Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Поведение человека в толпе: Поведение человека в толпе

Психологические особенности поведения человека в толпе

26.11.2012

Человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Человек, подверженный влиянию толпы, меняет свое поведение, которое характеризуется следующими признаками:

  1. Снижение самоконтроля. Усиливается зависимость от толпы, человек неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность рефлексии собственного поведения.
  2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — утрачивается индивидуальность поведения. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.
  3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
  4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, т. е. порождая слухи.
  5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам.
  6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например, поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать.
  7. Нетипичность, необычность поведения
    . По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы привлекает большой интерес ученых и практиков, толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.

Ключевые слова: Толпа

Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология

Материалы по теме

Причины и условия массовых беспорядков

Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:…

Профилактика массовых беспорядков

Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:…

Психология толпы

Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб…

Феномен толпы

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Социально-психологическая сущность толпы

Деркача А.А., Социальная психология

Характеристика различных видов толпы

Деркача А.А., Социальная психология

Масса и её признаки

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Психология массовидных явлений

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

4.Психологические особенности поведения человека в толпе.

Человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Человек, подверженный влиянию толпы, меняет свое поведение, которое характеризуется следующими признаками:

1. Снижение самоконтроля. Усиливается зависимость от толпы, человек неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность рефлексии собственного поведения.

2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — утрачивается индивидуальность поведения. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.

3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.

4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, т. е. порождая слухи.

5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам.

6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например, поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать.

7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы привлекает большой интерес ученых и практиков, толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.

Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны.

Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности.

Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

21.2 Объяснение коллективного поведения – социология

Цели обучения

  1. Обсудить основные положения теории заражения и почему эта теория больше не популярна.
  2. Опишите основные положения теории конвергенции.
  3. Объясните, как теория эмерджентной нормы занимает промежуточное положение между теорией заражения и теорией конвергенции.

На протяжении многих лет социологи и другие ученые предлагали множество объяснений коллективного поведения. Большинство этих объяснений были сосредоточены на толпе, беспорядках и социальных движениях, а не на слухах, причудах и других формах коллективного поведения, предполагающих меньшее социальное взаимодействие. Таблица 21.1 «Снимок теории» суммирует эти объяснения.

Таблица 21.1 Снимок теории

Теория Основные предположения
Теория заражения Коллективное поведение эмоционально и иррационально и является результатом гипнотического влияния толпы.
Теория конвергенции Поведение в толпе отражает убеждения и намерения, которые люди уже разделяют до того, как они присоединятся к толпе.
Теория эмерджентных норм Люди не уверены, как себя вести, когда начинают взаимодействовать в коллективном поведении. Когда они обсуждают свое потенциальное поведение, возникают нормы, управляющие их поведением, а затем их поведением управляют социальный порядок и рациональность.
Теория добавленной стоимости Коллективное поведение возникает при наличии нескольких условий, включая структурное напряжение, общие убеждения, провоцирующие факторы и отсутствие социального контроля.

Теория заражения

Теория заражения была разработана французским ученым Гюставом Ле Боном (1841–1931) в его влиятельной книге 1895 года «Толпа: исследование общественного мнения » (Le Bon, 1895/1960). Как и многие другие интеллектуалы его времени, Лебон был обеспокоен разрушением общественного порядка, который, как говорят, начался с Французской революции столетием ранее и продолжался на протяжении всего 19 века. Насилие со стороны бедняков в то время было обычным явлением в городах Европы и США. Интеллектуалы, которые, как правило, жили в относительно богатых условиях, были очень обеспокоены этим насилием. Они рассматривали это как иррациональное поведение и думали, что люди, участвующие в нем, чрезмерно подвержены сильным эмоциям и влиянию других людей в толпе.

Книга Лебона и ее теория заражения отражали убеждения этих интеллектуалов. Когда люди одни, писал он, они действуют рационально, но когда они в толпе, они попадают под ее почти гипнотическое влияние и действуют иррационально и эмоционально. Они больше не могут контролировать свои бессознательные инстинкты и становятся жестокими и даже дикими. Короче говоря, теория заражения утверждает, что коллективное поведение иррационально и является результатом заразительного влияния толпы, в которой находятся люди.

Теория заражения была популярна в 20-м веке, но ученые пришли к выводу, что коллективное поведение гораздо более рационально, чем думал Лебон, а также что люди не контролируются влиянием толпы, как он думал.

Теория конвергенции

Теория конвергенции является одной из теорий, которые представили это новое понимание коллективного поведения. Согласно этой теории, толпа не оказывает чрезмерного влияния на людей, побуждая их к эмоциональным или даже насильственным действиям. Скорее, поведение толпы отражает поведение и отношение людей, решивших присоединиться к толпе. Как только они собираются в толпе, поведение толпы становится следствием их поведения и отношения. Вместо того, чтобы толпа воздействовала на входящих в нее индивидуумов, индивиды в ней воздействуют на толпу. Отражая пословицу о том, что «одного поля ягоды слетаются в стаю», люди, которые относятся к определенному вопросу определенным образом и желают действовать определенным образом, как правило, находят и сходятся с похожими людьми. Толпа, которую они формируют, отражает их убеждения и желаемую деятельность. Как Гуд (1992, с. 58) пишет, теория конвергенции


говорит, что то, как люди ведут себя в толпе или публике, является выражением или результатом того, кем они обычно являются . Он утверждает, что единомышленники собираются вместе или сходятся в определенном месте, где может и будет иметь место коллективное поведение, где люди могут отыгрывать тенденции или черты, которые у них были изначально. (курсив в оригинале)

Теория конвергенции не отрицает, что люди могут делать в толпе что-то такое, чего они не сделали бы сами по себе, но утверждает, что то, что делает толпа, в значительной степени отражает тех индивидуумов, которые ее составляют. Если мы представим себе толпу или, по крайней мере, небольшую группу людей, совершивших преступление на почве ненависти — например, травлю геев, — мы увидим применение теории конвергенции. Люди, составляющие эту группу, — это люди, которые ненавидят гомосексуальность и ненавидят геев и лесбиянок. Групповое насилие, которое они совершают, отражает эти убеждения.

Теория эмерджентной нормы

Сразу после середины 20-го века Ральф Х. Тернер и Льюис М. Киллиан (1957) представили свою теорию эмерджентной нормы коллективного поведения, в которой преуменьшалась иррациональность, подчеркивавшаяся в предыдущие десятилетия Лебоном и другими интеллектуалы. Согласно Тернеру и Киллиану, когда люди начинают взаимодействовать в коллективном поведении, сначала они не уверены, как они должны себя вести. По мере того, как они обсуждают свое потенциальное поведение и другие связанные с этим вопросы, возникают нормы, регулирующие их поведение, а социальный порядок и рациональность затем определяют поведение.

По крайней мере, двумя способами теория эмерджентной нормы занимает промежуточное положение между теорией заражения и теорией конвергенции. Как должно быть ясно, теория возникающих норм рассматривает коллективное поведение как более рациональное, чем теория заражения. Но она также рассматривает коллективное поведение как менее предсказуемое, чем теория конвергенции, поскольку предполагает, что люди не обязательно уже имеют общие убеждения и намерения до того, как присоединятся к толпе.

Теория добавленной стоимости

Одно из самых популярных и влиятельных объяснений социальных движений и других форм коллективного поведения принадлежит Нейлу Смелзеру (19).63) теория добавленной стоимости (также называемая теорией структурной деформации ). Смелзер писал, что социальные движения и другое коллективное поведение происходят тогда и только тогда, когда присутствуют несколько условий. Одним из таких условий является структурная деформация , которая относится к проблемам в обществе, вызывающим гнев и разочарование людей. Без такого структурного напряжения у людей не было бы повода для протеста, и не возникали бы социальные движения. Еще одно условие — обобщенных убеждений 9.0056, которые объясняют людям, почему условия такие плохие, и их решения по их улучшению. Если люди решат, что условия, которые им не нравятся, являются их собственной ошибкой, они решат не протестовать. Точно так же, если они решат, что протест не улучшит эти условия, они снова не будут протестовать. Третьим условием является наличие провоцирующих факторов , или внезапных событий, которые вызывают коллективное поведение. В 1960-х годах, например, несколько городских беспорядков начались, когда, по слухам, полиция кого-то несправедливо арестовала или избила. Хотя условия в городских районах широко воспринимались как несправедливые и даже угнетающие, именно такое поведение полиции побудило людей к бунту. Четвертое условие отсутствие социального контроля ; коллективное поведение более вероятно, если потенциальные участники не ожидают, что их арестуют или иным образом причинят вред или накажут.

Теория Смелзера стала очень популярной, потому что она указывала на несколько факторов, которые должны сохраняться, прежде чем возникнут социальные движения и другие формы коллективного поведения. Однако коллективное поведение не всегда имеет место, когда верны факторы Смелзера. Теорию также критиковали за некоторую расплывчатость; например, не говорится, какое напряжение должно быть в обществе, чтобы имело место коллективное поведение (Правило, 19).88).

Ключевые выводы

  • Теория заражения предполагает, что люди действуют иррационально, когда они попадают под гипнотическое влияние толпы. Исследователи коллективного поведения теперь считают, что коллективное поведение гораздо более рационально, чем предполагала теория заражения.
  • Теория конвергенции предполагает, что поведение толпы отражает ранее существовавшие ценности и убеждения, а также поведенческие установки людей, которые присоединяются к толпе.
  • Теория эмерджентных норм предполагает, что нормы возникают после того, как люди собираются для коллективного поведения, и что после этого их поведение в значительной степени рационально.
  • Теория добавленной стоимости утверждает, что коллективное поведение возникает при наличии нескольких условий, включая структурное напряжение, общие убеждения, провоцирующие факторы и отсутствие социального контроля. Все эти условия должны существовать для возникновения коллективного поведения.

Ссылки

Бон, Г.Л. (1960). Толпа: исследование общественного мнения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press. (Оригинальная работа опубликована в 1895 г.).

Гуд, Э. (1992). Коллективное поведение . Форт-Уэрт, Техас: Харкорт Брейс Йованович.

Правило

, JB (1988). Теории гражданского насилия . Беркли: Калифорнийский университет Press.

Смелзер, Нью-Джерси (1963). Теория коллективного поведения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.

Тернер, Р. Х., и Киллиан, Л. М. (1957). Коллективное поведение . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Коллективное поведение | Определение, типы, теории, примеры, характеристики и факты

Землетрясение на Гаити в 2010 г.: поиск и спасение

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Леон Фестингер Нил Смелсер
Похожие темы:
соответствие коллективное насилие распространение инноваций мем бесплатная езда

Просмотреть весь связанный контент →

коллективное поведение , виды деятельности, которыми занимаются значительные, но слабо организованные группы людей. Эпизоды коллективного поведения, как правило, довольно спонтанны и являются результатом опыта, разделяемого членами группы, который порождает чувство общего интереса и идентичности. Неформальность групповой структуры является основным источником частой непредсказуемости коллективного поведения.

Коллективное поведение включает действия людей в толпе, паники, причуды, моду, безумие, публику, культы и последователей, а также более организованные явления, такие как реформы и революционные социальные движения. Поскольку основное внимание уделяется группам, изучение коллективного поведения отличается от изучения индивидуального поведения, хотя часто проводятся исследования мотивации и отношения людей в этих группах. Коллективное поведение напоминает поведение организованной группы тем, что оно состоит из людей, действующих вместе; но оно более спонтанно — и, следовательно, более изменчиво и менее предсказуемо — чем поведение в группах, которые имеют устоявшиеся правила и традиции, определяющие их цели, членство, лидерство и методы работы.

Американский социолог Роберт Э. Парк, который ввел термин «коллективное поведение», определил его как «поведение индивидов под влиянием импульса, который является общим и коллективным, импульс, другими словами, является результатом социального взаимодействие. » Он подчеркивал, что участники толпы, причуд или других форм коллективного поведения разделяют отношение или ведут себя одинаково не из-за установленного правила или силы власти, и не потому, что как личности они имеют одинаковые отношения, а из-за отличительного групповой процесс.

Отсутствие формальных правил, позволяющих проводить различие между членами и аутсайдерами, определять лидеров, устанавливать цели коллектива, устанавливать приемлемые пределы поведения для членов и определять, как должны приниматься коллективные решения, объясняет изменчивость коллективного поведения. Лидер толпы может стать объектом ненависти толпы за считанные минуты; лидер моды может внезапно стать устаревшим.

Соглашаясь с тем, что коллективное поведение обычно не соответствует повседневным правилам, некоторые исследователи подчеркивают появление в коллективе правил и паттернов, связанных с окружающей социальной структурой. Американский психолог Ральф Х. Тернер и американский социолог Льюис М. Киллиан определяют коллективное поведение на основе «спонтанного развития норм и организации, которые противоречат или переосмысливают нормы и организацию общества». Несколько похоже на определение американского социолога Нила Дж. Смелзера: «мобилизация на основе веры, которая переопределяет социальное действие». Отличительная вера, которая является обобщенной концепцией событий и отношения членов к ним, обеспечивает основу для развития отличительной и стабильной организации внутри коллектива. Но определение Смелзера обращает внимание, в отличие от других определений, на уникальный способ восприятия реальности участниками; без такого взгляда группа людей не была бы вовлечена в коллективное поведение.

Американский социолог Герберт Блумер определил стремление к социальным изменениям в коллективном поведении, что выражается в его определении: «коллективное предприятие по установлению нового порядка жизни». Это определение, однако, исключает многие временные побеги от обычной жизни через кутежи и оргии, карательные акции типа линчевания и паники, не направленные ни на какое переустройство социальной жизни или общества. Однако большинство исследователей коллективного поведения не стали бы так сильно ограничивать поле.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Элементарные формы коллективного поведения

Независимо от того, где и как развивается коллективное поведение, оно требует некоторой подготовки. В организованных группах существуют ритуалы, такие как личное знакомство, юмор тамады и групповое пение, облегчающие переход от индивидуального действия к групповому взаимодействию. Люди могут действовать вместе эффективно, если они были подготовлены к модели поведения, такой как пожарная тревога, но результатом является организованное, а не коллективное поведение. Не имея организации, люди должны сначала стать чувствительными и начать общаться друг с другом. Эти процессы сенсибилизации и коммуникации были названы элементарным коллективным поведением. Три важные элементарные формы — это суета, слухи и социальные волнения.

Фрезерование

Перед большинством случаев коллективного поведения существует период, в течение которого люди двигаются несколько взволнованно, но бесцельно. Ранние исследователи поведения толпы, пораженные сходством с помолом скота перед паническим бегством, дали название этой форме человеческой деятельности. Его характерное физическое беспокойство можно увидеть в аудитории, ожидающей начала программы с опозданием, или среди граждан, которые только что получили известие о покушении. В первом случае люди шаркают ногами, встают со своих мест и ходят, а иногда спонтанно присоединяются к ритмическому поведению, такому как топание ногой. В последнем случае люди прекращают рутинную деятельность и разговаривают с соседями, друзьями и незнакомцами. В большинстве ситуаций перемалывание также означает поиск подсказок к чувствам других, таким как потливость, нервозность и изменение тона голоса.

Толкание человека имеет как минимум четыре важных эффекта. Во-первых, это настраивает людей друг на друга. В этом смысле фрезерование фокусирует внимание людей на коллективе и на предмете или проблеме. Во-вторых, перемалывание, как правило, создает общее настроение среди взаимодействующих людей. Там, где одни могут отреагировать печалью, другие — гневом, а третьи — пристрастным восторгом или безразличием, скольжение помогает распространить единое настроение внутри группы. В-третьих, фрезерование вырабатывает общий образ или интерпретацию ситуации. Толпа решает, безобиден ли западный турист, фотографирующий базарную площадь в туземном квартале азиатского города, или он оскорбляет местное достоинство; арестовывает ли полиция в американском городе просто пьяного водителя или притесняет угнетенное меньшинство. Наконец, измельчение запускает процесс переопределения правил, управляющих поведением. Молчание публики обычно является сигналом того, что привычные правила вежливости по отношению к исполнителям и ораторам больше не применимы и что можно ожидать иных форм поведения.

Ситуации, порождающие слухи

Слухи появляются при определенных обстоятельствах. Американские психологи Гордон У. Олпорт и Лео Постман предложили обобщение, что интенсивность слухов высока, когда велик интерес к событию и его двусмысленность. Американский социолог Тамоцу Шибутани согласился с этим, утверждая, что слухи множатся, когда спрос на новости превышает их предложение по институциональным каналам.

По крайней мере, два условия должны быть добавлены к интересу и двусмысленности в качестве предпосылок для слухов. Во-первых, слухи множатся, когда группа людей разделяет необходимость действовать, но не хочет этого делать, пока ситуация не будет лучше определена. Во-вторых, слухи распространяются только тогда, когда ситуация требует, чтобы в каком-то существенном отношении члены группы действовали сообща, а не индивидуально.

Есть три основных типа ситуаций, в которых обычно выполняются эти четыре условия и распространяются слухи. Во-первых, в социальном порядке, в котором информация находится или считается строго контролируемой властями, слухи интенсивны. Когда контроль над новостями становится постоянным (а не временным) условием, слухи становятся регулярным и важным аспектом повседневной жизни. Создаваемые этими условиями так называемые виноградные лозы регулярно используются тоталитарными режимами, военными организациями и подчиненными им этническими группами, расами и социальными классами.

Во-вторых, слухи распространяются, когда события угрожают пониманию, на котором основана нормальная жизнь. Крупная катастрофа или скандал представляет собой такую ​​проблему. Любое изменение привычных приспособлений между потенциально конфликтующими или конкурирующими группами в обществе также ставит под вопрос рутинные модели поведения. Предположение о том, что руководство может более строго следить за соблюдением фабричных правил, например, или предположение о том, что преподаватели колледжа могут ужесточить или ослабить требования к получению дипломов, немедленно вызывают осаду слухов.

В-третьих, слухи возникают, когда сильное общее побуждение к действию каким-то образом блокируется, даже просто из-за отсутствия повода для действия. Во время состояния скуки слухи извлекают выгоду из незначительных событий, превращая их в поводы для захватывающих коллективных действий.

Распространение слухов

Слухи распространяются быстрее всего по ранее существовавшим социальным сетям: среди друзей, коллег и сверстников, а не среди лиц с неравным положением. Посланник, первым рассказавший слух, зарабатывает тем самым престиж. Кроме того, любой конкретный слух имеет тенденцию распространяться наиболее быстро, когда он впервые попадает в группу, и быстрее достигает людей, имеющих обязанности и интересы, связанные с событием.

Часто ошибочно полагают, что люди распространяют слухи только тогда, когда верят им, и что опровержение слуха остановит его распространение. Другие данные свидетельствуют о том, что люди распространяют слухи независимо от того, верят они им или нет, и что вероятность того, что они поверят, возрастает по мере их повторного прослушивания. Этот последний паттерн понятен, если рассматривать слух как процесс поиска, а не убеждения, в котором каждая идея, какой бы неверной она ни была, дает способ понять странное или неприятное событие. Но поскольку группа считает необходимым прийти к общему пониманию, давление в сторону принятия предпочтительной версии растет по мере расширения процесса слухов. В конце концов, происходит сортировка счетов и настаивание на том, чтобы все согласились на согласованный счет, который затем служит основой для коллективных действий.

Стадии распространения слухов

Есть свидетельства того, что слухи следуют типичному пути. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что процесс распространения слухов исключает самые невероятные и ненадежные сообщения и достигает высокой степени достоверности, когда (1) существует значительная рециркуляция слухов и (2) имеется достаточно хорошо организованная лоза слухов. Когда слух распространяется повторно, возможность сравнить версии с разными группами людей действует как тормоз преувеличения и стирает идиосинкразические аспекты истории. При наличии устоявшейся виноградной лозы источник слухов часто можно проверить, а с лицами, которые, как известно, обладают инсайдерской информацией, регулярно консультируются для проверки.

Как на ранней, так и на поздней стадии содержание слуха меняется при последовательном пересказе в сторону понятного и знакомого и в сторону поддержки действий, которые группа начинает предпринимать. Первое называется ассимиляцией Олпортом и Постманом и иллюстрируется тенденцией согласовывать подробности слухов с предрассудками. Последняя тенденция указывает на то, что группа склонна поддерживать те убеждения, которые оправдывают некий образ действий, к которому она уже предрасположена.

Социальные волнения

Общее состояние общества, в котором помол является частым и широко распространенным явлением и в котором постоянно ходят слухи, является горнилом, в котором развиваются более высокоорганизованные формы коллективного поведения. Это состояние, известное как социальные волнения, может привести к вспышкам насилия. Американским городским восстаниям чернокожих 1960-х годов предшествовали и сопровождались социальными волнениями в виде роста напряженности в чернокожих общинах по всей стране; Русской революции предшествовали несколько лет постоянных беспорядков и беспорядков, сопровождавшихся случайными убийствами, забастовками и беспорядками.

Социальные волнения имеют несколько отличительных черт. Во-первых, это общее нарушение коллективного образа жизни. Людям трудно сосредоточиться на своей работе или даже придерживаться правил в играх. Приветствуется любой повод отказаться от рутины. Во-вторых, люди гиперреактивны. Величина реакции непропорциональна обычному значению любого стимулирующего события. Небольшая полицейская провокация вызывает большой протест по поводу жестокости полиции; тривиальный успех — повод для масштабного празднования. Сплетни и слухи изобилуют, потому что инциденты, которые обычно проходят незаметно, становятся поводом для обоих. В-третьих, социальные волнения характеризуются заразностью. Когда беспокойство строго индивидуально, беспокойство одного человека просто раздражает другого. Но когда беспокойство становится общим опытом, люди очень внушаемы друг другу. Вопросы и изучение альтернативных вариантов действий сведены к минимуму. В-четвертых, социальные волнения не являются специфическими в отношении недовольства или деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *