Индивид, индивидуальность, личность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Комплекс устойчивых компонентов личности:
Темперамент
Характер
Способности
Мотивация
Личность, индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.
В психологии индивид (индивидуум) — человек, взятый вне своих индивидуальных (внутренних) особенностей.
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Методы исследования в психологии личности.
Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности:
1) как индивидуальности;
2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;
3) как идеальной представленности в других людях.
Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными (см. Тесты проективные) и психосемантическими методиками (см. Метод семантического дифференциала; Метод семантического радикала), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т. д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность.
В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида – SOOCIETY
ЕГЭ 2018 по обществознанию — Человек
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Структура личности
• Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.
• Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
• Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.
Расширение и углубление социализации происходит:
– в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
– в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
– в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.
Образцы заданий
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <…>
Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <…>
Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <…>
Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <…>
Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).
C1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?
Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.
Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.
C2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.
Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.
C3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.
Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.
C4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.
Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.
Тема 9. Внутренний мир человека →
← Тема 7. Самореализация
Индивидуальность и личность — Официальный сайт Шри Чинмоя
Главная » Ресурсы » Беседы и лекции » Философия »
Индивидуальность и личность
Человеческая индивидуальность — это самоистязающая личность. Божественная индивидуальность — это личность, открывающая себя.
Человек не должен терять свою индивидуальность и индивидуальность. Человек должен чувствовать и осознавать свою всепроникающую божественную индивидуальность и всеслужящую божественную личность. Когда мы говорим об индивидуальности, мы сразу же видим, что она состоит из гордыни, тщеславия, желаний, разочарований, страха, беспокойства, беспокойства и так далее. Такого рода индивидуальность можно наблюдать в нашей обычной повседневной жизни. Но есть и другой вид индивидуальности, который мы называем божественной индивидуальностью. Божественная индивидуальность совершенно отлична от индивидуальности гордыни, тщеславия, эгоизма, земных желаний, ограниченных достижений и ограниченных свершений. Божественная индивидуальность есть прямое выражение Божественного в нас.
Бог Един. В то же время Он есть Многие. Он Един в Своем высшем Трансцендентном Сознании. Его много здесь, на земле, в поле проявления. В Высшем Он есть Единство. Здесь, на земле, Он есть Множественность. Бог — это Лотос, и у Него много-много лепестков, каждый из которых представляет отдельный аспект Его Самого. Он проявляет Себя бесконечными способами и в бесконечных формах.
Когда мы говорим о человеческой личности, мы сразу же думаем о чем-то исходящем из нашего физического сознания или физического тела. Человек с его врожденными способностями, наклонностями, талантами и всеми его характеристиками образует своего рода личность. Когда передо мной стоит мужчина, его личность растекается, как вода, стекающая по плоской поверхности. Когда мы думаем о человеке или предмете, наша собственная индивидуальность тотчас же входит в личность этого человека или предмета. Прямо сейчас я с вами в Беркли, престижном университете. Но если мой разум переносит меня к кому-нибудь в Индию, моя собственная индивидуальность тут же становится единым целым с этим человеком. Я вошел в человека, который сейчас находится в Индии, и я могу использовать его личность благодаря своему союзу с ним. Я не потерял свою индивидуальность. Я чувствую, что моя индивидуальность трансформировалась во всепроникающую и всем служащую личность. В тот момент, когда я думаю о ком-нибудь, мое сознание входит в него и пронизывает его. Когда мое сознание переносит меня в человека, я становлюсь его неотъемлемой частицей. Затем я расширяю свое сознание туда. Когда мое сознание расширяется, расширяется и его сознание. Мы всегда служим моменту, когда сознательно входим во что-то иное, чем мы сами.
В нашем истинном Я мы все едины. Но в нашем внешнем я нас много. Среди «многих» мы видим, что один служит другому; а «другой» может не принимать активного или даже сознательного участия в этом процессе. Например, я выступаю здесь. Вы можете чувствовать, что я служу вам своим знанием и своим духовным светом, но я хочу сказать вам, что вы также служите Всевышнему во мне посредством вашего общения со мной и вашего понимания и оценки моего предложения вам. Это то, что мы называем полностью служащей личностью. В тот момент, когда мы стоим перед человеком, даже если он не принимает активного или динамического участия в обмене, само наше присутствие составляет важную часть сознания этого человека. Обычный человек не понимает языка цветка, но когда он стоит перед цветком, что на самом деле происходит? Он ценит его красоту, а красота цветка ценит его сознание. Есть взаимная признательность, взаимная любовь, взаимное служение.
Я служу вам всем, что я есть, и всем, что у меня есть. Вы служите мне, становясь полностью единым с моим сознанием. Это истинное служение. В таком служении мы не теряем своей индивидуальности. Моя индивидуальность остается внутри вас, а ваша индивидуальность остается внутри меня. Это расширение нашей личности в форме этой расширенной индивидуальности, которую Всевышний выражает бесконечными способами. Хотя крошечную каплю воды можно принять за индивидуальную каплю, при слиянии с бесконечным океаном она не теряет своей так называемой индивидуальности. Наоборот, его индивидуальность расширяется в бесконечные просторы океана. Когда мы смотрим на океан, мы видим океан как огромное существо, огромную личность, которая содержит в себе миллиарды и миллиарды живых существ. Это само по себе живое существо. Сливаясь с океаном, капля становится такой же большой, как океан. Точно так же, когда мы входим своей индивидуальностью в нашу божественную личность, мы видим, что наша индивидуальность трансформируется в бесконечно обширную и всепроникающую личность Божества.
16 октября 1969 г.
Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния
Индивидуальные различия, уникальность и индивидуальность в поведенческой экологии
Трапп, Роза (2022) Индивидуальные различия, уникальность и индивидуальность в поведенческой экологии. [Препринт]
В этой статье я разрабатываю концепцию поведенческой экологической индивидуальности. Используя результаты тематического исследования, в котором использовались качественные методы, я утверждаю, что индивидуальность в поведенческой экологии следует определять как фенотипическую и экологическую уникальность, понятие, которое операционализируется в терминах индивидуальных различий, таких как личность животного и индивидуальная специализация. Этот отчет имеет смысл того, как термин «индивидуальность» используется по отношению к внутрипопуляционным вариациям в поведенческой экологии. Понятие поведенческой экологической индивидуальности иногда можно использовать для идентификации индивидуумов.