Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое мировоззрение как авторы характеризуют мировоззрение: Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, 11 вариант. — «Семья и Школа»

Урок обществознания для 11 класса. Тема: Мировоззрение- ядро духовной жизни | План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме:

Разработка  урока  по  обществознанию  для 11класса   учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 г. Азнакаево РТ.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Тема  урока:  Мировоззрение – ядро духовной жизни.

Форма  урока:  групповая

Оборудование:1Учебник.Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебникова,К.Г.ХолодковскаяОбществознание. 11 класс. Москва “ Просвещение” 2010

2.Презентация

3.Раздаточный материал (карточки с заданиями)

Цели урока:

Образовательные: 1Формирование научных представлений  о понятии миро-воззрение. Отработать понятия: мировоззрение, типы мировоззрения:

2. Выяснить какую роль играет мировоззрение  в духовном развитии личности.

3. Выделить основные типы мировоззрения и  их характерные  признаки.

Развивающие:1.Создать условия для развития логического мышления, форми-рования интеллектуальных умений.

2.Развивать умения: анализировать,  решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы,  

3.Развивать умение работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение.

4.Развивать умение ориентироваться  в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.

Воспитательные:  1.Формиования  основ нравственной культуры.

2. Способствовать социализации личности  учащихся и формированию основ  собственного мировоззрения.

3. Способствовать выроботки  отношения  приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

             План урока.

  1. Что такое мировоззрение
  2. Структура мировоззрения
  3. Типы мировоззрения
  4. Роль мировоззрения в духовном развитии личности .

                                    Ход урока.

 Класс делится  на 4-5 групп по  5-6 человек. Организуется работа в группах.

1. Актуализация темы. Решение проблемного задания.

( Используем  проектор, открываем  слайд №1   презентации , где записано это задание или можно записать его на доске)

Проблемное задание № 1.

Учитель: Прежде,чем мы  узнаем  тему урока,мы с вами  решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается духовно, когда он обретает…….

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в  группе вы должны выяснить, что же должен  обрести человек, чтобы  началось его духовное рождение?

 5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает  список  понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для   продолжения  выс-                          казывания.

     Список понятий  на карточке  №1  для каждой группы:

                Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,

               власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,

               влияние  и нужные  связи.

    Каждая группа   дает ответ на проблемное задание.

  Ответ к заданию №1:( демонстрируется слайд презентации с ответом). В  Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается   духовно , когда он обретает  мировоззрение.

Учитель:   О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?  

Ученики:  О мировоззрении.

Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение- ядро духовной жизни”.Открываем тетради и записываем тему.Сегодня на уроке мы должны узнать что такое миро-воззрение, выяснить  структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и  их существенные признаки.  Но самое главное  мы должны определить какую роль играет мировоззрение в духовной жизни и в духовном развитии личности.  

Учитель: Что такое мировоззрение? Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование  понятия мировоззрение    ( 1минута на обсуждение)

Заслушиваются  ответы каждой группы.

Учитель:  А теперь сравним свои ответы  с научным  понятием мировоззрение. Откроем учебник  параграф  29 страница 313  и посмотрим какое определение дается в учебнике.

Ученик : Мировоззрение- это целостное  представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Учитель: Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации  и учебника параграф  29 страница 313)

Ученик1:  Мировоззрение  отличается от других элементов духовного мира человека  тем, что оно  представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно  на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов  на мир.

Ученик2:   Следующей  отличительной  чертой  мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром  или стремится изменить его?

Учитель: Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и  формируется  мировоззрение любого человека.  Задание№3. Каждая   группа  получает карточку №2 с заданием.

Выведите философскую формулу мировоззрения.  Мировоззрение= знания+… +…+…+…. и.т.д., используя  карточку№1 со списком понятий.

 Список понятий  на карточке   №1  для каждой группы:

                Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,

               власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,

               влияние  и нужные  связи.

Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы.

Учитель: Сравните свои формулы с формулой на слайде.( слайд №4 презен-тации).Ответ к заданию №3. Мировоззрение = знания + убеждения + вера +  жизненные ценности + идеалы  + опыт.

Учитель:  Из формулы мы  видим , что любое мировоззрение  начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие  ограни-чивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

Ученик1: У необразованного, темного человека узкий кругозор.  Его легко обма-нуть. А человек  образованный  многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были  опасны для власти.

Ученик2: Примером  ограничения   властями доступа к образованию  простых людей  является циркуляр 1887 года, изданный  министром народного прос-вещения И.Д.Деляновым и одобренный  Александром Третьим, получившим в истории  название “ Циркуляр о кухаркиных детях”. В  нем  предписывалось  не допускать в гимназии и прогимназии  детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы  не  выводить их из среды,к который они принадлежат.

Ученик 3. Образованный  человек с широким кругозором, который имел свое мнение и  достоинство был опасен и при тоталитарном режиме.  Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке  властей.  Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей  и ученных. Волна репрессий   коснулась многих представителей  творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря,  лишались права творить. Среди них были режиссер Мейерхольд,  поэт Мандельштам,  татарские писатели –К. Тинчурин,  Ф. Бурнаш, Ф Карими , Хасан Туфан  и другие.

Учитель:  Недаром Бекон  утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом  мировоззрения являются  вера  и убеждения.  Вера- бездоказательное  признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное  на личном опыте и вере. В истории не-мало примеров , когда  человек ради веры и убеждения жертвовал своей свободой или жизнью. Сейчас мы заслушаем  небольшие сообщения  о таких  людях.

Ученик 1: ( Слайд №6.) Картина Сурикова « Боярыня Морозова»

По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона в 17 веке. Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Её образу художником   Суриковым приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Боярыня  Морозова- яркий пример несломленной русской женщины.

Ученик2:  (Слайд №7 презентации)  Портрет  Джордано Бруно.

Родился Джордано в 1548 году в Италии в местечке Нола, вблизи Неаполя. При рождении ему дали имя Филиппо. Отец, обедневший дворянин, служил знаменос-цем неаполитанского кавалерийского полка. Джордано Бруно явился человечес-тву в эпоху Возрождения. Он принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В Риме много памятников. Среди них есть один, который не освещают ночью и к которому не любят приводить туристов. Он стоит посреди неширокой площади Цветов, окруженной старыми домами, на том самом месте, где в 1600 г. пылал костер. На этом костре сожгли Джордано Бруно и его замечательные книги. Юношей Джордано учился в монастырской школе. В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали. Бруно заставляли твердить, повторять и вызубривать учение церкви. Но он хотел осмыслить все сам. Бруно начал тайком читать книги, где говорилось об ином устройстве мира. Он размышлял над ними, наблюдал за движением небесных светил. Много лет путешествовал он по Италии, Франции, Англии, Германии. Всюду старался узнать то, чему учили мыслители, которые не были согласны с церковниками. Вскоре Бруно сам начал писать книги и учить студентов. Он придерживался взглядов великого польского ученого Н. Копер-ника, который говорил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца. Он понял и объяснял другим, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба. Он писал об этом и в своих стихах, и в ученых книгах. Неутомимо и горячо говорил об этом в своих лекциях. Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся Другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции. Бруно бросили в тюрьму. Восемь лет провел он в темнице. Его то мучили и запугивали, то уговаривали отречься от своих взглядов. Но этого человека нельзя было ни запугать, ни купить, ни сломить. Тогда его приговорили к смертной казни «без пролития крови». Это означало — костер. Ранним февральским утром в Риме зазвонили колокола. Из переулка Лучников к площади Цветов медленно двигалась процессия монахов. Они пели заупокойные молитвы. Монахи вели на казнь отважного бунтаря — ученого Джордано Бруно. Подвиг Бруно не забыт и никогда не будет забыт. То, чему учили Бруно, Коперник и Галилей, нельзя было запретить и скрыть, потому что это была правда.

Учитель: Убеждения выступают регулятором сознания и поведения личности и являются сердцевиной мировоззрения. А сейчас мы прослушаем  стихотворение Эдуарда Асадова « Что такое счастье?»  Подумайте  о чем это стихотворение?  Как оно связано с нашей темой?.

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Ученик1: В этом стихотворении говорится о жизненных целях и идеалах человека. Они  являются важными элементами мировоззрения, которые определяют поведение человека и его отношение к окружающему миру.

Учитель.  Что же влияет на мировоззрение?  (Работа со слайдом №7 презентации.)

Ответы учеников: Историческая  эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение 

Учитель.  Какие же типы мировоззрения существуют.?Задание№4 . Используя учебник   на странице 313-314   составьте схему  в тетради

                                  Типы  мировоззрения.

Проверка задания. Типы  мировоззрения.

Мифологическое                                           Научное

                           Религиозное        Обыденное

Учитель:  Каждый тип мировоззрения  характеризуется  своими признаками. Выполним следующее задание№5.

 Задание для 1группы: Дать характеристику мифологического мировоззрения.                                                                                                        Задание для 2 группы: Дать  характеристику  религиозного   мировоззрения                                                                 Задание для 3 группы : Дать  характеристику   обыденного  мировоззрения                                                           Задание для 4 группы: Дать   характеристику  научного мировоззрения.

Заслушиваются  ответы  учащихся.

Учитель:  Я  буду называть примеры, а вы должны определить к какому типу мировоззрения они относятся.

Пример1:  Лучше  жить бедняком, чем разбогатеть грехом. Не спрашивай  старого, а спрашивай бывалого. Человека узнаешь только тогда, когда съешь с  ним пуд соли.

Ученик:  Это пример обыденного , житейского мировоззрения.

Пример2: Древние булгары, предки   казанских  татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот  она нырнула и со дна океана достала кру-пинку зерна, из которого и зародилась земля.  Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.

Ученик: Это взгляды булгар на происхождение мира относятся к мифологическому мировоззрению.

Пример3:  Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост- уразу.

Ученик :  Это пример религиозного мировоззрения

Учитель:  Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.

Ученик :  Это пример научного мировоззрения.

Учитель:  Ребята. Давайте решим с вами следующую проблемную задачу.                                                          Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот-  вот  погибнет редчайшая  картина  итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распо-ряжении несколько минут. за которые вы можете  спасти  только что-то одно, или  картину, или парализованного старика.  Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика.( Большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.

Ученик 1:  Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.

Ученик2.Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его –это равносильно преступлению.

Учитель:   Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.

( обычно таких учеников бывает очень мало, 1-2 ученика)

Ученик:  Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.

Учитель:  А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили  с тобой.                                                                                                                  Ученик: Нет, конечно.                                                                                                                                      Учитель В чем разница  между  этими двумя выборами. Те, кто спасают карти-ну поступают антигуманно, то есть  не  по человечески, а те кто  спасает стари-ка  поступают гуманно. В современном мире  главным является  не тип миро-воззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение  бывает гуманистическое , когда в центре бывает человек и его интересы  и антигума-нистическое —  направленное  против человека. Исходя из этого мы можем до-полнить нашу схему. «Типы мировоззрения»

                             Типы  мировоззрения.

Мифологическое                                      Научное

                           Религиозное        Обыденное              

Гуманистическое мировоззрение          Антигуманистическое  мировоззрение.

Учитель: Используя учебник  стр 315 дайте основные признаки гуманисти-ческого мировоззрения

Ученик:  Гуманистическое мировоззрение  ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким миро-воззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.

Учитель: Таким образом нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право  на существование.  Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот  общества  к проблеме человека может стать  облагораживающим  фактором для всех  типов мировоззрения

5.Роль мировоззрения в духовном развитии личности.

Учитель:   Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека.  Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жиз-ненный опыт  будет отвечать на вопрос  какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека?  Ответы не должны повторятся.

Работа в группах ( 2-3 минуты)

Ответы на задание.

Ученики 1 группы:  Мировоззрение  дает человеку  ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориенти -роваться в сложных обстоятельствах общественной  и  личной  жизни.

Ученики2 группы:  Мировоззрение  через свою философскую  сердцевину позволяет людям понять, как  лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.  

Ученики 3 группы:  Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.

Ученики 4 группы:  На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций  человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего  в мире.

Учитель: «Для  общества, как и для  индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» считал Альберт  Швейцер, а  Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает  дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоз-зренческим  кризисом. В такой ситуации важно восстановить миро-воззреческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение , выделили   структуру и   типы  миро-воззрения. Выяснили роль мировоззрения   для   духовного  развития человека . А сейчас подведем итоги, выделим самое главное  и сделаем выводы.  Для этого выполним следующее задание. Каждая группа  получает карточку №3 с заданием.

Карточка№3  для 1 группы.  Продолжи предложение.

Мировоззрение- это….

Мировоззрение складывается из …+…+….+…

Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение.   Мировоззрение   делится на следующие  типы……

Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право  на существование.  Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные  признаки гуманистического   мировоззрения – это …..

Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение.   Мировоззрение является …..   духовного развития человека и определяет ……. .      

Закрепление  материала.   Решаем  тесты.

Тесты для закрепления: ( Демонстрация  на слайдах презентации)

1Выбери  правильный  ответ.                                                                                               1. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является:                                                                а) наука;   б) мифология;  в) религиозная вера;  г) культура.

2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

 а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

 б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

 в) личная практическая деятельность    г)  легенды и мифы.

3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А.  2) верно только Б.  3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

4.1.Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности   б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества   г) свободной безответственности.

5. Основная проблема любого мировоззрения – это:

 а) вопрос об отношении человека к человеку;

 б) вопрос об отношении человека к миру;

 в) вопрос об отношении человека к культуре.

 г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

6.Продолжи   предложение :

А) Мировоззрение   основанное  на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

Б)  Элемент  мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное   принятие каких-то истин и догм- это….

В) Составная часть структуры  мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

Г) Целостное  представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла  человека , его  права и свободы -…..

7.Дополни схему:

                                 Типы  мировоззрения.

Мифологическое                                           Научное

                               … ….            Обыденное

Гуманистическое мировоззрение             ……  мировоззрение.

8.Найдите в приведенном  ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/

1.Вера в Бога

2.Включает в себя  научную картину мира.

3. Основывается на личной практической деятельности,

4. Основой являются священные книги.

5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,

6. Основывается на достижениях науки.  

9)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий  представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,

 1)знания   2) убеждения  3) мировоззрение  4)  ценности и идеалы  5) вера                   6) опыт

10)Установи  соответствие  между  типами мировоззрения и их признаками.  К  каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы мировоззрения                                          Признаки          

А) Мифологическое                                 1. Вера в сверхъестественные  силы.

Б)  Научное                                                2.  Фантастическое мировоззрение.

В)  Религиозное                                        3.Формируется в быту, на личном опыте

Г) Обыденное                                            4.  Основано на научной картине мира.

   А

   Б

  В

  Г

Ответы:   1б,  2а,  3) 2,  4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера,  убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое  мировоззрение. 7) религиозное, анти-гуманное 8) 35  9) 3  10) 2 4 1 3

Заключительный этап урока. Учитель ставит оценки за урок и сообщает домашнее задание.

Домашнее задание.  Для  всего класса :  Параграф 29 с 312-316.  Вопросы 4-6 стр .316 . Дополнительное задание: 1 группа ( тем, кто не сдает ЕГЭ по  общес-твознанию)  :  Работа с источником и вопросами к  нему  стр 317- 318;

2 группа ( те,  кто сдает  ЕГЭ по обществознанию) :  Написать эссе по одной из предложенных тем на выбор.

Темы эссе:1 «Для  общества, как и для  индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования»  Альберт  Швейцер

2) « Надо беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Ф.М.Достоевский,                                                                                                          3) « Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый  верит только своим» А. Поуп.                                                                     4) «Следуй  своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Данте.

                                                                                                                                     

Мировоззрение. Труд писателя

Мировоззрение

Характеристику писателя естественнее всего начинать с разговора о его общественном облике. Человек всегда представляет собою часть сложного общественного коллектива, который влияет на него извне и в жизни которого он с большей или меньшей мерой активности участвует. Всякий труд, в том числе и труд писателя, неизменно несет в себе общественные функции. Цели писателя не индивидуальны, его материал взят из сферы человеческого опыта, предметом его внимания является читатель, которого он стремится воспитать силой своего творчества.

«Поэт, — указывал Белинский, — прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени. Дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других». И в то же время поэт — это деятель литературы, выполняющий исключительно важную роль в области человеческого сознания.

По выразительному определению Добролюбова, литература — «элемент общественного развития», «язык, очи и уши общественного организма». Щедрин писал, что «литература есть не что иное, как фокус, в котором сосредоточиваются высшие стремления общества». Передовые писатели мира с восторгом и гордостью говорят о высочайших задачах, стоящих перед художественной литературой. «Художник, — писал Горький, — герольд своего класса, его боевая труба и первый меч, художник всегда и ненасытно жаждет свободы — в ней красота и правда!» Литературу Горький называл «всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа». «Художник, — говорил Горький позже, — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи».

Ленин настойчиво подчеркивал зависимость писателя от той социальной среды, в которой он вырос: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»[12]. В первые годы социалистического строительства он говорил о зависимости искусства от народа, которому оно служит: «Искусство принадлежит народу… Оно должно объединять чувство, мысль и волю… масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»[13]. Сегодня, в пору создания коммунистического строя, партия борется за то, чтобы литература и искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа.

Общественный облик писателя представляет собою синтез его убеждений, знаний и жизненного опыта. Художник слова, по замечанию армянского писателя Стефана Зорьяна, «только тогда станет мастером, когда до самых глубин познает жизнь. .. А для этого необходимы твердые убеждения, ставшие плотью и кровью писателя…» «Убеждения» эти образуют собою мировоззрение писателя, которым он руководствуется во всем своем художественном творчестве. В мировоззрении писателя находят себе отражение его взгляды на человечество, народ, общество, на историческое прошлое и современность.

Мировоззрение писателя может быть ограниченным интересами консервативно настроенного слоя общества, и тогда оно вредит его художественному творчеству, мельчит к сушит его. Таков Скриб, последовательно буржуазный художник, изучивший, по выражению Герцена, «малейшие изгибы» этого собственнического класса, изображавший действительность под углом зрения его интересов.

В прошлом очень часто мировоззрение даже прогрессивных писателей отличалось непоследовательностью. Гёте, по характеристике Энгельса, был «то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер»[14].

Но в этом глубоко противоречивом мировоззрении прогрессивное начало решительно преобладало над филистерством. Именно это прогрессивное начало и питало собою наиболее ценные для нас стороны творчества Гёте, открыло ему дорогу к правдивому отображению действительности.

Ограниченностью и непоследовательностью отличалось и мировоззрение Гоголя. Его, по словам Чернышевского, «поражало безобразие фактов, и он выражал свое негодование против них; о том, из каких источников возникают эти факты, какая связь находится между тою отраслью жизни, в которой встречаются, эти факты, и другими отраслями умственной, нравственной, гражданской, государственной жизни, он не размышлял много». В этом отношении Щедрин свободен от «инстинктивного» взгляда Гоголя на русскую действительность, от той «тесноты горизонта», которая была исторической и социальной бедой Гоголя. И это потому, что, в отличие от Гоголя, дворянского просветителя 30-х годов, Щедрин был по своему мировоззрению революционным демократом, «человеком партии», как он себя однажды назвал.

Но и в мировоззрении Гоголя были свои глубоко прогрессивные стороны. Именно их имел в виду Ленин, говоря о тех идеях Белинского и Гоголя, «которые делали этих писателей дорогими… всякому порядочному человеку на Руси…»[15] В ярких художественных образах запечатлел Гоголь пошлость окружавшей действительности, распад и гниение крепостнической России. Художественные образы Гоголя били неизмеримо дальше, чем этого хотелось ему как человеку своей среды. Из этого следует, что реалистическая мощь писателя, опирающаяся на передовые стороны его мировоззрения, нередко торжествует победу над его предрассудками. Как говорил Тургенев, «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, есть высочайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Но и это «стремление воспроизвести истину, реальность» основывается на определенных прогрессивных сторонах мировоззрения писателя, которое более глубоко и органично, чем некоторые его «симпатии». Природу этого противоречия охарактеризовал Горький, писавший: «Работа литератора отличается не только силою непосредственного наблюдения и опыта, но еще и тем, что живой материал, над которым он работает, обладает способностью сопротивления произволу классовых симпатий и антипатий литератора».

Как мы увидим впоследствии, эта способность живого материала сопротивляться произволу писателя отражается в его работе, в частности над образом и сюжетом (см. ниже, стр. 334–339 и 408–410).

Чрезвычайно существенна та характеристика, которую дал мировоззрению писателя Добролюбов. «В произведениях талантливого художника, как бы они ни были разнообразны, всегда можно примечать нечто общее, характеризующее все их и отличающее их от произведений других писателей. На техническом языке искусства принято называть это

миросозерцанием художника. Но напрасно стали бы мы хлопотать о том, чтобы привести это миросозерцание в определенные логические построения, выразить его в отвлеченных формулах… Собственный взгляд его на мир, служащий ключом к характеристике его таланта, надо искать в живых образах, создаваемых им». Именно эта конкретная, чувственная, образная форма мировоззрения приводит художника слова к тому, что в своем творчестве он объективно нередко опровергает то, во что верит как человек, и, наоборот, утверждает то, к чему как человек относится с недоверием. Таков, например, Бальзак. Полный легитимистских предрассудков, он вместе с тем, указывал Энгельс, «видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи…» В этом и в том, что писатель
«видел
настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти»[16], и заключалась одна из величайших побед реализма старика Бальзака.

Мировоззрение писателя — это не только то, во что он верит, но и то, как он проникает глубоким взором художника в действительность, и что? он в результате этого проникновения запечатлевает в своем творчестве.

Чернышевский заявлял: «Мое единственное достоинство, — но важное, важнее всякого мастерства писать, — состоит в том, что я правильнее других понимаю вещи». Именно это правильное понимание вещей, вытекающее из мировоззрения писателя, помогло виднейшим художникам мировой литературы создавать свои шедевры. Оно помогло Шекспиру написать Гамлета, ибо человек, написавший Гамлета, понимал вполне недуг Гамлета.

Это «правильное понимание вещей» в громадной мере способствовало успеху Бальзака. Оно же помогло передовому немецкому писателю опередить в своей проницательности современное ему общество: как писал Энгельс, «то, чего не замечали ни правительства, ни либералы, видел уже в 1833 г., по крайней мере, один человек; его звали, правда, Генрих Гейне»[17].

Для того чтобы успешно выполнить стоящие перед ним задачи, писатель должен прежде всего воспитать самого себя. Добиться этого писателю помогает воздействующая па него культура всего передового, прогрессивного человечества — и в первую очередь культура воспитавшей его нации. Сыном ее он рождается. На протяжении всей творческой деятельности писателя в нем растет и крепнет его сыновняя любовь к родине. Вот почему первым общественным качеством писателя, как и всякого иного деятеля культуры, является его кровная связь с родиной, его патриотизм.

Уже с детских лет писатель проникается глубокой любовью к природе родного края.

В ранние годы он усваивает характерные черты народной психологии, знакомится с бытом народной массы, впитывает ее интересы. С детских лет живет в нем восхищение фольклором, сокровища которого доходят до будущего писателя и непосредственно, через рассказы окружающих, через первые прочитанные им книги и пр. Одновременно знакомится он с метким и образным языком своего народа. «Родина, — указывает Асеев, — начинается с любви к слову, к своему языку, к его истории, его звучанию».

Но патриотизм заключается не только и не столько в источниках той культуры, на которую опирается писатель, и не в одних его взглядах. Патриотично самое творчество писателя, самое его жизненное дело. Патриотизм Пушкина — это его пламенное служение делу освобождения своего народа от гнета самодержавия и крепостничества, это его ненависть к угнетателям и глубокая любовь к простым людям тогдашней России. Это вместе с тем и создание Пушкиным литературного языка и с помощью последнего — литературы, которой стало доступно изображение всей полноты русской действительности, всех глубин внутреннего мира человека.

У патриотизма есть два исконных и злейших врага — квасной национализм и беспочвенный космополитизм. Первый утверждает: хорошо только то, что создано руками данного народа. Объявляя свой народ «исключительным», националисты игнорируют то, что творится за рубежами их страны, презирают другие народы. Космополиты начисто снимают задачу самобытного развития, третируют все, что составляет подлинно живой нерв культуры, — ее кровную связь с национальной жизнью, с действительностью родной страны. Национализм и космополитизм — две глубоко реакционные крайности, которые сходятся между собой в непонимании ценности самобытного развития национальной литературы.

Отвергая национализм и космополитизм, писатели-патриоты утверждают принцип критического освоения всего богатства мировой культуры во имя потребностей своей страны, своей культуры.

Уже Белинский более столетия тому назад выступил на борьбу с обеими этими враждебными идеологическими системами. «Одни, — писал он в 1848 году о славянофилах и западниках, — бросились в фантастическую народность, другие — в фантастический космополитизм во имя человечества». Великому русскому критику был далек и враждебен как изоляционистский пафос ревнителей российского патриархализма, так и якобы гуманистический пафос тех, кто понятием человеческого подменял понятие национального. «Человеческое, — указывал Белинский, — приходит к народу не извне, из негоже самого, и всегда проявляется в нем национально».

Патриотизм входит в плоть и кровь всей деятельности художника слова, он явным образом отражается и на самых методах писательской работы. Писатель стремится познать свою страну, весь мир, чтобы верно изобразить их. Он принимает непосредственное участие в общественной борьбе, знакомится с массой людей, совершает далекие путешествия. Он наблюдает действительность, вводя в поле своего зрения самые разнообразные явления жизни, знакомясь с различными народами земного шара, изображая самые разнообразные его места. Весь этот необозримый фонд жизненного опыта и наблюдений облекается писателем в образную форму. Как бы ни была разнообразна по своим формам художественная работа писателя, она всегда преследует цель создать произведение, не только достойное народа, к которому принадлежит художник, но и ведущее вперед, произведение, которое является частицей борьбы народа. Сознание кровной связи с родиной помогает писателю определять свои творческие задачи, умножает его силы, ведет его вперед, к новым и новым достижениям.

О читателе лучшие писатели прошлого думали непрестанно. Еще Белинский отмечал, что, когда произведение художественно, «читатели видят в его лицах живые образы, а не призраки, радуются их радостями, страдают их страданиями, думают, рассуждают и спорят между собою о их значении, их судьбе…» Писатели прошлого века не мыслили своего творчества вне сочувственного восприятия его читателем. Достоевский указывал, что «писателю всегда милее и важнее услышать доброе и ободряющее слово прямо от сочувствующего ему читателя, чем прочесть какие угодно… похвалы в печати». Лесков говорил: «духовная связь, образующаяся между читателем и писателем, мне понятна, и я думаю, что она для всякого искреннего писателя дорога».

О том, какую радость доставляло в ту пору писателю общение с его читателем, свидетельствуют впечатления Глеба Успенского от письма к нему пятнадцати петербургских пролетариев. «Мы, рабочие, грамотные и неграмотные, читали и слушали ваши книги, в которых вы говорите о нас, простом, сером народе. Вы о нем говорите справедливо…» Успенский, был глубоко взволнован этими безыскусственными строками письма простых русских людей; он приветствовал в последних «нового, свежего любителя словесности», первых представителей подымающейся «массы нового, грядущего читателя».

Однако в условиях дооктябрьской России прочной связи между писателем и его читателями не существовало — установлению ее мешали внешние причины, по преимуществу цензурно-политического характера. Серафимович до революции «все время инстинктивно ощущал»: «читает меня не тот желанный читатель, который меня интересовал, для которого я ночами обдумывал каждую краску, каждый штришок. «Мой» читатель был для меня недостижим: я знал, что он забит непосильным скотским трудом, горем и нуждой, что ему подчас не до книги, что он малограмотен».

Горький с особенной силой говорил о значении читателя для создания литературы социалистического реализма. В письме к начинающим литераторам он указывал, что «произведение литератора лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит все то, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» — дополнить, добавить — картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний. От слияния, совпадения опыта литератора с опытом читателя и получается художественная правда, — та особенная убедительность словесного искусства, которой и объясняется сила влияния литературы на людей». «…Никогда еще, — подчеркивал Горький, — писатель не был так интересен, так близок массе читателей, как близок, интересен он в наши дни, у нас, в Союзе Советов…»

Блок доказывал справедливость этих горьковских утверждений «от противного». В глухую пору 1909 года он говорил о том, что «последнее и единственное верное оправдание для писателя — голос публики, неподкупное мнение читателя». В душе художника слова «всегда должна оставаться надежда, что в самый нужный момент раздастся голос читателя, ободряющий или осуждающий. Это даже не слово, даже не голос, а как бы легкое дуновение души народной, не отдельных душ, а именно — коллективной души».

Эти надежды сбылись лишь в наше время.

Глава первая. Мировоззрение

Глава первая. Мировоззрение Общие положения Этапы развития человечества характеризуются в числе прочего определенной картиной мира: тем, как ее видит человек, и тем местом, которое он себе в ней отводит, – это мировоззрение конкретной эпохи, которое выстраивается в

18. Мировоззрение и идеалы личности

18. Мировоззрение и идеалы личности Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение в узком смысле слова – это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное

4. Мировоззрение

4. Мировоззрение Есть только один путь к счастью: перестать беспокоиться о вещах, не подвластных нашей воле. Эпиктет Каждый человек – строитель своей судьбы. Аппий Клавдий Слепой Счастье зависит не от внешних вещей, а от того, как мы на них смотрим. Лев Толстой Есть такая

2. Меняем свое мировоззрение

2. Меняем свое мировоззрение Вся первая глава была посвящена рассмотрению причин, по которым у вас могут возникать проблемы с деньгами. И наверняка большинство из вас нашло там что-то близкое и понятное, присущее именно вам. Кстати, автор этой книги – не исключение.Но в

Мировоззрение и религия

Мировоззрение и религия Поскольку человеческие существа развиваются и растет их дисциплина, любовь и жизненный опыт, постольку растет и их понимание мира и своего места в нем. И наоборот, если прекращается развитие человека в дисциплине, любви и жизненном опыте, то

Мировоззрение

Мировоззрение Характеристику писателя естественнее всего начинать с разговора о его общественном облике. Человек всегда представляет собою часть сложного общественного коллектива, который влияет на него извне и в жизни которого он с большей или меньшей мерой

Возраст и мировоззрение

Возраст и мировоззрение В жизни человека может наступить такой момент, когда он начинает думать, что, хочет он того или нет, а ему придется примириться с назначенным ему уделом, или что какими бы благами ни изобиловала Вселенная, хлеба насущного ему не найти. Много

Мировоззрение

Мировоззрение Меня часто спрашивают, как я отношусь к тем или иным психологическим теориям. Чтобы не расписывать подробно мое мнение по каждой теории, я лучше напишу о главном признаке, по которому можно сразу определить ценность любой теории о человеке.Для примера

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ От твоего мировоззрения зависит очень многое в твоей учебе. Некоторые люди стараются «законсервировать» свои взгляды на жизнь, а некоторые готовы их менять — в соответствии с ходом своего развития. Что более характерно для тебя?Если ты хочешь изменить

III Научное мировоззрение

III Научное мировоззрение Уникальная миссия гуманизма в современном мире определяется его приверженностью научному мировоззрению. Большинство принятых ныне точек зрения на мироустройство являются по своему характеру религиозными, мистическими или теологическими.

Мировоззрение, нацеленное на действие

Мировоззрение, нацеленное на действие Одна из черт, которая нас больше всего восхищает в людях с творческой уверенностью – это то, что они не остаются пассивными наблюдателями. Даже в тяжелых ситуациях такие люди не чувствуют себя «пешками» или «жертвами». Они

Как мировоззрение автора влияет на его художественную литературу?

Я катоик, но проповедей не пишу. Моя художественная литература — не кафедра.

Написание художественной литературы, очевидно, заключается в том, чтобы рассказать историю. Мы изучаем человеческую историю как историю. Я католик, поэтому, когда я смотрю на Библию, я вижу историю спасения, изложенную в форме рассказа. Как люди, мы едим, живем и даже спим (хорошо мечтаем) история. И история, которую я прожил, несомненно, повлияет на историю, которую я опубликую на странице.

Как писатель, как и любой писатель, я пишу то, что знаю. Ну, жизненный опыт, который у меня был, и то, как я его интерпретирую, — это результат моего мировоззрения; Я вижу жизнь, сужу о жизни и переживаю жизнь через свою индивидуальную призму, и, поскольку мое человеческое ограничение состоит в том, чтобы писать то, что я знаю, невозможно, чтобы мое мировоззрение не повлияло на мою работу на каком-то уровне. Вопрос в том, как писатель позволяет своему мировоззрению успешно проявиться в художественной литературе, а не неудачно? Писать христианскую прозу — это одно, а ставки там другие, но я пишу фэнтези. Так как же моя вера вступает в игру?

ПОКАЗАТЬ И СКАЗАТЬ? НЕТ, ПРОСТО ПОКАЖИТЕ.

Творческое письмо 101, на мой взгляд, имеет два правила. Во-первых, вы должны, должны, должны много читать и выучить базовую грамматику, прежде чем пытаться что-либо написать. Во-вторых, всегда лучше ПОКАЗАТЬ что-то вашему читателю, чем СКАЗАТЬ ему что-то. Никогда не говорите, когда вы можете показать. (Хотелось бы мне вспомнить, в каком справочнике писателя я это читал… Я уверен, что это есть во всех них в той или иной форме.) Не открывайте главу, говоря, что вашему персонажу скучно; опишите, как персонаж смотрит остекленевшими глазами на камин, или на кухню, или на птичий насест на дереве снаружи.

С точки зрения моего мировоззрения все просто. Мне не нравится, когда мне проповедуют под видом вымысла, если только я не знаю, что именно это я получу. Я чувствую, что если бы мои читатели хотели, чтобы я проповедовал им, они попросили бы эссе на религиозную тему. Художественная литература — это не место, где я могу изложить свои доводы о том, почему я верю в то, что я делаю в отношении мира. Я пишу не для того, чтобы обратить людей в мою систему ценностей.

Я обнаружил, конечно, что мое мировоззрение влияет на действия моих персонажей. Это влияет на сюжет, который я пишу. Это влияет на то, с какими персонажами я больше всего общаюсь, и поэтому какие персонажи получают больше времени на странице. Я представлял свою главную героиню Кору ответственной, доброй и по большей части бескорыстной, и поэтому она разделяет мои взгляды на ответственность и самоотверженность. Плохие парни разделяют некоторые из моих взглядов, но не все из них, и есть некоторые интересные столкновения между двумя точками зрения, которые заставили меня задуматься о «больших вещах» во время черновиков и чтений. Дело в том, что, как я уже сказал, независимо от того, какое у вас мировоззрение, оно проявится в том, что вы пишете, в той или иной степени. Это не означает, что вы должны быть в состоянии найти место в своем романе, в котором в одном или двух утверждениях излагается то, что вы думаете о жизни. Пожалуйста, никогда не определяйте явно свою личную философию.

Если вы хорошо напишете, вы покажете, а не расскажете, что вы думаете о человечестве и его природе, о жизни и о мире. И вы вызовете размышления у ваших читателей. Вы можете показать им какой-то аспект жизни через призму, которая для них в новинку. Лично я всегда надеялся, что моя история заставит людей задуматься о ценности жертвы, значении семьи и достоинствах быть верным себе, даже когда это опасно. Я надеюсь, что это заставит людей задаться вопросом, в чем реальная ценность правильных поступков. Может быть, мои романы делают это; если же они это делают, то это побочный продукт того, что я рассказываю историю. Я не писал с какой-то моралью или темой в руках. Я писал о некоторых персонажах, которые оказались в особой ситуации, когда они были группой сопротивления, сражающейся с колдуном-диктатором. Вот и все.

Оцените это:

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была опубликована в разделе Мое письмо, Личное вдохновение и отмечена фэнтези, фантастика, мораль, письмо. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

§2. Автор, рассказчик и мировоззрение – элементы библейского повествования

2.1. Автор, рассказчик и мировоззрение

Иногда вы слышите, что слова «рассказчик» и «автор» взаимозаменяемы, но между ними есть разница. Автор, конечно же, тот, кто создает историю и, таким образом, создает рассказчика, который рассказывает историю. Рассказчик играет ключевую роль в повествовании. Как говорит Бар Эфрат, «мы видим и слышим только глазами и ушами рассказчика». [1] Этот образ может точно отражать автора, но это не обязательно.

Автор также создает мировоззрение рассказа, то есть понимание того, как устроен мир в этом рассказе. Рассказчик может описать это мировоззрение, но часто зрители должны реконструировать его по кусочкам рассказа. В этом смысле подразумевается мировоззрение, и разные читатели могут реконструировать мировоззрение несколько по-разному.

Для библейских историй это мировоззрение также можно было бы назвать теологией истории, то есть ее пониманием Бога и человечества и их отношения друг к другу и к творению. В то время как некоторые рассматривают Библию как одну однородную теологию, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что эта книга содержит множество теологий — множество представлений о Боге и человечестве. Повторяющаяся лексика, мотивы и персонажи указывают на то, что некоторые истории имеют общую теологию или мировоззрение. Другие истории объединяют рассказы, отражающие разные теологии, в одну историю. Многие современные ученые сосредоточились на доминирующих теологиях Библии.

То, что я называю «мировоззрением», другие называют «подразумеваемым автором», которого Эббот определяет как «ту чувствительность (то сочетание чувств, интеллекта, знания и мнения), которая «объясняет повествование». ] Хотя термин «подразумеваемый автор» широко используется, он также был источником некоторых споров, и некоторым трудно понять эту метафору.[3] Хотя «мировоззрение» может не охватывать все аспекты «подразумеваемого автора», этот термин называет эту важную характеристику более буквально.

В любом случае читатель должен реконструировать подразумеваемое мировоззрение на основе того, что представлено в рассказе. Читатели обычно начинают с принятия мировоззрения рассказа без особых размышлений. Тем не менее, может быть разница между мировоззрением рассказа и нашим собственным. Истории, далекие от нас по времени и культуре, такие как Библия, могут представлять собой проблему, потому что мы не знакомы с их обычаями. Более того, мы можем даже обнаружить, что у нас есть фундаментальная проблема с простым смыслом истории. Библейские истории происходят в мире, который принимает рабство — институт, который мы неизбежно отвергаем.

В некоторых историях автор, рассказчик и мировоззрение органично сочетаются друг с другом, как в Бытие 1. Там и рассказчик, и мировоззрение отражают теологию Священнической Школы, которая является автором главы. История Красного моря, с другой стороны, более сложна. Он объединяет как минимум два повествовательных направления, представляющих два разных мировоззрения или теологии. Окончательный редактор, которого в библеистах часто называют редактором, брал то, что исходило от традиции, и придавал тексту его окончательную форму. Большая часть современных библейских исследований сосредоточена на том, как различные традиции объединились, чтобы сформировать окончательный текст. Хотя эта оценка, безусловно, верна, меня интересует единство окончательного текста, сфальсифицированного окончательным редактором. В § 2.3 я буду утверждать, что объединение различных традиций придает тексту сложность натяжения.

2.2. Рассказчики от первого и третьего лица

Рассказчик может быть персонажем истории — его часто называют рассказчиком от первого лица, потому что он рассказывает историю от первого лица со своей точки зрения. Рассказчики внутри истории могут рассказать только то, что они знают, и это зависит от того, рассказывают ли они историю, когда действие разворачивается, или позже, когда они размышляют о том, что произошло. Неемия рассказывает историю восстановления стен Иерусалима, носящего его имя. Пророк Иезекииль рассказывает об основных событиях в своей книге. Рассказчик от первого лица создает ощущение непосредственности и близости, которое мы обычно испытываем, когда кто-то рассказывает нам свою собственную историю.

В большинстве библейских историй есть рассказчик от третьего лица, который рассказывает историю со стороны. Эти рассказчики обычно знают и могут рассказать нам все, хотя обычно этого не делают. Они могут рассказать нам, что думает или чувствует каждый персонаж, что происходит то тут, то там. В результате эти рассказчики всеведущи, а можно добавить и вездесущи. Например, мы слышим в Исх. 13:17 (цитируется по NRSV и по всему тексту, если не указано иное):

.

Когда фараон отпустил народ, Бог не повел его через землю Филистимскую, хотя она была ближе; ибо Бог подумал: «Если людям предстоит война, они могут передумать и вернуться в Египет. (13:17)

Рассказчик предлагает это не как обоснованное мнение историка или как исторический факт, основанный на письменных документах. Рассказчик рассказывает, что Бог сделал и что Бог «подумал». Мы могли бы спросить, кто знает, что думает Бог. Согласно истории здесь, этот рассказчик делает.

Наш рассказчик также сообщает нам, что Бог сказал Моисею (14:1-4, 15-18, 26), что сказали фараон и его приближенные (14:5), а затем что Израиль и Моисей сказали друг другу (14: 10-14). Уверенность в голосе рассказчика побуждает нас доверять и понимать историю с этой точки зрения. Не являясь персонажем истории, рассказчик от третьего лица может исчезнуть, когда мы сосредоточимся на истории. Тем не менее, рассказчик формирует и фокусирует историю и проецирует ее мировоззрение и богословие. Важность этого голоса заслуживает пристального внимания, даже несмотря на то, что он бестелесный и исчезающий.

2.3. Более одного автора и рассказчика

Библейское повествование имеет еще один осложняющий фактор. Мы ожидаем, что в современном романе или рассказе будет только один рассказчик, рассказывающий последовательную историю. Библейские повествования развивались в течение длительного периода. Хотя Моисей почитается как «автор» Пятикнижия, пристальный взгляд на эти первые пять книг не обнаруживает единого понимания Бога или последовательной истории.

Например, мы читаем в 14:21-22:

21 И простер Моисей руку свою на море.
21b ГОСПОДЬ гонял море сильным восточным ветром всю ночь,
и превратил море в сушу;
и воды разделились.
22 Израильтяне вошли в море посуху,
воды образовали им стену справа и слева от них.

Внимательные читатели видят одно и то же событие, описанное здесь, двумя разными способами. Исход 14:21б дает более реалистичное объяснение: Господь гонит море восточным ветром, превращая море в сушу. Исход 14:21с-22 дает более чудесное понимание: море разделяется и образует стену справа и слева. Эта история дает нам, по крайней мере, две версии одного и того же события, и ученые за последние триста лет вложили много сил в открытие и понимание этих различных точек зрения и их теологий. Томас Доземан утверждает, что жреческая традиция несет ответственность за Исх. 14:1-4,8-10; 15-18, 21-23, 26-29, и он приписывает «не-P» традиции Исх. 13:17-20; 14:5-7, 11-14, 19-20, 24025, 30-31. Разобрав текст на части, Доземан и многие другие надеются обнаружить источники настоящего текста. Эти идеи раскрывают связи этого текста с другими библейскими текстами, основанными на той же лексике и идеях. Хотя эта проблема важна, она выходит за рамки данного эссе.

Бревард Чайлдс в своем известном комментарии к Исходу (1974) утверждал, что «окончательное литературное произведение» обладает «своей собственной целостностью» и что ученые должны иметь дело с этой целостностью в том виде, в каком она представлена ​​в каноне.[5] Точно так же Жан-Луи Ска ищет точки зрения окончательного редактора, который придал тексту его окончательную форму, чтобы раскрыть «принципы, которые придают согласованность всему тексту». [6] Некоторые преуменьшали бы различия, но, как указывает Альтер, , они иногда бросаются в глаза. Вместо того, чтобы сделать вывод, что последний редактор не обращал внимания, Альтер искал вклад каждого в общее дело.

Я хочу использовать несколько иной подход и утверждать, что различия связаны с тканью этого мультиперспективного текста. Библия не дает нам последовательного, однородного текста. Хотя некоторым это может показаться недостатком, я хочу утверждать, что эта сложность играет ключевую роль в защите возможностей и тайны текста.

Для сравнения возьму картину Поля Сезанна «Корзина с яблоками» (1893). Картина принадлежит Художественному институту Чикаго, ее легко найти в Интернете с подробными комментариями. На картине изображены яблоки на столе со скатертью, тарелка с печеньем и бутылка вина. Если вы будете следовать линиям столешницы из стороны в сторону, они меняются под тканью и не совпадают с линиями на другой стороне. На картине печенье изображено сбоку, кроме двух верхних; зритель видит их сверху. Бутылка вина стоит под углом. Некоторые плоды как бы лежат в разных плоскостях. В отличие от эпохи Возрождения, Сезанн не представляет «Корзину яблок» с одной точки зрения. Его точка обзора перемещается в пространстве, как человек, который входит в комнату и сталкивается со столом с яблоками под разными углами. Сезанн собрал их все вместе и предлагает нам создать единый образ из его произведений. Наконец, картина Сезанна существует не для того, чтобы точно показать нам, что было на столе; скорее, оно указывает на себя как на то, с чем мы должны столкнуться как с переживанием этой реальности.

Библейские повествования часто содержат подобное сопоставление точек зрения. Поскольку эти истории сочинялись и корректировались разными авторами, рассказывались и пересказывались разными рассказчиками, они предлагают нам разные точки зрения. Вместо того, чтобы отбрасывать «несоответствия», финальный редактор, часто с большим мастерством, превращал их в единое, но не однородное повествование. Из-за того, что вещи не совсем совпадают, тонко или резко, эти нарративы не позволяют аудитории принять единую точку зрения. Таким образом, повествование сохраняет ощущение невозможности объяснить все, что действует нечто таинственное. Различия в повествовании препятствуют любому абсолютному чувству завершенности.

Наконец, как и картина Сезанна, «История Красного моря» существует не для того, чтобы сообщать о том, что произошло, а, скорее, для того, чтобы предложить нам переживание события, которое может предложить только она. Подобно картине Сезанна, история указывает сама на себя и предлагает себя как наш опыт события.[8]

2.4. Повествовательная линза или фокусирование

Рассказчик часто представляет собой основную линзу повествования, через которую мы наблюдаем за действием. Хотя у рассказчика может создаться впечатление, что он имеет объективную точку зрения, это впечатление, как отмечалось выше, заслуживает тщательного рассмотрения, поскольку рассказ рассказчика формирует историю и ее мировоззрение.

Рассказчики могут держать историю на расстоянии, резюмируя и рассказывая все сами. Рассказчики также могут позволить нам приблизиться к действию благодаря их тщательному описанию. Что еще более важно, они позволяют персонажам говорить самим за себя и, таким образом, позволяют нам самим оценивать мотивы и причины. Эта нарративная линза, которую иногда называют фокализацией, может меняться довольно быстро и часто. Рассказчик может подойти ближе, а затем дальше в зависимости от важности действия и диалога. Менее важные события быстро обобщаются, в то время как более важные события выигрывают от времени и близости.

В Исх. 14:1-4 рассказчик позволяет нам услышать, что говорит Бог, затем в 14:5-7 то, что египтяне заключают своими словами, и, наконец, в 14:10-14 мы слышим, как Израиль упрекает Моисея от принесения их в эту пустыню. В каждом разделе рассказчик позволяет нам услышать, что думают эти персонажи, говоря нам прямую речь. Таким образом, рассказчик позволяет нам испытать сложную паутину голосов в диалоге друг с другом.

2.5. Надежность

Читатели иногда имеют веские основания сомневаться в надежности современных рассказчиков, ценности которых противоречат мировоззрению рассказа[9]. ]

В Библии рассказчики от третьего лица полностью надежны. Они могут не рассказать нам всего, но, как говорит Альтер, «у нас никогда не возникает серьезных сомнений в том, что библейский рассказчик знает все, что нужно знать о мотивах и чувствах, нравственной природе и духовном состоянии своих персонажей»[10]. Это не означает, что мы всегда должны соглашаться с рассказчиком или мировоззрением, а только то, что рассказчик является честным посредником. Если рассказчик говорит нам, что что-то произошло или кто-то что-то сказал, мы должны принять это как данность в истории.

Кроме того, Господь является надежным источником, хотя рассказчик предоставляет нам единственный доступ.[11] В Исх. 14:3 Господь предсказывает, что фараон скажет: «Они бесцельно скитаются по земле; пустыня сомкнулась над ними». Нет причин сомневаться в истинности этого утверждения в этой истории, потому что это сказал Господь.

2.6. Сноски к Разделу 2

[1] Bar Efrat, Нарративное искусство , 13.

[2] Abbott, Введение , 84.

[3] Уэйн Бут, Риторика художественной литературы (Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 1961): 71-76; Том Киндт и Ханс-Харальд Мюллер. 2006. Подразумеваемый автор: концепция и полемика. Берлин: Вальтер де Грюйтер.

[4] Томас Доземан, Пятикнижие: Знакомство с Торой (Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, 2017) 319. Также Доузман, Исход , 300-318. Для других анализов см. следующее: William H.C. Propp, Исход 1-18: Новый перевод с введением и комментариями , The Anchor Bible (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday, 1998) 476–484; Вервенн, Марк. «Возвращение к морскому повествованию», Biblica 75 (1994) 80-98, особенно. 80-85; Ян Кристиан Герц, «Чудо на море: замечания к недавней дискуссии о происхождении и составе повествования об Исходе». Книга Исход: состав, рецепция и интерпретация, под редакцией Томаса Доземана и др. Лейден, Нидерланды: Brill, 2014) 91-120.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *