14. Антропоцентризм эпохи Возрождения
Развитие общественного производства, техники и естествознания, первоначальное накопление капитала потребовали пересмотра сложившегося средневекового мировоззрения. Эту задачу частично выполнили мыслители эпохи Возрождения (конец XII — начато XVI вв.), центром которой стала Италия, позже идеи новой культуры распространились в других европейских странах.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) не приемлет авторитеты схоластической философии. Формой выражения нового мировоззрения является антропоцентрический гуманизм (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие). Идеалом в новой концепции выступает человек в его земном предназначении с его земными делами.
У истоков нового мировоззрения стоят великие поэты и мыслители Данте Алигьери (1285-1321), Ф.Петрарка (1304-1374). Они первыми утверждают достоинство и превосходство человека, отстаивают мысль о том, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в свои деяниях.
Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность.
Задачей философии является не противостояние духовного и материального, а раскрытие их гуманистического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества. Ценностям Средневековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается как лицемерие, состояние, противоестественное природе человека.
Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправии духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности.
В процессе жизнедеятельности природа дополняется культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением Божественного творения. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.
Мир и человек — творение Бога. Религиозное мировоззрение не отрицалось творцами эпохи Возрождения, оно лишь видоизменялось в сторону признания предназначения человека. Не в пассивном наслаждении божественных дел, а в творческой жизнедеятельности есть истинное человеческое предназначение. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Идеалом Возрождения является универсальная личность, не признающая никаких границ. Творчество такой личности не ограничивается рамками науки или искусства, оно приобретает всеобъемлющий характер, превращаясь в позицию универсального жизнетворчества. Эта эпоха нуждалась в титанах и рождала титанов.
Общим развитием гуманизма были подготовлены натурфилософия и новое естествознание. В этот период происходит постепенная смена мировоззренческих установок. Посюсторонний мир становится значимым для человека. А индивид — автономным, универсальным и самодостаточным.
У истоков нового естествознания стоят такие мыслители, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Коперник (1473-1543), Галилео Галилей (1564-1642), Дж. Бруно (1548-1600), Иоган Кеплер (1571-1630). Своей многогранной творческой деятельностью они проложили дорогу будущей науке.
Схоластическому методу обоснования догматов церкви Леонардо да Винчи — гениальный живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер — противопоставил экспериментальный метод, в основе которого лежит опыт. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, которая является отличительным признаком науки.
Переворот, который совершил в астрономии Коперник, имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. Величайшее значение имела созданная Коперником гелиоцентрическая система мира. Согласно этой системе Земля не центр Вселенной. Она образует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел — ценное достижение концепции Коперника. Гелиоцентрическая концепция отбрасывала идею перводвигателя, упраздняла теологическое противопоставление земли и неба.
И. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своем развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и религии.
Галилео Галилей, занимаясь вопросами математики и механики, сконструировал телескоп, благодаря которому небо представало совершенно в новом виде. С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. Он был одним из первых мыслителей, кто показал, что непосредственные данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, т. е. что опыт «теоретически нагружен».
Важнейшим выводом натурфилософии и космологии Дж. Бруно было учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами, которые возникают, развиваются и уничтожаются во Вселенной. Солнечная система — лишь одна из бесчисленного множества других систем.
В эпоху Возрождения складываются новые социально-политические воззрения. Пикколо Макиавелли (1469-1527) разрабатывает новую концепцию государства, в противоположность господствовавшей в то время теоретической концепции государства. Томас Мор (1478-1535) предлагает идеал общественного устройства, который он видит в социализме.
Таким образом, философия и наука эпохи Возрождения «реабилитировали» мир и человека и нанесли удар по теолого-схоластическому мировоззрению.
i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Что такое «антропоцентризм»: понятие, основные идеи, принципы
Привет, друзья!
В этой статье мы разберемся с тем, что такое антропоцентризм, в чем заключаются основные принципы данного направления. Узнаем историю становления и развития антропоцентризма. Поговорим об антропоцентризме в современном мире. Начнём.
Что такое антропоцентризм?
Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.
Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.
В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.
Основные принципы антропоцентризма
Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:
- Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;
- Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение;
- Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью;
- Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению;
- Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.
Становление и развитие антропоцентризма
Антропоцентризм как учение развивалось на протяжении всей человеческой истории, периодически утрачивая и вновь обретая популярность.
Первым мыслителем, который озвучил идею о том, что человек – это центр мироздания, был Протагор. Согласно историческим источникам, он жил в V веке до нашей эры. В своих трудах он раскрыл сущность и содержание идеи антропоцентризма так: «Человек есть мера всей вещей». В дальнейшем антропоцентризм был взят как основа Сократом, расширившим его сущность и содержание.
В античный период эта идея разделялась многими исследователями. Популярность антропоцентризма обусловлена тем, люди были заняты поиском объяснением вещей, происходящих вокруг. Все дело в том, что человеческое сознание требует анализа на постоянной основе, поэтому люди предпринимали попытки объяснения вещей на том уровне, который был им доступен.
В Средневековый период антропоцентризм не терял своей актуальности даже с учетом наличия большого количества философских учений, которые были переданы античными мыслителями следующими поколениям. Важно отметить, что на данном этапе люди предпочитали избегать распространения философских идей и воззрений. Для начала эпохи Средневековья были свойственны распри, преобладание религиозных идей, что частно становилось причиной войн.
С приходом эпохи Возрождения идея об антропоцентризме начала постепенно выдвигаться на первый план. Основной причиной роста популярности этой идеи стало то, что многие труды античных философов начали анализироваться на предмет своего содержания, к тому же люди стали осознавать значимость образования. На тот период классицизм в искусстве стал ознаменованием возвращением античного ориентира, в рамках которого человек занимал главенствующее положение над природой. Прослеживался возврат к античным традициям, которые стал ориентиром для многих исследователей и представителей творческих профессий.
Попытки опровержения
После эпохи Возрождения идеи антропоцентризма начали терять свою актуальность. Научно-технический прогресс и постепенное устаревание прежних философских учений, полностью перестроили человеческое мышление.
Можно выделять ряд событий, которые оказали негативное влияние на целостность антропоцентризма:
- Завершение эпохи Возрождения ознаменовалось ослабеванием позиции классицизма, в результате культ поклонения человеку был отодвинут на второй план. Человек стал рассматриваться отдельно от Бога;
- Большое влияние на антропоцентризм оказало влияние Николая Коперника, после этого люди начали осознавать, что человек не является центром мира. На первый план выдвигается другая субстанция, в результате все внимание начало переключаться на Солнце;
- Чарльз Дарвин представил общественности свою теорию эволюции, согласно которой человек не занимал лидирующее положение в цепи бытия, как гласил антропоцентризм. Факт того, что человек произошел от приматов, а также становление теории эволюции стали основанием для смещения эгоистично ориентированной сущности человека на второй план.
Антропоцентризм в современном мире
На данный момент идея антропоцентризма является предметом изучения не только философов, но и представителей смежных областей науки. Важно отметить, что антропоцентризм вышел за пределы научного дискурса. В результате с одной стороны его начали использовать как термин, символизирующий актуальные для всей планеты проблемы: сюда можно отнести ухудшение экологии и вопрос выживания человека как вида. С другой стороны антропоцентризм выступает в качестве инструментария в гуманитарных и прикладных науках. Отдельного внимания заслуживает трактовка антропоцентризма лингвистами как «подход к исследованию языка, приспособленный к нуждам человека, его потребностям».
Российский защитник прав животных — Павлова Т.Н. в своих трудах неоднократно высказывалась о том, что антропоцентризм потерял свою актуальность как философское учение и как научный подход к определению положения человека в окружающей действительности. В наибольшей степени это относится к рассмотрению идеи антропоцентризма как инструмента, оправдывающего любые поступки человека по отношению к живым существам, потому что антропоцентризм фактически провоцирует человека на потребительское отношение к природе.
Советский и российский микробиолог и эколог Гусев М.В. считает, что антропоцентризм необходимо рассматривать в качестве крайней позиции расизма и национализма. Это обусловлено тем, что в соответствии с современным пониманием этой идеи, антропоцентризм определяет право человека на «удовлетворение своих нужд и потребностей за счет других биологических видов». Исходя из этого, даже с учетом драматичности ряда суждений, антропоцентризм в отечественной науке постепенно приобретает статус востребованного понятия, для которого, однако, свойственна сложность и неоднозначность.
Чем отличается антропоцентризм от гуманизма?
Такие понятия, как антропоцентризм и гуманизм, имеют довольно серьёзные различия. Давайте рассмотрим разницу между ними.
- Антропоцентризм ставит на первое место человека, который воспринимается как центр мира, все вокруг делается для него.
- Гуманизм, признавая способность человека мыслить действовать самостоятельно, выдвигает на первый план достижение гармонии между человеком и окружающим миром.
Таким образом, антропоцентризм отличается гуманизма тем, что согласно этой идее природа вторична по отношению к человеку, и выступает в качестве инструмента для удовлетворения его нужд и потребностей. Представитель этого учения позиционируется как потребитель, который готов уничтожать природу и живых существ, на основании того, что весь мир принадлежит ему. Представитель гуманизма в свою очередь выдвигает на первый план безопасность других существ, проявляет милосердие, стремится к гармонии между человеком и природой.
Антропоцентризм и натуроцентризм
Часто антропоцентризм противопоставляется натуроцентризму, при этом они имеют общую черту: природа – это что-то внешнее по отношению к человеку. Речь идет об основных формах взаимодействия: владения и существования.
Антропоцентризм определяет право человека на использование природы для достижения своих целей.
Натуроцентризм имеет много общего с буддизмом, его основоположником является Франциск Ассизский, который выдвинул идею о том, что вера в доброе смирение дает человеку возможность постичь гармонию по отношению к природе. Люди не могут вмешиваться в природные процессы, только оказывать поддержку и развивать.
Заключение
Многие люди твердо убеждены в том, что антропоцентризм является основным ориентиром для ряда современных человеческих культур, что проявляется в действиях деструктивного характера по отношению к окружающему миру. Это основная концепция в сфере экологической этики и философии, где она воспринимается как главная причина проблем, которые являются результатом деятельности человека. Однако, многие приверженцы антропоцентризма считают, что антропоцентризм воспринимается многими слишком поверхностно, но на самом деле не несет вреда.
Антропоцентризм: характеристика, происхождение и значение
Сегодня мы поговорим о доктрине, утверждающей центральное положение человека во Вселенной. Это примерно антропоцентризм. В этом направлении мысли мы находим, что человек несет ответственность и находится в центре всех вещей. Если проанализировать важность с точки зрения антропоцентризма, то мы увидим, что только все человеческие интересы должны получать нравственное внимание. Это своего рода альтернатива господствовавшему в Средние века теоцентризму.
В этой статье мы расскажем вам все, что вам нужно знать об антропоцентризме и его особенностях.
Table of Contents
- 2.1 Renacimiento
- 2.2 Humanism
Key features
Theocentrism was an earlier doctrine in который Бог считался центром вселенной и всем руководил, , включая деятельность человека. Поскольку эти божественные слабости со временем теряли свое значение в истории, вся ответственность была возложена на человека. Таким образом, только человеческие интересы получают моральное внимание и являются прежде всего вопросами важности. Переход от теоцентризма к антропоцентризму означал, что все обязанности, которые были у богов, и их важность перейдут к человеку. Это вызвало большие преобразования как в интеллектуальной, так и в художественной сферах.
Мы знаем, что он возник в начале Нового времени именно в переходе между Поздним Средневековьем и Новым временем. К тому времени
Антропоцентризм и изменение менталитета
Результатом изменения вероучения стало новое общее менталитет. Сюда включена ментальная схема, главным действующим лицом которой был человек как высшее существо и центр вселенной. Этот тип доктрины считает, что разум должен быть единственным руководством для продвижения и развития человека. Они переходят от веры как двигателя доктрины к разуму.
Следует иметь в виду, что все это изменение менталитета вызвало революцию всех верований того времени.Учение об антропоцентризме основывалось на том, что человек есть существо, независимое от всех религиозных и библейских мифов и историй. Все эти истории до этого момента касались человека и заставляли общество выполнять определенные действия или поддерживать определенное поведение.
Подведем итог, какие основные движения легли в основу изменения менталитета благодаря внедрению антропоцентризма.
Renacimiento
Это художественное движение, возникшее в XNUMX веке в северной Италии. Это художественное движение могло быть представлено и выражено через живопись, скульптуру и архитектуру. Название ренессанса происходит от того факта, что в этом стиле использовались некоторые черты классической и римской традиции. Учитывая, что антропоцентризму удалось доминировать всю эту эпоху, многие художники воспользовались возможностью воплотить свои представления в произведениях. Например, были многочисленные изображения человеческого тела, сделанные классическим греко-римским искусством. Были также некоторые художественные течения, которые послужили восстановлению других приемов гармонии и пропорций, утраченных с течением времени.
Антропоцентризм привел к тому, что ренессанс распространился по всей Европе и оставался в силе до XNUMX века.
Гуманизм
Это еще одно из интеллектуальных движений, в которых антропоцентризм был обобщен. Он может возникнуть в Италии к четырнадцатому веку и выражаться в различных дисциплинах, таких как были философия, литература и богословие . Философия, которую он наложил на антропоцентризм, восстановила классическую греческую и римскую традицию. Эти классические традиции также рассматривали человека как объект и центр изучения и ответственного за то, что он является центром вселенной.
На протяжении всего периода господства гуманизма были осуществлены различные переводы и распространение некоторых греко-римских произведений. Эти работы останутся скрытыми из-за существования теоцентризма в средние века. Следует отметить, что, хотя человек считался центром вселенной и ответственным за все сущее, ни разу религия не была полностью заброшена . Гуманизм распространился по Европе и достиг своего пика между XNUMX и XNUMX веками.
Фундаментальные аспекты антропоцентризма
Проанализируем основные фундаментальные аспекты антропоцентризма как учения. Имейте в виду, что главная характеристика состоит в том, что в центре мысли находится человек, а не Бог. В результате они рождаются из остальных мыслей и течений, которые распространялись в обществе того времени.
Благодаря характеристикам этой доктрины мы находим полное доверие к человеку. Он полностью доверял всему, что было творением человека, и его способности господствовать над окружающей средой. Слава и личный престиж год цель каждого человека. Высокое значение придавалось престижу, славе, власти или известности.
Все это добавило оптимизма. Хотя забота о земной жизни была больше, преобладала идея о том, что человек живет, чтобы наслаждаться здесь и сейчас . Он известен как carpe diem . И это означало, что мир перестал быть местом транзита и стал местом, которым можно наслаждаться во всей его полноте.
Я надеюсь, что с помощью этой информации вы сможете больше узнать об антропоцентризме и его характеристиках.
Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционной этики. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь!.
Это может вас заинтересовать
Антропоцентризм — Экология — Oxford Bibliographies
Введение
Антропоцентризм относится к ориентированной на человека или «антропоцентрической» точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к точке зрения, согласно которой люди являются единственными или главными носителями морального положения. Таким образом, антропоцентрические системы ценностей рассматривают природу с точки зрения ее ценности для человека; в то время как такая точка зрения может быть наиболее ясно видна в защите устойчивого использования природных ресурсов, даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические. Альтернативные, неантропоцентрические или антиантропоцентрические взгляды включают экоцентризм, биоцентризм и тому подобное. Собранные здесь статьи рассматривают вопрос об антропоцентризме с различных точек зрения, исходя из исследования корней современного антропоцентризма в западной философии и религии, а также рассматривая последствия для антропоцентрического мышления дарвиновской революции и возникновения защита окружающей среды. Вопросы антропоцентризма и его альтернатив частично возникают из-за разделения на природу и культуру, линии разлома западной философии и экологической мысли. Эти категории значительно различаются в других культурных контекстах, и дискуссии об антропоцентризме и его альтернативах приобретают совершенно иной характер за пределами «западной» мысли.
Общие обзоры
В то время как антропоцентризм привлекает внимание как тема, достойная подробного рассмотрения, во многих случаях обзоры пишутся с прицелом на конкретную формулировку экологической или другой проблемы, такой как, например, права животных. Многие из следующих текстов, которые служат обзорами, также появляются в других местах этой статьи. К таким работам относится, например, Barry and Frankland 2002, энциклопедия, предлагающая полезные статьи по антропоцентризму и смежным темам. Классические книжные обзоры на эту тему, такие как Nash 19.89 и Leiss 1972, совсем недавно к ним присоединились новые обзоры, такие как Steiner 2010, и отредактированные коллекции, такие как Boddice 2011.
Барри, Джон и Э. Джин Франкленд, ред. 2002. Международная энциклопедия экологической политики .
См. статьи об антропоцентризме, экоцентризме и экологической этике.
Лиф, Роб, изд. 2011. Антропоцентризм: люди, животные, окружающая среда . Human-Animal Studies, 1573-4226 12. Лейден, Нидерланды и Бостон: Brill.
DOI: 10.1163/ej.978
87948.i-348Серия недавних анализов, направленных на то, чтобы понять, что имеется в виду под «человеком», когда человечество определяется по отношению к «животным». изучение антропоцентризма.
Лейсс, Уильям. 1972. Господство природы . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер.
Обзор идеи господства человека над природой. Переиздано совсем недавно, в 1994 г. (Монреаль: McGill-Queen’s Univ. Press).
Нэш, Родерик Фрейзер. 1989. Права природы: история экологической этики . История американской мысли и культуры. Мэдисон: Унив. из Висконсин Пресс.
Исторический обзор зарождающейся области экологической этики, прослеживающий генеалогию этой области, а также ее центральных концепций, включая антропоцентризм и альтернативы антропоцентризму.