Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое феминистки: Что такое феминизм? — все самое интересное на ПостНауке

Что такое феминизм? Мифы о феминизме

Феминизм — это общественно-политическое движение, направленное на борьбу с дискриминацией женщин. Феминистки выступают за то, чтобы у женщин были такие же политические, экономические и гражданские права, как и у мужчин.

В конце XIX — начале XX века феминистки боролись за право женщин и голосовать. Тогда из называли суфражистками (слово происходит от французского suffrage, что переводится как «избирательное право»). Также суфражистки требовали дать женщинам право получать высшее образование, работать по специальности наравне с мужчинами, самим подавать на развод и прерывать беременность.

В 60-е годы XX века в США возникла вторая волна феминизма. Женщины боролись за равенство в распределении труда. Феминистки второй волны оспорили, что предназначение женщины — семья и материнство, выступили против насилия (реального, домашнего, психологического), подняли вопрос о равной заработной плате для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма относится к 90-м годам ХХ века. В этот период феминистки подняли вопрос гендерных ролей и того, что представляют собой роли мужчины и женщины. Много внимания в этот период было уделено понятию идентичности.

Феминизм четвертой волны появился около 2012 года. В нем основной акцент делается на расширении прав и возможностей женщин и интерсекциональности (это социологическая теория о пересечении разных видов дискриминации). Феминистки четвертой волны стремятся к большему гендерному равенству, выступают за равную оплату труда, равные возможности и преодоление гендерных стереотипов и справедливое наказание за домогательства, абьюз и насилие.

Фото freepik.com

Основные виды феминизма

К основным видам феминизма относятся либеральный, интерсекциональный и радикальный.

Последовательницы либерального феминизма сосредоточены на решении базовых проблем. К ним относятся право получать образование, зарабатывать, разводиться, распоряжаться своим телом и т. д. Либеральные феминистки добиваются изменений мирным путем и для них важно равенство полов. Также он верят в концепцию личного выбора — женщина, если она этого хочет, может работать в секс-индустрии или быть суррогатной матерью.

Задача последовательниц интерсекционального феминизма — бороться с любым видом дискриминации женщин. К таковым , кроме сексизма, относятся расизм, трансфобия, бодишейминг (дискриминация, основанная на том, как выглядит тело человека), эйджизм (дискриманиция по возрасту). По мнению интерсекциональных феминисток, невозможно добиться равноправия, если бороться только с сексизмом.

Фото freepik.com

Концепция радикального феминизма состоит в том, что современное общество основано на патриархальной системе ценностей. Она препятствует сексуальной и экономической свободе женщин и вынуждает их находиться в подчинении у мужчин. С этим и борется радфем. Они, в отличие от либеральных феминисток, резко против суррогатного материнства и работы женщин в секс-индустрии. По их мнению, такое не может быть добровольным выбором.

Мифы о феминизме

Самый распространенный и живучий миф — феминистки ненавидят мужчин. Вероятно, среди последовательниц этого движения есть те, кто кого-то ненавидит, но в большинстве своем они борются с системой, в которой женщина занимает второстепенную роль. Борьба с дискриминацией не мешает феминисткам выходить замуж. Отношения они строят на принципах партнерства и равенства.

Фото freepik.com

Также существует стереотип, что феминистками становятся некрасивые женщины с неудавшейся личной жизнью. Это полная чушь, которую легко опровергнуть, просто загуглив имена известных феминисток. В числе звезд-феминисток Эмма Уотсон, Дакота Фаннинг, Анджелина Джоли, Риз Уизерспун, Дженнифер Лопес, Тейлор Свифт, Кира Найтли и многие другие.

Многие верят, что феминистки пропагандируют чайлдфри, то есть отказ от рождения детей. Снова миф. Феминистки выступают за право женщины самой распоряжаться своим телом и решать, хочет она быть матерью или нет. Общество же в свою очередь не должно навязывать женщине свое решение и осуждать ее выбор. Также феминистки борются за право на контрацепцию, аборты, сексуальное образование и против акушерского насилия и калечащих практик, например женского обрезания.

Нелепый, но все-таки распространенный миф, что феминистки резко против проявлений мужской галантности и могут подать в суд за попытку заплатить за их кофе или подать пальто. В суд точно не подадут. Да, женщина может платить за себя сама, сама открыть дверь и сама надеть пальто, но скандал мужчине, который это предложил, она точно не устроит.

 

Читайте также: что такое синдром самозванца и как с ним бороться?

происхождение понятия и его трактования в современной науке – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке

Крыкова Ирина Викторовна ТГУ имени Г. Р. Державина

Аннотация. В статье рассматривается понятие «феминизм» с точки зрения его этимологии, истории развития, а также анализируется традиционное и современное значение этого термина. Автор уделяет особое внимание трактовке «феминизма» в отечественной историографии, соприкосновению этого термина с такими понятиями как «женское движение» и «женский вопрос».

Ключевые слова: феминизм, эмансипация, суфражизм, женское движение, женский вопрос, гендер, права женщин.

История феминизма, история борьбы женщин за свои гражданские, социальные и человеческие права, почти не известна большинству людей. Лишь в конце ХХ — начале ХХ! века феминизм стал предметом общественных дискуссий и научных исследований. [15]

Определить, что такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Как идеология равноправия, феминизм имеет долгую историю. В настоящее время существует несколько точек зрения о том, когда появился феминизм. Некоторые исследователи полагают, что «феминизм, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными качествами+ существовал всегда», [3, с. 11] и относят его появление еще к древним амазонским мифам, или к дохристианским артефактам, указывают на доминацию матриархата. Однако, как отмечает Г.А. Брандт, такое представление «безмерно расширяет исторические и смысловые границы и без того остаточно объемного и неоднозначного по составу убеждения явления». [3, с. 11].

По мнению других исследователей, феминистические идеи можно обнаружить в XVII веке, прежде всего в произведениях английских писательниц Афры Бенн, Мэри Астелл, Батсуа Мэйкин и французских авторов того же периода: Мари де Гурне, Франсуа де ля Барра. С точки зрения историков Герды Лернер, Джоан Келли, Карен Грин, зачатки идеологии феминизма обнаруживаются в эпоху Возрождения, в творчестве французской писательницы Кристины де Пизан, благодаря которой в XV веке возникли теоретические «споры о женщинах» (querelle des femmes). [5, с.77]. Следует отметить, что ранние феминисты и феминистки не использовали понятие «феминизм», а на зывали себя «адвокатами женщин» или «защитницами прав женщин».

Большинство современных историков традиционно связывают развитие феминистской идеологии с организованным в XIX веке в западном мире социально-политическим движением за равные юридические и политические права женщин с мужчинами. [5, с.77]. Именно тогда, по мнению большинства исследователей, появился сам термин «феминизм», образованный от латинского «femina» — женщина.

В современной науке высказываются разные предположения о том, кто первым ввел термин «феминизм» в научный оборот. Одни исследователи (О. Воронина, М. Соколова, В. Успенская) полагают, что слово «феминизм» было сконструировано французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье ещё в конце XVIII в. Философ именовал феминистами сторонников женского равноправия и полагал, что «расширение прав женщин — это главный источник социального прогресса». [17, с. 174].

Другая группа исследователей теории и истории женского движения, среди которых С.Г. Айвазова и Н. Уолтер, приписывают авторство писателю А. Дюма-сыну (1824-1895), написавшему знаменитый роман «Дама с камелиями». По мнению исследовательницы Т.А. Клименковой, слово «феминизм» впервые употребила англичанка Элис Росси в своей статье в журнале «The Athenaeum» (Лондон) 27 апреля 1895 года. С точки зрения историка Карен Оффен, термин «феминизм» появился в 1882 году во Франции, когда феминисткой назвала себя участница движения женщин за избирательное право Губертина Оклер, подписывавшая так свои статьи в издаваемой ею газете «Ля Ситуаенн». После первого феминистского конгресса в Париже в 1892 году термин «феминизм» приобрел широкую популярность и к 1894 году появился на страницах

периодических изданий в таких странах, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, США. [21].

Следует отметить, что с 1890-х гг. слово «феминизм» использовалось в западном мире как синоним понятия «женская эмансипация» (лат. emancipatio — освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков). Феминиста ми или феминистками называли тех, кто поддерживал идею женской эмансипации. Под эмансипацией женщин понимается стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Термин «эмансипированная женщина» («emancipation de la femme») появился в эпоху июльской революции 1830 года.

В становлении феминизма, как общественного движения за права женщин в конце ХК -начале XX века, большую роль сыграл суфражизм (от английского suffrage — право голоса) -борьба женщин за гражданское право участия в голосовании. Суфражистками именовались участницы женского движения в Англии во второй половине XIX века (М.Г. Фаусетт, Э. Панкхерст, К. Панкхерст и другие). Возникнув в Англии, суфражизм позднее получил распространение в США, Г ермании, Франции и других странах. В научной литературе этот период получил название «феминизма равенства» или «феминизма первой волны» и стал борьбой женщин за обладание теми же правами, которыми уже владели мужчины.

В 60-80-е гг. ХХ века (второй этап), феминизм принял более радикальную форму, направленную на революционное преобразование общества в целом. Феминистки второй волны поставили проблему необходимости глубинных преобразований культуры, акцентировав вопрос о свободной, автономной женской личности. На данном этапе женщины выступили с протестом против патриархального общества (общества с доминированием мужчин). В этот период возникает неофеминизм — идеология, в основе которой лежит требование преодоления «традиционных представлений о том, что главное назначение женщин — продолжение рода». [4, с. 33]. Таким образом, была разработана теоретическая основа феминизма, которая позволила ему стать впоследствии крупным социальным явлением современного мира.

Базисным понятием феминистской теории стало понятие «гендер», которое до сих пор остается предметом дискуссий в философии феминизма. В оксфордском справочнике по философии «гендер» понимается как «термин, введенный с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии «пола», то имеется ввиду их биологическое различие. Когда говорят о «гендере», то исходят из определенных социокультурных дефиниций понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения». [6]. При всей дискуссионности определений, большинство исследователей разделяют позицию, что «половое поведение, психологические различия и т.п. есть результат не столько физиологических особенностей мужчин и женщин, не природное их предназначение, а распространенные в каждом типе культуры и общества образы, типы, конструкты «мужского» и «женского», которые и задают определенную траекторию воспитания, образования и всей системы ценностей человека того или иного пола». [3, с.9].

В современной науке универсального определения для такого многоликого и внутренне противоречивого явления как феминизм не существует. В «Энциклопедии феминизма» Л. Таттл говорится о существовании более чем 300 определений понятия «феминизм». Автор отмечает, что «в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения» [20, с. 107].

В современном Оксфордском словаре по социологии феминизм оп ределяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. [19, с. 178].

В Большом энциклопедическом словаре феминизм понимается в широком смысле как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, а в узком смысле как женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. [2, с. 1269].

В силу того, что в последнее столетие и приватная и публичная роль женщины расширились и претерпели изменения, определение феминизма также расширилось и стало включать политические, культурные, сексуальные и этнические измерения. [22]. Отсюда отражение всех этих аспектов в одном определении представляется достаточно сложным.

Современные западные теоретики феминизма вкладывают в это слово различный смысл в зависимости от того, какое направление они представляют. Так, например, к середине ХХ в. появляется ряд теорий, которые подчеркивают политическую сущность феминизма. Американская исследовательница Этель Кляйн в своей книге «Гендерная политика. От сознания до массовой политики» (1984) характеризует феминизм как политическую идеологию, отстаивающую равные роли мужчин и женщин в обществе и утверждающую, что женщины не получают поддержки в семье, не имеют доступа к рынку из-за дискриминации в обществе и неадекватного отношения к этой проблеме социальных институтов. [22].

По мнению исследовательницы Карен Оффен, феминизм — «система идей и общественное движение за социально-политические изменения, основанные на критическом анализе привилегированного положения мужчин и подчиненного положения в данном обществе». [18, с. 46].

С точки зрения немецкой лингвистки Луизы Пуш, «феминизм — это теория, затрагивающая все области человеческого бытия, которая выявляет и подвергает резкой критике патриархатное содержание всех культурных порождений мужчины, традиционно отождествляющего себя с человеком как таковым». [23].

Американский антрополог Генриетта Мур трактует феминизм как «нечто, реферирующее к осознанию женского угнетения и эксплуатации на работе, дома и в обществе, это нечто, что призывает к сознательному политическому действию, предпринимаемому женщинами с тем, чтобы изменить описанную ситуацию». [23].

Феминизм как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, часто используется в качестве синонима понятия «женское движение». В данном случае феминизм трактуется как действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов. [18, с.221]. Однако с точки зрения политолога А. Темкиной, когда речь идет о женском движении, далеко не всегда имеется в виду феминизм. Термин «феминизм», по её мнению, чаще используется для обозначения идеологии или теории, а термин «женское движение» — для обозначения организованной деятельности, реализующей феминистские (и не только) идеи. Движение может быть нацелено на изменение гендерных отношений, (тогда оно считается феминистским), а может действовать, исходя из существующих гендерных ролей (в данном случае речь идет о женском движении). [14].

Что касается трактования понятия «феминизм» в отечественной социокультурной традиции, то следует отметить, что под этим понятием в российском обществе в конце XIX — начале XX века называли стремление женщин из образованных слоев самостоятельно и организованно добиваться признания своих гражданских прав, прежде всего права голоса, а также права на получение высшего образования.

Однако необходимо отметить тот факт, что в России (и в некоторых других странах) понятию «феминизм» долгое время негативный смысл, поскольку с самого начала феминистками называли мужененавистниц, а также тех бунтовщиц, которые, не веря программам и обещаниям, самостоятельно хотят добиться своих прав. Так, например, выступая на Первом всероссийском женском съезде, состоявшемся в 1908 году в Санкт-Петербурге, российская феминистка С. Исполатова обращала внимание аудитории на то, что за стремление женщины к самостоятельности «на нее сыпятся упреки в феминизме (слово, кото рое у нас считается чуть ли не ругательным)». [8, с. 46]. Возможно, в силу такого распространенного толкования термина многие российские активист ки женского движения конца XIX — начала XX века (прежде всего М. Трубникова, Н. Стасова и А. Философова) чаще предпочитали называть себя «равноправками», а не феминистками. «Равноправки» концентрировались прежде всего на вопросах образования женщин.

Следует отметить также, что понятие феминизм в отечественной философской и общественной мысли 1860-х годов было тесно связано с понятием «женский вопрос», которое использовалось как синоним женского движения. Под женским вопросом, в соответствии с определением в «Социологическом энциклопедическом словаре», понимается комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщины в семье и обществе. [13, с.70]. Все эти проблемы были названы «женским вопросом» по обычной в XIX веке российской манере обозначать так любую социально значимую проблему.

В отечественной историографии, как считает большинство исследователей, феминизм долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. В советское время феминизм понимался как буржуазное женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами при сохранении основ капиталистического строя, все проявления которого, в отличие от пролетарской борьбы за женское равноправие, «носят печать реакционности и ограниченности». [11, с. 286]. В позднесоветское время (1980-е гг.) в энциклопедических изданиях этот термин просто пропускали. В постперестроечных философских словарях феминизм рассматривается в трех плоскостях: социальное движение <+>, жизненные принципы, целостная система взглядов, при которой человек не имеет предубеждений по поводу пола <+> и философско-культурологическая концепция анализа понятия пола <+>. [9, с. 335]. И лишь в последние десятилетия ХХ века феминистская тематика получила отражение в публикациях ряда гендерных центров.

Современные отечественные исследователи феминизма трактуют его по-разному. С.Г. Айвазова, автор многочисленных исследований по теории и истории женского движения, определяет феминизм как «философию или идеологию даже не столько собственно женского равноправия, сколько освобождение личности от репрессивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала». [4, с. 25].

По мнению исследовательниц Е.В.Водопьяновой, А.А.Темкиной, Е.А. Здравомысловой, развитие феминизма во всем мире имело две формы реализации: как практика — в виде собственно женского движения и как феминистская теория, преследующая объяснительные цели. Однако и то и другое отражает общую идеологическую основу феминизма, т.е. систему идей, лежащих в основе женского движения.

Историк В.И. Успенская понимает под феминизмом «разные формы сопротивления вековым традициям унижения женщин как социальной группы, в том числе, и, прежде всего, теоретические аргументы в защиту равноправия полов». [16, с. 6]. Такое широкое определение феминизма, по мнению исследовательницы, позволяет связать его историю с произведениями того времени, когда не было понятия «феминизм», но получили распространение идеи о способах изменения судьбы женщин.

Автор первого изданного на постсоветском пространстве учебника «Теория и история феминизма» философ И.И. Жеребкина определяет феминизм как «политику, направленную на изменение существующих властных отношений в обществе, теорию, в основе которой лежит концептуализация сексуального различия». [7, с. 8].

Сторонницей феминизма, как политического явления, является Н.А. Шведова, которая рассматривает феминизм, как нормальный процесс укрепления прав женщин и вхождения их во все сферы жизни общества и управления им. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки зрения влияния женщин на ход современной истории.

По мнению исследовательницы Е.И. Трофимовой, феминизм требует определения на двух уровнях — «как широкое общественное движение за права женщин, имеющее длительный исторический опыт, и как комплекс социльно-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе». [23].

С точки зрения Т.А. Рубанцовой, в настоящее время феминизм сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития. [12, с. 22].

И все же до сих пор феминизм все еще довольно «темный» термин в российском дискурсе, имеющий как позитивные, так и негативные коннотации.

Наиболее приемлемым представляется определение феминизма, данное в «Большом толковом социологическом словаре COLLINS».

1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам.

2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского

превосходства и эксплуатации.

3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерноклассовой системой.

4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. [1, с. 258].

Таким образом, обобщая все выше сказанное, следует отметить, что общепринятого четкого определения феминизма на сегодняшний день не существует. Определения феминизма зависят от того контекста (политического, социального, экономического, теоретического и пр.), в котором он развивается, от подъема-спада женского движения. Под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия.

Более того, как отмечает Г.А. Брандт, «феминизм, по крайней мере в теоретическом осмыслении, перерос этимологию своего названия. Сегодня он не только про- и за- женщин, он за адекватное понимание жизненной практики человека любого пола». [3, с. 10].

Так или иначе, появление термина феминизм было связано с необходимостью выделения людей, выступающих не только за возрастающую социальную роль женщин, но и за право женщины определять себя как самостоятельную личность.

Феминизм как теория равенства полов в обществе неотделим от исто рии женского движения. Первоначально феминизм возник не столько как теория, сколько как движение против социально-экономической дискриминации женщин и был синонимом понятия «эмансипация женщин». Поскольку на первых этапах женского движения ставилась задача добиться предоставления женщинам избирательных прав, то некоторое время феминизм являлся синонимом понятия «суфражизм».

В ХХ веке феминизм из практики социально-политического движения за равноправие женщин перерос в явление общекультурного масштаба с развернутой философской концепцией, базирующейся на гендерном методологическом основании. Согласно феминисткой философии, не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

Таким образом, инициируемый первоначально в рамках западной культуры как одно из направлений борьбы за универсальную свободу личности (свободу женщины от «мужского шовинизма»), феминизм уже сейчас имеет тенденцию становиться глобальным явлением.

Список литературы

1. Большой толковый социологический словарь (Collins). — М., 1991.

2. Большой энциклопедический словарь. — М., 1998.

3. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. — СПб, 2006.

4. Гендерные аспекты политической социологии. Учебное пособие /Отв. ред. С.Г. Айвазова, О.А. Хасбулатова. — М., 2004.

5. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций /Под ред. М.М. Малышевой. -М., 2002.

6. Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И.Р. Чикаловой. Мн.: БГПУ, 2001. http://www. genderstudies.info/sbomik/vozmoi/4.htm

7. Жеребкина И.М. Теория и история феминизма. Курс лекций. Харьков, 1996.

8. Исполатова С. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя: из доклада на первом Всероссийском женского съезде в декабре 1908 г. //Женщины и земля. 1992, март.

9. Клименкова Т.А. Феминизм // Словарь гендерных терминов. — М., 2002.

10. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева. — М., 1997.

11. Малая Советская Энциклопедия. М., 1931.

12. Рубанцева Т.А. Философия феминизма и культура. — М. ydopedia of Feminism. New York (Arrow Books), 1986.

21. http://community.livei ournal. тош/ feministki/ 176203.html

22. http://www.poli€v.hu/khassanova/paragraph 1 1.html

23. http://bankrabot.com/work/work 72259.html

Экофеминизм | социология и защита окружающей среды

Похожие темы:
феминизм защита окружающей среды

Посмотреть весь связанный контент →

экофеминизм , также называемый экологическим феминизмом , ветвь феминизма, изучающая связи между женщинами и природой. Его название было придумано французской феминисткой Франсуазой д’Обонн в 1974 году. Экофеминизм использует основные феминистские принципы равенства между полами, переоценку непатриархальных или нелинейных структур и взгляд на мир, который уважает органические процессы, целостные связи и достоинства интуиции и сотрудничества. К этим понятиям экофеминизм добавляет как приверженность окружающей среде, так и осознание ассоциаций, существующих между женщинами и природой. В частности, эта философия подчеркивает то, как патриархальное (или ориентированное на мужчин) общество обращается с природой и женщинами. Экофеминистки исследуют влияние гендерных категорий, чтобы продемонстрировать, как социальные нормы несправедливо господствуют над женщинами и природой. Философия также утверждает, что эти нормы ведут к неполному взгляду на мир, и ее сторонники выступают за альтернативное мировоззрение, которое ценит землю как священное, признает зависимость человечества от мира природы и считает всю жизнь ценной.

Истоки экофеминизма

Современное экофеминистское движение родилось из серии конференций и семинаров, проведенных в Соединенных Штатах коалицией ученых и женщин-профессионалов в конце 1970-х и начале 1980-х годов. Они встретились, чтобы обсудить, как феминизм и защита окружающей среды могут быть объединены для поощрения уважения к женщинам и миру природы, и были мотивированы представлением о том, что давний исторический прецедент ассоциации женщин с природой привел к угнетению обоих.

Они отметили, что женщины и природа часто изображались хаотичными, иррациональными и нуждающимися в контроле, в то время как мужчины часто характеризовались как рациональные, упорядоченные и, таким образом, способные управлять использованием и развитием женщин и природы. Экофеминистки утверждают, что это устройство приводит к иерархической структуре, которая дает власть мужчинам и позволяет эксплуатировать женщин и природу, особенно в той мере, в какой они связаны друг с другом. Таким образом, ранние экофеминистки определили, что решение затруднительного положения любого округа потребует уничтожения социального статуса обоих.

Ранняя работа над экофеминизмом состояла в основном из документирования исторических связей между женщинами и окружающей средой, а затем поиска способов разорвать эти связи. Одна основательница экофеминизма, теолог Розмари Рютер, настаивала на том, что все женщины должны признать господство над природой и работать над тем, чтобы положить конец господству над природой, если они хотят работать над своим собственным освобождением.

Она призвала женщин и защитников окружающей среды работать вместе, чтобы положить конец патриархальным системам, которые отдают предпочтение иерархии, контролю и неравным социально-экономическим отношениям. Вызов Рютер был подхвачен феминистскими учеными и активистками, которые начали критиковать не только экологические теории, упускавшие из виду влияние патриархальных систем, но и феминистские теории, которые также не ставили под сомнение отношения между женщинами и природой.

К концу 1980-х экофеминизм вырос из преимущественно академической среды и стал популярным движением. Многие ученые называют теоретика феминизма Инестру Кинг причиной этой популяризации. В 1987 году Кинг написал статью под названием «Что такое экофеминизм?» который появился в

The Nation . Там она призвала всех американцев задуматься о том, как их система убеждений допускает эксплуататорское использование земли и дальнейшее угнетение женщин. С помощью статьи Кинга концепция экофеминизма расширилась как в плане поддержки, так и в плане философии.

Радикальный экофеминизм и культурный экофеминизм

По мере того, как экофеминизм продолжал развиваться, он стал свидетелем первого из нескольких расколов. К концу 1980-х экофеминизм начал разделяться на две отдельные школы мысли: радикальный экофеминизм и культурный экофеминизм. Радикальные экофеминистки утверждают, что доминирующее патриархальное общество уравнивает природу и женщин, чтобы унизить их обоих. С этой целью радикальный экофеминизм основывается на утверждении ранних экофеминисток о том, что нужно изучать патриархальное господство с прицелом на прекращение ассоциаций между женщинами и природой. Особый интерес для этих теоретиков представляет то, как и женщины, и природа ассоциировались с негативными или товарными качествами, в то время как мужчины считались способными устанавливать порядок. Такое разделение характеристик поощряет эксплуатацию женщин и природы в обмен на дешевую рабочую силу и ресурсы.

Культурные экофеминистки, с другой стороны, поощряют связь между женщинами и окружающей средой. Они утверждают, что женщины имеют более близкие отношения с природой из-за их гендерных ролей (например, кормильца семьи и кормильца) и их биологии (например, менструации, беременности и лактации). В результате культурные экофеминистки считают, что такие ассоциации позволяют женщинам быть более чувствительными к святости и деградации окружающей среды. Они предполагают, что эта чувствительность должна цениться обществом, поскольку она устанавливает более непосредственную связь с миром природы, с которым люди должны сосуществовать. Культурный экофеминизм также имеет корни в религиях, основанных на природе, и поклонении богине и природе как способе искупления как духовности природы, так и инструментальной роли женщин в этой духовности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Не все феминистки поддерживали раздвоение экофеминизма. Некоторые женщины, например, обеспокоены тем, что культурный экофеминизм просто навязывает гендерные стереотипы и может привести к дальнейшей эксплуатации. Другие хотели сделать больший упор на религию, основанную на природе, в то время как третьи настаивали на том, чтобы прославление западных организованных религий могло вместить поклонение, основанное на природе. Те же самые группы также различались в отношении романтизации природы и роли, которую должны играть различные практики (такие как вегетарианство или органическое земледелие) в применении экофеминистских принципов. В результате движение продолжало расти и расширяться, чтобы приспособиться к этим вариациям, и большинство самоидентифицирующих себя экофеминисток отмечают бесчисленное множество определений и приложений, доступных под общей рубрикой экофеминизма.

Что такое феминизм? | Human Rights Careers

У феминизма есть много определений, в зависимости от того, кого вы спросите, но Britannica предлагает простую основу: это вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Никому не должно быть отказано в определенных правах, таких как право голосовать, занимать политические посты и работать вне дома, из-за их пола или пола. Однако феминизм выходит за рамки основных прав и стремится к более глубоким культурным сдвигам, таким как прекращение сексизма и интерсекционального угнетения по признаку пола, расы, сексуальности и класса. В этой статье мы рассмотрим краткую историю феминизма, различные виды феминизма и вопрос о том, нужен ли нам феминизм сегодня.

По своей сути феминизм – это вера в то, что женщины заслуживают равных социальных, экономических и политических прав и свобод. На протяжении многих лет феминизм сосредоточивался на таких вопросах, как право голоса, репродуктивная и сексуальная свобода и равная оплата труда. Феминизм также исследовал расизм, гендерные нормы, самовыражение и многое другое.

История феминистских движений

Всегда существовали культуры, в которых женщины были у власти, например, в древней Спарте, где женщины могли владеть и наследовать собственность, вести бизнес и получать хорошее образование. Также всегда были женщины, которые сопротивлялись патриархальным культурам. Однако «феминизм» в том виде, в каком мы его знаем, — довольно новая концепция. Мэри Уолстонкрафт опубликовала «Защиту прав женщин» в 179 г.2, и хотя сегодня она считается иконой феминизма, в ее время этот термин не применялся. Этот термин стал более известен в 1890-х годах в Великобритании и Америке.

Именно тогда начала подниматься «первая волна» феминизма. Движение было тесно связано с аболиционистскими движениями и ориентировалось на избирательное право. В 1848 году на съезде Сенека-Фоллс триста участников согласовали цели и стратегии движения. Во всем мире положение с правами женщин постепенно начало улучшаться. В 1893 году Новая Зеландия разрешила женщинам голосовать на национальных выборах. США дали женщинам право голоса в 1920, в то время как Великобритания последовала за ней в 1928 году.

Вторая волна началась в 1960-х годах. Он был связан с антивоенным движением и движением за гражданские права. Репродуктивные права и вопросы, связанные с сексуальностью, также стали более заметными. За эти годы феминизм также стал более интеллектуально разнообразным и сложным. Капитализм, роль женщин, сексуальность и гендер обсуждались по мере того, как феминистские движения по всему миру становились менее элитарными и более инклюзивными, чем во время первой волны.

Третью волну феминизма сложнее определить, но она одновременно основывалась на том, что положила начало феминизм второй волны, и бросала ему вызов. Феминизм третьей волны включал в себя индивидуальность, иронию и право на самовыражение, включая одежду и косметику, которые их матери второй волны могли счесть угнетающими и сексистскими. Интернет также играл большую роль в ту эпоху, поскольку он способствовал распространению творческого мультикультурного феминистского контента. Феминизм третьей волны с его разнообразием идей представляет собой менее сплоченное движение, чем первая и вторая волны.

Мы в четвертой волне феминизма? Метафоры волны не идеальны, но, учитывая массовые сдвиги в обществах по всему миру, можно с уверенностью сказать, что феминизм находится в другой эпохе по сравнению с 1990-ми-2010-ми годами. Возобновились атаки на права женщин, особенно на репродуктивные права, а рост социальных сетей дал феминистским активисткам больше инструментов. Четвертая волна также представляет собой наиболее разнообразную и инклюзивную версию феминизма.

Чтобы узнать больше, пройдите онлайн-курс по феминизму и социальной справедливости.

Феминизм: три основных типа

Феминизм может показаться простым по своей сути, но существует множество различных типов. Вот три основных из них, которые нужно знать:

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм — это то, о чем думает большинство людей, когда они слышат слово «феминистка». Его также можно описать как «мейнстримный феминизм». По определению философа Элисон Джаггер, либеральный феминизм фокусируется на политических правах и равенстве в образовании и на рабочем месте. Это включает в себя такие вопросы, как равный доступ к образованию, равная оплата труда, более безопасные условия труда и прекращение сегрегации на работе по признаку пола. Либеральный феминизм также касается частной жизни, поскольку распределение неоплачиваемой работы по дому влияет на способность женщины участвовать в общественной жизни. В Соединенных Штатах либеральные феминистки сосредоточились на Поправке о равных правах, которая должна была внести поправки в конституцию, чтобы обеспечить юридическое гендерное равенство. Феминистки работали над ERA в 1960-х и 1970-х годов, но он так и не был ратифицирован достаточным количеством штатов.

На протяжении многих лет либеральный феминизм подвергался критике за то, как он измеряет успех и равенство по патриархальным стандартам и не анализирует пол, расу и класс. Либеральный феминизм также может не бросить вызов институциональной власти и в конечном итоге усилить деструктивные капиталистические циклы. Сосредоточив внимание на том, что отдельные женщины могут сделать, чтобы «продвинуться вперед», либеральный феминизм часто подводит некоторых из наиболее уязвимых слоев общества.

Радикальный феминизм

Как следует из названия, радикальный феминизм более агрессивен. Он сосредоточен на демонтаже патриархата и традиционных гендерных ролей путем обеспечения репродуктивных прав, критики нуклеарной семьи и материнства и оспаривания институциональной власти. Радикальные феминистки не пытаются что-то изменить с помощью устоявшихся систем, а склонны менять сами системы. Движение возникло в 1960-х годах, когда женщины, участвовавшие в антивоенном движении и движении за гражданские права, оказались в стороне. Многие активистки основывали феминистские группы и придерживались более радикальных идей.

Сегодня радикальный феминизм часто связывают с транс-эксклюзивным радикальным феминизмом, который отрицает, что транс-женщины являются настоящими женщинами. Термин «ТЕРФ» возник в 1970-х годах, когда радикальные феминистки начали расходиться по поводу поддержки трансгендерных женщин. Эксклюзивные радикальные феминистки также называют себя «гендерно-критическими». Из-за негативной коннотации феминистки, поддерживающие транс-женщин, обычно не идентифицируют себя как радикальные феминистки.

Интерсекционный феминизм

Интерсекционный феминизм исследует, как сексизм, расизм, классизм и ксенофобия пересекаются и образуют системы угнетения. Он противостоит «белому феминизму», который, игнорируя расовое угнетение, может поддерживать превосходство белых. Белый феминизм зародился в самые ранние дни феминизма, когда самые известные подставные лица, такие как Элизабет Кэди Стэнтон, заботились только об избирательном праве для белых женщин. Суфражистки также исключили бедных работающих женщин и отклонили вопросы, касающиеся заработной платы, рабочего времени и профсоюзов.

Всегда были феминистки, поддерживающие и защищающие интерсекциональное мышление, но термин «интерсекциональность» был придуман в статье 1989 года. В статье ученый-правовед и специалист по расам Кимберле Уильямс Креншоу показала, как пересечение расы и пола повлияло на опыт чернокожих мужчин и женщин в правовой системе. Книга социолога Патрисии Хилл Коллинз 1990 года «Черная феминистская мысль» — еще один важный текст о интерсекциональности и о том, как угнетение на основе расы, пола, класса, сексуальности и нации формирует то, что Коллинз называет «матрицей доминирования». Сегодня интерсекциональный феминизм продолжает расширять представления общества о феминизме, власти и угнетении.

Нужен ли миру феминизм?

Нужен ли феминизм в современном мире? Когда мы смотрим на права женщин во всем мире, очевидно, что мы это делаем. Согласно отчету Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве за 2022 год, для достижения полного гендерного паритета потребуется 132 года. Пандемия COVID-19 не помогла улучшить положение с правами женщин, поскольку женщины и девочки сильнее ощутили экономические последствия, увеличились объемы их неоплачиваемой работы, они стали чаще подвергаться гендерному насилию и больше подвергались стрессу. Женщины также больше страдают от изменения климата, особенно в сельской местности. В некоторых местах, например в некоторых африканских странах, мужчинам приходится уезжать дальше, чтобы найти работу, в то время как женщины остаются дома, чтобы вести домашнее хозяйство, заботиться о детях и защищать свою землю. Однако их полномочия не могут быть защищены законом. Однако когда женщины получают больше власти, они принимают более обоснованные решения, повышают продовольственную безопасность и сокращают потребление энергии.

В некоторых районах феминистские движения встречают жестокое насилие. 16 сентября 2022 года 22-летняя Махса Амини была задержана иранской полицией нравов. Она умерла в заключении. Ее смерть вызвала одно из крупнейших протестных движений со времен Исламской революции 1979 года. Возглавляемые в основном женщинами протесты требовали равенства и прекращения репрессивного правительства Ирана. Протестующие в курдских провинциях (Маш Амини была курдкой) были особенно смелыми, когда женщины снимали хиджабы на улицах и отрезали себе волосы. Реакция правительства была жесткой. По данным правозащитников, по меньшей мере 328 человек были убиты, в том числе дети, и почти 15 000 арестованы. Протесты в Иране — лишь один из примеров того, как феминистское движение столкнулось со значительной негативной реакцией.

Феминизм где-нибудь «победил»?

В некоторых местах потребность в феминизме и поддержке феминистских движений очевидна. Однако как насчет стран, где якобы «победили» феминистки, например США? Реальность не так победоносна, как некоторые могли бы надеяться. В 2017 году писатель и редактор Эми Александер написала статью для NPR, в которой критикует неизменное внимание феминизма к белым женщинам и маркетингу, а не веществу. Александер пишет, что феминизм, кажется, «больше озабочен продвижением поверхностных атрибутов подлинного равенства, чем выполнением тяжелой работы, необходимой для решения жестких, холодных фактов гендерного и расового неравенства».

Писательница Мойра Донеган также углубляется в этот поверхностный, блестящий феминизм в своем информационном бюллетене «Not the Fun Kind» и статье «Потемкинский феминизм», в которой утверждается, что модность феминизма скрывает тот факт, что он не имеет реальной институциональной силы. Проблемы, за которые давно боролись, такие как гендерный разрыв в оплате труда, сохраняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *