значение слов — Чем отличается ложь от вранья?
В чём семантическое различие форм слов от «лгать» и «врать»? Слова вроде похожи, почти идентичны по смыслу, но различие всё равно ощущается.
Вот, например, нельзя обоврать, но можно оболгать. При этом можно завраться, но залгаться уже не получится.
В чём же отличие этих слов?
- значение-слов
- семантика
В современном значении различаются только стилистически: ложь — нейтральное, враньё-разговорное (не лги — не ври), но когда-то действительно различались: ложь — сознательно искажённая истина, клевета; враньё — чепуха, пустая болтовня, нелепость, вздор, сплетни. Клевета и сплетни уже серьёзно отличаются как бы степенью искажения истины и степенью осознанности. Ложь — серьёзный порок, враньё — неприятная черта.
Итак, враньё и ложь — разные вещи. Ложь — не просто преднамеренно неправильное высказывание, она происходит от причины и ведёт к цели. А враньё не имеет ни причины, ни цели, и в большинстве случаев приносит только позор.
А мне кажется, что слово «врать» чаще можно услышать в разговорной речи. Редко мать, которая ругает сына за то, что он скрыл полученную в школе двойку, скажет ему: «Не лги мне!» А вот «не ври» — скорее всего. «Ложь» — это более «высокий штиль», как мне кажется)))
Вообще-то эти слова можно считать синонимами, но каждый для себя может представить их смыслы по-разному, ничего криминального в этом нет. Например, для меня ложь — это намеренное искажение истины, а вранье — пустые фантазии.
1
Враньё — это искажение формализуемой информации, ложь — скорее неверная интерпретация реальных фактов.
Лгать — преднамеренно искажать информацию. Ложь — это задача одного одного человека опорочить другого. Задуманная подлость.
Враньё — это вымыслы человека, в его задачу не входит оклеветать другого человека или испортить ему жизнь. Это словесное жульничество, например продавца, который хочет продать вам или дорогой, или не пользующийся спросом товар.
Для этого продавец использует приемы вранья, то есть наделяет товар такими характеристиками, которых в товаре нет, но человек верит словам продавца и покупает. Враньё используется в тех случаях, когда человек хочет поднять свою значимость, наделить себя лучшими чертами, представить себя в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле. В России говорят: «Не хочешь — не слушай, а врать не мешай.»Разница между ложью и враньём схожа с разницей слов «жадность» и «алчность».
Жадность — это нежелание отдавать своё, а алчность – желание поиметь чужое.
Ложью преследуется цель, в основе которой лежит корысть, желание получить от кого-то материальное или эмоциональное благо, причём — безвозмездно и незаслуженно. В то время как враньё используется для ухода от обязательств или ответственности, выгораживания себя, либо для искусственного увеличения собственной значимости.
Как видим, принципиальное отличие вранья от лжи – в векторе ориентации обмана. Если вектор обращён на себя любимого и не несёт вреда от субъекта объекту, то это – враньё. Если же вектор обращён к объекту и преследует цель несанкционированного отъёма благ (средств, ресурсов, времени, эмоций и т.д.), то это – ложь.
Заметьте: «Врёте!», «враль!», — так с эмоциями говорят положительные, чистые, прямые персонажи (например, в кино: директор завода Калугина в «Служебном романе») в простых, не криминальных ситуациях («Врёшь!» — в более острых). Врёт — это эмоциональное обличение, созвучно c «вор», «ворует».
«Ложь!», «лжёте» — произносят отрицательные герои типа Каренина, Мерзляева, Самохвалова, Аникеевой (члена правления в фильме «Гараж»), всегда связано с прямым юридическим или моральным обвинением в проступке, нарушении или с попытками оправдаться в таких негативных поступках, действиях. Созвучно с «лижет», «подлиза», «ляжет».
1
Оба понятия являются показателями выдумки (вымысла) и несостоятельности. «Враньё» заключает в себе невозможность, небывальщину. «Ложь» заключает в себе возможность выдаваемого проявления.
Возможное и невозможное.
Выдуманное и невозможное – враньё. Выдуманное и такое вполне возможно, но всё-таки не состоялось (не состоится) – ложь.
Примеры для того, чтобы было понятно, что слово «ложь» не путается со словом «враньё»:
Ложный след — есть след, но он не тот, который необходим.
Перевирать, перевранный — 1) данные искажены до того, что походят на небылицы; 2) изобретательность некоторых исказителей, настолько красочна, что превосходит первоисточник.
Лгать и врать — синонимы.Просто врать — более грубое слово.
1
В. Ценев “Классификация обманов” | Всеукраинская Ассоциация Полиграфологов (ВАП)
Ценев Вит
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБМАНОВ
Проблема лжи – одна из центральных в человеческой жизни. Ложь – противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен. Строго говоря, ее нельзя считать грехом, ибо всякий грех имеет антитезу – добродетель, – а ложь антитезы не имеет. Потому что правда не является антитезой лжи. Это хорошо доказал французский социолог Франсуа Кан в работе «Опыт возможной философии лжи» (1989), рассуждая о том, что лживость фашизма или коммунизма еще не демонстрирует истинности антифашизма или антикоммунизма. Ложь – это Протей нашего бытия, она принимает любые личины и позы, рассыпается в тысячах бликах правдоподобий.
На тему лжи мудрецы и философы спорят тысячелетия, но попытки каким-то образом обобщить наши знания о лжи, наше понимание этого феномена, начались не столь уж и давно. Одну из первых значительных классификаций обмана, а точнее, ошибочного знания дал английский философ Фрэнсис Бэкон. В трактате «Новый органон» он предложил свой метод очищений разума от заблуждений, или «идолов», как он их называл. Впрочем, Бэкон не был первым в своем стремлении упорядочить знание о лжи и неправде. Задолго до Бэкона попытку разобраться во всем многообразии обмана сделал арабский мыслитель Абд-ар-Рахман аль-Джавбари, написавший книгу «Сорванные покровы». В ней он приводит сотни случаев обмана, к которым прибегали реальные жители востока того времени – цари, султаны, визари, чиновники, купцы и лекари. Описывает он также хитрости мифических существ – ангелов и джиннов. В трактате он перечисляет и категории людей, для которых обман стал средством к существованию. Это цыгане, фокусники, держатели ярмарочных балаганов, демонстрирующих женщин с приклеенными бородами, а также те, кто изображают из себя слепых или увечных в сражениях, не будучи таковыми.
Классифицирует Абд-ар-Рахман различные хитрости и обманы, исходя из социального положения обманщиков. Этот прием, возможно, не совсем удачен, так как один и тот же способ обмана может повторяться много раз. Поэтому крупный исследователь арабской культуры А. Игнатенко ввел собственную классификацию случаев обмана, собранных им при изучении восточных трактатов. «Он выделял обман в чистом виде (дезинформацию), амфиболию (неопределенность высказывания), подмену (предметов или людей), лжесвидетельство, нарушение клятвы, ложные письма (поддельные и подметные), оговор, заведомо фальшивые предсказания, притворство, провокацию и создание ложных обстоятельств» [Ю.
Щербатых, «Искусство обмана»].Многие авторы, рассматривающие феноменологию лжи с философских позиций, признают, что ложь, по всей видимости, возникла вместе с человеком и неотделима от него. «Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется «встреча» интересов индивидов и социальных групп. Дело не в том, имеется ли она или нет (простой жизненный опыт свидетельствует о наличии лжи), а в том, каков ее удельный вес в каждом конкретном случае» [Алексеев П.В., Панин А.В., «Философия: учебник для вузов»]. Их слова подтверждают психологи. Вот что пишет, например, Эрик Берн: «Большая часть человеческих взаимоотношений основана на обманах и уловках, иногда веселых и забавных, иногда низких и злобных. Лишь немногие счастливцы, такие как матери и младенцы, истинные друзья и любящие, совершенно искренни друг с другом» [Берн Э., «Секс в человеческой любви»].
Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку) и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку без лжи жить невозможно. «Действительно, общество требует известной доли скрытности и лжи. Оно всех нас ставит в такие условия, что безусловная искренность становится почти совершенно немыслимой. Никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует, так сказать, особая общественная маска, которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей» [Холодный Ю.И Полиграфы (“детекторы лжи”) и безопасность. Справочная информация и рекомендации].
«Беда принуждает ко лжи даже честных». Так утверждает Публий Сир. «Лучше ложь, приносящая пользу, чем правда, сеящая раздоры», – говорит уйгурская пословица. А «ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду», – так утверждает таджикская народная мудрость. В Сирии есть такие слова, что лучше «говорить ложь, похожую на правду, чем правду, похожую на ложь». «Не будь лжи, не стало бы и правды», и «умная ложь лучше глупой правды», – можно услышать в русских пословицах и присказках. «Речь – клевета. Молчание – ложь. За пределами речи и молчания есть выход». Так предполагает китайский афоризм.
Как уже говорилось ранее, большинство авторов работ, посвященных феноменологии лжи, сходятся во мнении, что ложь и обман можно отнести практически ко всем сферам человеческого бытия. Пол Экман говорит о том, что «ложь настолько естественна, что ее без обиняков можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности». Профессор Д. И. Дубровский, автор монографии «Обман», утверждает, что обман есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Обман можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и т.п.). Обман может служить одной из форм проявлений социальных противоречий, выражая эгоистическое обособление, конкуренцию, а также всевозможные способы достижения своих интересов и целей за счет других или вопреки желаниям других. «Одна из важнейших социальных функций обмана состоит в том, что он способен обеспечивать возможность сохранения наличных коммуникативных структур в условиях расходящихся или практически несовместимых интересов» [Дубровский Д.И., «Обман. Философско-психологический анализ»].
Признавая существование лжи как коммуникативного, информационного, социального и личностного феномена, далеко не все авторы склонны смотреть на ложь с тех позиций, что это закрепленное в человеческом поведении, неотвратимое и неискоренимое явление. В этом аспекте подчеркивается, в большей степени, контексты ситуаций, в которых выбор личности или общности в пользу лжи маломотивирован, неочевиден или даже вреден. Экман говорит о точке зрения, когда «этому парню ложь вредна, так как лишает его ценной информации, хотя и неприятной, но необходимой для того, чтобы улучшить свои деловые качества». Далеко не все разделяют добродетельность лжи во благо. Вот что пишет по этому поводу С. Гроф, говоря о современной медицинской помощи, которая оказывается больному: «В этой борьбе за механическое продление жизни любой ценой очень мало внимания обращается на то, каковы последние дни умирающего. Часто, пытаясь скрыть от пациента истинное положение дел, медицинский персонал и члены семьи разыгрывают сложные спектакли, отвлекающие от проблем, непосредственно связанных с ситуацией, обольщая больного несбыточными надеждами. Все это еще больше усиливает чувство изоляции и отчаяния, испытываемые умирающими, многие из которых инстинктивно ощущают окружающую их ложь» [С. Гроф, Д. Хэлифакс, «Человек перед лицом смерти»].
Понимание и классификация таких социально-психологических феноменов, как ложь, обман, неправда, будет сильно различаться в зависимости от того подхода, с которым мы можем их рассматривать. Например, если рассматривать ложь и обман детектор лжи с морально-нравственной позиции, то сможем выделить обман злонамеренный и добродетельный. В коммуникативном подходе, где можно подойти к обману как к передаче ложной информации, можно выделить чистую ложь, полуправду и молчаливую ложь. Ложь можно рассматривать и с точки зрения лингвистических позиций. Например, Стуртеван [Sturtevant, 1947, 1948] считал, что основная функция языка – ложь. На значительные языковые расхождения в разных культурах указывает, в частности, указывает Виктор Знаков. Он проводит сравнительный анализ словарных статей разных языковых культур и подчеркивает, что эти определения лжи и обмана, формализованные в различных языках, «не являются оторванными от жизни лингвистическими абстракциями, они соответствуют представлениям о лжи, существующим в сознании многих людей» [В.В. Знаков].
Определяя ложь и обман, необходимо учитывать важность принятия во внимание не только самого лжеца, но и жертву обмана. В одних случаях обман есть злонамеренное действие, где жертва обмана не желала, чтобы ее вводили в заблуждение. В других случаях обман, как указал еще Абд-ар-Рахман, автор трактата «Сорванные покровы», является смысловым и содержательным наполнением некоторых социальных действий, профессий и коммуникаций: например, картежная игра, или выступление фокусника перед зрителями. «Было бы, например, странно называть лжецами актеров. Публика заранее согласна принимать их маски за истинные лица» [Пол Экман, «Психология лжи»]. В повседневной жизни люди часто используют слова «ложь», «неправда», «обман» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание. Ложь – это сознательное искажение известной субъекту истины: она представляет собой осознанный продукт речевой деятельности субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение собеседника. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей.
В отличие от лжи, обман – это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов: сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения.
Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желательного результата иным путем. «Главное, что роднит обман с ложью, – это сознательное стремление человека исказить истину» [В.В. Знаков].
Неправда – это «высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или на его неполном знании о том, о чем он говорит» [Холодный Ю.И]. Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию.
Несколько слов следует сказать о хитрости. Хитрость – не индивидуальный обман и совсем не коварство. Хитрость – это приспособление людей своим умением к тому, что должно случиться, но затягивается в осуществлении. Есть даже выражение – «прибегнуть к хитрости». Хитрость – это, с одной стороны, сочетание индивидуальных навыков и качеств человека, и особые условия и обстоятельства окружающей действительности – с другой. Наилучший, пожалуй, пример хитрости блестяще показан в народном фольклоре: «Жена, намекни солдатам, что у нас в поле зарыт пулемет, а когда они все перероют и ничего не найдут, то сажай картошку по свежевспаханному».
В целом можно констатировать, что ложь, обман и неправда неискоренимы: они являются неизбежными социально-психологическими компонентами жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки исключить их из нашей жизни являются утопичными, психологически неверными и бесперспективными.
Личностные и ситуативные детерминанты лжи
В научной литературе обсуждаются как личностные детерминанты порождения лжи в коммуникативных системах, так и ситуативные. Психологические исследования показывают, что «чаще лгут субъекты с малой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью, невротичностью, а также склонные к совершению антисоциальных поступков [Fjordbak, 1985]. Кроме того, у экстерналов наблюдается более выраженная тенденция лгать, чем у интерналов [Lefcourt, 1976]. » Отмечается разница в содержании и частоте лжи у мужчин и женщин. В некоторых случаях утверждается, что не существует корреляции между уровнем интеллекта или образования и склонностью ко лжи, в некоторых же – подчеркивается, что такая разница существует [И. Крюгер]. Отдельные исследования проверка на детекторе лжи обнаруживают корреляции между лживостью и акцентуацией характера, или социальным статусом, или конституциональностью [Г. Кляйнхоффер].
Наряду с личностными особенностями субъектов общения важную роль в порождении и понимании лжи играют ситуативные факторы. В зависимости от ситуации, от контекста общения, от особенностей третьих факторов, ложь может называться ложью и быть ложью, либо маскироваться под ложь, либо считаться справедливой, желаемой и оправданной. «Важным параметром социальной обстановки является степень нормативной и ситуативной поддержки, которая предоставляется лжецу» [В.В. Знаков]. Давно установлено, что существуют ситуации, в которых ложь почти целиком обусловлена обстоятельствами, и такие, в которых моральная ответственность возлагается на солгавшего.
Изучая большую выборку их существующих публикаций на тему психологии лжи и обмана, автор настоящей работы вынужден признать, что значительное число подобных работ имеют весьма тенденциозный и предвзятый характер. Авторы, не вдаваясь в подробности того, что есть ложь, в каких ситуациях она возникает, какими свойствами и признаками обладает, в большей степени придают феномену лжи характер самоочевидной и познанной данности, и в большей степени ориентированы на освещение вопросов, связанных с детекцией лжи: невербальной, вербальной, мимической, а также с помощью различных аппаратных и программных средств. Безусловно, можно предполагать, что подобные работы имеют важное научное значение и в целом тема детекции лжи является актуальнейшей темой, в особенности для нашей, российской действительности. Даже Пол Экман, чей труд «Психология лжи» Виктор Знаков назвал «великолепным образцом научного анализа», значительное место в своей работе уделил именно выявлению лжи: как с помощью наблюдения, так и посредством полиграфа (детектора лжи).
Осознавая всю ценность методов детекции обманных сообщений любой природы, автор настоящей работы все же хотел бы получить более наглядное и предметное определение феномену лжи и обмана. Для этого им была разработана система шкал, содержащих в себе, как правило, антагонистические, полярно-противоположные качества или ситуации, в которой совершается обманное действие, или свойства самого обманного действия. С помощью этих шкал любой обманный акт может быть атомизирован, то есть подвергнут контекстно-смысловому расщеплению, и классифицирован, так как, благодаря набору шкал-неантагонистов будет содержать в себе перечень некоторых уникальных свойств.
Искажение // Умолчание
Экман пишет, что существуют две основные формы лжи: умолчание и искажение. «При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложную. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную» [Пол Экман].
Раскрывая содержания понятий лжи, обмана, неправды, уже говорилось, что мнения о том, что есть ложь и что есть обман, расходятся. По мнению Экмана это синонимы. По мнению Бок есть понятие тайны, при котором умолчание может быть нравственным и оправданным. Виктор Знаков отстаивает мнение, что ложь и обман суть разные явления. Очевидно, что столь простое разграничение вынуждено допускать большое количество оговоренностей и исключений. Врач может не только умалчивать истинную картину болезни, но и мистифицировать ее, сообщая ложные сведения, ради блага больного. Трудно в этом случае назвать его действия лживыми. Знаков, например, назвал бы их обманными. Разведчик, которого допрашивают враги, может не только утаивать секрет, но и дезинформировать, и его действия тоже трудно назвать лживыми. С другой стороны, в правовой сфере утаивание информации классифицируется как дача именно «ложных» показаний, то есть свидетель не обманывает следователя или судью, а именно лжет, сообщая, что ему неизвестно нечто, хотя, на самом деле, это нечто ему известно.
Поэтому важным параметром, который может помочь определить, является ли некое действие лживым или обманным, будет являться параметр намерения, то есть желания, или же нежелания обманщика ввести кого-либо в заблуждение.
Наличие намерения // Отсутствие намерения
По мнению Виктора Знакова намерение есть то, что может подсказать: является ли некоторый акт лживым, или же является он обманным. Если биржевой игрок сообщает информацию, что определенные акции упадут в цене, то он имеет намерение ввести людей в заблуждение. Разведчик имеет совершенно очевидное намерение обмануть своих врагов. А некоторый свидетель, который утаивает истинную информацию, скорее всего, не имеет никакого желания вводить судью в заблуждение. Наверное, он был бы счастлив, если бы его вообще не спрашивали на этот счет, а спрашивали бы о чем-нибудь другом, где он почувствует себя в безопасности.
Однако разведчик, безусловно, окажется героем, если сумеет обмануть врагов, а свидетель может сам превратиться в преступника, так как его показания будут расценены как ложные. Также трудно назвать врача лжецом, хотя он имеет совершенно определенное намерение исказить картину болезни своего пациента, а не просто умолчать о ней. Таким образом, для уточнения, что есть ложь и что есть обман, нам потребуется следующий важный параметр, а именно – разграничить случаи на такие, когда обманные действия являются нормативными, или социально дозволенными, или предписанными, и такие, когда эти действия ненормативны, то есть не имеют социального дозволения.
Нормативность // Ненормативность
Разведчик, попавший плен, проявит свои лучшие, с точки зрения общества, качества, если сумеет обмануть своих врагов, и окажется предателем, если скажет правду. В некоторых случаях ложь и обман имеют оправдание, и даже могут быть предписаны самим обществом. Пилоту, который борется за выживание самолета, может быть предписано не оповещать пассажиров о случившемся, дабы избежать паники. Врачи знают, что в значительном количестве случаев пациенту лучше солгать, чем сказать правду, так как последнее усугубит картину болезни. Общеизвестно, что большое количество клинических и диагностических экспериментов станет невозможным, если испытуемым говорить правду об истинных целях и задачах исследования. И было бы странно, если бы дипломат на международных встречах и переговорах говорил только правду об истинном положении дел в своей стране.
С этой точки зрения свидетель лжет, так как он нарушает общественные соглашения, распространяемые на некоторые ситуации, в которых обманное действие есть социальная необходимость. В данном случае такого соглашения нет, поэтому умалчивание можно считать ложью. С этой же точки зрения обманное действие врача, который искажает картину болезни пациента, будет, скорее, обманом, но не ложью, так как оно имеет нормативный характер. В то же самое время близкий родственник больного, который по собственной инициативе решил его подбодрить, сообщит ему слово в слово ту же самую информацию, что и врач, его действия можно определить как лживые, так как они, в отличие от врача, не имеют нормативного характера.
Однако, как говорит Сесилия Бок, у понятия лжи есть явная негативная презупмция, то есть, в некотором роде люди, которые лгут или называются лжецами – преступники по определению. Всегда ли справедливо называть человека «преступником», когда он лжет? Свидетелем, возможно, движет страх и стремление обезопасить свою жизнь и, в таком случае, он не столько лжив, сколько труслив, если изъясняться в житейских категориях. А человеком, сообщающим больному, что тот скоро поправится, движут совсем не злонамеренные, а, скорее всего, самые добрые и благородные помыслы. Поэтому еще одним параметром, предложенным профессором Д. Дубровским, с точки зрения которого необходимо рассмотреть обманное действие, является то, какую цель преследует обманное действие: злонамеренную или добродетельную.
Все новости ВАП Галерея Библиотека Подробно о полиграфе РУБИКОН Подробно о ВСЕУКРАИНСКОЙ ассоциации полиграфологов Подробно о подготовке полиграфологов Подробно о проведении исследований на полиграфе
Ты мошенник или лжец?
Честные люди
Не все лгут и не все обманывают. На самом деле, многие люди не делают ни того, ни другого. Если бы вы участвовали в марафоне и следовали всем правилам гонки, вы не были бы мошенником. Ты был честным соперником. Если бы вы действительно заняли 35-е место и сказали всем, что заняли 35-е место, вы также не были бы лжецом. Вы были бы не мошенником и не лжецом. Вы были бы всесторонне честным типом.
Мошенники, но не лжецы
Есть разница между мошенничеством и ложью. Мошенничество действует несправедливо, чтобы получить преимущество. Если я жульничаю, то намеренно игнорирую правила, чтобы выйти вперед. Обман не обязательно должен включать в себя ложь. Если человек в марафонском забеге делает крюк или прыгает в такси, чтобы быстрее добраться до финиша, он явно нарушил правила соревнования, но он не солгал. То есть они не делали явных заявлений с намерением ввести других в заблуждение. Они мошенники, но не лжецы.
Источник: Pixabay
Лжецы, но не мошенники
Как насчет лжи без обмана? Допустим, я пробежал марафон и занял 573-е место. Я следовал всем правилам. Я не обманывал. Однако, если я скажу вам, что занял первое место в гонке, я солгу. Я не мошенник, но я определенно лжец.
Мошенники и лжецы
Особо нечестный человек может и обманывать, и лгать. Вернувшись на марафон, кто-то мог сжульничать, срезав путь и заняв третье место, а затем вернуться домой и рассказать всем, что занял первое место. Они оба лжецы и мошенники.
Новые данные о мошенниках и лжецах
В ходе недавнего исследования исследователи из Испании и США изучили характеристики нечестности людей, играющих в игру с подбрасыванием монеты. В игре участники дома подбрасывали виртуальную монету через веб-сайт. Затем они сообщили исследователю, выпала ли монета орлом или решкой. Если выпадал орел, они выигрывали шесть долларов. Если выпадала решка, они получали только один доллар. Чего участники не знали, так это того, что исследователи тайно отслеживали данные с веб-сайта, чтобы узнать, как на самом деле обернулось подбрасывание монеты. Исследователи могли видеть, выпадет ли монета орлом или решкой. Так что же они нашли?
Источник: Pixabay
Исключая людей, которые действительно выиграли в подбрасывании монеты, мы можем проверить, как выступили остальные. 37% людей, проигравших при подбрасывании монеты, честно сообщили о своем проигрыше. Они играли в игру честно и честно. Они не были лжецами и не мошенниками. Еще 7% играли честно, но солгали о своих результатах. Они следовали правилам и проиграли жеребьевку, но потом солгали и сказали, что выиграли. Еще 7% обманули. Они должны были подбросить монету только один раз, но они продолжали подбрасывать ее до тех пор, пока монета, наконец, не выпадала орлом. Они тогда честно сказали, что монета выпала орлом. Они были мошенниками, но не лжецами. Наконец, были и самые нечестные люди — обманщики и лжецы. Эти люди даже не удосужились подбросить монетку (мошенники), но заявили, что монета выпала орлом (лжецы). Исследователи назвали эту группу «радикально нечестной».
Если ты мошенник, значит, ты тоже лжец
Получается, что большинство людей либо честны, либо нет. Они либо ведут себя откровенно, либо идут ва-банк с обманом и ложью. Возможно, когда кто-то переступает порог одного типа нечестности, становится легко проявлять беспринципность в других отношениях. Чтобы ответить на первоначальный вопрос о том, лжец вы или мошенник, кажется, что если вы либо лжец, либо мошенник, вы, вероятно, и то, и другое.
6 способов узнать, лжет ли кто-то об измене
В этой статье
В большинстве отношений время от времени случаются конфликты, но, возможно, самым большим ударом по отношениям является измена, и, что еще хуже, ложь того, кого вы любите.
К сожалению, когда кто-то обманывает, маловероятно, что он будет честен в своем поведении.
Если вы подозреваете, что ваш партнер ведет себя лживо, есть способы определить, лжет ли кто-то об измене.
1. Изменения в поведении
Один из способов определить, лжет ли кто-то об измене, — это посмотреть на изменения в поведении.
Если ваш партнер вдруг начинает менять свои привычки, но отрицает это, когда ему противостоят, есть вероятность, что это ложь.
Например, ваш партнер может начать есть новую пищу или начать ходить в новый спортзал. Это может указывать на то, что ваш партнер улавливает предпочтения другого партнера или пытается произвести впечатление на кого-то нового.
2. Более загруженный график
Подобно изменениям в поведении, график, который кажется более загруженным, может быть способом сообщить, что кто-то лжет об измене.
Если ваш партнер раньше приходил домой с работы в 17:30, а теперь регулярно возвращается домой в 19:00 без разумного объяснения, возможно, это лживое поведение.
Кто-то, кто лжет об измене, может внезапно заявить, что проводит больше встреч или вечеринок на работе без каких-либо доказательств, подтверждающих это.
Одна или две случайные поздние ночи на работе могут не быть признаком лживого поведения, но если ваш партнер часто возвращается домой все позже и позже, это может быть одним из признаков обмана.
3. Недостаток общения
Здоровые отношения требуют регулярного и открытого общения между партнерами. Если ваш партнер внезапно перестал с вами общаться, это может быть признаком лживого поведения.
Ваш партнер может начать строить планы, не сообщив вам об этом, или он может проводить много времени вдали от дома, не связываясь с вами.
Ваш партнер может даже начать принимать важные решения, не общаясь с вами.
С другой стороны, вы можете обнаружить, что ваш партнер перестает сообщать вам о своих потребностях.
В этом случае есть вероятность, что потребности вашего партнера удовлетворяются в другом месте или он прекратил отношения. Это еще один способ узнать, лжет ли кто-то об измене.
4. Как ваш партнер говорит
Внимательно наблюдайте за своим партнером, когда он говорит, это проверенный способ определить, лжет ли кто-то об измене.
Согласно исследованию прикладной психолингвистики , когда люди говорят правду, они чаще используют фразу «гм», которая предполагает, что разговор протекает естественно и без усилий.
Точно так же изменения в жестах во время разговора расцениваются как признак того, что кто-то лжет.
Исследование, проведенное Мичиганским университетом по судебным делам с высокими ставками, чтобы понять, как люди ведут себя, когда лгут по сравнению с тем, когда они говорят правду, показало, что те, кто лжет, чаще жестикулируют обеими руками, чем те, кто говорит правду.
Если речь вашего партнера, когда его спрашивают об измене, кажется натянутой или отрепетированной или требует значительных усилий, возможно, он ведет себя лживо.
5. Ищите признаки усиленного мышления
Помимо того факта, что разговор может показаться нелегким, когда человек лжет, человек, который лжет в браке, также будет казаться «усерднее думающим».
По мнению авторов доклада Trends in Cognitive Sciences , ложь — это умственная задача.
Это означает, что если человек лжет, когда его спрашивают об обманчивом поведении, он может стать более спокойным или, казалось, сосредоточился, придумывая историю.
Более того, лжецы более беспокойны/нервны, чем говорящие правду. Результаты исследования показали, что отвращение взгляда, нервозность, движения и потливость были признаками обмана.
Также во время лжи у человека могут возникнуть трудности с другими задачами, требующими умственных усилий. Это еще один способ определить, лжет ли кто-то об измене.
Также смотрите: Язык лжи
6. Отклонение и проецирование
Наконец, отклонение и проецирование — это лживое поведение, которое человек может демонстрировать, если он лжет об обмане.
Если вы говорите своему партнеру об измене, и он меняет тему, возможно, ваш партнер пытается отвлечь внимание на что-то другое, чтобы не признаться.
Кроме того, ваш партнер может вместо этого изменить ситуацию и обвинить вас в обмане, что является тактикой, называемой проекцией.
В этом случае ваш партнер не может признаться в измене и вместо этого обвиняет вас в том, за что ему неудобно брать на себя ответственность.
Это последний способ определить, лжет ли кто-то об обмане.
Есть несколько признаков того, что человек лжет в отношениях, и даже если это так, ему может быть трудно признать это.
TakeawayПризнание в неверности может вызвать стыд и сожаление со стороны виновной стороны и по понятным причинам привести к проблемам с доверием и оскорбить чувства жертвы.
Предположим, у вас возникли разногласия с вашим партнером из-за подозрений в измене или вы узнали об измене и не можете нормально поддерживать отношения.
В этом случае, вероятно, пришло время обратиться за помощью к терапевту или пройти онлайн-программу консультирования по вопросам брака, чтобы справиться с ложью в отношениях.
Ссылки
https://www.cambridge.org/core/journals/applied-psycholinguisticshttps://news.