ЛИЧНОСТЬ | это… Что такое ЛИЧНОСТЬ?
— 1) социальная сторона, социальное качество в человеке; 2) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности.Соотношение национальной психики и психики конкретной личности соответствует диалектике тождества и различия общего и единичного. Общее (национальное) и единичное (индивидуальное) в психологическом облике отдельной личности находятся в единстве, однако соотношение их у различных индивидов неодинаково. Чем шире круг общения личности, чем разнообразнее ее связи и отношения с различными сторонами жизни, тем богаче ее собственный мир, тем больше в личности социальных качеств и черт, присущих данной нации.
У каждой нации есть немало представителей, которые наиболее полно воплощают в себе ее особенности. Например, англичанам в целом присущи хладнокровие и выдержка, но и среди них есть пылкие натуры.
* * *
– 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В российской психологии человека как Л. характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с др. индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. Как субъект межличностных отношений Л. обнаруживает себя в трех сферах, образующих единство: 1) Л. как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности Л.
* * *
— сам индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения. Историки психологии многократно подчеркивали, что понятие «личность», имея в рамках психологической науки базово-категориальный статус, трактовалось в теоретических построениях разных научных школ и направлений принципиально по-разному. Так, например, А. В.Петровский, отмечая неоднозначность понимания психологической сущности личности многочисленными ее исследователями и прослеживая историческую траекторию научного продвижения в изучении психологического содержания этого понятия, отмечал: «в «гормической психологии» (В. Мак-Даугалл), в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер) личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической системе «С-Р» («стимул — реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе механики на анализ проявлений личности (К.
Вполне понятно, что объем эмпирических исследований, так или иначе связанных с проблемой личности поистине огромен. При этом, как совершенно справедливо отмечает Г. М. Андреева, «проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук… . В настоящее время интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимаются и этика, и педагогика, и генетика»1. Не случайно в зарубежной психологии широко используется термин персонология, охватывающий не только весь спектр собственно психологических концепций личности, но и представления о ней смежных наук.
В этой связи необходимой, хотя и достаточно трудноразрешимой, задачей является вычленение именно социально-психологической специфики изучения личности. С точки зрения Г. М. Андреевой, «социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т. е., прежде всего, в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой — каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)»2. Для решения этой задачи, по мнению Г. М. Андреевой, необходимо изучить традиционные для социально-психологических исследований проблемы группы, но при этом рассмотреть их именно под «личностным», а не «групповым» углом зрения и при этом отдельно исследовать ряд специфических проблем: социальной установки, социальной идентичности личности и т. п.
В зарубежной социальной психологии, наряду с разработкой трех обозначенных Г. М. Андреевой проблем, большинство собственно социально-психологических исследований личности так или иначе связано с Я-концепцией индивида. Надо сказать, что понятие Я-концепции достаточно широко трактуется различными авторами, однако, если обобщить наиболее распространенные взгляды, ее можно охарактеризовать как совокупность представлений индивида о себе самом, или, иными словами, сумму значимых личностных идентификаций.
С известной степенью условности можно утверждать, что Я-концепция формируется на основе информации, получаемой из двух источников — внутреннего (самовосприятие) и внешнего (социальные контакты).
Термин «самовосприятие» был предложен психологом Д. Бемом для обозначения склонности людей (на основании рефлексии собственных устойчивых предпочтений и поведенческих паттернов) делать обобщающий вывод о тех или иных своих личностных особенностях. Например, если человек периодически бурно реагирует на несогласие с собственной точкой зрения, он может характеризовать себя как вспыльчивого, эмоционального и т. п. При этом, как считал сам Д. Бем, «многие важные стороны собственного “Я” имеют ясные внутренние референты в форме устойчиых убеждений, установок и аффективных предпочтений, поэтому существует вероятность того, что самовосприятие в качестве источника знания о себе применимо в основном к второстепенным, а не к значимым сторонам собственного “Я”»1.
Внешние источники информации, на основе которой формируется индивидуальная Я-концепция достаточно разнообразны, но основными из них являются два: отраженная оценка и обратная связь.
Отраженная оценка предполагает, что люди рассматривают свое социальное окружение как своеобразное «зеркало» и оценивают себя в зависимости от реакции окружающих. При этом существенно важной является референтность для индивида субъекта, воспринимаемого им в качестве «зеркала» (это справедливо и при получении обратной связи). О том, что это действительно так, отчетливо свидетельствуют результаты эксперимента, проведенного группой социальных психологов в одном из университетов США. Одной из двух экспериментальных групп, состоявших из студентов-католиков, показывали фотографию нахмурившегося Папы Римского, в то время как другой — фотографию также нахмурившегося совершенно незнакомого человека. Контрольной группе, состоявшей из студентов, не являвшихся приверженцами католицизма, предъявлялась та же фотография Римского Папы, что и первой экспериментальной группе. Затем «студентов попросили оценить некоторые из присущих им самим личностных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека»2.
Данный эксперимент также наглядно продемонстрировал, насколько отраженная оценка как источник информации о себе самом подвержена атрибутивным, проективным и иным искажениям в субъективном восприятии индивида. Совершенно очевидно, что «хмурость» Папы Римского на фотографии не имела и не могла иметь никакого отношения к испытуемым. Тем не менее реакция тех студентов, для которых Папа являлся референтной фигурой, была таковой, как если бы невербально выраженное неодобрение главы католической церкви адресовывалось им лично.
С этой точки зрения, обратная связь в большинстве случаев является более достоверным источником информации, поскольку предполагает достаточно прямую и адресную реакцию социального окружения на те или иные поступки индивида и его личностные качества. При этом, наряду с непосредственной обратной связью, существуют ее косвенные формы. Так, например, своеобразной обратной связью являются приглашения (или, напротив, неприглашения) к деловому сотрудничеству, совместному проведению досуга и т. п.
Под влиянием внешней и внутренней информации формируется такой важнейший с практической точки зрения элемент Я-концепции, как самооценка. По практически единодушному мнению социальных психологов, специализирующихся в самых разных прикладных сферах — от организационного до семейного консультирования, «люди, обладающие высокой самооценкой, имеют четкое представление о том, какими личностными качествами они обладают, думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, используют обратную связь для повышения самооценки и успешно справляются с трудными ситуациями. С другой стороны, люди с низкой самооценкой обладают менее ясными Я-концепциями, думают о себе плохо, часто останавливают свой выбор на нереальных целях или вообще избегают каких-либо целей, склонны к пессимистичному отношению к будущему, им также свойственны более неблагоприятные эмоциональные реакции на критику или иные виды негативной обратной связи и они более обеспокоены собственным социальным влиянием на других людей»1.
Широко известным подтверждением справедливости последнего утверждения является тот факт, что имеющиеся практически в каждой школе по-настоящему проблемные ученики, реально склонные к деструктивному и асоциальному поведению, как правило, крайне невысоко оценивают свои не только интеллектуальные, но и морально-нравственные качества. Не случайно один из наиболее известных в мире специалистов в области психотерапии детей и подростков — В. Сатир — рассматривала повышение самооценки как одно из основных средств модификации проблемного поведения.
Однако значение самооценки велико не только применительно к детским и детско-родительским отношениям, но и к гораздо более широкому социально-психологическому контексту. В этой связи совершенно закономерным выглядит тот факт, что большое количество исследований в зарубежной социальной психологии было направлено на изучение механизма поддержания самооценки в процессе межличностного взаимодействия. Одна из наиболее интересных концепций, описывающих такого рода механизмы, была разработана Э. Тессером. Он пытался понять, каким образом достижения значимых других влияют на самооценку индивида (стоит добавить, что отношения межличностной значимости рассматриваются в рамках данной концепции преимущественно, но не исключительно, с точки зрения аттракционных предпочтений). Э. Тессер пришел к выводу, что реакция на успех значимого другого зависит не только от степени его аттракционной привлекательности и референтности, но и от того, насколько сфера деятельности, в которой этот успех достигнут, соответствует самоопределению индивида. В зависимости от сочетания этих двух факторов будет иметь место или эффект сравнения, или эффект отражения. Разница между ними в концепции Э. Тессера сформулирована следующим образом: «Эффект сравнения. Когда другой человек превосходит нас в деятельности или определенном типе поведения релевантных нашему самоопределению, то чем больше его успех и чем ближе наши отношения, тем более велика угроза нашей самооценке. Мы чувствуем ревность, фрустрацию и даже гнев. Эффект отражения. Когда другой человек привосходит нас в деятельности или поведении нерелевантных нашему самоопределению, то чем больше его успех и чем ближе наши отношения, тем благоприятнее это отражается на нашей самооценке. Процесс отражения заставляет нас чувствовать себя позитивно и испытывать гордость за успех другого человека»1.
Концепция Э. Тессера получила подтверждение в целом ряде исследований. Повседневный жизненный опыт также свидетельствует о ее справедливости. Покупка нового автомобиля соседом, с которым поддерживаются добрые отношения, гораздо чаще вызывает у людей зависть и фрустрацию (при том обязательном условии, что они также автомобилисты), чем аналогичное приобретение незнакомого человека, проживающего на другой улице.
В целом основные положения Я-концепции, хотя и далеко не исчерпывают предметное содержание социальной психологии личности, позволяют практическому социальному психологу существенно упростить процедурную сторону оценки личностных особенностей тех или иных членов конкретного сообщества и дают ему интерпретационные «ключи», позволяющие сделать достоверные выводы на основе информации, полученной в процессе включенного и внешнего наблюдения, интервью и других относительно простых и экономичных методов исследования личности.
Это тем более важно в силу того, что практический социальный психолог, работающий с группами и организациями, решая практикоориентированные и прикладные проблемы управления, должен опираться на психологически выверенные теоретические наработки, в том числе и в сфере социальной психологии личности, без чего ему будет попросту невозможно решать даже самые «проходные», сиюминутные задачи профессионально адекватного сопровождения групповой жизнедеятельности.
* * *
Обобщенные особенности индивидуальных социально-психологических характеристик человека, его мировоззрения, психологических и поведенческих особенностей, сочетающие в себе как врожденные свойства, так и результаты воспитания и обучения.
* * *
человек, обладающий устойчивой Системой социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида.
* * *
система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. Л. выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества.
* * *
человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств. Тема Л. является одной из центральных в современной психологии, она также исследуется в философии, социологии, политологии и др. науках. Л. человека формируется на основе природных свойств (пол, темперамент и т. д.), в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа, сверстники) и деятельности (игровой, трудовой, познавательной, управленческой). Основной движущей силой поведения и развития Л. являются мотивы и потребности человека; индивидуальное своеобразие поведения определяется ее характером. Важнейшим регулятором деятельности зрелой Л. является самосознание. В качестве необходимых факторов социальных достижений Л. выступают способности, знания, навыки и умения. Индивидуальная структура Л., ее особенности в большей степени определяют поведение человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Человека как Л. характеризует система его отношений к людям (общительность— замкнутость, чуткость—грубость), к труду, (трудолюбие— лень, добросовестность—халатность), к вещам (бережливость—расточительность, хороший вкус—безвкусица), к природе (стремление к охране—хищническое отношение, стремление к слиянию—отчуждение), к себе (высокая— низкая самооценка, самокритичность—самооправдание). Л. человека наиболее ярко проявляется в его индивидуальности.
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности.
Человек как биосоциальная система. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).
Процесс формирования личности.
Социальная среда, активность и социализация личности.
Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.
Человек как биосоциальная система. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).
Личность как устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми. Проблема личности у И. С. Кона. Структура личности З. Фрейда. Социальные качества личности как совокупность социально-психологических свойств и черт индивида: самооценка, активность, интересы, направленность, убеждения, ценностная ориентация, идентичность.
Понятие «индивид», характеризует отдельного человека. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель социальных, психологических, биологических качеств (разума, воли, потребностей, интересов и т.д.). Близко к понятию индивид – понятие индивидуальность. Оно может быть отнесено к человеку, личности, животным, растениям, вещам. Человек, личность, животное и т.д. всегда имеют свою индивидуальность. Индивидуальность характеризует индивидуальные особенности (рост, вес, кровь, бороду). Понятие «личность» определяет не природную, а надприродную сущность человека. Личностью не рождаются, ею становятся в общении с себе подобными. Выросших в волчьей стае или иной животной среде называют «феральными людьми». Они – продукт социальной изоляции. Оказавшись среди людей, несмотря на генетическую расположенность человеческого рода к обучению, феральные люди не в состоянии овладеть человеческой речью, у них фактически отсутствует абстрактное мышление, им недоступны обычные школьные знания. Усвоение некоторых элементарных бытовых навыков и до 300 обиходных, не связанных в предложения слов, является максимум возможного для них. История «Маугли» Киплинга – увлекательная сказка. Личность – это конкретно данный человек в совокупности индивидуальных и социально значимых черт и свойств. Это индивид, прошедший большой путь формирования в себе необходимых ему лично и обществу свойств, качеств и особенностей, усвоивший материальные и духовные продукты человеческой культуры. Личность постоянно взаимодействует с людьми, своим трудом и взаимодействием с другими личностями обогащает общество. Соотношение в человеке понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» можно передать формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Человек наделен рядом способностей, которые нельзя отнести только одному дару природы или «божьему дару». Его способности, это продукт длительного исторического развития. От рождения будучи включенным в процесс воспитания, обучения, различного рода деятельность, человек является носителем общественной жизни, источником развития в рамках того социального слоя, класса, коллектива к которому он принадлежит. Следовательно, человек является не только продуктом общества, но и его творцом /35/.
Понятие «человек» употребляется для характеристики общих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает, что в природе есть в наличии особая общность как ( homosapiens ), человеческий род,который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Человечество существует как специфическая материальная реальность. Но самостоятельно как таковое человечество не существует, т.к. действуют и живут конкретные люди. Существование отдельных представителей общества можно выразить понятием «индивид». Есть несколько определений понятия «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».
Индивид — это единичный человек как биосоциальное существо ,особь. Индивидуальность — это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.
Итак, понятие «индивид» означает всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, общества или группы. Близко к нему слово «индивидуальность». Оно отражает то особенное, специфическое, своеобразное, что отличает данного конкретного человека от других людей. Человек индивидуален в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Речь идет не о внешних признаках («высокий или низкий»), а о социально-значимых качествах .
Понятие «личность» отражает только социальную природу человека. Это понятие используется для обозначения социально значимых качеств, которые выработало в себе человечество за всю свою историю.
Личность — это исторически конкретный человек в единстве его социальных и психологических качеств, которые формируются и реализуются в социальной деятельности в конкретных общественных отношениях. Обычно понятие «личность» определяет меру развития человека. Отсюда, видимо, и выражение «человеком рождаются, а личностью становятся».
Среди ученого мира существует полный разброс мнений. Одни считают личностью гениального, достигшего высочайшего уровня развития, которому присущи качества нравственного порядка (трудолюбие, ответственность, патриотизм т.д. ). Но этот подход отдает какой-то идеальностью. Человек может быть одновременно добрым, но и вором, трудолюбивым и завистливым. При таком подходе можно прийти к выводу, что общество состоит из очень узкого круга людей, которые могут считаться личностью. Какими бы нравственными качествами не обладал человек, мир каждого неповторим и уникален. Каждый человек, обладающий сознанием и способностью к самостоятельным действиям, является личностью.
Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Степень развития личности бывает разная, одни герои, другие трусы, одни честные, другие лжецы и т.д.
Остановимся на составных элементах социальной личности. С одной стороны, процесс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, а с другой психологические и социологические исследования механизмов поступков индивидов и поведения групп позволяют вполне оценить сложность проблемы личности. Поэтому вполне справедливо привести еще одно определение личности: «… личность человека является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социогенных элементов» /68/.
В предыдущих темах, говоря о биологической основе общественной жизни, мы подчеркивали, что единство анатомических и физиологических свойств организма составляет часть поведения человека. Эти биогенные элементы личности складываются из врожденных рефлексов, врожденных анатомических черт, физиологических процессов и т.д. Некоторые социологи старались доказать, что эти биогенные элементы, составляющие однородную и постоянную основу поведения во всех обществах и культурах, не влияют на различные поведения людей. Но с точки зрения общей теории поведения индивида и поведения общности биологические и биопсихические движущие элементы личности настолько важны, что ни один социолог не должен игнорировать их. Ведь в основе поведения любого индивида лежат определенные биологические потребности, определенные импульсы, вызывающие определенное поведение для их удовлетворения.
Биологические основы и факторы личности охватывают нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, побуждения (голод, жажду, половой импульс, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма). И хотя спорным является вопрос, насколько эти факторы определяют поведение индивида, изучение их представляется необходимым. Важны также психологические элементы личности — память, характер, воля, наблюдательность, интеллект и т.д.
Нам известно, что проблемой личности занимаются ряд гуманитарных дисциплин,в том числе психология. Психологические теории также разнообразны, как и социологические, но мы выделим несколько наиболее важных направлений.
Основателем теории психоанализа является Зигмунд Фрейд. Он и его последователи создали своеобразную теорию личности. В структуре личности Фрейд выделил три основных компонента: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
Ид представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, принцип удовольствия. З.Фрейд выделяет в человеке две потребности: либидозную и агрессивную — именно они и есть источники духовной деятельности личности. Так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область «бессознательного».
Я (Эго) выступает как бы посредником, промежуточным звеном в структуре личности. Оно и воспринимает бессознательные инстинкты в приемлемой для конкретной, реальной ситуации форме. По сути смысл Эго в окультуривании бессознательных инстинктов личности.
Супер-Эго (Сверх-Я) — это совокупность моральных устоев общества. Данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего цензора. Эго постоянно раздирается конфликтами между инстинктами, которые постоянно прорываются из Ид, запретами, требованиями, благодаря которым Супер-Эго контролирует Эго. Систематически прибегая к защитным механизмам (вытеснению, сублемации), Эго тем самым контролирует Ид.
З. Фрейд рассматривает организм как сложную энергетическую систему, управляемую законом сохранения энергии. Если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-Эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, различных форм, в которых они прорываются, в том числе, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства) является, по З. Фрейду, символизацией вытесненных в «подполье» бессознательных потребностей. Другой формой являются социальные чувства — несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы — альтруистская любовь, дружба, которые по З. Фрейду, представляют собой превращенные формы сексуального.
Идеи З. Фрейда уже давно подвергаются серьезной критике, но, несмотря на многие упущения, все же многие десятилетия привлекают внимание. В основу человеческой жизни, в том числе и мотивация деятельности, простые и сложные формы социального взаимодействия он усматривает в инстиктах, бессознательных влечениях. Человек — это окультуренное, благодаря Супер-Эго и обуздываемой деятельности Эго, животное. Причем З. Фрейд, который практиковал как психотерапевт, решающее значение придал либидо-сексуальному инстинкту, подавление которого в действительности становится одной из важнейших причин психических заболеваний. Выдвинутая модель личности З. Фрейда содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Сделана попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта. Личность, которую набросал Фрейд при всей ее биологизаторско-либидозной однобокости, «дышит», живет, содержит намек на возможности проявлений неповторимости, индивидуальности и вместе с тем обнаруживает свою социальную принадлежность, социальную контролируемость (Супер-Эго) .
Представителями второй тенденции являются Ч. Кули и Дж. Холмс. Эта теория получила известность как теория зеркального «Я». Для нее характерен пристальный интерес к социальной обусловленности «Я». Другие люди — Он, Они — это те зеркала, в которых формируется мой собственный образ «Я». Следовательно, представления о личности, о себе, то есть «Я» есть не что иное, как синтез тех впечатлений, которые, как кажется личности, она производит на окружающих, «значимых других».
В различных интерпретациях, вариатнах сторонники зеркального «Я» подчеркивают , что мое представление о себе есть не что иное,как совокупность, целостность оценок моей деятельности другими.Авторы данной концепции лично обращали внимание на то, как мы интерпретируем мысли и чувства других, как мы воспринимаем друг друга в ходе элементарных взаимодействий. Последний аспект достаточно важен и для понимания многих проблем, возникающих в ходе практического восприятия человеком человека.
Следующая теория личности — теория психологии, опирающаяся на учение Павлова о двух сигнальных системах и на теорию исторического материализма К. Маркса. В этой теории также присутствует синтез био-психосоциогенных элементов, но упор в основном делается на материалистическую и историческую концепцию человека.
Подводя итог первого вопроса можно назвать признаки человека как личности. Во-первых, это наличие самосознания,то есть способности формулировать свое «Я» и делать его предметом своего собственного познания. Человек становится личностью, когда выделяя себя из себе подобных, осознает свою самотождественность с другими, но в то же время свою неповторимость. Ребенок, становящийся личностью, требует соответствующего к нему отношения. Во-вторых, личность занимает определенное положение в системе общественных, прежде всего производственных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В-третьих, в соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.
Социальный кодекс Голландии | Интересы, ценности и карьера помощников
Помощники — один из шести типов карьеры в системе, разработанной психологом доктором Джоном Холландом. Теория выбора профессии Холланда использует ваши интересы, чтобы классифицировать вас как один из шести типов. Каждый тип имеет свои собственные ценности, мотивы и предпочтительные области карьеры.
Человек классифицируется как Помощник , когда он или она в основном заинтересованы в работе, которая помогает или служит другим людям (то, что Холланд назвал Социальным интересом). Помощники, как правило, сострадательные, заботливые люди, которым нравится видеть влияние своей работы на жизнь других.
Помощники часто выбирают карьеру в сфере здравоохранения, социальных услуг, консультирования, управления персоналом и ухода за собой.
Основные задачи помощников
- Консультирование
- Помощь
- Авизование
- Обучение
- Предоставление услуг
Ключевые ценности для помощников
- Сотрудничество
- Сервис
- Альтруизм
- Соединение
- Эмпатия
Черты характера помощников
- Сострадательный
- Пациент
- Полезно
- Дружелюбный
- Щедрый
Как узнать, являюсь ли я помощником?
Если вы Помощник, вам, вероятно, понравится работать в тесном контакте с другими людьми, чтобы вы могли оказывать положительное влияние на их жизнь. Вероятно, вам нравится преподавать, консультировать и заботиться о других людях. Для вас очень важен выбор работы, которая позволяет вам жить в соответствии со своими личными ценностями.
Большинство помощников не любят работать в одиночку. Они придают большое значение своим отношениям и хотят работать в сотрудничестве и гармонии с другими.
Если вы не уверены, являетесь ли вы Помощником, вы можете пройти тест на профессию, чтобы оценить свои интересы. Карьерный личностный профайл проверит уровень вашего интереса во всех шести областях карьеры Кодекса Голландии и подберет вам подходящие профессии для вашего профиля личности.
Пример карьеры для помощников
- Медсестра-анестезиолог, медсестра-акушерка или практикующая медсестра
- Помощник врача
- Физиотерапевт
- Трудотерапевт
- Радиотерапевт
- Генетический консультант
- Логопед
- Профессор или преподаватель колледжа
- Стоматолог-гигиенист
- Директор по чрезвычайным ситуациям
- Зарегистрированная медсестра
- Хиропрактик
- Ортопед или протезист
- Учебный координатор
- Арбитр, посредник или посредник
- Респираторный терапевт
Как найти подходящую профессию помощника?
Самые популярные профессии были классифицированы в соответствии с сферой их интересов, поэтому, как только вы узнаете, что вы Помощник, вы можете сопоставить себя с карьерой Помощника.
Если вы проведете качественную перечень карьерных интересов, карьера будет предложена вам на основе профиля ваших личных интересов. Или вы также можете выполнить поиск профессий, которые соответствуют области интересов помощи.
Помните, что не все профессии помощника вам подходят. Большинство профессий сочетают в себе одну, две или даже три области интересов, поэтому важно, чтобы ваши интересы соответствовали всем аспектам работы. Вам нужно будет иметь представление об уровне ваших интересов во всех 6 областях интересов, чтобы сделать лучший выбор.
Дополнительные области интересов для изучения
Всего есть 6 областей интересов, некоторые из которых вам понравятся, а некоторые нет. Если вы еще не читали о других пяти областях интересов, вы захотите сделать это сейчас, чтобы получить полное представление о своем профиле интересов. Или вы можете пройти тест Career Personality Profiler, чтобы измерить свои интересы во всех 6 областях.
- Корпус
- Мышление
- Создание
- Убеждение
- Организация
- ‹ Художественный кодекс Голландии: Карьера для творцов
- Кодекс предприимчивой Голландии: Карьера для убежденных ›
Как личность влияет на поведение на работе и успех в карьере
Понимание своей личности может помочь сотруднику изменить поведение на работе, использовать сильные стороны, улучшить слабые стороны, более эффективно взаимодействовать с коллегами и в конечном итоге привести к успеху в карьере.
Согласно исследованию, проведенному доктором Блейном Лэндисом, доцентом Школы менеджмента UCL, личность играет важную роль в карьерном успехе.
«Личность важна по многим причинам. Одна из причин связана с соответствием — насколько хорошо личность человека подходит для работы, команды и организации в целом. Плохая подгонка — основная причина конфликтов и текучести кадров», — сказал Лэндис. «Личность будет влиять на то, будут ли людей нанимать, продвигать по службе, увольнять, будут ли они помогать другим, восприниматься ли они как лидеры и так далее».
Понимание различных личностных качеств может помочь работникам расти, а менеджеры более эффективно взаимодействовать со своими подчиненными.
Psychology Today определяет личность как «характерные модели мышления, чувств и поведения человека. Оно возникает из сочетания врожденных предрасположенностей и наклонностей, а также факторов окружающей среды и опыта».
Концепция охватывает то, как кто-то ведет себя с течением времени, а не в течение одного случая. Как правило, основные черты личности человека не меняются радикально во взрослом возрасте.
«Иногда людей увольняют из-за того, что они принимают плохое решение, но часто именно то, как вы постоянно ведете себя во многих ситуациях, то есть ваша личность, определяет многие результаты, с которыми мы все сталкиваемся в жизни», — сказал Лэндис.
Существуют различные способы измерения личности, и популярные оценки личности, используемые на рабочем месте, включают индикатор типа Майерс-Бриггс, профиль калипера и опросник Большой пятерки. Исследование Лэндиса опирается на большую пятерку личностных качеств.
Черты личности «большой пятерки»
1
ПРИЯТЕЛЬНОСТЬ: сострадание, уважение, доверие и тенденция идти вместе с другими.
2
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: организованность, продуктивность, ответственность и склонность к осторожности, трудолюбию и следованию правилам.
3
ЭКСТРАВЕРСИЯ: общительность и напористость
4
НЕЙРОТИЗМ: склонность к чувствительности, негативным эмоциям, тревоге и депрессии
5
OPENNESS TO EXPIERENCE: curiosity, creativity and appreciation for new ideas, values, feelings and behaviours
Sources:
“Big Five Personality Traits,” Psychology Toda y
“ Черты характера», Проект Noba
Некоторые модели личности могут быть проблематичными, если они приводят к таким проблемам, как плохая посещаемость, опоздания или невнимание к деталям, сказал Лэндис. Однако руководителям важно помнить, что все черты личности несут как положительные, так и отрицательные последствия.
«Может показаться, что некоторые черты непродуктивны в любой работе, но у каждой черты есть и светлая, и темная сторона, — сказал Лэндис. «Низкая добросовестность, например, полезна в профессиях, требующих гибкости и готовности импровизировать, а не следовать правилам (например, джазовые музыканты). Тот же сотрудник, которому не хватает внимания к деталям, может отлично импровизировать и предлагать новые и оригинальные решения».
Как личность влияет на производительность труда и успех в карьере ?По словам психолога доктора Роберта Хогана, основателя и президента Hogan Assessments, хорошо проверенные оценки личности могут предсказать эффективность работы человека. Исследование Лэндиса также поддерживает это мнение.
По словам Лэндис, личность не только напрямую влияет на рейтинги эффективности сотрудников, но и формирует позиции сотрудников в социальных сетях на работе. Эти должности также помогают прогнозировать эффективность работы.
«Особенно важно зарекомендовать себя как человека, к которому люди обращаются за советом — это то положение, которого вы хотите достичь для максимального успеха», — сказал Лэндис.
Поскольку сотрудники стремятся использовать то, что они знают о своей личности, для роста в своей карьере, наиболее важными чертами «большой пятерки», на которых следует сосредоточиться, являются добросовестность и невротизм. По словам Лэндиса, добросовестные, эмоционально стабильные люди, как правило, добиваются большего успеха на работе.
«Некоторые люди сталкиваются с более серьезными проблемами, чем другие, но люди могут проявлять замечательную способность изменять определенное поведение, особенно если им дано представление о том, как воспринимаются их личностные модели», — сказал он.
Его исследование также показывает, что способность адаптироваться и приспосабливаться к тому, как человек взаимодействует с другими, чтобы соответствовать определенным ситуациям — концепция, известная как «самоконтроль», — также способствует успеху на рабочем месте. Согласно исследованию Лэндиса об интеграции личности и социальных сетей (PDF, 280 КБ), к людям с высоким уровнем самоконтроля чаще обращаются за дружбой, информацией и советами, и они с большей вероятностью помогают преодолеть разрыв между разрозненными друзьями. С другой стороны, тем, кто негибок («низкий самоконтроль»), может быть сложно соответствовать различным стандартам, которых люди ожидают в различных социальных сценариях.
«Не всем может понравиться тот единственный стиль, который вы демонстрируете в каждой ситуации», — сказал Лэндис. «Возможно, вам придется представить себя в несколько ином свете, привлечь других немного по-другому, если это не является вашей естественной склонностью».
Прохождение оценки личности может предоставить основную информацию, которая поможет сотрудникам лучше понять свои собственные склонности и личности своих коллег или руководителей.
«Одно понимание — это просто понять, как тебя видят другие люди», — сказал Лэндис. «Области, на которых вы хотите сосредоточиться, — это когда существует несоответствие между тем, как вы видите себя, и тем, как вас видят другие люди».
Некоторые сотрудники могут недооценивать свои отрицательные качества, в то время как другие могут недооценивать свои положительные качества.
«Эти заблуждения очень важны для вашей репутации на работе. Если вы считаете себя напористым, а другие считают вас властным, это может увековечить модель поведения, которая подрывает доверие к вам», — сказал Лэндис. «Точно так же, если вы считаете себя неуверенным в себе человеком, в то время как другие считают вас тихим и скромным, это несоответствие также важно знать.
Выявление областей, требующих улучшения, может помочь сотрудникам начать вносить небольшие изменения для повышения эффективности своей работы.
«Могут ли люди измениться?» — сказал Лэндис. «Да, конечно, могут. Первый шаг к изменению — научиться новому поведению, которое со временем станет частью того, кто мы есть».
Советы по лучшему пониманию своей личности
Лэндис давал советы сотрудникам, чтобы лучше понять их личность и стремиться к совершенствованию в областях, в которых их личность и должностные обязанности не совпадают.
ПРОЙДИТЕ ОЦЕНКУ ЛИЧНОСТИ.
Для начала важно иметь базовое представление о своей личности для работодателей и сотрудников. Лэндис предлагает тест Big Five Inventory-2.
ПОПРОСИТЕ ЧЕСТНЫХ ОТЗЫВОВ ДРУЗЕЙ ПО РАБОТЕ.
Близкие коллеги могут дать честное представление о том, как человек воспринимается другими.
ЗАПИШИТЕ СЕБЯ.
Самонаблюдение во время совещаний и презентаций (когда это уместно и законно) может помочь сотрудникам найти белые пятна при взаимодействии в различных условиях.
Как только сотрудники лучше поймут, как их личность влияет на их рабочие привычки и отношения, они смогут использовать эти знания для обсуждения того, как они предпочитают, чтобы ими управляли.
«Все с пониманием относятся к тому факту, что у всех нас есть свой предпочтительный способ делать что-то, что проявляется в нашей личности», — сказал Лэндис. «Во многом так же, как если бы я сказал вам, что я правша и поэтому мне нравится так бросать в баскетбол, все понимают, что если вы экстраверт, то вам захочется поговорить много и участвуйте в социальных ситуациях».
Личность не является оправданием плохой работы, но менеджеры могут использовать то, что они знают о личности непосредственного подчиненного, для создания возможностей для роста и получения большего от сотрудника.
Сотрудники и менеджеры могут использовать то, что они знают о своих личностях, для обсуждения возможностей изменения характера задач работника, предоставления возможностей для сплочения команды и размещения сотрудников на оптимальных должностях, которые позволяют им процветать.
«Эти разговоры могут дать вам понимание, чтобы вы могли предвидеть, где они могут захотеть внести изменения, чтобы все были успешными», — сказал Лэндис.
В интересах менеджеров включать в свои команды самых разных личностей. А понимание нюансов разных личностей может помочь менеджерам выявить лучшее в своих сотрудниках.
Советы по работе с разными типами личности
Организация Chartered Management Institute и Growth Business предложила менеджерам следующие рекомендации, чтобы максимально эффективно использовать сотрудников с разными характерами.
БУДЬТЕ СОЗНАТЕЛЬНЫМИ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ.
При найме старайтесь нанимать людей с разными типами личности, а не сотрудников, которые подходят под одну гребенку.
Например: Сотрудники разного возраста, расы, пола и происхождения могут предложить более разнообразные точки зрения, которые помогут вашему бизнесу расти.
ЗНАКОМЬТЕСЬ С СОТРУДНИКАМИ.
Спросите подчиненных об их стилях обучения и общения. Чем больше вы знаете об их характерах, тем лучше.
Например: некоторые типы личности лучше всего учатся на практическом опыте, в то время как другие хорошо учатся на памяти.
ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЬ.
Поймите свою личность и типы личности, которые вам больше всего нравятся.
Например: Выявление собственных предубеждений может помочь вам избежать найма только людей, которые разделяют ваш тип личности.
ВКЛЮЧИТЕ ЛИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВАШЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Привлеките своих сотрудников к определению индивидуального состава команды.
Например: Мероприятия по формированию команды могут включать прохождение личностных тестов и обсуждение того, что результаты означают для взаимодействия между сотрудниками.
УЗНАЙТЕ, КАК РАЗНЫЕ ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ.
Понимать, как сотрудники используют и интерпретируют различные стили обмена сообщениями, и адаптироваться для более эффективного общения с ними.
Например: некоторые сотрудники могут предпочесть общение лицом к лицу, в то время как другие более четко общаются в письменных сообщениях.
СОЗДАЙТЕ РАБОЧУЮ СРЕДУ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИВАТЬСЯ РАЗНЫМ ЛИЦАМ.
Физические пространства могут влиять на работу сотрудников.
Например: предлагайте различные рабочие пространства, такие как открытые кресла, отдельные комнаты и пространства для команд, когда это безопасно и уместно.