§ 21. Нравственные нормы
Возникновение нравственных норм. Наверное, вам доводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?
Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития общества.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.
Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.
Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.
Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.
Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.
Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь любому из нас неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола со стороны других людей.
Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели) и плохие (пороки). Ещё древнегреческие мудрецы выделяли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам, поскольку обладающий нравственными качествами индивид способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый отвечает за то, чтобы воспитывать в себе и в окружающих добродетели и отвергать пороки. Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нём есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить безнравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет её для себя, вырабатывая некоторые собственные
Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать её.
Верность избранной положительной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек никогда не сойдёт с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносили в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.
Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек, в дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает более обобщённый характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования, помогает каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.
Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы не действуют самостоятельно, изолированно друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Некоторые выводы
1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. Одна из таких норм известна под названием «золотое правило нравственности».
2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.
3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.
4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.
Вопросы и задания
Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?
Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?
Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?
Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?
Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?
Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?
Человек с твёрдыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?
Нравственные нормы, ценности и правила
Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. Нормы морали представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.
Нравственная культура
Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность заключается в том, что они определяют сознание и особенности поведения людей во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.
Морально-нравственные нормы – это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например:
- нужно уступать место тем, кто старше;
- здороваться, встречая другого человека;
- быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
- приходить вовремя;
- говорить культурно и вежливо;
- носить ту или иную одежду, и т.д.
Фундамент построения здоровой личности
Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.
Нравственные правила и нормы играют роль персональных жизненных ориентиров для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.
Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.
Мораль в прошлом и настоящем
Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.
Если обратиться к традиционным обществам, мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия свободы выбора, явление. Человек того времени не мог делать выбор между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.
В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.
Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.
Разнообразие нравственных норм
Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.
Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.
Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.
Возможно, значение морали преувеличено?
Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали – это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.
Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?». В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство – это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях. Но в жизни бывает, что некто считает своим моральным долгом то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).
Важность морального воспитания
Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.
Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.
Социальная голодовка
В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.
Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.
Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.
Методы внутреннего лидерства
Большинство людей проводят большую часть своей жизни на работе и хотят, чтобы работа имела моральное измерение. Все хотят хорошо работать, работать на общее благо и способствовать успеху рабочего сообщества. К сожалению, слишком многих людей заставили поверить в то, что существует один стандарт для личной морали и другой для деловой морали и поведения (Наир). Дело в том, что моральная честность выступает за один этический стандарт, применимый к личным, социальным, экономическим и всем другим аспектам жизни. Внутренние лидеры обеспечивают этот моральный стандарт. Их задача состоит в том, чтобы сначала создать это в себе, а затем проявить в своих последователях.
Возможно, большая часть государственного регулирования бизнеса и промышленности является результатом того, что лидеры бизнеса не берут на себя личную ответственность за этичное обслуживание своих клиентов. Некоторые корпорации, возможно, невольно, поощряют моральный бунт, вознаграждая руководителей, которые достигают экономических целей, унижая людей, провозглашая сомнительную политику или стимулируя подчиненных страхом. Общество, движимое «ответственностью», ориентировано на служение. Тот, кто мотивирован индивидуальными «правами», ориентирован на приобретение, конфронтацию и защиту. Первый строит, второй разрушает.
Определение высших моральных стандартов
Слово этика происходит от греческого слова ethos , что означает нечто большее, чем просто подчинение правилам. Это также касается характера, того, как человек относится к себе (Бланшар), и репутации, того, как к вам относятся другие. Быть этичным означает быть нравственным. Это значит поступать правильно для себя и для наибольшего числа людей. Это вопрос личного и профессионального характера.
Характер — это совокупность связанных идей, включающая мораль, этику, честность и гуманные ценности. Это знание того, что предпринимаемые действия правильны, то есть приемлемы. Моральные лидеры учатся отличать добро от зла. Они понимают, что все люди имеют неотъемлемое право свободного нравственного выбора. И они знают, что непреложный закон жатвы — восстановление добра за добро и зло за зло — действует в жизни, в том числе и в трудовой жизни.
К сожалению, некоторые рабочие места требуют, чтобы лидеры пожертвовали фундаментальными ценностями (Гортнер) на алтарь целесообразности. Слишком часто руководителей просят смириться с более низкой трудовой моралью, поскольку это необходимо для выполнения задач в реальном мире бизнеса или управления. Например, политики просят нас судить о них по их политике, а не по личному поведению. Общественные активисты заявляют о высоком моральном обосновании своих программ и иногда используют насилие для достижения своих целей. Руководители предприятий не хотят, чтобы их повседневное поведение подвергалось проверке, а вместо этого просят, чтобы другие оценивали их по итоговым показателям (показательным примером является фиаско Enron). Журналисты могут поддерживать личную приверженность истине, но часто поддаются давлению, чтобы быть первыми, вместо того, чтобы ждать всей истории, и публиковать полуправду. Или выдают свои предубеждения за правду.
Важны не только цели, но и цели, и средства достижения программных целей внутреннего лидера. Многие американцы измеряют оперативное проявление морали золотым правилом: относиться к другим людям так, как мы хотим, чтобы относились к нам. Нравственное лидерство — это процесс, а не просто цель. Это любовь в действии. По мере того, как мы вступаем в двадцать первый век, становится очевидным, что внутренние лидеры усваивают новый язык лидерства, в котором снова можно использовать все рабочие слова на букву «С» — душа, священное, дух и грех, как а также структура, стандарты, стратегия, система и стиль.
Успешные внутренние лидеры усвоили, что они не могут добиться успеха в долгосрочной перспективе, если не будут основывать свои отношения с теми, кто призван им помогать, на моральных принципах. Приверженность последователей приходит после того, как лидеры демонстрируют свой моральный кодекс своими действиями по установлению процедур, методов и рабочих процессов, учитывающих моральные факторы. Эти факторы включают в себя то, как лидер справляется с расхождениями во мнениях о ценности человека, делают ли они акцент на беспристрастном анализе и исследовании, и насколько они проявляют заботу о своих последователях.
Основа нравственности: духовная целостность
Наши рабочие сообщества не функционируют должным образом (Уитли), когда честность и личная ответственность атрофируются, особенно наверху, или когда лидеры довольствуются тем, что уделяют десять и более часов в день только мирским делам. задачи и игнорируют свои внутренние духовные потребности или потребности своих последователей. Душа нравственности внутреннего лидера – любовь. Любовь — забота о благополучии другого — составляет основу этического лидерства. Лидеры любят руководить, любят продукты и услуги своего рабочего сообщества и любят людей, с которыми они работают. Любовь получает доступ к исцеляющим и заряжающим энергией силам духовного ядра лидера и признает, что его или ее лидерство — это взаимные отношения со всеми членами рабочего сообщества.
Часть морального лидерства требует от лидеров создания «корпоративного духа», духовной силы, которая ценит высокие результаты, сострадание, сочувствие к другим и личный вклад. Поэтому нелогично предполагать, что, приходя на работу, лидеры оставляют дома свои сокровенные ценности и убеждения. Моральные лидеры имеют дело с удовлетворенностью последователей, способностями, невозмутимостью, непривязанностью и связностью. Когда лидеры высвобождают духовное содержание своего лидерства, они высвобождают мощное обязательство помогать менее удачливым, быть полезными и уважать тех, кто отличается от них.
Традиционные ценности утрачивают силу в тех рабочих сообществах, которые не следовали твердому утверждению моральных ценностей. Ничто не заполняет вакуум ценностей. 1970-е и 1980-е превратили порок в добродетель, подняв безудержное стремление к личным интересам и жадности до уровня социальной добродетели (Эциони). Лидеры в середине чувствительны к нефизическому. Они выступают за возвращение к обществу, в котором некоторые вещи выходят за рамки допустимого. Всем людям, включая коллег, нужен набор моральных добродетелей, некоторых устоявшихся убеждений и ценностей, которые их рабочее сообщество может поддерживать и активно утверждать — за пределы которых они не позволят ни себе, ни другим выйти. Это очевидное изменение позиции можно увидеть сегодня в стремлении отказаться от наркотиков на рабочем месте, в требовании вернуться к ценностям тяжелой работы за справедливую плату и в желании последователей, чтобы лидеры относились к ним так же, как и к другим. достоинства, с которым они хотят, чтобы с ними обращались.
Моральное лидерство
Чем выше лидеры поднимаются в корпоративной иерархии, тем больше их бремя ответственности и потребность в переоценке себя и своих духовных корней. А корень духовности — служение. Инфраструктура внутреннего лидерства основана на идее морального лидерства, основанного на служении. Он бескомпромиссно привержен высшему принципу бескорыстной заботы о других. Духовное лидерство отвергает принуждение для достижения желаемых целей. Это невмешательство в человеческую свободу и выбор, хотя этот выбор может повлечь за собой некоторые болезненные решения и сдвиги в приоритетах. Элементы морального и духовного лидерства включают в себя несколько элементов, которыми обладают внутренние лидеры и которые вдохновляют своих стейкхолдеров.
Совместное использование ЗначениеЗадача внутреннего лидерства — это нечто большее, чем просто физическое структурирование людей и функций, которыми во все времена занимались бизнес-менеджеры. Это, конечно, включает формальные отношения; но, что более важно, внутренний лидер обеспечивает ценности, смысл и направленность этой структуры. Именно лидеры (а не менеджеры) направляют силу, присутствующую в рабочих отношениях, не только на производительность. Эти лидеры формируют культурную среду, в которой работает рабочее сообщество и его люди. Они обеспечивают направление, стимул, вдохновение и поддержку отдельных лиц и рабочих сообществ, если поддержка должна быть оказана. Внутренние лидеры имеют дело с сокровенной сущностью своих последователей, поскольку они также имеют дело с набором их навыков, необходимых для выполнения работы.
Лидерство — это интегрирующая способность в сложном социальном взаимодействии. Лидеры, за которыми добровольно следуют другие, будут ставить цели и определять ценности, по которым рабочее сообщество измеряет достижения. Эти ценности и цели также определяют приемлемый процесс, направляя взаимоотношения между лидером и ведомыми. Они объединяют потребности и деятельность плюралистических групп, которые обращаются к рабочему сообществу за поддержкой, помощью и смыслом. Они связывают воедино разрозненные цели, показатели успеха и стратегическую политику, которая регулирует трудовую жизнь.
ВлияниеПо сути, истинное лидерство обеспечивается последователями. Мерой лидерства является не торжество ума, а тон сердца (ДеПри). Лидерство над волонтерами — единственный существующий вид лидерства — основано на моральной порядочности. Моральные внутренние лидеры заставляют последователей чувствовать себя сильными и способными выполнять задачи самостоятельно. Модель духовного лидерства — это не командование и контроль. Это конференц и сеть. Процесс лидерства — это процесс влияния, направленный на трансформацию — изменение — как людей, так и системы. Успех в двадцать первом веке будет зависеть от того, насколько хорошо лидеры понимают роль, технику, ценности и направленность морального лидерства. Внутренние лидеры имеют влияние в рабочем сообществе и на каждого члена. Если влияние, которое они оказывают, не является морально приемлемым, последователи не последуют за ними, а лидеры не смогут вести за собой. Им придется вернуться к управлению другими, чтобы выполнить свою работу.
Принятие рискаНравственное лидерство осуществляется в деятельности, а действие сопряжено с риском. Иногда внутренним лидерам необходимо бросить вызов существующей работе и процессам рабочего сообщества (Кузес и Познер). Они не всегда могут просто принять текущую систему работы или существующие структурные отношения. Скорее, эти лидеры являются пионерами, часто производящими реальные изменения, которые удовлетворяют непреходящие потребности людей, независимо от риска. Внутреннее лидерство предназначено для обращения, изменения и превращения последователей в нравственные действия. А перемены всегда рискованны.
Принятие риска бросает вызов процессу (если использовать слова Кузеса и Познера), не только существующим структурным отношениям, но и лежащей в его основе системе ценностей. Нравственное лидерство стремится произвести реальные изменения, отвечающие непреходящим потребностям людей. Это увеличивает производительность и повышает эффективность работы. Это улучшает моральный дух в рабочих сообществах, способствует большей координации между функциональными областями и улучшает отношения с более широким сообществом и обществом и внутри них.
ТрансформацияНравственные лидеры духовно трансформируются. Они укрепляют нравственное «я» людей, помогают утвердить веру других в их собственную присущую самооценку. В процессе они помогают создать новую шкалу значений, в рамках которой последователи могут видеть свою жизнь с точки зрения более широкого сообщества. Успешные внутренние лидеры влияют на изменение ценностей, взглядов, способностей и поведения отдельных последователей. В этом смысле лидерство преобразует людей и их рабочее сообщество. Трансформирующиеся лидеры стараются привести потребности своих последователей в соответствие со своими собственными целями и задачами. При этом лидеры обращают внимание на человека, понимая и разделяя реализацию потребностей последователей в развитии.
Моральное лидерство — это процесс изменений, который превращает как заинтересованные стороны, так и само учреждение в нечто лучшее, чем они были раньше. Эта трансформация происходит в сознательно созданной и управляемой культуре, которая отдает приоритет морали и фокусируется на духовной стороне — сердцевине — отдельных заинтересованных сторон. Конечно, есть риск, что лидерство на основе моральных норм может не сработать. Просить лидера поддерживать определенную моральную догму влечет за собой риск. Риск заключается в том, что члены примут только внешнюю форму, а не внутреннее убеждение, необходимое для истинного морального изменения. Всегда есть риск, что члены примут принципы как показуху, а не напишут их в своих сердцах. Внутренняя убежденность, терпение и предсказуемость моральных действий обеспечат лидеру успех в качестве морального ориентира для рабочего сообщества и его людей. Если лидеры остаются сосредоточенными, если их считают подлинными, успех придет.
Методы применения высших моральных норм
Нравственность в бизнесе привлекает все большее внимание на практике и в классах. Мораль и этика внутренних лидеров исходят из их индивидуальных и общественных (культурных) ценностей. Моральные ценности определяют жизнь и влияют на все межличностные отношения. Включение морального аспекта в свой выбор и действия помогает внутренним лидерам мыслить и действовать вне узко определенных деловых и политических интересов. Это вынуждает их в царство собственного духа. Такое руководство придаст смысл и цель работе. Возможно, это единственный способ, которым лидеры могут привлечь завтрашних работников к их видению и целям.
Внутренние лидеры рассматривают мораль и как процесс исследования, и как способ поведения. Он задает вопросы о том, что правильно и что неправильно. И подавать пример другим в правильности или неправильности тех или иных поступков (Кузес и Познер). Быть нравственным — значит создавать атмосферу этического ожидания; а лучший способ научить этике — это на собственном примере, то есть на практике.
Внутренние лидеры являются моральными примерами. Есть вещи, в которых они предпочитают не идти на компромисс, адаптироваться, приспосабливаться или сотрудничать, когда на карту поставлены их основные ценности. Действительно, быть нравственным означает, что внутренние лидеры не могут идти на компромисс с некоторыми идеалами, они должны защищать их. Таким образом, лидеры иногда могут быть напористыми и сознательно выступать против альтернативных систем ценностей. Временами они чувствуют необходимость подтвердить превосходство своих личных, духовных ценностей над требованиями технической операционной системы. Морально мотивированное внутреннее лидерство влечет за собой принципы действия, мотивированные внутренним ощущением духовности лидера (см., например, Бернса, Кови, ДеПри, Фэрхольма, Гринлифа, Ли и Земке, Вейла). Применение моральных ценностей лидера в рабочих ситуациях требует духовной ориентации, сосредоточенной на нравственном поведении. Это задача делать добро, делая хорошо.
Внутренние лидеры устанавливают стандарты поведения для рабочего сообщества. Они создают более высокие моральные стандарты личного поведения, которые служат образцом для подражания последователям. Размеры морального стандарта, конечно, варьируются в зависимости от отдельного лидера и от характера рабочего сообщества и его членов. По крайней мере, следующие элементы деятельности лидера по развитию его моральной стороны кажутся важными для его подготовки к лидерству.
Лидеры демонстрируют более высокие моральные стандарты
Критически важно, что внутренние лидеры являются образцами морали. Они живут по своим моральным нормам. Чтобы жить в соответствии со своими моральными ценностями, лидеры должны сначала узнать, каковы их основные ценности, последовательно жить в соответствии с этими ценностями и сообщать о них своим последователям как на словах, так и на деле. Жить по своей внутренней истине означает претворять эту истину в жизнь. Последователи работают усерднее, когда рабочее сообщество характеризуется взаимным доверием, уважением, заботой друг о друге и когда члены рабочего сообщества уважают друг друга как людей. Эти идеи подходят для изучения как внутреннему лидеру, так и самому низкому работнику.
Лидеры учатся любить своих последователей
Любовь определяет дух морального лидерства и является источником его мужества. Нравственные лидеры учатся получать доступ к исцеляющим и заряжающим энергией силам любви в своей собственной жизни, чтобы они могли передать это отношение — атрибут — своим последователям.
Руководить с любовью также означает, что лидеры понимают, что их страсть к работе и своим работникам исходит из качества сострадания. Они узнают, что в конечном счете лидеры служат и поддерживают своих последователей, а не наоборот. Моральные лидеры начинают любить лидерство, любить продукты своего рабочего сообщества и любить своих последователей.
Лидеры учатся служить своим последователям
У всех людей есть множество потребностей, и лишь часть из них может удовлетворить рабочее сообщество. Сегодняшние рабочие хотят большего баланса между своими потребностями и потребностями рабочего сообщества (Рупперт). Они хотят быть активными в нескольких аспектах своей жизни: любви, семье, вере, уверенности в себе и других. Эти жизненные качества оживляют и определяют их жизнь. Внутренние лидеры следят за тем, чтобы они служили самым высоким стандартам поведения других людей в личной жизни и на работе.
Лидеры сосредоточены на этике
Внутренние лидеры развили чувство этики, основанное на их основных ценностях, что является предшественником эффективного развития ценностей работы и сообщества. То есть личностные базовые ценности лидера составляют основу систем санкций, определяющих его личный нравственный (духовный) центр и формирующих основу общественной морали. Некоторые лидеры применяют свои личные моральные кодексы в рабочем сообществе через официально принятые этические кодексы. Другие планируют время для формального обсуждения моральных вопросов и практики. В первую очередь этическая мораль создается внутренними лидерами, которые берут на себя ответственность, устанавливают моральный климат и берут на себя ответственность за свои действия и результаты. Эти лидеры устанавливают стандарты производительности и морали в своем рабочем сообществе и обеспечивают соблюдение этих стандартов посредством своих ожиданий. С практической точки зрения моральное лидерство включает в себя соблюдение этических стандартов и терпеливое соблюдение своих целей и задач, достаточное для того, чтобы последователи могли предсказать поведение лидера.
Лидеры сосредоточены на морали
Внутренние лидеры опираются на свое духовное ядро, чтобы построить и использовать систему убеждений, отражающую их собственную врожденную добродетель, этику и мораль. И тогда они последовательно живут этим. Внутренние лидеры прислушиваются к своему внутреннему «я», поскольку они развивают своего рода кредо, которое принимает жизнь, уважает ее и придает ей достоинство. Как минимум, такое жизненное кредо включает в себя такие идеи, как не навредить – не делать ничего, чтобы сделать людей или дела хуже. Он распознает долги, умственные или материальные, перед множеством внешних других — традициями, семьей, коллегами, бывшими лидерами, нынешними последователями и многими другими. Сформулированное кредо устанавливает потолок желаний и ограничивает личную свободу лидера. Морально ориентированные лидеры стремятся к интеграции, целостности личности, духовному единству и целостности. Однажды обретенное чувство моральной уверенности позволяет лидерам чувствовать себя хорошо и размышлять о морали текущих деловых вопросов. Это также позволяет им думать о своих действиях с точки зрения их внутренних ценностей и стандартов правильного и неправильного.
Лидеры интегрированы
Сегодня в Америке существует острая потребность в стабильности и духовных ценностях (Гартон). Жизнь в соответствии со своей внутренней правдой требует от лидеров укреплять свою личную и деловую целостность (Хоули). Честность необходима моральным лидерам. Так же как и внимание к их духовным нуждам. Внутренние лидеры ищут — и находят — подлинную природу своего внутреннего духовного «я», открывают и взращивают людей, ситуации и объекты, которые питают их дух и питают их души (Хинкли). Мораль требует честности от всех, кто руководствуется высокими моральными стандартами в своей жизни. Моральная честность — это мужество и самодисциплина, чтобы жить по своей внутренней истине. Это функция ощущения целостности, тотальности, цельности, завершенности. Он включает в себя идею добра, человеческой порядочности, справедливости, доброты, внимания и уважения (Бадаракко и Эллсворт). Чтобы научиться быть нравственно целостным, целостным, требуется мужество. Это включает в себя готовность сказать то, что нужно сказать, и не говорить без необходимости то, что может навредить другому. Это требует самодисциплины. Он требует, чтобы внутренние лидеры уделяли время укреплению своих внутренних, сокровенных сил и соединению себя со своими внутренними побуждениями.
Лидеры развивают нравственное суждение
Этическое поведение проистекает из нашей способности отличать правильное от неправильного и приверженности поступать правильно. Мера морального суждения сводится к положительным ответам на два вопроса: «Как бы я хотел, чтобы со мной обращались в этой ситуации?» (золотое правило) и «Как решение или действие будет читаться на первой полосе газеты?» Моральное суждение является активирующим механизмом морального характера человека. Это часть самоанализа, в который вовлечены лидеры, когда они наблюдают и размышляют над своими действиями и суждениями о событиях. Это часть всех аспектов жизни. Их моральный стержень — это то, что поддерживает внутренних лидеров в течение долгих периодов эмоциональной засухи в рушащемся, коррумпированном и часто разочаровывающем мире.
Вопросы и вопросы для обсуждения
Проблемы
Большинство людей проводят большую часть своей жизни на работе. Они хотят, чтобы это имело моральное измерение.
Моральная честность выступает за один этический, моральный стандарт, применимый к личным, социальным, экономическим и всем другим аспектам жизни.
Внутренние лидеры работают над продвижением моральных стандартов для себя и своего рабочего сообщества.
Если лидеры не отдают своим основным ценностям место на работе — самой значимой части жизни для многих, конечно, с точки зрения времени — они теряют свои моральные центры.
Этика означает нечто большее, чем просто подчинение правилам. Это значит поступать правильно для себя и для наибольшего числа людей.
На некоторых должностях руководителей просят пожертвовать основными ценностями на алтарь целесообразности.
Многие американцы измеряют оперативное проявление своей морали золотым правилом: относиться к другим людям так, как они хотят, чтобы относились к ним.
Очевидно, что лидеры усваивают новый язык лидерства, в котором снова можно использовать все рабочие слова на букву «С» — душа, священное, дух и грех, а также структуру, стандарты, стратегию, система и стиль.
Успешные внутренние лидеры усвоили, что они не могут быть успешными в долгосрочной перспективе, если они не будут основывать свои отношения с теми, кто назначен им помогать, на моральных системах.
Нравственное внутреннее лидерство осуществляется в деятельности, а действие сопряжено с риском.
Внутренние лидеры являются моральными примерами; а моральные лидеры предпочитают не идти на компромисс, не приспосабливаться, не приспосабливаться и не сотрудничать в тех областях, где на карту поставлены их основные ценности.
Любовь определяет душу морального лидерства и источник мужества внутреннего лидера.
Некоторые лидеры применяют свои личные моральные кодексы в рабочем сообществе через официально принятые этические кодексы.
Морально ориентированные лидеры стремятся к интеграции, целостности личности, духовному единству и целостности.
Вопросы
Мера морального суждения суммируется положительными ответами на два вопроса: «Как бы я хотел, чтобы со мной обращались в этой ситуации?» (золотое правило) и «Как решение или действие будет читаться на первой полосе газеты?» Оцените свое лидерство по этим критериям.
Пытаюсь ли я создать сообщество по интересам, охватывающее как рабочее сообщество, так и его ценности, этику и мораль?
Публикую ли я всеми возможными способами свод морали и этического поведения, точно отражающий мое видение?
Оказываю ли я руководство, стимулы, вдохновение и поддержку своим рабочим сообществам и каждому члену?
Включаю ли я четкое моральное измерение в свой выбор работы и действия?
Думаю и действую ли я за пределами узко определенных деловых и политических интересов?
Учебная деятельность, ориентированная на более высокие моральные стандарты
Следующее может быть полезным как для отдельных руководителей, так и для инструкторов лидеров, чтобы получить опыт интеграции своих личных моральных ценностей в действия на рабочем месте.
Занятие 1: Локус морального контроля
Инструкции . Прочтите следующие два набора утверждений и укажите, согласны ли вы в целом с вариантом А или вариантом Б.
Выбор AУспех во многом зависит от правильных перерывов.
Глупо думать, что я действительно могу изменить основные ценности и взгляды другого человека.
Чтобы получить повышение, нужно быть немного удачливее, чем следующий человек.
Многое из того, что со мной происходит, вероятно, связано с удачей.
Часто реакция моего начальства кажется мне случайной.
Брак в значительной степени является азартной игрой.
Иногда мне кажется, что я мало связан с оценками, которые я получаю.
Я мало влияю на поведение других людей.
Верить в то, что можно легко повлиять на то, что происходит в нашем обществе в целом, — это только принятие желаемого за действительное.
Практически невозможно придумать, как угодить некоторым людям.
Продвижение по службе достигается упорным трудом и настойчивостью.
Если вы умеете обращаться с людьми, их действительно очень легко подвести.
Такие люди, как я, могут изменить ход мировых дел, если мы заставим себя быть услышанными.
Умение ладить с людьми необходимо практиковать.
Мой успех — результат моих собственных усилий; удача не имеет к этому никакого отношения.
Я заметил прямую связь между тем, насколько усердно я работаю, и вознаграждением, которое я получаю.
Количество разводов свидетельствует о том, что все больше и больше людей не пытаются сохранить свой брак.
Когда я прав, я могу убедить других.
В нашем обществе способность человека зарабатывать в будущем зависит от его или ее способностей.
Я хозяин своей судьбы.
Вопросы для обсуждения
Как вы думаете, каковы этические нормы человека, выбравшего вариант А? Выбор Б?
Если бы вы были руководителем человека, которого характеризуют утверждения из вариантов А, (Вариант Б), как вы могли бы побудить его или ее сделать то, что вы хотели, чтобы он или она сделали? Будьте откровенны.
Как человек, характеризующийся утверждениями выбора А, отреагирует на официально обнародованный этический кодекс? Выбор Б?
Напишите короткое эссе, описывающее, что, по вашему мнению, должно быть этической основой лидера, характеризующегося факторами выбора А.
Напишите еще одно короткое эссе, описывающее то, что, по вашему мнению, должно быть этической основой лидера, характеризующегося факторами выбора Б.
ГЛАВА ПЛЮС ПЛЮС Полезные подсказки
Главная
О книге
Ресурсы инструктора
Студенческие ресурсы
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава
Глава 3
Глава 4 0003
Глава
Глава 3
Глава 4Глава
Глава плюс полезные советы
Вспышки с ключевыми терминами
Selfiz
Глава 5
Глава 6
ГЛАВА 7
ГЛАВА 8
ГЛАВА
ГЛАВА 10
ГЛАВА 11
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА ГЛАВА. 14
Дополнительная глава
Тест с короткими ответами
Обратитесь к торговому представителю
Карточка комментариев о высшем образовании
Моральный релятивизм
- Введение (история о поездке Элисон и Дейва и подкупе полицейского)
- У людей иногда несколько разные моральные убеждения. Означает ли это, что то, что на самом деле является морально правильным для людей, может различаться — в зависимости от того, во что они верят или от того, что их общество считает правильным или неправильным? Или моральный стандарт по-прежнему действует независимо от того, во что люди верят или практикуют?
- Требования морального релятивизма
- Моральный стандарт — это полный набор моральных принципов и ценностей.
- Три различных взгляда на мораль
- Объективизм : Существует только один общепринятый моральный стандарт — все одни и те же моральные принципы действуют для всех, независимо от того, во что они верят.
- Применяется только к моральным требованиям, не путать с другими социальными и культурными различиями
- По-прежнему допускает, что что-то не так в одних обстоятельствах, что было бы правильно в других
- Релятивизм : Существует один моральный стандарт для всех в данной социальной или культурной группе (то, во что большинство внутри этой группы верит и практикует как морально правильное), но могут быть разные моральные стандарты для разных групп.
- Субъективизм : У каждого человека может быть свой моральный стандарт, в зависимости от моральных убеждений этого человека.
- Объективизм : Существует только один общепринятый моральный стандарт — все одни и те же моральные принципы действуют для всех, независимо от того, во что они верят.
- Оценка субъективизма
- Субъективизм утверждает, что что-то может быть морально неправильным для одного человека, но морально приемлемым для другого.
- В своей наиболее серьезной форме субъективизм предполагает, что любой (или почти любой) моральный принцип может отличаться от одного человека к другому — например, принципы в отношении лжи, убийства и т. д.
- Люди иногда тоже расходятся в том, что требует их совесть, и кажется, что человек делает что-то не так, если он нарушает свою совесть.
- Возражения против субъективизма
- Все мы склонны предполагать, что для всех справедливы одни и те же важные моральные принципы — например, принцип справедливости, проиллюстрированный в истории о человеке, перерезавшем очередь.
- Субъективизм работает против одной из самых фундаментальных функций морали: регулировать то, как люди относятся друг к другу и взаимодействуют друг с другом.
- Если бы основные моральные ценности не разделялись между людьми, то мораль в значительной степени перестала бы функционировать как мораль.
- Нам не нужен субъективизм, чтобы справляться с разногласиями в личной совести.
- Объективный моральный принцип может утверждать, что человек совершает моральный проступок, если он действует так, как он считает морально неправильным.
- Субъективизм утверждает, что что-то может быть морально неправильным для одного человека, но морально приемлемым для другого.
- Соображения в поддержку популярного релятивизма
- Почему некоторые люди думают, что релятивизм верен? Многих убеждает следующий аргумент:
- При взгляде на различные общества обнаруживаются широко распространенные различия в определенных моральных убеждениях и практиках.
- Моральный стандарт, который на самом деле придерживается для общества, определяется тем, какие моральные убеждения и практики широко распространены в этом обществе.
———————-
Следовательно, , В разных обществах действуют разные моральные нормы (то есть релятивизм верен).
- Оценка помещения 1
- Такие различия часто можно объяснить тем, что люди верят в разные описательные утверждения о мире, хотя и принимают одни и те же основополагающие моральные принципы.
- Пример: Греки и каллатийцы придерживались одного и того же морального принципа, согласно которому они должны чтить своих умерших. У них были разные представления о морали каннибализма и кремации, потому что у них были разные представления о загробной жизни и о том, что чтит умерших.
90–109 Хотя различия, упомянутые в посылке 1, не так широко распространены, как может показаться на первый взгляд, в некоторых случаях, по-видимому, действительно существуют подлинные моральные различия (например, разные взгляды на полигамию и моногамию).
- Такие различия часто можно объяснить тем, что люди верят в разные описательные утверждения о мире, хотя и принимают одни и те же основополагающие моральные принципы.
- Почему некоторые люди думают, что релятивизм верен? Многих убеждает следующий аргумент:
- Оценка посылки 2
- Посылка 2 утверждает, что моральные убеждения и практика общества определяют что является морально правильным или неправильным для тех, кто в этом обществе.
- Но то, что действительно имеет место в мире, не зависит от того, во что люди верят.
- Форма Земли не зависит от того, во что верят люди в разных обществах.
- Чтобы установить посылку 2, релятивист должен дать нам основания думать, что, хотя убеждения людей обычно не определяют, как обстоят дела на самом деле, они определяют в случае морали.
- Релятивист не дает нам таких оснований.
- Но то, что действительно имеет место в мире, не зависит от того, во что люди верят.
- Если бы посылка 2 была верна, то большинство в данном обществе никогда не могло бы заблуждаться относительно нравственной правильности или неправильности — они были бы нравственно непогрешимы.
- Тем не менее, общества совершали нравственные ошибки — например, рабство было широко распространено в Америке девятнадцатого века, но рабство по-прежнему считалось аморальным.
- Подводя итоги
- Различия в фундаментальных моральных принципах не так широко распространены, как предполагает посылка 1.
- У нас нет причин думать, что то, что является морально правильным, зависит от того, во что верят люди.
- Если бы релятивист был прав, то большинство общества было бы морально непогрешимым.
- Таким образом, у нас нет веских причин принимать релятивизм.
- Посылка 2 утверждает, что моральные убеждения и практика общества определяют что является морально правильным или неправильным для тех, кто в этом обществе.
(Все эти аргументы используют одну и ту же стратегию: они предполагают, что релятивизм верен, а затем показывают, как это предположение приводит нас к какому-то неприемлемому результату. Это дает нам основания отвергать релятивизм.)
- Возражение ужасного зла : Если бы релятивизм был правдой, то рабство, геноцид, человеческие жертвоприношения и т. д. может все быть морально правильными.
- Что угодно может оказаться морально правильным, если это принимается большинством общества. Но мы, по крайней мере, знаем, что не только , но и могут быть морально правильными.
- Реформаторское возражение : Если бы релятивизм был правдой, то великие реформаторы морали, такие как Сократ, Мартин Лютер Кинг-младший и т. д., должны были бы считаться одними из худших людей в истории. Это потому что реформаторы нравственности обычно выступают против практик, широко принятых в их обществах, и поэтому то, что утверждает релятивизм, является морально правильным для этого общества. Но великие реформаторы морали не были худшими в моральном отношении людьми в истории.
- Нравственный прогресс возражение : Если бы релятивизм был правдой, то не было бы смысла даже говорить об обществе, совершающем нравственный прогресс — приближающемся к нравственному идеалу. Это связано с тем, что нынешние убеждения и практика общества уже должны быть морально правильными, и любое изменение этого стандарта было бы морально неправильным. Но идея морального прогресса, безусловно, имеет смысл.
- Социальные группы возражение : Если бы релятивизм был правдой, то не было бы определенного морального стандарта для многих людей, живущих в современных плюралистических обществах (в которых существует большое количество различных социальных и культурных групп). Это потому, что моральный стандарт человека зависит от группы, к которой он принадлежит. Но люди в современных обществах часто принадлежат более чем к одной социальной/культурной группе.
- Толерантность — это моральная ценность, которая требует от нас уважения моральных убеждений и обычаев других людей, даже если они отличаются от наших собственных.
- Аргумент толерантности : один из самых убедительных аргументов в пользу релятивизма, этот моральный аргумент утверждает, что:
- Терпимость требует, чтобы мы уважали моральные убеждения и обычаи других обществ. 90–109 Релятивизм утверждает, что мы не можем судить о моральных стандартах одного общества как о лучшем или худшем, чем у другого, поскольку каждое из них одинаково подходит для своего собственного общества.
- Согласно объективизму, в принципе можно судить о моральных убеждениях и практиках каждого общества как о более близких (или далеких) от объективных моральных стандартов.
- Но (утверждает аргумент), если мы можем судить о моральных стандартах другого общества, то мы не уважаем это общество, как того требует терпимость.
- Таким образом, ценность терпимости требует, чтобы мы приняли релятивизм и отвергли объективизм.
- Принято: Терпимость является важной моральной ценностью.
- Но толерантность не исключает разногласий между людьми в разных обществах.
- Толерантность исключает одно общество, стремящееся уничтожить другое из-за своего несогласия.
- Уважение на самом деле призывает нас к диалогу, который дает основания считать один набор моральных убеждений и практик более оправданным, чем другой.
- Иметь причины судить о моральных стандартах различных обществ не является неуважением или нетерпимостью.
- Моральная ценность терпимости лучше поддерживается объективизмом, чем релятивизмом.
- Релятивизм отвергает объективные моральные принципы и ценности. Тем не менее, обязательство терпимости должно быть объективным, универсальным для всех. Таким образом, толерантность не может быть просто относительной величиной.
- Если бы релятивизм был правдой, то если бы определенное общество выступало против терпимости, то терпимость стала бы в этом обществе моральным злом, а нетерпимость была бы добром. Таким образом, релятивизм так же легко поддерживает нетерпимость, как и терпимость.
Напротив, объективизм не может поддерживать и то, и другое.
- Объективизм, безусловно, может поддерживать терпимость.
- Если терпимость является моральной ценностью, то объективизм должен запрещать акты нетерпимости.
- Объективизм просто утверждает, что есть единый объективный моральный стандарт.
- Объективизм не разрешает нам допускать, что правильным моральным стандартом является наш моральный стандарт, в отличие от того, во что верят все остальные!
- Рассматриваемая нами версия релятивизма не имеет поддержки; однако есть много веских причин отказаться от него. Таким образом, популярный релятивизм должен быть отвергнут. Тем не менее, существуют более изощренные версии релятивизма, более взвешенные и скромные в своих притязаниях.
- Вонг плюралистический релятивизм
- В разных обществах могут быть разные моральные стандарты.
- Все эти стандарты по-прежнему разделяют одну и ту же объективную моральную основу моральных ценностей и принципов, которая справедлива для любого общества.
- Но моральное ядро неполно — есть моральные требования, которые оно не затрагивает.
- Эти дополнительные моральные требования зависят от различных обществ, из которых они происходят, и могут различаться от одного общества к другому.
- Эти дополнительные требования и создают различия в моральных стандартах.
- Такие различия часто отражают различия в том, как разные общества отдают приоритет одним и тем же основным моральным ценностям.
- В разных обществах могут быть разные моральные стандарты.
- Но с такими различиями может справиться объективизм.
- Представьте, что у общества есть социальная совесть, как у человека может быть личная совесть. 90–109 Предположим, существует объективный принцип, который гласит, что люди в данном обществе не должны действовать таким образом, чтобы нарушать общественное сознание их общества.
Некоторые полезные советы
|