Звуки речи и буквы – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы
Есте сақтау
Құпиясөзді қалпына келтіру
Тіркелу
Конспект
Звуки речи – самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дом – дым – том. Нетрудно заметить, что слова дом и дым различаются гласными звуками [о] и [ы], а слова дом и том различаются согласными [д] и [т].
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика (от греч. «графо» – пишу). Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит. В русском алфавите 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные.
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Гласных звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки в словах могут быть ударными и безударными.
Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду. Согласных звуков в русском языке 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ц], [ч’], [х], [х’], [ш], [щ’].
Сұрақтар
Слово, в котором больше букв, чем звуков
Объект изучения фонетики
-
Количество гласных звуков в русском языке
Количество гласных букв в русском языке
Количество согласных букв в русском языке
Согласный звук
Количество гласных звуков в слове инфекционный
Количество букв и звуков в слове съесть
Всегда твёрдые согласные
Слово с пропущенной буквой И
Букв больше, чем звуков в слове
Ряд глухих согласных звуков
Количество букв в русском алфавите
Ряд шипящих звуков
Гласным является звук
Количество букв в русском алфавите, обозначающих согласные звуки
Ряд звонких согласных звуков
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Количество гласных звуков в русском языке
Звуков больше, чем букв в слове
Сколько букв в русском алфавите, обозначающих гласные звуки?
Укажите гласный звук.
Слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
Ряд букв, не обозначающих звуки
В слове больше букв, чем звуков
Укажите гласный звук.
Буква не имеет звука
Слово с буквой, не обозначающей звук
-
Укажите гласный звук.
Глухой согласный звук
Гласные буквы, которые могут обозначать два звука
Ряд слов, в которых буква Ё передаёт 2 звука
Ряд слов, в которых происходит оглушение согласных
Слова, в которых происходит оглушение
Слово, котором все согласные твёрдые
Слово со стечением четырёх согласных
Слово, в котором буква Ю обозначает 2 звука
Слово, в котором все согласные звуки мягкие
Слово, в котором звуков больше, чем букв
Слово, в котором нет звонких согласных звуков
-
Согласный, не имеющий твёрдой пары
Ряд глухих согласных
Қате туралы хабарландыру
Звуки и буквы | Учим русский язык
15. 01.2013 | Автор: svetrus | Рубрика: Фонетика
Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?
Звуки
Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] – различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется слово).
Слова различаются:
- количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) – воронка (7 звуков), спор – спорт ;
- набором звуков:
- различие в одном звуке: лимон [л’имон] – лиман [л’иман];порт [порт] – торт [торт], лук [лук] – сук [сук];
- различие в нескольких звуках: загар [загар] – забор [забор]; фасоль [фасол’] – пароль [парол’];
- последовательностью расположения звуков: куст [куст] – стук [стук]; нос [нос] – сон [сон];
- звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] – учитель [учитель]; карась [карас’] – сом [сом], дом [дом] – хата [хата].
Образование звуков и их классификация.
Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.
В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы. Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.
Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.
Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки – сонорные. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).
Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):
- гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] – в их образовании участвует только голос;
- звонкие:
- сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] – голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
- шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] – шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
- шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] – состоят только из шума.
Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).
Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется.
Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.
Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные – звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Буквы
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.
Точная запись звуков речи называется транскрипцией, обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова – [карОва], буква к передает звук [к], буква р обозначает звук [р] и т.д.
Как соотносятся буквы и звуки?
Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.
- Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
- Одна буква может обозначать разные звуки:
в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о], [а], а буква д – для обозначения звуков [т] и [д].
- Буквы могут не обозначать звуков:
- Одна буква может обозначать два звука:
- буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
- буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел – мол.
Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики. Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].
- Один звук может передаваться разными буквами:
в словах циркуль [цыркул’ ], улыбаться [улыбаца ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс).
Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова.
Всего 33 буквы:
- 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
- 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
- Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.
Звуков – 42 :
- 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э],
- 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.
Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.
Использованная литература:
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. – 6-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2008
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
- Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. – М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011
Комментариев нет Теги: буква, гласный, глухой, звонкий, звук, мягкий, согласный, твердый, транскрипция, фонетика
Добавить комментарий
© 2011 — 2022 Учим русский языкКарта сайта
Большая пятерка: фоника, буквы и звуки
«Возможно, самая важная цель в интересах дать учащимся продуктивное знание графемо-фонемных соответствий — передать им основной алфавитный принцип. В самом начале обучения нужно, чтобы учащиеся поняли, что все двадцать шесть странных маленьких символов, составляющих алфавит, стоит выучить и отличить один от другого, потому что каждый обозначает один из звуков, встречающихся в произносимых словах. . Письменность — это «шифр», как утверждают Гоф и Хиллингер (19).80), и ключом к нему является алфавитный принцип».
Мэрилин Джагер Адамс, «Начало чтения: размышления и изучение печатного текста», 1995
Дети должны осознать, что их визуальное окружение отличается от других визуальных образов. В среде, богатой печатными изданиями, дети явно получают такое понимание. Однако некоторые дети приходят в школу, очень мало изучив. Буквы и слова — понятия бессмысленные, они не знают, что шрифт читается слева направо или что слова и предложения в книге имеют значение. Было обнаружено, что результаты детей в тестах, предназначенных для измерения такого понимания печатного текста, предсказывают будущий успех в чтении и тесно коррелируют с показателями готовности к чтению и успеваемости. Для получения дополнительной информации об осведомленности о печати я рекомендовал дальнейшее чтение ниже. Этот блог сегодня смотрит на этап, выходящий за рамки осведомленности о печати, и на тему фонетики.
Чтобы читать слова, нам требуются два вида знаний:
Знание шифра , то есть наша способность использовать код письменного английского языка для декодирования и произношения слов, и специальные знания слов, , который представляет собой наше знакомство с определенными словами или частями слова и который основан на нашем прошлом опыте с ними.
Чтобы развить знания о шифрах , мы должны признать, что буквы в словах представляют звуки (фонемы) и что определенные буквы обозначают определенные фонемы, а определенные фонемы в нашем разговорном языке представлены определенными буквами. Знания, специфичные для слова , основаны на знании шифра , потому что без знания букв и звуков вы не можете развить знание, специфичное для слова. Слова состоят из отдельных букв или комбинаций букв, которые представляют определенные фонемы в произносимых словах.
Знание шифра требует гораздо большего, чем просто знание букв и звуков, но это будет в центре внимания этого блога. Дэвид Килпатрик в своей книге «Основы оценки, предотвращения и преодоления трудностей чтения» перечисляет факторы, в том числе фонологическую осведомленность, которые необходимы для развития такого рода знаний. Если вы хотите разобраться в деталях, я настоятельно рекомендую прочитать ее.
Чтобы читать на языке, основанном на алфавите, совершенно необходимо, чтобы учащиеся выучили звуки, связанные с буквами. Без буквенно-звуковых знаний невозможно расшифровать слова. Менее очевидно, но тем не менее верно, что также невозможно хранить их как «слова с прицела» , то есть слова, которые мгновенно вспоминаются.
В английском языке, как известно большинству из вас, соответствие между звуками и буквами не всегда 1:1. Точнее сказать, учащиеся должны знать соответствия между графемами (буквами или группами букв) и их фонемами (звуками). Графемой может быть одна или несколько букв, обозначающих один звук. Фонема – это наименьшая звуковая часть, на которую можно разбить слово. Например, в слове «шляпа» три фонемы, /h/ /a/ /t/, тогда как в слове «she» две фонемы, /sh/ /ē/.
Навыки фонологического восприятия и знание буквенных названий помогают учащемуся успешно развивать отношения между буквами и звуками. Зрительная память — это не то, как мы запоминаем печатные слова, , но она участвует в запоминании названий букв и звуков. Исследования, на которые ссылается Дэвид Килпатрик в своей вышеупомянутой книге, показывают, что не все соотношения букв и звуков одинаково трудно выучить. Например, некоторые буквы имеют свой звук в начале названия буквы, например /b/ в букве ‘b’ (пчела), или звук буквы находится внутри названия буквы, например /f/, как в букве ‘f ‘ (эф). Буквы с их звуком в начальной позиции имени усваиваются легче, чем те, где он встречается в конце имени, или вообще не встречается в имени. Это также указывает на то, что в изучении буквенных звуков присутствует очень сильный фонологический компонент. На самом деле, Дэвид Килпатрик ссылается на исследования, которые включали в себя тренировку явных навыков фонологического восприятия, где это также повышало скорость, с которой учащиеся усваивали отношения между буквами и звуками.
Давно ведутся споры о том, чему в первую очередь учить маленьких детей, названиям звуков или букв. Исследования, цитируемые в вышеупомянутых книгах Дэвида Килпатрика и Мэрилин Джагер Адамс, показывают, что более эффективно учить названия букв. На самом деле, Мэрилин Джагер Адамс настоятельно рекомендует преподавать «Алфавитную песенку» задолго до того, как дети познакомятся с формой букв. Это создает ментальные колышки, на которые можно повесить физические буквы и звуки. Названия букв, скорее всего, запоминаются по песне, поэтому дети знают их задолго до того, как вводятся звуки. Исследования показывают, что это позволяет избежать путаницы при обучении звукам, поскольку они будут знать, что названия букв на самом деле являются именами.
Следующий спор касается того, следует ли сначала учить буквы верхнего или нижнего регистра. Однако, если вы добавите курсив рядом с рукописью как прописными, так и строчными буквами, вам придется выучить четыре набора из двадцати шести букв! Буквы графически абстрактны, их часто очень путают по сравнению с таким объектом, как кружка, которая является кружкой, как бы вы ее ни поворачивали, но «b», «d», «p» и «q» явно отличаются. буквы. Изучение визуальной идентичности букв непросто, даже для детей, которые заинтересованы в их изучении. Чтобы избежать такого рода путаницы и поскольку прописные буквы более различимы, их следует учить в первую очередь вместе с названиями букв. Однако для чтения текста Адамс говорит нам, что более важна способность распознавать строчные буквы и связанные с ними звуки. Она также рекомендует, чтобы при представлении сбиваемых с толку букв, таких как «b», «d», «p» и «q», а также сбиваемых с толку звуков, лучше всего разделять их введение во времени, чтобы то, чему учат сначала, было хорошо знакомо до того, как представлена следующая. Мэрилин Джагер Адамс также предостерегает от одновременного обучения как прописным, так и строчным буквам всех двадцати шести букв при работе с детьми, которые плохо распознают буквы или вообще не умеют их распознавать.
«Часто сообщается, что у плохих читателей возникают особые трудности с ориентацией букв и их переворачиванием. Такие ошибки когда-то широко интерпретировались как признаки неврологической дисфункции, возможно, незрелого или иного несоответствующего баланса в церебральном доминировании. Тем не менее, тщательный анализ частоты и распределения таких ошибок предполагает, что они отражают не что иное, как недостаточное знание форм букв… Положительным моментом является то, что обучение детей обращать внимание на реляционные контрасты между буквами ускоряет их способность распознавать и различать их. »
Мэрилин Джагер Адамс, «Начинаем читать: размышления и изучение печатного текста» 1995
Невероятно важно обучать детей особенностям письма, и это не должно быть оставлено на волю случая, а вместо этого преподается систематически и четко. В своей практике мы используем программу «Почерк без слез» Ⓡ . Буквы с определенными визуальными особенностями сгруппированы вместе, например, Frog Jump Capitals 9.0008 , а также Угловая Стартовая и Центральная Стартовая столиц. Я называю их заглавными буквами и использую названия букв и призываю своих учеников делать то же самое. Строчные буквы в этой программе, которые вводятся после заглавных, сгруппированы в То же, что и заглавные , Magic C Letters , Diver Letters, и так далее. Я называю их строчными буквами и снова использую названия букв со своими учениками. Все они представлены с использованием нескольких практических занятий, таких как создание букв из деревянных деталей, чтобы учащиеся могли увидеть отдельные элементы и части букв. Это часть моих программ как для старших, так и для младших учеников, по той причине, что, как выразилась Мэрилин Джагер Адамс, «было показано, что обучение детей обращать внимание на относительные контрасты между буквами ускоряет их способность распознавать и различать их».
Ученикам, пришедшим к моей двери со своими родителями, пришлось нелегко, и они приходят со смешанными знаниями о буквах алфавита, их именах и связанных с ними звуках. Часто возникает путаница между прописными и строчными буквами как с точки зрения их названий, звуков, так и в их письменной работе. Мэрилин Джагер Адамс предостерегает от обучения связям между буквами и звуками или распознаванию слов детей, поступающих в школу, которые не имеют достаточных знаний о названиях букв или формах, но мои ученики обычно старше, и без этих знаний о буквах и звуках они не могут надеяться начать. процесс чтения. Я должен пройти тщательный путь с каждым отдельным учеником, пытаясь построить знания о буквах и формах там, где они неполные или запутанные, и в то же время построить знания о буквах и звуках там, где есть пробелы. Я заполняю пробелы в их базовых знаниях, а также развиваю их фонологические и фонематические навыки, чтобы позволить им перейти на следующий уровень развития чтения, который представляет собой звуковое декодирование. Как я это делаю, я более подробно опишу в своем следующем блоге.
Для обучения развитию чтения и развития букв и звуков, которое принесет успешные результаты всем читателям, но особенно тем, кто испытывает затруднения, я настоятельно рекомендую пройти обучение онлайн-академии Orton-Gillingham.
Для получения дополнительной информации по теме осведомленности о печатном тексте я рекомендую прочитать:
1. Этапы развития чтения, Джин Чолл
2. Начало чтения: размышления и изучение печатного текста, Мэрилин Джагер Адамс
Лорна Вулдридж — репетитор-специалист по дислексии с более чем двадцатипятилетним опытом и квалификацией в области различий в обучении из Великобритании и США. Лорна имеет уникальный взгляд на это состояние, поскольку у нее дислексия, и ее страсть — служить этому сообществу всеми возможными способами.
Что такое фонемы, графемы и диграфы?
Мы постоянно слышим от родителей и учеников, что они просто не понимают эту новую лексику, которую используют учителя. Итак, вот краткий урок по трем терминам, которые, кажется, вызывают наибольшую путаницу!
Мы учимся читать, фонетически произнося слова и сопоставляя звуки с буквами или группами букв.
Фонемы
Каждый звук, который вы слышите в слове, является фонемой. Это наименьшая звуковая единица, из которой состоит полное слово. Это не следует путать с самой буквой; Фонемы — это только произносимые звуки. Важно понимать, что фонемы могут состоять более чем из одной буквы.
Возьмем, к примеру, слово собака . Здесь задействованы три фонемы: звук «д», короткий звук «ав» и звук «г».
Слово надежда тоже состоит из трех фонем: звука «х», долгого звука «оо» и звука «п».
И для чего-то более сложного: слово «школа» имеет четыре фонемы: звук «с», звук «к», долгий звук «уу» и звук «л».
В английском языке 44 фонемы, состоящие из 24 согласных звуков и 20 гласных звуков. Подумайте о различных сочетаниях согласных и гласных (например, «ch» или «ea»), которые создают уникальные звуки.
Графемы
Графема — это символ, используемый для идентификации фонемы; это буква или группа букв, обозначающая звук. Вы используете названия букв для идентификации графем, например, «c» в car, где твердый звук «c» представлен буквой «c».
Двухбуквенная графема находится в «команде», где «еа» образует долгий звук «и». Графему из четырех букв можно найти в слове «восемь», где «восемь» образует долгий звук «а».
Чтобы всех запутать, некоторые фонемы (звуки) могут быть записаны разными графемами (буквами).
Твердый звук «с» может быть записан с помощью графемы «с», «к» или «ск». Довольно много графем можно использовать для длинной фонемы «ee»: «ee», как в слове «Leeds», «ea», как в слове «seam», «ie», как в слове «кратко», «ei», как в слове «потолок», и «е-е», как в слове «тема». .
Диграфы
Наконец, диграф — это двухбуквенная графема, производящая один звук. Например, рассмотрим «ch» в слове «выбрать», «ш» в слове «закрыть» или «оа» в слове «лодка».
Разделенный диграф — это когда буква «e» в конце слова делает среднюю гласную длинной, например, разница между «din» и «dine». У них обоих по три фонемы (звука), но разделенный диграф в слове «dine» дает длинный звук «i».
А теперь проверим ваше понимание: что такое триграф?
(Подсказка: ответ не слишком «высокий» над вашими способностями.)
Практика делает совершенным
Фонемы, графемы и диграфы (не говоря уже о триграфах!) могут показаться сложными, но практика помогает!
Все, что вам нужно сделать, это помнить, что каждый из этих трех терминов связан с тем, как буквы соединяются вместе, чтобы производить звуки. Вот несколько приемов, которые помогут вам запомнить:
- Фонема звучит как фонема , что является методом обучения людей тому, как соотносить звуки с буквами.
- В графеме есть слово графа . Графемы — это символы, точно так же, как графики — это визуальное представление информации.
- Диграфы — это двухбуквенные графемы. Вы можете запомнить этот трюк, потому что Digraph имеет префикс di , что означает два.
Продолжайте тренироваться!