особенности гендерного подхода в воспитании детей, основные стереотипы
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.
Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
<<Перелинковка>>
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
<<Форма демодоступа>>
Гендерное воспитание в школе
Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
<<Форма бесплатного курса>>
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
<<Перелинковка2>>
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
Нужно ли гендерное воспитание — Российская газета
Между тем сама тема гендерного воспитания сегодня стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Нужно ли каким-то особым образом воспитывать мальчишек и девчонок? Какими качествами должны обладать будущие мужчины и женщины? Мнения опрошенных «РГ» экспертов разделились.
ЗА
Август Белкин,
заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, директор школы с 40-летним стажем:
— Давайте сначала разберемся, а что мы понимаем под гендерным воспитанием. Это значит, воспитать мальчика прежде всего таким человеком, который готов будет брать на себя ответственность, готов будет защищать себя и свою семью, а если надо, готов будет и пожертвовать собой. Это значит, воспитать в девочке преданность, заботу и, если хотите, — мужественность в отстаивании интересов своей семьи. И дело тут, конечно, не в том, во что наряжаются в детстве. Дело в куда более высоких понятиях, которые закладываются или, увы, не закладываются в детстве. И гендерное воспитание, на мой взгляд, тут чрезвычайно важно. Не может быть никаких нейтральных, аморфных форм.
Я преподавал в школе историю и старался прививать детям лучшие качества на примере исторических личностей. Мальчишкам рассказывал о Юлии Цезаре, Октавиане Августе. Девчонкам рассказывал, какой мудрой, красивой и преданной была Клеопатра.
Расскажу случай, был у меня в классе самый отпетый хулиган Валерка Нестеров, причем, надо сказать, очень умный. Однажды он в очередной раз что-то натворил, вопреки обещаниям больше не бедокурить, и я решил поговорить с ним по-мужски. И довольно резко, может, и не совсем педагогично, зато откровенно. Говорю, держи слово, мужчина ты или нет. В общем, мы поняли друг друга и остались с тех пор лучшими друзьями. А потом этот Валерка стал министром образования Свердловской области Валерием Вениаминовичем.
Дмитрий Рассохин,
доктор философии, кандидат психологических наук, отец четырех сыновей:
— Доказано, что у мальчиков и девочек по-разному работает мозг, по-разному происходит восприятие действительности, по-разному формируются ценности, а это значит, что и воспитание не может быть одинаковым. У детей еще до конца не сформированы нейронные связи, а это значит, что очень многое зависит от того, как мы повлияем на процесс их развития.
Что важно донести до мальчиков, что важно заложить? Простые истины. То, что он защитник, добытчик, что нужно в жизни проявлять упорство в достижении целей, как бы трудно ни было. У каждого есть свои обязанности по дому. Более того, есть даже свой семейный кодекс чести. Мои парни понимают, что стонать, канючить — это не по-мужски. Если необходимо, берешь и делаешь, даже если это тебе неприятно. Но я стараюсь не перегибать палку, мы же не в армии.
Я считаю, что воспитание мальчиков должно быть преимущественно мужским. Среди пунктов, которые прописаны в нашем семейном кодексе, есть такой: мужчина обязательно должен отвечать за свои поступки. Я могу твердо сказать, что у нас в семье совершенно четко с детства сформированы понятия чести, достоинства и патриотизма.
ПРОТИВ
Сергей Киселев,
заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:
— Я наверное, вас удивлю, но я против воспитания вообще. Потому что под воспитанием так или иначе понимается навязывание чужой воли. А я против этого. Я понимаю, все родители хотят своим детям добра. Чтобы дочка выросла красавицей и умницей, вышла замуж, родила детей. Сын, став взрослым, занял какую-то высокую должность, стал крутым бизнесменом и т. д. Но откуда вы знаете, чего хочет ваш ребенок?! Развитие каждого ребенка очень индивидуально, и пытаясь загнать его в определенные шаблоны, родители поступают, мягко говоря, не очень умно. В самых крайних случаях просто коверкают ему жизнь.
Есть индивидуальная траектория развития каждого ребенка. И самой мудрой позицией будет сопровождать ребенка, не навязывая ему свои представления, идеи, установки. Очень важно чувствовать своего ребенка, знать, чего хочет именно он, а не то, каким бы хотели его видеть вы. Все это наши стереотипы, во что они должны играть, от чего именно они должны быть счастливы. Вы видите вашего сына или дочь счастливыми в семье, а они вполне возможно — нет. Почему вы не можете это допустить?
Даниил Штерн,
кандидат социологии:
— Спроси кого-то еще лет 30-40 назад, что такое гендерное воспитание и воспитываете ли вы каким-то особым образом своего сына и дочь, вас не каждый и понял бы: чего-чего, а что это за воспитание такое? При этом в подавляющем большинстве семей мальчишки крутились возле отца, шли вместе в гараж, возились там с техникой, девчонки занимались маленькими женскими делами дома с матерью. Красились тайком, в мамкиных каблуках ходили. Но никто не называл это каким-то особым воспитанием. Просто ребенок по природе своей впитывает и копирует роль своих родителей. Собственно, мало что изменилось в большинстве семей и сегодня.
Вот когда из ребенка родители начинают лепить то, что нужно им самим, то, каким они видят своего сына или дочь, вот тогда и начинаются большие проблемы. И тут даже не столь важно, какой сферы это касается. Кто-то, например, видит в своем ребенке вундеркинда, отдает в школу в пять лет. И потом этот «гений» мучается всю жизнь от колоссальных психологических проблем, искусственно заложенных в детстве. Ему невероятно трудно общаться со сверстниками, особенно противоположного пола, потому что разница в возрасте в школе ощущается очень остро. Мальчишку вундеркинда не воспринимают всерьез девочки постарше. И ведь это сделали родители, желая ребенку исключительно добра.
То же самое и с гендерным воспитанием. Девочка играет в машинки, а мальчик в куклы? Разве это трагедия?! Моя жена любила в детстве играть в конструктор и машинки, носилась с мальчишками во дворе, и это не помешало ей стать прекрасной женой и матерью.
Кстати, может, как раз потому, что ее родителям хватало мудрости не отбирать у нее машинки.
Гендер и образование – социология
Введение
Изучение гендера и образования охватывает гендерные различия в образовательных результатах, таких как достижения, достижения и опыт в системе образования. Эта область также выходит за рамки изучения того, как пол влияет на результаты образования, и включает в себя то, как эти различия влияют на рынок труда, создание семьи и результаты в отношении здоровья. Ранние исследования в области пола и образования были сосредоточены на том, были ли различия в образовательных результатах мужчин и женщин обусловлены биологическими различиями. Со временем исследования начали показывать, что биологические различия между полами, как правило, меньше, чем внутри гендера. Таким образом, биологические различия могут играть относительно небольшую роль в результатах обучения, в то время как другие факторы, такие как социализация и различия в ожиданиях мальчиков и девочек, могут играть большую роль. В исследованиях учащихся начальной и средней школы изучалось, как взаимодействие сверстников, учителей и семьи связано с гендерными различиями, в то время как исследования в области высшего образования изучали сегрегацию по полу по основным и гендерным различиям в выборе поступления или окончания колледжа. В последнее время исследования переключились на изучение причин и последствий устранения гендерного разрыва в уровне образования. В настоящее время женщины опережают мужчин как по поступлению в колледжи, так и по окончанию в большинстве стран мира. Тем не менее, резкие гендерные различия по-прежнему регистрируются в области обучения и возвращаются к документам об образовании. Эта статья включает в себя классические работы, исследовательские ресурсы, эмпирические статьи и теоретические взгляды на гендер и образование.
Общие обзоры
Общие обзоры гендера и образования содержат обширную информацию о тенденциях и теориях в этой области. Jacobs 1996 фокусируется на гендерных тенденциях в высшем образовании и ранних теориях, пытавшихся объяснить эти различия, в то время как Buchmann et al. 2008 г. представляет современный обзор литературы о гендерном неравенстве в образовании. DiPrete and Buchmann, 2013, представляет собой подробный обзор и анализ исторических тенденций в области гендера и образования в Соединенных Штатах, а Charles, 2011, рассматривает тенденции гендерного равенства в образовании во всем мире. Грант и Берман 2010 и Кинг и Хилл 1997 оба изучают модели образования в разбивке по полу в развивающихся странах. Сегодня, как и в развитых странах, в этих странах наблюдается сокращение гендерного разрыва в образовании, когда женщины теперь имеют преимущество перед мужчинами.
Бухманн К., Т. А. ДиПрет и А. МакДэниел. 2008. Гендерное неравенство в образовании. Ежегодный обзор социологии 34.1: 319–337.
Бухманн, ДиПрете и Макдэниел проводят обзор литературы о гендерном неравенстве в сфере образования. В этой работе рассматриваются тенденции и объяснения гендерного неравенства в образовании в Соединенных Штатах. Затем он рекомендует продуктивные направления для будущих исследований.
Чарльз, М. 2011. Мир различий: международные тенденции экономического положения женщин. Ежегодный обзор социологии 37.1: 355–371.
Чарльз рассматривает теории и доказательства международных тенденций в области гендерного равенства. Она предлагает различные объяснения неравномерных и нелогичных моделей половой сегрегации в образовании, на рынке труда и в домашнем хозяйстве.
ДиПрет Т. А. и К. Бухманн. 2013. Подъем женщин: растущий гендерный разрыв в образовании и его значение для американских школ . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
ДиПрете и Бухманн дают обзор более широких социальных изменений, которые сопровождали изменение гендерных тенденций в высшем образовании. Чтобы объяснить эти тенденции, они составляют точные данные об успеваемости мальчиков и девочек на протяжении всей образовательной жизни; они учитывают влияние таких факторов, как семья, школа, сверстники, раса и класс, на гендерную специфику, и предлагают четкие рекомендации для политики и исследований.
Грант, М. Дж. и Дж. Р. Берман. 2010. Гендерный разрыв в уровне образования в менее развитых странах. Обзор населения и развития 36.1: 71–89.
В этой статье рассматриваются гендерные различия в образовании в развивающихся странах. Грант и Берман исследуют тридцать восемь стран в шести развивающихся регионах мира. Развивающиеся страны становятся все более похожими на развитые страны с точки зрения смещения в сторону преимущества женщин в образовании.
Джейкобс, Дж. А. 1996. Гендерное неравенство и высшее образование. Ежегодный обзор социологии 22.1: 153–185.
Джейкобс представляет подробный обзор литературы по гендерным вопросам и высшему образованию, которая была опубликована до 1996 года. Несмотря на то, что эта статья устарела и не учитывает современные тенденции, она дает представление о предыдущих интерпретациях теорий и тенденций, связанных с гендером и образованием.
Кинг, Э. М. и М. А. Хилл, ред. 1997. Образование для женщин в развивающихся странах: барьеры, преимущества и политика . Балтимор: Университет Джона Хопкинса. Нажимать.
В этот отредактированный том включены очерки и статьи ученых об образовании женщин в развивающихся странах, включая общие тенденции, отдачу от образования женщин и региональные различия в гендере и образовании.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Пол | Воспитать ребенка
Что такое гендерное неравенство?
Гендер определяет и различает то, чем должны быть и что должны делать женщины и мужчины, девочки и мальчики (их роли, обязанности, права и обязанности).
Несмотря на то, что между мальчиками и девочками существуют очень четкие биологические различия, которые могут создавать разные потребности и возможности для каждого из них, эти различия сами по себе не приводят к неравенству в социальном статусе или правах и не оправдывают его. Различные роли и модели поведения, определенные для мальчиков и девочек, мужчин и женщин в обществе, могут привести к гендерному неравенству, т.е. различиям между мужчинами и женщинами, которые систематически отдают предпочтение одной группе.
Пол может быть ключевым фактором, определяющим, кто что делает, кто что имеет, кто принимает решения, кто обладает властью и даже получает образование или нет. Во многих обществах мальчики считаются теми, кто должен получать образование, а девочки — нет.
ЮНИСЕФ заявляет, что гендерное равенство означает, что женщины и мужчины, девочки и мальчики пользуются одинаковыми правами, ресурсами, возможностями и защитой. Гендерное неравенство возникает, когда в обществе считается, что одна группа имеет больше прав, чем другая. Международные декларации, такие как CEDAW, продвигают и защищают права женщин, и поэтому сегодня гендерное равенство пропагандируется как основное условие для полного осуществления прав человека женщинами и мужчинами. Это право признано условием роста и развития, и глобальные организации продвигают гендерное равенство в своей работе.
Тем не менее, гендерное неравенство сохраняется во многих областях. Преодоление гендерного неравенства требует глубоких преобразований в социальных структурах и отношениях между мужчинами и женщинами.
Почему гендерные практики препятствуют зачислению и участию?
В таблице представлен анализ ЮНИСЕФ (см. дополнительную информацию). Это показывает, почему девочки обычно уступают мальчикам, когда барьеры требуют решения семьи и сообщества в отношении участия детей в школе.
Бытовые и общественные барьеры | Гендерный аспект |
---|---|
Прямые расходы на образование, такие как оплата, одежда, обувь, книги и расходные материалы | Если необходимо сделать выбор между отправкой в школу мальчика или девочки, мальчику обычно отдается предпочтение. |
Косвенные затраты на образование, такие как альтернативные издержки отказа от использования детского труда | Традиционное разделение труда часто ставит девочек в невыгодное положение (больше вероятность того, что им придется работать по дому, ухаживать за братьями и сестрами и т. д.). |
Отношения и культурные обычаи, такие как традиционные верования, гендерные стереотипы, отсутствие знаний о преимуществах образования, гендерно-дифференцированная практика воспитания детей | Ранние браки, низкий статус женщин и непримиримое патриархальное общество часто приводят к тому, что образованию девочек уделяется меньше внимания. Содержание образования может укреплять гендерные стереотипы и, таким образом, закреплять дискриминацию. |
Проблемы со здоровьем, включая плохое питание и ВИЧ/СПИД | Девочки часто больше заботятся о семье и работе. Девочки без стабильной семьи более уязвимы для эксплуатации. Мальчики часто получают больше еды, чем девочки. |
Ситуации кризиса и нестабильности | Девочки чаще обязаны главой домохозяйства; мальчиков чаще призывали на военную службу. |
Насколько это распространено?
Значительно улучшилось положение с образованием девочек. Однако девочки по-прежнему отстают от мальчиков во многих регионах мира с точки зрения доступа к образованию, завершения образования и приобретения базовых навыков, таких как грамотность. В 2009 году около 35 миллионов девочек не посещали школу по сравнению с 31 миллионом мальчиков.
Во всем мире по-прежнему существует большой гендерный разрыв в уровне грамотности молодежи, хотя этот разрыв со временем сокращается.
График: уровень грамотности среди молодежи среди мальчиков и девочек.
Четыре из девяти стран с самым низким уровнем грамотности среди женщин за период 2005-2009 гг. являются приоритетными странами EAC :
- Нигер 23%
- Мали 31%
- Буркина-Фасо 33%
- Чад 39%
- Бенин 43%
- Сьерра-Леоне 48%
- Гвинея 54%
- Сенегал 56%
- Центральноафриканская Республика 57%
Примеры партнеров EAC, занимающихся вопросами гендерного неравенства
Неправительственная организация Educate Girls разработала комплексную модель в Индии, которая использует существующие ресурсы на уровне правительства, деревни и школы и обеспечивает участие сообщества в школьной реформе. Educate Girls гарантирует, что учителя, правительство, родители и девочки станут активными участниками этого процесса. Он систематически преодолевает структурные, культурные и социально-экономические барьеры посредством сочетания стратегий мобилизации сообщества и методов обучения и преподавания, ориентированных на ребенка.
Educate Girls формирует кадры деревенских молодежных лидеров, которые будут выступать в качестве поборников образования для девочек и катализаторов школьной реформы. Он работает в школах, а также в сельских общинах, распространяя информацию об образовании девочек. Это повышает зачисление, удержание и результаты обучения для всех девочек.
Сеть для девочек (GCN) в Кении работает над улучшением положения детей в Кении, уделяя особое внимание девочкам. GNC работает в бедных общинах масаи, покомо и сомалийцев в Кении, где девочки находятся в очень неблагоприятном положении и подвергаются культурным обычаям, которые препятствуют их развитию и участию в образовании. Некоторые из барьеров, которые не позволяют девочкам посещать школу в этих районах, включают ранние и принудительные браки, кочевой образ жизни и предпочтение не давать образование девочкам, поскольку они выйдут замуж и покинут семью.
Дальнейшее чтение
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года является основополагающим документом по вопросам гендерного равенства.