буквы зависит от различных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.
Непроверенные гласные в корнях
Самый сложный в плане правописания случай — это безударные гласные в непроверенных словах. Когда невозможно выбрать вариант с ударным корнем.
Правильные варианты в таких ситуациях можно только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть написание.
Слова, подпадающие под этот раздел, включают, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.
Проверяемые гласные в корнях слов
Буквы, обозначающие безударные гласные в корнях, в большинстве случаев можно определить, выбирая, где ударение падает на корень.
Например, заменив слово «трава» на «трава», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора — гора, вода — вода, дождь — дождь и так далее и тому подобное. Примеров на русском великое множество.
Правописание корней в словах разного происхождения
Безударные гласные в основных морфемах слов могут иметь различное буквальное выражение в зависимости от происхождения данного конкретного слова.
Так, например, исконно русские слова часто отличаются полнозвонкостью написания сочетаний -оро-, -оло-: молодой, изгородь, ракушка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, забор, облачко.
Чередование безударных «а» и «о» в корнях
Буквы, обозначающие безударные гласные, в корнях могут чередоваться. Один из вариантов чередования – «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:
- Например, какая бы буква ни была написана под ударением, в безударном положении у нас почти всегда стоят корни «горы», «клон», «творение», «зар» и «плавить»: загореться, лук, создать, осветить, фитиль. Но есть и исключения: прогары, прогары, посуда, заря, купальщица, купальщица, зыбучие пески и т. д.
- Морфемы «раст», «ращ» и «рос» зависят от согласного, закрывающего корень. Буква «а» предшествует «st» или «u», а «c» обычно предшествует «o». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, отросток и производные от них варианты (ростов, ростовщик и др.), а также слово ветвь.
- В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно стоит «о», а перед «к» — «а». Например: лошадь, скакалка, выскочка, подпрыгнуть. Единственными исключениями являются слова прыгать, прыгать, прыгать и прыгать.
- Безударные гласные в словах с корнями «лаг» и «ложа» пишутся буквами по следующему правилу: «а» ставится перед «г», а «о» перед «г». Например: составить, считать, разложить, дополнение, положение, отложить. Исключение составляет навес.
- Наличие или отсутствие суффикса «а» «управляется» такими корнями, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу после корня, то это будет «кас», а если нет, то это будет «кос». Например: прикасается, коснется, прикоснется, прикоснется.
- Написание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моча») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о замачивании в жидкости (промокашке, мокрой), а второй — в случае, когда мы имеем в виду погружение в жидкость (dip, dip).
- Морфемы «равный» и «четный» также «равны» значению слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямолинейность и гладкость, то «о» (гладкий, ровный). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.
Как чередуются «и» и «е»
Буквы безударных гласных «и» и «е» могут также чередоваться в корнях слов.
Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «горел», «сталь» и «сталь», «блист» и «блеск», «мир» и «мер», «тир» и «тер» », «дир» и «дер», «фир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он стоит рядом с корнем, «и» является пишется, а если его нет, то «е». Примеры: просить — отнимет; прижигание — выжжено; спреды — лежать; блестящий — блестящий; заморозить — заморозить; вытереть — вытереть; оторвать — оторвать; разблокировать — разблокировать, читать — дедукция Исключения: пара, комбинация, комбинация
Примечание:
- Корни «мир» и «мер» могут чередоваться только в том случае, если они означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антоним войны), то в корне всегда будет «и» (мир, мириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (мера, мера).
- Корни «пир» и «пер» чередуются только в том случае, если они обозначают процессы открывания, закрывания и выпячивания (запирания, отпирания, выталкивания). А если речь идет о слове «пир», что означает «пир живота», то в корне всегда будет «и» (пир).
Чередование буквы «а» («И») с буквосочетанием «им» («в») в корнях
Буква «а» («И») чередуется в корнях с буквой сочетание «им» («в») в корнях слов по следующему правилу: если за корнем стоит суффикс «а», то употребляется «им» или «в». А если его нет, то пишется «а» или «я». Например: accept — принял, start — начал.
Гласные звуки — ударные и безударные — есть во всех языках мира. И если с барабанами, как правило, проблем нет, то безударные создают массу трудностей. Обычно с ними связано огромное количество правописаний. И написание корней — лишь малая часть большого айсберга.
Гласные – это звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные способны образовывать слог и участвовать в образовании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать некоторые согласные, в основном сонорные.
В русском языке шесть основных ударных гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как
и, ё, ю, э, обозначающие звуки [а], [о], [у], [э], также имеют дополнительные функции (обозначая мягкость согласного или звука [й] на письме).
Различия в гласных, которые мы слышим, связаны с формой ротовой полости — резонатора, изменяющегося в зависимости от движения языка вверх, вниз, вперед, назад, — и отверстия, образованного губами. В зависимости от этого различают гласные разного подъема (задняя часть языка движется вверх или вниз), рядного (язык движется вперед или назад), а также лабиализированные или округлые (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализированные или нелабиализированные выделяются округлые (губы не выдвинуты вперед). Это основные характеристики гласных звуков.
Ударные гласные выполняют значимую функцию. Сравните слова мелкий, мол, мул, мыло, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.
В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и продолжительность звука (бурундук [бурундук]) или носят более существенный характер: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится неотличимым от другого гласного (лес — лиса [л»иса] , ср.: леса — лиса [л»эса = л»иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняется только сила и продолжительность произношения звука, то его сохраняет способность выполнять семантическую функцию (пустой [пустой дж] — ждать [пастеж]), а если ее качество изменяется, то эта функция утрачивается и (при совпадении всех остальных звуков в словах) могут возникать омофоны ([л’иса ] — леса — [л’иса] — лиса).
Гласные, характеристики которых изменились настолько, что стали несопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранской письменности обозначаются знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твердого согласного: до даты [гдатм] ) и [б] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детский [д’эт’м]). Безударный звук, напоминающий тот или иной ударный, может обозначаться тем же знаком, но без знака ударения (вино [в’ина] — вино [в’ино]).
Степень изменения гласного звука (редукция) зависит от того, в каком слоге он находится по отношению к ударному (барабан [барабан]).
Чтение безударных гласных.
Гласные в безударные слоги в двусложных и многосложных словах обычно обозначают нейтральный звук [ə] и короткий [ı].
буквы ‘ и ’, « и », ‘ и ’ обозначают звук [ı]: rock e t, группа и т, фунн и .
буквы ‘ а ’, ‘ или ’, ‘ и ’ обозначают звук [ə]: Pol a nd, нижняя отметка o м, кактус и с.
НО — и г.э. [ı] (сообщение), — a te [ə/ı] (нежный), — i ble [ı/ə] (ужасно).
Письмо комбинации ‘ гласных + буква ‘r ’ дать нейтральное [ə]: кукла ар , Динн или , документ или , физ ур эл.
в буквосочетание ‘ гласная + гласный + согласный’ (-ial, -ion, -our, -ous и т. д.) мы произносим нейтральный [ə]: инициализация иал , деление иона , лаборатория наша , общий ous .
в буквосочетания ‘ гласных + согласная + согласная (+ согласная/гласная) ’ (-able, -ance, -ent и т. д.) произносим [ə]: кап в состоянии , посетить ance , шпилька и .
в буквосочетания ‘ согласная + гласный + согласный (+ гласный) ’ мы можем произнести:
а) нейтральный [ə]: бесплатно dom ;
б) нейтральный [ə] или короткий [ı]: уход меньше ;
в) нейтральный [ə] или короткий [υ]: aw ful .
буквы ‘ или ’ и ‘ и ’ в открытом слоге и после ударного слога имеют свои основные длинные значения: самб или [əυ], стоимость и меня [ю:].
Ан безударная гласная, как правило, не произносится в следующих кейсов:
а) е+ л\п (в конце слова): семь [\ севн];
б) я+л (в конец слова): ученик [\ pju:pl];
в) о+н (в конце слова): урок [\ lesn]
пр. 6.1 Прочитайте загадки. Попробуйте угадать правильный ответ. Расшифровать подчеркнутые слова, объяснить правила.
1) Мужчина смотрит на фото и говорит: «Братьев и сестер у меня нет, но у этого человека отец — сын моего отца». Какое отношение человек на фотографии человеку, который на это смотрит?
2) Есть вопрос на что ты никогда не ответишь «да». Что это за вопрос?
3) Что это похоже на мяч,
Но стоит на месте и не падает
от его тонкий и изящный нога?
Дети хотел бы повернуть его,
Озера и реки там встречаются.
страны , штаты и их города
Вы можно увидеть на нем все вокруг.
пр. 6.2 ( , путь 6 )
а) Послушайте стихотворение. Обведите слова, которые рифмуются.
Мистер Портер любит свою пасту.
Никто другой можно съесть быстрее.
г. Сестра Портера Рита,
Покупки макароны на метр.
г. Старшая дочь Портера,
Бойлс все это в кадках с водой.
б) учиться рифма.
Расписание лентяев Гранди.
Лентяи Гранди
Обязательно делать суммы на понедельник.
«И сегодня четверг»,
Говорит ленивые кости Гранди,
Сделаю в среду
Если нет – тогда в четверг,
Или даже в пятницу»,
Говорит Ленивый Гранди.
Нет очень скоро наступит пятница
И Наступает суббота,
Но Ленивые кости Grundy
Имеет нет времени на суммы.
«Никогда ум», говорит Гранди,
«Я буду сделай это в воскресенье».
Итак это расписание
Из бездельник Гранди.
пр. 6.3 Перепишите следующие слова и разделите их на три колонки: [ju:], [əυ], [ə]
Трибуна, монотонность, статуя, самба, кактус, атрибут, обычаи, благодарность, скорая помощь, монограмма, общий, также, темп, узнавать.
пр. 6.4 Обратите внимание на полное качество безударных гласных и объясните правило:
а) мамбо, песня, темп, динго, банджо, фреска, девиз, танго, залп, лепнина, Платон, фото, соло, памятка, кредо, вето, Плутон, силос;
б) коммуна, костюм, капсула, формула, циркуляр, оккупант.
пр. 6,5
а) Слушать. В каждом предложении или фразе есть две гласные, которые не [ə]. Обведите их ( , дорожка 7 )
Пример: ан и человек и запрет a н/д
из Канады в Китай
Попугай спал.
Кинотеатр был открыт.
фотографа помощник
вопрос и ответ
женщина и ее муж
салат из макарон
б) Запишите слова в правильная часть таблицы. Тогда слушайте и проверяйте ( , дорожка 8)
Оранжевый женщина возвращение собирать рынок начать посещение спит
Салат учит необходимо письмо диван персики квартал женщин
Гласная в слабый слог = [ə] | Гласная в слабом слоге = [І] |
женщина | оранжевый |
пр. 6,6 Сравните чтение гласных в ударных и безударное положение. Прочтите следующие слова:
земля — Голландия земля – Польша земли — Исландия | Мужчина — француз Мужчина — Голландец Мужчина — Скотчман | Нас — кактус Автобус – кампус Том — дно Сумма — опоссум Стойка – барак Лот – бюллетень Плохо — баллада Макет — гамак Замок – бугор |
пр. 6.7 Произнесите следующие слова и прокомментируйте чтение безударные гласные:
Ошибка, ужас, ужас, чириканье, барак, зеркало;
бюллетень, галоп, кактус, перепись;
Грамматика, нищий, воротник, погреб, доллар, тополь;
Волга, дельта, экстра, вилла, Сильва, Эдна, персонаж, менеджер;
Багаж, повязка, мужество, мусор, сообщение, точный, адекватный, ласковый, примерный, деликатный;
Янтарный, баннер, лето, ужин, ужин, номер, член, масло, перец, укрытие, зима;
Академия, щедрый, достижение, недуг, золотой, углублять, разные, терпение, беглость, храбрость;
Положительный, возможный, неправомочный, невидимый;
Доктор, проктор, тракторист, фактор, актер.
пр. 6,8 Прочитайте следующие слова. Обратите внимание, что они имеют полную гласную снижение.
Британия, штора раздельная металлическая медальная;
Интерес, модель, посылка, путешествие;
Лекарство, профессиональный, революционный.
пр. 6,9 Найдите слова, в которых безударные гласные не редуцированы:
правительство, уверенность, ужас, глиняная посуда
перевод, улучшаемый, частичный, монотонный
бессмысленный, растворимый, мудрость, тренер
обезьяна, холст, ковер, соскочить
пр. 6.10 Послушайте и обведите слово, которое вы слышите ( , дорожка 9 )
Женщина или женщины? Сколько времени прошло женщин\женщин приезжать?
Платье или адрес? Где Кейт 9?0067 платье\адрес ?
Менеджер или управляет? Команда менеджер\управляет хорошо.
Учителя или учит? Немецкий преподает\учительский Английский.
Вес или официанта? Вес \официант тяжелый.
Танцовщица или танцы? Женщина танцовщица\танцы быстрый.
Офицерский или офис? офицер\кабинет здесь.
В гостях или способ? Уберите этот \way .
Ехать или Водитель? Какой хороший драйвер \привод !
Гонщик или гонки? Гонщик \гонки законченный.
пр. 6.11 Прочитайте следующие слова и обратите внимание на чтение безударные гласные:
Испытывающий головокружение, лечебный, осмотр, болезненный, лекарство, экстракт, лихорадка, головокружение, выздоровление, болезнь, головокружение, вред, травма, болезнь, инъекция, способный к воспалению, рекордный, конкурент, шахматная фигура, излечимый, гандикап, любительское, разумное, одежда, восстановление, эксперт, стресс, неосторожный, суждение, средство, врач, пациент, медицинский, воспаление, оперировать, скорая помощь, мазь, рецепт, болезненный, лечение, рак, болезнь.
пр. 6.12 Выпишите безударные гласные, которые есть в следующих словах:
неуклюжий, мазь, стресс, осложнение, общежитие, лечение, болезнь, жизненная сила, хирургия, сознание, дефицит, состояние, озноб, одышка, недомогание, полость, терапия, повязка, назначение, прикол, ракета, природа, доллар, дно, польша, костюм, самба, посещаемость, способный, студент, сообщение, деликатный, свобода, ужасный, небрежный.
пр. 6.13 Выберите слова, в которых безударная гласная не редуцирована и имеет основное алфавитное значение. Объясните правило:
Выносливость, конкурс, участник, костюмированный, сидячий, снукер, поло, бадминтон, ракетка, победа, самба, хоккей.
пр. 6.14 Выделите слова с безударными гласными и сгруппируйте их по звук, который они обозначают:
Стресс болезнь ХХ века. Жизнь никогда не была быстрее и работа никогда не была более напряженной, чем сегодня. Люди имеют выполнять все больше и больше работы в сложных и напряженных условиях условия. Многие люди страдают от стресса и болезней, которые он может причина. Но по мере осознания этой ситуации люди не должны опасаться таких комментариев, как: «У него нервный срыв. Ты же знаешь, я не выдержу давления». Это потому, что больше людей признают, что стресс является естественной реакцией – это реакция организма человека на давление, как извне мира или из внутреннего мира эмоций и физических органов. Мы не могу избежать стресса. И мы не можем помочь ни себе, ни другим, пока мы знаем об этом больше. Не всякий стресс плох, и, возможно, если мы понять это лучше, мы могли бы максимально использовать его.
пр. 6.15 Найдите лишнее слово в каждой группе (безударные гласные):
[ɔ:] – х футбол, ׀ ужас, ÷ запись;
[ я ] – ׀ фонема, ÷ прибыль, ׀ пятидесятые;
[æ] — банка ׀ подросток, вентилятор ׀ тастик, пол х тет;
[э] — сен ׀ станция, ׀ съезд, х недостаток;
[я:] — повторно х комплект, группа re À , e ׀ приторный.
пр. 6.16 Запишите следующие слова и объясните, почему безударный v owel уменьшается или нет:
ба ׀ нана ׀ прибыль до ׀ с вентиляцией ׀ трибуна ма ׀ китайский ׀ билет ׀ статуя | po ׀ литический ׀ прекрасный ׀ опасный ׀ механизм ׀ ужасный ׀ эхо ׀ легкомысленный |
пр. 6.17 Прочитайте лимерик и подчеркните слова с [ə], [ I ]:
Там когда-то был студентом по имени Бессор
Чей знаний становилось все меньше и меньше
Это наконец стал таким маленьким,
Он вообще ничего не знал,
И сегодня он профессор колледжа.
пр. 6.18 Прочтите эти твистеры и подчеркните слова с помощью [ə], [ I ]:
Молот человек бьет молотком по жесткому шоссе.
Маленькая леди Лилли потеряла свой прекрасный медальон. Счастливая маленькая Люси нашла прекрасную медальон. Милый маленький медальон лежал в кармане Люси. Ленивая маленькая Люси потерял прекрасный медальон!
пр. 6.19 Прочитайте пословицы, объясните чтение безударных гласных:
Внешность обманчива.
Честность лучшая политика.
Лучше поздно, чем никогда.
Любовь — это болезнь без излечивать.
Мало знаний — это опасная вещь.
Не делай гору кротовины.
Отсутствие заставляет сердце расти больше
Произойдет авария.
Отчаянная болезнь должна иметь отчаянные средства.
Профилактика лучше, чем излечивать.
Веселое сердце – это хорошо лекарство.
Осторожность — родитель излечивать.
Быть перерезанным горлом соревнование.
Тест
пр. 1 Распределите слова на четыре группы (одно и то же слово может быть в разных группах) по чтению безударных гласных:
[ə] | [ я ] | [ə/ I ] | первичный альф. значение |
Радио, сообщение, королевство, безнадежный, благодарность, погреб, принадлежность, изменчивый, разделять, пушистый, а также, готовить, обдумывать, приписывать, доставлять, мужество, учитель, исчисляемый, вероятный, темп.