Теория конфликтов для помощи в писательстве
Конфликты – один из «китов», на которых держится сюжет. Без крепкого конфликта, полного противостояний и переживаний, история теряет в остроте и интересе.
Конфликт – это перчинка любого романа, которая заставляет читателя листать страницу за страницей, чтобы узнать, кто же победит, как именно и какой ценой.
В этой статье мы поговорим о теории конфликтов.
Типов, видов и форм конфликтов существует много. Здесь мы приведем самую популярную классификацию и наиболее известные конфликты.
Итак, начнем. 🙂
Типология конфликтов
- Типы конфликтов по участию личности:
А) внутренний (внутриличностный) – конфликт человека с самим собой, со своим внутренним «я».
Сюда относятся проблемы выбора, ломка мировоззрения, морально-этические и философские перестроения в сознании. Из-за сюжетных событий что-то в герое меняется, и иногда конфликт возникает на неприятии и отторжении нового, в попытках уцепиться за старое, иногда – на невозможности принять новое (быстро или вообще), а иногда – в процессе принятия новых качеств и искоренении старых;
Б) межличностный – конфликт человека с человеком: герой и антагонист, герой и группа антагонистов.
Весьма распространенный конфликт – Добро и Зло в лице соответствующих персонажей, отцы и дети, человек науки против человека религии, образованность против необразованности, субкультура против другой субкультуры (или против общепринятых норм культуры) и др.;
В) внеличностный – конфликт личности с окружающим миром.
Например, со средой, социально-политическим строем, божественными проявлениями, природой, обществом, судьбой, механизмами, сверхъестественным. И, в редких случаях, с автором.
- Типы конфликтов по причине возникновения:
А) любовный – конфликт, возникающий из-за любви.
Двое любят друг друга, а третий (родители, друзья, соперники) против. Один любит, второй нет, но первый идет к цели, несмотря на протесты второго. И одного героиня любит, и второго, и иногда третьего, и никак не может понять, какого наверняка, а соперники строят друг другу козни. И так далее.
Б) социальный и/или бытовой – конфликт, возникающий на почве отношений в обществе.
Простейший пример: один сосед хочет спать, второй – слушать музыку на всю катушку. Договориться не удается. Пример посложнее: низы недовольны верхами, верхи не хотят меняться и помогать низам жить лучше. Революция (или попытки переворота).
В) философский – конфликт, возникающий из-за разницы мировоззрений и менталитетов.
Скажем, Запада и Востока, южных людей и северных, традиционной культуры и хаотичной современности.
Г) психологический – конфликт, возникающий из-за разлада тонких психологических процессов.
Например, тогда, когда наши желания не совпадают с нашими возможностями, когда человеческое «хочу» не реализуется в «могу». И начинается либо ломка психических потребностей под то, что есть, либо попытки двойной жизни со стремлением к недостижимому любыми средствами, либо тайное сумасшествие с перемещением в иной, выдуманный мир (и горе тому, кто помешает там обосноваться…).
- Типы конфликтов по реализации в сюжете:
А) локальный преходящий сюжет – это конфликт, начатый и завершенный в конкретном сюжете. Типичен для литературы в целом.
Б) устойчивое конфликтное состояние – это конфликт, которые выходит за рамки конкретного сюжета. Конфликт задается, описывается и обосновывается, но его разрешения не происходит. Типичен для реальной жизни, когда отдельные недоразумения решаются, а конфликтная ситуация остается.
- Типы конфликтов по количеству субъектов:
А) один субъект конфликта – внутриличностный;
Б) два субъекта – межличностный;
В) группы субъектов – межгрупповой.
- Типы конфликтов по выраженности состояния:
А) скрытый – конфликт, который незаметен: ни агрессивных действий, ни открытый столкновений. Но он есть и мешает жить – минимум одному участнику. Чаще всего это внутренние конфликты, но бывает, что и межличностные, просто участники крайне терпеливы и не хотят прямой конфронтации;
Б) открытые – конфликты явные и заметные.
- Типы конфликтов по способу разрешения:
А) насильственные;
Б) ненасильственные.
- Типы конфликтов по результативному воздействию:
А) конструктивные – позитивные конфликты, приводящие к результату, которые устраивает обе стороны. Такие конфликты полезны, чтобы высказаться и найти наконец точки соприкосновения.
Б) деструктивные – конфликты, которые только всё разрушают (миропорядок, общество, отношения, личность человека).
- Типы конфликтов по эмоциональной направленности:
А) драматичные – плохие сильнее, хорошие слабее, и поэтому постоянно проигрывают, и душа читательская за них болит.
Б) трагедийные – обе стороны равны, они не плохие и не хорошие, по-своему правы, но кто-то в итоге должен оказаться сильнее, и за тех переживаешь, и за других.
В) пафосные – конфликт ради конфликта, на пустом месте, чтобы просто показать себя и свою силу.
Г) искусственные – конфликта между сторонами нет, но создается его видимость – по разным причинам (например, двое жаждут пожениться, но по народным традициям должны друг друга ненавидеть, ругаться на людях и швыряться вазами, а вдали от посторонних глаз конфликта нет, есть только любовь).
Д) комедийные – конфликт «для поржать». Двое строят друг другу козни, но в итоге сами попадают в нелепые и смешные ситуации из серии «не рой другому яму». При этом и конфликта как такового тоже может не быть.
Например, двое друзей делят девушку: и ее обе хотят, и дружбу сберечь – тоже, но девушка весомее, поэтому спор есть, но и дружба такова, что моделируются ситуации, неопасные для жизни или отношений между друзьями.
Основа любого конфликта
Но каким бы ни был конфликт, в его основе всегда одно и то же – разница в интересах героев и их столкновение, неготовность (или нежелание) понять друг друга. А также столкновение целей, задач, мотивов и их «обоснуев».
Конфликты можно совмещать и комбинировать: так, конфликт может быть скрытым, внутренним, социально-бытовым и конструктивным, если главный участник придет к позитивному итоговому результату. Или любовным, открытым, пафосным и в итоге деструктивным.
Главное – чтобы конфликт развивал идею, двигал вперед сюжет, дополнял интригу, менял героев и не давал заскучать читателю.
Конфликт в литературе — это что за понятие? Типы, виды и примеры конфликтов в литературе
Что заставляет читателя взглянуть на первую страницу художественного произведения? Кто-то взял в руки книгу из-за имени автора, кого-то привлекло броское или провокационное название повести или романа. А дальше? Что может заставить прочитывать страницу за страницей, нетерпеливо «проглатывая» печатные строки? Конечно, сюжет! И чем острее он закручен, чем мучительнее переживания персонажей, тем интереснее читателю следить за его развитием.
Основная составляющая идеально развивающегося сюжета – конфликт, в литературе это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Все это рождает взаимосвязь между литературными образами, за ним, как за поводырем, развивается сюжет.
Определение конфликта и как он применяется
Стоит более детально рассмотреть такое понятие, как конфликт. Определение в литературе некой специфической формы, своеобразного приема, отражающего противоборство характеров главных героев, различное понимание ими одной и той же ситуации, объяснение причины их чувств, мыслей, желаний в схожих или одних и тех же обстоятельствах и есть конфликт. Если говорить более простым языком, то это борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, правдой и ложью.
Столкновение антагонизмов мы находим в каждом художественном произведении, будь то небольшой рассказ, эпическая сага, эпохальный роман или пьеса для драматического театра. Только наличие конфликта способно задать идейную направленность сюжету, выстроить композицию, организовать качественную взаимосвязь противоположных образов.
Умение автора вовремя создать конфликтную ситуацию в повествовании, наделить противоположные образы яркими характерами, способностью защитить свою правду обязательно заинтересует читателей и заставит дочитать произведение до конца. Время от времени его надо доводить до наивысшей точки накала страстей, создавать неразрешимые ситуации, а затем позволять персонажам успешно их преодолевать. Они должны рисковать, выкручиваться, эмоционально и физически страдать, вызывая у читателей целый ворох всевозможных эмоций от нежного умиления до глубокого порицания их поступков.
Каким должен быть конфликт
Истинные мастера художественного слова позволяют своим персонажам иметь и отстаивать свою точку зрения, глубоко увлекать в сети своих чувств и рассуждений читателей с разными моральными ценностями. Только в этом случае армия поклонников произведения будет расти и пополняться любителями художественного слова разного возраста, различных социальных слоев, всевозможных уровней образованности. Если автору удалось с первых страниц захватить внимание читателей и удерживать его на одном сюжетном или идейном противоборстве до финальной точки – хвала и честь его перу! Но подобное случается нечасто, и если конфликты в произведениях литературы не разрастаются, как снежный ком, не вовлекают в их решение новых персонажей, уже со своими трудностями, развить вызванный изначально интерес к себе не смогнут ни повесть, ни роман, ни пьеса даже самого знаменитого автора.
Сюжет должен динамично закручиваться до определенного момента, рождая самые невероятные ситуации: недопонимание, скрытые и явные угрозы, страх, потери – необходима постоянная динамика. Что ее может создать? Только резкий поворот сюжета. Порой он может быть вызван неожиданным обнаружением разоблачающего письма, в ином случае – похищением неопровержимых доказательств чьей-то истины. В одной главе герой может стать свидетелем какого-то преступления или пикантной ситуации, в другой – сам стать виновником чего-то неоднозначного. В третьей у него могут появиться подозрительные покровители, о которых он ничего не знает, но чувствует их присутствие. Потом может оказаться, что это вовсе не покровители, а скрытые враги из близкого к нему окружения, постоянно находящиеся рядом. Пусть порой примеры конфликтов в литературе кажутся банальными, надуманными, но они должны держать читателя в постоянном напряжении.
Влияние конфликта на остроту сюжета
Единоличные страдания и мытарства главного героя художественного произведения могут вызывать интерес и сочувствие лишь до поры до времени, если в конфликт не будут вовлечены и второстепенные персонажи повествования. Противоборство необходимо углублять и расширять, чтобы придать сюжету новизну, яркость и остроту.
Вялотекущие рассуждения, пусть даже о высоких чувствах и святой невинности, смогут вызвать у читателя желание раздраженно перевернуть скучные страницы. Потому что идеология -это, конечно, замечательно, но если она всякому понятна и не рождает кучу вопросов, то и увлечь чью-то фантазию никак не сможет, а нам, когда мы берем в руки книгу, необходимы яркие эмоции. Конфликт в литературе — это провокация.
Дать ее может не столько нагромождение непонятных ситуаций, как ясная и четкая цель героев, которую каждый из них проносит через все произведение, не предавая ее, даже когда писатель бросает своих персонажей в самое пекло страстей. Любая из противоборствующих сторон должна вносить свою лепту в развитие сюжета: одни своими дикими, не поддающимися логике выходками бесить читателя, другие – его успокаивать рассудительностью и оригинальностью действий. Но все вместе должны решать одну задачу – создавать остроту повествованию.
Что еще, кроме книги, может вырвать нас из обыденной жизни и насытить ее впечатлениями? Романтичными отношениями, которых порой так не хватает. Путешествиями по экзотическим странам, чего наяву может позволить себе далеко не каждый. Разоблачениями преступников, скрывающихся под масками законопослушных и достойных уважения гражданин. Читатель ищет в книге то, что беспокоит его, тревожит и интересует больше всего в определенный отрезок времени, но в реальной жизни ни с ним, ни с его знакомыми ничего подобного не случается. Тема конфликта в литературе восполняет эту потребность. Мы узнаем,как все это происходит, что при этом чувствуется. Любую проблему, любую жизненную ситуацию можно найти именно в книгах и всю гамму переживаний перенести на себя.
Виды и типы конфликтов
В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный. Конечно, это далеко не полный список, мы взяли для рассмотрения только основные категории, и у каждого из них свой список знаковых произведений, отражающих один или несколько из перечисленных типов конфликта. Так, шекспировскую поэму «Ромео и Джульетта», не вдаваясь в демагогию, можно отнести к любовному типу. Взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит любовь, в ней показаны ярко, трагично, безнадежно. Характер драматизма это произведение отражает как ни одно другое более в лучших традициях классики. Сюжет «Дубровского» немногим повторяет основную тему «Ромео и Джульетты» и также может служить характерным примером, но о прекрасной повести Пушкина мы вспоминаем все-таки уже после того, как назовем самую знаменитую драму Шекспира.
Необходимо упомянуть и другие типы конфликтов в литературе. Говоря о психологическом, мы вспоминаем байроновский «Дон Жуан». Образ главного героя настолько противоречив и так живо выражает внутреннее противоборство личности, что более типичного представителя упомянутого конфликта представить будет трудно.
Сразу несколько сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин», мастерски созданных характеров являются типовыми и для любовного, и для социально-бытового, и для идейного конфликтов. Столкновение различных идей, претендующих на главенство одной над другими и наоборот, проходят практически через каждое литературное творение, всецело увлекая читателя и в свою сюжетную линию, и в конфликтную.
Сосуществование нескольких конфликтов в художественной литературе
Чтобы более предметно рассмотреть,как применяются конфликты в произведениях литературы, переплетаются виды, разумнее взять для примера произведения крупной формы: «Войну и мир» Л. Толстого, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, драму «Кукольный дом» Г. Ибсена. Каждый читатель может создать свой список из повестей, романов, пьес, в которых легко проследить сосуществование нескольких противоборств. Довольно часто встрнечается, наряду с другими, и конфликт поколений в русской литературе.
Так, в «Бесах» внимательный изыскатель найдет символический, любовный, философский, социально-бытовой и даже психологический конфликт. В литературе это практически все, на чем держится сюжет. «Война и мир» также богаты на противоборство образов и неоднозначность событий. Конфликт здесь заложен даже в самом названии романа. Разбирая характеры его героев, в каждом можно найти донжуановский психологический конфликт. Пьер Безухов презирает Элен, но он пленен ее блеском. Наташа Ростова счастлива любовью к Андрею Болконскому, но идет на поводу грешного влечения к Анатолю Курагину. Социально-бытовой конфликт угадывается в любви Сони к Николаю Ростову и вовлечении в эту любовь всего семейства. И так в каждой главе, в каждом небольшом отрывке. А все это вместе – бессмертное, великое произведение, равных которому нет.
Яркие картины противоборства поколений в романе «Отцы и дети»
Не меньших восхищений, как и «Война и мир», заслуживает роман И. Тургенева «Отцы и дети». Принято считать, что это произведение – отражение идейного конфликта, противоборства поколений. Несомненно, превосходство собственных идей над чужими, которые с равной долей уважения отстаивают все герои повести, служит подтверждением этого утверждения. Даже существующий любовный конфликт между Базаровым и Одинцовой меркнет на фоне непримиримой борьбы все того же Базарова и Павла Петровича. Читатель мучается вместе с ними, понимая и оправдывая одного, порицая и презирая другого за свои убеждения. Но у каждого из этих героев есть как и судьи, так и приверженцы среди поклонников произведения. Конфликт поколений в русской литературе нигде более не выражен так явственно.
Война идей представителей двух разных сословий, описана менее ярко, но от этого еще более трагично – мнение Базарова по отношению к собственному родителю. Это ли не конфликт? Вот только какой – идейный или все же больше социально-бытовой? В том или ином случае он драматичный, мучительный, даже страшный.
Созданный Тургеневым образ главного нигилиста из всех существующих художественных произведений всегда будет самым спорным литературным персонажем, а роман был написан в 1862 году – более полутора века назад. Это ли не доказательство гениальности романа?
Отражение социально-бытового конфликта в литературе
В нескольких словах мы уже упоминали об этом виде конфликта, но он заслуживает более детального рассмотрения. В «Евгении Онегине» Пушкина он раскрыт настолько простыми словами, так явственно встает перед нами с первых строк произведения, что ничто другое не доминирует над ним, даже мучительная любовь Татьяны и безвременная смерть Ленского.
«Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел… Что может быть на свете хуже семьи…», – говорит Евгений, и ему веришь, его понимаешь, пусть даже у читателя и иные взгляды на предмет! Столь непохожие личностные ценности Онегина и Ленского, их мечтания, стремления, образы жизней – кардинально противоположные – отражают не что иное, как именно социально-бытовой конфликт в литературе. Это отражение двух ярких миров: стихи и проза, лед и пламень. Эти две полярные противоположности не могли сосуществовать вместе: апофеоз конфликта – гибель на дуэли Ленского.
Философский и символический виды конфликтов и их место в художественной литературе
Что до философского конфликта, то идеальнее примеров для его изучения, чем произведения Федора Достоевского, с первых минут и не вспомнишь. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и дальше по списку бессмертного наследия Федорова Михайловича – все соткано из тончайших философских нитей рассуждений практически всех без исключения персонажей его произведений. Произведения Достоевского – яркие примеры конфликтов в литературе! Чего стоит развратная (но для героев довольно обыденная) тема прелюбодеяния, проходящая через весь роман «Бесы», и особенно ярко выраженная в запретной долгое время главе «У Федора». То, какими словами эти пристрастия оправдываются и объясняются – не что иное, как внутренний философский конфликт персонажей.
Ярким примером символизма служит произведение М. Метерлинка «Синяя птица». В нем реальность растворяется в воображении и наоборот. Символическое перевоплощение веры, надежды, собственной убежденности в мифическую птицу – сюжет образцово-показательный для этого вида конфликта.
Символичны также ветряные мельницы у Сервантеса, тень отца Гамлета у Шекспира, девять кругов ада у Данте. Современные авторы мало используют символизм в качестве конфликта, но эпические произведения им переполнены.
Виды конфликтов в произведениях Гоголя
Произведения величайшего писателя России и Украины насыщены ярко обозначенным символизмом с его чертями, русалками, домовыми – темными сторонами душ человеческих. Повесть «Тарас Бульба» заметно отличается от большинства творений Николая Васильевича полным отсутствием потусторонних образов – все реально, исторически оправдано и по накалу конфликтов ничем не уступает той части художественного вымысла, который существует в каждом литературном произведении в той или иной степени.
Типичные виды конфликтов в литературе: любовный, социально-бытовой, психологический, конфликт поколений можно легко проследить в «Тарасе Бульбе». В русской литературе образ Андрия настолько выверен как пример, на котором они завязаны, что не надо лишний раз вдаваться в пояснения, в каких именно сценах они прослеживаются. Достаточно перечитать книгу и обратить на некоторые моменты особое внимание. Конфликты в произведениях русской литературы для этого и применяются.
И еще немного о конфликтах
Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения.
Такие виды конфликтов в литературе, как сюжетные – религиозные, семейные, межнациональные – проходят через произведения соответствующей конфликту темы и накладываются на все повествование в целом. Кроме этого, наличие того или иного противоборства может отражать чувственную сторону повести или романа: ненависть, нежность, влюбленность. Для того чтобы подчеркнуть какую-то грань отношений между персонажами, обостряют между ними конфликт. Определение в литературе этого понятия давно имеет четкую форму. Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Конфликт применим в любой прозе: детской, детективной, женской, биографической, документальной. Все виды и типы конфликтов не перечислить, они как эпитеты – многочисленны. Но без них не создается ни одно творение. Сюжет и конфликт в литературе неразлучны.
Предупреждающие знаки о домашнем конфликте – Полицейская служба Реджайны
Предупреждающие знаки будут отличаться от человека к человеку. У некоторых людей будет много предупреждающих знаков, а у других их может и не быть. В следующем списке приведены некоторые примеры предупреждающих знаков, на которые следует обратить внимание.
Для жертв они…- имеют телесные повреждения, такие как ушибы, порезы и растяжения.
- носите одежду, чтобы скрыть травмы (например, носите одежду с длинными рукавами в жаркую погоду, много макияжа или солнцезащитные очки в помещении).
- имеют частые травмы в результате «несчастных случаев».
- найти предлог, чтобы пропустить школу, работу или общественные мероприятия.
- показывают изменения в успеваемости на работе или в учебе, такие как необходимость частых перерывов, плохая концентрация, учащение ошибок и снижение качества работы.
- начинают пить или употреблять наркотики или увеличивают количество выпитого или употребляемого.
- проявляют заметные изменения, такие как: грусть, замкнутость, страх, усталость, скрытность, необоснованный гнев или агрессия, возбуждение или капризность, снижение самооценки, пренебрежение личной гигиеной и изменение аппетита.
- начинают нервничать, когда вокруг них находится обидчик.
- оправдываться, когда обидчик ведет себя неуместно.
- может говорить о ревности, раздражительности или собственничестве обидчика.
- получают частые телефонные звонки от обидчика о том, что он делает.
- имеют ограниченный или контролируемый доступ к телефону, деньгам, кредитным картам или транспортному средству.
- сталкиваются с препятствиями, такими как: проживание в отдаленном районе, незнание английского языка или отсутствие легального проживания в Канаде
- обвиняют жертву во всем, что идет не так.
- считают, что насилие — правильный способ решения проблем.
- придерживаются твердых убеждений о ролях и обязанностях человека в отношениях.
- сделать грубые, унизительные и смущающие комментарии и уложить жертву.
- должен контролировать все финансы и имущество, например, транспортные средства.
- постоянно проверяют жертву и очень ревнивы, что может привести к обвинениям в том, что жертва флиртует или изменяет.
- пьют или злоупотребляют наркотиками и используют это как предлог для неподобающего поведения.
- были жертвами жестокого обращения или свидетелями межличностного насилия.
- попытка изолировать жертву от членов семьи и друзей.
- считают допустимым принуждать к сексу или могут саботировать контроль над рождаемостью.
- заставляют жертву чувствовать, что она ходит по яичной скорлупе из-за своего взрывного темперамента, который может вспыхнуть в любой момент.
- утверждают, что они жертвы
- может иметь историю жестокого обращения с партнерами, членами семьи, детьми или домашними животными.
Ссылки:
Национальная коалиция против домашнего насилия. Признаки агрессивного партнера . http://www.ncadv.org/learn-more/what-is-domestic-violence/abusive-partner-signs.
Агентство общественного здравоохранения Канады. Как распознать, что вы или ваши дети подвергаетесь насилию . 2014 г. http://www.phac-aspc.gc.ca/sfv-avf/info/ha-nfnts-abus-eng.php.
Остановить насилие над женщинами. Предупреждающие признаки жестокого обращения . 2017 г. http://www.domesticviolenceinfo.ca/article/warning-signs-of-abuse-139.asp.
YWCA Регина. Предупреждающие знаки. http://ywcaregina.com/Programs/AbusePrevention/ViolenceAgainstWomen/WhatToDo/Warning.html.
ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ — Коалиция Южной Дакоты, прекращение домашнего и сексуального насилия
Насилие в семье — это любой акт, совершаемый между людьми, которые живут или жили вместе, который причиняет вред или заставляет думать, что намерение причинить физический или психологический вред. Насилие в семье включает в себя побои, толкание, таскание за волосы, обзывание, убийство домашних животных, угрозы, жестокое обращение с детьми, изнасилование, преследование, бросание еды в лицо, а также убийство. В Соединенных Штатах три-четыре женщины в день убиваются интимным партнером.
Насилие в семье — это преступление, причиняющее женщинам больше травм, чем грабежи, изнасилования и автомобильные аварии вместе взятые. Насилие в семье выходит за все социальные, экономические и культурные границы. Половина всех браков в США переживает хотя бы один эпизод насилия. У нас нет очень точных статистических данных о домашнем насилии, потому что собирать информацию сложно. Обычно учитывается только физическое насилие, поскольку оно наиболее заметно, но о нем также занижается информация. Однако считается, что каждые девять секунд в Америке избивают женщину. В это число не входят другие виды домашнего насилия.
Насилие происходит между мужчинами, между женщинами, и женщины также могут проявлять насилие по отношению к мужчинам. Мы также знаем, что это насилие происходит между лесбиянками, бисексуалами и геями. Чаще всего мы имеем в виду это преступление насилия в гетеросексуальных отношениях, где мужчины являются насильниками, а женщины — жертвами. Это тип отношений, который мы чаще всего наблюдаем, когда происходит домашнее насилие.
На национальном уровне в 95 процентах случаев мужчины являются правонарушителями, а женщины — жертвами. Часто возникает непонимание и путаница в отношении того, что человек переживает и что делать с насилием в семье, потому что люди используют этот термин для обозначения разных вещей. Юридически насилие в семье охватывает все акты насилия между людьми, которые живут или жили в одном доме. В него входят дети, братья и сестры, матери, отцы, супруги, старики. Иногда людей не учат различиям между конфликтом, жестоким обращением, актами насилия, насилием в семье и избиением. Наше основное внимание сосредоточено на избиении, форме домашнего насилия, которая включает жестокое обращение и насилие, но является более сложной и связана с полом (быть мужчиной или женщиной). Ниже приведены краткие определения, которые могут помочь прояснить значение этого слова. Понимание различий важно для того, чтобы знать, как лучше реагировать на происходящее.
Конфликт
Когда два человека расходятся во мнениях или когда наши мысли и поведение различаются, возникает конфликт. Конфликт может быть хорошим, а может быть плохим. Хорошо, когда конфликт побуждает нас думать, развиваться или делать что-то по-другому. В здоровых отношениях нет страха, когда случаются конфликты. Для тех, кто вырос в семьях с насилием, где человек стремится «победить», а не разрешать свои разногласия путем разговоров и компромиссов, конфликт может перейти от разногласий к жестокому обращению или насилию. В этом случае может помочь консультация.
Жестокое обращение
Жестокое обращение имеет место, когда поведение или слова одного человека намеренно направлены на причинение вреда другому. Жестокое обращение болезненно, но не обязательно мешает кому-то делать то, что он/она хочет делать. Сочетание оскорбительного поведения может превратить жестокое обращение в насилие. Если определенное поведение мешает кому-то сделать выбор в отношении своего тела или жизни или берет под контроль тело или жизнь другого человека, такое поведение считается оскорбительным. Не делать то, что кто-то хочет от вас, или принимать решения о том, за что вы несете ответственность, без одобрения или согласия другого человека не является оскорбительным поведением. Существуют важные различия между неуважением, ненадлежащим поведением и жестоким обращением. Консультирование и обучение необходимы, если что-то из этого происходит. В случае злоупотреблений это также может быть делом правоохранительных органов и системы уголовного правосудия.
Насилие
Жестокое обращение становится насилием, когда оно вызывает у вас страх за свою жизнь. Насилие затрагивает каждую часть нас — физическую, эмоциональную, духовную и ментальную. Насилие отбирает у нас контроль над нашими жизнями и телами, по крайней мере, на несколько мгновений.