Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое привязанность к человеку: Как формируется психологическая привязанность — Психологос

Содержание

Как формируется психологическая привязанность — Психологос

11 мая 2014 г., 06:46

Фильм «История о нас»

Фильм «Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»

Привязанность – это связь, которая притягивает и удерживает человека рядом с кем-то или чем-то, когда его с этим не связывает ни чувство любви, ни интерес либо выгода.

К кому или к чему только не привязываются люди! К своей любимой ложке и щенку, к работе и месту жительства, к старой кофте и друг к другу… Некоторые из этих привязанностей понятны и оправданны, другие больше похожи на чудачества, часть – большая жизненная неприятность. Большинство современных людей привязаны к комфорту, к телевизору, интернету, мобильнику – ко всему этому тянет, даже когда человек понимает, что без этого обойтись можно и даже лучше бы обойтись. Люди привыкают к своему любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке – это тоже варианты бытовых привязанностей. Тем более каждому знакома привязанность между людьми – дружеская привязанность, привязанность между детьми и родителями, любовная и супружеская привязанность.

Такие межличностные привязанности могут иметь разную природу: когда-то житейской, а иногда психологической привязанностью. Житейская привязанность – это привязанность к привычным удобствам и обстоятельствам жизни, иногда неготовность напрягать себя неуютом и неприятностями в случае разъезда. «Почему вы не разъедетесь, вам же трудно друг с другом? – А куда я уеду одна с ребенком? Мне уезжать некуда, квартиры нет, денег снимать квартиру – тоже нет». Более интересна психологическая привязанность – связь между людьми, проявляющаяся то в желании постоянной близости и ощущении защищенности рядом с каким-то человеком, то в боли от потери близости или страхе такой потери.

Самый известный вид психологической привязанности – это привязанность ребенка к матери, как, впрочем, и обратный вариант – привязанность матери к ребенку.

По мере взросления ребенка следует различать привязанность ребенка к матери и любовь ребенка к матери. Чем более дети становятся взрослыми людьми, тем больше в отношениях должно быть любви и меньше привязанности.

Психологическая привязанность может быть как здоровой, так и больной. Здоровая (условная) привязанность – это близкая эмоциональная связь тогда, когда она нужна, и возможность легкого прекращения привязанности, когда она неактуальна. Если привязанность перестает быть мягкой, когда отсутствие предмета привязанности вызывает уже боль – говорят уже о больной привязанности. Невротическая, больная привязанность – жесткая психологическая связь, когда даже представление о существовании без объекта привязанности вызывает страх и боль, ломку на уровне души. Тем более тяжелы переживания в случае, когда человек лишается объекта своей больной привязанности…

В случаях, когда привязанность превращается в нечто, что лишает человека всякой свободы, говорится уже о зависимости, как например, зависимость от алкоголя или наркотиков.

Еще раз пройдемся по понятиям: привык к яблокам на завтрак и ем, их не замечая – это простая привычка. Привык и хочется яблоки на завтрак – это уже привязанность как разновидность привычки. Мне нельзя яблоки, сам себя ругаю, но жру яблоки на завтрак – это зависимость. Привязанность похожа на клей – если клей по типу липучки, это легкая привязанность. Если клей схватил намертво и отдирать приходится с кровью – это зависимость.

Действительно, психологическая привязанность формируется в первую очередь как привычка, просто как результат длящегося контакта, то есть повторения значимых переживаний. Если люди ранее не знакомые люди начинают жить рядом друг с другом и между ними завязываются отношения, со временем эти отношения практически неизбежно перерастают в привязанность.

Женщины, вступая в близкие отношения с привлекательным мужчиной, обычно изначально тяготеют к отношениям с привязанностями, к семье МЫ, в то время как со стороны мужчины чаще проявляется опаска и желание более дистанцированных, более свободных отношений Я плюс Я. Мудрые женщины, знающие природу возникновения привязанности, «покорно» соглашаются на отношения Я плюс Я, а иногда и лукаво сами предлагают их особо осторожным мужчинам, знают главное: с течением времени все отношения Я плюс Я естественным образом переплавляются в семью МЫ…

Если люди безразличны друг к другу, то привязанность между ними не образуется и при длительном времени контакта. Неприязненно относящиеся люди парадоксальным образом тоже привязываются друг к другу (смотри Стокгольмский синдром), быстрее всего психологическая привязанность возникает в отношениях, где фон взаимно положительного отношения чередуется с яркими моментами негативных вспышек. Чем дольше длятся отношения и чем ярче сопровождающие их переживания, тем быстрее возникает привязанность и тем крепче она становится.

Маленькие добавки дискомфорта от потери близости усиливают привязанность, однако в больших дозах привязанность либо уничтожают, либо переводят ее в формат больной привязанности.

Как привычка, психологическая привязанность формируется постепенно, однако нередки случаи, когда привязанность возникает практически мгновенно, по механизму якорения. В животном мире это феномен импринтинга, в человеческой жизни – это запечатление и влюбленность с первого взгляда… Важно понимать, что у людей подобное якорение срабатывает только в случае особого состояния человека, а именно гормональной поддержки, внутреннего психологического настроя («ее душа его искала») и специфической философии жизни, где любовная привязанность является одной из главных жизненных ценностей. Чем в большей степени человек живет на уровне человека-организма, тем чаще и легче он (она) привязывается. Человек-личность с развитым разумом и волей допускает в своей жизни только те привязанности, которые полезны, и прекращает привязанности не нужные.

Переживается привязанность разнообразно – как чувство близости, как любовь, как ощущение груза, как лишение свободы, как страх. Нередко привязанность принимает форму любви: заботимся, чтобы не потерять и слушаемся, чтобы на нас не сердились и от нас не отдалялись. Действительно, сильная психологическая привязанность очень похожа на любовь, и в жизни любовь и привязанность легко путаются, тем более что к одному и тому же человеку у нас может быть одновременно и любовь, и привязанность. Кроме того, мы зависимы от того, к кому привязаны, и поэтому, боясь его потерять, вынуждены о нем заботиться. И тогда привязанность действительно оказывается очень похожей на любовь, оказываясь любовью в добровольно-принудительном варианте.

Любовная привязанность – особый вид психологической привязанности, обычно с чертами больной привязанности, а то и зависимости от объекта любви. Главная черта любовной привязанности – это не радость и не забота, связанные с объектом любви, а любовные страдания, которыми человек когда мучается, а когда со сладострастием упивается.

Умные люди сами с удовольствием привязываются к тому, что их будет по жизни поддерживать, а также к тем людям, общение с которыми радостно или полезно. При этом, привязываясь, они предпочитают не жесткую, а условную привязанность, устроенную как карабин у альпинистов: когда нужно, мы надежно привязаны. Если привал и лучше быть свободным, карабин отщелкивается и мы – свободны.

Привязанности хороши, пока вы нужны друг другу и ваши привязанности – не больные, мягкие, скорее игровые. Если же в отношениях у вашего партнера проявляется жесткая, больная привязанность к вам, то это ситуация опасная. Как предупредить такие отношения и как себя вести, когда к вам привязываются не самые адекватные люди, смотри Профилактика больных привязанностей.

  • Привязанность
  • Типы отношений
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (11):

Гость, 11 мая 2014 г., 23:14

Отличная статья!

Гость, 06 июля 2014 г., 21:38

Хорошая, поучительная статья. Как избавиться от привязанности к мужу, если нет любви?

Гость, 09 июля 2014 г., 01:09

Значит, человек-личность — это эгоист, который относится к людям как к вещам. Надо — попользуюсь, а не надо выкину и нечего страдать…

1

ответ

Н.И. Козлов, 10 июля 2014 г., 08:14

Удивительные выводы.

.. Человек-личность может быть и эгоистом, и альтруистом, может заботиться в первую очередь как о себе, таи и о других. Человек-личность, заботящийся о других, учит себя привязываться так, чтобы это поддерживало отношения, но не создавало проблем и боли.

Гость, 02 июня 2017 г., 13:56

Меня удивила статья. По-моему, разумом можно контролировать только свое поведение. А то, что мы чувствуем — это совсем другое и определяется сердцем, но ни как не головой. Получается, что человек-личность — это какой-то робот без чувств.

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 05 июня 2017 г., 07:59

И так, и не так. Сердце гоняет кровь по нашему организму, и если у нас меняется гормональный химизм крови, то да, у нас меняется и наше состояние. Однако управлять своими эмоциями и влиять на свое состояние можно и нужно, все взрослые люди это делают. Тем более нужно думать, с кем мы связываемся — и не связываться с теми, с кем не надо. А люди с хорошей психологической подготовкой вполне могут сами управлять своими привязанностями: как привязывать себя, так и отвязывать.

Ко мне нередко обращаются клиенты с запросом «Как отвязаться от…», вполне реально помочь и в этих случаях. А если можно помочь другим — то почему бы в случае необходимости не помочь и себе?

Гость, 20 мая 2018 г., 13:25

Добрый день! Подскажите пожалуйста, или скажите что почитать, для того что бы отпустить привязанность? Мужчину своего не любила, но показалось он любит, не могла потерять это чувство, вроде постоянной заботы итд…в итоге вместе прожили 5 лет…а 2 года что без него не могу по прежнему спать даже без него, всегда бессонница, страх одиночества итд, от других мужчин воротит, но и понимаю что его никогда не любила и не люблю, более того это он склонил меня к столь сильной зависимости!!(я всегда убегала, а он будто ловил и не отпускал) В итоге сразу после расставания он встречается с другой!!! Зачем ему нужно было меня привязывать тогда!? Он меня не отпускает все равно, вроде как «давай дружить ты мне близкий человек» я хочу бежать прям в другую страну!!!!! Все мысли о нем связаны с негативом и страхом!!! Что же это такое и как от этого избавиться и начать жить счастливо?

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 20 мая 2018 г. , 16:36

Боюсь, вы тут самостоятельно не справитесь. Хорошей популярной литературы для решения этого вопроса нет, так что только — обращайтесь к специалистам.

1

ответ

Гость, 09 июля 2019 г., 12:17

Хорошо перечитайте статью, вы не уловили момент, там сказанно: «Психологическая привязанность может быть как здоровой, так и больной. Здоровая (условная) привязанность — это близкая эмоциональная связь тогда, когда она нужна, и возможность легкого прекращения привязанности, когда она неактуальна. Если привязанность перестает быть мягкой, когда отсутствие предмета привязанности вызывает уже боль — говорят уже о больной привязанности. Невротическая, больная привязанность — жесткая психологическая связь, когда даже представление о существовании без объекта привязанности вызывает страх и боль, ломку на уровне души. Тем более тяжелы переживания в случае, когда человек лишается объекта своей больной привязанности…» Вот надо с этим поработать вам, обратите внимание на себя, полюбите себя вновь. Всего хорошего.

Гость, 05 сентября 2021 г., 14:32

Автору неведомо чувство любви.

1

ответ

Гость, 08 января 2022 г., 14:21

А что такое любовь?

Материалы по теме:

13 мар. 2016 г.

Не ищите причин в детстве

Если вы страдаете от несчастной любви, не надо искать проблемы в детстве. Это все равно, что ключи искать не там, где потерял, а под фонарем, потому что там светлей, как в анекдоте. Не имеет никакого отношения проблема вашей зависимости к вашему детству.

4Подробнее

22 дек. 2016 г.

Как мотивировать клиентов избавляться от инфантилизма

«Он мой! Почему он заигрывает с этой … Он должен быть только со мной! Если бы можно было его привязать..!» Откуда берется такое отношение к другому человеку? Откуда такая потребность в привязанности? Да такая, что Клиенту хочется физически привязать объект своей любви и никуда не отпускать! Причем: «Даже когда он рядом со мной, мне его все равно мало!» И это говорит не маленький ребенок, сидящий напротив меня в кресле, а взрослая девушка! Не зря, наверное, пришла в голову мне эта ассоциация с ребенком. Иначе бы и не вспомнила я о психологической модели, созданной Э. Берном — транзактном анализе. Мне бы не хотелось вдаваться глубоко в теорию этой модели, но некоторые важные постулаты считаю необходимым озвучить.

1Подробнее

01 янв. 2012 г.

Как правильно страдать от несчастной любви

Возьмите один человеческий объект фертильного возраста. Если вы мальчик, берите девочку, если девочка — берите мальчика. Начните в 8 вечера в пятницу. Лягте ничком на кровать. Ничок должен длиться 60 минут. Если за дверью кто-то из родственников, подоприте в этом случае дверь чем-то тяжелым и на все крики отвечайте насморочным голосом «Все нормально, отстаньте». Насморочный голос достигается рыданиями в течение 8 минут. Горькими девичьими или скупыми мужскими. Рыдания должны быть бесшумными. Вернитесь к пункту 2. Вы лежите ничком, теперь нужно думать. Думать нужно по порядку: а) как прекрасен объект любви в общем б) как прекрасен объект любви в частности в) как недоступен объект любви г) как он прекрасен и недоступен

57Подробнее

01 янв. 2009 г.

Любовь и привязанность

Любовь и привязанность — не одно и то же, но в жизни любовь и привязанность легко путаются. 

29Подробнее

01 янв. 2011 г.

Профилактика больных привязанностей

Привязанности хороши, пока вы нужны друг другу и ваши привязанности — не больные, мягкие, скорее игровые. 

19Подробнее

01 окт. 2022 г.

Стокгольмский синдром

Стокгольмский синдром — психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними. Если террористов удаётся схватить, то бывшие заложники, подверженные стокгольмскому синдрому, могут активно интересоваться их дальнейшей судьбой, просить о смягчении приговора, посещать в местах заключения и т. д.

38Подробнее

01 янв. 2006 г.

Такая сладкая больная привязанность…

Привязанность – эмоциональная связь, когда представление о существовании без объекта привязанности вызывает страх и боль.

17Подробнее

Привязанность к человеку — что это такое и как избавиться

Привязанность к человеку – это чувство, возникающее вследствие сильной симпатии или любви и преданности определенному человеку, и сопровождающееся наличием близости и стремлением к ее поддержанию. Однако не всегда подобное положение вещей является позитивным, т.к. сильная привязанность к человеку способна замещать собой любовь или возникать даже без ее наличия, и тогда эта прилипчивость выступает как болезненная зависимость и патология развития личности.

Что такое привязанность

Механизм развития привязанности изначально обусловливает выживание человека, поскольку без помощи взрослых, человеческий детеныш не способен к выживанию. Для поддержания данных отношений и обеспечения себе соответствующих условий жизни, формируется привязанность к родительским фигурам, обеспечивающим физическое выживание, эмоциональное развитие, познание этого мира. Далее, все больше погружаясь в социум, формируются привязанности к воспитателям (если посещает сад), а далее к другим взрослым, потом детям. Формирование подобных привязанностей к самому близкому к окружению может быть безопасным, когда существует эмоциональная связь, родитель прислушивается к потребностям ребенка и формируется обстановка, способствующая уверенности и адаптивности в формировании личности).

Но встречаются не столь приятные варианты развития, один из которых избегающий, и происходит, если существует эмоциональное пренебрежение с родительской стороны к потребностям ребенка, а поведение и доступность родителя оказывается непредсказуема, тогда ребенок вырастает назойливым, ориентирован на внешнюю оценку и обесценивает близкие отношения. Самая деструктивная форма возникновения первичной привязанности – дезорганизующая, когда ребенка постоянно подавляют или запугивают, что приводит к агрессивности или бездействию, большим трудностям в установлении контактов.

Выявлено, что люди имевшие затруднения в формировании привязанности далее не способны к установлению открытых отношений, у них не формируется сердечная привязанность, что свидетельствует о нарушениях социальной адаптации и может вести к антисоциальному поведению.

Чувство привязанности сопровождает каждого человека, выражается к местам, предметам, еде и людям, определенному ходу событий и специфическим отношениям – все к чему человек привыкает и что приносит ему радость можно назвать привязанностью, но она отлична от любви и потребности. Без привязок прожить можно, но с ними уютнее, радостнее, не так страшно (в зависимости от того к чему привязанность и на основе каких эмоций она сформировалась, такие ощущения и дополняет), без потребностей же прожить либо нельзя вообще, либо это затруднительно и сказывается на здоровье и общем тонусе.

Привязанность к людям может быть во всех типах отношений – любовных, дружеских, родительских и в любом из вариантов в основании лежит желание близости с объектом своей симпатии. Некоторые из этих привязок имеют довольно сильное влияние на дальнейшее формирование личности. Так, в зависимости от того, как формируется привязанность с матерью, сформируются отношения со всем социумом, будет наличествовать или отсутствовать базовое доверие, а также закладываются определенные паттерны поведения. То, как формируется первая сердечная привязанность, оказывает влияние на все дальнейшее восприятие межполовых отношений, сценариев разыгрываемых человеком, способности открываться и доверяться. Если на этих двух уровнях происходит травматизация, то последствия отражаются на всей личности, а избежать деструктивного влияния на дальнейший ход жизни не только самого человека, но встречаемых им людьми, часто становится возможно лишь при помощи психотерапевта.

Сильная привязанность к человеку, обретающая патологические характеристики называется зависимостью и возникает обычно при уже имеющихся нарушениях в сфере формирования привязанностей, либо при наличии фактов эмоционального или физического насилия.

Здоровая привязанность отличается гибкостью, отсутствием какой-либо выгоды, и отсутствием болезненных и негативных ощущений при отсутствии объекта привязки. Т.е. человек способен спокойно переживать разлуку, выносить неизвестность местонахождения и рода занятий того, к кому привязан, а вариант окончания данной связи вызывает грусть, но не критический уровень страха, боли и ощущения бессмысленности жизни.

При здоровой привязанности существует гибкая адаптация личности, позволяющая свободно дышать обоим участникам общения, дающая ресурсы опираться и замечать иные сферы своей жизни. При болезненной зависимости такая гибкость утрачивается, а мир сужается до одного человека, пропадает вариативность поведения, становится сверхважно постоянно находиться рядом или контролировать объект симпатии, при этом существенно страдают другие сферы жизни, причем обоих партнеров. Важным маркером болезненной связи является ощущение боли, страха и маниакального стремления любыми способами не допустить расставания, даже если связь не приносит счастья, даже если партнер хочет уйти.

Привязанность не возникает одномоментно, для ее формирования необходимо время, поэтому, чем больше вы общаетесь с человеком, и чем больше в данном общении возникает эмоционального взаимодействия и значимых для душевной жизни событий, тем более вероятно возникновение привязанности. Для сверхсильной привязки характерен накал страстей, часто делающий ее схожей с любовью, но различия в том, что болезненная привязанность сковывает, тогда как любовь раскрепощает. Именно чтобы не потерять свою свободу, многие стараются избегать привязанностей и близких отношений, тем самым попадая в контрзависимую позицию, где также отсутствует свобода, поскольку выбор только один – не привязываться.

Привязанность к человеку это хорошо или плохо?

Привязанность затрагивает одновременно несколько сфер человеческого проявления – чувства, мысли, действия, самовосприятие. Для такого многогранного понятия не может существовать одного ответа в его оценке со стороны добра и зла. Без привязанности к другому человеку не возможно формирование социального общения, адаптивности в обществе и обеспечения себе душевного комфорта. Если отсутствует привязанность к родителям, то нарушается весь ход развития личности, точно так же как если происходят нарушения формирования привязанности на других важных этапах. Являясь социальным существом, наличие способности поддержания контактов, стремления к сближению являются показателями психической сохранности человека.

Привязанность к другому дает ощущение поддержки и безопасности, таким образом можно получить необходимую опору, если внутренних ресурсов недостаточно. Привязываются люди к тем, у кого могут получить одобрение и помощь, безоценочное принятие, удовлетворение существующих потребностей. И обеспечивая хорошие отношения с окружением, что немаловажно для успешного выживания в мире, привязанность отражает несколько детскую модель взаимодействия с миром. Если посмотреть на все ожидания от объекта привязанности, то они адресуются родительской фигуре, от которой ребенок, так или иначе, зависим. Во взрослом возрасте любая привязка носит определенную долю зависимости, и только уровень зрелости человека может регулировать негативные последствия этого. Если автономная психическая регуляция не сформирована, то любая привязка будет быстро перерастать в зависимость, и вместо получения поддержки будет вспыхивать потребность контроля, вместо тяги душевно и хорошо вместе провести время, с пользой и эмоционально ресурсно для обоих, станет появляться страх потери и желание приковать другого рядом.

Тема зависимости про потерю гибкости в привязанности, лишение свободы как самого человека, так и того к кому привязывается аналогична наркотической зависимости. Аналогия с наркотической зависимостью является наиболее удачной, поскольку при длительном отсутствии другого человека (субъективно длительным отсутствием могут казаться сутки), когда нет возможности узнать местонахождение объекта и получить от него дозу внимания (например, при выключении всей сети мобильного оператора) начинается состояние, отражающее наркотическую ломку. Эмоциональная боль от потери или возможности потери объекта ощущается физически и не дает полноценно существовать.

Если удается не скатываться в инфантильную позицию зависимости, то привязанность обретает взрослую и зрелую форму своего существования, проявляющуюся как любовь, где есть полноценное замечание всех аспектов своей жизни, не возникает разрывающей боли при отдалении объекта, да и сам объект привязанности используется не только с целью получения чего-то эмоционально ценного для себя, а больше для энергообмена и заботы о другом. Таким образом, все зависит от зрелости личности и степени гибкости данного чувства.

Как избавиться от привязанности к человеку

Обычно привязанность формируется, когда вы получаете от другого свою потребность, чаще всего это внутренние силы, спокойствие или жизнерадостность. Так что стоит научиться вырабатывать эти состояния самостоятельно, становясь для себя автономной станцией эмоций. Отлично помогают медитации, спорт, йога, различные духовные практики и психологические группы. Создавайте себе источники счастья повсеместно, ведь ожидая радости только от присутствия одного человека, вы сами формируете токсическую привязку, загоняете себя в тупик. Сидеть в четырех стенах в хандре, ожидая, когда освободится ваша половинка, и только тогда позволять себе счастье – это верная дорога к зависимости и уничтожению ваших отношений.

Избавляться от привязанности имеет смысл, когда она начинает разрушать вашу жизнь и начинать стоит с возвращения потерянного. Обычно, первое, что отходит на второй план, уступая место человеку, – это любимые дела и занятия, так что вспомните, что приносило вам радость или лучше поищите заново занятия, которыми бы вы могли заниматься, погружаясь в процесс. Помимо интересных занятий, начинайте расширять свой круг общения – позвоните старым друзьям, про которых вы забыли, погружаясь в свою привязанность, сходите на мероприятие и познакомьтесь с новыми людьми. Расширяйте круг общения, тогда эмоциональные плюшки, получаемые вами лишь в тех отношениях, вы сможете получать отовсюду, причем, скорее всего более легко и позитивно.

Привязанность к человеку остается психологической проблемой, поэтому почувствовав тягу к своему объекту, задумайтесь, чего именно сейчас не хватает (чувство безопасности вам могут дать другие близкие, ощущение себя прекрасным можно получить в магазинах от продавцов, даже душевное тепло можно получить). Обычно при подобном анализе вырисовывается какая-то пустота, заполнить ее можете только вы, будь то скука или неуверенность, ведь, сколько не затыкай собственные дыры другим, они от этого не исчезают.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Объяснение теории Боулби и Эйнсворта

  • Привязанность определяется как «устойчивая психологическая связь между людьми» (Bowlby, 1969, стр. 194) и может считаться взаимозаменяемой с такими понятиями, как «привязанная связь» и «эмоциональная связь». ”
  • Первая привязанность человека часто завязывается с основным опекуном в младенчестве. Однако следует отметить, что привязанность характерна не только для отношений между младенцем и опекуном, но может присутствовать и в других социальных отношениях.
  • Привязанности различных видов формируются посредством повторяющегося акта «поведения привязанности» или «транзакций привязанности», непрерывного процесса поиска и поддержания определенного уровня близости к другому определенному индивидууму (Bowlby, 1969).
  • Поскольку опекуны различаются по чувствительности и отзывчивости, не все младенцы одинаково привязаны к опекунам.

Содержание

Понимание привязанности

Теория привязанности в психологии берет свое начало в фундаментальной работе Джона Боулби (1958). В 1930-х годах Джон Боулби работал психиатром в Детской психологической клинике в Лондоне, где лечил многих детей с эмоциональными расстройствами.

Этот опыт заставил Боулби задуматься о важности отношений ребенка с матерью с точки зрения его социального, эмоционального и когнитивного развития. В частности, это сформировало его убеждение о связи между ранним разлучением младенцев с матерью и более поздней дезадаптацией и привело Боулби к формулированию своей теории привязанности.

Боулби (Bowlby, 1958) предположил, что привязанность можно понимать в эволюционном контексте, поскольку лицо, осуществляющее уход, обеспечивает безопасность и защиту младенца. Привязанность носит адаптивный характер, поскольку увеличивает шансы младенца на выживание.

Дети появляются на свет биологически запрограммированными на формирование привязанностей к другим, потому что это поможет им выжить.

Это проиллюстрировано в работе Лоренца (1935) и Харлоу (1958). По словам Боулби, у младенцев есть универсальная потребность искать близости с теми, кто за ними ухаживает, когда они испытывают стресс или угрозу (Prior & Glaser, 2006).

Важность ранних эмоциональных связей

  • Привязанность можно определить как глубокую и прочную эмоциональную связь между двумя людьми, в которой каждый ищет близости и чувствует себя в большей безопасности в присутствии объекта привязанности.
  • Поведение привязанности взрослых к ребенку включает чуткое и адекватное реагирование на потребности ребенка. Такое поведение кажется универсальным для разных культур.
  • Теория привязанности объясняет, как возникают отношения между родителями и детьми и как они влияют на последующее развитие.
  • Привязанность чаще всего формируется к тем, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не к человеку, с которым они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это чувствительной реакцией.
  • Привязанность характеризуется специфическим поведением детей, например стремлением приблизиться к объекту привязанности, когда они расстроены или им угрожают (Bowlby, 1969).

Странная ситуация Эйнсворт

Мэри Эйнсворт и ее коллеги обнаружили три основных паттерна, которые младенцы связывают со своими основными опекунами («материнскими фигурами») в ходе процедуры странной ситуации (Ainsworth et al. , 19).78).

В исследование были включены четыре разные выборки младенцев в возрасте около одного года, и они были вовлечены в процедуру «Незнакомая ситуация», примерно описанную ниже:

Младенец был помещен в незнакомую среду со своей матерью и мог свободно исследовать окружающую среду; в комнату вошел незнакомец и постепенно приблизился к младенцу; Затем мать вышла из комнаты, вернувшись после того, как младенец провел некоторое время наедине с незнакомцем.

Эйнсворт и ее коллеги наблюдали, насколько комфортно каждый младенец чувствовал себя физически дальше от матери в незнакомой обстановке, как каждый младенец взаимодействовал с незнакомцем и как каждый младенец приветствовал мать по ее возвращении.

Основываясь на наблюдениях, младенцев разделили на три группы: безопасные, тревожные и избегающие.

Стили привязанности

Стили привязанности относятся к особому способу, которым человек относится к другим людям. Стиль привязанности формируется в самом начале жизни, и однажды установленный, это стиль, который остается с вами и проявляется сегодня в том, как вы ведете себя в близких отношениях и как воспитываете своих детей.

Концепция включает в себя уверенность человека в наличии объекта привязанности, который можно использовать в качестве надежной базы, с которой можно свободно исследовать мир, когда он не в беде, и убежища, в котором можно искать поддержки, защиты и утешения в трудные времена. бедствие.

Надежная привязанность

Боулби (1988) описал надежную привязанность как способность хорошо и надежно устанавливать отношения с другими, а также способность к автономным действиям в зависимости от ситуации.

Надежная привязанность характеризуется доверием, адаптивной реакцией на отказ и верой в то, что человек достоин любви.

Младенец с надежной привязанностью характеризуется активным поиском и поддержанием близости с матерью, особенно во время эпизода воссоединения. Младенец может быть или не быть дружелюбным с незнакомцем, но всегда проявляет больший интерес к общению с матерью.

Кроме того, в той же ситуации младенец, как правило, слегка беспокоился во время разлуки с матерью, но младенец редко плакал.

Эйнсворт и коллеги интерпретировали младенцев, которые были надежно привязаны к своим матерям, проявляли меньше беспокойства и более позитивно относились к отношениям, и, вероятно, потому, что они верили в отзывчивость своих матерей к их потребностям.

Тревожная (амбивалентная) привязанность

Тревожная привязанность (также называемая амбивалентной) отношения характеризуются опасением, что другие не ответят взаимностью на ваше желание близости. Это

возникает, когда младенец узнает, что его опекун или родитель ненадежны и не обеспечивают постоянно чуткого ухода за его потребностями.

Тревожно привязанный младенец характеризуется некоторой амбивалентностью (и сопротивлением) по отношению к матери. Младенец часто демонстрировал признаки сопротивления взаимодействию с матерью, особенно во время эпизода воссоединения в странной ситуации.

Однако, как только контакт с матерью был установлен, младенец также продемонстрировал сильное намерение поддерживать такой контакт. В целом, амбивалентные младенцы часто демонстрировали неадекватное поведение во время странной ситуации.

Эйнсворт и ее коллеги обнаружили, что амбивалентные младенцы беспокоятся и не уверены в реакции своих матерей, а их матерям не хватает «тонкого чувства времени» при реагировании на потребности младенцев.

Во взрослом возрасте люди с тревожно-озабоченным стилем привязанности чрезмерно обеспокоены неопределенностью отношений. Они придерживаются негативной рабочей модели себя и позитивной рабочей модели других.

Избегающая привязанность

Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, избегают взаимодействия с опекуном и не проявляют беспокойства во время разлуки. Это может быть связано с тем, что родитель игнорировал попытки быть близкими, и ребенок может усвоить убеждение, что он не может зависеть от этих или любых других отношений.

Младенец с избегающей привязанностью характеризовался как практически не проявляющий склонности к поиску близости с матерью.

Младенец часто не проявлял беспокойства во время разлуки с матерью, взаимодействовал с незнакомцем так же, как общался бы с матерью, и демонстрировал легкие признаки избегания (отворачивался, избегал зрительного контакта и т. д.) при воссоединении с матерью. мама.

Эйнсворт и ее коллеги интерпретировали избегающее поведение младенцев как защитный механизм против собственного отвергающего поведения матерей, такого как дискомфорт при физическом контакте или более легкое раздражение младенцами.

Дезорганизованная (страшная) привязанность

Мэйн и Соломон (1986) обнаружили, что значительная часть младенцев не относилась к категории безопасных, тревожных или избегающих на основании их поведения в эксперименте «Незнакомая ситуация». Они классифицировали этих младенцев как имеющих неорганизованный тип привязанности.

Дезорганизованная привязанность классифицируется детьми, которые демонстрируют последовательности поведения, в которых отсутствуют легко наблюдаемые цели или намерения, включая явно противоречивое поведение или неподвижность/замирание движений.

Мейн и Соломон обнаружили, что родители неорганизованных младенцев часто имели неразрешенные травмы, связанные с привязанностью, которые заставляли родителей демонстрировать испуганное или пугающее поведение, что приводило к тому, что неорганизованные младенцы сбивались с толку или заставляли их полагаться на кого-то, кого они боялись. в то же время.

Стадии привязанности

Рудольф Шаффер и Пегги Эмерсон (1964) исследовали, развивается ли привязанность через ряд стадий, изучая 60 младенцев с месячными интервалами в течение первых 18 месяцев жизни (это известно как лонгитюдное исследование).

Всех детей обследовали в их собственных домах, и была выявлена ​​закономерность в развитии привязанности.

Младенцев посещали ежемесячно в течение примерно одного года, наблюдали за их взаимодействием с лицами, осуществляющими уход, и опрашивали лиц, осуществляющих уход.

Мать вела дневник для изучения признаков развития привязанности. Было записано три измерения:

Тревога незнакомца – реакция на появление незнакомца.

Тревога разлуки – уровень стресса при разлуке с лицом, осуществляющим уход, степень комфорта, необходимая по возвращении.

Социальные ссылки – степень, в которой ребенок смотрит на опекуна, чтобы проверить, как он должен реагировать на что-то новое (безопасная база).

Они обнаружили, что привязанность ребенка развивается в следующей последовательности:

Асоциальная (0–6 недель)

Очень маленькие дети асоциальны в том смысле, что многие виды стимулов, как социальных, так и несоциальных, вызывают благоприятную реакцию, например, улыбка.

Неизбирательные привязанности (от 6 недель до 7 месяцев)

Младенцы без разбора наслаждаются человеческим обществом; большинство младенцев одинаково реагируют на любого воспитателя. Они расстраиваются, когда человек перестает с ними общаться.

Начиная с 3-х месяцев младенцы больше улыбаются знакомым лицам, и им будет легко справляться с постоянным опекуном.

Специальная насадка (7–9 месяцев)

Особые предпочтения для одной фигурки насадки. Ребенок ищет у конкретных людей безопасности, комфорта и защиты. Это показывает страх незнакомцев (страх незнакомца) и несчастье, когда разлука с особенным человеком (тревога разлуки).

Некоторые младенцы проявляют страх незнакомца и тревогу разлуки намного чаще и сильнее, чем другие; тем не менее, они рассматриваются как свидетельство того, что у ребенка сформировалась привязанность. Обычно это развивается к годовалому возрасту.

Множественная привязанность (от 10 месяцев и старше)

Многие дети, участвовавшие в исследовании Schaffer and Emerson, к 10 месяцам имели множественную привязанность, включая привязанность к матерям, отцам, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и соседям.

Ребенок становится все более самостоятельным и формирует несколько привязанностей. К 18 месяцам у большинства младенцев формируется множественная привязанность.

Множественные привязанности, формируемые у большинства младенцев, различаются по своей силе и важности для младенца. Привязанности часто структурированы в виде иерархии, в соответствии с которой у младенца может сформироваться три привязанности, но одна из них может быть сильнее двух других, а одна может быть самой слабой.

Результаты исследования показали, что привязанность чаще всего формировалась у тех, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не у тех, с кем они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это чувствительной реакцией.

У сильно привязанных младенцев были матери, которые быстро реагировали на их требования и взаимодействовали со своим ребенком. Младенцы со слабой привязанностью имели матерей, которые не могли взаимодействовать.

Длительное влияние ранней привязанности

Согласно теории Боулби (1988), когда мы формируем нашу основную привязанность, мы также создаем мысленное представление о том, что такое отношения (внутренняя рабочая модель), которое затем используем для всех других отношений в будущем, то есть дружба, работа и романтические отношения.

Различные стили привязанности можно рассматривать как внутренние рабочие модели «отношений», которые развились из событийного опыта (Main, Kaplan, & Cassidy, 1985).

Это предполагает, что раннее взаимодействие с опекунами могло не только формировать то, как младенец понимал и вел себя в отношениях (на примере стилей привязанности младенцев), но и что такое влияние могло быть перенесено во взрослую привязанность.

Согласно Боулби (1969 г.) более поздние отношения, вероятно, будут продолжением ранних стилей привязанности (надежных и ненадежных), потому что поведение основной фигуры привязанности младенца продвигает внутреннюю рабочую модель отношений, которая заставляет младенца ожидать того же в более поздних отношениях.

Другими словами, будет преемственность между ранним опытом привязанности и более поздними отношениями. Это известно как гипотеза непрерывности.

У людей привязанность не заканчивается в младенчестве или даже в детстве, а активна на протяжении всей жизни, когда люди получают утешение как от физических, так и от психических репрезентаций значимых других (Боулби, 19 лет). 69).

Благодаря внутренней рабочей модели человека детские модели привязанности передаются через жизненный цикл в подростковый и взрослый возраст.

Понятие безопасности по-прежнему важно; однако растущее появление автономии также имеет важное значение, поскольку система привязанности у взрослых с меньшей вероятностью будет активирована из-за того, что они могут переносить более высокие уровни стресса по сравнению с детьми.

Во взрослом возрасте формируются новые узы привязанности, которые могут стать важным источником поддержки в периоды стресса или в периоды достижения цели и исследования.

Исследователи предположили, что рабочие модели взаимосвязаны в рамках сложной иерархической структуры (Bowlby, 1980; Bretherton, 1985, 1990; Collins & Read, 1994; Main, Kaplan, & Cassidy, 1985).

Например, модель высшего уровня включает в себя убеждения и ожидания по всем типам отношений, а модели более низкого уровня содержат общие правила, касающиеся конкретных отношений, таких как романтические или родительские, подкрепленные моделями, характерными для событий внутри отношений с одним человеком. человек.

Существование множественных ментальных моделей подтверждается данными, демонстрирующими значительную внутриличностную изменчивость ожиданий и представлений людей о себе и других (Baldwin & Fehr, 1995).

Кроме того, хотя конкретные модели отношений привязанности положительно связаны с более всеобъемлющими общими рабочими моделями, корреляции от малых до умеренных (менее 0,40), что указывает на то, что они включали в себя различные убеждения в отношении себя и значимых других (Cozzarelli, Hoekstra, и Былсма, 2000).

Вероятно, общие ментальные модели указывают на типичную оценку себя и других в отношениях, а специфические для отношений представления о себе и своем партнере правдоподобно представляют только часть этих обобщенных убеждений.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S., & Bell, S.M. (1970). Привязанность, исследование и разделение: проиллюстрировано поведением годовалых детей в странной ситуации. Развитие ребенка, 41 , 49-67.

Эйнсворт, доктор медицинских наук (1973). Развитие привязанности ребенка к матери. В B. Cardwell & H. Ricciuti (Eds.), Обзор исследований развития детей (Том 3, стр. 1-94) Чикаго: University of Chicago Press.

Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э., и Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Лоуренс Эрлбаум.

Эйнсворт, доктор медицины (1991). Привязанности и другие привязанности на протяжении всего жизненного цикла. В С. М. Паркс, Дж. Стивенсон-Хинде и П. Маррис (редакторы), Приложение на протяжении всего жизненного цикла (стр. 33–51). Лондон: Рутледж.

Боулби, Дж. (1958). Характер ребенка привязан к матери. Международный журнал психоанализа, 39 , 350-371.

Боулби Дж. (1969). Вложение. Привязанность и потеря:   Vol. 1. Потеря. Нью-Йорк: Основные книги.

Боулби, Дж., и Робертсон, Дж. (1952). Двухлетний ребенок попал в больницу. Труды
Королевского медицинского общества, 46,
425–427.

Доллард Дж. и Миллер Н.Е. (1950). Личность и психотерапия . Нью-Йорк: McGraw-Hill

Harlow, HF & Zimmermann, RR (1958). Развитие аффективной реактивности у детенышей обезьян. Труды Американского философского общества, 102, 501-509.

Прайор, В., и Глейзер, Д. (2006). Понимание привязанности и расстройств привязанности: теория, доказательства и практика. Издательство Джессики Кингсли.

Шаффер, Х. Р., и Эмерсон, Ч. Е. (1964). Развитие социальных привязанностей в младенчестве. Монографии Общества исследований детского развития, 1-77.

Часто задаваемые вопросы

Теория привязанности | Особенности и типы

теория привязанности

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Боулби Мэри Солтер Эйнсворт
Похожие темы:
эмоция развитие младенцев и малышей эгоцентризм надежная привязанность ненадежная привязанность

См. весь связанный контент →

теория привязанности , в психологии развития, теория о том, что люди рождаются с потребностью сформировать тесную эмоциональную связь с опекуном и что такая связь будет развиваться в течение первых шести месяцев жизни ребенка. если воспитатель адекватно отреагирует. Разработанная британским психологом Джоном Боулби, эта теория была сосредоточена на переживании, выражении и регуляции эмоций как на видовом (нормативном), так и на индивидуальном (лично-специфическом) уровне анализа.

Боулби считал, что система привязанности, как он и другие называли ее, выполняет две основные функции: защищает уязвимых людей от потенциальных угроз или вреда и регулирует негативные эмоции после угрожающих или вредных событий. Нормативная составляющая теории привязанности определяет стимулы и контексты, которые обычно вызывают и прекращают различные виды эмоций, а также последовательность эмоций, обычно испытываемых после определенных событий в отношениях. Компонент индивидуальных различий касается того, как личные истории людей, получающих заботу и поддержку от фигур привязанности, формируют их цели, рабочие модели (т.

Увлечение Боулби эмоциональными узами, связывающими людей друг с другом, началось с проницательного наблюдения. Во всех человеческих культурах и даже у видов приматов маленькие и уязвимые младенцы демонстрируют специфическую последовательность реакций после разлуки с их более сильными, старшими и мудрыми опекунами. Сразу после разлуки младенцы яростно протестуют, обычно плача, крича или закатывая истерики, когда ищут своих опекунов. Боулби считал, что энергичный протест на ранних этапах отсутствия опекуна является хорошей начальной стратегией, способствующей выживанию, особенно у видов, рожденных в незрелом и очень зависимом состоянии развития. Интенсивные протесты часто привлекают внимание опекунов к своим младенцам, которые были бы уязвимы для травм или нападения хищников в ходе эволюции, если бы их оставили без присмотра.

Если громкие и настойчивые протесты не привлекают внимания опекуна, младенцы вступают во вторую стадию, известную как отчаяние, во время которой они обычно перестают двигаться и замолкают. Боулби считал, что с эволюционной точки зрения уныние является хорошей второй стратегией, способствующей выживанию. Чрезмерное движение может привести к несчастному случаю или травме, а громкие протесты в сочетании с движением могут привлечь хищников. Согласно этой логике, если протесты не смогут быстро вернуть опекуна, следующей лучшей стратегией выживания будет избегать действий, которые могут увеличить риск причинения себе вреда или хищничества.

После периода отчаяния младенцы, которые не воссоединились со своими опекунами, вступают в третью и последнюю стадию: отчуждение. На этом этапе младенец начинает возобновлять нормальную деятельность без опекуна, постепенно учась вести себя независимо и самостоятельно. Боулби считал, что функция эмоциональной отстраненности состоит в том, чтобы позволить сформировать новые эмоциональные связи с новыми опекунами. Он рассудил, что эмоциональные связи с предыдущими опекунами должны быть оставлены, прежде чем новые связи могут быть полностью сформированы. С точки зрения эволюции, отстраненность позволяет младенцам разорвать старые связи и начать формировать новые с теми, кто заботится о них, которые могли бы обеспечить внимание и ресурсы, необходимые для выживания. Боулби также предположил, что эти нормативные этапы и процессы характеризуют реакции на длительные или безвозвратные разлуки во взрослых отношениях, которые также могут иметь эволюционную адаптивную ценность с точки зрения сохранения, отказа или формирования новых романтических пар.

Помимо определения хода и функции этих трех отдельных стадий, Боулби также определил несколько нормативных моделей поведения, которые младенцы обычно демонстрируют в отношениях привязанности. Такие отличительные черты поведения включают сосание, цепляние, плач, улыбку и следование за опекуном, все из которых служат для того, чтобы удерживать младенца или ребенка в непосредственной физической близости от опекуна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *