Что такое ценность с точки зрения психологии: разбираемся вместе
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Человеку каждый день приходится делать множество выборов. Какие-то из них совсем пустяковые, а от каких-то зависит вся дальнейшая жизнь. Задумывались ли вы когда-нибудь, что движет вами при осуществлении выбора? Почему между просмотром сериала и пробежкой, например, вы выбираете пробежку, хотя сериалы тоже любите? Все дело в ценностях.
Сегодня мы расскажем вам, что такое ценность с точки зрения психологии и как построить собственную иерархию ценностей.
Определение и роль в психологии личности
Ценности – это значимые для человека объекты, явления, идеалы, которые во многом определяют его поведение и деятельность. Говоря простым языком, это то, что ценно и приоритетно для конкретного индивида.
Ценность – один из основополагающих компонентов личности. В отечественной психологии высшим уровнем структуры личности является направленность. Она отвечает за направление активного внимания человека, т. е. его деятельности. Направленность состоит из трех составляющих: ценностей, установок и убеждений.
Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь.
Альберт Эйнштейн
У каждого человека свой индивидуальный набор ценностей. Формироваться они начинают еще в детстве под воздействием родительского воспитания. По мере взросления на их становление начинает накладывать отпечаток социум. Что-то ребенок перенимает от учителей, что-то берет от сверстников, а что-то заимствует из СМИ и интернета.
К взрослому возрасту основной костяк приоритетов, как правило, уже сформирован. Но это не значит, что он останется неизменным до конца жизни. Некоторые жизненные события могут заставить человека пересмотреть систему значимых для него объектов и категорий. Например, токсичные болезненные отношения, закончившиеся неудачно, могут привести к снижению значимости такой ценности, как любовь.
Чем гармоничнее и сбалансированнее организована система жизненных приоритетов, тем успешнее и счастливее человек.
Функции ценностей
Ценности в нашей жизни значат очень многое. Они формируют своего рода скелет личности, на котором держатся все жизненные цели, определяют наши принципы, приоритеты, модели поведения.
Давайте рассмотрим основные функции подробно.
Регулятивная
Ценности позволяют личности регулировать свое поведение. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен вписывать свои действия в рамки общепринятых человеческих норм. Если поведение соответствует нормам культуры и морали, человек чувствует себя полноправной и полноценной единицей социума.
Если же действия индивида выбиваются из социально приемлемых моделей, он испытывает тревогу и дискомфорт, которые впоследствии могут перерасти в психические расстройства. Бесполезно отрицать общечеловеческие ценности, ведь они прочно закреплены на уровне коллективного бессознательного.
Прогностическая
На основе ценностей индивид выстраивает жизненную программу, расставляет приоритеты, планирует свою деятельность. Другими словами, он прогнозирует свое будущее. Силы и ресурсы на осуществление этой жизненной программы человек также получает через них.
Оценочная
Система ценностей – универсальный инструмент для оценки объектов и явлений. Она помогает ориентироваться в сложном и противоречивом мире и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения. Через призму собственных приоритетов мы оцениваем все подряд, зачастую даже не замечая этого.
Например, ваш знакомый сообщает, что отправил свою пожилую мать в дом престарелых вопреки ее желанию. В вашей системе приоритетов семья стоит на первом месте, поэтому его поступок кажется вам аморальным и беспринципным. Вы принимаете решение не общаться с этим человеком, потому как он больше не вызывает у вас доверия.
Защитная
Ценности являются своеобразным фильтром, защищающим психику от ненужной информации, способной серьезно пошатнуть картину мира человека.
Как известно, мозг воспринимает информацию избирательно. Он просто неспособен переварить все, что попадает в поле нашего зрения. Специальные инструменты помогают ему упростить восприятие.
Например, мы можем просто не замечать чего-то, пропускать мимо ушей, сознательно или бессознательно игнорировать. Особенно это касается той информации, которая противоречит нашим принципам и мировоззрению.
Адаптивная
Ценности помогают индивиду удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом. Они играют существенную роль в процессе социализации. Сначала человек приобщается к общечеловеческим ценностям, а затем уже на основе них формирует свои.
Мотивационная
Ценности являются мощным источником мотивации. Делая что-то во имя своих приоритетов, мы получаем мощный заряд побудительной энергии. В процессе достижения жизненных целей она помогает уверенно двигаться вперед и не сходить с дистанции раньше времени.
Эта функция заложена в некоторых техниках тайм-менеджмента.
Самый яркий пример – пирамида Франклина. Ценности являются основанием пирамиды, а над ними располагается все остальное: глобальные цели, долгосрочные планы, краткосрочные планы, планы на каждый день. В идеале каждое свое действие человек должен соотносить со своими жизненными приоритетами. Тогда у него всегда будет высокий уровень мотивации.
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
- Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
- Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
- Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
- Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть. Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека.
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
- Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
- Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
Иерархия ценностей
В психике каждого человека ценности выстраиваются в иерархию в соответствии с их значимостью. Для кого-то на первом месте может быть карьера, для кого-то главнее семья, а для кого-то важнее всего духовное развитие. Зная, как выглядит его иерархия значимых объектов и категорий, человек с большей эффективностью может прогнозировать свои действия.
Для диагностики ценностно-смысловой сферы личности используется тест Милтона Рокича. Он позволяет проранжировать основные терминальные и инструментальные ценности индивида. Мы с вами ограничимся терминальными.
Давайте определим, из чего состоит ваша система ценностей. Возьмите лист бумаги и ручку.
Запишите с левой стороны в столбик 18 пунктов:
- Активная, деятельная жизнь.
- Здоровье.
- Мудрость.
- Интересная работа.
- Любовь.
- Красота природы и искусства.
- Материальный достаток.
- Наличие верных друзей.
- Общественное признание.
- Познание.
- Личная продуктивность.
- Саморазвитие.
- Свобода.
- Счастливая семейная жизнь.
- Счастье других людей.
- Творчество.
- Уверенность в себе.
- Удовольствия и развлечения.
Теперь вам нужно вдумчиво и внимательно прочитать список и выбрать одну самую важную для вас ценность.
Запишите ее справа от списка, а в левом столбике зачеркните.
Проделайте процедуру еще раз уже с оставшимися 17 пунктами. Выберите самый важный и запишите его справа под первым. Затем еще и еще, пока в левом столбике не будут зачеркнуты все пункты, а справа не появится новый столбик.
Он и будет вашей иерархией ценностей.
Первые 6 пунктов в вашей иерархии – самые значимые для вас объекты и категории, которые по большей части формируют картину мира и определяют поведение. Пункты с 7-го по 12-й – индифферентные для вас ценности, которые не оказывают особого влияния на личность. С 12-го пункта и ниже располагаются отвергаемые ценности. Вы либо совсем игнорируете их, либо относитесь с предубеждением.
Меняются ли ценности в течение жизни
Во взрослую жизнь человек, как правило, входит с уже сформировавшейся системой ценностей. Но это не значит, что до конца его дней она будет оставаться неизменной. Жизнь меняется – меняются приоритеты, накапливается опыт. Все это накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу.
Как меняются приоритеты человека? Чаще всего это происходит без его сознательного участия. Например, в силу возрастных изменений. Вчерашний подросток и человек, перешагнувший 30-летний рубеж, сильно отличаются во взглядах, образе жизни, привычках. Если для первого главными в жизни могут быть удовольствия и развлечения, то второй уже больше ориентирован на семью и карьеру.
Также к слому сложившейся системы приоритетов может привести накопленный негативный опыт. Например, человек длительное время состоял в отношениях, строил планы создать семью, но партнер его предал. Испытав сильную боль и боясь повторения ситуации, наш герой решает снизить для себя значимость ценности “любовь” и сосредоточиться на карьере. Вернее, это решает за него мозг, а сам он просто чувствует фрустрацию в этой сфере жизни.
Проблемы в ценностно-смысловой сфере
Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни.
Давайте рассмотрим возможные проблемы.
- Конфликт нескольких ценностей
Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.
Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.
- Реализация чужих ценностей
Выше мы писали, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою. Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные.
Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.
- Деструктивные способы реализации ценностей
Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.
Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.
Заключение
Мы рассмотрели, в чем заключается смысл понятия “ценность” с точки зрения психологии, выяснили ее роль в развитии личности.
Ценности определяют поведение человека, помогают ставить жизненные цели и достигать их, формируют мировоззрение, способствуют социализации и делают многое другое. Их можно сравнить с маяком, указывающим путь кораблям в ночи. Без них человек блуждал бы в океане жизни, не зная, куда прибиться.
Делитесь в комментариях, какие ценности являются для вас самыми важными. Для нас это любовь, творчество и саморазвитие. Именно они наполняют мою жизнь смыслом и помогают преодолевать все невзгоды.
Желаем вам счастливой жизни. До встречи!
Ценность | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
ЦЕННОСТЬ
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Ценность — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве Ценность могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные Ценность, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, к-рые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти Ц. постигаются в ходе освоения культуры.
Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» (Ницше) Ц., поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние — к конечным предпочтениям.
Социальная психология изучает проблему ценности с точки зрения возможности прогнозирования социального поведения людей, приверженцев тех или иных Ц. Общая психология исследует проблему ценностной регуляции, специфику ее логики и действующих при этом психологических механизмов. Между базовой Ц. и действием, выбором, оценкой объекта часто обнаруживается большое число опосредствующих механизмов.
Многочисленные дефиниции базовых ценностей укладываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»). Первые определения включают в себя терминальные Ц., вторые — Ц. инструментальные, в число к-рых входят, например, моральные ценности («ответственный») и ценности компетенции («логичный», «умный», «имеющий воображение»). С точки зрения функциональной, инструментальные Ц. активизируются как критерии (или стандарты) при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные — при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Ценность
- Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении; ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью.
- Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти социальные ценности, как они часто называются, формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Классические примеры – свобода, справедливость, образование и т.д.
- В экономике – чистая стоимость предмета, определяемая тем, что за него можно получить в обмен на другие товары или на некоторое средство расчетов, обычно деньги. Это значение, объединенное со значением 1, очень близко к значению термина полезность, особенно (3).
предметная область термина
ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ количественная характеристика информации, определяющая ее прагматическую сторону, значение информации для получателя. Традиционно информация оценивается одним параметром — ее количеством, которое зависит только от статистических характеристик алфавита сигналов. Этого в большинстве случаев достаточно для анализа технических каналов связи. Однако на деятельность оператора, его возможности решать возникающие задачи большое влияние оказывает не только и не столько количество информации, сколько ее ценность. Следовательно, пренебрежение содержательной стороной информации для инженерной психологии нередко означает потерю наиболее существенного показателя информации.
ЦЕННОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ (REINFORCEMENT VALUE) — термин, используемый Роттером для отражения того, в какой степени человек предпочитает одно подкрепление другому, если вероятность получить каждое равна. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)
СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ — см. ценность.
Эвристическая ценность (Heuristic value). Критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна стимулировать новые идеи для дальнейшего научного поиска.
«Сопоставимая ценность» (Comparable worth) — действующая в США программа, призванная гарантировать сотрудникам равную оплату за равный труд таким образом, чтобы люди, выполняющие сравнимые (равноценные для работодателя) виды работ получали равную заработную плату.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Ценность
значений 101 | Psychology Today
Источник: Созерцание ценностей, Франк Джон Ниниваджи, доктор медицинских наук
Термин «ценности» является кратким обозначением сложных уровней воображения. Он варьируется от снов и их корней в бессознательных ночных процессах до более предсознательных грез и сознательных устремлений. Ценности — это потенциальный капитал, подпитываемый надеждой и мотивацией расширяться и идти вперед.
Ценности — это слова, обычно используемые для обозначения убеждений, но ценности обычно являются неосознанными и неявными мотиваторами. Они подпитывают эмоции, чувства, мысли и поведение. Их апелляция к чьим-либо личным интересам глубока, если не волнующе приятна. Достижение прогресса в жизни — это огромное усилие. Ценности связаны с практикой, потому что ценности сильно влияют на то, как человек ведет себя.
Ценности служат саморасширению и более полной самореализации. Побуждения в пределах чьих-либо ценностей могут способствовать самотрансцендентному признанию — тому, что я называю «эмпатической идентификацией». Это трансперсональное объятие, коренящееся в висцеральном ощущении, может расцвести в благородные добродетели, например, в искусстве и духовных порывах.
Ценности – это лично выбранные убеждения, твердые, а не жесткие убеждения. Ценности могут быть положительными, созидательными и укрепляющими здоровье или вредными, разрушительными и нездоровыми.
Ценности — это то, что вас очень волнует.
Ценности могут «изменить мир». Ценности измеряют то, что люди считают желанным, жизненно важным, полезным и стоящим. Они влияют на то, как мы чувствуем, думаем и делаем выбор, а также на то, как мы поступаем и ведем себя.
Ценности имеют трансформирующую энергию. Как стремления, ценности создают видение будущего. Осознанно воспринимая свои ценности, люди становятся самостоятельными лидерами. Как активисты, их живой пример «больше, чем жизнь» как для них самих, так и для других, тем самым облегчая ценностную деятельность в в реальном времени
Преобразующая способность наличия ценностей означает способность «изменить ваш внутренний мир», вашу интерпретацию внутренних мыслей и чувств, а также то, как вы понимаете окружающую среду людей и социальные события. Ваши ценности формируют — к лучшему или к худшему — хорошее поведение, которое улучшает жизнь всех вокруг вас. Ценности — это то, что вы чувствуете и считаете правдой, накопленное вами богатство устремлений. Основные ценности — это праздник знаний, понимания и мудрости, жизнь, полная жизненной силы.
Значения отличаются от «принципов». Ценности — это личные убеждения и мнения с менее точным универсальным значением «правильно-неправильно». Ценности дают ощущение общих руководящих принципов.
Принципы, напротив, более социально запланированы. Они общепризнаны как настоящие стандарты. Как правило, люди воспринимают их как действующие правила и законы с более однозначными коннотациями «правильно-неправильно». Люди выбирают и могут изменять свои ценности, но соблюдают общепринятые, более навязанные извне принципы социальной уместности.
Принципы — это четкие, явные ограничивающие правила и кодексы поведения, которые определяют выбор правильного и неправильного поведения. Принципы определяют, что является правильным, и структурируют моральные оценки и правовые системы. Принципы основаны на ценностях, часто стандартизированных в профессиональных этических кодексах.
В зрелом возрасте люди формируют свою личность.
Личность – это система, персонифицированная самокультура с набором ценностей. Это «как я работаю». Эти личные операционные стандарты являются руководящими принципами и действуют как компас, ориентация, которая определяет и направляет жизнь. «Заявление о ценностях» направляет жизнь человека или самокультуру: ценности, которые считаются наиболее актуальными и значимыми. «Высококритическая важность» означает, что цель имеет долгосрочную эффективность, решающую для успеха. Ценности – это цели, которые человек стремится достичь и поддерживать.
Ценности, интегрированная смесь верований и практик, подпитываются эмоциями. Эмоции высокой интенсивности сопровождают ценности, считающиеся наиболее важными. Высокая интенсивность придает ценным убеждениям мегасилу и постоянство.
Когда у взрослых есть набор высоких ценностей, пусть даже несколько существенных, у них появляется чувство оптимизма. Это создает ощущение, что произойдет что-то желаемое. Если человек остается сознательным перед лицом неизбежных «вмешательств» жизни, он противостоит унынию и компенсирует чувство деморализации — сдается. Этот факт «значение» значений . Индивидуально вдохновленные ценности очеловечивают нас как людей, возвещающих один флаг — нашу общую человечность.
Примеры индивидуально вдохновленных здоровых ценностей включают длинный список:
- Безопасность и выживание
- Саморазвитие
- Сбалансированная жизнь
- Уверенность
- Самодисциплина
- Творчество
- Семья
- Отношения
- Эмоциональная безопасность
- Исполнение
- Терпение
- Прощение себя и других
- Благодарность
- Здоровье
- Душевное спокойствие
- Счастье
- Уход за собой/гигиена
- Груминг
- Целостность
- Ответственность
- Финансовое обеспечение
- Свобода
- Самостоятельность
- Взаимозависимость
- Сервис
- Ненасилие
- Род занятий
- Помощь
- Обмен
- Перспектива
- Гибкое сотрудничество
- Эмпатия
- Сострадание
- Неродственная любящая доброта
- Успех
- Личная правда
- Мудрость
- Духовное совершенствование
Каковы ваши ценности сейчас, на 2020 год и далее?
Ценности (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Ценности Определение
Термин ценность имеет два связанных, но различных значения. Ценность объекта или деятельности — это то, что объект или деятельность стоит для человека или сообщества; это экономическое значение стоимости, или значение, связанное с принятием решений. Напротив, в своем социально-психологическом значении ценность представляет собой абстрактное желаемое конечное состояние, к которому люди стремятся или стремятся поддерживать, например, свобода, лояльность или традиция. Только это второе значение используется в ценностях во множественном числе, и общественные и политические дискуссии относятся к таким ценностям по-разному, говоря об упадке ценностей, столкновении ценностей или выборах, связанных с ценностями. В этой статье описываются способы, которыми человеческие ценности во втором смысле выбирают определенные отношения, цели и предпочтения, которые, в свою очередь, определяют конкретные действия. Хотя консенсуса по таксономии человеческих ценностей пока нет, исследования сходятся по набору основных параметров.
Природа ценностей
Многие теоретики указывали, что ценности отличаются от установок, норм, убеждений, целей и потребностей. Такие ценности, как равенство, дружба или мужество, являются более абстрактными и общими, и они не только направлены на конкретные объекты (как отношения), поведение (как нормы) или состояния реальности (как убеждения), но и представляют очень общие, а иногда и расплывчатые, конечные состояния. Конечные состояния, описываемые многими ценностями, также приносят пользу сообществу, в отличие от целей или потребностей, которые обычно приносят пользу человеку. Сравните такие ценности, как честность, прощение и демократия, с целями богатства, славы и здоровья. Наконец, большинство ценностей никогда не достигаются полностью, например, равенство, национальная безопасность или мир во всем мире. Короче говоря, прототипические ценности относятся к абстрактным состояниям, которые обычно приносят пользу сообществу, а не только отдельному человеку, и к которым люди стремятся, но никогда их не достигают.
Говорить о ценностях может быть сложно, потому что идея ценности настолько абстрактна. Пока люди считают, что разделяют одни и те же ценности, нет необходимости определять эти ценности. Но когда люди пытаются дать определение чему-то вроде свободы или настоящей дружбы, могут возникнуть жаркие споры. Точно так же расплывчатость многих концепций ценностей (вспомним термин «семейные ценности») незаметно удаляет эти концепции из открытого, разделяемого дискурса и может сделать их предметом произвольного и риторического использования в пропаганде. Например, политики могут попытаться завоевать голоса, заявив, что они выступают за семейные ценности, даже если они не имеют четкого представления о том, что такое семейные ценности.
Несмотря на то, что все ценности так или иначе представлены в индивидууме, более абстрактные из них с меньшей вероятностью будут напрямую определять конкретное поведение индивидуума. Сколько решений и действий вы можете вспомнить со вчерашнего дня, которые непосредственно руководствовались вашими ценностями свободы, демократии или спасения? Цели более склонны напрямую влиять на поведение, поскольку люди лучше осознают свои цели, а цели более неизбежны и зависят от контекста, чем ценности. Однако ценности, похожие на цели, такие как воодушевление, независимость или уважение к традициям, могут напрямую влиять на поведение. Эти соображения в значительной степени подтверждаются эмпирическими исследованиями, которые показывают более низкую корреляцию между конкретным поведением и абстрактными ценностями, чем между поведением и конкретными или целевыми ценностями. Кроме того, ценности, по-видимому, связаны с предпочтениями и установками, которые сами по себе предсказывают поведение. Таким образом, даже весьма абстрактные ценности могут оказывать влияние на конкретное поведение, когда это влияние опосредовано менее абстрактными психологическими силами. Например, ценность свободы может заставить кого-то усердно готовиться к экзамену по обучению вождению, потому что получение водительских прав увеличивает свободу передвижения. Широкая, абстрактная ценность свободы ведет к конкретной, конкретной цели получения лицензии, которая направляет поведение.
Ценности могут сильно влиять на поведение, когда они воспринимаются как находящиеся под угрозой и поэтому защищаются. Угроза может «активировать» ценность, а защита и борьба за нее влечет за собой ряд конкретных действий (хотя и редко просоциального характера). Например, многие американцы рассматривали нападения на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. как угрозу ценностям свободы, и многочисленные действия, последовавшие за этими нападениями, были прямо мотивированы и якобы оправданы защитой этой свободы. свобода.
Таксономии значений
Таксономия представляет собой упорядоченный список, особенно подробный список. Таксономия ценностей будет представлять собой список всех ценностей, которыми обладают люди, отсортированных по нескольким подспискам в соответствии с различными типами ценностей. Были предприняты значительные усилия, чтобы попытаться составить таксономию ценностей, и в этой попытке исследователи использовали различные источники: обзоры связанных с ценностями конструктов в научной литературе, интервью и анкеты, которые оценивают представление о ценностях обычных людей, и систематические исследования. анализ значимых терминов в лексиконах. Эти источники показывают, что отдельные люди и группы могут придерживаться самых разных ценностей. Однако исследователи попытались определить основную структуру этого множества значений. (Структура таксономии должна определять различные типы значений.) Они используют статистические инструменты (например, факторный анализ), чтобы свести большое количество конкретных значений к небольшому набору измерений фундаментальных значений, мало чем отличаясь от усилий, которые привел психологов личности к пятифакторной теории личности.
Существуют разные предложения относительно количества, специфики, важности и содержания человеческих ценностей. Милтон Рокич различал 18 терминальных ценностей, которые являются желаемыми конечными состояниями (например, самоуважение, свобода), и 18 инструментальных ценностей, которые относятся к способам поведения (например, помощь или прощение). Современные исследователи, такие как Шалом Шварц или Вальтер Реннер, предположили, что как инструментальные, так и конечные ценности попадают в меньший и более фундаментальный набор ценностных ориентаций, таких как власть, достижения, традиции и прибыль. Индивиды достоверно различаются по этим ценностным ориентациям, но существует неопределенность в отношении конкретных ориентаций, составляющих фундаментальный набор. Включение определенных стоимостных слов (тестовых элементов) в стоимостные показатели может изменить обнаруженные структуры в наборах данных, и даже если ценностные ориентации из разных наборов данных перекрываются, их количество и содержание также различаются. Таким образом, в настоящее время нет единого мнения о фундаментальных измерениях ценностей, но исследования по этим измерениям сходятся.
Одна из сложностей заключается в том, что когда люди получают возможность судить о том, являются ли такие понятия, как власть, достижения или прибыль, ценностями или целями, большинство людей соглашаются с тем, что они являются целями. Таким образом, возникает вопрос, отображают ли фундаментальные измерения, к которым сводится исследование, только ценности или они действительно смешивают ценности с целями. В настоящее время не установлено, являются ли цели и ценности одними и теми же, действующими как мотивационные силы в человеке, или ценности имеют уникальные социальные функции и последствия, которых нет у целей.
Функция значений
Для чего нужны значения? В собственном понимании людей ценности регулируют общество и межличностные отношения, направляют нравственное поведение, различение правильного и неправильного. В этом смысле ценности — это не просто мотивы, а социально разделяемые концепции, выполняющие общественную функцию. Теоретик эволюции Дэвид Слоан Уилсон утверждает, что ценности объединяют сообщества, и те сообщества, которые согласны с системой ценностей (и системой санкций в случае угрозы ценностям), могут быть более успешными в ходе истории человеческой культуры. С помощью исторического анализа Уилсон показывает, что, например, те религиозные группы, которые сформировали согласованную систему ценностей, стали сильнее своих конкурентов и пережили их. Ценности создают групповую связь на абстрактном уровне, которая объединяет индивидуальные действия в мышление и организацию группового уровня. В этом смысле ценности могут быть уникальным приспособлением человека к требованиям социальной реальности, в которой не только индивиды, но и группы соревнуются друг с другом. Однако, в то время как ценности повышают организованность и сплоченность внутри группы, они также обостряют границы для других групп (тех, кто не разделяет ту же систему ценностей), и действительно, межгрупповой конфликт часто мотивируется или, по крайней мере, рационализируется столкновением взглядов. значения.
Если существует лишь небольшой набор человеческих ценностей, эти ценности должны быть относительно постоянными в разных культурах и истории. Причиной этого ограниченного и стабильного набора могут быть неизменные требования к человеческому выживанию для удовлетворения биологических потребностей, достижения успеха в социальном взаимодействии и преодоления конфликтов между биологическими потребностями и социальным взаимодействием. Но данные об исторических и культурных вариациях только начинают поступать.
Исторические и культурные различия в ценностях
Некоторые ценности, которые поддерживаются сообществами, возможно, относительно мало изменились за документально подтвержденную историю. В отличие от норм и законов, которые существенно изменились, такие стандарты, как свобода, мужество, справедливость и даже честность, остались прежними по крайней мере со времен Древней Греции. Некоторые ценности избирательно применялись к определенным группам, например, равенство и прощение, которые часто распространяются только на членов доминирующей группы; в последнее время возросло значение других ценностей, таких как демократия и многообразие.
Недавнее исследование, проведенное Шварцем с использованием анкет, представленных людям из разных культур, свидетельствует об универсальности фундаментальных стандартов. Культуры, конечно, различаются по степени, в которой они считают те или иные ценности более или менее важными, но набор фундаментальных измерений, в рамках которых культуры выражают свои ценности, может быть универсальным. Однако это свидетельство не лишено критики. Во-первых, перевод слов на другие языки таким образом, чтобы их значение оставалось действительно постоянным, является сложной задачей.