Что значит быть свободным? — Сергей Львович Худиев
Сергей Львович Худиев
Скачать
fb2
Содержание
Свобода быть автором своих решенийСвобода от непреодолимых желаний низшего порядка Свобода от обмана и обольщенияСвобода быть собой – но где здесь подлинный я? Христос – наша свобода
Очень часто – проговаривается это вслух или нет – людей, особенно молодых, отталкивает и пугает в христианстве именно то, что они видят его как угрозу своей свободе. Необходимость покорить ум догматике, а поведение – заповедям.
Конечно, и догматы и заповеди в христианстве есть. В то же время Христос обещает нам именно свободу.
Что же такое свобода? В этом важно разобраться, потому что это одно из самых избитых слов в человеческом языке. Политическая пропаганда воюющих между собой движений, как и коммерческая реклама конкурирующих брендов, постоянно говорит о том, что приверженность их партии (или их торговой марке) даст нам «свободу».
Что мы называем этим словом? Самое очевидное определение – это «возможность делать, что хочешь». Когда никто на нас не давит и не принуждает, и мы вольны сами решать, как мы хотим поступить.
Но у свободы есть и другой оттенок – не только свобода «от», но и свобода «для» – свобода следовать нашим целям и осуществлять наши идеалы.
Свобода христианина – это возможность следовать своему подлинному благу и предназначению. Это свобода от всего, что этому мешает. Рассмотрим это подробнее.
Свобода быть автором своих решений
Христиане верят, что мы все обладаем свободой воли в том смысле, что каждый из нас – автор своих решений. Разумеется, мы все принимаем их в каких-то условиях, наши возможности ограничены, мы находимся под давлением тех или иных обстоятельств. Но эти обстоятельства не предопределяют наших поступков. Разные люди, оказавшись в одних и тех же условиях, действуют по-разному. Всегда есть выбор.
Даже человек, прикованный к постели тяжкой болезнью, или заключенный в тюрьме обладают свободным выбором – они могут воспринимать их обстоятельства с озлобленностью и отчаянием, могут – с терпением и верой.
Это кажется очевидным, но один из парадоксов современного мира состоит в том, что эту, самую основную, и, кажется, само собой разумеющуюся свободу он ставит под вопрос. С одной стороны, мир провозглашает личную автономию в качестве безоговорочной ценности, с другой – утверждает, что никакой личной автономии у вас нет.
На популярном уровне происходит то, что называют «медикализацией» человеческого поведения. То, что раньше считалось грехом, в наши дни объявляется чем-то вроде болезни, находящейся вне контроля самого человека.
Человек, как считается, просто не может вести себя иначе – он изменяет жене, потому что «от природы полигамен», или вовлекается в извращения, потому что «таким родился».
Человек предполагается несвободным по отношению к своим наклонностям – всё, что ему остается, это просто следовать им, а окружающие обязаны одобрять его в этом.
На теоретическом уровне люди заходят ещё дальше – отрицая свободу воли как таковую. И действительно, если мы принимаем материалистическую картину мира, все наши решения определяются очень сложным, но чисто материальным процессами в коре нашего мозга, которые, в свою очередь, подчинены неизменным законам природы.
Как говорит нейрофизиолог Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов… хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить»
Выдающийся космолог Стивен Хокинг (тоже атеист и материалист) пространно объясняет, почему в материалистической картине мира нет места свободе воли:
«Хотя мы и чувствуем, что можем выбирать что делать, наше понимание молекулярных основ показывает, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии и, таким образом, также предопределены, как и орбиты планет. Недавние исследования в неврологии подтверждают точку зрения, согласно которой именно наш физический мозг, следуя известным законам науки, определяет наши действия, а вовсе не какая-то сила, существующая за пределами этих законов. К примеру, исследования пациентов, переносящих операции на мозге в состоянии бодрствования, показали, что воздействие электрическими импульсами на отдельные области мозга способно вызвать у пациента желание шевельнуть кистью, рукой, ногой, а также пошевелить губами или заговорить. Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли – это всего лишь иллюзия».
Некоторые мыслители говорят о том, что материализм допускает некоторую версию свободной воли – такое воззрение называется компатибилизмом. Но в этом случае речь идет только о способности человека действовать в соответствии с собственными волениями. Хотя сами эти воления – результат детерминированных процессов в мозгу, человек считается свободным и ответственным за свои поступки, поскольку они не были результатом внешних по отношению к нему причин.
Компатибилизм вызывает критику с разных сторон – в частности, какие ограничения или причины являются по отношению к воле человека «внешними»? Допустим, человек за рулем потерял сознание из-за разрыва сосуда у него в голове, и это привело к автомобильной аварии. Виновен ли он в этой катастрофе?
Очевидно – нет, хотя причина беды находится внутри его черепа, она явно вне его сознательного контроля. Но электрохимические процессы у нас в мозгу, которые, согласно материализму, являются причиной наших решений, точно так же находятся вне нашего сознательного контроля. Мы не можем изменить их нашим сознательным усилием – напротив, то, что мы воспринимаем как сознательные усилия, является результатом этих процессов, детерминированных законами природы.
Однако опыт свободной воли настолько фундаментален, что его не могут отрицать даже твердые материалисты. Ни один материалист, придя в кафе, когда у него спросят, желает он эспрессо или капучино, не ответит: «Я подожду, пока электрохимический процесс у меня в голове примет решение».
Хотя, например, Ричард Докинз пишет, что, поскольку свободной воли не существует, и поэтому бессмысленно обвинять преступника в его злодеяния, он не может прекратить свои гневные инвективы в адрес Церкви.
Более того, любое обращение к оппоненту с аргументацией предполагает за ним свободу принять решение рассмотреть ваши доводы, а рассмотрев, изменить свои взгляды. Если у меня нет свободы воли, то я просто не могу принять решение сделаться материалистом.
Мы, таким образом, никуда не можем уйти от нашей свободной воли. Мы сами являемся авторами наших поступков и несём за них ответственность. Почему людей так привлекает идея, что свободы воли у нас нет?
Она обещает избавление от бремени вины. Если я сам принял все решения в моей жизни, то часть из них были откровенно плохими. Мне не следовало поступать таким образом. Я виновен. Но если таковы были непреодолимые силы природы, над которыми я не имею власти, – то ко мне не может быть никаких претензий.
Показательно, что люди никогда не отрицают свою свободу в ситуациях, когда они сделали что-то хорошее, за что ожидают одобрения и наград. Никто не списывает свою помощь ближнему или хорошо сделанную работу на непреодолимые природные факторы.
Но цена такого «избавления от вины» оказывается непомерно высокой. Отрицая, что я ответственен за свою жизнь, я теряю возможность привести её в порядок. Если моё поведение – не моё, а просто результат неподконтрольного мне процесса в глубинах моего организма, то я не могу его исправить.
Меня несут силы, над которыми я не имею власти – и едва ли они несут меня к чему-то хорошему.
Покаяние начинается с признания реальности нашей свободы – я принимаю решения в своей жизни, часть этих решений были неправильными, я должен признать это, принять Божье прощение, которое только и избавляет от вины, и – поскольку это дело моей свободной воли – заняться исправлением своей жизни.
В этом отношении мы свободны всегда – даже когда хотим, чтобы этой свободы у нас не было и пытаемся её отрицать. Но в других отношениях наша свобода может быть сильно стеснена, даже утрачена.
Свобода от непреодолимых желаний низшего порядка
Определение «свобода – это возможность делать что хочешь» кажется самоочевидным, пока мы не задумаемся над вопросом, чего же мы, собственно, хотим. В нас живут конфликтующие желания: мы хотим быть здоровыми и стройными, но прямо сейчас фаст-фуд выглядит таким соблазнительным. Мы, может быть, вообще хотели бы жить по-другому – вести более профессионально плодотворный или более здоровый образ жизни, или лучше ладить с людьми. Но эти благие желания не могут пробиться через желания более простые, которые мы испытываем прямо сейчас – приступ аппетита, лени или раздражения. Иногда этот конфликт желаний приобретает совсем драматический характер – когда человек, например, разрывается между стремлением вести достойную жизнь и мучительным желанием напиться.
Алкоголик или наркоман может жить в условиях внешней свободы, но он сам обращается с собой, как жестокий враг и поработитель, добровольно разрушая свою жизнь и здоровье. Никто не держит его под арестом. Но свободен ли он? Едва ли.
В христианстве есть заповеди и запреты, потому что в любой системе воззрений, предполагающей достижение каких-то целей, всегда есть запреты. Святой Апостол Павел сравнивает христианское самоограничение с напряженной тренировкой атлета: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1Кор.9:24–25)
Атлет свободен добиваться своей цели – победы в соревнованиях – только когда он в состоянии подчинить свою жизнь жесткой дисциплине. Даже абсолютно неверующие люди понимают, что свобода неотделима от самодисциплины. Без неё ваши низшие желания – такие как лень или обжорство – быстро лишат вас возможности осуществить высшие.
Иногда – когда речь идет о поисках немедленного утешения, которые гонят человека напиться или наесться негодной еды, – нам всем легко согласиться, что люди, способные говорить «нет» своим желаниям, гораздо свободнее.
Но есть и более привычные проявления несвободы. Люди мечтают о настоящей любви – и оказываются к ней неспособны. Мужчина и женщина вступают в брак, мечтая о семейной гармонии, а потом дело кончается разводом. Какая-то глубокая внутренняя поврежденность – в нас самих и в других людях – всё время вылезает на поверхность и губит наши усилия.
Блуд часто ассоциируют со «свободой», но неспособность хранить верность одному человеку – это как раз несвобода. Как, впрочем, и другие грехи – такие как гнев или алчность. Человек несвободен поступать так, как, нередко, даже он сам считает правильным.
Даже за пределами христианского мира люди давно замечали, что мы находимся в состоянии глубокого внутреннего конфликта, и труднее всего победить самого себя.
Более того, наши самые глубокие и искренние желания могут быть связаны с обманом, которому мы, на беду себе, поверили. Например, человек может искренне (и фанатично) желать построить коммунизм или всемирный халифат. То, чего я хочу сейчас, и то, чего я хотел бы, если бы знал истину и имел силы ей последовать, – это разные вещи.
Свобода от обмана и обольщения
Когда человека держат в тюрьме или запрещают ему делать то, что он хочет, под страхом жестоких наказаний, он лишен свободы – и для него это мучительно очевидно.
Но есть и другой вид несвободы – менее заметный для самого человека. Обман и обольщение. Как-то я смотрел документальный фильм о гитлерюгенде. В нем было интервью с (уже очень пожилой на момент съемок) бывшей активисткой гитлеровского «союза немецких девушек». В нём она произносит показательную фразу: «Нам потом говорили, что мы жили при тирании, но я никогда не чувствовала себя такой свободной, как тогда».
Дебора Лэйтон, бывший адепт «Народного Храма», культа, знаменитого тем, что его деятельность закончилась массовым самоубийством 909 его членов, в своей книге «Соблазнительный Яд» пишет о том чувстве принадлежности к великой цели, которое давало членство в культе.
Адепты тоталитарных идеологий – и тоталитарных культов – с негодованием отвергнут мысль о том, что они порабощены и находятся в большой беде. По их убеждению, они свободны и счастливы. Они делают именно то, что они хотят, и делают это добровольно и с огромным энтузиазмом. Тем не менее, со стороны глядя, это именно порабощение.
Освобождение здесь связано с истиной – мы узнаём (обычно это очень неприятное открытие), что были жестоко обмануты. Но нередко это освобождение носит частичный характер. Мы убедились, что гениальный вождь или непогрешимый гуру на самом деле опасный психопат, от которого надо было держаться подальше.
Но мы ещё не узнали, куда нам следует идти, где истинный путь и в чём наше подлинное благо и предназначение. В мире существует невообразимо огромное число лжеучений. Как говорится в евангельской притче, «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мат.12:43–45).
Разумеется, верные адепты других мировоззрений тут же скажут, что и наша вера – это одно из заблуждений. Что же, мы можем с ними согласиться в одном – свобода неотделима от истины. Если вы не хотите искать истину – вы наверняка окажетесь покорены тем или иным заблуждением. Поэтому, если для вас важна свобода, для вас не может быть неважна истина.
Вовлечённость в тоталитарную идеологию или культ – это только наиболее яркий и заметный вид порабощённости заблуждением. В реальности любое заблуждение ставит под вопрос нашу свободу.
Свобода быть собой – но где здесь подлинный я?
Иногда под свободой понимается «свобода быть собой». Этот оборот «быть собой» или «быть верным себе» постоянно возникает, как и слово «свобода», в политической пропаганде, коммерческой рекламе, популярной психологии и бесчисленных постах в социальных сетях. Но это вызывает ту же проблему, что и конфликтом желаний – где же тот подлинный «я», которому мне следует быть верным?
Допустим, в минуту раздражения мне приходит мысль обругать моего сетевого собеседника – что в данном случае будет «верностью себе»? Есть раздраженный я, который хочет взорваться язвительными оскорблениями, социальный я, который понимает, что это повредит моей репутации и отношениям с людьми, верующий я, который видит в этом раздражении греховный порыв, которому надо противиться. Какому «я» из перечисленных я должен быть верен?
Или представим себе женатого человека, который испытывает влечение к сотруднице на работе. Он переживает острый внутренний конфликт – с одной стороны, он хочет оставаться верным своей семье, с другой – испытывает острую жалость к себе из-за того, что отказывается от связи, которая в этом момент представляется ему желанной. Какой из этих «я» подлинный? Тот, кто обещал верность своей жене или тот, кто сейчас (почти искренне) верит, что будет несчастен всю жизнь, если не погонится за новым увлечением?
Когда я проявляю «свободу быть собой»? Когда иду на поводу у своих импульсов или когда подчиняю их более важной для меня цели?
Более того, уже упомянутые идеологии или культы могут навязывать нам ложную идентичность. Если человек верит, что он – «истинный ариец», или «пролетарий», или «гей», или «полиамор», и видит себя, других людей и мир вообще исходя из этой своей веры, является ли он «собой»? Является ли «собой», например, «певица» Кончита Вурст, то есть, в реальности, мужчина по имени Том Нойвирт, который отрастив бороду, при этом называет себя женским именем и наряжается в женские платья?
Со стороны глядя, мы можем сказать, что, например, арийской расы, как биологической реальности, просто не существует – это идеологический фантазм, и «ариец» пребывает в жестоком заблуждении относительно самого себя, а Том Нойвирт – никоим образом не женщина, а просто тяжело нездоровый мужчина. Их представления о себе глубоко неподлинны.
Свобода быть собой в реальности означает познание того, кто мы такие на самом деле, обретение нашей подлинной идентичности.
Христос – наша свобода
Итак, подлинная свобода – это нечто гораздо большее, чем свобода от внешнего принуждения. Свобода требует познания истины, которая избавляла бы меня от обмана и обольщения в отношении мира и меня самого. Свобода требует понимания того, в чем состоит моё подлинное благо и предназначение. Свобода означает способность контролировать те желания, которые могут помешать мне достичь этого блага.
Всё это – и познание истины, и подлинную идентичность, и силы для того, чтобы подчинить низшее в нас высшему, – дает нам Христос.
Как говорит Он сам, «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Христос заполняет ту пустоту в душе, в разуме и в сердце, на которой раньше паразитировали различные формы обмана.
Он открывает нам нашу подлинную идентичность и подлинную цель. Мы узнаём, что созданы благим Богом для жизни вечной и блаженной, отпали от неё в грех, но Бог пришёл в лице Иисуса Христа, чтобы вернуть нас домой. Через Свою смерть и Воскресение Христос открывает нам возможность новой жизни, которую мы принимаем покаянием и верой. Он открывает нам нашу подлинную идентичность, о которой Апостол говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2).
В Нём мы обретаем прощение, и нам уже не нужно отрицать реальность нашего выбора – даже если в прошлом мы выбирали плохо. В Нём – через Таинства Церкви, которые Он установил, – мы получаем сверхъестественную помощь для того, чтобы исправить нашу жизнь.
Освобождение, которое Он совершает в нашей жизни, требует нашего сотрудничества и поэтому может быть трудным и негладким процессом.
Но чем больше Он восстанавливает в нас желание и способность следовать тому, для чего мы созданы – любить Бога и людей, хранить верность, пребывать в радости и надежде – тем более свободны мы становимся.
«Что значит для вас быть свободным?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообщества
ФилософияЛитература+3
Александр Соколов
·
27,2 K
Ответить3УточнитьАнатолий Дащенко
11,3 K
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин. · 14 мар 2017
Что значит для вас быть свободным?
Свобода для меня это в первую очередь свобода от пороков и заблуждений( иллюзий) которыми живет человечество из века в век. Это не та свобода когда считаешь что хочу то и делаю, я свободен ( от совести, от ответственности, от закона, от долга перед другим, от морали, нравственности, рассудка и т..д. Маркиз де Сад был проповедником такой «абсолютной свободы», которая не была бы ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом. Основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.
Вообще тема свободы парадоксальная — все потому что иногда истинная свобода выглядит как рабство и наоборот.
- Нет рабства безнадежнее,
чем рабство тех рабов,
себя кто полагает,
свободным от оков.
Гёте
в общем свобода — это свободный полет, а не свободное падение.
Комментировать ответ…Комментировать…
Alex Levin
4
веб программирование, php, linux, unix · 15 мар 2017
Для меня свобода это возможность выбирать что делать, где жить, как жить, возможность максимально распоряжаться временем по своему усмотрению. Максимально независить от кого-то и чего, возможность быть собой. Быть честным прежде всего с самим собой
Комментировать ответ…Комментировать…
Олежа Адовый
3
15 мар 2017
свобода для меня -это не зависеть от мнения окружающих ,делать именно то что я посчитаю нужным ,но самое основное я чувствую себя свободным только тогда когда я гуляю один без телефона и прочих вещей которые меня связывают с бытием ,мне нравиться бродить по ночному городу ,когда не кого нет и машины редко мелькают своими фарами ,для меня СВОБОДА -это синоним одиночеству.
.. Читать далееКомментировать ответ…Комментировать…
Первый
Дима Колесников
5
Музыкант. · 15 мар 2017
Свобода — это независимость от обстоятельств жизни, как в буддизме состояние нирваны, полное отсутствие притязании каких-либо эмоций, по большему счёту это утопия.
Комментировать ответ…Комментировать…
Надюшка Ландырева
Творческая натура · 15 мар 2017
Полностью быть свободным нельзя. Это факт. Потому что в любом случае мы уже зависим от обстановки в мире, от обстановки в стране, от финансов и т.д. Поэтому во всех этих рамках, лично для меня это понятие связано, во-первых, безусловно, со свободой выбора, когда я выбираю сама, самостоятельно, то, что я реально хочу, а не то, что мне предлагается/навязывается. .. Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Джонатан Франзен
249
писатель · 10 мар 2017
Для меня свобода состоит из ограниченного выбора. Свобода значит просыпаться утром и не размышлять целый день о том, кто я, куда я должен идти, что я должен делать, с кем я должен спать. Для меня написание романа и есть высшая форма свободы. Каждое утро я просыпаюсь, а все эти сложные вопросы уже нашли свои ответы: я писатель, мне нужно пойти в кабинет и написать… Читать далее
Ася Друг
14 марта 2017
Кто я. Разве относится к свободе,мне кажется, ты можешь быть свободным делать что ты думаешь,считать что это… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыто(Почему?)
Что значит быть свободным? (9 видов свободы)
Когда мы думаем о свободе, наши мысли обычно обращаются к свободам, за которые люди должны были сражаться и умирать, например, свобода вероисповедания, слова, ношения оружия и так далее.
Поэтому мы быстро отвечаем утвердительно, когда сталкиваемся с такими философскими вопросами, как «Действительно ли мы свободны?»
Конечно, мы свободны, говорим мы себе. Мы можем говорить, что хотим, поклоняться (или нет), как хотим, и даже владеть оружием, если хотим.
Иоганн ван Гёте, которого многие считают величайшим и наиболее влиятельным писателем на немецком языке, однажды сказал: «Нет людей более безнадежно порабощенных, чем те, кто ошибочно полагает, что они свободны».
Когда вы рассматриваете свободу в ее истинной форме, которая, согласно Кембриджскому словарю, является «условием или правом быть в состоянии или разрешено делать, говорить, думать и т. д. все, что вы хотите, без контроля или ограничений», ты действительно можешь сказать, что ты свободен?
Помимо популярных свобод, с которыми мы знакомы, свободны ли мы делать, скажем, думать, что нам нравится, не подвергаясь контролю (даже если это происходит из-за страха) или ограничению?
Социальное давление, семейные ожидания, финансовые ограничения и страхи ограничивают многих из нас. Мы делаем что-то не потому, что хотим, а потому, что должны.
Хотя мы можем свободно говорить то, что хотим, политкорректность удерживает нас от озвучивания своих мыслей (иногда совершенно справедливо).
Мы можем свободно поклоняться, как нам нравится, но религия добавляет еще больше правил и ограничений на наше поведение.
Наши финансовые ограничения не позволяют нам делать то, что мы действительно хотим делать, когда мы этого хотим.
Имея все это в виду, можем ли мы сказать, что мы действительно свободны? Если принять во внимание все ограничения жизни, что вообще значит быть свободным?
Что значит быть свободным?
Некоторые философы утверждают, что истинной свободы достичь невозможно. И хотя мысль о полной свободе звучит красиво, на практике она, вероятно, создаст больше проблем, чем решит.
Например, представьте себе мир, в котором законы необязательны. Если вы когда-либо смотрели какой-либо фильм о чистке, концепция полной свободы может показаться вам немного тревожной.
Но в рамках законов, правил и общечеловеческой порядочности, что значит быть свободным?
Свобода может означать разные вещи для разных людей. Для некоторых людей это может означать возможность выбирать, как они проводят свой день. Другие люди могут определять свободу как возможность выбирать тип работы, которую они выполняют. Для другой группы людей свобода может означать возможность покупать все, что они хотят, не беспокоясь о деньгах.
Когда мы расширяем наше определение свободы за пределы того, что нам гарантирует наше правительство, и критически смотрим на нашу жизнь, мы понимаем, что мы не так свободны, как нам хотелось бы думать.
Существует множество правил и указаний, которые контролируют наше поведение и контролируют наши желания. У нас есть обязанности и ожидания, которые ограничивают то, как мы тратим деньги и время. Так много наших мечтаний тихо умерло внутри нас, потому что мы не чувствовали свободы следовать за ними.
Мы тратим свое время и энергию на то, что от нас ожидают, редко позволяя себе делать то, что мы хотим. Хотя мы можем быть физически свободны, наши роли, обязанности, ограничения и страхи часто заключают нас в тюрьму в нашем сознании.
В основе определения свободы лежит выбор. У многих из нас была отнята способность выбирать для себя, даже не осознавая этого. Таким образом, мы следуем шаблонной жизни, созданной для нас, никогда не осознавая, что за пределами наших позолоченных клеток безопасности есть еще что-то.
9 Различные аспекты свободы
Как выглядит свобода в рамках общества? Как стать свободным физически, умственно и эмоционально? Ниже приведены 9 различных способов, которыми мы можем быть свободными:
1. Свобода быть самим собой.
Свобода означает быть собой. Это значит знать, кто ты есть, и жить правильно. Вы не можете примерять разные образы с разными людьми в разных обстоятельствах и думать, что вы свободны. На самом деле вы находитесь в плену у окружающих вас людей.
Когда вы не являетесь самим собой, это происходит потому, что вами управляет одобрение других. Страх быть отвергнутым подталкивает вас к тому, чтобы похоронить свое подлинное «я» под личностью, которую, по вашему мнению, хотят или ожидают окружающие. Ваше желание одобрения заставляет вас быть тем, кем вы не являетесь.
Некоторые люди так долго притворялись, что уже не знают, кто они на самом деле. Они так долго отрицали свое подлинное «я», что потеряли всякое ощущение себя.
Истинная свобода означает, что вы можете быть собой во всей своей несовершенной красе.
2. Свобода жить так, как вы собираетесь жить.
Свобода означает возможность жить так, как вы хотите или собираетесь жить. Это значит заниматься любимым делом. Быть свободным означает, что вы работаете, потому что хотите сделать себя полезным, так, как вам нравится. Это не значит, что вы работаете, потому что должны.
Эта свобода доступна не только богатым. Это доступно каждому, кто готов отказаться от комфорта и принять неопределенность. Свобода жить так, как вы намереваетесь жить, предполагает отказ от обычного пути к успеху, которым идут все остальные. Чтобы обрести эту свободу, вы должны проложить свой собственный путь.
Путь, который вы выберете, будет более трудным, чем проторенный путь, по которому идут другие, но он приведет к тому, что вы будете работать на своих условиях. Этот путь приведет вас к целенаправленной и значимой работе. В конечном итоге это приведет к повышению удовлетворенности работой и общей удовлетворенности.
3. Свободен от долгов.
Долги ограничивают все возможности в жизни. Вы не можете быть должны тысячи долларов и надеяться на хоть какое-то подобие свободы. Финансовая свобода означает возможность позволить себе то, что вам нужно, и чувство финансовой стабильности вместо того, чтобы постоянно сводить концы с концами. Обладая финансовой свободой, вы можете заниматься любимой работой и чувствовать к ней страсть, потому что вы не гонитесь за высокооплачиваемой работой в попытке погасить долг.
Финансовая свобода доступна каждому с любым уровнем дохода. Вам не нужно иметь собственный капитал в миллионы, чтобы быть финансово свободным. Вас может удивить тот факт, что некоторые из самых богатых людей в мире задолжали астрономические суммы денег.
Свобода от долгов достигается благодаря тому, что вы не чувствуете необходимости тратить слишком много денег и живете по средствам. Быть финансово свободным означает не зависеть от других людей в удовлетворении своих основных потребностей, таких как еда и чистая одежда.
Вам не нужно иметь несколько домов и автомобилей или путешествовать по экзотическим местам, чтобы быть финансово свободным. Финансовая свобода может быть такой же простой, как приобретение навыков, приносящих доход, которые гарантируют, что у вас всегда будут варианты работы. Это может быть даже так просто, как накопить как можно больше денег, чтобы вы не были привязаны к работе, которая не делает вас счастливым.
Финансовая свобода означает выбор во многих аспектах вашей жизни.
4. Возможность делегировать работу.
Свобода делегирования работы означает возможность свободно проводить время по своему усмотрению. Это значит не бояться просить о помощи, когда она вам нужна. Это также означает, что вы не должны испытывать чувство вины за то, что нанимаете помощников для работы, которую вы ненавидите, но которую, тем не менее, необходимо сделать.
Многие люди отказываются делегировать работу, потому что боятся, что другие не справятся с ней так же хорошо, как они. Или они боятся, что зря потратят деньги, наняв для этого кого-то другого. Поэтому они перенапрягаются, чтобы убедиться, что вся работа закончена. Это не способствует ни их продуктивности, ни уровню стресса.
Возможность делегировать работу означает вернуть себе контроль над своим временем и тем, как вы его тратите. Это означает, что нужно повышать квалификацию людей, чтобы они делали это так же хорошо, как вы. Эта свобода позволяет успеть отдохнуть и восстановить силы. Это поможет вам сосредоточить свою энергию на деятельности, которая наиболее полезна для вас.
5. Быть здоровым бесплатно.
Болезни и болезни препятствуют вашей свободе. Если вы не так физически и психически здоровы, как могли бы быть, насколько вы свободны? Вы ограничены в возможности жить полноценной жизнью, если у вас есть какие-либо из многих заболеваний, возникающих в результате выбора образа жизни, таких как диабет или болезни сердца. Если вы не сделаете свое психическое здоровье приоритетом, вы можете стать жертвой ряда психических заболеваний.
Возможность быть здоровым также включает в себя борьбу с любыми зависимостями, которые у вас могут быть. Когда вы пристрастились к наркотикам, алкоголю, сигаретам или чему-то еще, вы находитесь под контролем этого вещества. Даже такая простая вещь, как зависимость от кофеина, которая заставляет вас выпивать несколько чашек кофе каждый день, чтобы нормально функционировать, ограничивает вашу свободу. Зависимость не обязательно должна иметь негативное влияние на ваше здоровье, чтобы препятствовать вашей свободе. Все, что ограничивает ваш выбор, является угрозой вашей свободе. Зависимости блокируют ваш выбор.
Свободный человек берет свое здоровье в свои руки и совершенствует свое тело как может. Они свободны от зависимостей, и их тела максимально приспособлены для решения проблем со здоровьем, когда они возникают.
6. Свобода от страха одиночества.
Страх одиночества удерживает многих людей в ядовитых отношениях, которые они должны были разорвать давным-давно. Свобода от страха одиночества означает в первую очередь ценить отношения с самим собой. Это значит быть полноценным человеком, не ожидая, что кто-то другой дополнит вас.
Когда вы боитесь одиночества, вы миритесь с поведением, которое не имеете права терпеть. Вы привлекаете оскорбительных людей, потому что они чувствуют ваши страхи. Они могут даже использовать ваш страх против вас, чтобы подтолкнуть вас принять их негативное отношение.
Свобода от страха одиночества означает свободу от токсичных отношений, как платонических, так и романтических. Это означает любить себя достаточно, чтобы разорвать оскорбительные отношения. Эта свобода означает поиск здоровой системы поддержки, которая поможет вам стать лучшей версией себя.
7. Ставьте себя на первое место.
Ставя себя на первое место, многие из нас испытывают чувство вины. Мы либо чувствуем себя виноватыми за то, что нашли время, чтобы сосредоточиться на своих потребностях, либо чувствуем себя виноватыми за то, что «тратим впустую» ограниченные средства на себя.
Эта вина часто является результатом многолетних культурных и религиозных учений против эгоизма и размышлений о наших желаниях и потребностях. Чтобы не показаться эгоистичными, мы ставим всех и каждого выше своих потребностей и желаний. Иногда даже совершенно незнакомые люди.
Хотя в нашей жизни должно быть место для альтруизма, постоянная работа на пустом месте, чтобы угодить всем остальным, приводит только к проблемам со здоровьем и психикой в будущем. Свобода ставить себя на первое место означает уделять первоочередное внимание заботе о себе и потребности отдыхать и дозаправляться.
Эта свобода положительно влияет на свободу быть здоровым. Потому что, расставляя приоритеты для себя, вы также ставите на первое место свое физическое и психическое здоровье. Вы защищаете себя так же, как и других людей.
8. Свободен делать ошибки.
Невозможно учиться, не совершив по пути несколько ошибок. Но с юных лет нам внушают нездоровый страх совершить ошибку.
В начальной школе, например, после того, как нас научили новому навыку один раз, если повезет, два раза, мы практикуем его несколько раз с помощью заданий и рабочих листов. Если мы получим неправильный ответ, учитель помечает нашу работу ярко-красной ручкой. Поэтому, естественно, мы делаем все возможное, чтобы уменьшить количество красных чернил в нашей работе, потому что мы знаем, что награда зарезервирована для человека, который не делает ошибок.
На самом деле ошибки помогают нам учиться. Маловероятно, что вы освоите новый навык и сразу не сделаете ошибок. Но поскольку мы научились бояться совершить ошибку или стыдиться ее, мы боимся сделать это снова во взрослой жизни и легко сдаемся в ситуациях, когда не сразу понимаем, чему нас учат.
Теперь нам придется годами отвыкать от этой умственной обусловленности, которая эффективно настраивает нас против совершенствования и развития. Страх совершить ошибку удерживает нас в зоне комфорта. Это удерживает нас от разветвления и достижения наших мечтаний. Это держит нас прямо на пути статус-кво.
Когда мы свободны совершать ошибки, мы открыты для обучения, готовы рисковать и открыты для поиска необычных решений. Эта свобода дает нам мужество проложить собственный путь, выйти на неизведанную территорию, потому что мы не боимся.
9. Свобода от страха.
Что касается различных аспектов свободы, упомянутых выше, вы заметите, что страх мешает нам наслаждаться большинством из них. Страх держит нас в заточении. Это мешает нам принять дискомфорт и удерживает нас запертыми в границах нашей зоны комфорта.
Со свободой приходит много неизвестного. Мы не знаем, делаем ли мы правильный выбор, вступая в нашу свободу. По крайней мере, в нашей зоне комфорта нам комфортно.
Свобода не дает нам такой же гарантии. Он просто обещает нам возможность сделать то, что не оставит нас без сожалений. Жизнь без страха не означает, что страх исчезнет. Свобода от страха означает не позволять страху остановить вас. Это означает двигаться вперед, даже когда ваши колени стучат друг о друга.
По сути, вы научитесь читать свой страх и различать страх, который поддерживает вашу жизнь, и страх, который удерживает вас от полноценной жизни.
Свобода имеет больше нюансов, чем нас когда-либо учили или осознавали. Это больше, чем просто ваша свобода передвижения или слова. Чтобы быть по-настоящему свободным, ваше мышление должно учитывать возможное негативное влияние свободы на ваш сиюминутный комфорт. Вы должны быть готовы всю жизнь бороться и посвятить себя борьбе со страхом.
Потому что какой смысл в религиозной и политической свободе, когда мы порабощаем себя своим образом жизни или мышления? Истинная личная свобода означает возможность жить так, как вы есть, делать то, что вы хотите, и проводить время с людьми, которые вам нравятся. Чтобы отказаться от ожиданий общества, семьи, культуры и религии, требуется неустанное стремление к свободе.
Борьба за свободу — дело глубоко личное, но оно того стоит.
Вам также может понравиться:
- Что такое свободный дух: 5 черт, определяющих эту личность
- Как жить для себя: 12 высокоэффективных советов
- 10 простых способов быть бесстрашным в жизни
- 18 вещей, которые делают независимые мыслители (но о которых не говорят)
Что значит быть свободным?
Знаете ли вы, что в США есть как минимум 15 городов, четыре книги, два фильма, телесериал, группа, звукозаписывающая компания, 12 альбомов и 22 песни под названием Freedom?
Это только для англоязычного мира, и в этот список даже не включены какие-либо радикальные личные или политические манифесты, которые вы, возможно, написали в старшей школе. Понятно, что люди любят свободу.
Но что значит быть свободным? Политические философы, такие как Джон Локк, Роберт Нозик и другие, считают, что это как-то связано с верховенством закона, ограниченным правительством и правами собственности.
И, наверное, они правы. Но разве нет чего-то большего в свободе?
Свобода по определениюЭкзистенциалист Жан-Поль Сартр считал, что мы безнадежно свободны, несмотря на наши внешние обстоятельства или «фактичность». И у хозяина, и у раба, независимо от их отношения друг к другу, есть выбор (каким бы мрачным он ни был).
У нас есть возможность ограничивать или расширять наше восприятие собственного потенциала (и, соответственно, потенциала других), в зависимости от того, как мы видим себя — жертвой судьбы или подлинными авторами самих себя.
В конце концов выбор можно либо принять, либо бояться, и я думаю, что это имеет реальные последствия для нашего подхода к политической философии или даже к эстетическим качествам политических ценностей, таких как свобода и порядок.
Чтобы получить более полное представление о том, что значит быть свободным, полезно сравнить его с картиной того, что значит быть управляемым.
Что значит быть управляемым (несвободным)?Пьер-Жозеф Прудон, французский анархист 19-го века, либертарианец-социалист и сторонник человеческого освобождения, однажды написал эпическое, возможно, поэтическое описание того, что значит и что значит быть управляемым. В своем манифесте 1851 года «Общая идея революции в девятнадцатом веке» Прудон писал:
«УПРАВЛЯТЬ — значит наблюдать, проверять, шпионить, направлять, управлять законом, нумеровать, регулировать, регистрировать, внушать доктрины». , проповедуется, контролируется, проверяется, оценивается, ценится, порицается, управляется существами, которые не имеют ни права, ни мудрости, ни добродетели для этого. Быть УПРАВЛЯЕМЫМ — значит быть при каждой операции, при каждой сделке отмеченной, зарегистрированной, подсчитанной, обложенной налогом, проштампованной, измеренной, пронумерованной, оцененной, лицензированной, санкционированной, предупрежденной, предотвращенной, запрещенной, исправленной, исправленной, наказанной. Под предлогом общественной пользы и во имя всеобщего интереса она должна быть поставлена под вклад, вымучена, ограблена, эксплуатируется, монополизирована, вымогается, выжимается, обманывается, ограбляется; затем, при малейшем сопротивлении, первом слове жалобы, быть репрессированным, оштрафованным, очерненным, притесненным, выследимым, оскорбленным, избитым дубинками, обезоруженным, связанным, задушенным, заключенным в тюрьму, судимым, осужденным, расстрелянным, депортированным, принесенным в жертву, проданным, предан; и, в довершение всего, насмехались, высмеивали, высмеивали, возмущали, обесчестили. Это правительство; в этом его справедливость; в этом его мораль».
Цитата стала чем-то вроде интернет-мема, циркулирующего и рециркулируемого либертарианскими сообществами на Facebook и других сайтах социальных сетей. Я впервые прочитал эту цитату несколько лет назад и помню, как она меня взволновала.
Бесконечная батарея прилагательных рисует мрачную, механистическую и антиутопическую картину отношения человека к современному государству и обществу. На первый взгляд преувеличенный, он раскрывает неудобную правду о дисциплинарных ритуалах, которые мы все привыкли принимать, о государственности или «искусстве управления», как сказал бы философ Мишель Фуко. И по своей сути он представляет собой философию и эстетику, движимые всепоглощающим страхом перед выбором.
Новое поколение свободы либертарианцы готовы «…развить крепкий культурный диалог о свободе по-своему».Прочитав статьи Джеймса, я попытался поделиться своей собственной концепцией эстетики свободы, основанной на утверждении выбора, переосмыслив печально известную 19Цитата Прудона 19-го века:
«Быть СВОБОДНЫМ значит, чтобы о нем заботились, очеловечивали, доверяли, направляли, вели к добру, называли, саморегулировали, благотворительность, просвещение, разумно, самоуправляемо, верили, неисчислимы, незаменимый, открытый, советуемый равными, у которых нет ни права, ни мудрости, ни добродетели командовать и контролировать течение нашей жизни. Быть СВОБОДНЫМ — значит быть в каждый момент, в каждом человеческом обмене, иметь возможность выбирать, рассчитывать, просить, деобъективировать, оценивать себя, индивидуализировать, ценить, считать компетентным, самоуполномоченным, уважаемым, свободным , целый, информированный, вознагражденный. Это без преувеличения, а на самом деле, быть важным вкладчиком в наше коллективное благополучие, самодисциплинированным, безопасным, облагороженным, сотрудничающим с опытом и обогащающим его; затем, так же, как кажется, что это не могло стать лучше, когда-либо быть благодарным за то, что был жив, чтобы быть поднятым, одаренным, восхваляемым, поддержанным, защищенным, лелеянным, защищенным, наделенным силой, непринужденным, облегченным, освобожденным, помогавшим, принятым, укрепленным, приспособленным , возвышенный, достойный, приверженный; как ничто иное, нужно созидать, хвалить, отличать, благословлять, почитать. Это свобода; это справедливость; это мораль».
Если это что-то вроде того, что должно быть похоже на свободу, я могу понять, почему «свобода» стала любимым титулом художника — подходящим названием для лучшего опыта, который может предложить жизнь.