Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Почему мы боимся темноты: Почему люди боятся темноты

Почему мы боимся темноты? — Медицинский центр «Панацея». Сосновый Бор.

В детстве почти все мы боялись темноты: казалось, что в тиши темной комнаты спрятались чудовища, которые готовы на нас напасть… Однако порой никтофобия – страх перед темнотой преследует и взрослых людей. О причинах этого и о том, как можно избавиться от проблемы, рассказала психолог Маргарита Барсукова.

«Как правило, боязнь темноты родом из детства, — говорит психолог. — Ребенка оставляют одного в темной комнате, он не может разглядеть как следует предметы окружающей обстановки, и ему начинают мерещиться всякие ужасы. К тому же, дети очень впечатлительны: прочитав в сказках про различных монстров, они невольно начинают верить, что эти монстры существуют в действительности. А значит, вполне могут оказаться рядом…

Иногда и сами взрослые подбавляют масла в огонь, пугая ребенка, что, если он не будет слушаться, не уснет вовремя и т. д., то его придет и заберет «чужой дядя». И вот ваше чадо уже дрожит в ожидании, когда за ним придет кто-то страшный…»

С возрастом эти страхи чаще всего проходят, утверждает Маргарита Барсукова. Но иногда они преследуют человека всю жизнь. И, оставшись в темноте, он может чувствовать себя некомфортно. Порой причиной вновь появившегося страха темноты является пережитый стресс, психологическая травма, или страх перед какими-то реальными ситуациями.

«Некоторые уже взрослые люди так боятся темноты, что практически не могут спать без света, — рассказывает специалист. — При этом сон не является достаточно глубоким, что, конечно же, отрицательно влияет на нервную систему и на здоровье в целом. Кроме того, взрослый человек обычно скрывает свои страхи от окружающих, ему стыдно признаться, что он опасается темноты. И тогда возникают абсурдные, даже драматические ситуации.

Так, одна женщина жаловалась на то, что ее мать спит с ней в одной комнате, хотя квартира двухкомнатная… Из-за этого дочь никак не могла устроить свою личную жизнь.

Оказалось, что мать панически боится темноты. Выяснилось, что, когда она была маленькой девочкой, старший брат пугал ее, прячась в темной комнате. Девочка выросла, а страх остался сидеть глубоко в подсознании…»

Что же делать в такой ситуации? Вот какие рекомендации дает Маргарита Барсукова.

  1. Вспомните, когда впервые испытали страх перед темнотой (скорее всего, в детстве). Попытайтесь заново пережить тогдашние ощущения, осознать, почему они возникли. И обязательно «придумайте» счастливый финал: например, в комнату вошел кто-то из взрослых, зажег свет, и никаких монстров не оказалось!
  2. Если в очертаниях окружающих предметов вам постоянно чудятся враждебные сущности, перед тем как лечь спать, внимательно осмотрите все углы в помещении, загляните в шкафы.
  3. Убедитесь собственными глазами, что там нет ничего угрожающего. Если вы привыкли спать с включенным светом, постарайтесь делать его менее интенсивным. Чем более тусклым будет освещение, тем легче вы привыкнете к темноте.
  4. Попробуйте избавиться от чувства одиночества, которое охватывает вас в темной комнате. Можно оставлять включенным телевизор, музыку, прослушивать на ночь аудиокнигу. Наконец, заведите домашнее животное, и укладывайте его спать в своей комнате, и вы почувствуете себя менее одиноким.
  1. Если никтофобия вызвана какой-то стрессовой ситуацией, попытайтесь внести в свою жизнь какие-то изменения. Найдите новую работу, отправьтесь в путешествие, займитесь спортом или каким-то хобби, влюбитесь, наконец! Одиноким людям, возможно, следует попробовать подыскать себе партнера.
  2. Старайтесь не получать на ночь негативных эмоций! Не смотрите перед сном передачи и фильмы про насилие, не читайте «ужастиков» или чересчур кровавых детективов. Если вы чересчур впечатлительны, это может привести к бессонной ночи.
  3. По мнению медиков, страх темноты может развиваться из-за недостатка в организме химических веществ, способствующих эмоциональной стабильности.

    Чаще совершайте прогулки на свежем воздухе, следите, чтобы ваше питание было сбалансированным, а самое главное — ложитесь спать вовремя, лучше до полуночи.

  4. Если, несмотря на все принятые меры, никтофобия не проходит, есть смысл обратиться к невропатологу или психотерапевту.

Возможно, ваши страхи слишком глубоки. Не исключено, что вас направят на сеанс гипноза, чтобы выяснить причину панического состояния, или назначат курс медикаментозного лечения.

почему мы боимся темноты — Нож

Истории, приведенные в этой книге, взяты с портала «Мракопедия» (https://mrakopedia.net) — открытого онлайн-сборника темного фольклора, городских легенд и просто страшных историй, который подвижническим трудом собирает группа крипи-энтузиастов.

Страх темноты кажется базовым страхом, ведь здесь и ужас перед неизвестностью и скрывающейся невидимой опасностью, а еще, кроме того, в невидимое пространство можно подставить какое угодно пугающее существо иди ситуацию. То есть сочетание всех сразу видов страха в один мегастрах.

Если посмотреть на популярную культуру, мы увидим, что все, что должно хотя бы минимально пугать, исполнено в мрачных темных тонах, тонет во мгле. Было, кажется, только два фильма ужасов, которые не эксплуатировали тему темноты, — это Funny Games Михаэля Ханеке и Midsommar Ари Астера.

Когда речь заходит о типических детских страхах, боязнь темноты называют наиболее распространенным. Однако это не совсем подтверждается исследованиями. Согласно опросу детей, страх темноты действительно входит в список самых распространенных, но уступает таким страхам, как боязнь новой среды, разлуки с родителями, диких животных или даже пожара. Удивительно то, что если спросить у взрослых, чего они боялись в детстве, темноту они назовут самой первой.

Как будто бы мрак затмевает любые другие страхи, поглощает их. Однако возможно, что дети просто смешивают ощущения опасения, страха и боязни, испытывая страх там, где взрослый чувствует необходимость быть осторожным.

Тем не менее темнота и ночь ассоциируются не только с кошмарами и опасностями, но и с некоторым экзистенциальным ужасом.

«Ночь всегда была под подозрением, — пишет Жан Делюмо в книге „Ужасы на западе“, — это время для преступников, пьяниц и любовников, — всех, кто не хочет быть замеченным. Ночь опасна не только тем, что может скрыть что-то, но и тем, что темнота обнажает самые скрытые страхи, не оставляет шанса спрятаться от них».

Именно это ощущение выразил Тютчев в стихотворении «День и ночь»:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Полагаю, что ад и царство мертвых многие культуры располагали под землей из-за того, что там точно нет дневного света («Ад действительно внизу», — говорит лирический герой прозаической поэмы «Лето в аду» Артюра Рембо после того, как начинает слепнуть от действия яда).

Темнота — это депривация. Разум не приспособлен к ней, он достраивает лишние и пугающие сущности, лишь бы не оставаться в пустоте.

Пятый

Один товарищ рассказывал другому о случае, который произошел с ним и его спутниками в лесу.

Четыре человека (не то охотников-любителей, не то горе-туристов) заблудились, забредя в глухую чащу. Как-то у них вышло (для истории это неважно), что они остались без спичек. Эпоха мобильных телефонов в те времена еще не началась. Было студено, погода испортилась, вечер наступил, а никаких надежд, что бедолаги наконец выйдут в населенную местность, так и не забрезжило.

Совершенно неожиданно группа наткнулась на заброшенную сторожку. В ней никто не обитал, «аварийного запаса» для таких вот заблудших душ внутри не нашлось. Вся постройка — помещение в четыре угла, с единственной дверью и без окон. В центре — стол, лавка, полки по стенам.

Решили дождаться утра в сторожке, там хотя бы ничего не падало с неба и ветер не дул. Пробовали устроиться на полу, на столе, на лавке, но вскоре поняли, что даже под крышей без огня замерзают намертво. Нужно было двигаться, согреваясь, но обстановка не располагала; ни зги не видно, а тут громоздкие стол и лавка.

Придумали бегать эстафетой; встали четверо по четырем углам, один по стеночке спешит в соседний угол, толкает товарища, тот тоже по стеночке к следующему, и так далее. Всю ночь промаялись в кромешной тьме, измучились, но не окоченели. Как только занялся рассвет, покинули неуютную стоянку и продолжили путь. Повезло — из леса все-таки выбрались.

Товарищ очень гордился находчивостью, которую они проявили в сторожке«; эстафета вдоль стен, похоже, спасла им жизнь.

Тот, кто выслушал историю, задумался, а потом сказал: «Вас не могло быть четверо. Первый идет ко второму во второй угол, второй — к третьему в третий, третий — к четвертому в четвертый, но четвертый идет в пустой первый угол, так как человек из него уже перебрался во второй. В сторожке должен был быть пятый!»

Морис Бланшо в эссе «Внешнее, ночь» описывает, что существует два вида ночи. Первый вид — противостоящая дню, отдохновение от трудов, забвение, покой.

Ее описывают в лирических стихах те, кто не спит в печальных созерцаниях. Эта первая ночь — пространство оппозиций: сумерки-заря, темнота-свет. В ее «подлунном свете» легко увидеть невероятных существ из всевозможных бестиариев.

Другой вид ночи сильно отличается: там нет никаких оппозиций, только тьма, отсутствие. Это время, когда исчезает все, кроме фантомов, галлюцинаций, призраков и видений.

Читайте также

Детские страшилки как психотерапия и объяснение сталинских репрессий

Колдуны, маньяки и фиксики.

Какими бывают современные городские демоны и как они влияют на нашу жизнь

Однако, как отмечает Бланшо, эти невероятные видения и феномены только тонкое прикрытие, вуаль, которая скрывает отсутствующее, пустоту.

«В ночи является само явление ночи» — за этой тавтологической формулировкой Бланшо скрывается описание ночи как таковой, которая не просто является частью циклического времени, но существует параллельно, по ту сторону, независимо ни от чего, и тем более от нашего дневного мира, деля, однако, с ним соседство.

Причем здесь, казалось бы, такое чисто философское рассуждение (Бланшо таким образом предлагал разделение философов и их философии)? Дело в том, что такая трактовка темноты очень подходит для классификации крипипаст. Причем не только о природе, но почти всех.

Первые, «противостоящие дню» истории про вполне физически осязаемых (и только из-за этого опасных) монстров, чья природа может быть не совсем ясна, но которые создают необходимое для жанра напряжение неопределенностью той опасности, которую они представляют.

Вторые, истинно ночные, — это истории, сюжеты которых строятся на событиях, которые сами по себе ценны только тем, что несут напоминание о более глубоком уровне действительности. Они служат лишь прикрытием для чувства экзистенциального ужаса, беспомощности человека перед природой и самим собой и тщетности эту беспомощность преодолеть.

Дионисий Ареопагит пишет о двойственной природе темноты: она одновременно присутствие и отсутствие. Присутствие — потому что темнота является сущностью сама по себе, она явственна; а отсутствие — потому что она скрывает все остальное, замещая все собой, отменяя другие предметы.

Депривация — одна из самых страшных пыток для человека. Некоторые люди практикуют погружение в камеры сенсорной депривации — когда человек плавает в звуконепроницаемой камере с соленой водой температуры его тела. Тогда на органы чувств не поступает никакой информации — ни зрительной, ни звуковой, ни сенсорной.

Эта процедура может оказывать положительное воздействие: те, кто не засыпает, испытывают значительное погружение в свои мысли, а медитация в такой камере считается наиболее эффективной. Однако если продолжать сеанс более часа, то человек начинает галлюцинировать, испытывать тревогу, беспокойство, панику.

Психолог Ольга Гордеева сделала обзор исследований на эту тему и написала статью «Измененные состоятся сознания при сенсорной депривации».

Собрано и изучено множество свидетельств людей, находившихся в длительной изоляции во время одиночного плавания, заключенных в одиночной камере, бывших на зимовках в арктических и антарктических экспедициях, а также спелеологов и, конечно, людей, которые тренируются, чтобы стать космонавтами. Также проведено множество экспериментов.

Человек, не проявляющий никаких психических аномалий, начинает странно воспринимать действительность и необычно себя вести. Сознание играет злую шутку с попавшим в сенсорную депривацию.

Иногда это может быть опасным не только для самого депривированного человека: у летчиков во время полетов ночью и в облаках появлялось ощущение нереальности окружающего, нарушалась ориентировка и изменялось восприятие положения самолета (кажется, что самолет перевернулся, остановился или накренился). Похожие состояния возникают также у шоферов в длительном рейсе, особенно в ночное время.

Длительная депривация чувств и ощущений приводит к самым разным последствиям, иногда эффект может сохраняться уже после ее конца.

Спелеолог М. Сифр после того, как два месяца не выбирался из пещеры, не узнал себя в зеркале, а потом стал ежедневно наблюдать за своим отражением, ощущая раздвоенность и отчуждение собственного «я».

Однако большинство людей, подвергшихся такому опыту, испытывает нарушение самосознания, отчуждение себя от своего тела, изменение состояний сна и бодрствования, вплоть до утраты способности к их различению, галлюцинации, потерю способности к рациональному мышлению и спутанность сознания, а также настолько сильную тягу к социальному контакту, что человек начинает разговаривать сам с собой, а затем выдумывает сущности.

Эти вещи испытывали единицы, однако в каждом из нас сидит механизм, который начинает давать сбой, как только оказывается в депривации. Вот почему стоит избегать темноты.

Когда человек попадает в лес, он оказывается выключен из своего общества (только если он не живет в лесу постоянно). Когда говорят о том, что выбраться в лес или в горы — значит «слиться с природой», это кажется заблуждением. В походе человек не сливается с природой, а яростно ей противостоит.

Все походное снаряжение очень технологично и направлено на то, чтобы максимально отгородиться от воздействий среды.

Полагаю, что быть «на природе» приятно из-за того, что это неминуемо повышает агентность, то есть собственную ответственность, вовлеченность.

Может быть интересно

Глупые страхи. Почему мы боимся того, что нам не угрожает, но закрываем глаза на реальные опасности?

Страх против горя, депрессии и тревоги: как фильмы ужасов помогают укрепить психическое здоровье

Буквально каждый аспект жизни нужно контролировать, и ничего не происходит само собой: место для сна необходимо подготовить, чтобы поесть и согреться, нужно развести огонь, иными словами, приходится постоянно что-то предпринимать.

А это, как говорил Фуко, определение опасности. Люди выбираются из городов за преодолением.

С самого начала истории человечества информация о том, как взаимодействовать с разными силами природы, собиралась по крупицам, накапливалась от поколения к поколению. Из-за развития техники появляются новые способы борьбы с природой.

Сейчас уже не обязательно знать, каким образом добыть огонь, как не замерзнуть и не промокнуть ночью, — есть спички и палатки. Количество соприкосновений с природными силами уменьшилось почти до полного отсутствия контакта. Инновации побеждают опыт, все накопленное предыдущими поколениями оказывается не нужным.

Получается, что теряется связь не только с природой, но и с предками, потому что их опыт уже преодолен с помощью технологий.

В работе «Culture and commitment» Маргарет Мид предлагает интерпретацию способов передачи знаний в разных обществах.

На протяжении длительного этапа для человечества эффективной моделью передачи информации была «от старших — младшим». Своеобразное правило выжившего: если человек дожил до преклонного возраста, то значит, он знает, как это делать. И способ выжить — действовать так, как говорят старшие, которые поступают так, как им говорили их старшие, и так далее.

Мид называет такой способ передачи знаний «постфигуративным», то есть это повторение за отцом и предком. Такой метод эффективен, когда человек, беря на руки младенца, понимал, что тот практически полностью повторит жизненный путь своих родителей.

В более современной ситуации процессы ускоряются и смена общественного устройства, а также его технологического обеспечения может произойти в рамках одного поколения.

Когда нужно постоянно адаптироваться к разным новым вещам, передача культурного опыта через предков и от старших к младшим перестает быть необходимой, гораздо чаще люди начинают получать опыт от сверстников. А эту схему Мид называет конфигуративностью, когда чему-то новому приходится учиться не только младшему поколению, но и старшему.

Книга вышла в 1970 году, и Мид в ней писала, что в будущем появится третья модель передачи знания — префигуративность.

Это ситуация, когда старшие обучаются у младших, поскольку уже только они — носители знания. В этом случае опыт, накопленный поколениями, просто не нужен. Такая ситуация вызывает страх и тревогу не только перед молодым поколением, от которого все остальные оказываются зависимыми, но и перед силами природы, единственным ответом которым оказываются технические приспособления, а не опыт.

Портреты

После долгого дня блужданий по лесу охотник был застигнут ночью посреди чащи. Уже стемнело, и, потеряв направление, он решил идти в одну сторону до тех пор, пока не выйдет из леса. После нескольких часов ходьбы он вышел на небольшую поляну, посреди которой была хижина.

Понимая, что у него нет особого выбора, он решил остаться в хижине на ночь. Дверь была открыта, и внутри никого не было. Охотник улегся на единственную кровать, решив объяснить все хозяевам утром.

Осмотрев хижину изнутри, охотник с удивлением обнаружил, что стены были украшены несколькими портретами, нарисованными очень детально и подробно. Все лица на портретах, без исключения, смотрели на него с выражением ненависти и угрозы.

Охотник почувствовал себя неуютно. Игнорируя лица на портретах, с ненавистью смотревшие на него, он отвернулся к стене и быстро уснул.

Следующим утром он проснулся от неожиданно яркого солнечного света Оглядевшись, он увидел, что в хижине не было никаких портретов — только окна.

Социолога Матвеева и Шляпентох пишут в книге «Страхи России в прошлом и настоящем», что природа — эго своего рода «экран, на который, проецируются смутные и неканализированные страхи и тревога, говорящие о глубинных процессах». То есть переживания, связанные со стихиями и вообще со средой, отражают скрытые, не проговоренные и даже не осознанные проблемы, которые иначе не могут быть выражены.

Истории о страхе темноты, о боязни зайти в ночной лес или о том, насколько бессилен человек перед силами природы, — это попытки под низким жанром страшилки спрятать размышление об основных философских вопросах: как бытию противостоит ничто и с чем столкнется человек достаточно отважный, чтобы заглянуть в бездну.

Психология черных и почему мы боимся темноты

Примечание редактора: Эта функция является частью отмеченной наградами серии Colorscope, исследующей наше восприятие цвета и его использование в разных культурах, по одному оттенку за раз. Подробнее здесь.

Основные моменты истории

Черный цвет имеет много значений: он ассоциируется с горем, но также и с утонченной модой

Этот цвет заставляет некоторых людей думать о темноте и ночи, вызывая у них страх

Си-Эн-Эн —

Бывает сложно отличить человека, идущего на похороны, готовящегося к дефиле или просто прогуливающегося по большому городу. Каждая категория может включать в себя полностью черный ансамбль.

По словам Леатрис Эйсман, специалиста по цвету и исполнительного директора Института цвета Pantone, за последние 50-100 лет черный цвет претерпел значительные изменения.

Что фиолетовый цвет может рассказать нам о жизни на других планетах

По ее словам, черный цвет постепенно превратился из цвета, ассоциирующегося с горем и болезненностью, в один из основных модных элементов, излучающий изысканность.

«К нему прилагается такой вес… который теперь придает цвету ощущение силы… помимо похорон, горя и вдовьих сорняков», — сказал Эйсман.

По ее словам, сегодня люди носят черный цвет как признак дорогой одежды, чтобы свести к минимуму видимость своего размера и излучать уверенность.

Но связь цвета с мраком все еще прослеживается в разных культурах, например, в американских и европейских траурных практиках, а также в вымышленных изображениях зла, таких как шляпа ведьмы или плащ Мрачного Жнеца. Истоки этого являются частью нашей эволюции.

Черный — «цвет ночи», сказал Эйсман, «цвет тьмы. Цвет, скрывающий все».

Ты один ночью, уютно расположился на диване и смотришь фильм, а комната представляет собой хорошо освещенный уголок; ваша безопасность не под вопросом. На улице порыв ветра. Деревья трещат и царапают окна. Вы слышите громкое шипение, и электричество отключается.

Теперь вы находитесь в кромешной тьме, и у большинства людей, вероятно, появляется страх.

Борьба с кошмарами_00005115.jpg

Боритесь со своими кошмарами для лучшего ночного сна

«Страх подобен боли. Страх нужен для того, чтобы защитить нас от возможного вреда», — сказал Мартин Энтони, профессор психологии Университета Райерсона в Торонто и автор «Рабочего пособия по борьбе с тревогой». «Так что этот страх заставляет нас быть более бдительными к возможной опасности».

По его словам, в доисторические времена люди подвергались большему риску нападения хищников или врагов в темноте. Таким образом, в ходе эволюции у людей развилась тенденция бояться темноты.

«В темноте наше зрение исчезает, и мы не можем определить, кто или что находится вокруг нас. Мы полагаемся на нашу зрительную систему, чтобы защитить себя от вреда», — сказал Энтони. «Бояться темноты — это подготовленный страх».

Эйсман согласился с тем, что «неизвестное» — это неотъемлемая ассоциация, которую люди создают с черным цветом, поскольку оно мешает им видеть четкие формы и скрывает потенциальные угрозы.

«То, как мы видим цвета в природе, оказывает такое важное влияние на человеческую психику», — сказала она. «И мы знаем, что с начала времен черный — это цвет ночи, и это цвет, который может скрыть любые гнусные дела, которые могут быть совершены под покровом темноты».

Это понятие запечатлено в нас с детства, сказала она. Однако благодаря современным технологиям теперь мы можем включать свет и продолжать веселиться даже ночью, — сказала она.

Но некоторые так и не избавляются от страха.

Хотя страх естественен, он может стать проблемой, если станет чрезмерным, подчеркнул Энтони.

По его словам, многие из нас могут испытывать сильный страх, находясь в одиночестве ночью в опасной части города, но в темной спальне такое чувство встречается не так часто.

Чрезмерный страх темноты может быть вызван множеством факторов. Это может произойти из-за негативного опыта, такого как нападение в темном месте. Или, по словам Энтони, это может быть вызвано чем-то таким простым, как просмотр фильма ужасов.

Затем этот страх может стать фобией, известной как никтофобия, когда он начинает мешать отношениям, работе или способности делать то, что он хочет делать. По словам Энтони, если кто-то не может выйти из дома ночью, это, вероятно, будет классифицироваться как фобия.

Вспомогательные средства могут включать ночники или оставлять дверь открытой, чтобы впустить свет из другого места, частично восстанавливая зрение.

Это называется «сигналами безопасности», — сказал Энтони. Небольшой свет или присутствие друга в комнате помогает нам чувствовать себя защищенными и более уверенными в реальности.

По словам Энтони, также доступны методы лечения, в том числе постепенное воздействие опасной ситуации. Профессионалы заставляют своих пациентов ранжировать и упорядочивать список ситуаций, которых они боятся, а затем подвергать себя каждому страху до тех пор, пока они не перестанут бояться.

«Если прямо сейчас они спят, например, с ночником, мы могли бы попросить их купить ночник с чуть более тусклой лампочкой или с регулируемым выключателем», — сказал он.

Присоединиться к разговору

  • Смотрите последние новости и делитесь своими комментариями с CNN Health на Facebook и Twitter.
    • Но точно так же, как черный цвет может вызвать страх у большинства, он может обеспечить безопасность другим, особенно с точки зрения моды.

      «Я думаю, что все больше людей думают об этом как о своего рода обволакивающем цвете, который они могут носить вокруг себя, что дает им определенную степень безопасности», — сказал Эйсман. «Они могут как бы исчезнуть в тени».

      Она добавила, что в некотором роде в черном цвете заложена амбивалентность. От человека зависит либо бояться того, что таится во тьме, либо стать с ним единым целым.

      Глядя на гардероб многих женщин, большинство из них, вероятно, приняли его.

      «Каждая женщина знает, что наличие черного платья в шкафу, черных туфель, черного пальто, черного всего, что мы надеваем, будет работать практически в любых обстоятельствах», — сказала она.

      Так что один совет может состоять в том, чтобы победить свой страх, перейдя на темную сторону.

      См. больше из нашей серии Colorscope здесь.

      Есть эволюционная причина, почему мы боимся темноты: ScienceAlert

      Люди15 февраля 2016 г.

      Джош Храла

      (Лорен Оствеин/Flickr)

      В детстве все мы, кажется, переживаем фазу боязни темноты. Когда мы были моложе и во многих отношениях бесстрашны перед лицом вещей, к которым мы относимся более осторожно, будучи взрослыми, было что-то в темноте, что каждую ночь заставляло нас нервничать. В конце концов, именно тогда монстры выходят играть (по крайней мере, мы так себе представляли).

      Несмотря на то, что это звучит по-детски, наша боязнь темноты — это эволюционная черта, которую мы приобрели, чтобы выживать в условиях реальных хищников, крадущихся ночью. Исследователи выдвинули гипотезу, что этот врожденный страх проистекает из периода человеческой истории, когда мы и близко не были такими хищниками, какими мы являемся сегодня. Люди действительно стали суперхищниками только с появлением технологий, что было не так давно.

      До появления технологий наши предки постоянно высматривали хищников, которые не хотели ничего, кроме как перекусывать человеческими бутербродами. Чтобы сделать это еще более страшным, большинство этих хищников охотились ночью — время дня, когда мы особенно уязвимы для нападения из-за нашего относительно плохого зрения.

      Это означает, что нашим предкам было очень важно оставаться в безопасности посреди ночи. Если бы они этого не сделали, они бы погибли. С годами этот ночной страх стал инстинктивным, и мы до сих пор переживаем его как форму легкой тревоги.

      По словам Эндрю Тарантола из Gizmodo, исследование 2012 года, проведенное учеными из Университета Торонто в Канаде, показало, что это беспокойство не является полномасштабной панической реакцией. Наоборот, это что-то вроде затяжного предчувствия страха, который держит нас в напряжении, а это как раз то, что было нужно нашим предкам. Этот тип беспокойства — способ вашего тела держать вас в напряжении на случай, если вам нужно «бороться или бежать» от опасности.

      Боязнь темноты — это, по сути, боязнь неизвестного. Мы не можем видеть, что там снаружи, и это нас пугает, потому что наше воображение рисует самые ужасные вещи. Для древних людей это были львы и другие хищники, а в современных больших городах, свободных от хищников, — монстры.

      Мы создаем монстров, потому что они заполняют пустоту хищников. Отличным примером этого является то, как работают фильмы ужасов: хорошие фильмы никогда не показывают вам монстра напрямую, потому что ваше воображение делает что-то еще страшнее.

      По мере того, как ранние человеческие цивилизации постепенно превращались в общества, любящие города, которые мы имеем сегодня, наш страх перед темнотой оставался. Только сейчас это немного странно, потому что большинству из нас не нужно бояться темноты, особенно когда у нас есть лампочки, экраны телефонов и телевизоры, которые, к лучшему или к худшему, делают темноту выбором, а не неизбежностью.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *