Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека: Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется

Ответы на вопросы — Стр 4

Ответы: ● аскетизма ○ гедонизма ○ эвдемонизма ○ гуманизма

Решение: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для аскетизма. Аскетизм, характерный для философии стоицизма и христианства, представляет собой стремление к самосовершенствованию, борьбу с пороками и страстями с целью перевода энергии из чувственной сферы в духовную.

Вопрос № 126

Вопрос: К общим признакам гражданского общества относится…

Ответы: ● универсальное правовое государство ○ имперское государство ○ диктаторское государство ○ наличие кровнородственных отношений

Решение: К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство. Под универсальным характером права подразумевается такое состояние общества, когда все граждане, независимо от социального статуса, подчиняются юридическим нормам и законам и несут равную ответственность за несоблюдение этих норм (Гобозов И.

А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 273).

Вопрос № 127

Вопрос: Философом, утверждавшим мысль о том, что история человечества завершится Страшным судом, является …

Ответы: ○ П. Тейяр де Шарден ● Августин Аврелий ○ И. Гердер ○ Г. Гегель

Решение: В труде «О граде Божием» Августин разработал концепцию всемирно-исторического процесса. Он понимал развитие цивилизации как процесс, имеющий свое начало (сотворение Богом человека), смысл (победа христианства во всемирном масштабе) и завершение (Страшный суд и отделение грешников от праведников).

Вопрос № 128

Вопрос: Сущностью преобразовательной функции культуры является…

Ответы: ○ создание новых духовных ценностей ● изменение природы, общества и человека ○ удовлетворение материальных потребностей ○ социализация личности

Решение: Культура играет определенную роль в жизни человека и выполняет соответствующие функции. Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.

Вопрос № 129

Вопрос: К философским идеям и принципам можно отнести…

Ответы: ○ идею мирового господства ○ продолжение рода ● идеалы гуманизма, свободы и справедливости ○ идеал материального благосостояния

Решение: Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).

Вопрос № 130

Вопрос: Сущностью критической функции философии является…

Ответы: ○ выработка знаний о мире как единой целостности ● осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий ○ разработка принципов и методов познания ○ ориентация человека на определенные ценности

Решение: Критический подход играет антидогматическую роль в развитии философии, положительное значение имеет только конструктивная критика. Критическая функция философии выражается в стремлении «все подвергать сомнению».

Вопрос № 131

Вопрос: Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – …

Ответы: ○ Сократ ● Парменид ○ Фалес ○ Гераклит

Решение: Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – Парменид, представитель элейской школы. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности, говоря не о веществе или стихиях, а о бытии (сущем) и небытии (не-сущем), пытаясь доказать, что бытие существует, а небытия нет, а следовательно, нет и пустоты (соч. «О природе»). Именно бытие, то есть сам принцип существования, есть то, что объединяет вещи; все качественное многообразие вещей вторично по отношению к сущему.

Вопрос № 132

Вопрос: «Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя…

Ответы: ○ Августина Блаженного ○ Аристотеля ● Фому Аквинского ○ Боэция

Решение: «Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского. Фома Аквинский (Томас Аквинат) систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии, за что и был удостоен титула «ангельского доктора». Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога исходя из того, что каждое явление имеет свою причину. Бог воспринимается им как верховная причина всех реальных явлений и процессов.

Вопрос № 133

Вопрос: Категорический императив, по Канту – это …

Ответы: ○ государственная власть ● внутренний нравственный закон ○ чувственная склонность ○ общее благо

Решение: Категорический императив, по Канту, – это внутренний нравственный закон, формальное повеление, управляющее поведением людей в сфере морали. И. Кант стремится строго отделить сознание морального долга от чувственной, эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону, то есть в соответствии с собственной волей, а не по принуждению.

Тем самым различаются легальность и моральность: поступок может быть легальным, то есть соответствовать принятым в обществе законам, но не быть моральным, если совершается не по доброй воле. Критерием нравственности, по И. Канту, является отношение к другой личности как самоцели, а не как средству для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи общего блага.

Вопрос № 134

Вопрос: Материализм XVII века носил ________ характер.

Ответы: ● механистический ○ наивный ○ стихийный ○ созерцательный

Решение: Наиболее развитой наукой в XVII веке являлась механика. Были определены ее предметные границы, сформулированы основные законы. Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности.

Вопрос № 135

Вопрос: Диалектикой называется…

Ответы: ○ искусство ведения диалога ● методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи ○ логическая ошибка ○ техника использования понятий, исключающая эмоциональную беспорядочность обыденного спора

Решение: Диалектикой называется методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.

Вопрос № 136

Вопрос: С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт …

Ответы: ● общественный ○ божественный ○ физиологический ○ имманентно-духовный

Решение: С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт общественный, то есть невозможно рассматривать сознание изолированно от других явлений социальной жизни; сознание человека заключает в себе выработанные историей человечества потенции, которые реализуются в процессе социализации – обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий.

Вопрос № 137

Вопрос: Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

Ответы: ○ предсказание ○ описание ● понимание ○ объяснение

Решение: Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание – способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений. Понимание – это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению.

Вопрос № 138

Вопрос: Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

Ответы: ○ установкой ○ убеждением ○ знанием ● верой

Решение: Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется верой. Вера сопутствует человеку на всем его жизненном пути. В целенаправленной деятельности человека по созданию орудий труда, овладению ими вырабатывается вера в результативность, практическую ценность тех или иных действий. Вера в существование «вещного мира», в то, что он многообразен и многокачественен, способствует его познанию и преобразованию человеком в соответствии с его потребностями и интересами.

Вопрос № 139

Вопрос: Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной.

Ответы: ○ относительной ○ конкретной ● абсолютной ○ объективной

Решение: Догматизм есть философская позиция, возводящая относительные истины в абсолют, превращая их в незыблемые, не подлежащие никаким изменениям догмы. Догматическая позиция не замечать относительность знаний опасна тем, что ведет к застою познания, фанатическому фундаментализму и неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Догматизм может быть связан не только со стереотипностью мышления, но и с личной или коллективной заинтересованностью сохранить неизменными те или иные взгляды, нормы, теоретические положения. Так, религиозные догмы долгое время принимались как незыблемые истины. Или — в Советском Союзе считалось недопустимым какое бы то ни было сомнение в абсолютной правильности марксизма-ленинизма. Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения абсолютной истиной, которая никогда не может быть уточнена и тем более изменена.

Вопрос № 140

Вопрос: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…

Ответы: ○ смысла жизни ○ соотношения бытия и мышления ● свободы ○ этического долга

Решение: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы. Способность поступать по своей воле, даже вопреки собственной пользе, выявляет сущность человека как свободного существа.

Вопрос № 141

Вопрос: Культура в широком смысле представляет собой…

Ответы: ○ естественную среду обитания человека ○ субъективную форму человеческого бытия ○ мировоззрение ● преобразовательную деятельность человека и ее результаты

Решение: Культура в широком смысле представляет собой преобразовательную деятельность человека и ее результаты. Культурой является деятельность, направленная на изменение внешнего и внутреннего мира человека, а также результаты этой деятельности – материальные и духовные ценности.

Вопрос № 142

Вопрос: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…

Ответы: ○ целеполагания ○ представления о конечности своего существования ○ общезначимых идеалов ● ценностей, которые человек реализует в поступках

Решение: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека ценностей, которые человек реализует в поступках. Ценности, то есть то, что имеет положительное значение, могут придавать жизни смысл, сообщая человеческим действиям качественное содержание; при этом смысл жизни каждого человека определяется индивидуальной системой ценностей.

Вопрос № 143

Вопрос: Классическое понимание свободы предполагает ее связь с…

Ответы: ● необходимостью ○ возможностью делать то, что хочется ○ действием по собственному усмотрению ○ тождеством свободы и воли

Решение: Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью. Необходимость – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, внутренняя закономерность возникновения, существования явлений мира. Человек вынужден считаться с этими объективными условиями (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 216).

Вопрос № 144

Вопрос: Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал …

Ответы: ○ В.С. Соловьев ○ К. Маркс ○ Н. Я. Данилевский ● О. Шпенглер

Решение: Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал О. Шпенглер – немецкий философ и культуролог. Один из представителей цивилизационного подхода.

Вопрос № 145

Вопрос: Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал …

Ответы: ● А. Печчеи ○ Э. Фромм ○ З. Фрейд ○ К.Маркс

Решение: Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал Аурелио Печчеи – итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент Римского клуба, автор нескольких прогностических и научно-популярных книг, переведенных на многие как европейские, так и азиатские языки.

Вопрос № 146

Вопрос: К проявлению трансцендирующего характера философии относится …

Ответы: ○ выражение философских взглядов в художественных произведениях ○ выработка знаний, отражающих интересы определенных групп людей ● возможность выйти за пределы человеческого познания ○ рациональность знания

Решение: Под трансцендентным понимается то, что выходит за границы опыта, недоступно рациональному познанию, то, во что можно только верить. Необходимо обратить внимание, что трансцендирование можно рассматривать как метод постижения чего-либо: выход за «пределы» связан с самоуглублением, с наличием определенного таинства, постигаемости трансрационального. Трансцендирование не дает определенного и точного знания, но оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия С.Л. Франк выделяет в трансцендировании два момента: трансцендирование «во-вне» и трансцендирование «во-внутрь», которые взаимодополняют друг друга.

Вопрос № 147

Вопрос: Прогностическая функция философии выражается в следующем …

Ответы: ○ помочь человеку осознать смысл жизни ○ ничего не принимать на веру ○ выявлять существенные элементы объекта ● предсказывать будущий ход событий

Решение: Прогностическая функция философии базируется на способности философии в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия. Философия предполагает формулировку в ее рамках правдоподобных гипотез об общих тенденциях развития человека и мира.

Вопрос № 148

Вопрос: Философия, в отличие от религии, является…

Ответы: ● теоретической формой осмысления бытия ○ формой культуры, вырабатывающей определенную систему ценностей ○ типом мировоззрения, помогающим человеку обрести смысл существования ○ формой мировоззрения

Решение: Философия, в отличие от религии, является теоретической формой осмысления бытия. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства.

Вопрос № 149

Вопрос: Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…

Ответы: ○ Аристотель ● Сократ ○ Анаксагор ○ Парменид

Решение: Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся Сократ. С его творчеством связан этапный поворот в развитии философии Древней Греции – от натурфилософии к философии человека. Сократ одним из первых начал применять диалектическое мышление в рассмотрении смысложизненных проблем человеческой жизни.

Вопрос № 150

Вопрос: Основателем монадологии является …

Ответы: ○ Барух Спиноза ● Готфрид Вильгельм Лейбниц ○ Томас Гоббс ○ Рене Декарт

Решение: Основатель монадологии – Готфрид Вильгельм Лейбниц. По его мнению, в основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада – некоторое духовное образование, духовный атом, созданный Богом.

Вопрос № 151

Вопрос: С точки зрения Л. Фейербаха, источником религии является …

Ответы: ○ философствование, поиск смысла жизни ● ограниченность человека ○ нравственное чувство ○ могущество человека

Решение: С точки зрения Людвига Фейербаха, немецкого философа-материалиста и атеиста, первоисточником религии является ограниченность человека: религиозные иллюзии основаны на чувстве зависимости, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от человека, объективируется – ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают его из творения в творца и ставят самого человека в зависимость от «высшего существа» (соч. «Сущность христианства»).

Вопрос № 152

Вопрос: Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…

Ответы: ○ физикализма ● относительности ○ синергетики ○ натурфилософии

Решение: Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории относительности А. Энштейна.

Вопрос № 153

Вопрос: Философское учение об универсальной одушевленности материи называется…

Ответы: ○ анимизм ○ натурализм ● гилозоизм ○ спиритуализм

Решение: Философское учение об универсальной одушевленности материи называется «гилозоизм». Гилозоизм рассматривает каждое тело и весь мир как живой организм. Подобные представления можно найти у многих древних натурфилософов, в том числе и у материалистов (Фалес, Гераклит, Эмпедокл и др.), в учениях которых сказываются следы древних мифов, одушевлявших природу. Гилозоизм, с одной стороны, близок к объективному идеализму – только духовное первоначало не отделено от природы и не возвышается над ней. С другой – к материализму – только сама материя «оживляется», одухотворяется (Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб., 2009. С. 63).

Вопрос № 154

Вопрос: Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …

Ответы: ○ абстрактность ○ объективность ○ субъективность ● процессуальность

Решение: Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как процессуальность: истина – это не готовое знание, а процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений, движение знания от ограниченного, приблизительного ко все более всеобщему, глубокому, точному. Исторически предшествующая теория истолковывается в составе новой как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика Ньютона и теория относительности Эйнштейна).

Вопрос № 155

Вопрос: Откровение и медитация характерны для…

Ответы: ○ науки ● религии ○ обыденного познания ○ философии

Решение: Откровение и медитация характерны для религии. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека, к их числу следует отнести откровение и медитации. Первоначально откровение рассматривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т.п.). Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому открывается истина. Истина откровения – это не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека. Медитация – размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности и устранения всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве, в частности, медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личности.

Вопрос № 156

Вопрос: Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется…

Ответы: ○ наблюдением ● объяснением ○ пониманием ○ формализацией

Решение: Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется объяснением. Объяснение является важнейшей познавательной процедурой, выявляющей причины, условия, источники развития изучаемого объекта. В структуре объяснения различают следующие элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства объяснения; познавательные действия, связанные с применением знания; основания объяснения к объясняемому объекту.

Вопрос № 157

Вопрос: Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…

Ответы: ○ наблюдения и измерения ● теоретического уровня познания ○ изобретательской деятельности ○ математического знания

Решение: Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием способности создавать идеальные объекты, раскрывающие сущность эмпирических явлений, т. е. способности создавать теоретическое знание. Преднаука, зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Первичные идеальные объекты и их отношения выводились непосредственно из практики, и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты. При собственно теоретическом познании фундамент новой системы знания строится «сверху» по отношению к реальной практике, и лишь после этого, путем опосредствований, субъект проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.

Вопрос № 158

Вопрос: Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

Ответы: ○ экологического оптимизма ● антисциентизма ○ технократического утопизма ○ сциентизма

Решение: Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма. Антисциентизм (от лат. sciencia – наука) обращает внимание на негативные процессы в жизни человека и общества, порождаемые научно-техническим прогрессом: растущее отчуждение и абсурдность жизни, превращение человека в винтик огромного механизма, возникновение глобального экологического кризиса, этический нигилизм – все это рассматривается антисциентизмом как результат внедрения науки во все сферы жизни.

Вопрос № 159

Вопрос: Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …

Ответы: ○ З. Фрейд ● К. Ясперс ○ Э. Фромм ○ Л. Витгенштйен

Решение: Определение «Цивилизация – это ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер» принадлежит К. Ясперсу.

Вопрос № 160

Вопрос: Истина, добро, красота являются…

Ответы: ○ знаками ○ оценками ○ нормами ● ценностями

Решение: Истина, добро, красота являются ценностями. Ценность – это то, что значимо для человека, то, что придает смысл и содержание деятельности. По содержанию ценности делятся на познавательные (истина), этические (добро) и эстетические (красота).

Вопрос № 161

Вопрос: Признаком семьи эгалитарного типа является …

Ответы: ○ проживание в семье нескольких поколений ● совместное принятие важных для семьи решений ○ разграничение мужских и женских семейных обязанностей ○ Принадлежность всего имущества одному члену семьи

Решение: Совместное принятие важных для семьи решений, пропорциональное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем – всё это является признаками семьи эгалитарного типа (семья равных).

Вопрос № 162

Вопрос: Высказывание «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит …

Ответы: ● К. Ясперсу ○ М. Веберу ○ К. Марксу ○ А. Тойнби

Решение: Высказывание: «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит К. Ясперсу. Концепция смысла истории К. Ясперса является наиболее завершенной, мировая история представлена как единый путь всего человечества.

Вопрос № 163

Вопрос: Автором понятия «неотехническая эра» является …

Ответы: ○ О. Тоффлер ○ З. Бзежинский ○ М. Маклюэн ● Л. Мэмфорд

Решение: Американский философ Л. Мэмфорд по отношению к новому этапу развития общества использует понятие «неотехническая эра». Концепция Л. Мэмфорда строится на всесторонней критике технократизма. Анализируя социологические факты, он доказал, что индустриальная революция, развитие техники приводят к технократизации человеческих отношений, человек становится изгоем в созданном им же мире, наблюдается разрыв между уровнем технологического развития и моралью.

Вопрос № 164

Вопрос: Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …

Ответы: ○ методологией ○ мифологией ○ наукой ● мировоззрением

Решение: Мировоззрение – устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Вопрос № 165

Вопрос: Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

Ответы: ○ прогностической ○ аксиологической ○ критической ● методологической

Решение: Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется методологической. Методологическая функция философии заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

Вопрос № 166

Вопрос: Характерной чертой мифологической картины мира является…

Ответы: ○ рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия ● синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности ○ вера в единого бога ○ стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека

Решение: Характерной чертой мифологической картины мира является синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности. В мифологической картине мира человек оказывается частью наблюдаемого мира, зависимым от него, связанным с его духами и превращающимся в один из его духовных феноменов после смерти. Действительность в мифологии еще не имела четкого разделения на субъективный и объективный мир. Способом объяснения природных и социальных процессов в мифе является не выяснение причинных связей, а художественно-образное описание этих процессов, рассказ о них.

(1 Вопрос) 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает:

г) любовь к мудрости;

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философияэто:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах и умозаключениях разума;

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)?

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

б) в чем сущность человека? г) в чем смысл жизни?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

г) абстрактность;

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, это:

в) мировоззрение;

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

б) мифология; г) религия. а) философия; в) наука;

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология; г) аксиология; е) антропология; ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

г) онтология;

21. Философское учение о всеобщих законах познания это:

а) гносеология;

22. Центральной проблемой онтологии является:

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

23. Аксиологияэто учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; в) материя – это объективная реальность; г) атрибутом материи является движение;

(2 Вопрос) 2.

Античная философия

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

в) Фалес;

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

г) Гераклит;

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

8. Число в пифагорейской школе – это:

б) первоначало мира, тождественное вещи;

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

10. Основоположником античного атомизма является:

б) Демокрит-Левкипп;

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»

д) другие не знают и этого.

14. Майевтика это:

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

б) нематериальна, но умопостигаема;

16. Истинное познание по Платону есть:

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познаватьэто как раз и значит припоминать».

в) Платон;

18. «Государство» Платона было:

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

г) философов, воинов, ремесленников;

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

в) единство материи и формы;

21. Этот античный философ писал: «…Государство продукт естественного развития и что человек по природе своейсущество политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

1. вода; г) Фалес; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; д) Гераклит. 4. число; в) Пифагор; 5. атомы; а) Демокрит;

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

1. Платон; б) идея; 2. Гераклит; а) логос; 3. Аристотель; г) форма; 4. Демокрит; д) атом; 5. Эмпедокл; е) любовь; ж) ненависть.

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; б) Элейская школа; 2. Демокрит; а) атомисты; 3. Анаксимандр; в) Милетская школа; 4. Плотин; г) неоплатонизм; 5. Пиррон; д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; б) Демокрит; г) Эпикур; 2. идеализм; а) Парменид; д) Платон. в) Аристотель;

27. Установите соответствие учителя ученику:

1. Платон; б) Аристотель; 2. Сократ; г) Платон. 3. Аристотель; в) Александр Македонский; 4. Фалес; а) Анаксимандр;

28. Установите последовательность философских учений античности:

б) «все из воды»; в) «в основании всего лежит число»; а) «мир идей»; г) «воздержание от суждения».

29. Установите последовательность философских школ античности:

б) Милетская школа; а) пифагорейцы; г) Академия; в) Ликей; д) неоплатоники.

Иммануил Валлерстайн — Теория мировых систем

Иммануил Валлерстайн — Теория мировых систем От Иммануила Валлерстайна, Современная мир-система: капиталист Сельское хозяйство и происхождение европейского мира-экономики в шестнадцатом веке . Нью-Йорк: Академическая пресса, 1976, стр. 229-233.

Современная мир-система

Для описания происхождения и первоначальной работы мировая система, мне пришлось возразить определенное представление о мировой системе. Мир-система – это социальная система, имеющая границы, структуры, группы членов, правила легитимации и когерентность. Его жизнь состоит противоборствующих сил, которые скрепляют его напряжением и разрывают его обособленно, поскольку каждая группа ищет вечно переделывать его в свою пользу. Он имеет характеристики организм тем, что он имеет срок службы, в течение которого его характеристики меняются в некоторых отношениях и остаются стабильными в других. Один может определить его структуры как в разное время сильные или слабые в с точки зрения внутренней логики его функционирование.

Социальную систему, на мой взгляд, характеризует тот факт, что жизнь в нем в значительной степени автономна, и что динамика ее развитие в основном внутреннее. Читатель может почувствовать, что использование термина «в основном» является случаем академической ласки. Я признаю Я не могу дать количественную оценку. Вероятно, никто и никогда не сможет этого сделать, так как определение основано на контрфактическом Гипотеза: если бы система по какой-либо причине была отрезана от всех внешние силы (которые практически никогда не происходит), определение подразумевает, что система продолжать функционировать практически таким же образом. Опять же, конечно, существенно трудно преобразовать в жесткий эксплуатационные критерии. Тем не менее, это важный и ключевой момент. ко многим частям эмпирический анализ этой книги. Возможно, нам следует подумать о самодостаточность как теоретическое абсолютный, своего рода социальный вакуум, редко видимый и тем более невозможно создать искусственно, но все-таки социально-реальная асимптота, расстояние от которой как-то измеримо.

Используя такой критерий, здесь утверждается, что большинство объектов обычно описываются как социальные системы — «племена», общины, национальные государства — на самом деле не тотальные системы. Действительно, наоборот, мы утверждают, что единственными реальными социальными системами являются, с одной стороны, относительно небольшие, сильно автономное натуральное хозяйство, не являющееся частью какой-либо регулярной система взимания дани и, на с другой стороны, мир-системы. Эти последние должны быть уверены отличается от первого тем, что они относительно большие; то есть они в просторечии «миры». Точнее, однако они определяются тем, что их самодостаточность как хозяйственно-материальная сущность основаны на экстенсивном разделении труда и содержат в себе множественность культур.

Далее утверждается, что до сих пор существовало только два разновидности таких мировых систем: мира-империи, в которых существует единая политическая система на большей части площадь, однако ослабил степень его эффективного контроля; и эти системы в какой такой единый политический система не существует во всем или почти во всем пространстве. За удобство и отсутствие лучше сказать, мы используем термин «мир-экономика» для описания последний.

Наконец, мы утверждали, что до современной эры мировая экономика была крайне нестабильной структуры, которые стремились либо превратиться в империи, либо распадаться. Это особенность современной мир-системы, что мир-экономика пережила 500 лет. лет и еще не превратиться в мировую империю — особенность, которая секрет его силы.

Эта особенность есть политическая сторона формы экономической организации под названием капитализм. Капитализм смог процветать именно потому, что мир-экономика имела в своем ограничивает не одну, а множество политических систем.

Я здесь не обсуждаю классический случай капиталистической идеологии. что капитализм — это система, основанная на невмешательство государства в экономическую жизнь. Довольно наоборот! Капитализм основан на постоянное поглощение экономических потерь политическими образованиями, в то время как экономическая выгода распределяется в «частные» руки. Я скорее утверждаю, что капитализм как экономический режим основан на тот факт, что экономические факторы действуют на арене, большей, чем то, что любой политический сущность может полностью контролировать. Это дает капиталистам свободу действий. маневр, основанный на структуре. Это сделало возможным постоянный экономический рост мир-система, хотя и очень перекошенная распределение его наград. Единственная альтернативная мир-система, которая может поддерживать высокий уровень производительность и изменение системы распределения потребует реинтеграция уровней принятия политических и экономических решений. Это будет представлять собой третья возможная форма мир-система, социалистическое мировое правительство. Это не та форма, в настоящее время существует, и это было даже отдаленно немыслимый в шестнадцатом веке.

Исторические причины возникновения европейского мира-экономики существование в шестнадцатом столетие и сопротивлялись попыткам превратить его в империю. подробно изложил. Мы не буду рассматривать их здесь. Однако следует отметить, что размер мир-экономика – это зависит от состояния техники и, в частности, возможности транспорта и общение в его пределах. Поскольку это постоянно меняющееся явление, не всегда к лучшему, границы мира-экономики всегда расплывчаты.

Мы определили мир-систему как систему, в которой экстенсивное разделение труда. Этот деление не просто функциональное, т. е. профессиональное, но географический. То есть, круг хозяйственных задач распределен неравномерно по мир-система. Отчасти это следствие экологических соображений, чтобы быть уверенным. Но для большинства части, это функция социальная организация труда, которая возвеличивает и узаконивает способности некоторых групп внутри системы эксплуатировать чужой труд, то есть получать большую долю излишков.

В то время как в империи политическая структура имеет тенденцию связывать культура с родом занятий, в мир-экономика, политическая структура склонна связывать культуру с пространственное расположение. Причина в том, что в мировой экономике первая доступная точка политического давления группам является местным (национальное) государственное устройство. Культурная гомогенизация, как правило, служит интересы ключевых групп и нарастает давление для создания культурно-национальной идентичности.

Особенно это касается благополучных районов мир-экономика — то, что мы назвали основные состояния. В таких государствах создание сильного государства техника в сочетании с национальным культура, явление, которое часто называют интеграцией, служит как механизм для защиты несоответствия, возникшие внутри мир-системы, и как идеологическая маска и оправдание для поддержания этих диспропорций.

Мировые экономики затем делятся на центральные государства и периферийные районы. я не говорю периферийный указывает на , потому что одной из характеристик периферийной области является то, что коренное государство слабо, начиная от его небытия (то есть колониального положения) к состоянию с низким степень автономии (т. неоколониальная ситуация).

Существуют также полупериферические области, которые находятся между ядро и периферия в серии таких аспектов, как сложность хозяйственной деятельности, сила государственной машины, культурная целостность и т. д. Некоторые из этих областей были ключевыми областями более ранние версии данного мир-экономика. Некоторые из них были периферийными областями, которые позже были продвинуты, так сказать, как результат меняющейся геополитики расширяющегося мира-экономики.

Полупериферия, однако, не является выдумкой статистического точки разреза, и не является остатком категория. Полупериферия является необходимым структурным элементом в мир-экономика. Эти области играть роль, аналогичную той, которую сыграли, mutatis mutandis , средние торговые группы в империи. Они являются точками накопления жизненно важных навыков, которые часто поэтически непопулярный. Эти средние области (например, средние группы в империи) частично отклоняют политическое давление какие группы в первую очередь расположенные в периферийных областях, в противном случае могли бы быть направлены против основных государств и группы, которые действуют внутри и через свои государственные механизмы. С другой стороны, интересы прежде всего расположенные на полупериферии, находятся вне политической арены основные состояния, и найти его трудно преследовать цели в политических коалициях, которые могут быть открытыми для них они были в той же политической арене.

Разделение мировой экономики предполагает иерархию профессиональные задачи, в которых задачи требуют более высокого уровня навыков и большей капитализации. зарезервировано для областей более высокого ранга. Поскольку капиталистическая мироэкономика по существу вознаграждает накопленные капитал, в том числе человеческий капитала, по более высокой ставке, чем «сырая» рабочая сила, географическое неравномерное распределение этих профессиональные навыки предполагают сильную тенденцию к самообслуживанию. Силы рынок укрепляет их, а не подрывает. И отсутствие центрального политического механизм мироэкономики очень затрудняет вторжение силы противодействия неправильное распределение вознаграждения.

Следовательно, продолжающийся процесс мироэкономики имеет тенденцию к расширению экономический и социальный разрыв между его различными областями в самом процессе его развития. Один фактор, маскирующий этот факт состоит в том, что процесс развития мироэкономики приносит о технологических достижения, позволяющие расширить границы мир-экономика. В таком случае, отдельные регионы мира могут изменить свою структурную роль в мир-экономика, к их преимущество, даже если неравенство вознаграждения между различными сектора мировой экономики в целом может одновременно расширяться. Именно для того, чтобы наблюдать это важное явление ясно, что мы настаивали на различии между периферийным площадь данного мир-экономика и внешняя арена мир-экономики. Внешний арена одного века часто становится периферией соседнего — или его полупериферией. Но потом слишком основные состояния могут становятся полупериферическими и полупериферическими периферическими.

В то время как преимущества основных состояний не перестали расширяться на протяжении всей истории современной мир-системы, способность того или иного государства оставаться в основной сектор не выходит за рамки вызов. Гончие всегда к зайцам за позицию наверху собака. Действительно, вполне может быть что в такой системе структурно невозможно избежать, на протяжении длительного исторического периода время, циркуляция элит в том смысле, что особая страна, доминирующая на данном время рано или поздно заменяется в этой роли другим страна.

Мы настаивали на том, что современная мир-экономика существует и только может быть, капиталист мир-экономика. Именно по этой причине мы отвергли название «феодализм» для различные формы капиталистического земледелия, основанные на принудительном труде, расти в мир-экономика. Кроме того, хотя это и не обсуждалось в этот том, это для этого по той же причине, к которой мы будем относиться в будущих томах с большим осмотрительность и благоразумие утверждают, что в ХХ веке существуют социалистические национальные экономики в рамках мировой экономики (в отличие от социалистических движений, контролирующих определенные государственные машины в мир-экономике).

Если мир-системы являются единственными реальными социальными системами (кроме действительно изолированное существование экономики), то из этого должно следовать, что возникновение, консолидация и политические роли классов и статусные группы должны рассматриваться как элементы этой мировой системы. А в свою очередь следует что одним из ключевых элементов анализа класса или группы статусов является не только состояние его самосознания, а географические рамки его самоопределения.

Классы всегда существуют потенциально ( и ). проблема в том при каких условиях они становятся сознательные ( мех сич ), т. е. действовать как группа в политико-экономических аренах и даже в какой-то мере как культурная единица. Такое самосознание является функцией конфликтных ситуаций. Но для высших слоев открытый конфликт и, следовательно, открытое сознание всегда faute de mieux . К в той мере, в какой границы классов не выражены явно, в той мере, в какой скорее всего привилегии поддерживаться.

Поскольку в конфликтных ситуациях несколько фракций склонны уменьшать на два в силу подделки союзов, по определению невозможно иметь три или более (сознательные) классы. Там очевидно, может быть множество групп профессиональных интересов, которые могут организовать себя, чтобы действовать в рамках социальной структуры. Но такие группы действительно едины. разнообразие статус-групп и действительно часто сильно перекрываются с другими видами статусных групп, такими как те, которые определяются этническим, лингвистические или религиозные критерии.

Говорить о том, что не может быть трех и более классов, неправильно. однако сказать, что всегда есть два. Их может и не быть, хотя это бывает редко и временно. Может быть один, и это самый общий. Их может быть два, и это наиболее взрывоопасно.

Мы говорим, что может быть только один класс, хотя мы также говорили что классы фактически существуют только в конфликтные ситуации, а конфликты предполагают наличие двух сторон. Здесь нет здесь противоречие. Для Конфликт можно определить как конфликт между одним классом, который понимает себя как универсальное класс и все остальные слои. На самом деле это было обычным ситуация в современном мир-система. Класс капиталистов (буржуазия) претендует на универсальный класс и стремился организовать политическую жизнь для достижения своих целей против двух противники. С одной стороны, были и те, кто выступал за сохранение традиционного ранга различия, несмотря на то, что что эти ранги могли утратить свою первоначальную корреляцию с экономическая функция. Такие элементы предпочитал определять социальную структуру как внеклассовую структуру. Это должен был противостоять этой идеологии что буржуазия стала действовать как класс, сознающий себя. . . .

Европейская мироэкономика шестнадцатого века стремилась в целом должна быть одноклассовая система. Это были динамические силы, извлекающие выгоду из экономического роста и капиталистическая система, особенно тех, кто находился в основных областях, которые, как правило, были сознательны, т. е. действовать в рамках политического арене как группе, определяемой, прежде всего, их общей ролью в экономике. Эта общая роль была на самом деле определяется несколько широко с точки зрения двадцатого века. В нее вошли лица, которые были земледельцами, купцами и промышленниками. Индивидуальные предприниматели часто перемещался туда-сюда между этими видами деятельности в любом случае или сочетать их. Решающее различие было между эти люди, чем бы они ни занимались, в основном ориентированы на получение прибыль в мире рынок, а остальные не так ориентированы.

«Другие» сопротивлялись своим статусом привилегии — привилегии традиционной аристократии, те, которые мелкие фермеры унаследовали от феодальной системы, те в результате гильдии монополии, которые устарели. Под покровом культурного сходства, часто можно сварить странные союзы. Эти странные союзы могут занять очень активную позицию формируют и навязывают политическую центры для их учета. Мы указывали на такие случаи в нашей обсуждение Франции. Или же они могут принимать политически пассивную форму, которая хорошо служит потребностям господствующие силы в мир-система. Триумф польского католицизма как культурной силы был показательный случай.

Детали полотна заполнены панно из множественные формы статус-групп, их особые достоинства и акценты. Но грандиозный размах с точки зрения процесс класса формирование. И в этом отношении шестнадцатый век был нерешителен. Сформировались капиталистические слои. класс, который выжил и получил droit de cite , но еще не торжество на политической арене.

Эволюция государственных машин отразила именно это неопределенность. Сильные государства служат интересы одних групп и наносят ущерб интересам других. Однако из точка зрения мир-система в целом, если должно существовать множество политических сущности (то есть, если система не мировая империя), то не может быть, чтобы все эти сущности быть одинаково сильным. Ибо если они были бы в состоянии заблокировать эффективную операцию транснациональной экономической объекты, местонахождение которых находилось в другом штате. И, очевидно, уверен комбинации этих групп контролировать государство. Отсюда следует, что мировое разделение труд будет затруднен, т. упадок мировой экономики, и, в конце концов, мировая система развалится.

И не может быть, чтобы ни одна государственная машина не была сильна. Для в В таком случае капиталистические слои не имеют механизмов защиты своих интересов, гарантирующих их права собственности, обеспечение различных монополии, перекладывание убытков на большую часть населения и т. д.

Из этого следует, что мир-экономика развивает модель, в которой государственные структуры относительно сильна в центральных областях и относительно слаба на периферии. Который области играют какие роли находится в во многом случайно. Необходимо, чтобы в некоторых областях государство техника далеко сильнее, чем в др.

Что мы понимаем под сильной государственной машиной? Мы имеем в виду силу по отношению к другим государствам внутри мир-экономика, включая другие основные государства, и сильный vis-a-vis местные политические единицы внутри границы государства. По сути, мы имеем в виду суверенитет, равный де-факто . а также де-юре . Мы также означает государство, сильное по отношению к какой-либо конкретной социальной группе внутри государства. Очевидно, такие группы различаются по степени давления, которое они могут оказать на штат. И очевидно определенные комбинации этих групп управляют государством. это не то государство является нейтральным арбитром. Но государство больше, чем простой вектор заданных сил, если только потому что многие из этих сил расположены более чем в одном штате или определяются в терминах, которые имеют небольшая корреляция с состоянием границы.

Сильное государство — это частично автономная единица в ощущение, что у него есть предел действия доступным для него, в котором он отражает компромиссы нескольких интересы, даже если границы эти границы устанавливаются существованием некоторых групп первичных прочность. Быть частично автономное образование, должна быть группа людей, чья непосредственная интересы обслуживает такая сущность: государственные менеджеры и государственная бюрократия.

Такие группы возникают в рамках капиталистической мир-экономика, потому что сильное государство лучший выбор между сложными альтернативами для двух групп которые наиболее сильны в политике, экономические и военные термины: зарождающиеся капиталистические слои и старые аристократические иерархии.

Для первых сильное государство в форме «абсолютного монархии» был основным заказчиком, защитник от местного и международного разбоя, способ социального легитимация, превентивный защита от создания прочных государственных барьеров в других местах. За последнее, сильное государство представлял собой тормоз этих самых капиталистических слоев, поборника соглашения о статусе, хранитель порядка, пропагандист роскоши.

Без сомнения, и дворяне, и буржуа основывали государственные машины. быть обременительной тратой фонды и назойливая непродуктивная бюрократия. Но какие варианты сделал у них есть? Тем не менее они всегда были беспокойны, и непосредственная политика мир-система была создана толчков и притяжений, возникающих в результате усилий обеих групп по изолировать себя от то, что казалось им негативным воздействием государственной машины.

Государственный механизм включает механизм опрокидывания. Eсть точка, где сила создает больше прочность. Налоговые поступления позволяют государству иметь больше и больше эффективная гражданская бюрократия и армии, что, в свою очередь, приводит к увеличению налоговых поступлений — процесс, который продолжается по спирали. механизм опрокидывания работает и в другом направлении — слабость приводит к большая слабость. В между этими двумя переломными точками лежит политика создания государства. Именно на этой арене навыки конкретных управленческих групп имеют значение. И это из-за двух чаевых механизмы, которые в определенных точках небольшой разрыв в мир-системе может очень быстро стать больший.

В тех государствах, в которых государственный аппарат слаб, государство менеджеры не играют роли координация сложного промышленно-торгово-сельскохозяйственного механизма. Скорее они просто стать одной группой землевладельцев среди других, с небольшими претензиями на законная власть над весь.

Обычно их называют традиционными правителями. политический борьбу часто называют традиция против изменений. Это, конечно, вводит в заблуждение и идеологическая терминология. Это фактически можно принять за общий социологический принцип, данный момент времени, что такое считается традиционным, имеет более позднее происхождение, чем люди вообще представить, что это так, и представляет в первую очередь консервативные инстинкты какой-то группы угрожает упадком соц. статус. В самом деле, кажется, что нет ничего, что возникало бы и развивалось как быстро как «традиция» когда появится необходимость.

В одноклассовой системе «традиционным» является то, что во имя с которыми борются «другие» классовая сознательная группа. Если они смогут инкрустировать свои ценности, узаконивая их широко, даже лучше превращая их в законодательные барьеры, они тем самым изменяют система таким образом, чтобы это благоприятствовало их.

Традиционалисты могут победить в некоторых штатах, но если мир-экономика, чтобы выжить, они должны потерять в других более-менее. Кроме того, выигрыш в одном регионе аналог потери в еще один.

Это не совсем игра с нулевой суммой, но и немыслимая что все элементы в капиталистическом мир-экономика одновременно сдвигают свои ценности в заданном направлении. Социальная система построена наличие в нем множества систем ценностей, отражающих специальные группы функций и области играют в мировом разделении труда.

Мы не исчерпали здесь теоретических проблем, относящихся к функционирование мир-экономика. Мы попытались поговорить только с теми, кого проиллюстрировали ранний период мироэкономика в творении, а именно Европа шестнадцатого века. Многие другие проблемы возникли на более поздних стадиях и будут рассматриваться как эмпирически, так и теоретически, в более поздних томах.

В шестнадцатом веке Европа была похожа на брыкающуюся мустангу. попытка некоторых групп установить мир-экономику, основанную на определенном разделении труда, создавать национальные государства в основные области как политико-экономические гаранты этой системы, и получить работники должны платить не только прибыль, но затраты на поддержание системы были непростыми. Это к чести Европы, что она было сделано, так как без тяги шестнадцатого века современный в мире не было бы родился и, при всех его жестокостях, лучше, чтобы он родился чем этого не было.

К чести Европы, это было нелегко, и тем более, что это было нелегко, потому что люди, которые оплачивали краткосрочные расходы, жадно кричали о несправедливости всего этого. Крестьяне и рабочие в Польше, Англии, Бразилии и Мексике были все буйный в своем разнообразии способы. Как говорит Р. Х. Тоуни об аграрных волнениях Англия шестнадцатого века: «Такие движения являются доказательством крови и сухожилий, высокого и галантного дух. . . . Счастливая нация чей народ не разучился бунтовать».0014

Отличительной чертой современного мира является воображение его спекулянты и контр-напористость из угнетенных. Эксплуатация и отказ принять эксплуатацию либо неизбежно, либо просто составляют продолжающуюся антиномию современной эпохи, соединенные воедино в диалектике, которая была далека достиг своего апогея в ХХ веке.

14 пунктов президента Вудро Вильсона (1918 г.)

УвеличитьСсылка для скачивания

Образец цитирования: Послание президента Вильсона Конгрессу от 8 января 1918 г .; Отчеты Сената Соединенных Штатов; Группа записи 46; Отчеты Сената Соединенных Штатов; Национальный архив.

Просмотреть все страницы в каталоге Национального архива

Просмотреть стенограмму

В этом обращении к Конгрессу от 8 января 1918 года президент Вудро Вильсон предложил программу мира во всем мире из 14 пунктов. Эти пункты позже были взяты за основу для мирных переговоров в конце Первой мировой войны9.0129

В этой речи от 8 января 1918 года о целях войны и условиях мира президент Вильсон изложил 14 пунктов в качестве плана мира во всем мире, который должен был использоваться для мирных переговоров после Первой мировой войны. Детали речи были основаны на отчетах. созданный «Расследованием», группой из примерно 150 политологов и социологов, организованной советником и давним другом Уилсона, полковником Эдвардом М. Хаусом. Их работа заключалась в изучении политики союзников и Америки практически во всех регионах земного шара и анализе экономических, социальных и политических фактов, которые могли возникнуть в ходе дискуссий на мирной конференции. Команда начала свою работу тайно и в итоге подготовила и собрала около 2000 отдельных отчетов и документов, а также не менее 1200 карт.

В своей речи Вильсон прямо обратился к тому, что он считал причинами мировой войны, призвав к отмене секретных договоров, сокращению вооружений, урегулированию колониальных претензий в интересах как коренных народов, так и колонистов, а также свободе морей. Вильсон также внес предложения, которые обеспечат мир во всем мире в будущем. Например, он предлагал устранение экономических барьеров между нациями, обещание «самоопределения» угнетенным меньшинствам и всемирную организацию, которая обеспечила бы систему коллективной безопасности для всех наций. 14 пунктов Вильсона были разработаны, чтобы подорвать волю Центральных держав к продолжению и вдохновить союзников на победу. «14 Точек» транслировались по всему миру и осыпались ракетами и снарядами в тылу врага.

Когда лидеры союзников встретились в Версале, Франция, чтобы сформулировать договор об окончании Первой мировой войны с Германией и Австро-Венгрией, большинство из 14 пунктов Вильсона были затоплены лидерами Англии и Франции. К своему ужасу, Вильсон обнаружил, что Англия, Франция и Италия больше всего заинтересованы в том, чтобы вернуть то, что они потеряли, и получить больше, наказав Германию. Германия быстро поняла, что план Вильсона о мире во всем мире к ним неприменим.

Тем не менее, краеугольный камень Вильсона, призывающий к созданию всемирной организации, которая обеспечивала бы некую систему коллективной безопасности, был включен в Версальский договор. Позже эта организация будет известна как Лига Наций. Хотя Вильсон начал неустанную миссионерскую кампанию, чтобы преодолеть сопротивление в Сенате США принятию договора и членству в Лиге, договор так и не был принят Сенатом, и Соединенные Штаты так и не вступили в Лигу Наций. Позже Уилсон предположил, что без участия Америки в Лиге через поколение разразится еще одна мировая война.

 

Обучение с помощью этого документа.

Этот документ доступен на DocsTeach, онлайн-инструменте для обучения с использованием документов из Национального архива. Найдите обучающие задания, включающие этот документ, или создайте собственное онлайн-занятие.

Стенограмма

Нашим желанием и целью будет, чтобы мирные процессы, когда они начнутся, были абсолютно открытыми и чтобы они не включали и не допускали впредь никаких тайных договоренностей любого рода. День завоевания и возвышения прошел; так же и день тайных договоров, заключенных в интересах отдельных правительств и способных в какой-то непредвиденный момент нарушить мир во всем мире. Именно этот счастливый факт, теперь ясный для взора каждого общественного деятеля, мысли которого еще не задерживаются в ушедшей и ушедшей эпохе, дает возможность каждой нации, чьи цели согласуются со справедливостью и миром во всем мире, признайте сейчас или в любое другое время цели, которые он имеет в виду.

Мы вступили в эту войну, потому что имели место нарушения прав, которые задели нас за живое и сделали невозможной жизнь нашего народа, если они не будут исправлены и мир раз и навсегда не застрахован от их повторения. Следовательно, то, что мы требуем в этой войне, не является чем-то особенным для нас самих. Он заключается в том, чтобы сделать мир пригодным и безопасным для жизни; и в частности, чтобы он был безопасным для каждой миролюбивой нации, которая, как и наша, желает жить своей собственной жизнью, определять свои собственные институты, быть уверенной в справедливости и честном поведении со стороны других народов мира против силы и эгоизма. агрессия. Все народы мира фактически являются партнерами в этом интересе, и со своей стороны мы очень ясно видим, что если справедливость не будет оказана другим, она не будет оказана нам. Таким образом, программа мира во всем мире является нашей программой; и эта программа, единственно возможная программа, как мы ее видим, такова:0014

I. Открытые соглашения о мире, открыто достигнутые, после которых не будет никаких частных международных договоренностей любого рода, но дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у общественности.

II. Абсолютная свобода судоходства по морям за пределами территориальных вод, как в мирное, так и в военное время, за исключением случаев, когда моря могут быть полностью или частично закрыты международными действиями для обеспечения выполнения международных пактов.

III. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства торговых условий между всеми нациями, согласными на мир и объединившимися для его поддержания.

IV. Адекватные гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до самого низкого уровня, соответствующего внутренней безопасности.

V. Свободное, непредубежденное и абсолютно беспристрастное урегулирование всех колониальных претензий, основанное на строгом соблюдении принципа, согласно которому при решении всех таких вопросов суверенитета интересы заинтересованного населения должны иметь равный вес со справедливыми претензиями. правительства, название которого должно быть определено.

VI. Эвакуация всей русской территории и такое решение всех вопросов, касающихся России, которое обеспечит наилучшее и самое свободное сотрудничество других народов мира в получении для нее беспрепятственной и беспрепятственной возможности для самостоятельного определения своего политического развития и национального политику и заверить ее в искреннем приеме в обществе свободных наций в учреждениях по ее собственному выбору; и, более чем приветствие, помощь любого рода, в которой она может нуждаться и чего может желать сама. Отношение к России ее братских народов в предстоящие месяцы станет лакмусовой бумажкой их доброй воли, их понимания ее потребностей в отличие от их собственных интересов и их разумного и бескорыстного сочувствия.

VII. Бельгия, с этим согласится весь мир, должна быть эвакуирована и восстановлена ​​без каких-либо попыток ограничить суверенитет, которым она пользуется вместе со всеми другими свободными нациями. Никакой другой отдельный акт не послужит так, как этот послужит восстановлению доверия между нациями к законам, которые они сами установили и определили для управления своими отношениями друг с другом. Без этого исцеляющего акта вся структура и действенность международного права будут навсегда подорваны.

VIII. Вся французская территория должна быть освобождена, а захваченные части восстановлены, а зло, причиненное Франции Пруссией в 1871 году в вопросе об Эльзасе-Лотарингии, которое нарушило мир во всем мире почти на пятьдесят лет, должно быть исправлено, чтобы мир может быть снова установлен в интересах всех.

IX. Переустройство границ Италии должно быть произведено по четко распознаваемым национальным признакам.

X. Народы Австро-Венгрии, чье место среди наций мы хотим видеть защищенным и обеспеченным, должны быть предоставлены самые свободные возможности для самостоятельного развития.

XI. Румынию, Сербию и Черногорию следует эвакуировать; оккупированные территории восстановлены; Сербия предоставила свободный и безопасный доступ к морю; и отношения нескольких балканских государств друг к другу, определяемые дружеским советом на основе исторически установленных принципов лояльности и национальности; должны быть заключены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целостности нескольких балканских государств.

XII. Турецкой части нынешней Османской империи должен быть обеспечен надежный суверенитет, но другим народам, находящимся в настоящее время под властью Турции, должна быть обеспечена несомненная безопасность жизни и абсолютно беспрепятственная возможность автономного развития, а Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободный проход для кораблей и торговли всех наций под международными гарантиями.

XIII. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя территории, населенные бесспорно польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и безопасный доступ к морю, и чья политическая и экономическая независимость и территориальная целостность должны быть гарантированы международным соглашением.

XIV. Всеобщее объединение наций должно быть образовано в соответствии с конкретными соглашениями с целью предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности как большим, так и малым государствам.

В отношении этих существенных исправлений несправедливости и утверждения правды мы чувствуем себя близкими партнерами всех правительств и народов, объединившихся против империалистов. Мы не можем быть разделены интересами или целями. Мы стоим вместе до конца.

За такие соглашения и заветы мы готовы бороться и продолжать бороться, пока они не будут достигнуты; но только потому, что мы желаем права на победу и желаем справедливого и прочного мира, который может быть обеспечен только путем устранения главных провокаций к войне, которые устраняет эта программа. У нас нет зависти к немецкому величию, и в этой программе нет ничего, что умаляло бы его. Мы не завидуем ее достижениям или отличиям в учебе или миролюбивой предприимчивости, которые сделали бы ее послужной список очень ярким и достойным зависти. Мы не хотим причинять ей вред или каким-либо образом блокировать ее законное влияние или власть. Мы не хотим бороться с ней ни оружием, ни враждебными торговыми договоренностями, если она желает присоединиться к нам и другим миролюбивым народам мира в соглашениях о справедливости, законе и честном обращении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *