Практическое мышление. Большая российская энциклопедия
Термины
- Области знаний:
- Виды мышления и свойства мыслительных процессов
Практи́ческое мышле́ние, особый вид мышления, специфика которого определяется его включённостью в реальную деятельность субъекта, которая и задаёт его основные характеристики: комплексность и изменчивость объекта; направленность на преобразование и учёт требований реализуемости решения; слабая вербализуемость процесса и содержания опыта. Практическое мышление управляется мотивационной структурой деятельности, в которую оно включено.
История исследования практического мышления
Впервые идея о существовании специфической интеллектуальной активности, отличной от «мудрости» философа – рассудительности, – появляется в «Никомаховой этике» Аристотеля (Аристотель. 1984). Аристотель говорит о том, что рассудительность связана с конкретными человеческими делами и помогает добиваться успеха в них, в отличие от мудрости, смысл которой – в познании неизменных законов. Такое противопоставление «мудрости» и «рассудительности» заложило традицию дальнейшего рассмотрения практического мышления в оппозиции мышлению теоретическому.
Ю. К. Корнилов в работе «Психология практического мышления» даёт описание развития взглядов на природу практического мышления, возникающих в начале 20 в. (Корнилов. 2000). В качестве работ, определивших понимание этого явления, упоминаются работы В. Кёлера (посвящена исследованию научения у человекообразных обезьян: см. Кёлер. 1930), а также О. Липмана и Х. Богена (развивающая идеи Кёлера работа об особенностях мышления обезьян и сопоставляющая их мышление с мышлением детей: см. Lipmann. 1923). В этих исследованиях показано, что мышление, направленное на решение конкретных проблемных ситуаций, определяется конкретными требованиями этих ситуаций, тесно связано с действием, подчинено достижению результата и, в случае с мышлением детей, не имеет тесной связи с понятиями, зафиксированными в словах. Л. С. Выготский говорит о специфичности решения практических задач детьми, обращая существенное внимание на орудийный характер решения таких задач (использование, конструирование и научение использованию внешних предметов и внутренних средств для достижения цели). По его мнению, речь играет существенную роль в возможности освоения орудий ребёнком, являясь универсальным средством, позволяющим обозначать и фиксировать объекты и явления окружающего мира. Работы раннего этапа исследований практического мышления говорят о нём как генетически более ранней форме, предшествующей подлинному человеческому мышлению.
Такое понимание изучаемого явления пересматривается в концепции практического мышления Б. М. Теплова (первая работа опубликована в 1943), в которой он на основе анализа мышления полководцев рассматривает практическое мышление как сложившееся мышление профессионала-практика, включённое в его профессиональную деятельность и подчинённое её целям (Теплов. 1990).
В дальнейшем проблема практического мышления активно исследовалась в контексте специфики его проявления в различных профессиях: мышление оператора в «больших системах» (Пушкин. 1965), мышление спортсмена (Родионов. 1968), мышление врача (Попов. 1972), мышление руководителя (Корнилов. 1982), мышление сталевара (Чебышева. 1983) и во многих других.
Термин «практическое мышление» в большей степени характерен для российской науки, хотя встречается и в зарубежных публикациях (practical thought) (Scribner. 1986). За рубежом сходная проблематика рассматривается в контексте решения комплексных (сложных) задач (complex problem solving) (Дёрнер. 1997), экспертного знания и экспертности (expertise) (Bilalić. 2017), ментальных моделей повседневных явлений и объектов труда (mental model) (Caillot. 1995), представлений об инструменте (Рабардель. 1999).
Характеристики практического мышления
В конце 20 – начале 21 вв. появились обобщающие работы (Корнилов. 2000; Завалишина. 2005; Конева. 2011; Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. 2016), в которых систематизируются основные представления о процессе практического мышления и его характеристиках.
Главной характеристикой практического мышления является его включённость в выполняемую деятельность, откуда проистекают все остальные его особенности, а именно:
1. Направленность на реализацию. Для практического мышления важным является не нахождение принципа решения, а такое решение, которое удовлетворяет текущим условиям ситуации и позволяет максимально экономичным способом достигнуть результата.
2. Слабая вербализуемость процесса и практического опыта. Связано с предыдущей характеристикой. Поскольку искомое решение – это прежде всего «решение-для-себя», оно может быть осознано и вербализовано только в той степени, в какой этого требуют условия труда. Данная особенность ведёт к трудностям исследования процесса практического мышления (см. ниже).
3. Комплексность и изменчивость объекта. Объект профессиональной деятельности обладает больши́м количеством характеристик и встречается в существенной вариации условий деятельности. Кроме того, объект изменяется в процессе взаимодействия с ним. Всё это, с одной стороны, влияет на сложную организацию обобщений практического опыта, с другой стороны, требует адекватного концептуального аппарата для описания сложности, с которой сталкивается человек, решающий профессиональную задачу. Для анализа данной характеристики Ю. К. Корнилов предлагает понятие «взаимодействующая система» (Корнилов. 2000), позволяющая систематизировать сложности организации объекта практического мышления и сложности, предполагаемые взаимодействием с ним. Эта система включает в себя субъекта практического мышления (предполагается анализ его мотивации, профессионального опыта, когнитивных и личностных характеристик), объект (анализируются его свойства и параметры изменения в процессе его преобразования в ситуации производственной деятельности), условия или ситуация (параметры, в которых осуществляется трудовая деятельность и включённое в неё практическое мышление, включающие в себя внешние и внутренние требования к результату и дополнительные характеристики процесса), преобразующая активность и средства преобразования (совокупность параметров, отражающих воздействие субъекта на объект в процессе трудовой деятельности).
4. В связи с тем, что практическое мышление включено в деятельность, оно имеет два специфических этапа, не характерных для мышления в процессе решения задач. Задача практического мышления не дана в явно сформулированном виде, соответственно, от человека, осуществляющего деятельность, требуется обнаружение проблемности текущей ситуации (первый этап) и формулировка проблемы (задачи) (второй этап).
Практическое мышление и практическое обобщение
Отдельной проблемой, рассматриваемой в рамках изучения практического мышления, является организация и функционирование практического опыта – системы знаний, обеспечивающей данный процесс. Практическое обобщение и система таких обобщений, с одной стороны, являются следами опыта решения практических задач, с другой – определяют этот процесс. Соответственно, все особенности практического обобщения вытекают из особенностей практического мышления. Практическое обобщение:
1. Индивидуализировано. Отражает опыт решения практических проблем субъектом. Учитывает его возможности и предпочтения.
2. Слабо осознаваемо и плохо транслируемо, что связано с направленностью практического мышления на реализацию, а не на передачу. Эта особенность практического обобщения затрудняет как процесс его исследования, так и профессиональное обучение.
3. Ситуативно. Знание привязано к ситуации и условиям его реализации. Поэтому такое обобщение не отражает объект во всей полноте его свойств, фрагментарно. Поэтому же человек может обладать противоречивыми знаниями об одном и том же объекте: взаимодействуя с ним в различных ситуациях, объект проявляет принципиально разные свойства. Подробнее об этом на примере представлений об электричестве писали М. Кайло и А. Нгуен-Ксуан (Caillot. 1995).
4. Обобщения практического мышления «готовы к реализации». Знания содержат в себе маркеры, способствующие их актуализации в соответствующей ситуации.
5. Практическое обобщение включает в себя вербальный, наглядно-образный и наглядно-действенные компоненты. Их баланс зависит от характера деятельности, в рамках которой они сформированы.
6. Обобщения организованы иерархично. Отдельные знания систематизируются субъектом. Их сложность и компактность зависит от опыта носителя. Примером таких обобщений высокого уровня может являться пространство проблемных ситуаций – система представлений субъекта о ситуациях проблемности, их характеристиках, вероятности возникновения в рамках его профессиональной деятельности (Конева. 2011). Самым высоким уровнем организации практического знания могут служить метакогниции, общие для широких групп профессий, отражающие знания человека о способах выявления проблемности, путях превращения проблемной ситуации в задачу и способах реализации найденного решения (Корнилов. 2000).
7. Расхождение «теоретического» знания, усвоенного субъектом в процессе обучения и «практического» знания, требующего привязки к конкретным условиям профессиональной деятельности.
В качестве отдельной формы практического обобщения рассматривается знание об инструменте, орудии труда (Рабардель. 1999; Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. 2016). Подразумевается, что в самой конструкции инструмента заложено знание о его функции и способе применения. Инструмент обладает аффордансами и как бы подсказывает человеку, как он может его использовать в конкретной ситуации. Таким образом, сам инструмент как предмет может являться носителем практического знания, воплощённым обобщением.
Особенности исследования практического мышления
Трудность исследования практического мышления и связанного с ним опыта определяется прежде всего двумя факторами: их слабой осознаваемостью и вербализуемостью, а также ситуативностью процесса и опыта, включённостью в конкретную ситуацию деятельности. Проблема метода также сопряжена с проблемой профессионального обучения: оно затруднено по тем же причинам.
Общая стратегия исследования практического мышления и опыта предполагает сравнение «новичков» (профессионалов, начинающих свою карьеру) и «экспертов» (имеющих существенный опыт и демонстрирующих высокую эффективность). Проблема ситуативности знания решается выбором и моделированием для исследования проблемных ситуаций, адекватно отражающих профессиональную деятельность, в рамках которых изучается практическое мышление. Трудности вербализации преодолеваются двумя принципиально различными способами, которые в рамках исследования часто дополняют друг друга. Первый заключается в облегчении процесса вербализации. Примером может служить методический приём «письмо к преемнику», предложенный А. В. Панкратовым (см. Корнилов. 2000). Суть метода заключается в том, что руководителю (мастеру цеха) предлагается написать инструкцию для человека, который будет заменять его длительное время. Создаётся ситуация, требующая вербализации знания, обычно используемого для себя, не требующего рефлексии и осознания. Аналогичным образом работает предложенный В. Н. Носуленко метод референтного общения – обсуждение с экспертом задокументированных (обычно видеосъёмкой) ситуаций его профессиональной деятельности (Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. 2016). Второй способ предполагает детальную регистрацию невербальных компонентов поведения испытуемого в процессе решения профессиональной проблемной ситуации. Примером может служить полипозиционное наблюдение (видеосъёмка), также используемое Носуленко в работах (Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. 2016). Методы изучения практического мышления и опыта могут также использоваться как компоненты профессионального обучения.
На протяжении всего периода изучения практического мышления ведётся дискуссия о существовании его как самостоятельного вида мышления (Брушлинский. 2001; Корнилов. 2000: Корнилов. 2003). Точка зрения о наличии единого процесса мышления, отстаиваемая А. В. Брушлинским, в своей категоричной формулировке предполагает наличие общих форм и характеристик мыслительного процесса вне зависимости от конкретных обстоятельств, от которых субъект в мыслительном процессе как раз абстрагируется. Сторонники наличия специфики практического мышления говорят о принципиальном влиянии включения в деятельность на протекание мыслительного процесса. Вопрос имеет компромиссное решение, зафиксированное участниками дискуссии в поздних работах. Оно заключается в том, что единство и универсальность механизмов мышления не оспаривается, но подчёркивается становление мышления в деятельности человека и влияние системы деятельностей, в которые он включён, на особенности и характеристики мышления данного человека. Таким образом, признаётся, что предмет дискуссии – следствие фокусировки теоретических моделей, отстаиваемых в дискуссии, на глобальных или частных закономерностях изучаемого явления, т. е. мыслительного процесса.
Владимиров Илья ЮрьевичДата публикации: 1 июня 2022 г. в 14:43 (GMT+3)
Практическое мышление
11.11.2011
Исследования С.Л. Рубинштейна позволили рассматривать практическое мышление как протекающее в форме действий и как исходную форму мышления теоретического:
«Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность».
Под «практическим» Рубинштейн понимает «мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач. ..». По его мнению, в простых случаях практическое мышление принимает форму наглядно-действенного. Но обычно оно требует особой наблюдательности, умения быстро переходить от размышления к действию и обратно и других специфических особенностей.
Рубинштейн специально не останавливается на проблеме практического мышления. Она становится центральной проблемой работы Б.М. Теплова «Ум полководца». По мнению автора, «работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой».
Практическое мышление, согласно Теплову, это мышление, протекающее в условиях практической деятельности: дефицита времени, опасности, высокой ответственности за принимаемое решение. Это также мышление, направленное на решение очень сложной задачи — с неопределенными, изменчивыми условиями, отличающимися огромным числом элементов и свойств, которые, казалось бы, надо учесть. Но главное — практическое мышление, по его мнению, ищет решение, неотделимое от исполнения, т. е. сразу же реализующееся.
Таким образом, для Теплова практическое мышление — это не наглядно-действенное мышление, а мышление, регулирующее, определяющее действие. Оно «вплетено» в деятельность в качестве управляющего, регулирующего компонента. Его результаты реализуются в деятельности испытываются в ней.
Сегодня чаще всего мы встречаемся с развитием идей Теплова. Практическое мышление — это мышление, в котором представлены как когнитивная, так и регулятивная функции. Это мышление, отличающееся направленностью на преобразование реальной действительности, а не только на ее познание и объяснение. Осуществляя трудовую деятельность, практически преобразуя мир, человек познает этот мир также и со стороны путей и возможностей этого преобразования. Практическое мышление обеспечивает успешное, адекватное преобразование мира в ходе практической деятельности. Направленность на реализацию вырабатываемого решения вносит глубокие изменения в сам мыслительный процесс. Практическое мышление — это индивидуализированное мышление: если субъект производит изменения в объекте, то свойства объекта воспринимаются сквозь призму возможности воздействия на него и тем самым достигается свойство в форме, адекватной действиям данного субъекта.
Для практического мышления характерно, что оно начинается не со знакомства с условиями задачи, кем-то уже сформулированной, а с проблемной ситуации, которую необходимо заметить в ситуации реально протекающей деятельности. «Условия» задачи никем не представлены, их должен сформулировать сам человек.
На всех этапах мыслительного процесса субъекту приходится помнить, что нужно найти решение не «в принципе», а решение осуществимое, реальное. Это учитывается, когда субъект, берясь за решение, формулирует задачу, выдвигает гипотезу и т.д. Вот почему принимается как проблемная не любая ситуация, а достаточно значимая и разрешимая.
Знания о возможности реализации решения, т.е. практического действия по преобразованию объекта, — это знания о его преобразуемости, о свойствах объекта, позволяющих эти преобразования. Их нередко называют «податливостями». Для практического мышления нужны и другие знания — о взаимосвязях и строении объекта, о том, какие возможны изменения в его различных частях под влиянием вносимого изменения в какой-либо одной части.
Все эти знания организованы не по категориальному, а по ситуативному и субъектному принципу, они часто не осознаются и с трудом поддаются вербализации.Индивидуализированы и знания, получаемые практическим мышлением. Они адекватны преобразующим возможностям субъекта.и плохо вербализуются («молчаливое» знание).
Ключевые слова: Мышление
Источник: Карпов А.В., Общая психология
Связь языка и мышления Ганеев Б.Т. — Язык. Учебное пособие — 2001 |
Программирование мыслительной деятельности … |
Методики исследования мышления в нейропсихологии Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с. .. |
Основные признаки мышления Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Смысловое наполнение мышления. Осмысливание Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова… |
Развитие мышления младенца Раншбург Йене, Поппер Петер — Секреты личности |
Основные виды мыслительных операций Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Технократическое (проективное) мышление Зинченко В.П., Аффект и интеллект в образовании |
Практическое мышление | ИАМ
30.04.2021 | Блог 3 |
Практическое мышление – подход, ориентированный на решение
| Второе измерение ценностного профиля Хартмана (HVP) — это практическое мышление. Важной компетенцией является умение эффективно справляться с проблемными ситуациями. В частности, это ситуации, которые не требуют новых знаний, но могут быть упреждающе реализованы без дальнейшего общения или разъяснений.
Можно привести следующий пример: Сотруднику поставлена задача создать презентацию о компании и модерировать ее на очередной деловой встрече. Так как этому сотруднику трудно говорить бегло и свободно, он решает поискать инструмент, который может дать ему ощущение безопасности во время презентации. Он решает записать свою презентацию на каталожных карточках, так как этот инструмент уже помог ему в других ситуациях обеспечить уверенный внешний вид.
Если проблемы игнорируются и откладываются, это может быстро привести к новым проблемам, которые со временем могут оказать негативное влияние на собственный эмоциональный мир и взаимодействие с окружающей средой. Последствия: беспомощность, чувство бессилия, разочарование, отсутствие мотивации и снижение продуктивности.
Сильный практический склад ума может предотвратить разочарование и неудовлетворенный застой в рабочем процессе. Там, где обычно перед глазами сначала видится только проблема, практическое мышление направляет фокус непосредственно на возможные решения.
Что такое практическое мышление?
Практическое мышление, также называемое здравым смыслом или «умным умом», описывает способность воспринимать свое окружение и «распознавать функции» на основе этого восприятия (Vogel, 2018). Это помогает понять вещи с точки зрения их практической применимости для эффективного решения данной проблемы.
Практическое мышление ориентировано на первом этапе на вопрос «Что меня окружает?». Это позволяет наблюдать за окружающей средой и в то же время способствует остроте зрения для потенциальных ресурсов, а также для ориентированного на решение анализа обстоятельств.
На втором этапе практическое мышление спрашивает: «Что делать?». Таким образом, обстоятельства в окружающей среде открывают для человека готовность к оперативному и ориентированному на решение действию, посредством которого проблемная ситуация может быть разрешена наиболее продуктивным и целенаправленным способом. Проще говоря, практическое мышление — это «талант распознавать, что делает жизнь лучше и проще» (Vogel, 2018).
Как можно решить проблему практически?
Для практического мышления важно не сосредотачиваться на реальной проблеме, а искать возможные решения. Особенно полезен пошаговый подход:
- Сначала определите и определите проблему.
- Наблюдайте за окружающей средой и определяйте ресурсы (Полезные наводящие вопросы: Что меня окружает? Какие ресурсы доступны мне для решения моей проблемы?)
- Сформулировать и оценить подходы к решению (Полезные наводящие вопросы: Что нужно сделать? Какой подход устойчив и эффективен?)
- Действия, ориентированные на решение.
- Применяйте практическое мышление к будущим проблемным ситуациям.
Каковы положительные эффекты практического мышления?
Практическое мышление представляет собой центральную компетенцию, особенно в сфере труда, и включает в себя разнообразные положительные эффекты.
Человек с ярко выраженным практическим мышлением лучше воспринимает свое окружение и, таким образом, ему удается использовать полезные ресурсы. Это может быть выражено, например, в исследовании коллегиальной поддержки. В результате это не только способствует командным навыкам, но и максимизирует эффективность на рабочем месте. В то же время это укрепляет стратегическое мышление, что особенно важно на уровне управления. Следовательно, это побуждает к целенаправленным и оперативным действиям, что положительно влияет на производительность и успех.
Кроме того, практичный образ мышления уменьшает стресс и разочарование. Неприятные ситуации значительно сведены к минимуму, а новые вызовы считаются менее стрессовыми, что способствует мотивации и уверенности в себе. Таким образом, практическое мышление также оказывает положительное влияние на личном уровне.
Заключение
Практическое мышление является важным компонентом профиля ценности Хартмана. Со стороны кандидата HVP делает заявления о практической ориентации и решении проблем (способность), а также о готовности кандидата решать проблемы практически (готовность).
Оценка практического мышления с помощью процесса HVP позволяет компаниям получить представление о кандидате. Основываясь на этих результатах, компания может определить, подходит ли кандидат на должность, которая требует мышления, ориентированного на поиск решений.
Кроме того, практическое мышление не только улучшает восприятие окружающей среды и тренирует взгляд, ориентированный на поиск решений, но также высвобождает оперативные действия и, таким образом, является важным навыком межличностного общения в управлении кризисными ситуациями и на руководящих должностях.
Помимо практического мышления, проблемные ситуации можно решать с помощью структурированного мышления. Как третье измерение профиля ценности Хартмана, структурированное мышление будет более подробно обсуждаться в следующем блоге.
Автор: Димитра Сисманиду, апрель 2021 г.
Авторские права: IAM Global GmbH
Литература
Vogel, U. (2018). Значения профилирования: Handbuch. Система, Anwendungen и интерпретация отчетов. Санта-Крус-де-Тенерифе: значения профилирования.
Практическое мышление: 15 примеров постановки целей производительности
Практическое мышление: используйте эти примеры для определения целей производительности сотрудников. Помогите своим сотрудникам овладеть этим навыком с помощью 5 свежих идей, которые способствуют изменениям.
Практическое мышление — это способность творчески мыслить о проектах или работе, требующей полного внимания для завершения и достижения отличных результатов.
Практическое мышление: поставьте цели своим сотрудникам. Вот несколько примеров:
- Принять стратегический подход к текущей ситуации и активно следовать этой стратегии
- Быть готовым изменить собственную стратегию или анализ проблемы по мере получения дополнительной информации о проблеме
- Обдумать детали или другое части проблемы, чтобы правильно понять и объяснить ее
- Использовать диаграммы, такие как организационные диаграммы или блок-схемы, чтобы увидеть, как разные идеи соотносятся друг с другом
- Оценить источник информации, чтобы убедиться, что он надежен и подкреплен доказательствами
- Сравнить свои первоначальные мысли о ситуации и то, что узнал, чтобы определить, где изменились собственные взгляды
- Взять что-то, что другие видят довольно часто или считают само собой разумеющимся, и анализируют это, чтобы увидеть, может ли это быть решением существующей проблемы
- Сравните и сопоставьте похожие контексты, чтобы начать понимать различия между ними
- Определите, проанализируйте и решите проблему систематически, а не инстинктивно или интуитивно овладейте этим основным навыком с помощью этих идей.
- Живите настоящим. Лучше заниматься делами, которые нужно сделать сейчас, чем бездельничать в ожидании крупного бизнеса в будущем. Жизнь в настоящем означает, что вы заботитесь о том, что у вас есть сейчас, и обращаетесь с этим так, как будто это все, что у вас есть, когда вы мечтаете или думаете о будущем. Это учит важности того, что перед вами, а также срочности, которой это требует.
- Адаптируйтесь к ситуации — Перестаньте злиться, когда все становится сумасшедшим. Вы можете оставаться спокойным, даже когда все сходит с ума слева, справа и в центре. Гибкость необходима, когда дело доходит до ситуаций разной важности. Чем раньше вы научитесь справляться с такими ситуациями, тем лучше.
- Всегда преследуйте свои цели. Практичные мыслители не тратят время на безделье. Они всегда преследуют свои цели, следя за тем, чтобы они достигли каждой из них в обязательном порядке. Преследуя свои цели для их достижения, вы развиваете свой характер, продвигаете свою карьеру и приносите прибыль бизнесу.