Числовая лента
Главная / О технологии «Стосчет» /
Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене.
Числовая лента позволяет ребёнку увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Малыши хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте: Упражняются в счете по числовой ленте в пределах 100, назывании числительных по — порядку. Учатся находить названное число, называть показанное число в пределах 100.
Н.А. Зайцев пишет: «Упражняйте ребенка в счете по ленте. Ваш малыш это будет делать с удовольствием по нескольку раз в день.
С некоторыми детьми можно провести обучение счету по числовой ленте постепенно: десяток за десятком от занятия к занятию он обязательно запомнит названия числительных и озвучит всю ленту.
Через некоторое время сможем считать и в обратном порядке: 100, 90, 80, 70… 10, 0. А еще через какое-то время справимся с полным обратным счётом от ста: 100, 99, 98, 97…3, 2, 1, 0.
Попросите ребенка показать, сколько ему лет, его маме, папе, бабушке. Где номер дома, в котором живет ребенок, квартиры, номер телефона.
Спросите у ребенка «Это какое число?» и покажите его на ленте».
По мнению Н.А. Зайцева: «Какое бы число ни показали, все ребята непременно фиксируют его взглядом, запоминают, на ходу обучаются.
Четырех — пятилетки осваиваются с лентой и начинают находить в ней задаваемые числа через два-три-четыре занятия.Поиграйте в игру «Кто знает, где … 67?» Ребенок, первый коснувшийся пальчиком нужного числа, получает фишку.
Построим числовую ленту сами из частей ленты и из числовых карточек.
Числовая лента Н.А.Зайцева помогает увидеть разницу между большим и меньшим числом, как увеличиваются и уменьшаются числа, что при этом меняется. В результате упражнений ребенок поймет логику построения числового ряда: оказывается числа расположены слева направо, от меньшего к большему. Чем больше число, тем оно правее.
Старшие дошкольники учатся ребенка решать примеры и задачи путем присчитывания и отсчитывания на числовой ленте.
В учебном пособии «Сотня: считаем и решаем» числовая лента используется в разнообразных сюжетных, арифметических играх:
Игра «Арифметический лабиринт»
youtube.com/embed/arBlTjk-y6k»>Игровое упражнение «Авиадиспетчеры»
В игровом упражнении ребенок закрепляет приемы сложения и вычитания на числовой ленте. Упражняется в быстром нахождении заданного числа.
Посмотреть полную комплектацию учебного пособия»Сотня: считаем и решаем» >>>
Математика по Н. А. Зайцеву
Математика по Н. А. Зайцеву
Суть математики по методике «Стосчёт Зайцева» состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа.
Ребёнок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество. Технология «Стосчет» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Там, где работают со «Стосчетами», не проходят цифру за цифрой, не изучают состав десятка, переход через десяток.
По методике Зайцева трех-четырехлетки знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, выходят в решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах ста.
Числовая лента, висящая на стене, делает расположение чисел от маленьких к большим для ребёнка таким же привычным, как и для взрослых, имеющих представление о законе построения натурального ряда чисел. Учитывая психологические особенности дошкольника — период преобладания наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, Н.А.Зайцев предусматривает возможность моделирования чисел, манипулирования числовыми карточками, действия с числовой лентой и столбом. Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом.
Все это очень эффективно для математического развития дошкольника, для совершенствования его интеллектуальных способностей.
Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка.
В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате: меняется вид деятельности — от спокойно-статичного к подвижному и наоборот, меняется место деятельности — рабочая, игровая зона.
Это не позволяет детям утомляться. Дети могут ходить, стоять, лежать на ковре, они не портят осанку, зрение, потому что смотрят на большие таблицы. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день. Работа со «Стосчетом» позволяет сделать математику любимой для детей.
Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»:
· обучение ведется с огромным опережением без принуждения;
· способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
· формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;
· она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией;
Т. об., изучая математику по методике Зайцева, используя привлекательные для ребёнка приемы работы, создаётся у ребенка радостное настроение, учеба превращается в игру! Только такая работа позволяет сделать математику любимой для детей.
Подписаться на: Сообщения (Atom)
11.7: Реакции исключения — Правило Зайцева
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 31511
Задача
После изучения этого раздела вы сможете применить правило Зайцева для предсказания основного продукта в элиминировании несимметричного галогенида под действием оснований.
Ключевые термины
Убедитесь, что вы можете определить и использовать в контексте приведенный ниже ключевой термин.
- Правило Зайцева
При взаимодействии алкилгалогенида с нуклеофилом/основанием Льюиса могут происходить два основных типа реакции. До сих пор в этой главе мы обсуждали реакции замещения, в которых нуклеофил замещает уходящую группу у электрофильного углерода субстрата. В качестве альтернативы нуклеофил может действовать как основание Льюиса и вызывать реакцию отщепления, удаляя водород, соседний с уходящей группой. Эти реакции схожи и часто конкурируют друг с другом.
Введение
Приставка «регио» указывает на то, что взаимодействие реагентов во время образования и/или разрыва связи происходит преимущественно по одной ориентации. Если в данном реагенте присутствуют две или более структурно различных групп соседних атомов водорода, то путем отщепления могут быть образованы несколько структурно-изомерных алкенов. Правило Зайцева — эмпирическое правило, используемое для предсказания основных продуктов реакций элиминации. В нем говорится, что в реакции отщепления основным продуктом является более стабильный алкен с более сильно замещенной двойной связью. Эта ситуация иллюстрируется приведенными ниже примерами элиминирования 2-бромбутана и 2-бром-2,3-диметилбутана.
Используя гидроксид сильного основания, мы направляем эти реакции в сторону удаления (а не замещения). В обоих случаях есть два разных набора соседних атомов водорода, доступных для реакции отщепления (они окрашены в красный и пурпурный цвета, а альфа-углерод — в синий). Если бы скорость каждого возможного отщепления была одинаковой, мы могли бы ожидать, что количества изомерных продуктов отщепления будут отражать количество атомов водорода, которые могут участвовать в этой реакции. Например, поскольку имеется три атома водорода 1° (красный) и два атома водорода 2° (пурпурный) на бета-углеродах в 2-бромбутане, статистика предполагает соотношение 1-бутена и 2-бутена в продуктах 3:2. Этого не наблюдается, и последний преобладает в соотношении 4:1. Это отклонение от статистического ожидания еще более заметно во втором примере, где имеется шесть соседних атомов водорода 1° по сравнению с одним атомом водорода 3°. Эти результаты указывают на сильное предпочтение более сильно замещенной двойной связи продукта, предсказанной Правило Зайцева .
Реакции E1, E2 и E1cB
Реакция элиминирования протекает по трем общим механизмам, E1, E2 и E1cB, каждый из которых разрывает связи H-C и X-C в разных точках своего механизма. Кроме того, различные механизмы будут иметь тонкое влияние на продукты реакции, которые будут обсуждаться далее в этой главе.
Механизм E1
Этот механизм запускает расщепление С-Х с образованием промежуточного карбокатиона. Основание удаляет водород, соседний с исходным электрофильным углеродом. Электроны от разорванной связи H-C движутся, образуя пи-связь алкена. Почти так же, как S N 1, первый шаг механизма медленный, что делает его шагом, определяющим скорость. Это означает, что кинетика реакции мономолекулярна и имеет первый порядок по субстрату.
Механизм E2
Механизм E2 реализуется за один согласованный шаг. Скорость, с которой происходит этот механизм, соответствует кинетике второго порядка и зависит от концентрации как основания, так и алкилгалогенида. Основание отщепляет водород от атома углерода, соседнего с уходящей группой. Электроны разорванного HC движутся, образуя пи-связь алкена. При этом связь С-Х разрывается, что приводит к удалению уходящей группы.
Механизм E1cB
Механизм E1cB начинается с того, что основание депротонирует водород, соседний с уходом, с образованием карбаниона. На втором этапе механизма неподеленная пара электронов карбаниона перемещается, чтобы стать пи-связью алкена. Это приводит к разрыву связи C-X и удалению уходящей группы.
Прогнозирование продуктов реакции элиминирования
Для большинства реакций элиминирования образование продукта включает разрыв связи С-Х электрофильного углерода, разрыв связи С-Н атома углерода, соседнего с электрофильным углеродом, и образование пи-связи между этими двумя атомами углерода. Какой механизм элиминации используется, мало влияет на эти шаги. Ограничения каждого механизма устранения будут обсуждаться далее в этой главе.
Для определения возможных продуктов очень важно сначала идентифицировать электрофильный углерод в субстрате. Затем определите все атомы водорода на атомах углерода, непосредственно прилегающих к электрофильному углероду. Каждый уникальный соседний водород может образовывать уникальный продукт элиминации. Разорвите связь C-H от каждой уникальной группы соседних атомов водорода, затем разорвите связь C-X. Наконец, соедините соседний углерод и электрофильный углерод двойной связью. Повторите этот процесс для каждой уникальной группы соседних атомов водорода. Наконец, сравните все возможные продукты исключения. Продукт, двойная связь которого имеет наибольшее количество алкильных заместителей, скорее всего, будет предпочтительным продуктом.
Рабочий пример \(\PageIndex{1}\)
Каковы ожидаемые продукты следующей реакции? Какой продукт можно было бы ожидать в качестве основного?
Решение
Чтобы решить эту задачу, сначала найдите электрофильный углерод в исходном соединении. Этот углерод непосредственно присоединен к уходящим группам хлора и показан синим цветом в структуре ниже. Затем определите все уникальные группы атомов водорода на атомах углерода, непосредственно прилегающих к электрофильному углероду. В исходном соединении есть две различные группы водородов, которые при удалении могут создавать уникальный продукт элиминации. Они показаны красным и зеленым в структуре ниже.
Создайте возможный продукт элиминации, разорвав связь C-H каждой уникальной группы соседних атомов водорода, а затем разорвав связь C-Cl. Затем соедините соседний углерод и электрофильный углерод двойной связью, чтобы создать продукт элиминирования алкена. Повторите этот процесс для каждой уникальной группы соседних атомов водорода. Поскольку исходное соединение в этом примере имеет две уникальные группы соседних атомов водорода, возможно, могут быть получены два продукта элиминирования.
Продукт 1
Продукт 2
Наконец, сравните возможные продукты элиминирования, чтобы определить, какой из них имеет наибольшее количество алкильных заместителей. Этот продукт, скорее всего, будет предпочтительным. В этом примере продукт 1 имеет три алкильных заместителя, а продукт 2 — только два. Это означает, что продукт 1, вероятно, будет предпочтительным продуктом реакции.
Упражнение \(\PageIndex{1}\)
1) Игнорируя стереохимию алкенов, покажите продукты элиминирования следующих соединений:
2) Предскажите основные продукты следующих реакций.
а)
б)
в)
- Ответ
а)
2)
а)
б)
в)
11.7: Реакции исключения. Правило Зайцева распространяется по лицензии CC BY-SA 4.0, авторами, ремиксами и/или кураторами выступили Стивен Фармер, Дитмар Кеннеполь, Лейн Морш, Тим Содерберг, Уильям Рейш и Уильям Рейш.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Лицензия
- CC BY-SA
- Версия лицензии
- 4,0
- Показать страницу TOC
- № на стр.
- Теги
- автор@Дитмар Кеннеполь
- автор@Лейн Морш
- автор@Стивен Фармер
- автор @ Тим Содерберг
- автор@William Reusch
- Правило Зайцева
7.14: Правило Зайцева — Химия LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 45183
Цель обучения
- использовать правило Зайцева для прогнозирования основных и второстепенных продуктов реакций элиминации
Правило Зайсева и региоселективность
Приставка «регио» указывает на то, что взаимодействие реагентов при образовании и/или разрыве связи происходит преимущественно по одной ориентации.
Правило Зайцева или Сайтцева (англизированное написание) — эмпирическое правило, используемое для прогнозирования региоселективности реакций бета-элиминации, протекающих по механизмам Е1 или Е2. В нем говорится, что в региоселективной реакции E1 или E2 основным продуктом является более стабильный алкен с более сильно замещенной двойной связью, как показано в примере ниже.
Если в данном реагенте присутствуют две или более структурно различных групп бета-водородов, то путем отщепления E2 может быть образовано несколько структурно-изомерных алкенов. Эта ситуация иллюстрируется приведенными ниже примерами элиминирования 2-бромбутана и 2-бром-2,3-диметилбутана.
Используя сильноосновной нуклеофил гидроксида, мы направляем эти реакции в сторону элиминации. В обоих случаях есть два разных набора бета-водородов, доступных для реакции элиминации (они окрашены в красный и пурпурный цвета, а альфа-углерод — в синий). Если бы скорость каждого возможного отщепления была одинаковой, мы могли бы ожидать, что количества изомерных продуктов отщепления будут отражать количество атомов водорода, которые могут участвовать в этой реакции. Например, поскольку имеется три атома водорода 1° (красный) и два атома водорода 2° (пурпурный) на бета-углеродах в 2-бромбутане, статистика предполагает соотношение 1-бутена и 2-бутена в продуктах 3:2. Этого не наблюдается, и последний преобладает в соотношении 4:1. Это отклонение от статистического ожидания еще более заметно во втором примере, где имеется шесть 1°-бета-водородов по сравнению с одним 3°-водородом. Эти результаты указывают на сильную региоселективность в пользу более сильно замещенной двойной связи продукта, эмпирическое утверждение, обычно называемое Правило Зайцева .
Упражнение
1. Игнорируя стереохимию алкенов, покажите продукты элиминирования следующих соединений:
- Ответ
1.
Авторы и ссылки
Д-р Дитмар Кеннеполь FCIC (профессор химии, Университет Атабаски)
Проф. Стивен Фармер (Государственный университет Сономы)
Уильям Ройш, почетный профессор (штат Мичиган, Университет штата Мичиган), виртуальный учебник органической химии
Органическая химия с акцентом на биологию Тима Содерберга (Университет Миннесоты, Моррис)
7.14: «Правило Зайцева» распространяется по недекларированной лицензии и было создано, изменено и/или курировано LibreTexts.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Показать страницу TOC
- № на стр.