почему у соседа трава зеленее?
Ребенок начинает испытывать зависть, когда достигает возраста 2-2,5 лет. Он уже хочет съесть конфетку, которую ест другой малыш, или поиграть в машинку, с которой играет его сосед по песочнице. Зависть – это совершенно нормальное чувство, присущее в той или иной степени каждому из нас. Она входит в стандартный набор чувств, который есть у любого человека. То, какие эмоции мы испытываем при зависти, во многом зависит от нашего воспитания. Бывает, что это чувство становится патологическим и может привести к серьезным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, и даже стать причиной паранойи .
Когда зависть может быть позитивной, а когда – негативной?
Зависть, какой бы она не была, всегда идет в связке с другими чувствами. Если она позитивная, то сопровождается воодушевлением и радостью. Негативная зависть может сопровождаться злостью, раздражением, безысходностью, самоуничижением и даже депрессией. Такая связь с другими эмоциями исходит из воспитания, из семейной атмосферы и отношений с родителями. То, позитивно или негативно человек воспринимает успехи других, безусловно, связано с характером и генетической предрасположенностью. Однако правильное воспитание может сгладить многие шероховатости в чертах, заложенных в человеке изначально. Основная задача семьи и родителей – научить детей комфортно жить с особенностями своего характера так, чтобы это не влияло на их отношения с самими собой и с окружающими.
Если родители не учат ребенка правильно управлять этим чувством, то во взрослом возрасте такому человеку будет все труднее и труднее справляться с завистью, она будет лишь усиливаться и может развиться в патологию.
Очень часто зависть становится для человека прекрасной мотивацией к достижению целей. При этом ему не хочется отобрать у другого то, что тот имеет, а хочется самостоятельно этого достичь.
Скажем, заработать денег на автомобиль, как у коллеги. То есть достижения другого отделяются от конкретного человека и становятся самостоятельной целью. Так, ребенок по-хорошему завидует любимому учителю по физике и начинает заниматься усерднее, чтобы стать таким же умным, когда вырастет.Читайте также
Что такое когнитивные искажения?
Как устроена черная зависть?
Зависть может приводить к негативным мыслям по отношению к себе или к другим людям. Мы привыкли называть такое чувство черной завистью. Если родители не учат ребенка правильно управлять этим чувством, то во взрослом возрасте такому человеку будет все труднее и труднее справляться с завистью, она будет лишь усиливаться и может развиться в патологию. Тогда человек либо начнет страдать и заниматься самоуничижением, например, из-за того, что, у его коллеги лучше автомобиль, либо пойдет и разобьет этот автомобиль, чтобы другому человеку стало плохо.
Такой человек может без конца устраивать какие-то подлянки тем, кому завидует, писать на них анонимные доносы и так далее.
Зависть может привести к болезненному навязчивому состоянию, которое обычно сопровождается паранойей. Человеку в таком состоянии кажется, что все вокруг настроены против него, что коллега купил себе новую машину, только чтобы ему насолить. Он начинает концентрироваться только на негативных мыслях и болезненных эмоциях , и они зацикливаются в его сознании. Это может привести к изменению поведения, вплоть до социальной изоляции. Такой человек может без конца устраивать какие-то подлянки тем, кому завидует, писать на них анонимные доносы и так далее. Но просто так ни с того ни с сего зависть не может стать болезненной – у человека должна быть генетическая предрасположенность к параноидальным мыслям.
Читайте также
Зачем нужен психотерапевт?
Как научиться меньше завидовать?
Если человек уже испытывает негативные эмоции из-за чужих достижений, такую зависть можно переформатировать в позитивную. Для этого существует эмоционально-фокусированная психотерапия. Основная идея такой терапии в том, чтобы заменить одну эмоцию на другую с помощью определенных эмоциональных техник. У большинства людей это вызывает сомнения, ведь казалось бы, наши эмоции выше нас самих и мы не можем ими владеть в такой степени, чтобы просто заменять негативные на позитивные. Но в действительности, оказывается, что можем.
К примеру, когда человеку грустно, он может пойти, заглянуть в холодильник и заесть свой негатив вкусным тортом. То есть он физиологическим способом вызывает в себе позитивную эмоцию и заменяет ей негативную. Эмоционально-фокусированная психотерапия работает примерно по такому же принципу, только при ней не нужно есть сладости. Психотерапевт помогает пациенту научиться в нужные моменты вызывать эмоции от положительных моментов в жизни, погружаться в них, и таким образом менять собственное состояние и мысли.
- Заболевания и расстройства
Поделиться:
«Черная» зависть и «белая»: есть ли разница?
Создают ли современные технологии комфортные условия для процветания греха зависти? Существует ли так называемая «белая» зависть? Отвечает протоиерей Александр Балыбердин, благочинный храмов города Кирова.
Не думаю, что сегодняшние условия жизни, развитие техники, социальные сети и так далее как-то особенно способствуют развитию зависти. Она была во все времена истории человечества.
Протоиерей Александр Балыбердин
Социальные сети, например, просто предоставляют человеку возможность высказаться публично на довольно широкую аудиторию. Это, конечно, испытание для него. Поэтому, безусловно, это тоже является испытанием.
Мы просим у Бога: «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». А зависть разрушает эту тихую и безмолвную жизнь.
Зависть – грех, который иногда может иметь глубокие последствия, может быть очень разрушительной, потому что, как мы знаем, один грех ведет к другому, к третьему и четвертому; и цепочка эта может затянуться и затянуть так глубоко, что выбраться будет очень и очень сложно.
Я знаю по опыту: своему личному и опыту людей, которые приходят за советом к священнику, что корни, которые пускает зависть в сердце человека, как любые сорняки надо вырывать сразу, как только они появились. Пока они еще не превратились в деревья, пока не пустили глубокие корни.
Поэтому даже помыслы о зависти желательно исповедовать. И тем более, когда зависть уже владеет человеком, надо просто бежать на исповедь, не думать, что не происходит ничего страшного. Иначе потом можно и руки обрезать, и ветви все обломать, но корни зависти все равно останутся в сердце.
Мне кажется, нет никакой разницы между «черной» завистью или белой. Зависть всегда черная. Нельзя радоваться за человека и одновременно завидовать ему. Тут или одно, или другое.
Есть еще момент: когда человек стремится к чему-то хорошему, хочет приобрести внутренние качества, как у другого – здесь уже речь не идет о зависти. Допустим, преподобный Сергий Радонежский любил всех людей, я буду к этому стремиться.
А вот если человеку плохо, его мучает, что кто-то добродетельнее или более успешен в работе или имеет более дорогую машину, то диагноз понятен.
Чем плоха зависть? Тем, что ты, завидуя, проживаешь не свою жизнь. Тем более, тебе не узнать, чем действительно живет человек, который ездит на крутой машине. Может быть, он приезжает на этой машине в семью, где его все ненавидят и ждут от него только одних денег? И он не хочет возвращаться. И чему тут завидовать? Ты даже не знаешь, чему ты завидуешь.
Во-вторых, зависть – это неверие в промысл Божий, в любовь Божью, в то, что Господь ведет тебя одному Ему ведомым путем и на этом пути знает, что тебе подать в каждую нужную минуту.
Когда ты пытаешься хотя бы виртуально прожить жизнь другого человека, ты начинаешь судить этого человека. А нам сказано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).
Ты пытаешься примерить на себя чужую жизнь, а это невозможно, только твоя от этого начинает разрушаться. Ты теряешь себя от зависти.
Так что давайте будем радоваться за других, а не завидовать.
Записала Оксана Головко
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Черная зависть, белая зависть и творчество как акт любви – gordsellar.com
Недавно я проверил Hervé This’s Готовим еду: от молекулярной гастрономии до кулинарного конструктивизма. На его страницах Это высказывается о головокружительном множестве вещей, хотя нужно признать, что иногда он играет быстро и легко с некоторыми цитатами, которые он делает. (Например, цитату из Плутарха , которая украшает боковую панель моего обучающего сайта, он приписывает Аристофану.) Точно так же в книге могло бы быть более конкретное практическое объяснение того, как ее общие и широкие концепции могут применяться на практике, хотя я полагаю, что эта книга представляет Эрве Тиса в своего рода манифесте.
Несмотря на это — или, может быть, , потому что из этого? — многие полезные вещи, которые он может сказать о еде и кулинарии, я также нашел вполне применимыми к задачам написания художественной литературы. Например, в какой-то момент он рассказывает историю о том, как наблюдал, как его коллега, Пьер Ганьер, кропотливо составляет меню от черновика к черновику, никогда не будучи полностью удовлетворенным и по причинам, которые полностью озадачивают это, когда он наблюдает (и поскольку он включен в процесс в течение следующих нескольких дней). Он заключает следующее:
… повара-любители не могут конкурировать с профессионалами. Зачем им вообще пытаться? Хорхе Луис Борхес (1899-1986) различал черную зависть, которая заставляет нас разрушать то, чего у нас нет, и белую зависть, которая разжигает желание улучшить наши способности из-за восхищения талантами других. Эта история [о том, как Пьер Ганьер скрупулёзно составляет меню своего ресторана] неизбежно уменьшает размер тех из нас, кто любит думать о себе как о поварах, но она также может помочь сосредоточить наши усилия и вдохновить нас работать лучше. Что касается технического аспекта приготовления пищи, мы все способны достичь удовлетворительной степени компетентности при небольшом размышлении и научном знании, которое дает молекулярная гастрономия. Что же касается художественного измерения, то только изучая творчество великих художников, мы продвинемся дальше. А что касается любви? Здесь нет альтернативы тому, чтобы заглянуть внутрь себя, чтобы найти способы подарить счастье тем, кого мы кормим. Какое прекрасное задание мы взяли на себя! (стр. 118)
Наверное, любой писатель может сразу уловить авторскую параллель: черная зависть — калечащее проклятие писателя. то, что происходит от чрезмерного сравнения себя с другими в негативном ключе, когда это убеждает вас, что вы никогда не догоните, что вы никогда не закончите свою книгу или свой текущий рассказ, или он не будет продаваться, или он выиграет не читать, даже если он продается, или что-то еще. Это то, что заставляет писателей отвлекаться, сдаваться. (Не то чтобы черная зависть всегда приводит нас к неправильным выводам, но в ней есть целое эмоциональное измерение, которое неизбежно искажает любую самооценку, которую мы пытаемся сделать, когда черная зависть насмехается над нами. )
Между тем, белые завидуют тому, что побуждают к большему усилию и лучшему результату. Это то, что вы получаете, когда читаете любимую работу, и вместо того, чтобы разочаровывать вас, она вдохновляет вас. Конечно, это отличается от изучения уроков, которые предлагает такая работа: вам нужно включить другую часть вашего мозга и по-другому обратить внимание, чтобы достичь этого. Но само вдохновение может быть полезным и мощным для многих из нас. Технически, большинство из нас может научиться строить сносно хорошие предложения, абзацы, персонажи и сюжеты. Все согласны с тем, что художественное измерение зависит от воображения, а также от чтения великих книг — как бы вы ни определяли «великие» — и от широкого чтения. Часто, когда люди говорят: «Мусор на входе, мусор на выходе»,
они также подразумевают, что верно и обратное: «Хорошие вещи на входе, лучшие — на выходе». Но то, как это происходит, больше похоже на то, что «хороший материал на входе приводит к стремлению написать хороший материал, что, возможно, приводит к лучшему материалу».
Итак, да, понятие Борхеса о черно-белой зависти разбирается довольно легко.
Но любит ?
Я нечасто слышал о написании художественной литературы как акте любви. Время от времени, да, но нечасто… уж точно реже, чем я слышал о кулинарии, так говорят. Может быть, это потому, что никто не проводит время один в комнате, делая пометки на бумаге без какой-то страсти к делу, без какой-то любви. Но любовь к письму — это не то же самое, что выражение той щедрой, отдающей любви к своей аудитории, о которой, кажется, здесь идет речь.
Признаюсь, когда я думаю о публике, я не всегда спрашиваю себя, доставляю ли я счастье моему читателю, и если да, то каким образом. Я не всегда спрашиваю себя, могу ли я осчастливить разных читателей одной и той же историей, как это сделали многие классические писатели. Возможно, мне следует более внимательно рассмотреть этот вопрос о процессе перегонки радости из воображения и слов в головы зрителей. Мои истории, когда они не сосредоточены на возмущении или разрыве между большими системами и людьми, которые им противостоят, как правило, сосредоточены на больших идеях или метафизических/метаисторических справочных играх. Конечно, это уже много тарелок:
… но точно так же, как историю можно обогатить, пронизав ее внутренними связями, я полагаю, что истории можно улучшить, когда писателю удается выяснить, как вращать тарелки на еще большем количестве уровней, чем я обычно пытаюсь. управлять сразу.
Другими словами, я не то чтобы совсем не знаю об аристотелевской директиве наставлять и радовать, но я редко думаю о ней в столь грандиозных терминах, как о «дарить радость»… и, может быть, мне следует, даже если радости иногда черный или какой-либо другой оттенок, который мы называем пагубным. (В конце концов, когда-то зеленый был цветом зависти.)
Думаю, на этой неделе я потрачу на это некоторое время. Мандат дарить радость в художественной литературе, я имею в виду, не цвета зависти.
Конечно, вопрос практического применения стоит рассмотреть… поэтому вот конкретное упражнение, которое вы можете попробовать, просто чтобы осознанно почувствовать пределы того, сколько тарелок вы можете на самом деле вытянуть из вращения за раз. Не то, чтобы нужно было пытаться крутить их все сразу в одной сцене, когда вы пишете для кого-то другого — это глупо, — но в качестве технического эксперимента это может быть интересно попробовать.
Упражнение:
Выберите любые три из следующих «тарелок». Попробуйте написать сцену или серию сцен, во время которых каждая из тарелок вращается мгновенно или непрерывно. (Когда тарелка эффективно вращается, выбранная вами эмоциональная или ментальная реакция эффективно вызывается у читателя.)
Затем выберите еще две «тарелки» и перепишите сцену (или серию сцен) так, чтобы ни одна из тарелок не уже вращение останавливается, но две новые пластины добавляются к массиву вращающихся пластин.
Повторяйте, добавляя одну тарелку, пока не достигнете предела. Затем отложите это на день, а когда вернетесь к этому, не прекращайте переделывать сцену, пока не заставите ее работать, или сдайтесь и заявите, что нашли свой (текущий) предел. (И тогда вы будете знать, что дальше расширять.)
Таблички:
- зависть
- презрение
- сострадание
- волнение
- узнавание/знакомство 95 скупость 58 недоверие сочувствие
- недоверие 0057 patronizing empathy
- anxious trepidation
- curiosity
- doubt
- disgust
- amusement
- awe
- surprise
- horror
- rage
- delight
- amazement
- sexual arousal
- discomfort
- embarrassment
- eagerness
- спокойствие
- раздражение
- смех
- недоумение
- ужас
- нетерпение
- надежда
- безнадежность
Зависть мира
Амазонка | Барнс и Ноубл | Книжный магазин | БАМ!
С помощью The Envy of the World Коуз демонстрирует, что он также является автором необычайного сочувствия и прагматизма, написав самую яркую, личную и нашумевшую книгу в своей карьере.
Зависть к миру подробно описывает, с помощью анекдотов из реального мира, особые способы, которыми черные мужчины усваивают презрение и страх, направленные на них американским обществом. Хотя он откровенно борется с такими ужасными проблемами, как злоупотребление наркотиками, лишение свободы, преступная деятельность, женоненавистничество и хроническое экономическое неравенство, Коуз также учитывает важность достигнутого прогресса, особенно в последние десятилетия. Благодаря комментариям и опыту мужчин, которые представляют широкий спектр черного опыта, от первого афроамериканца, который возглавил компанию Fortune 500 и первого темнокожего гроссмейстера по шахматам, до неизвестных торговцев наркотиками и заключенных в тюрьму молодых людей, The Envy of the World бросает вызов нас в тщательной, кристальной прозе, чтобы переосмыслить, кто мы и чем мы стали как общество
«Я имею в виду, я не знаю, из-за чего весь этот шум. Я имею в виду, все в мире любит тебя. Белые мужчины любят тебя. Они тратят так много времени на беспокойство о твоем пенисе, что забывают о своем… А белые женщины? Они гонят вас всех по всем уголкам земли, сочувствуют вам под каждой кроватью. Цветные женщины доводят себя до ухудшения здоровья, просто пытаясь держаться за ваши наручники. Даже маленькие дети — белые и черные, мальчики и девочки — проводят все свое детство, пожирая свое сердце, потому что думают, что вы их не любите. И если этого недостаточно, вы любите себя. Ничто в мире не любит чернокожего больше, чем другой чернокожий. Мне кажется, что ты предмет зависти всего мира.
– Из Сулы, романа Тони Моррисон
«Зависть к миру будет стимулировать, провоцировать и встряхивать читателя от ранее существовавших неверных представлений об американской расовой проблеме. Книга, которую нужно прочитать в новом тысячелетии.
«Чередуя острые интервью откровенными откровениями, ведущий журналист Эллис Коуз с устрашающей откровенностью и в то же время обнадеживающим ободрением изображает парадоксальное явление, в котором чернокожих мужчин одновременно боятся и восхищались, избегали и подражали, любили и презирали на этой земле, на которой они родились. «Зависть к миру» просветит всех читателей и является важным текстом для каждого молодого чернокожего мужчины».
– Деррик Белл, автор книг «Лица на дне колодца» и «Постоянство расизма»
тысячелетие. Его беседы с братьями со всей страны представляют собой убедительное исследование того разочарования, которое мы испытываем на протяжении всей жизни, живя в Америке. Прочтите эту книгу, и пусть она станет вашим руководством по выживанию!»
«Исследуя широкий спектр культурных артефактов… и никогда не избегая сложных вопросов, таких как преступления черных против черных и межрасовый секс, Коз составляет как настойчиво аргументированную историю черной мужественности, так и трогательный и детализированный снимок того, где она находится. в настоящее время.»
– ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ИЗДАТЕЛЬ
«Небольшой том с существенным и важным сообщением».
– Киркус
«Коуз, одаренный, восторженный эссеист, обозреватель и пишущий редактор Newsweek, выросший в чикагском Вест-Сайде. В «Зависти мира» Коз, чернокожий, пишет с настойчивостью человека, который в одиночку пытается спасти расу… «Зависть мира», название, взятое из отрывка из романа Тони Моррисон «Сула», предоставляет гипотетическим подопечным Коуза настоящий набор инструментов для приближения к миру, предоставленный с легкостью опытного писателя. Но молодые чернокожие мужчины не единственная его целевая аудитория. «Зависть мира» говорит и с остальными из нас».
«Ясная, красноречивая и глубоко личная книга Коуза имеет большое значение для того, чтобы просветить нас о ловушках и возможностях жизни чернокожих мужчин. Коуз не стесняется говорить правду о том, что наша страна сделала, чтобы превратить жизнь чернокожих в ад, но он отказывается игнорировать то, что мы сделали, чтобы разжечь огонь.