Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что называют навыками чем они отличаются от других условных рефлексов: Что называют навыками? Чем они отличаются от других условных рефлексов?

Высшая нервная деятельность. Рефлекторная деятельность нервной системы. Биология 9 класс Сапин



1. Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

На более высоком уровне учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано великим русским физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым (1829–1905). Главный труд его жизни – книга «Рефлексы головного мозга» – был издан в 1863 г. В нём учёный доказал, что рефлекс – это универсальная форма взаимодействия организма со средой, т. е. рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные – сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску программ поведения. И. М. Сеченовым были впервые описаны тормозные процессы, развивающиеся в ЦНС. У лягушки с разрушенными большими полушариями мозга учёный исследовал реакцию на раздражение задней лапки раствором кислоты: в ответ на болевой стимул лапка сгибалась.

Сеченов обнаружил, что, если в эксперименте предварительно приложить к поверхности среднего мозга кристаллик соли, время до ответной реакции увеличится. На основании этого он заключил, что рефлексы могут быть заторможены какими-то сильными воздействиями. Очень важным заключением, сделанным учёными в конце XIX – начале XX в., был вывод о том, что любая ответная реакция организма на раздражитель всегда выражается движением. Любое ощущение, осознанно или неосознанно, сопровождается ответной двигательной реакцией. Кстати сказать, именно на том, что любой рефлекс заканчивается сокращением или расслаблением мышц (т. е. движением), и основана работа детекторов лжи, улавливающих мельчайшие, неосознанные движения взволнованного, встревоженного человека.

Предположения и выводы И. М. Сеченова были для своего времени революционными, и далеко не все учёные в то время сразу их поняли и приняли. Экспериментальные доказательства истинности идей И. М. Сеченова были получены великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849–1936).

Именно он ввёл в научный язык термин «высшая нервная деятельность». По его мнению, высшая нервная деятельность – это психическая деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма с внешним миром.

2. Что такое безусловный рефлекс? Приведите примеры.

Безусловный рефлекс – рефлекс, который обеспечивает приспособление организма к постоянным условиям среды, такие рефлексы являются видовыми, наследственными, полностью сформированными к моменту рождения и неизменными в течение жизни.

Примерами безусловных рефлексов могут служить возникновение кашля при попадании инородных тел в дыхательные пути, отдёргивание руки при уколе о шипы розы, сужение зрачка при ярком свете. Для новорожденных примерами безусловных рефлексов являются сосательный и хватательный.

Безусловные рефлексы характерны и для животных. Особенно важна роль безусловных рефлексов в жизни тех существ, чьё существование длится всего несколько дней, а то и всего-то один день. Например, самка одного из видов крупных одиночных ос появляется из куколки весной и живёт только несколько недель. За это время она должна успеть встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить паука в норку, отложить яйца. Все эти действия она проделывает несколько раз в течение жизни. Оса выходит из куколки уже «взрослой» и сразу же готова к выполнению своей деятельности. Это не значит, что она не способна к обучению. Она, например, может и должна запомнить место расположения своей норки.

3. Что лежит в основе врождённой формы поведения?

Врожденные формы поведения – такие формы поведения, которые запрограммированы генетически у живых существ, в основе которых лежит ряд безусловных рефлексов и инстинктов. Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида.

4. Что такое инстинкт?

Инстинкт — цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Здесь каждая отдельная реакция служит сигналом для последующей. Наличие такой цепочки рефлексов позволяет организмам приспосабливаться к той или иной ситуации, окружающей среде. Инстинкты являются видоспецифичны, т. е. выполняются стереотипно у всех особей данного вида, и не требуют предварительного обучения.

Ярким примером инстинктивной деятельности может служить поведение муравьёв, пчёл, птиц при постройке гнезда и т. д.

5. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

6. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?

Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: условного (изначально индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.) должен несколько опережать по времени безусловное подкрепление. Это опережение может составлять от 0,1 с до 3 мин. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителей, чтобы образовался условный рефлекс. Условный раздражитель должен быть меньшим по силе, чем безусловный. Для выработки ряда рефлексов (пищевого, полового) необходимо наличие соответствующей мотивации. При выработке рефлекса организм должен быть здоровым и находиться в бодрствующем состоянии, должны отсутствовать различные посторонние раздражители.

7. Какие формы поведения можно отнести к приобретённым?

В основе приобретенных форм поведения лежит научение. К приобретенным формам можно отнести условные рефлексы, привыкание (процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции, животные привыкают не реагировать на стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения), метод проб и ошибок, запечатлевание (врожденная способность к запоминанию всего того, что детеныш может увидеть (или услышать) вокруг себя в определенный период своей жизни, благодаря запечатлеванию дети помнят своих родителей, быстро овладевают речью), интуицию (внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотичных попыток достичь желаемого результата).

8. В чём биологический смысл того, что долго неподкрепляемый условный рефлекс со временем угасает?

Торможение долго неподкрепляемого условного рефлекса называется угасательным. Для детей угасательное торможение освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из памяти тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

9. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего торможения. Приведите конкретные примеры.

Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс у собаки тормозится при сильном шуме, испуге, действии на неё болевого раздражителя и т. д. Такой вид торможения называют внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестаёт выполнять роль условного раздражителя; рефлекс начнёт угасать и вскоре затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

10. Что называют навыками? Чем они отличаются от других условных рефлексов?

Навык, автоматизированные действия — вырабатываемые в течение жизни двигательные условные рефлексы. Навыки являются сложными условными рефлексами. Если говорить грубо, то рефлекс – это отдельное действие в ответ на раздражитель, а навык — это целая сложная деятельность. Обучение навыкам требует времени и упорства. Однако постепенно, когда они уже закрепились, они выполняются автоматически, без контроля сознания. Владение навыками полезно для человека, потому что экономит время и энергию.

Стадии образования условного рефлекса и формирования навыка

Условный рефлекс образуется не сразу, а постепенно, по стадиям. Для образования условного рефлекса требуется определенное количество сочетаний и время. Различают три стадии образования условного рефлекса.

Первая – стадия генерализации, или обобщения ответного действия. В самом начале сочетаний, пока устанавливается нервная связь между двумя очагами возбуждения, условный рефлекс самостоятельно не воспроизводится. Появление первых реакций на условный раздражитель является началом образования условного рефлекса. В первое время образовавшийся условный рефлекс проявляется обобщенно как на условный сигнал, так и на все сходные с ним раздражители (например, сходные по интонации, сходному движению рукой). В этой стадии условный рефлекс легко затормаживается, отмечается неточность ответных действий на команду или жест дрессировщика, и может совсем не проявляться при изменении условий или обстановки.

Вторая – стадия концентрации, или специализации условного рефлекса. При дальнейшем многократном сочетании раздражителей, возбудительный процесс начинает концентрироваться в одном нервном центре. Чем больше закрепляется условный рефлекс, тем меньше будет явление обобщения с другими сходными раздражителями. Собака безошибочно определяет условный раздражитель, то есть отличает его от других сходных раздражителей. В этой стадии условный рефлекс начинает проявляться автоматически в виде точного и конкретного ответного действия на команду или жест дрессировщика и не проявляется на другие раздражители, сходные с условными раздражителями. При изменении условий и обстановки, условный рефлекс не затормаживается.

Третья – стадия стабилизации условного рефлекса, или формирования навыка. Навык формируется при многократном повторении условного рефлекса в обстановке различной сложности. Автоматическое проявление рефлекса на условный раздражитель не требует постоянного подкрепления его безусловным раздражителем. В этой стадии условный рефлекс переходит в навык и становится стереотипным. Он активно проявляется на команду или жест дрессировщика в обстановке любой сложности.

Задание 3. Изучите типы и характеристики высшей нервной деятельности у собак.

Наблюдая за поведением собак, можно наблюдать, что они по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Одни из них быстро и сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. Другие, быстро возбудившись, также быстро успокаиваются. Третьи реагируют медленно, слабо возбуждаются и медленно успокаиваются. Некоторые собаки от действия раздражителей начинают прятаться.

В основу классификации типов высшей нервной деятельности заложены типовые различия в поведении собак на одни и те же раздражители, связанные со свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, которые различаются по силе, уравновешенности и подвижности.

Сила нервных процессов определяется работоспособностью клеток коры головного мозга, т. е. их способностью выдерживать сильную и длительную нагрузку процессов возбуждения и торможения.

Уравновешенность нервных процессов зависит от соотношения сил возбудительного и тормозного процессов. Они могут быть одинаковыми по силе, уравновешенными или, если один из них заметно преобладает над другими, неуравновешенными. Собаки с сильными нервными процессами при преобладании процесса возбуждения отличаются большой возбудимостью. Нервные процессы у них явно не уравновешены, возбуждение преобладает над торможением.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью их возникновения и сменой возбуждения торможением и наоборот. Это определяется быстротой изменения реакций поведения при действии разными раздражителями. Нервные процессы могут быть подвижными и малоподвижными. Высокая подвижность процессов обеспечивает хорошие рабочие качества собаки.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов в комплексе определяют типологические особенности нервной системы собаки, которые проявляются в способности ее к дрессировке и работе. Знание типов высшей нервной деятельности имеет важное теоретическое и практическое значение.

Определение типов высшей нервной деятельности.

Сила процесса возбуждения определяется степенью выраженности основных реакций поведения, активностью двигательных реакций, скоростью образования положительных условных рефлексов, стойкостью образовавшихся условных рефлексов к торможению и угасанию, способностью нервной системы выдерживать сильные или продолжительно применяемые раздражители и работоспособностью собаки.

Сила процесса торможения определяется уравновешенностью основных реакций поведения, скоростью образования отрицательных (тормозных) условных рефлексов, стойкостью образовавшихся тормозных условных рефлексов к растормаживанию, способностью нервной системы выдерживать сильные или продолжительные тормозные напряжения и работоспособностью собаки, где требуется выдержка и сложная дифференцировка раздражителей.

Уравновешенность нервных процессов определяется балансом или преобладанием силы процесса возбуждения над процессом торможения, уравновешенностью поведенческих реакций, силой проявления положительных и отрицательных условных рефлексов, способностью к дрессировке и рабочими качествами при служебном использовании.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой смены или застойностью основных реакций поведения, скоростью перестройки условного рефлекса при смене сигнальных раздражителей, способностью переключаться от возбуждения к торможению и обратно, скоростью образования навыка в виде динамического стереотипа, быстрой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды, легкостью образования ситуационных условных рефлексов, степенью работоспособности собаки в сложной обстановке.

Характеристики типов высшей нервной деятельности

Холерик (сильный неуравновешенный тип) характеризуется сильным возбудительным процессом и отстающем по силе тормозным. У них быстро образуются и прочно закрепляются условные рефлексы, но с трудом вырабатываются дифференцировки и выдержки в различных положениях. Процесс возбуждения у собак этого типа преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные медленно и трудно, легко растормаживаются на малейшие посторонние положительные раздражители.

Сангвиник (сильный уравновешенный подвижный тип имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения. Они достаточно подвижны, что обеспечивает высокую приспособленность и устойчивость в трудных условиях. Быстро образуются и прочно сохраняются условные рефлексы (сила), легко осуществляется переделка динамического стереотипа (подвижность), хорошо и быстро вырабатывается дифференцировка (различие близких по типу условных рефлексов). Собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы, положительные и отрицательные, образуются легко и быстро, навыки отличаются стойкостью и динамичностью.

Флегматик (сильный уравновешенный инертный тип) характерен сильными процессами возбуждения и торможения и плохой их подвижностью, всегда испытываемыми затруднениями при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот тип обладает малой подвижностью нервных процессов. У флегматиков образуются прочные условные рефлексы (сила) и прочные дифференцировки (уравновешенность). Собаки этого типа медленно и вяло реагируют на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у них происходит медленное образование условных рефлексов и формирование их в навыки.

Меланхолик (слабый тип) характеризуется слабостью обоих нервных процессов – возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, избегает сильных раздражителей, так как они вызывают общее угнетение ввиду запредельного торможения. Условные рефлексы являются нестойкими при их выработке, легко подвергаются внешнему торможению. Собаки этого типа обладают высокой чувствительностью, но слабой выносливостью. Лучшие из них могут дрессироваться и использоваться на службе. Собаки с чрезмерной слабостью нервных процессов к дрессировке не пригодны.

Что такое обучение? | Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять, чем усвоенное поведение отличается от инстинктов и рефлексов
  • Определение обучения
  • Распознать и определить три основные формы обучения — классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение через наблюдение

Птицы строят гнезда и мигрируют с приближением зимы. Младенцы сосут грудь матери. Собаки стряхивают воду с мокрой шерсти. Лосось плывет вверх по течению для нереста, а пауки плетут сложную паутину. Что общего у этих, казалось бы, не связанных между собой действий? Им всем разучился моделей поведения. И инстинкты, и рефлексы являются врожденными формами поведения, с которыми организмы рождаются. Рефлексы представляют собой двигательную или нервную реакцию на определенный раздражитель в окружающей среде. Они, как правило, проще, чем инстинкты, включают активность определенных частей и систем тела (например, коленный рефлекс и сужение зрачка при ярком свете) и затрагивают более примитивные центры центральной нервной системы (например, спинной и продолговатый мозг). Напротив, инстинкты — это врожденное поведение, которое вызывается более широким спектром событий, таких как старение и смена времен года. Это более сложные модели поведения, связанные с движением организма в целом (например, сексуальная активность и миграция) и задействующие высшие мозговые центры.

И рефлексы, и инстинкты помогают организму адаптироваться к окружающей среде, и им не нужно учиться. Например, у каждого здорового человеческого младенца есть сосательный рефлекс, присутствующий при рождении. Младенцы рождаются, зная, как сосать соску, будь то искусственная (из бутылочки) или человеческая. Никто не учит ребенка сосать, как никто не учит вылупившуюся морскую черепаху двигаться к океану.
Обучение, подобно рефлексам и инстинктам, позволяет организму адаптироваться к окружающей среде. Но, в отличие от инстинктов и рефлексов, усвоенное поведение требует изменений и опыта: обучение — это относительно постоянное изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта. В отличие от врожденного поведения, о котором говорилось выше, обучение предполагает приобретение знаний и навыков на основе опыта. Оглядываясь назад на наш сценарий серфинга, Джулиану придется провести гораздо больше времени, тренируясь со своей доской для серфинга, прежде чем он научится кататься на волнах, как его отец.

Обучение серфингу, как и любой сложный процесс обучения (например, изучение дисциплины психологии), включает сложное взаимодействие сознательных и бессознательных процессов. Обучение традиционно изучалось с точки зрения его простейших компонентов — ассоциаций, которые наш разум автоматически создает между событиями. Наш разум имеет естественную склонность связывать события, которые происходят близко друг к другу или последовательно. Ассоциативное обучение происходит, когда организм устанавливает связи между стимулами или событиями, которые происходят вместе в окружающей среде. Вы увидите, что ассоциативное обучение занимает центральное место во всех трех основных процессах обучения, обсуждаемых в этой главе; классическое обусловливание, как правило, включает бессознательные процессы, оперантное обусловливание имеет тенденцию включать сознательные процессы, а обучение через наблюдение добавляет социальные и когнитивные слои ко всем основным ассоциативным процессам, как сознательным, так и бессознательным. Эти процессы обучения будут подробно обсуждаться далее в этой главе, но будет полезно сделать краткий обзор каждого из них, когда вы начнете исследовать, как обучение понимается с психологической точки зрения.

При классическом обусловливании, также известном как обусловливание по Павлову, организмы учатся связывать события — или стимулы — которые постоянно происходят вместе. Мы переживаем этот процесс на протяжении всей нашей повседневной жизни. Например, вы можете увидеть вспышку молнии в небе во время грозы, а затем услышать громкий раскат грома. Звук грома, естественно, заставляет вас подпрыгивать (громкие звуки вызывают рефлекторный эффект). Поскольку молния надежно предсказывает надвигающийся раскат грома, вы можете связать эти два события и подпрыгнуть, когда увидите молнию. Исследователи-психологи изучают этот ассоциативный процесс, сосредотачиваясь на том, что можно увидеть и измерить — на поведении. Исследователи задаются вопросом, если один раздражитель вызывает рефлекс, можем ли мы обучить другой раздражитель вызывать тот же самый рефлекс?
При оперантном обусловливании организмы снова учатся связывать события — поведение и его последствия (подкрепление или наказание). Приятное последствие поощряет такое поведение в будущем, в то время как наказание сдерживает такое поведение. Представьте, что вы учите свою собаку Ходора сидеть. Вы говорите Ходору сесть и даете ему угощение, когда он это делает. После повторного опыта Ходор начинает ассоциировать акт сидения с получением угощения. Он узнает, что в результате сидения он получает собачье печенье ([ссылка]). И наоборот, если собаку наказывают за какое-либо поведение, она приучается избегать этого поведения (например, получать небольшой удар током при пересечении границы невидимого электрического забора).

При оперантном обусловливании реакция связана с последствием. Эта собака усвоила, что определенное поведение приводит к получению угощения. (кредит: Кристал Рольфе)

Обучение через наблюдение расширяет диапазон действия как классического, так и оперантного обусловливания. В отличие от классического и оперантного обусловливания, при котором обучение происходит только через непосредственный опыт, обучение через наблюдение представляет собой процесс наблюдения за другими и последующего имитации их действий. Большая часть обучения людей и других животных происходит в результате обучения через наблюдение. Чтобы получить представление о том, какой дополнительный эффективный диапазон дает обучение через наблюдение, вспомните Бена и его сына Джулиана из введения. Как наблюдение может помочь Джулиану научиться серфингу, а не учиться только путем проб и ошибок? Наблюдая за своим отцом, он может подражать движениям, приносящим успех, и избегать действий, ведущих к неудаче. Можете ли вы вспомнить что-то, чему вы научились, наблюдая за кем-то еще?

Все подходы, описанные в этой главе, являются частью особой психологической традиции, называемой бихевиоризмом, которую мы обсудим в следующем разделе. Однако эти подходы не представляют собой всего исследования обучения. Отдельные традиции обучения сформировались в различных областях психологии, таких как память и познание, поэтому вы обнаружите, что другие главы завершат ваше понимание темы. Со временем эти традиции имеют тенденцию к сближению. Например, в этой главе вы увидите, как познание стало играть более важную роль в бихевиоризме, наиболее крайние сторонники которого когда-то настаивали на том, что поведение вызывается окружающей средой без вмешательства мысли.

Инстинкты и рефлексы являются врожденными формами поведения — они возникают естественным образом и не требуют обучения. Напротив, обучение — это изменение поведения или знаний, возникающее в результате опыта. Существует три основных типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и наблюдательное обучение. Как классическое, так и оперантное обусловливание являются формами ассоциативного обучения, при которых ассоциации создаются между событиями, которые происходят вместе. Обучение через наблюдение, как оно и звучит: обучение, наблюдая за другими.

Глоссарий

ассоциативное обучение форма обучения, включающая соединение определенных стимулов или событий, происходящих вместе в окружающей среде (классическое и оперантное обусловливание)

инстинкт  невыученное знание, включающее сложные модели поведения; считается, что инстинкты более распространены у низших животных, чем у людей

обучение  изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта

рефлекс  необученный, автоматический ответ организма на раздражитель в окружающей среде

 

10 Примеры условной реакции (2022)

В поведенческой психологии условная реакция — это заученная реакция на условный раздражитель. Проще говоря, это ответ, который мы выбираем в той или иной ситуации, потому что считаем его правильным.

Примеры условных реакций включают бег кота за едой, когда звонит звонок, ученик, выкрикивающий правильный ответ, когда учитель задает вопрос о таблице умножения, и даже заученный ответ «пожалуйста!» когда кто-то говорит «спасибо».

Условная реакция часто противопоставляется безусловной реакции, когда наша реакция не заученная, а просто естественная или физиологическая реакция на раздражитель (например, подпрыгивание при звуке грома).

Определение условной реакции

Условная реакция не является естественной реакцией на что-либо. Это реакция, которой мы научились через повторение, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление или наказания.

Концепция исходит из школы бихевиоризма в психологии. Он был разработан как часть теорий классического обусловливания и оперантного обусловливания Ивана Павлова, Б. Ф. Скиннера, Эдварда Торндайка и Джона Ватсона.

и регулярно используется в дрессировке животных, а также в классах для людей. В дрессировке животных мы учим собаку переворачиваться, когда она слышит фразу «катись!». Естественно, собака бы так не отреагировала. Тем не менее, такая реакция обусловлена ​​положительным подкреплением, например, угощением всякий раз, когда собака выполняет трюк.

Условные реакции в образовании связаны с зубрежкой. Например, когда школьный учитель говорит «четыре раза четыре», а ученики отвечают «шестнадцать!» Здесь студенты на самом деле не делают суммы каждый раз. Вместо них научил (или был приучен) давать такую ​​реакцию всякий раз, когда они слышат фразу «четыре раза четыре». Это условная, заученная реакция.

Примеры условной реакции

  1. Бег за едой, когда звонит звонок, является условной реакцией.
  2. Привык говорить, что тебе всегда рады, когда кто-то говорит тебе спасибо.
  3. Приучение к горшку.
  4. Бегите к двери, когда прозвенит звонок в перерыве.
  5. Изучайте таблицу умножения, повторяя ответы.
  6. Волнуюсь, когда играет вступительная музыка к комедийному сериалу.
  7. Рефлекторно реагировать на свое имя.
  8. Потянешься к телефону, когда услышишь звонок.
  9. Постоянное использование солнцезащитного крема после слишком большого количества солнечных ожогов.
  10. Собака учится переворачиваться по команде.

Пояснения

1. Бег за едой при звонке в колокольчик (для кошек и собак)

Стимул: Звонок
Реакция: Слюноотделение

Одним из самых простых способов научить животное тому, что колокольчик означает еду. Для этого просто звоните в колокольчик каждый раз, когда даете питомцу немного еды. Благодаря повторению животное начнет ассоциировать колокольчик с едой.

Через некоторое время можно позвонить в колокольчик и животное прибежит за кормом.

В этой ситуации еда является безусловным раздражителем (что-то естественное, что нравится животным). Звонок – это условный раздражитель (раздражитель, который дополняется естественным – пищей). Наконец, бег животного за звонком — это условная реакция. Это реакция, которой животное научилось.

2. Перерывной звонок (Бег за дверью)

Стимул: Звонок
Реакция: Бег за дверью

Хотя нам нравится думать, что мы немного умнее животных, стимул и реакция обусловлены ассоциацией так же сильна для людей, как и для собак и кошек.

В школе мы все знаем, что звон колокольчика означает конец урока. Часто это означает, что нам разрешают пойти и взять что-нибудь поесть.

Здесь создается та же ассоциация стимула и реакции колокольчика, но для людей! Звонок является нейтральным раздражителем. Естественно, это не означает «еда». Но мы пришли к выводу, что это признак того, что пора есть. Условная реакция состоит в том, что ученики упаковывают свои книги и канцелярские принадлежности, взволнованно мчась к двери, чтобы сбежать из класса.

3. Заучивание таблиц умножения (проговаривание ответа)

Стимул: 4×4
Ответ: 16

Зубрежка — ключевая теория обучения, которая была доминирующей в 20 веке. Он заключался в том, чтобы заставить учеников выучить правильный ответ на вопрос наизусть, что позволило им дать ответ во время быстрого опроса учителем.

Этот стиль обучения требовал, чтобы учащиеся давали условный ответ на заданный вопрос. Например, учитель говорил «четыре раза четыре», а ученик быстро отвечал «шестнадцать».

Хотя в этом примере нет «естественного раздражителя», который заменяется условным раздражителем, он все еще имеет признаки механизма условной реакции. Это требует повторения, поощрений и наказаний, чтобы выработался заученный ответ.

Сегодня критики этого метода подчеркивают, что студенты не обязательно узнают , почему четырежды четыре равно шестнадцати. Процесс обучения не является приоритетным, вместо этого важен только правильный ответ.

4. Музыкальная тема комедии положений

Стимул: Музыка
Ответ: Увеличьте громкость

Комедии положений играют одну и ту же музыкальную тему в начале каждого эпизода. Примером из того времени, когда я рос, является телешоу Friends . Когда на заднем плане заиграла музыка, я сразу понял, что это важно.

То же самое и с выпуском новостей: каждый вечер в 18:00 звучит царственная вступительная музыка, прежде чем ведущий новостей начинает читать с телесуфлера.

В каждой из этих ситуаций музыка не имеет внутреннего смысла. Однако в культурном отношении мы привыкли знать, что каждая песня означает, что на телевидении вот-вот выйдет определенное шоу, и наша реакция обусловлена ​​этим культурным значением, придаваемым стимулу. Это может быть просто сесть и послушать или даже переключить канал, если вам не нравится шоу.

5. Добро пожаловать (когда кто-то говорит спасибо)

Стимул: «Спасибо»
Ответ: «Добро пожаловать»

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что заикаетесь в ответ на обычный рефрен? Как правило, у нас есть речевые модели, которые мы изучаем, погружаясь в язык. Обычно люди отвечают на «спасибо» «пожалуйста», на чихание «будьте здоровы», а кто-то спотыкается на «с вами все в порядке?»

На других языках то же самое. Например, в испанском языке «спасибо» (gracias) получает в ответ обычное «de nada» (буквально: «это ничего»).

Здесь мы воспроизводим условный ответ на обычный раздражитель. Мы научились этому ответу, подвергаясь многократному использованию этих фраз в ассоциации друг с другом в обычном дискурсе.

6. Приучение к горшку

Стимул: Потребность в туалет
Ответ: Поход в туалет

Приучение к горшку также требует от ребенка выработки условной реакции на естественное желание. У младенцев не вырабатывается условный рефлекс идти в туалет, когда у нас возникает желание помочиться. Им нужно этому научиться.

Родители часто используют поощрения в виде угощений и наклеек, чтобы облегчить этот процесс. Когда ребенок говорит родителю, что ему нужно пописать, а затем идет в ванную, его вознаграждают наклейкой.

Со временем у ребенка вырабатывается условный рефлекс: позыв к мочеиспусканию приводит к автоматической реакции отправиться в туалет. Даже после удаления награды (наклейка каждый раз) поведение остается.

7. Реакция на свое имя

Стимул: Кто-то зовет вас по имени
Ответ: Вы поворачиваетесь к ним лицом

Не у всех естественно есть имя. Скорее всего, наши предки-обезьяны не давали друг другу имен. Но со временем общество решило, что имена — это полезная вещь, помогающая нам разговаривать друг с другом (и о) друг с другом.

Таким образом, когда кто-то кричит «Крис!», естественная несоциализированная версия меня не отвечает. В конце концов, это всего лишь звук. Но общество согласилось с тем, что меня зовут Крис, и я узнал, что когда кто-то произносит мое имя, он, вероятно, ищет моего внимания.

Здесь реакция на мое имя является глубоко укоренившейся, но тем не менее обусловленной реакцией. Звук «Крис!», нейтральный раздражитель, стал условным раздражителем из-за приписываемого ему культурного значения. Моя реакция на мое имя, в свою очередь, является условной реакцией.

8. Тянемся к нашим телефонам

Стимул: Телефонный шум
Ответ: Вы тянетесь к своему телефону

В 21 веке у большинства людей есть смартфоны, которые звонят и вибрируют всякий раз, когда вы получаете сообщение или уведомление. Вы можете обнаружить, что этот шум заставляет вас почти инстинктивно тянуться к телефону.

Если это вы, то у вас выработалась условная реакция на нейтральный раздражитель. Этот стимул — звон или вибрация — не имеет никакого внутреннего значения. Однако ваша телефонная компания заставила вас ассоциировать шум с социальным удовлетворением от получения сообщения от друзей или семьи.

Вы также можете обнаружить, что чей-то телефон , который издает звон или подобный шум, заставляет вас инстинктивно тянуться к вашему телефону . В этих ситуациях у вас развилась генерализация стимулов. Это означает, что все подобные звуки вызывают у вас одну и ту же реакцию: потянуться к телефону!

9. Нанесение солнцезащитного крема

Стимул: Солнечный ожог
Ответ: Учимся пользоваться солнцезащитным кремом

Если вы слишком много раз находились на солнце, возможно, у вас выработалась условная реакция на солнце. Эта условная реакция, вероятно, заключается в том, чтобы нанести солнцезащитный крем перед выходом на улицу.

Стимулом в этой ситуации является солнечный ожог.

Часто люди забывают наносить солнцезащитный крем в начале лета и могут получить ранний летний ожог. Это происходит потому, что за зиму вы недостаточно повторили это действие, чтобы у вас выработалась связь между раздражителем (солнце) и условной реакцией (солнцезащитный крем).

Этот пример условной реакции, возможно, не самый чистый из примеров, потому что солнце является безусловным раздражителем, а не условным раздражителем. Тем не менее, вы развиваете условный, а не безусловный ответ на эту ситуацию.

10. Собака учится перекатываться по команде

Стимул: Команда «Перекатываться»
Ответ: Собака перекатывается

Мы не ограничиваемся звоном в колокольчики как способом общения с собаками. Мы также используем такие команды, как «кататься», «сидеть» и «ко мне», чтобы дрессировать наших собак.

В каждой ситуации собака не понимает буквально, что означает «кувырок». Это просто шум для собаки. Однако путем повторения собака развивает навык различения стимулов. Он узнает, что «катиться» звучит иначе, чем «сидеть», и что «кувырок» требует другой условной реакции на «сидеть».

В этой ситуации фраза является нейтральным стимулом, но в сочетании с желаемыми действиями и наградами, такими как угощение, мы можем превратить ее в условный раздражитель, который имеет значение для собаки и может вызвать условную реакцию.

Читать далее: Кондиционирование высшего порядка

Заключение

Условные реакции окружают нас повсюду, хотя мы не всегда осознаем их. В некоторых случаях наша реакция непроизвольна и бессознательна (например, подпрыгивание при звуке грома), что делает ее безусловным ответом. В других случаях, например, когда мы тянемся к телефону, реакция — это то, что мы научились делать сознательно, что делает ее условной реакцией.

Иногда условные реакции, которые мы вырабатываем, полезны, например, когда мы наносим солнцезащитный крем перед выходом на улицу. В других случаях они могут быть менее чем полезными, например, когда мы тянемся к нашим телефонам каждый раз, когда слышим звон или вибрацию.

В образовании механизм стимул-реакция может быть полезен для обучения студентов (и особенно для дисциплины в классе). Однако критики говорят, что он учит студентов не придумывать ответы , а только запоминать правильный ответ на вопрос.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *