Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое наблюдения: НАБЛЮДЕНИЕ | это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

Что такое Наблюдение? — ШКОЛА

Что такое Наблюдение?
gekkon12
30 ноября, 2011

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

 
Определение понятия научного наблюдения.  
    Чтобы лучше понять, о чем пойдет речь в данной главе, нужно дать определение самому процессу наблюдению.
    На пример под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики.
 
 

Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода: 

1. Научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный.


2.  Наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации.
3.  Данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер.
4. Наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных.

Немаловажным для нас в понимании этого явления является и классификация наблюдения, которая в свою очередь производится по различным основаниям.

    По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или не стандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, а во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.

 

В.А.Ядов пишет: «Как следствие постоянного присутствия элементов памяти в восприятии наблюдателя можно рассматривать и тот факт, что сам объект наблюдения есть результат выбора из всех открытых для наблюдения объектов. Прошлый опыт наблюдателя во многом определяет его точку зрения, его систему классификации явлений, в которую одни факты легко укладываются (и кажутся значимыми), а другие не находят в ней места (кажутся не имеющими значения и ими пренебрегают).  Восприятие включает осознание наблюдаемых объектов, и основано на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.»
Статистическое наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. 
Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности.

План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?
К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, других воспитательных мероприятий.
Виды наблюдений
Непосредственное — Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.               
Опосредованное — Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.
Включенное (причастное)
Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.     
Не включенное (непричастное) — Исследователь ведет наблюдение извне.
Систематическое (сплошное) — Регулярное наблюдение в течение определенного периода.
Несистематическое (выборочное) — Наблюдается какой-либо один процесс, какое-либо одно явление.
Казуальное (причинное) — Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем.
Эпизодическое — Фиксируются отдельные факты.
Внешнее (наблюдение со стороны) — Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее (самонаблюдение) — Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.
 
Любое восприятие является результатом сложения ощущений в данный момент и уже накопленного опыта. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает, сопоставляет с тем, что он уже знает, т.е. наблюдение и вывод практически неделимы.

Наблюдение — Психологос

01 октября 2022 г., 21:37

Статья в разработке

Наблюдение — познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него. Например, наблюдение за поведением ребенка. Или, наблюдение за собственным поведением в группе.

Наблюдатель — тот, кто наблюдает. В процессе наблюдения человек использует механизмы восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ. Наблюдательный — человек, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Что можно наблюдать

Наблюдение происходит постоянно, но часто человек не осознает этого. В фокусе его внимания оказывается множество мыслей. Эти мысли наблюдаются. Эмоциональные остояния, которые переживает человек, тоже наблюдаются. Все происходящие с человеком явления наблюдаются. Постоянно наблюдаются и все видимые объекты. Наблюдение настолько привычно и постоянно для человека, что он попросту его не замечает. Наблюдение — сложный познавательный процесс, в котором сочетается чувственного восприятия и рационального.

Наблюдение может быть преднамеренным, планомерным восприятием, предпринимаемым с какой-либо определённой целью. Наблюдение — это изучение, исследование объекта, непосредственное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Виды наблюдений

  1. Внешнее наблюдение (за другими)
  2. Внутреннее наблюдение (за самим собой — самонаблюдение)
  3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает)
  4. Cтороннее (наблюдатель не является участником процесса)
  5. Эпизодические (от нескольких минут)
  6. Длительные (дни-недели)
  7. Поисковое (направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения)
  8. Стандартизированное (основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения)
  • Процесс
  • Познание
  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Обдуманность, осознанность, осмысленность, рефлексия

До действия может происходит обдумывание, во время — возможна осознанность, после происшедшего возможна рефлексия и осмысление.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Обучение

Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. Например, ваш ребенок пошел в первый класс, ему нужно учиться писать буквы. То есть вначале — палочки и крючочки. Для вас это элементарно, а для него — трудная работа. Как добиться результата? Вы готовы оказать любую помощь, но работать должен — он. А не вы. Вы готовы показывать, рассказывать. объяснять, тренировать, как угодно упрощать работы, но все необходимое он должен в результате сделать сам.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Познание

Познание — творческая деятельность человека, ориентированная на получение достоверных знаний о мире и о самом себе (Самопознание). Познание является характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Познание в философии — это совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание в психологии (когнитивность) — термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Познание в обществознании — это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Самонаблюдение

Самонаблюдение — объективное наблюдение за собой, своим поведением и особенностями. Правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем самонаблюдения установить: «Я забыл сделать то-то». Но самонаблюдение не дает ему ответа на вопросы: «Почему забыл?», «В чем сущность памяти?» Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Спокойное присутствие

Спокойное присутствие — умение быть в реальности без дребезжания тела. Практика спокойного присутствия — это покой и неподвижность, это прекращение всех и всяческих эмоций. Один из показателей спокойного присутствия — уверенный и спокойный взгляд «глаза в глаза».

20Подробнее

Содержание

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Психология для профи

Новые статьи:

  • Железная леди Маргарет Тэтчер
  • Профнабор интересной статусной девушки
  • Формат, обязательный для маленьких детей
  • Уважение начинается с вежливости
  • Кружки и развивающие занятия – как часто?

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Дистанция для членов Клуба
  • Навигатор по сайту

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Доклад об успехах. Лучшие отчеты
  • Интонации: профнабор продажи и переговоры

Наблюдение и наука — Science Learning Hub

Добавить в коллекцию

  • + Создать новую коллекцию
  • Наблюдение — это то, что мы часто делаем инстинктивно. Это помогает нам решить, например, безопасно ли переходить дорогу. Но наблюдение — это просто нечто большее, чем замечание чего-либо. Это включает в себя восприятие — мы осознаем что-то через наши чувства. Это также включает в себя признание важности того, что мы воспринимаем. Стоя на обочине, наши глаза говорят нам, что машины быстро приближаются. Мы понимаем, что идти под машину опасно, поэтому ждем, пока дорога не освободится.

    Наблюдение необходимо в науке. Ученые используют наблюдение для сбора и записи данных, что позволяет им разрабатывать, а затем проверять гипотезы и теории. Ученые наблюдают разными способами — с помощью собственных органов чувств или с помощью таких инструментов, как увеличительные стекла, термометры, спутники или стетоскопы. Эти инструменты позволяют проводить более точные и точные наблюдения. Инструменты также помогают собирать информацию о вещах, которые мы не можем получить из первых рук, например, о глубоком космосе.

    Наблюдательность — это навык.

    Как и большинство навыков, наблюдательность улучшается с практикой и знаниями. Продолжая аналогию с дорогой, по мере того, как мы взрослеем и приобретаем опыт пересечения дорог, мы можем лучше оценивать скорость автомобиля, расстояние и безопасность.

    Наблюдение в науке то же самое. Мы учимся наблюдать более научно, когда:

    • наблюдения вызываются соответствующими вопросами
    • наблюдения связаны с растущими фоновыми знаниями о предмете или объекте наблюдения
    • нам предоставляется возможность поделиться, обсудить и обсудить наблюдения.

    Например, мы знакомы с водой — это обычное вещество, с которым мы взаимодействуем много раз в день, — но, возможно, мы не наблюдали его с научной точки зрения. Такие вопросы, как «Имеет ли вода форму?» или «Ты можешь раздавить воду?» может подтолкнуть нас к более осмысленному наблюдению за водой. Возможность поэкспериментировать с водой и обсудить свой опыт ее формования или раздавливания, скорее всего, изменит наше восприятие этого знакомого вещества.

    Наблюдение — это только начало

    Наблюдение — это хороший способ узнать что-то новое или расширить наши знания, но это только один из компонентов науки. Вместо того, чтобы накапливать одно наблюдение за другим и называть это наукой, нам нужно интерпретировать наши наблюдения и делать из них выводы. Как только мы заметили, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму своего сосуда, мы можем сделать вывод, что это свойство является общим с другими жидкостями, такими как молоко или апельсиновый сок, а затем обсудить (или проверить), если это верно!

    Природа науки

    Наблюдения дают то, что ученые называют данными. Ученые анализируют и интерпретируют данные, чтобы выяснить, как данные влияют на их гипотезы и теории. Данные могут быть представлены в виде подробных графиков или моделей, но на самом базовом уровне данные представляют собой просто записанные наблюдения.

    Занятия для учащихся

    Центр изучения естественных наук проводит ряд мероприятий, помогающих учащимся развить навыки наблюдения:

    • Развитие навыков наблюдения у младших школьников
    • Наблюдение за дождевыми червями
    • Наблюдение: научиться видеть
    • Наблюдение за харакеке
    • Наблюдение за пресноводными макробеспозвоночными
    • Вы видите, что вижу я?
    • Наблюдение и таинственный ящик
    • Наблюдение за грибами
    • Титиро – наблюдение за окружающей средой
    • Наблюдение за составом пастбища
    • Определение свойств пластика и стекла

    Статья Почему это важно Прислушиваясь к земле иметь наблюдения за длительные периоды времени и необходимость включения матауранги маори.

    Профессиональное развитие в обучении

    Посмотрите записи наших веб-семинаров по профессиональному обучению, чтобы узнать больше о развитии орлиного взгляда и осмыслении того, что мы видим.

      Опубликовано 22 июня 2014 г., обновлено 27 октября 2020 г. Ссылки на концерт

        Перейти к полному глоссарию

        Добавить 0 пунктов в коллекцию

      1. + Создайте новую коллекцию
      2. Загрузка 0 0003

        9999999

        Загрузка 00003

        999999999

        Наблюдение — Purdue OWL® — Университет Purdue

        Предлагаемые ресурсы

        Обзор руководства по стилю Руководство MLA Руководство APA Руководство Чикаго Упражнения OWL

        Резюме:

        Первичное исследование включает в себя сбор данных о данном предмете непосредственно из реального мира. Этот раздел содержит информацию о том, что такое первичное исследование, как начать, этике, связанной с первичным исследованием, и различных типах исследований, которые вы можете проводить. Он включает подробную информацию об интервью, опросах, наблюдениях и анализе.

        Наблюдения — это тип первичного исследования, которое включает в себя наблюдение за тем, как люди или другие существа взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. Наблюдения используются почти во всех областях науки и могут быть невероятно полезными при сборе информации.

        Типы участия

        Перед наблюдением подумайте, как вы, как наблюдатель, можете изменить наблюдаемое событие.

        • Насколько полноценно вы будете участвовать в мероприятии?
        • Будете ли вы просто сидеть, смотреть и делать заметки, не взаимодействуя с ними?
        • Будете ли вы взаимодействовать с участниками?
        • Ты сам станешь участником?

        Эти различные варианты могут радикально изменить то, что вы в конечном итоге наблюдаете. Простое присутствие наблюдателя может изменить ход событий, а если вы взаимодействуете с участниками, вы еще больше рискуете изменить происходящее. Другая сторона этого заключается в том, что, не участвуя в событии, вы можете не получить полного понимания этого события.

        Как наблюдать

        При наблюдении особенно важно отделять наблюдения от своих чувств или реакций на наблюдения. Хороший способ сделать это — записать свои наблюдения в тетрадь с двойной записью. В записной книжке с двойной записью есть две колонки: одна для того, что непосредственно наблюдается, а другая для того, что наблюдатель интерпретирует из событий. Вот пример:

        Наблюдение: Учитель ходит по кругу и говорит с каждым учеником индивидуально.

        Интерпретация: Кажется, учитель хочет убедиться, что каждый ученик понял задание.

        Если вы наблюдаете за группой, которая не находится на публике (например, за группой игроков в карты, спортивной командой или группой с особыми интересами), может быть целесообразно запланировать несколько сеансов с этой группой. Это даст группе некоторое время, чтобы приспособиться к вашему присутствию (и, следовательно, дать вам более точные наблюдения).

        Записи против ведения заметок

        Как вы будете наблюдать? Вы будете делать записи в блокноте? С ноутбуком? Будете ли вы каким-либо образом записывать свои наблюдения (на мобильный телефон, цифровую камеру, видеокамеру, цифровой диктофон и т.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *