Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Бытие человека соотношение бытия и сознания: Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Тема 1. Лекция 4

Бытие человека. Соотношение бытия и сознания — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Бессознательная информация — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

Реальное бытие — это категория, которая означает существова­ние, основанное на положении «я есть».

Идеальное бытие это бытие, которое имеет пространствен- но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и оз­начает действительное существование вещи или человека.

Самосознание — это бытие, которое представляет собой сущ­ность предмета, оно лишено временного, практического характе­ра, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, поня­тия.

Философия это совокупность психических процессов, лежа­щих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со сто­роны разума и рассудка.

Бытие

— это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, кото­рые не были переработаны сознанием.

Бессознательное — это свойство человеческого мозга воспри­нимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Общественная психология — это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

Сознание это вид общественного сознания, характеризую­щий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыден­ном, бытовом уровне.

Общественная идеология — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают два вида бытия:

………………………;

идеальное.

• Наука выделяет четыре формы бытия:

……………………. .;

бытие человека;

бытие духовного;

• Человек существует в трех измерениях бытия:

………………………;

как особь вида Homo sapiens;

………………………….

• Бытие духовного можно условно разделить на два вида:

индивидуализированное духовное;.

……………………………

• Элементами бессознательного являются:

 бессознательная информация;

………………………….;

………………………..

• Бессознательные процессы — это:

………………………;

сновидения;

………………………

• В науке выделяются три уровня бессознательного:

неосознанный психический контроль человека за своим телом;

…………………………;

…………………………..

• Общественное сознание подразделяется на:

……………………….;

общественную психологию.

 • В зависимости от сферы проявления выделяют формы созна­ния:

……………………;

правовое;

научное;

……………………….;

………………………..

философское и др.

• Формами самосознания являются:

самочувствие;

………………………;

………………………. .

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Бытие человека означает, что природа существует вне созна­ния человека, она бесконечна в пространстве и во времени, являясь объективной реальностью, так же как и объективной реально­стью являются все предметы, созданные человеком.

• Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.

• Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной систе­мы индивида.

•Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуа­лизированного и объективированного духовного.

Отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.

Задание 4. Платон писал, что «материалисты смотрят на зем­лю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и имен­но это-то они и называют природой. Душу же они выводят по­зднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что перво­начало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Как он раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

Задание 5. Прочитайте высказывание. О какой форме бытия говорит автор?

М.Ф.Ахундов: «Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном про­тивоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т.е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга. Таким образом, сущность вещей есть «необходимое бы­тие», и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущ­ности нельзя признать «возможным бытием», нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря».

Задание 6. Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объяс­ните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуника­ции с другими, что никогда не достигается только через посред­ство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой «другой», и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу «другой» <…> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один кри­терий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует изме­рять истинностью той связи, которую она делает возможной <… >

Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии: Русская философия : Руниверс

К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии


А.А. Богданов утверждал, что «общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны» (1). В.И. Ленин возразил в «Материализме и эмпириокритицизме» Богданову: «Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще» (2). Много позже было высказано суждение, согласно которому положения В.И. Ленина о том, что бытие и сознание не тождественны, высказанные в работе «Материализм и эмпириокритицизм», противоречат взглядам Ф. Энгельса, содержащимся в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» по вопросам тождества мышления и бытия.

Как известно, о тождестве мышления и бытия говорил Гегель. На страницах журнала «Философские науки» в 1968-1969 гг. состоялась дискуссия по проблемам тождества мышления и бытия. Ни критический анализ гегелевского идеалистического понимания тождества мышления и бытия, ни обзор вышеуказанной дискуссии не входят в нашу задачу. Наша цель показать, что попытки противопоставить взгляды В.И. Ленина и Ф. Энгельса по данному вопросу от начала до конца являются несостоятельными. Что же говорит Энгельс по вопросу тождества мышления и бытия в вышеназванном выдающемся произведении? Подчеркивая, что основной вопрос философии (что первично: материя, бытие или сознание?) имеет и вторую сторону (можем ли мы познать окружающий нас мир, действительность?), Ф. Энгельс пишет: «Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия.
Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос» (3). Внимательный анализ приведенного положения убеждает нас в том, что здесь содержится важнейшая мысль Ф. Энгельса, которая заключается в следующем: мышление, сознание тождественно бытию в том смысле, что является верным, правильным отражением бытия, т.е. речь идет о тождестве мышления, сознания бытию в плане положительного решения второй стороны основного вопроса философии. Процитируем еще одно положение Ф. Энгельса из той же работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применить их сознательно, между тем как в природе, — а до сих пор большей частью и в человеческой истории – они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей.
Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира» (4). Проанализировав под углом зрения рассматриваемой проблемы эти важнейшие положения, мы видим обоснование Ф. Энгельсом вывода о том, что законы материалистической диалектики как науки являются правильным, научным отражением объективных законов, и в этом смысле первые тождественны вторым. Вспомним положения Ф. Энгельса, разработанные и глубоко раскрытые в «Анти-Дюринге» и в «Диалектике природы» о том, что субъективная диалектика является правильным, научным отражением объективной диалектики. См. (5). (Подробно проблемы соотношения объективной и субъективной диалектики см. Нарский И.С. Теория диалектики и ее законы в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельса. – Вопросы философии, 1978, № 5, с. 27-38). Итак, в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» содержится мысль о тождестве мышления, сознания бытию в плане положительного решения второй стороны основного вопроса философии: мышление, сознание тождественно бытию в том смысле, что является правильным, верным отражением бытия.
(Мы, разумеется, не забываем положения классиков марксизма о том, что в силу определенных социальных и гносеологических корней отражение бывает и превратным, искаженным). А В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» выступил против богдановской и других концепций тождества общественного сознания и общественного бытия, сознания вообще и бытия вообще, которые (концепции) утверждали по сути, что сознание и бытие – это одно и то же, что бытие и есть сознание, т.е. объективно устраняли бытие, действительность сводили к сознанию. Так собственно и писал В. Базаров: «чувственное представление и есть вне нас существующая действительность» (6), имманент В. Шуппе: «бытие есть сознание» (7). Приведя вышецитированное положение Базарова, В.И. Ленин подчеркнул: «Это явный идеализм, явная теория тождества сознания и бытия» (8). Вот против какого тождества, против какой концепции тождества бытия и сознания выступил, развивая философию К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленин. В.И. Ленин подчеркивал, что сознание и бытие не тождественны в том смысле, что это не одно и то же, что сознание и бытие есть соответственно, да простят нам эту тавтологию, сознание и бытие, что бытие не есть сознание, а сознание не есть бытие, что бытие не зависимо от сознания и определяет его, сознание является отражением бытия.

Итак, мы убеждаемся, что попытки противопоставить взгляды Ленина, содержащиеся в работе «Материализм и эмпириокритицизм», взглядам Ф. Энгельса, содержащимся в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», по проблемам соотношения бытия и сознания не состоятельны. В.И. Ленин в своих работах и, в частности, в произведении «Материализм и эмпириокритицизм» развил и обогатил положения К. Маркса и Ф. Энгельса об основном вопросе философии (двух его сторонах). «Материализм вообще, — писал он в связи с этим, — признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т.д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение. В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя выкинуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины…» (9).  

 

Примечания:

1. Богданов А. Из психологии общества.- Издание 2-ое, дополненное.- С. Петербург: Электропечатня товарищества «Дело», 1906, с. 57.
2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.-Полн. собр. соч., Т. 18, с. 343.
3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 283.
4. Там же, с. 301-302.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 526.
6. Базаров В. Мистицизм и реализм нашего времени. – В кн.: Очерки по философии марксизма. – СПб., Зерно, 1908, с. 65. В предисловии к первому изданию работы «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин, давая общую оценку «Очеркам по философии марксизма», подчеркивал, что это «Очерки» не по, а против философии марксизма. См. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч., т. 18, с. 9.
7. Цит. по: Ленин В.И., Полн. собр. соч., т. 18, с. 343-344.
8. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 343.
9. Там же, с. 346.

ОБ АВТОРЕГригорий Григорьевич Судьин. Кандидат философских наук, доцент, Заслуженный преподаватель Московского университета, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Читал общие курсы лекций по истории философии на факультетах: философском, психологии, журналистики, спецкурсы (в частности, «Дискуссионные проблемы истории русской философии», «Русская философия XX века»). Опубликовал ряд научных работ в различных историко-философских сборниках и журналах.

Теги: Гносеология, Марксизм-Ленинизм

Автор:  Григорий СУДЬИН

Комментарии (17) 24.10.2015

Как человеческий разум формирует реальность

Натан Коллинз

Поищите в Интернете «силу разума», и вы найдете несколько странных вещей: программа, которая обещает показать вам, как привлечь успех, просто сосредоточившись на нем. , огромное количество пищевых добавок и видео, якобы показывающее, как шаолиньский монах ломает вещи головой. Но помимо торгашей и шумихи, разум действительно может делать некоторые замечательные вещи, в том числе формировать наше здоровье и благополучие.

«Наш разум не является пассивным наблюдателем, он просто воспринимает реальность такой, какая она есть. Наш разум на самом деле меняет реальность», — сказала Алия Крам, доцент кафедры психологии и директор Стэнфордской лаборатории разума и тела. Крам и другие исследователи из Стэнфорда, в том числе многие из тех, кто недавно принял участие в панели IdeasLab Всемирного экономического форума и встрече Worldview Stanford Power of Minds, частично спонсируемой Стэнфордским институтом неврологии, объединяют медицину, психологию, образование, бизнес и многое другое, чтобы понять не только то, что может сделать наш разум, но и то, как он это делает.

Женщина бежит на закате

(Изображение предоставлено Джин Бофорт / PublicDomainPictures.net)

Формирование здоровья

Вероятно, самым известным способом, которым разум формирует реальность, является эффект плацебо, когда люди выздоравливают, если просто верят, что их лечат от болезни. Веками это рассматривалось как просто экспериментальная проблема — что-то, что нужно учитывать, например, при тестировании эффективности нового лекарства.

Важно признать, что мышление не второстепенно, а имеет центральное значение для здоровья и поведения.

— Алия Крам

Тем не менее, врачи начинают переосмысливать плацебо не как хлопот, а как реальный путь к улучшению здоровья. В конце концов, эффекты плацебо и лежащие в их основе установки и социальные контексты, которые их создают, оказывают реальное влияние на здоровье, от снижения беспокойства и кровяного давления до облегчения боли и укрепления иммунной системы.

Крам и его коллеги показали, что эти эффекты выходят за рамки медицины как таковой. Люди, которые считают, что физическая работа на работе считается спортом, живут дольше, независимо от того, сколько упражнений они на самом деле выполняют. Точно так же, говоря людям, что молочный коктейль, который они выпили, был «снисходительным», они чувствовали себя более сытыми. Сообщив им, что напиток, который они пьют, повышает их кровяное давление от кофеина.

«Важно признать, что мышление не второстепенно, а имеет центральное значение для здоровья и поведения», — сказал Крам. «Если мы действительно хотим бороться с болезнями и кризисами нашего времени, нам нужно более эффективно признавать и использовать силу мышления».

(Изображение предоставлено Джин Бофорт / PublicDomainPictures.net)

Социальные науки

Эксперты призывают к проведению дополнительных исследований мышления людей

Ученые из Стэнфорда, в том числе профессор психологии Алия Крам, призывают больше медицинских работников уделять особое внимание важности мышления людей и социального контекста в лечении.

Куча таблеток

(Изображение предоставлено Мартином Барро / Getty Images)

Облегчение боли

Одной из наиболее важных проблем здравоохранения сегодня является хроническая боль. Хотя оценки сильно различаются, где-то от 10 до 30 процентов всех взрослых сталкиваются с той или иной постоянной болью, что делает боль более распространенной и дорогостоящей, чем болезни сердца, диабет и рак вместе взятые, говорит Бет Дарналл, клинический профессор анестезиологии, периоперационной и обезболивающей терапии. лекарство.

Боль очень чувствительна к
психологии и мышлению каждого человека.

—Бет Дарнолл

«Боль сильно зависит от психологии и мышления каждого человека», — сказал Дарналл. Те, кто ожидают усиления боли, размышляют о ней и чувствуют себя беспомощными по этому поводу — так называемая катастрофизация боли — чувствуют более сильную боль, дольше остаются в больницах после операции и часто нуждаются в большем количестве обезболивающих. С другой стороны, те, кто перешел к позитивному мышлению, чувствуют меньше боли, проводят меньше времени в больницах и нуждаются в меньшем количестве обезболивающих.

«Это дает возможность, — сказал Дарналл. За последнее десятилетие она и ее команда работали над относительно короткими вмешательствами в процесс мышления, чтобы помочь людям тренировать свой мозг от боли, и это давало долгосрочные результаты. По ее словам, вмешательства могут помочь людям с хронической болью меньше страдать, и их можно использовать до или после операции для облегчения выздоровления. Дарналл и Шон Макки, профессор Редлиха и профессор анестезиологии, периоперационной и обезболивающей медицины, недавно получили 4 миллиона долларов от Национального института здравоохранения для изучения аналогичного вмешательства у пациентов с хронической болью в спине.

Совсем недавно Darnall и его коллеги обратили внимание на употребление опиоидов.

«Многие пациенты хотели бы сократить употребление опиоидов, но они верят и опасаются, что их боль ухудшится, если они это сделают», — сказал Дарналл. Но при тщательном планировании и поддержке, как показали она и ее коллеги, многие пациенты могут существенно снизить дозы, не испытывая больше боли. Дарналл продолжает исследовать этот подход с помощью исследовательской премии в размере 9 миллионов долларов от Исследовательского института результатов, ориентированных на пациента.

(Изображение предоставлено Мартином Барро / Getty Images)

Наука и технологии

5 вопросов: Бет Дарналл об опиоидах и лечении боли

Психолог из Стэнфордской медицины помогает пациентам уменьшить боль без опиоидов и отпускаемых по рецепту лекарств. Она предлагает практические шаги, которые помогут людям использовать силу связи между разумом и телом, чтобы уменьшить симптомы боли и повысить качество жизни.

Наука и технологии

Стэнфордское исследование идентифицирует области мозга, изменяющиеся во время гипнотического транса

Сканируя мозг подопытных, пока они находились под гипнозом, исследователи Медицинской школы смогли увидеть нейронные изменения, связанные с гипнозом.

Наука и технологии

Обнаружено, что операции повышают риск хронического употребления опиоидов

Новое исследование подчеркивает необходимость для хирургов и врачей следить за использованием пациентами обезболивающих средств после операции и использовать альтернативные методы контроля боли, когда это возможно.

Наука и технологии

Виртуальная реальность облегчает боль и тревогу у педиатрических пациентов

Детская больница Люсиль Паккард в Стэнфорде — одна из первых больниц в стране, которая начала внедрять виртуальную терапию на основе отвлечения внимания в каждом отделении для пациентов.

Класс детского сада

(Изображение предоставлено Vgajic/Getty Images)

Становимся умнее

Конечно, образ мышления важен не только для здоровья. То, как люди думают о себе — в частности, считают ли они такие качества, как интеллект, податливыми, — может оказать сильное влияние на их успехи в школе и за ее пределами.

Когда люди настроены на рост, они верят, что их качества можно развить.

— Кэрол Двек

«Когда люди имеют фиксированное мышление, они считают, что их основные качества — их интеллект, таланты, способности — это просто фиксированные черты», — сказала Кэрол Двек, профессор Льюиса и Вирджинии Итон и профессор психологии. «Но когда люди настроены на рост, они верят, что эти качества можно развить благодаря усилиям, настойчивости, хорошим стратегиям и большому вкладу других».

Наиболее широко эта идея применялась в сфере образования, где Двек и ее коллеги показали, что дети с установкой на рост лучше успевают по математике и другим предметам. Но те же основные концепции применимы к восстановлению после романтических разрывов и даже к смягчению конфликта между израильтянами и палестинцами.

Самое главное, даже если у людей есть мышление роста, это может измениться. В 2015 году, например, Дуэк и ее коллеги продемонстрировали, что 45-минутные онлайн-вмешательства могут повысить оценки и снизить риск отсева среди неуспевающих старшеклассников.

(Изображение предоставлено Vgajic/Getty Images)

Вход на выходные

(Изображение предоставлено Л.А. Цицероном)

Чувство принадлежности

Для Грегори Уолтона, адъюнкт-профессора психологии, принадлежность может быть самым интересным мышлением. По словам Уолтона, когда ученики задаются вопросом, принадлежат ли они школе, особенно школе, которую они ценят, их успеваемость и здоровье могут пострадать.

Самым непосредственным фактором, определяющим поведение людей, является то, как они понимают вещи, и вы можете это изменить.

— Грегори Уолтон

Частично причина заключается в том, как учащиеся объясняют себе неудачи. Если учащиеся уже задаются вопросом, принадлежат ли они им, а затем их критикуют, исключают или оставляют позади, им легко интерпретировать это как доказательство того, что они не принадлежат, что приводит к их отказу. По словам Уолтона, это усугубляет неравенство, поскольку бремя этих забот больше всего ложится на студентов из числа меньшинств и студентов с низким социально-экономическим статусом.

К счастью, с этим можно что-то сделать: изменить повествование. В 2011 году Уолтон и Джеффри Коэн, профессор Джеймса Дж. Марча в области организационных исследований в образовании и бизнесе, а также профессор психологии и образования, проверили эту идею, представив ряд мыслей старшеклассников о жизни в колледже 92 первокурсника. Эти мысли передавали ощущение того, что всем поначалу трудно приспособиться к колледжу и что каждый может добиться успеха.

Учения длились всего час, но сработали. Специально для афроамериканских студентов оценки и даже общее состояние здоровья улучшились за годы учебы в колледже — все, по словам Уолтона, потому что им был предоставлен альтернативный способ понять трудности, с которыми они сталкиваются. Уолтон, Коэн и их коллеги с тех пор показали, что даже короткие онлайн-программы, предназначенные для демонстрации того, что проблемы с принадлежностью являются нормальными и со временем улучшаются, могут помочь уменьшить социальное неравенство.

«Самым непосредственным фактором, определяющим поведение людей, является то, как они понимают вещи», — сказал Уолтон. — И ты можешь это изменить.

(Изображение предоставлено Л.А. Цицероном)

Общественные науки

Сила реалистичных ожиданий

В то время как многие студенты испытывают трудности с адаптацией к колледжу, учащиеся первого поколения, учащиеся с низким доходом и меньшинства страдают больше всего и больше всего рискуют бросить учебу. Чтение коротких рассказов старшеклассников, подробно описывающих, как они сначала чувствовали себя неуместными, но со временем приобрели чувство принадлежности, может помочь изменить это.

Крам также является членом Научно-исследовательского института детского здоровья. Макки является членом Stanford Bio-X, Стэнфордского института сердечно-сосудистых заболеваний, Стэнфордского института рака и Стэнфордского института неврологии.

Какая связь между человеческим мышлением и языком?

Ранее я упоминал о том, что Дэвид Чалмерс назвал «трудной проблемой сознания», имея в виду сложность объяснения человеческого сознания в объективных, научных терминах из-за невозможности «попасть внутрь» головы другого человека и наблюдать за его мыслительными процессами. . На самом деле, мы сталкиваемся с проблемой даже при попытке заглянуть внутрь собственной головы — в тот момент, когда мы пытаемся объяснить, каковы наши самые сокровенные мысли, мы уже потенциально меняем их. Один из пионеров психологии Уильям Джеймс сравнил эту проблему с «попыткой включить газ достаточно быстро, чтобы увидеть, как выглядит темнота».

Тем не менее я считаю, что мы можем получить важные сведения о наших собственных и чужих мыслительных процессах благодаря тому, что я сказал ранее о двух уникальных аспектах человека — нашей способности создавать и использовать инструменты и нашей способности к языку. И я бы сказал, что наша языковая способность, в частности, формирует наши мыслительные процессы таким образом, что мы можем начать изучать и понимать.

Особенно важную роль в этом отношении сыграли два философа духа: Лев Выготский и Валентин Волошинов, работавшие в России в конце XIX в.20-х и начале 1930-х гг. Идеи Выготского были сформированы, в частности, его исследованиями развития сознательного сознания и понятийного мышления у детей, а Волошинова больше интересовало, как сознание проявляется в мозгу взрослого человека.

Выготский считал, что у детей «эгоцентрическая речь» — склонность детей разговаривать с собой во время игры — является первой стадией организации ребенком своих действий с помощью слов, а в дальнейшем эта форма речи интериоризируется как «внутренняя речь», которая структурирует наши мысли во взрослом возрасте. Итак, изучая эгоцентрическую речь, можно проникнуть в особый характер внутренней речи. Напротив, Волошинов стремился понять внутреннюю речь, изучая внешнюю речь, а затем экстраполируя ее на вероятный характер внутренней речи, из которой наша внешняя речь берет начало в мозгу.

В совокупности эти исследования показали, что внутренняя речь отличается от внешней речи в некоторых важных аспектах. Скорее всего, она будет гораздо более быстрой и более текучей по смыслу, чем речь, которую мы используем в разговоре с другими. Также, вероятно, существуют различные типы внутренней речи, простирающиеся от той, которая возникает из наших самых сокровенных, полуоформленных мыслей, до той, которая структурирует нашу внешнюю речь, когда мы выражаем себя другим.

Одним из следствий того, что внутреннее сознание человека структурировано языком, является то, что это придает ему особое социальное измерение, отсутствующее у других видов. А учитывая, что наша внутренняя речь отражает не только наши нынешние обстоятельства, но и память о прошлых, наше внутреннее сознание должно быть глубоко проникнуто прошлыми социальными взаимодействиями, которые у нас были с другими людьми — например, с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзья и коллеги.

Еще одной отличительной чертой нашего вида является то, что мы взаимодействуем с окружающим миром с помощью инструментов. Важно отметить, что они меняются с каждым новым поколением, и это, вероятно, оказывает значительное влияние на индивидуальное сознание. Стоит только подумать о том, как изобретение чтения и письма должно было повлиять на мыслительные процессы человека, или как интернет и социальные сети совсем недавно повлияли на человеческие взаимодействия, чтобы увидеть, насколько глубоко такие технологические инновации могли повлиять на работу внутреннего человеческого разума. психика.

Особое значение для того, как Интернет может влиять на сознание отдельных людей, имеет тот факт, что он основан не только на письменном слове, но также на изображениях, видео и музыке. На самом деле Выготский ясно дал понять, что не только разговорный язык, но и то, что он называл «культурными инструментами», к которым могут относиться музыка, искусство, литература и математические символы, были характерны для человечества и могли влиять на человеческое сознание.

Если язык и другие «культурные инструменты» играют центральную роль в структурировании нашего внутреннего сознания, то где остается мысль? Учитывая, что человеческий мозг имеет много общего с мозгом других млекопитающих, особенно других приматов, — на самых основных молекулярных и клеточных уровнях, а также с точки зрения различных областей мозга и их взаимосвязей — кажется вероятным, что на самом базовом уровне мыслительные процессы, мы также можем иметь много общего с некоторыми другими видами.

Тем не менее, отсутствие языка у других видов, несомненно, должно сильно влиять на их внутреннее сознание. Ранее я говорил, что язык отличается от общения животных тем, что представляет собой взаимосвязанную систему абстрактных символов, связанных вместе грамматикой. В отсутствие такой системы внутреннее сознание любого другого вида не может иметь такой концептуальной основы. И, как следствие, это означает, что никакие другие виды не могут иметь понятий времени и пространства, себя и других, или вообще каких-либо абстрактных значений, с помощью которых мы интерпретируем окружающий мир, других людей и, в конечном счете, самих себя.

Ничто из этого не означает, что у других видов не может быть очень сложного поведения, чувств и социальных взаимодействий. Но это означает, что у них должно отсутствовать какое-либо чувство единого чувства себя и своего места в мире, как у нас. И вернемся к тому, о чем я упоминал ранее: эссе Томаса Нагеля «Каково это для летучей мыши?» Хотя Нагель намеревался задать этот вопрос, чтобы выявить пределы того, сколько мы можем когда-либо знать с научной точки зрения о субъективном характере сознания, я считаю, что этот вопрос не является стартовым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *